дентов в высшем учебном заведении // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы всероссийской научно-практической конференции (28-30 октября 2009 года) / под общ. ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 324 с. - С. 133-136.
5. Тимонин А.И., Павлова О.А. Формирование социально-профессиональной мобильности как задача высшей школы // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. -2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 216-220.
УДК 355.23
Новиков Олег Юрьевич
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко
novoleg@yandex.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ
В статье раскрывается особая значимость Вооруженных Сил Российской Федерации, военно-образовательных организаций в процессе формирования морально-нравственных, духовных, гражданских качеств обучающихся военнослужащих. Указывается, что, к сожалению, воспитательный потенциал Вооруженных Сил России раскрыт не в полной мере, несмотря на то, что государство, общество предъявляют к процессу формирования духовно-нравственных качеств российских воинов высокие требования. Показано, что большинство проблем, касающихся процесса формирования духовно-нравственных качеств гражданина и патриота, у военнослужащих возникают вследствие недостаточно сформированного понимания необходимости более глубокого и системного обращения к религии, к ее воспитательному потенциалу. В статье показана необходимость раскрытия этого потенциала, определена сущность религиозного воспитания военнослужащих. Совершенствование патриотического воспитания на основе реализации потенциала религии рекомендуется осуществлять с целью развития мотивационной системы и ценностных установок, определяющих основание, укоренение нравственных и военно-профессиональных качеств военнослужащих. Аргументируется положение о невозможности формирования качеств человека - гражданина - патриота - защитника Отечества вне осознания духовной ценности религии, ее глубокого нравственного содержания, помогающего понять смысл жизни и деятельности солдата и офицера, их высшее предназначение. Такое воспитание возможно посредством отнюдь не религиозного давления, а деликатного взаимодействия с верующими и неопределившимися военнослужащими на основе индивидуального подхода, обращения к сознанию каждого воина. Для решения проблем, связанных с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием военнослужащих предлагается подход, направленный на объединение усилий Русской Православной Церкви, мусульманского и буддистского сообщества в процессе научения военнослужащих нравственным азам, единым во всех религиях нашей страны.
Ключевые слова: воспитание, духовность и нравственность, патриотизм, Вооружённые Силы России, воспитательный потенциал религии.
На современном этапе развития Вооружённых Сил анализ руководящих документов показывает, что в системе воспитания акцент делается на формирование и развитие личности военнослужащих в соответствии с требованиями современной военной организации государства, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач по обороне и безопасности государства, при этом формируются и развиваются у военнослужащих качества гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственного человека. Однако достижение этой цели крайне затруднительно. Причиной является то, что основные векторы системы воспитания размыты в государстве. Так, например, в школе система воспитания играет второстепенную роль, задача воспитания человека, гражданина, патриота не решается ни в ходе изучения учебных дисциплин, ни в ходе внеучебной деятельности, при этом разрушающе действует система средств массовой коммуникации, пропагандирующая культ денег. В результате та-кой деятельности призывник осознаёт защиту Отечества не как священную обязанность
гражданина, а как потерянное время. Он смутно представляет цели и задачи службы в рядах Вооружённых Сил, нечётко осознаёт, чье Отечество и от кого он призван защищать.
Несколько лучше дела обстоят в Вооружённых Силах. Современные социально-политические и экономические процессы в нашем обществе не могли не повлиять на духовную и нравственную обстановку в Вооружённых Силах Российской Федерации, характеризующуюся сегодня крайней сложностью и противоречивостью. Она является порождением того системного кризиса, который переживает российское общество на этапе своей модернизации [1, с. 4]. Несмотря на многократные реформы Вооружённых Сил, в них также развивается духовно-нравственный кризис, система воспитания не даёт чётких ценностных ориентиров служебной деятельности по отношению к государству и его защите и не служит основой формирования и развития отношения к военной службе не за страх, а на совесть.
Как показывает опыт некоторых войсковых частей, достижение требуемых качеств и отношений
200
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .¿j. № 7, 2014
© Новиков О.Ю., 2014
Совершенствование патриотического воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии
у военнослужащих могут быть частично реализованы на основе внедрения в рассматриваемую систему религиозного воспитания. При этом понимается не возможности влияния религиозной организации, осуществление религиозной деятельности, религиозных отношений, а влияние религиозного сознания верующего на самовоспитание высоконравственной личности и специфических качеств, определяемых его служебной деятельностью.
Анализ религиозных догм традиционных конфессий России показывает, что по отношению к обществу и государству они формируют патриотизм, уважение к истории государства, соблюдение Конституции страны и других законов государства; по отношению к военной службе определяют священным долгом защиты Отечества, верность воинскому долгу, боевым традициям, призывают к развитию профессионализма, дисциплинированности, развитию морально-боевых и психологических качеств. По отношению к воинскому коллективу - формируют атмосферу взаимоуважения не только к представителям своей конфессии, но и к сослуживцам, исповедующим иные религии; по отношению к самовоспитанию военнослужащего - определяют его активную позицию, в которой осуществляется самооценка, саморегуляция, самоконтроль.
Основа реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих определяется уверенностью верующих в святости воинского долга по защите Отечества и в том, что всё, что он делает в Вооружённых силах, не отделяет его от Бога, а приближает к цели жизни. На основании этого для реализации потенциала религии важно определить и создать условия «духовного резонанса» религиозной мотивационной системы военнослужащего и решения боевых, служебных задач. Определение данных условий повысит осознанность деятельности верующих военнослужащих по вооружённой защите Отечества.
Основой служения военнослужащего своему Отечеству является любовь к нему. Поэтому в первую очередь на патриотизме должна основываться система воспитания военнослужащих. Для верующего военнослужащего является необходимым с религиозной точки зрения осознание патриотизма. Обоснование важности с религиозной точки зрения защиты Отечества является важным условием осознанного, добросовестного выполнения своего воинского долга, основой становления и развития защитника Отечества. При этом Вера является для верующего военнослужащего основой мотивационной системы служения Отечеству вплоть до самопожертвования. Об этом ярко свидетельствует примеры из истории развития Вооружённых Сил нашего государства. Так генерал П.Н. Краснов, участник Первой мировой войны, отмечал, что государство, которое отказывается от
религии и от воспитания молодёжи в вере в Бога, готовит себе погибель в материализме и эгоизме. Оно будет иметь трусливых солдат и нерешительных начальников [5, с. 45].
Совершенствование патриотического воспитания военнослужащих на основе реализации потенциала религии рекомендуется осуществлять с целью развить их мотивационную систему и определить доминирование ценностных установок, определяющих формирование качеств военнослужащих, обеспечивающих выполнения задач, определяемых служебной деятельностью. Важность данной деятельности определяется словами В.В. Зеньковского: «Связать проблему воспитания с темой спасения, значит уяснить себе смысл воспитания» [2, с. 245].
Существует много определений патриотизма, в основе которых лежит готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины и своего народа. Такое чувство формируется на основе духовного уклада жизни народа, который определяется верованиями, традициями и общими для него идеями. В нашем Отечестве обусловлено исторически большое влияние традиционных религий на духовный уклад жизни народа. Так, в сложные этапы развития нашего Отечества спасалось оно духовной силой народа. Единение людей осуществлялось на основе религии. И это обстоятельство необходимо учитывать при организации воспитательной работы с военнослужащими. Рассматривая патриотическое воспитание, важно акцентировать внимание на основных составляющих реализации потенциала религии, которые повышают эффективность его проведения. Ими являются: роль религиозных объединений в истории Отечества; религиозные основы любви к своей стране, народу. Кроме того, наиболее значимыми направлениями являются: обоснование с точки зрения теологических основ религиозных объединений вооружённой защиты своего отечества; сущность с религиозной точки зрения военной присяги, боевого Знамени и важности соблюдения верности им.
Религиозные конфессии определяют разное отношение к Вооружённой защите Отечества. Некоторые из них поддерживают её, другие определяют её личным делом каждого верующего, а некоторые призывают к пацифизму. Традиционные религиозные объединения России в своих программах поддерживают вооружённую защиту Отечества и указывают ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Так Русская Православная Церковь определяет, что для христианского воина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним (Мф. 22,37-3; Мк. 12,30; Лк. 10,27).
Ярким свидетельством внимания Русской Православной Церкви к защитникам Отечества являются такие факты: 130 памятных дат, имеющих
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014
201
прямое отношение к воинской службе, содержит в себе православный календарь. Многие сотни храмов, в том числе и храм Христа Спасителя в Москве, были сооружены Русской Православной Церковью в честь тех или иных событий, связанных с ратным подвигом защитников Отечества [4, с. 10].
Христианин-патриот любит своё Отечество как место, где пребывает и сохраняется Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному. Поэтому христианин-военнослужащий, защищая своё государство, исполняет заповедь о любви к Богу, так как выполнение гражданских обязанностей для православного человека представляются как образ главного вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно.
Мусульмане также поддерживают вооружённую защиту Отечества. В своих проповедях исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих. При этом они рассматривают защиту Отечества, интересов государства, заботу о его безопасности как одну из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, как дело благородное и достойное настоящего мужчины. Ислам всегда воспитывает в мужчине дух борца, воина, защитника тех, кто слабее [3, с. 4]. Так выпущенный в 2001 году Советом муфтиев России документ «Основные положения социальной программы российских мусульман» определяет готовность мусульманской общины содействовать государственным органам в подготовке молодёжи к службе в рядах Вооружённых Сил, считая её долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Использование буддизма в политике противоречит сугубо религиозной ориентации этого учения. Однако Буддийская традиционная Сангхья России
поддерживает вооружённую защиту Отечества и считает приемлемым службу в Вооружённых Силах Российской Федерации для людей, исповедующих буддизм. В целях религиозной поддержки военнослужащих-буддистов 23 мая 2013 года Министр Обороны России Сергей Шойгу подписал назначение на должность заместителя командира соединения по работе с верующими военнослужащими Баир-ламу.
Таким образом, традиционные религии России, имеющие общие корни с российской историей и культурой, определяющие её традиции на протяжении всей её истории и активно влияющие и в настоящее время на развитие Российской Федерации, выступают важным элементом патриотического воспитания в государстве. В Вооружённых Силах важно учитывать этот фактор и реализовывать потенциал религии для совершенствования патриотического воспитания военнослужащих.
Библиографический список
1. Алехин И.А. Духовно-нравственное воспитание офицеров Российской армии: монография. -М.: ВУ, 2008. - 233 с.
2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, 2002. - 245 с.
3. Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами / С.А. Григорян, С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев. - М., 2005. - 102 с.
4. Носков Ю.Г. Религия и военное дело: отношение религиозных организация России к проблемам войны и мира. - М.: ВУ, 2008. - 72 с.
5. Полохов Д. Нравственно-патриотическое воспитание в Вооружённых Силах на основах православной христианской веры: дис. канд. богословия. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. - 150 с.
202
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 7, 2014