УДК 37.01-057
13.00.00 Педагогические науки
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ИДЕИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ-ПОГРАНИЧНИКОВ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Алиев Тимур Имирбегович аспирант
e-mail: [email protected] Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Происходящие реформаторские изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах Российской Федерации существенно изменили сознание российских граждан, в том числе и молодых пограничников. Характерное для сегодняшних дней снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования способствует падению уровня нравственности, морали, этики, патриотизма молодежи, что настоятельно требует поиска новых педагогических моделей воспитания патриотов. Актуальность темы обусловлено наличием сложных и противоречивых социальных процессов, к которым относятся терроризм, миграция населения, обострение межличностных отношений, утрата духовных ориентиров и др. В создавшейся обстановке патриотическая идея вновь стала востребована как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи России, укреплению её обороноспособности, сохранению независимости и территориальной целостности. Актуальность темы обусловлена и ростом значения патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных формирований Российской Федерации. Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от личного состава Федеральной пограничной службы РФ готовности и способности воинов отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с любовью и преданностью своему Отечеству. Формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путем организации и проведения соответствующего воспитания. В статье авторами на основе анализа работ отечественных ученых раскрывается сущность аксиологического подхода, показана его роль в воспитании патриотизма у воинов пограничников
Ключевые слова: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ПАТРИОТИЗМ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПОГРАНИЧНИКИ, РАЗВИТИЕ, ОТЕ-
UDC 37.01-057 Pedagogical sciences
CONCEPTUAL VIEWS AND IDEAS OF STATE-PATRIOTIC GUARDS SOLDIERS BASED ON AXIOLOGICAL APPROACH
Aliyev Timur Imerbegovic graduate student
e-mail: [email protected] Admiral Ushakov State Maritime University, Novorossiysk, Russia
The events of the reformist changes in the political, socio-economic and spiritually-moral spheres of the Russian Federation substantially changed the minds of Russian citizens, including young guards. Characteristic for the reduction of the educational potential of Russian culture, art, education contributes to the falling standards of morality, ethics, patriotism of youth, it is imperative that the search for new pedagogical models of education patriots. The urgency is due to the presence of complex and contradictory social processes, which include terrorism, migration, worsening of interpersonal relationships, loss of spiritual guidance etc. In the present situation the Patriotic idea has once again become popular as the guarantor of social stability as a consolidating force in Russian society, able to contribute effectively to the development of the economic power of Russia, strengthening its defense capability, the preservation of the independence and territorial integrity. Implementation of border policy of the Russian Federation in modern conditions requires from the personnel of the Federal border service of the Russian Federation the its willingness and ability of soldiers to defend the vital interests of Russia, which involves a combination of competence, deep professional knowledge, skills and abilities with love and pre-given to his country. The formation and development of such high Patriotic qualities of the personality is possible only through the organization and conduct of the appropriate education. The authors, based on analysis of works of domestic scientists, reveals the essence of axiological approach, showing its role in the education of patriotism among warriors guards
Keywords: AXIOLOGICAL APPROACH, PATRIOTISM, PATRIOTIC EDUCATION, BORDER, DEVELOPMENT, HOMELAND, TRADITIONS, PUR-
ЧЕСТВО, ТРАДИЦИИ, ЦЕЛЬ, ЦЕННОСТИ POSE, VALUES
Doi: 10.21515/1990-4665-127-068
В настоящее время в российском социуме и отечественной науке проблеме патриотизма и патриотического воспитания уделяется особое внимание. Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания - яркое тому подтверждение.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (РФ) [3] определяет патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». В этом же документе формулируется базовое понимание патриотизма, определяемого как «сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества».
Более 1000 лет патриотизм играет величественную роль в истории России и её сохранении, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении суверенитета и национальной безопасности. В новых реалиях, для российского государства, общества, силовых структур РФ, воинов-пограничников, патриотизм становится важнейшим источником жизнедеятельности. Этим и объясняется значимость в системе воспитания воинов государственно-патриотического воспитания (ГПВ), суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота, пограничных войск высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3, 8].
Изучение трудов отечественных ученых и многочисленных диссертаций на тему воспитания патриотизма [1, 5 - 10] показывает на необходимость серьёзного отношения к разработке теоретической и методологической базы исследования рассматриваемого феномена. В практике изучения патриотизма наиболее часто применяются системный, деятельност-ный, средовый, акмеологический, личностно-ориентированный, культурологический и компетентность^ подходы. При этом большинство работ посвящены организации патриотического воспитания учащейся молодежи -студентов и курсантов современных вузов. Диссертационных исследований посвященных изучению воспитательно-патриотической деятельности (ВПД) с другими категориями молодежи, в т.ч. и действующих военнослужащих очень мало. Нет фундаментальных исследований проблемы формирования патриотизма у молодых военнослужащих, воинов-пограничников проходящих службу по контракту в пограничных войсках. В воспитательно-патриотической работе не в полную силу использованы возможности аксиологического подхода.
Основываясь на взгляды В.А. Сластенина [7], Т.Г. Калюжной [1], Г.М. Коджаспировой [2], С.И Маслова [5], Э.В. Романовой [6], Г.Н. Фадеева [9], И.В. Чепуриной [10] и др. под термином «аксиологический подход» - это системно-ценностный подход, позволяющий через современные приоритеты, основанный на традиционных и новых ценностях образования, подчеркнуть центральное положение человека в педагогической системе. Главное направление подхода - формирование общечеловеческих и национальных ценностей у воспитанников.
Сегодня органы военного управления и военные кадры нуждаются в научном обосновании процесса ГПВ пограничников, наличия концептуальных представлений и идей воспитания патриотов на основе аксиологического подхода, разработки соответствующей педагогической модели и целевой программы воспитания патриотизма, что позволило бы организо-
вано и систематизировано проводить воспитательный процесс с военнослужащими.
Изучение научной литературы [1, 5-10] относящейся к теме аксиологического подхода к ГПВ позволяет выявить основные его характерные особенности, применительно к воспитанию воинов-пограничников:
- пронизывает систему ГПВ воинов-пограничников, в основе, которой - патриотизм как идеал, как высшая ценность, смысл всего современного процесса воспитания патриотов и системы базовых национальных ценностей;
- устанавливает иерархию патриотических ценностей, определяющих содержание основных направлений духовно-нравственного развития и ГПВ;
- утверждает воина-пограничника как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм, требований Военной Присяги и общевоинских уставов;
- определяет воина-пограничника как носителя общечеловеческих, базовых государственных, национальных и воинских ценностей,
- позволяет выстроить на прочных морально-нравственных основах уклад всей жизнедеятельности и воинской службы, что надежно обеспечивает противостояние имеемым в обществе моральным деформациям;
- выполняет роль связующего звена между практическим (личная деятельность) и познавательным (абстрактно-теоретический) подходами;
- способствует личности в верной мировоззренческой оценки происходящих событий, решаемых задач, принимаемых решений, реализации целей.
Опыт многочисленных исследований воспитания патриотов [1, 5, 6, 9, 10] показывает, что ВПД с воинами-пограничниками будет более ре-
зультативной, если она будет осуществлять на обоснованных концептуальных основах, позволяющих придать системный характер ВПД.
Центральным компонентом концептуальных основ является цель патриотического воспитания воинов-пограничников - формирование ценностного отношения к патриотизму как важнейшей духовно-нравственной, социальной и военно-профессиональной ценности личности военнослужащего.
Достижение намеченной цели возможно при решении таких задач:
- выявление теоретических основ и специфики применения аксиологического подхода в ВПД с воинами-пограничниками;
- определение роли и места аксиологического подхода к ГПВ воинов-пограничников в общей системе обучения и воспитания военнослужащих непосредственно в процессе воинской службы;
- создание в воинской части аксиологизированной информационно-воспитательной среды;
- разработка содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективное функционирование целостной системы ГПВ воинов-пограничников на основе аксиологического подхода;
- формирование у каждого военнослужащего возвышенного отношения к патриотическим ценностям;
- воспитание верности боевым и героическим традициям Отечества, Вооруженных Сил РФ, пограничных войск;
- утверждение в воинской среде сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее территориальной целостности, безопасности и суверенитета;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
Основываясь на требования аксиологического подхода расставим акценты процесса ГПВ воинов-пограничников и определим его ценностные доминанты [1-10]. Выполненный анализ научных источников позволяет нам утверждать, что основными патриотическими ценностями для воина-пограничника являются: Отечество (страна предков и отцов человека, важнейшая национальная ценность), Родина (страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов), патриотизм (наиболее значимая, непреходящая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства; важнейшее духовное достояние личности и характеризует высший уровень ее развития; проявляется в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества), верность (стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга), культура (совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать), язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения; общее достояние народа и его культурная гордость), история (прошлое и настоящее Отечества, народа и его вооруженных сил, вызывающее чувство гордости у патриота), традиции (множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической, общественной и воинской деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений), вера (состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности), соборность (цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство), семья (ячейка общества, важ-
нейшая школа нравов, где человек делает первые шаги по пути морального становления личности), честь (моральные качества военнослужащего достойные уважения и гордости; его соответствующие принципы), воинский долг (осознание воином требований общества и государства, и его внутренняя готовность сознательно и добросовестно выполнять их), ответственность (особое отношение между поступками человека, намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом).
Процесс ГПВ воинов-пограничников с опорой на аксиологический подход предполагает руководство следующими принципами:
- научности (предполагает соответствие содержания процесса ГПВ требованиям современной науки, педагогическому опыту, накопленному мировой цивилизацией);
- гуманизма (полагает признание ценности воина-пограничника как личности, его прав, создание условий для его развития как патриота);
- системности (предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему);
- приоритетность (предполагает непременный учет в ВПД исторического и культурного наследия, духовных ценностей, традиций Отечества, Вооруженных Сил РФ, пограничных войск);
- преемственности (предполагает передачу патриотических ценностей от старшего поколения молодому поколению воинов-пограничников);
- единства национальных и интернациональных интересов народов России (предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира);
- комплексного подхода (предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию);
- активности и наступательности (предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения воинов и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России);
- дифференцированного подхода (предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой категории военнослужащих, их возрастных особенностей).
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
К основным направлениям ГПВ воинов-пограничников относятся:
1. Духовно-нравственное направление, включающее:
- воспитание высоко нравственной личности, обладающей следующими развитыми моральными качествами: любовь к Отечеству и многонациональному российскому народу, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, соблюдение правил поведения, мужество;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на добросовестное и верное служение интересам своего Отечества;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, включающее:
- воспитание уважения к истории Отечества, гордости за героическое прошлое и настоящее Российской Федерации;
- воспитание любви к своей «малой» Родине, родному краю, региону в котором проходит воинская служба;
- активное участие в работе по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы, их благоустройству;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, толерантности и уважительного отношения к представителям других народов и культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы и Конституции РФ, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.
4. Военно-патриотическое направление, включающее:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых подвигов воинов-пограничников в годы Великой Отечественной войны и при защите государственной границы государства;
- сохранение и приумножение воинских и боевых традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч воинов-пограничников с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Указанные направления взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Практика ГПВ предусматривает применение комплекса форм воспитательного воздействия: проведение памятных дней (День Победы, День защитников Отечества, Дней воинской славы); участие в акциях патриотической направленности; конкурсы, викторины, тематические вечера, уроки мужества, лекции, групповые беседы, спортивные состязания и др.
Основными методами ГПВ являются: убеждения, пример, опоры на жизненный опыт воспитываемых, дифференцированного и индивидуаль-
ного подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.
Процесс ВПД наиболее эффективно протекает при создании в воинской части системы государственно-патриотического воспитания, основанной на ценностях духовно-культурной и государственной жизни России с тем, чтобы быть устойчивой к изменениям внутренней и внешней политической ситуации; соответствующей патриотической нормативно-правовой базы; учитывающей требования вышестоящего командования к воспитанию военнослужащих и возрастные особенности воинов-пограничников.
Такая система ГПВ включает следующие стратегические линии:
- вооружения воинов глубокими знаниями о сущности общечеловеческих ценностей и понимания их роли в развитии патриотизма личности;
- выработку у каждого воина системы патриотических убеждений и знаний, базирующихся на отечественных патриотических ценностях;
- формирование у каждого воина-пограничника патриотической позиции базирующейся на патриотическом мировоззрении, патриотических убеждениях, имеющий в основании величие таких ценностей как любовь к Отечеству, преданность государству и народу, воинскую честь, долг перед Родиной, верность воинским традициям, добросовестность в воинской службе, мужество, отвага, гражданственность, честность;
- формирование у воинов устойчивых форм патриотического поведения, накопление опыта государственно-патриотической деятельности и его реализация в служебной деятельности, воспитании подчиненных.
Механизм реализации концепции ГПВ предполагает:
1. Объединение усилий и координацию действий органов военного управления, командиров всех степеней направленных на формирование высокого уровня патриотизма и государственно-патриотической позиции воинов-пограничников;
2. Разработку и исполнение целевой программы государственно-патриотического воспитания воинов-пограничников «Патриот Отечества»;
3. Корректировку системы государственно-патриотического воспитания воинов-пограничников с учетом требований аксиологического подхода;
4. Мониторинг уровня патриотизма воинов-пограничников.
К важнейшим организационно-педагогическим условиям реализации концепции ГПВ воинов-пограничников относятся:
- создание аксиологизированной информационно-воспитательной среды, позволяющая эффективно организовать ВПД;
- ориентация воспитательно-патриотической системы на всемерное использование потенциала культуры, истории и традиций в интересах воспитания каждого пограничника как гражданина, профессионала и патриота;
- совершенствование педагогического мастерства командиров и офицеров, осуществляющих ВПД с личным составом пограничных войск;
- формирование интереса к патриотической идее и патриотическим ценностям у воинов-пограничников;
- использование системы стимулирования и поощрения активистов воспитательно-патриотической деятельности;
- организация тесного взаимодействия с государственными структурами, воинскими частями, общественными организациями и религиозными конфессиями.
Результатом ГПВ воинов-пограничников следует считать наличие у каждого военнослужащего высокого уровня патриотизма, выражающегося в широком патриотическом мировоззрении, твердых патриотических убеждений являющихся основой патриотической позиции и государственно-ответственного подхода к выполнению должностных обязанностей.
Предлагаемые концептуальные основы, представления и идеи ГПВ воинов-пограничников нуждаются в постоянном творческом развитии, корректировке и обогащении.
Таким образом, вышеизложенное позволяет нам резюмировать:
1. Аксиологический подход, применяемый в современной педагогической теории и практике, служит надежной методологической основой для проведения исследования процесса государственно-патриотического воспитания воинов-пограничников. Руководство требованиями данного подхода к процессу государственно- патриотического воспитания будет способствовать развитию необходимых патриотических знаний и умений, которые позволят каждому воину-пограничнику сформировать у себя государственно-патриотическую позицию, базирующуюся на общечеловеческих и отечественных культурных, нравственных, патриотических и воинских ценностях.
2. Разработанные концептуальные основы, представления и идеи позволят на научной основе организовать и проводить процесс государственно-патриотического воспитания воинов-пограничников.
Литература:
1. Калюжная Т.Г. Аксиологический подход в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя [Электронный ресурс]/ http://lib.iitta.gov.ua (Дата обращения: 16.11. 2016).
2. Калюжная Т.Г. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 г. [Электронный ресурс]/ http:// minobr.government-nnov.ru (Дата обращения: 27.11. 2016).
4. Краткий словарь специальных терминов по аксиологии музыкального образования /Сост. Г.Г. Коломиец [Электронный ресурс]/ http://bank.orenipk.ru/Text/t30_445.htm (Дата обращения: 26.11. 2016).
5. Маслов С.И., Маслова Т. А. Аксиологический подход в педагогике //Известия Тульского государственного университета. - 2013. - №3-2. - С. 202-210.
6. Романова Э. В. Реализация ценностного подхода к патриотическому воспитанию на уроках истории [Электронный ресурс]/ http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library (Дата обращения: 16.11. 2016).
7. Сластенин В. А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
8. Стрельников В. Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации // Ориентир. - 2010. - №1. - С. 56-62.
9. Фадеев Г.Н., Двуличанская Н.Н., Матакова С.А., Волков А.А. Системно-аксиологический подход как поиск новой парадигмы при обучении химии в системе непрерывного образования «школа - колледж - вуз» [Электронный ресурс]/ http://www.chem.msu.su/rus/books/2010/lunin/fadeev.pdf (Дата обращения: 29.11. 2016).
10. Чепурина И.В. Аксиологический подход к патриотическому воспитанию курсантов военного вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /И.В. Чепурина. - Махачкала, 2008. - 242 с.
References
1. Kaljuzhnaja T.G. Aksiologicheskij podhod v sisteme professional'no-pedagogicheskoj podgotovki budushhego uchitelja [Jelektronnyj resurs]/ http://lib.iitta.gov.ua (Data obrashhenija: 16.11. 2016).
2. Kaljuzhnaja T.G. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slo-var': dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. — M.: I; M.: Izdatel'skij centr «Akademi-ja», 2000. - 176 s.
3. Koncepcija patrioticheskogo vospitanija grazhdan Rossijskoj Federacii ot 21 maja 2003 g. [Jelektronnyj resurs]/ http:// minobr.government-nnov.ru (Data obrashhenija: 27.11. 2016).
4. Kratkij slovar' special'nyh terminov po aksiologii muzykal'nogo obrazo-vanija /Sost. G.G. Kolomiec [Jelektronnyj resurs]/ http://bank.orenipk.ru/Text/t30_445.htm (Data obrashhenija: 26.11. 2016).
5. Maslov S.I., Maslova T.A. Aksiologicheskij podhod v pedagogike //Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - №3-2. - S. 202-210.
6. Romanova Je. V. Realizacija cennostnogo podhoda k patrioticheskomu vospita-niju na urokah istorii [Jelektronnyj resurs]/ http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library (Data obrashhenija: 16.11. 2016).
7. Slastenin V.A. Pedagogika Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'-skij centr "Akademija", 2002. - 576 s.
8. Strel'nikov V. Sistema voenno-patrioticheskogo vospitanija v Rossijskoj Fe-deracii // Orientir. - 2010. - №1. - S. 56-62.
9. Fadeev G.N., Dvulichanskaja N.N., Matakova S.A., Volkov A.A. Sistemno-aksiologicheskij podhod kak poisk novoj paradigmy pri obuchenii himii v sisteme nepreryv-nogo obrazovanija «shkola - kolledzh - vuz» [Jelektronnyj resurs]/ http://www.chem.msu.su/rus/books/2010/lunin/fadeev.pdf (Data obrashhenija: 29.11. 2016).
10. Chepurina I.V. Aksiologicheskij podhod k patrioticheskomu vospitaniju kur-santov voennogo vuza: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 /I.V. Chepurina. - Mahachkala, 2008. - 242 s.