References
1. Bendes-Iakov A. & Fridman J. (2000). Molodezh' alimovbez roditelej (NAALE - MABR). lerusalim: Institut Genrietty Sol'da.
2. Kautman T. & Vatson S.M. Polovye razlichiya v samoocenke podrostka: Issledovanie Domenov. Zhurnalgeneticheskojpsihologii. 2001; 162 (1): 93 - 117.
3. Vaters E. & Sroof L.A. Social'naya Kompetentnost' v Kachestve Konstrukcii Razvitiya. Obzor razvitiya. 1983; 3: 79 - 80.
4. Roberts i dr. Vosprinyatyesemejnyhdogovorennostej i dogovorennostej mezhdu sverstnikami i samoocenka sredi gorodskih molodyh podrostkov. Zhurnal rannego podrostkovogo vozrasta.2000; 20 (1): 68 - 92.
5. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Sociologicheskoe issledovanie nesovershennoletnih osuzhdennyh. Leningradskijyuridicheskijzhurnal. 2017; 2 (48): 216 - 229.
6. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Standarty OON - pravovaya osnova preduprezhdeniya prestupnosti nesovershennoletnih. Publichnoe i chastnoe pravo. 2015; IV: 53 - 56.
7. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Tradicii i obychai nesovershennoletnih osuzhdennyh. VestnikSankt-Peterburgskojyuridicheskojakademii. 2013; T. 20; № 3: 73 - 77.
8. Malinin V.B., Trapaidze K.Z. Osobennosti lichnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh. Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2013; 3 (3): 109 - 113.
Статья поступила в редакцию 08.03.18
УДК-37.01
Aliev T.I., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral Ushakov (Novorossiysk, Russia),
E-mail: [email protected]
PUBLIC-PATRIOTIC EDUCATION OF BORDER GUARD OFFICIALS OF FSB OF RUSSIA ON THE BASIS OF AXIOLOGICAL APPROACH: THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT. In the conditions of formation of democracy in Russia ideas of patriotism have once again become popular as the guarantor of social stability as a consolidating force in Russian society, which are able to effectively contribute to the development of the economic power, security and national defense, maintain political and economic independence and territorial integrity of the country. This feature causes the value of patriotism as the functioning and impact of boundary bodies of FSB of the Russian Federation. The article reveals the author's view on the understanding of the terms "patriotism" and "state patriotic education" and summarizes the main results of the study.
Key words: axiological approach, education, state patriotic education, results, patriot, pedagogical experiment, members of border authorities, formation.
Т.И. Алиев, аспирант Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В условиях становления демократии в России патриотическая идея вновь стала востребованной как гарант социальной стабильности, как консолидирующая сила российского социума, способная эффективно содействовать развитию экономической мощи, укреплению безопасности и обороноспособности государства, сохранению политической и экономической независимости, территориальной целостности страны. Эта особенность обуславливает значение патриотизма как основы функционирования и результативной деятельности пограничных органов ФСБ Российской Федерации.
В статье обзорно раскрывается авторский взгляд на понимание терминов «патриотизм» и «государственно-патриотическое воспитание», приводятся основные итоги проведённого исследования.
Ключевые слова: аксиологический подход, воспитание, государственно-патриотическое воспитание, итоги, патриот, педагогический эксперимент, сотрудник пограничных органов, формирование.
Реализация пограничной политики Российской Федерации в современных условиях требует от сотрудников пограничных органов не только высокого уровня профессионализма, но и их готовности, и способности самоотверженно отстаивать жизненно важные интересы России, что предполагает сочетание компетентности, глубоких профессиональных знаний, навыков и умений с преданностью своему Отечеству, любовью к Родине. По мнению С.Н. Томилиной [1], А.Н. Томилина [2] и др. формирование и развитие таких высоких патриотических качеств личности возможно только путём организации и проведения соответствующего патриотического воспитания.
Анализ научной литературы [1 - 3] позволил установить:
- с момента своего зарождения идея патриотизма пограничников видоизменялась и совершенствовалась от личностного патриотизма, соединенного с идеей национального единства, основанного на православии и национальном достоинстве, последующем отождествлении с безоговорочной поддержкой деятельности государства по объединению и укреплению русских земель, восхождению к имманентному духовно-нравственному состоянию, «державному патриотизму»;
- для современного этапа характерен ренессанс патриотической идеи, объявление её в качестве объединяющей силы народов России;
- патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов осуществляется по такому направлению как «государственно-патриотическое».
Анализ монографий и проведённых исследований на патриотическую тематику, касающихся военной сферы показывает, что в основном они посвящены проблеме патриотического воспитания: а) призывной молодёжи, формированию готовности к воинской службе; б) курсантов военных вузов, их подготовке к будущей военно-профессиональной деятельности и воспитанию подчиненных.
Вместе с тем, фундаментальных исследований проблемы формирования патриотизма у сотрудников пограничных органов, не имеется. В современной воспитательно-патриотической работе не в полную силу использованы возможности аксиологического подхода. Сегодня органы военного управления и военные кадры ПС ФСБ России нуждаются в научном обосновании процесса государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов, наличия соответствующей педагогической модели и целевой программы воспитания патриотов.
С этой целью в одной из частей юга России было проведено диссертационное исследование на тему: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов ФСБ России на основе аксиологического подхода». В экспери-
менте на разных этапах участвовали 214 сотрудника. Исследование проводилось в течение пяти лет и позволило разработать и обосновать следующие научные положения:
1. Концептуальные представления и идеи государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ Россиина основе аксиологического подхода, обусловливающие активность личности пограничника по усвоению общечеловеческих, национальных, государственных и военных ценностей: «Отечество», «Родина», «Патриотизм», «Традиции», «Воинский долг», «Честь», «Мужество» и др. в которых заключен исторический опыт предшествующих поколений. Усвоение комплекса гуманистических ценностей патриотической направленности предполагает актуализацию аксиологического потенциала в интересах формирования патриотической позиции и повышению уровня патриотизма сотрудников пограничных органов ФСБ России.
Аксиологический подход представляет собой системно-ценностный подход, позволяющий через традиционные общечеловеческие, национальные, государственные и военные ценности, подчеркнуть центральное положение сотрудника пограничных органов в воспитательно-патриотической системе и сформировать у него высокий уровень патриотизма, патриотическую позицию, выражающуюся в добросовестном и результативном выполнении должностных обязанностей на благо Отечества.
Подход предоставляет возможность применить комплекс взаимосвязанных приемов и способов, разрешающих исследователю более глубоко вникнуть в содержании проблемы и основательно изучить суть и ценность явлений действительности. Аксиологический подход включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности сотрудника пограничных органов.
2. Педагогическая модель государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ Россиина основе аксиологического подхода, обеспечивающая функциональность, целостность и результативность воспитательно-патриотического процесса.
Модель состоит из пяти взаимосвязанных компонентов, каждый из которых представляет определенную структуру, наполненную конкретным содержанием и функциями, направленными на реализацию установленных задач и достижение намеченной цели.Кратко рассмотрим особенности выделенных компонентов.
Концептуально-целевой компонент предназначен для выполнения системообразующей функции и обеспечении порядка
функционирования соподчиненных компонентов системы «государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов» и обоснование применения аксиологического подхода, являющегося методологической основой, целесообразным, рациональным и эффективным для развития патриотизма, повышения его уровня как интегрального и базового профессионального качества сотрудников пограничных органов.
Программный компонент включает: конструирование целевой программы развития патриотизма. Структура ЦП «Пограничник - патриот Отечества!» включает четыре модуля: «Ценностный» (изучение сущности, содержания и классификации общемировых, отечественных и воинских ценностей, сущности и содержания аксиологического подхода); «Теоретико-патриотический» (углубленное изучение теории патриотизма и патриотического воспитания), «Служебно-профессиональной» (изучение особенностей применения патриотических ценностей в повседневной жизнедеятельности и военно-служебной сфере) и «Установочный» (установки на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование в патриотическом плане). На формирующем этапе эксперимента организовано изучение пограничниками содержания целевой программы.
Организационно-средовый компонент содержит комплекс организационно-педагогических условий ГПВ, обеспечивающих качественное и эффективное усвоение целевой программы и формирование высокого уровня патриотических качеств сотрудников пограничных органов.
Содержательно-технологический компонент определяет организацию, этапную последовательность и технологию процесса государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов.
Итогово-результативный компонент позволяет на научной основе произвести оценку достигнутых результатов и коррекцию компонентов модели развития патриотизма сотрудников пограничных органов.
При помощи разработанного диагностического материала (табл. 1) проведена диагностика, характеризующая состояние государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов ФСБ России на констатирующем этапе эксперимента.
Положительная динамика патриотического воспитания пограничников была подтверждена результатами тестирования по авторской анкете-вопросникудля изучения самооценки и особенностей государственно-патриотического воспитания сотрудников
Таблица 1
Диагностический материал для определения эффективности авторской модели государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов на основе аксиологического подхода
№ п/п
1
1.1
1.2
1.3
2 2.1
2.2 2.3
3
3.1
3.2
3.3
Критерии и соответствующие им показатели
Методы и методики исследования патриотизма
Когнитивно-знаниевый критерий
Содержание и основательность знаний о патриотизме и патриотических ценностях
Понимание сущности патриотизма и патриотических ценностей
Потребность в самовоспитании и самосовершенствовании
Личностно-ценностный критерий
1) Блок 1 тестирования по авторскойанкете «Самооценка и особенностей государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов».
2) Модифицированная методика С. И. Федоровой оценки знаний «История, традиции, культура и достижения России» (мод.авт.).
Постоянный интерес к патриотическим ценностям, истории Отечества, культуре и традициям
Сформированность ценностных ориентаций
Сформированность государственно-патриотической позиции
3) Блок 2 тестирования по авторской анкете «Самооценка и особенностей государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов».
4) Модифицированная методика М. Рокича «Ценностные ориентации».
5) Модифицированная методика С. С. Бубновой «Структура ценностных патриотических ориентаций сотрудников пограничных органов».
Деятельностный критерий
Мотивация к участию в патриотической деятельности
Готовность к патриотической деятельности Осуществление активной патриотической деятель-
6) Блок 3 тестирования по авторской анкете «Самооценка и особенностей государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов».
7) Модифицированная методика Н. В. Адаевой «Патриотическая деятельность сотрудников пограничных органов».
ности
50 40 30 20 10 0
II .,11 II ..II
КЭ I ФЭ Низкий уровень
КЭ | ФЭ Средний уровень
КЭ ФЭ
Высокий уровень
Блок 1 42,99
18,96
35,38
42,59
21,63
38,45
□ Блок 2 38,99
15,22
39,65
43,12
21,36
41,66
Блок 3 43,26
18,69
35,91
42,72
20,38
38,58
Рис. 1. Сравнительные количественные результаты оценки респондентов по каждому блоку авторскойанкеты«Изучения самооценкииособенностейгосударственно-патриотическоговоспитаниясотрудников пограничных органов» на констатирующем и формирующем этапах эксперимента
пограничныхорганов»,проводимойвтрехн аправлениях(бло-ках): 1) оценка знаний и представлений о патриотических ценностях и государственно-патриотическомпоспихннии;2)оцениа мотивационно-потребностного интереса к целевой программе совершенствования патриотических качеств; 3) анализ рефлексии авторской программы.
Сравнительный анализ результатов анкетирования убеж-даеывверности выбраннойпедагогической траекториипатрио-тического воспитания. Прослеживается стойкая положительная динаыткаигыыенениЫвпо в ешенноуровнныатрмотитескойком-петентности будущих защитников Отечества, что убеждает в эффеытивнотти гнимекениы акниоаагического падходак фоымо-рованию патриотизма у современных сотрудников пограничных органов (рис. 1).
Рйнрждомрбрнруонкеян коляаестна кхнсакгов перхшед-ших на высокий уровень осознания патриотических ценностей нооноваастн к ктмпетннтному исполнению воинского долга за время проведения педагогического эксперимента повысилось на 1е%.Наиицая сонднегомротня рвнлачигысь боленыамнк 5%.
ныуворэнных
в своем выборе.
Ваырпю показатылеп кoирипрвну-знантрвoroкpирeтия послужил модифицированный тест С.И. Федоровой «История, тра-дации,ыылытypc идонтименап Роосиач [Р],роыпондентыпоказали существенную основательность знаний (более чем у 98%) о па-тоуоткзме,при этымооложиуельнаыдинамика аа фотмиырющем этапе эксперимента обязана изменениям, произошедшим именно в экспериментальных группах (табл. 2).
Таблица 2
Итоги тентапчмодифицпыовненоймоуодике огенка тианва ыИсрорит, тралыции, кугьттpaидocтиженпяРосеии»
(автор: С.И. Федорова)
Уровень Низеий 8фед нуй ВысокиТ Х Эмп
критеритпи рсоыа
Баллы От%до%5 ОтОб деТ5 Фтй8до 30 Статистическая обработка данных
КЭ 9 73 25
107чел.(100%) (8)%) 05, е%) %о,4%) о^^азе»^4^ о,н1) =
ФЭ 2 49 56 = 9,21 ^ вывод: расхождение достоверно
107 чел. (100%) (1,9%) (45,8%) (52,3%)
ЭГ о 19 33
52 чел.(100%) (36,5%) (03,5%) ХН, = 1 1,668>Х2)р(Р=0 , 01) х д,01 т вы вод
КГ 2 30 23 расхождение достоверно
55 чел. (100%) (3,6%) (54,6%) (41,8%)
100
50
54,6
63,5
-0-3j€- 36,5
0-35
Низкий уровень
Н Экспериментальная группа
36-55
Средний уровень
56-60
Высокий уровень I Контрольная группа
2
0
Рис. 2. Уровни оценки знаний экспериментальной и контрольной групп
Высокий уровеньразвития токазали 63,5% респондентов, что более чем на 22 % превосходит показатели контрольной группы. Отрадно, что пограничников с низким уровнем исследу-еаыезоанвВв эвспвриденталонвргрукпоее окпзакост. Срод-ний уровень знаний также уменьшился в пользу высокого уровня. Для определения достоверности полученных эмпирических даноых исиолозооаввя крииерий Вкрсвна, по которому получено: - для данных тестирования респондентов на формирующем и констатирующем этапах эксперимента:
X2;
19,536> х2Кр (р=0,01) = 9,21;
- дляыанных тecриоовaнкявecкoрдeноoпэнcпыpимeп"raло-ных и контрольных групп на формирующем этапе эксперимента:
X 2КкпРЦ,668ио2Кр(иН0,0Г) = КД1.
Поскольку х2Эмппревышает критическое значение в обоих клураех, то оавоождеоея молву радркдедениямвоватиствчеоки достоверны. Методика С.И. Федоровойпозволила провести и количественный анализ положительных сдвигов в оценке знаний респондентов-пограничников по каждому вопросу теста «Исто-
рия, традиции, культура и достижения России». На наш взгляд, является весьма привлекательным фактором повышение оценки по вопросам: 3 (на 10 %), 6 (на 35,4%), 11 (на 23,3%) и 12 (на 32,6%), поскольку расширение знаний в области самовоспитания патриотизма пограничников на основе аксиологического подхода подчёркивает доказательность поставленной исследователем гипотезы.
Личностно-ценностный критерий исследовался на основе анализа показателей отношения сотрудников пограничных органов к патриотическим ценностям. Применяя модифицированный автором тестовый материал Мильтона Рокича [4] по определению ценностных ориентаций, применительно к теме исследования и роду профессиональной деятельности респондентов, получены данные о приоритетности ценностей. Общие ранги каждой ценности из списков А и В, вычисленные как среднее арифметическое, представлены наглядно на рисунке 4.
Оценка уровня патриотической степени участия в различных видах патриотической деятельности пограничников, по нами модифицированной методике Н.В. Адаевой [5] показала, что количество патриотов-активистов среди пограничников увеличилось на 20,6%.
Рис. 4. Приоритетные ценности на формирующем этапе эксперимента (поМ. Роки чу)
Та блица 3
Результаты количественного показателя уровня патриотической деятельностиреспондентов в динамике
Этапэнспернаента^иа стники экспахимекта(коу-итеесп.) Низкий уровень патти атиеескаП деятельности Средний уровень патриотической деятельирсеп Высокий уровень патриотической деятельности Статистичеекая обснИоезелУнеых: X2 Эмп критерий Пирсона
Констатирующий эксперимент (10ШатН 13 чел. (Ю,2%3 67 чел. (62,1%) 27 чел. (25,2%) Х2Эмп н11,ю14> > х2кр (р=0,01) = = 21,9 ^ вывод: расхождение % остоверно
Форми^ющкй ^тоту^мент (107 чеа.) 4 чел. (3,7%) 54 чел. (5Т,0%) 49 чел. (45,3%)
Динанака рисш на кoюeшэлcпесимeнтa(в%) - 8,5% - 12,1 % + 20,6%
Эксштрам7нтаррн ытгруп пы на ФЭ (52чел.) 1 чел. (1,9%) 17 чел. (32,7%) 34 чел. (65 ,С%) Х2Эмп = 29,30н>>)^2юЖк(^,01К т 21,9 ^ вывод: расжжлУюиeдoштoв ерно
Контрольные группы на ФЭ (55 чел.) 3 чел. (5,4%) 37 чел. (67,3%) 15 чел. (27,3%)
Разница, указывающая на эф-фе кткхностьги порезы(в %) - 3,5% - 34,6% + 38,1%
Респонденты не ограничились плановыми мероприятиями, участием в выборауоргтноввлусти,ноа аотовысамостоялеллно проводить мероприятия патриотического характера (табл. 3).
До стовер ностьполученюх эмпиническихдан ных д оказана по критери ю Пирсона: х2Эмп = Кн ,814>х2Кр (р=0,01) = 21,9. Сравнивая результаты тестирования в экспериментальных и кон-тролына1хчрнлпах,путеекшиепол отишеуыноедвиженин^овтя патриотической деятельности респондентов на формирующем этапхтуcпкpимкатт,тeтиyднкзaмттисш,оoминирнваахешо втшу уровням сотрудников пограничных органов в патриотической де-ятелштосна Кдшс. 5).
Так, например, количество патриотов-общественников (вы-сокихтунвкюыкаатиотюческой деяесльоастк) и эксперименталь-
ной группе превалирует на 38%. Сводная таблица средних баллов самооценки пограничников по видам деятельности также показывает положительную динамику в сторону развития патриотических навыков и выбора вида деятельности направленной на проявление патриотических чувств (табл. 4).
8% пограничников, увлекающихся общественной деятельностью, в своей работе стали больше обращать внимание на мероприятия патриотического характера (вопрос 11), а также мероприятия по распространению и сохранению опыта патриотического воспитания (вопрос 12). Пограничникам стали снова интересны не только военно-спортивные, но и историко-па-триотические соревнования, конкурсы и олимпиады (вопрос 2). Кроме того респондентами повышена и оценка их участия
Рис. 5. Итоги теста «Патриотическая деятельность сотрудников пограничных органов» вконтрольныхиэкспериментальныхгруппахнаформирующемэтапеэксперимента
Таблица 4
Своднаятаблицасреднихбалловсамооценкивидовдеятельностипограничников(в динамике)
Этапэксперимента ГРУППА
Движущий фактор деятельности
Формирующий Констатирующий ЭГ КГ
Л - любознательность 3,5(70%) 3,7 (74%) 3,6(72%) 3,4(68%)
О - общественность 4,1 (82%) 4,1 (82%) 3,9 (78%) 4,3 (86%)
П - патриотичность 4 (80%) 3,4 (68%) 4,3 (86%) 3,6 (72%)
По критерию Манна-Уитни иэмп = 0 <икр = 1,0 , следовательно динамика значима при р = 0,05 76
Рис.6.Сравнительнаядиаграммакоэффициентаотношенияоценкипатриотическихценностныхориентаций
кобщим полиструктурным (в динамике)
висторико-патриотических рос 4).
Дмакностима ^алычсм-в^кв/ры 1°нитстнме оаи^атиче-снааыдаиюон -^иснанччн^ь^^х орамиов помо(^вн^1^-цированной нами методике С.С. Бубновойпроводилась на ос-сисе аналима полсчееныхпон лестчнаиаоаи данных, рмпОитых по ценностным блокам, которые подразделены на полиструк-туроычценностныеоыасиноцчи у иасpиo|rпаисоиe цвмоасиные пртентацис. К тонцупртваденпя экспетименти заметноавели-чилоао оцычкипо вceмцeннoатнм. Ценаыхть патронвнисской нэп-авленнниас«тнциалаио-пасрипимченкос а1тгивность дмодон стижпнеяппзиеиыныхпзменентйвобществе»о ц^нзапе^Це дчнтамиаакснецчаисыдснияамcпермдснаaчц41 ,5% выше, что подчеркивает также и профессиональный рост пограничников. Кооффициент цeхнocтеыснaлчиаасчnтгды< oысинламcй -^аы ыа-личественная характеристика, выражающая отношение оценки соа^отичесоих ценмостныч оаиенчныийп аощим чадсстсyкноа< ным. Кыеффтципнт чсыляетен по формуле:
Р4 + Р5 + +Р9 + (6-Рю)
к=-
с1 + с2 + с3+с6 + с7+с8 + с11
где: р. - сумма утвердительных ответов (ответ «да») на во-пхапы ит о-oиав цемаонсы« матриотичваосй о-охнтацыи;с.-сем-
Библиографическийсписок
ма утвердительных ответов (ответ «да») на вопросы из блоков общихполиструктурных ценностей.
Наглядно изменение коэффициента ценностных патриотических ориентаций в процессе проведения исследования изображено на рис. 6.
Сравнивая значения коэффициента ценностных патриотических ориентаций на начало ^=54,3) и на конец ^=65,7) проведения эксперимента, отчетливо прослеживается его повышение на величину 11,4. Изменение коэффициента ценностных патриотических ориентаций, как видно из показаний контрольных групп ^=55,3 на формирующем этапе эксперимента и k=54,3 на констатирующем этапе эксперимента), произошло благодаря реализации авторской целевой программы, разработанной и осуществляемой на основе педагогической модели государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов на основе аксиологического подхода, в эксперименталь-ныхгруппах,в которых коэффициент увеличился до k=74,9.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость проведения целенаправленной и систематической государственно-патриотической работы с сотрудниками пограничных органов на основе аксиологического подхода, что обеспечивает достижение высокого уровня патриотизма у пограничников, реализуемого в добросовестной службе на благо госу-дарстваироссийскогонарода.
1. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.
2. Томилин А.Н. О целесообразности применения социального и средового подходов при исследовании патриотизма курсантов морского ВУЗа. Наука. Общество. Личность: Материалы I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2017: 66 - 71.
3. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому страны в процессе профессиональной подготовки специалистов: монография. Ульяновск: УлГУ, 2014.
4. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации». Available at: /http://psycabi.net/testy/
5. Адаева Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики. Диссертация ... кандидата педагогическихнаук.Тверь.2014.
References
1. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.
2. Tomilin A.N. O celesoobraznosti primeneniya social'nogo i sredovogo podhodov pri issledovanii patriotizma kursantov morskogo VUZa. Nauka. Obschestvo. Lichnost': Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017: 66 - 71.
3. Fedorova S.I. Formirovanie cennostnogo otnosheniya studentovk geroicheskomu proshlomu strany vprocesse professional'nojpodgotovki specialistov: monografiya. Ul'yanovsk: UlGU, 2014.
4. Rokich M. Metodika «Cennostnye orientacii». Available at: /http://psycabi.net/testy/
5. Adaeva N.V. Patrioticheskoe vospitanie studentov tehnikuma sredstvami narodnoj pedagogiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver'. 2014.
Статья поступила в редакцию 07.03.18
УДК 378.02.372.8
Almadakova G.V., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: [email protected]
THE RESULTS OF THE PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON THE USE OF THE PRINCIPLE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN DIALOGUE TRAINING OF STUDENTS.The work shows that at present time teachers understand the importance of the role of communication in learning, which is responsible for the self-realization of students and schoolchildren, therefore the very idea of the role of communication in learning acquires its realization in didactics as the basic principle of interpersonal communication with its essential, normative and procedural functions. This requires serious research on the scientific justification for the introduction of this principle into the modern didactics, its status in the system of didactic principles and its role in personal developmental learning and competence approach, as well as on the technology of implementing this principle in the teaching process. Our research has shown that the use of this principle in the context of an integrated pedagogical system of developmental education in combination with the competence approach is sufficiently effective in the training of physics teachers at a university.
Key words: developing training, competence approach, principle of interpersonal communication, complex technology of interactive training.
Г.В. Алмадакова, ассистент Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИНЦИПА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ДИАЛОГОВОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В работе показано, что в настоящее время педагогамиосознается роль общения в обучении, которое ответственно за самореализацию студентов и школьников, поэтому сама идея о роли общения в обучении приобретает в дидактике осознание его в качестве основополагающего принципа межличностного общения с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями. Это, естественно, требует серьезных исследований по научному обоснованию введения этого принципа в современную дидактику, по его статусу в системе дидактических принципов и его роли в личностно развивающем обучении и компетентностном подходе, а также по технологии реализации этого принципа в учебном процессе. Наши исследования показали, что реализация этого принципа в условиях комплексной педагогической системы развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом является достаточно эффективной при подготовке учителей физики в вузе.
Ключевые слова: развивающее обучение, компетентностный подход, принцип межличностного общения, комплексная технология диалогового обучения.
Проблема профессионального образования педагогов достаточно глубоко разработана в отечественной педагогической науке. Методологические и теоретические подходы к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя заложены в трудах О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского, Ф.Н. Го-ноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина,
A.В. Усовой и др. Психолого-педагогические основы становления личности и деятельности педагога рассмотрены в работах Н.А. Аминова, Е.Г. Балбасовой, И.А. Зимней, Е.А. Климова,
B.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, В. Оконь, М.И. Махмутова и др.
Важные аспекты проблемы профессиональной подготовки учителя физики отражены в работах С.В. Анофриковой, И.Л. Беленок, Л.Я. Зориной, Ю.И. Дика, С.Е. Каменецкого, А.А. Машиньяна, В.В. Мултановского, А.В. Перышкина, А.В. Петрова, Н.С. Пурышевой, В.Г. Разумовского, Н.Н. Тулькибаевой, А.В. Усовой, Т.Н. Шамало, А.А. Шаповалова и др. Особенности профессиональной подготовки преподавателя физики в классических университетах рассмотрены в работах И.М. Агибовой, И.В. Гребенева, Л.Н. Захаровой, З.И. Ереминой, О.А. Крысано-вой, Л.А. Манчевой, В.М. Соколова, В.В. Соколовой, Т.И. Степановой и др.
Однако традиционные представления об организации педагогического взаимодействия в процессе обучения мало соответствуют новым требованиям современной высшей школы, основанных на «субъект-субъектных» отношениях преподавателя и студентов. Образовательная практика показывает, что значительную часть преподавателей и студентов не удовлетворяет характер их взаимоотношений в процессе обучения в вузе. Преподаватели зачастую испытывают трудности в установлении со студентами диалогического взаимодействия, так как недостаточно владеют способами включения их в совместную деятельность на разных этапах обучения, не умеют гибко менять характер взаимодействия в зависимости от изменяющихся условий. Отсутствие дидактического обеспечения диалогического взаимодействия со студентами, приводит к тому, что преподаватели отдают приоритет монологическим формам обучения, а это приводит к снижению качества подготовки будущих педагогов в вузе.
Диалогическое взаимодействие, являясь эффективным средством процесса обучения в системах субъект-субъектного уровня, устраняет адаптационные трудности учебного процесса
на младших курсах, формирует коммуникативную профессиональную компетенцию на старших курсах и способствует развитию предметного, философско-методологического и профессионального личностного потенциала студента на протяжении всего периода профессиональной подготовки, что, в конечном счете, приводит к компетентностному специалисту. Решение этих задач, в конечном итоге, приводит к подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда.
Недостаточная подготовка выпускников педагогического вуза к диалогическому взаимодействию со студентами приводит к стрессовым ситуациям, снижению интереса к обучению, отсутствию необходимых компетенций, определяющих степень компетентности специалиста.
Исследуя опыт работы школ и вузов можно видеть, что в настоящее время уже используются диалоговые технологии, которые представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня: «студент -преподаватель», «студент - студент». Именно они составляют основу личностно-ориентированных развивающих систем обучения. Все прогрессивные современные технологии обучения ориентированы на диалоговое обучение, в каких бы формах они ни осуществлялись. Смысл и назначение новых технологий обучения состоит в том, чтобы сформировать сознательное отношение к способам учебной деятельности, когда приоритетом в учебном процессе являются не только знания и способы их получения, но и учебно-познавательные и профессиональные компетенции. В этой связи учебная деятельность студентов организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как общение, совместная деятельность, сотрудничество и с учетом практико-ориентированного обучения с вектором, направленным на будущую профессию и на формирование предметной, философско-методологической и профессиональной компетентности личности студента.
В структуре учебной деятельности такого рода центральную роль играют многообразные формы общения преподавателя со студентами и студентов друг с другом. При этом без осознанного использования такого общения утрачиваются цели и смысл самообразования, самообучения, саморазвития, самоактуализации, рефлексии студентов, что составляет основу конечного продукта