Научная статья на тему 'Аксиологический подход как методологическая основа формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов'

Аксиологический подход как методологическая основа формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AXIOLOGICAL APPROACH / STATE-PATRIOTIC EDUCATION / STATE-PATRIOTIC IDEOLOGY / METHODOLOGICAL BASIS / EMPLOYEE BORDER BODIES / FORMATION OF VALUES / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / СОТРУДНИК ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Т. И.

Произошедшие реформаторские изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах Российской Федерации существенно изменили сознание граждан, в том числе и сотрудников пограничных органов. Поэтому решение стоящих перед Пограничной Службой России задач требуют, чтобы каждый сотрудник пограничных органов был не только компетентным профессионалом, мастером оперативно-служебной деятельности, но и подлинным гражданином-патриотом Отечества, государственником, надежным защитником границы. С этой целью в пограничных структурах организован процесс государственно-патриотического воспитания всех категорий сотрудников. В статье на основе взглядов отечественных ученых обосновывается целесообразность использования аксиологического подхода как методологической основы формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF FORMING STATE-PATRIOTIC IDEOLOGY OF BORDER GUARD OFFICIALS

The reformatory changes in the political, socio-economic, spiritual and moral spheres of the Russian Federation have significantly influenced the consciousness of citizens, including border officials. Therefore, the solution of the tasks facing the Border Service of Russia requires every employee of the border authorities to not only be a competent professional, a master of operational and service activities, but also a true citizen a patriot of the motherland, a statesman, a reliable defender of the border. Therefore, the border structures organized the process of state-patriotic education of all categories of employees. The article substantiates the expediency of using the axiological approach as a methodological basis for the formation of the state-Patriotic worldview of the Russian border guards on the basis of the views of Russian scientists

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход как методологическая основа формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов»

нравственных и культурных ценностях российского общества, активной гражданской позиции [4].

Проанализировав литературу практического опыта образовательных организаций, которые призваны вести обучение и воспитание детей, мы выявили, что следует использовать положительный потенциал образования для того, чтобы консолидировать общество, сохранить единое социокультурное пространство страны, преодолеть межнациональную напряженность и социальные конфликты на основе равноправия разных религий и национальных культур, приоритета прав личностей, преодоления социального неравенства. Проведённый анализ демонстрирует, что школы и вузы сегодня представляют собой среду жизнедеятельности молодёжи, среду поисков самих себя, самореализации в конкретных видах досуговой, творческой и познавательной деятельности. Во время обучения в школах и вузах молодёжь проходит как физическое, так и нравственное, патриотическое, гражданское развитие и становление. Как раз в этот период в большой степени происходит завершение формирования духовного мира молодых людей, их ценностных установок и ориентиров, взглядов на жизнь, знаний и т. д. Образование и воспитание представляют собой традиционные ценности каждого цивилизованного общества, которые необходимы для того, чтобы добиваться успеха в жизни [3].

С целью изучения отношения молодёжи к роли образования в воспитании поликультурности и толерантности в обществе, нами был проведен социологический опрос среди чеченской молодёжи в 2017 году. Были опрошены студенты Чеченского государственного педагогического университета, учащиеся школ г. Грозного. Ответы учащихся свидетельствуют о положительной оценке роли образования в воспитании поликультурности. На вопрос «Какое значение имеет образованность человека в формировании поликультурности в обществе?» - 65% из опрошенных отметили, что она способствует в установлении добрых человеческих отношений, межкультурного диалога; 12% считают, что не оказывает никакого влияния, все зависит от самого человека, его отношения к окружающей среде; 1,8% респондентов отметили отрицательное влияние; 10% - затруднились ответить.

Библиографический список

На вопрос, «Какой вклад вносит вуз в формирование поликультурности в обществе?» - о положительном влиянии обучения и воспитания в вузе в формировании поликультурности у молодёжи ответили 52% опрошенных; не оказывает никакого влияния выбрали 22,2%; влияет отрицательно выбрали 1,8%; затруднились ответить 12% опрошенных. В анкету был включен вопрос, «Какой вклад вносят школы, гимназии, лицеи в воспитании поликультурности в обществе?». Были получены следующие результаты: влияют положительно, выбрали 57,2% опрошенных; не оказывают никакого влияния, выбрали 22,2%; влияют отрицательно, выбрали 3,8%;затруднились ответить - 11,4%.

На основе анализа ответов респондентов можно прийти к выводу, что в качестве одного из путей к толерантному мировосприятию, которые находятся в компетенции образования, способно выступать поликультурное образование, подразумевающее воспитание поликультурного мышление посредством осознания своей принадлежности к нации, государству и международному сообществу. А в содержании поликультурного образования должно выделяться и поликультурное воспитание, ввиду чего социально-педагогический аспект проблемы связывается с идеями народной педагогики (работы Ш.М.-Х. Арсалиева, Г.Н. Волкова, К.Д. Ушинского и других). По утверждению исследователей, «поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов представителей разных национальностей и предусматривает: а) взаимодействие между людьми с разными традициями; б) ориентацию на диалог культур; в) отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов; г) адаптацию человека к различным ценностям существования множества разнородных культур» [5; 6]. Благодаря поликультурному воспитанию происходит развитие в детях чувства взаимопонимания и солидарности во имя мира и сохранения идентичности каждого народа. Вместе с тем, оно направлено на то, чтобы формировать в каждом человеке критическое мышление и осознание принадлежности к человеческому сообществу. Поликультурное воспитание должно способствовать формированию у молодёжи менталитета толерантности - важнейшей стратегической задачи образования в CCI в.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Санкт-Петербург, 2000: 57; 3.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. Москва, 1999.

3. Мусакаева З.З., Махсумова А.М. Толерантность в полиэтническом образовательном пространстве. Available at: https://www. scienceforum.ru/2017/2750/35518

4. Стратегия воспитания в РФ на период до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996. Available at: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70957260/#ixzz5FpjuB9h2

5. Поликультурное воспитание. Available at: htth:studbooks.net/

6. Толерантность как практическая философия педагогики: коллективная монография. Отв. ред. А.В. Перцев. Екатеринбург: Полиграфист, 2005; Вып. 14.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika. Sankt-Peterburg, 2000: 57; 3.

2. Dmitriev G.D. Mnogokul'turnoe obrazovanie. Moskva, 1999.

3. Musakaeva Z.Z., Mahsumova A.M. Tolerantnost' vpoli'etnicheskom obrazovatel'nom prostranstve. Available at: https://www.scienceforum. ru/2017/2750/35518

4. Strategiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. N 996. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#ixzz5FpjuB9h2

5. Polikul'turnoe vospitanie. Available at: htth:studbooks.net/

6. Tolerantnost' kak prakticheskaya filosofiya pedagogiki: kollektivnaya monografiya. Otv. red. A.V. Percev. Ekaterinburg: Poligrafist, 2005; Vyp. 14.

Статья поступила в редакцию 24.09.18

yflK-37.035.6

Aliev T.I., postgraduate, State Maritime University n.a. Admiral Ushakov (Novorossiysk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE AXIOLOGICAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS OF FORMING STATE-PATRIOTIC IDEOLOGY OF BORDER GUARD OFFICIALS. The reformatory changes in the political, socio-economic, spiritual and moral spheres of the Russian Federation have significantly influenced the consciousness of citizens, including border officials. Therefore, the solution of the tasks facing the Border Service of Russia requires every employee of the border authorities to not only be a competent professional, a master of operational and service activities, but also a true citizen - a patriot of the motherland, a statesman, a reliable defender of the border. Therefore, the border structures organized the process of state-patriotic education of all categories of employees. The article substantiates the expediency of using the axiological approach as a methodological basis for the formation of the state-Patriotic worldview of the Russian border guards on the basis of the views of Russian scientists.

Key words: axiological approach, state-patriotic education, state-patriotic ideology, methodological basis, employee border bodies, formation of values.

Т.И. Алиев, аспирант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ

Произошедшие реформаторские изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной сферах Российской Федерации существенно изменили сознание граждан, в том числе и сотрудников пограничных органов. Поэтому решение стоящих перед Пограничной Службой России задач требуют, чтобы каждый сотрудник пограничных органов был не только компетентным профессионалом, мастером оперативно-служебной деятельности, но и подлинным гражданином-патриотом Отечества, государственником, надежным защитником границы. С этой целью в пограничных структурах организован процесс государственно-патриотического воспитания всех категорий сотрудников. В статье на основе взглядов отечественных ученых обосновывается целесообразность использования аксиологического подхода как методологической основы формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов России.

Ключевые слова: аксиологический подход, государственно-патриотическое воспитание, государственно-патриотическое мировоззрение, методологическая основа, сотрудник пограничных органов, формирование, ценности.

Актуальность темы обусловлена внутренними и внешними факторами, среди которых: необходимостью возрождения в России, разрушенной и девальвированной традиционной патриотической системы ценностей, включающая такие как «Отечество», «Родина», «государство», «долг», «честь», «ответственность» и другие, вытесняемые меркантильными понятиями как «деньги», «богатство», «престиж» и др.; непрекращающиеся попытки Запада «мирным путем» и «мягкой силой» духовно покорить Россию, целью которой является уничтожение российского народа, захват наших территорий и природных богатств; и др.

Исследуемая тема значима и в связи с произошедшей реформой Пограничной службы, что ставит на повестку дня вопрос об институциональной оформленности комплекса патриотических ценностей сотрудников пограничных органов, их использования в интересах патриотического воспитания пограничных кадров.

Патриотизм с первых дней образования пограничных структур России является основным показателем зрелости личности, верности и преданности, регулятором высокого уровня профессионализма, готовности и способности результативно выполнять служебные обязанности по надежному обеспечению безопасности Отечества и его государственной границы.

Различные аспекты патриотического воспитания сотрудников пограничных органов исследованы такими учеными, как А.В. Ващенко [1], В.С. Емец [2], В.В. Колотуша [3], В.А. Пекшин [4], В.Н. Рыжков [5] и др., согласно мнения которых, патриотизм является базовым, профессиональным качеством каждого пограничника.

Термин «патриотизм сотрудника пограничных органов» понимается как интегральное свойство, особая ценность личности, общества и государства, включающая любовь к своей Родине, гордость за её историю, культуру и традиции, обуславливающая направленность социального поведения и деятельности гражданина, его долг и ответственность перед социумом, приоритет общественных интересов над индивидуальными, готовность и способность защищать интересы Отечества, вплоть до самопожертвования, как в мирное, так и военное время.

Патриотизм сотрудника пограничных органов, будучи базовым качеством личности, предопределяет любовь и верность Отечеству, поведение и военно-профессиональную деятельность, принципиальность и добросовестность при выполнении служебных обязанностей, надежное обеспечение безопасности государственной границы, недопустимость коррупции и иных злоупотреблений.

Проводимые существенные преобразования в пограничной службе охватывают и воспитательную работу органов военного управления и командного состава. В этой сфере деятельности доминирующей тенденцией является её государственно-патриотическая направленность, формирования каждого пограничника как подлинного гражданина, патриота и военного профессионала, способного отстаивать интересы России на границе.

В соответствии со служебными документами воспитание патриотизма сотрудников пограничных органов России осуществляется по такому направлению как государственно-патриотическое. Государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов это актуальная, важная теоретическая и практическая военно-педагогическая проблема

предполагающая формирование у пограничников на основе отечественных патриотических ценностей, патриотической позиции включающая государственное патриотическое сознание, развитые патриотические чувства и убеждения, патриотические поведение и государственное отношение к военно-служебной деятельности.

Термин государственно-патриотическое воспитание сотрудников пограничных органов следует понимать как всесторонне и на научной основе организованную, целенаправленную и систематическую деятельность государственных институтов, органов военного управления, командиров, штабов, учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий по формированию и развитию у современных пограничников как граждан России государственно-патриотического мировоззрения, твердых убеждений, сознания, высоких патриотических качеств и чувств, проявляемых в ежедневной жизни и воинской службе, честной и добросовестной военно-профессиональной деятельности по защите государственной границы.

Анализ выполненного исследования по теме государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов России показывает на её недостаточную разработанность, необходимость поиска новых путей, способов и моделей воспитательно-патриотической деятельности с пограничниками. По нашему мнению таким инновационным направлением может стать формирование патриотизма у сотрудников пограничных органов на основе аксиологического подхода.

В современной педагогической науке и практике аксиологический подход все больше стал применяться в качестве методологического концепта к воспитательно-патриотической деятельности с различными категориями воспитанников.

Сущность аксиологического подхода к государственно-патриотическому воспитанию пограничников заключается в организации всей воспитательно-патриотической деятельности (ВПД) по формированию у сотрудников пограничных органов системы общечеловеческих, национальных, государственных и военных ценностей, которые определяют их отношение к Отечеству, к военно-профессиональной деятельности, к самому себе как личности, гражданину, профессионалу и патриоту.

Цель государственно-патриотического воспитания (ГПВ) сотрудников пограничников органов на основе аксиологического подхода - формирование ценностного отношения к патриотизму как важнейшей духовно-нравственной, социальной и военно-профессиональной ценности личности современного пограничника.

Достижение намеченной цели возможно при решении таких задач:

- выявление теоретических основ и специфики применения аксиологического подхода в ВПД с сотрудников пограничников органов;

- определение роли и места аксиологического подхода к ГПВ в общей системе обучения и воспитания сотрудников пограничников органов непосредственно в процессе воинской службы;

- создание в воинской части аксиологизированной информационно-воспитательной среды;

- разработка содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективное функционирование целостной системы ГПВ сотрудников пограничников органов на основе аксиологического подхода;

- формирование у каждого военнослужащего возвышенного отношения к патриотическим ценностям;

- воспитание верности боевым и героическим традициям Отечества, Вооруженных Сил РФ, пограничных органов;

- утверждение в воинской среде сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению её территориальной целостности, безопасности и суверенитета;

- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Аксиологический подход является методологической основой формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов России и реализации у них потребностей в проявлении веры, верности, добра, справедливости, добросовестности, и позволяющий личности присвоить традиционные общечеловеческие, национальные, государственные и военные ценности, совокупность которых обеспечивает добросовестное и результативное выполнение должностных обязанностей на благо Отечества. Реализация содержания аксиологического подхода к государственно-патриотическому воспитанию (познание, ценностное осмысление и оценка патриотических ценностей, творческое превращение новых знаний в патриотические убеждения, формирование государственно-патриотической позиции и мировоззрения, развитие способности к постоянному самовоспитанию и самосовершенствованию) обеспечивается структурными такими её составляющими, как концептуально-целевой, программный, организационно-средовый, содержательно-технологический и оценочно-результативный.

Воспитание патриотизма у сотрудников пограничных органов на основе аксиологического подхода осуществляется как целенаправленный социально-педагогический и культурно-образовательный процесс, предусматривающий реализацию методических условий воспитания: а) опору на возрастные характеристики и национальные особенности пограничников; б) персональный учет индивидуально-личностных особенностей воспитуемых, их интересов и запросов; г) учёт интеллектуального, образовательного и общекультурного уровня каждого пограничника; д) учет специфики воинской среды и её требований к личности пограничника.

Организационно-педагогическими условиями государственно-патриотического воспитания сотрудников пограничных органов России на основе аксиологического подхода являются: создание аксиологизированной информационно-воспитательной среды, позволяющая эффективно организовать ВПД; ориентация патриотической системы на всемерное использование потенциала патриотических ценностей в интересах воспитания каждого пограничника как гражданина, профессионала и патриота; организация воспитательно-патриотического процесса на основе целевой программы, содержание которой основывается на общечеловеческих, национальных, государственных и военно-профессиональных ценностях; совершенствование педагогического мастерства командиров и офицеров, осуществляющих

Библиографический список

ВПД с подчиненными пограничниками; самовоспитание и самосовершенствование патриотизма и патриотических качеств каждым сотрудником пограничных органов.

Процесс ГПВ пограничников с опорой на аксиологический подход предполагает руководство в практической деятельности следующими принципами:

- научности (предполагает соответствие содержания процесса ГПВ требованиям современной науки, педагогическому опыту, накопленному мировой цивилизацией);

- гуманизма (полагает признание ценности пограничника как личности, его прав, создание условий для его развития как патриота);

- системности (предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему);

- приоритетность (предполагает непременный учет в ВПД исторического и культурного наследия, духовных ценностей, традиций Отечества, Вооруженных Сил РФ, пограничных войск);

- преемственности (предполагает передачу патриотических ценностей от старшего поколения молодому поколению пограничников);

- единства национальных и интернациональных интересов народов России (предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира);

- комплексного подхода (предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов патриотического воспитания);

- активности и наступательности (предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения личности и её ценностных установок, ориентированных на интересы России);

- дифференцированного подхода (предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой категории пограничников, их возрастных особенностей).

Аксиологический подход, являющийся методологической основой, обеспечивает:

- формирование патриотического идеала в сфере: духовной, нравственной, политической, профессиональной;

- воспитание патриотических ценностей;

- уважение к истории и героическому прошлому Отечества;

- развитие доверия к настоящему России;

- надежды на светлое и прекрасное будущее страны и её народа;

- реализацию потребностей личности: веры, верности, добра, справедливости, добросовестности.

Таким образом, применение аксиологического подхода к процессу государственно-патриотического воспитания пограничников с научной точки зрения правомерно, педагогически верно и будет эффективно для формирования государственно-патриотического мировоззрения сотрудников пограничных органов России.

1. Ващенко А.В. Патриотизм сотрудников пограничных органов как социальная ценность. Социально-гуманитарные знания. 2015; 4: 336 - 343.

2. Емец В.С. Технология формирования профессионально-ценностных ориентаций слушателей (курсантов) пограничных вузов: учебно-методическое пособие. Москва: Пограничная академия ФСБ России, 2005.

3. Колотуша В.В. Ценностные основания пограничной деятельности: монография. В.В. Колотуша, В.Р. Володин, Н.А. Янкова. Голи-цыно: ГПИ ФСБ России, 2014.

4. Пекшин В.А. Патриотическое воспитание пограничников средствами искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 1998.

5. Рыжков В.Н. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России. Пути формирования у сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности патриотизма и верности воинскому долгу в современных условиях. Москва: Пограничная Академия ФСБ РФ, 2010. Available at: http://nenuda.ru/

References

1. Vaschenko A.V. Patriotizm sotrudnikov pogranichnyh organov kak social'naya cennost'. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2015; 4: 336 - 343.

2. Emec V.S. Tehnologiya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij slushatelej (kursantov) pogranichnyh vuzov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Pogranichnaya akademiya FSB Rossii, 2005.

3. Kolotusha V.V. Cennostnye osnovaniya pogranichnoj deyatel'nosti: monografiya. V.V. Kolotusha, V.R. Volodin, N.A. Yankova. Golicyno: GPI FSB Rossii, 2014.

4. Pekshin V.A. Patrioticheskoe vospitanie pogranichnikov sredstvami iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 1998.

5. Ryzhkov V.N. Patriotizm i problemy duhovno-nravstvennoj bezopasnosti Rossii. Puti formirovaniya u sotrudnikov pogranichnyh organov federal'noj sluzhby bezopasnosti patriotizma i vernosti voinskomu dolgu vsovremennyh usloviyah. Moskva: Pogranichnaya Akademiya FSB RF, 2010. Available at: http://nenuda.ru/

Статья поступила в редакцию 21.09.18

УДК 378

Bagretsov D.N., Cand. of Sciences (Philology), Director of Ural Agricultural Publishing House, Ural State Agricultural University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: [email protected]

Korytkov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ural State Agricultural University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]

Kapitsky V.N., Senior Lecturer, Ural State University of Agriculture, Faculty of Agrotechnology and Land Management, Deputy Dean for Educational Work, Ural State Agricultural University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected] Luneva E.V., Cand. of Sciences (Biology), Head of Management of Youth Outreach Department, Kurgan State University (Kurgan), E-mail: [email protected]

ECOTOURISM AS A MEANS OF PATRIOTISM INSTILLATION AMONG STUDENTS. The article views ecotourism as a means of patriotic upbringing based on state programs in this field. The ecotourism development is analyzed through the patriotic upbringing. It should be notes that ecotourism, as a popular, relevant, attractive and thus efficient tool, takes a special place among various tools patriotic upbringing. Ecotourism combines several leisure and educational activities - active leisure, wellness, historical insights, regional studies. All these components help to promote patriotism, according to the authors. Researchers describe major types of tourism which help to contribute to patriotic upbringing. Key words: ecotourism, patriotic upbringing, students.

Д.Н. Багрецов, канд. филол. наук, директор Уральского аграрного издательства, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Организация работы с молодёжью», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]

В.А. Корытков, канд. пед. наук, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

В.Н. Капицкий, ст. преп., заместитель декана по воспитательной работе факультета агротехнологий и землеустройства, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected] Е.В. Лунева, канд. биол. наук, зав. каф. «Организация работы с молодёжью», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: [email protected]

ЭКОТУРИЗМ КАК АКТУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматриваются: экотуризм как средство воспитания патриотизма студенческой молодёжи, способы воспитания патриотизма молодёжи с опорой на государственные программы в этой области. В работе анализируется развитие экотуризма молодёжи в свете патриотического воспитания. Отмечается, что особое место среди способов формирования патриотизма может занять экотуризм - актуальный, востребованный, привлекательный для молодёжи, а значит, эффективный способ организации досуга. Экотуризм сочетает в себе сразу несколько досуговых и образовательных программ - активный отдых и оздоровление, изучение истории, краеведение, что в свою очередь, по мнению авторов работы, позволяет воспитывать патриотизм. Исследователи описывают основные направления туризма, которые способствуют патриотическому воспитанию студенческой молодёжи.

Ключевые слова: экотуризм, патриотическое воспитание, студенческая молодёжь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема патриотического воспитания молодёжи в настоящее время особенно актуальна. Этой теме посвящены работы таких исследователей, как И.А. Верховых [1], Т.Р. Лыковой [2], А.Н. Петрушкова [3], А.Н. Симонович [4], Г.А. Быковская, А.Н. Злобин, И.В. Иноземцев [5] и др.

В отечественных энциклопедиях и словарях патриотизм понимается как нравственный принцип, нравственная норма, фундаментом которой является любовь к Родине и готовность встать на защиту родной земли и своего народа. Также в понятие патриотизма входят чувства любви и уважения к своей культуре, языку, традициям, знание истории и желание изучать страницы прошлого, активная гражданская позиция и готовность отстаивать интересы своего народа и страны. Суммируя разные определения, можно сделать вывод, что под патриотизмом понимается комплекс чувств и эмоций, неотъемлемо связанных с идентификацией себя как сына своей Родины - ответственного, любящего, готового встать на защиту Отчизны. Патриотизм коррелирует с такими понятиями, как гражданский и нравственный долг, социальная идентичность, знание своей истории, любовь и уважение к родной стране, осознание себя как части пространственно-временного континуума, как сына своей страны и своего народа. Социальная идентичность выполняет важную роль в выработке стратегии поведения молодого человека, формировании его ценностно-мотивационной сферы, проявлении индивидуально-личностных и эмоционально-волевых особенностей, стабилизации его социально-психологического состояния [4, с. 97]. Исторические и социальные изменения в стране и мире привели к необходимости новых подходов к проблеме воспитания молодого поколения. Прежняя концепция формирования па-

триотизма, безусловно, актуальна и ценна, но новому времени нужны новые форматы работы, более понятные и близкие современной молодёжи. Пропаганда бездуховности и потребления как единственной ценности - главная преграда на пути формирования патриотической и гражданско-нравственной позиции. По мнению Е.А. Коршковой, на молодёжь активно влияют средства массовой информации. Это ведет к тому, что молодые люди некритично впитывают всю информацию, которая идёт в СМИ, рекламе, в интернете [6].

В Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отражена логичная концепция гражданско-патриотического воспитания. Стратегия Программы отвечает цели государственной политики - создать максимум условий для повышения гражданской ответственности за страну и её судьбу и в целом для роста степени консолидации и сплоченности российского общества. Достижение цели будет способствовать повышению уровня национальной безопасности, а также поступательному и стабильному развитию Российской Федерации [7]. Успешное патриотическое воспитание будет формировать у молодых людей такие качества, как чувство гражданского долга и ответственности перед потомками, знание истории и места родной страны в мировой истории, память о предках, ощущение преемственности поколений, а также любовь к Родине, желание защитить свою семью и родную землю, а также способность занять активную гражданскую позицию при необходимости отстаивания своих духовных и гражданских ценностей. Государственная Программа Патриотического воспитания предусматривает и средства достижения поставленных целей. Рассматривается совокупность информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.