Научная статья на тему 'Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание'

Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21045
1165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
качества личности / духовность / нравственность / квалитативный анализ / военно-профессиональная компетентность / общая культура / soft skills / spirituality / morals / Qualitative analysis / military-professional competence / the general culture

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манерко Ирина Васильевна

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме, связанной с необходимостью формирования и развития высоких духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, которые определяют его отношение к переменам в обществе и формированию нового облика Вооруженных Сил России. Автор рассматривает духовно-нравственные качества воинов как ценностные характеристики внутреннего мира личности, позволяющие ей определять и выстраивать свои отношения к другим людям и себе, а также выполнять воинский долг с позиции нравственности. В статье обозначены подходы к анализу духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, которые представляют собой систему общих, конкретных и специфических нравственных черт воинов, а также дан содержательный анализ наиболее значимых духовно-нравственных качеств военнослужащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the contemporary problem in the modern conditions, connected with the necessity of formation and development of high spiritually-moral soft skills of a military man which define its relation to changes in a society and to formation of new image of Armed forces of Russia. The author considers spiritually-moral qualities of soldiers as valuable characteristics of private world the persons allowing it to define and build the relations to other people and, and also to carry out a soldier"s duty from morals position. The article specify the leads-up to the evaluation of the spiritually-moral soft skills of the military man which represent system of the general, concrete and specific moral lines of soldiers are designated, and also the substantial analysis of the most significant spiritually-moral soft skills of the military man.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание»

Манерко И.В.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Происходящие в современной России изменения в различных областях жизнедеятельности общества и человека предполагают исследование глубинных процессов преобразований, в том числе и в области духовно-нравственной сферы деятельности личности. Все это вызывает необходимость расширения и уточнения содержания многих категорий и понятий социально-гуманитарной сферы, которые могли бы более полно отразить и описать реалии современных социальных процессов, перспективы культурной самоидентификации общества, проблемы социальной политики государства на ближайшее время. К таковым принадлежит и понятие «духовно-нравственные качества личности», которое, благодаря своей многозначимости и универсальности, сегодня прочно вошло в лексикон как научной, так и обыденной сфер познания.

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной российской армии связано прежде всего с тем, что особенностью военной профессии в отличие от других видов деятельности является то, что нравственный аспект составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество со стороны военных кадров.

В свое время известный русский философ Л.П. Карсавин, размышляя о «качествовании субъекта», обращал внимание на следующее: прежде чем творить, заниматься каким-то делом, человек должен сформироваться мировоззренчески, то есть духовно-нравственно. По его мнению, это является именно тем субъективным условием, при наличии которого личность способна к ответственной, полезной деятельности. Одной из причин заметных профессиональных успехов, например, видных государственных и политических деятелей или военных полководцев является возвышенность их идеологии и мировоззрения. Имен-

но поэтому проблемы исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнения профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное звено формирования нового облика современных Вооруженных Сил России.

Необходимость обращения к данной проблеме также обусловлена и сугубо практическими обстоятельствами и прежде всего кризисом духовности и самоидентификации человека, связанных с утратой смысла жизни, высшего предназначения в мире. До сих пор в обществе царит культ массового потребления и тотального развлечения, материального изобилия и эгоистического практицизма, внешней респектабельности и независимости, конкуренции и эпатажности, углубляется процесс тотального отчуждения личности от природной и социальной реальности, от глубин своего внутреннего мира. Все это создает основу для многочисленных конфликтов индивидуально-личностного и социального планов.

Кроме того, формирующееся многообразие духовной культуры постиндустриального общества размывает прежнюю многовековую духовнонравственную доминанту социокультурного бытия, предлагая взамен весьма сомнительные мировоззренческие ориентиры. Высшие проявления человеческого духа все чаще вытесняются псевдодуховными и антидуховными видами творчества. За истину выдаются заблуждение и ложь, за свободу - вседозволенность, за благо - порок, за красоту - безобразие и т.п. Подобная мимикрия проявляется во всех сферах духовной культуры: науке, религии, искусстве, образовании. С новой силой встают перед человечеством вопросы: что собой представляет высшее начало человека, какова направленность содержания его внутренних качеств и каковы критерии верификации их проявлений?

Военная служба относится к тем видам профессиональной деятельности, где личностные качества военнослужащего во многом определяют успешность и эффективность работы. Уровень развития средств вооруженной борьбы, боевой и специальной техники, приемов и способов ведения боя предъявляет к военнослужащему определенные требования. Он должен обладать определенными качествами и подготовкой, чтобы в современных условиях скоротечного боя эффективно выполнять поставленные перед ним задачи. Поэтому в процессе деятельности военного человека происходит не только профессиональное становление, но и воспитание его как личности, развитие духовно-нравственных ка-

честв, которые военнослужащий должен проявлять при выполнении своих обязанностей по защите Отечества.

Основываясь на взаимосвязи анализа духовности (В. Барулин, М. Вебер, Г. Гегель, В. Гринин, В. Грузков, М. Каган, А. Ладыгина, М. Колесов, В. Федотова, В. Шердаков и др.) и нравственности (В. Апресян, П. Гассенди, А. Гусейнов, И. Кант, К. Лоренц, Т. Мишаткина, Дж. Сантаяна,

Н. Чернышевский, А. Швейцер, М. Шлик, Э. Фромм и др.), можно выделить четыре подхода к определению духовно-нравственных качеств личности:

- квалитативный (качественный), в котором духовно-нравственные качества человека представляют собой идентификационный признак, имеющий определяющее значение в личностной саморегуляции поведения и жизнедеятельности индивида (В.С. Ильин, Л.Г. Карсавин, В.С. Соловьев, А.И. Субетто);

- ценностно-гуманистический, акцентирующий гуманистическую ориентацию сознания и поведения индивида в доминанте ценностных отношений к миру (Б.С. Братусь, Н.Я. Грот, В.В. Шадриков и др.);

- нравственно-этический, который представлен совокупностью моральных и этических идеалов, норм, законов, категорий и ценностей, определяющих направленность поиска и реализацию смысложизненных ориентиров и целей личности в процессе своей жизнедеятельности (А. А. Гусейнов, Л.П. Буева, А.С. Капто, Ю.М. Федоров и др.);

- религиозный, где элементы иерархически упорядоченной системы духовно-нравственного восхождения человека, следующего «заповедям блаженства», выступают качественными характеристиками образа жизни и личности верующего (Т. Задонский, И. Златоуст) [1, с. 9 - 10].

Основываясь на данных подходах и учитывая специфику воинской деятельности, можно определить духовно-нравственные качества личности военнослужащего как социально значимые (ценностные) характеристики (черты) сознания, поведения, общения и взаимоотношений воина в процессе жизнедеятельности, отмеченные нравственной доминантой и позволяющие ему реализовывать свой внутренний потенциал, статус и роль в обществе.

Основой личности военнослужащего должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, приносить людям благо, а самое главное - защищать их свободу и ценности в любых условиях, даже с риском для своей жизни.

Нравственность военнослужащего как личности включает в себя три необходимых компонента: а) нравственные знания; б) нравственные убеждения и в) нравственную потребность. Кратко рассмотрим их содержание.

Всю совокупность нравственных знаний военнослужащий получает в процессе всей своей жизнедеятельности: при обучении в учебных заведениях, в ходе трудовой (профессиональной) деятельности, в процессе самосовершенствования. Следует отметить, что знание норм морали еще не означает нравственность поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности нравственные знания сохраняют значительную самостоятельность: они могут не использоваться или использоваться частично в деятельности военнослужащего. В этом случае приходится иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от военнослужащего не только знаний, но и постоянной в течение всей жизнедеятельности работы над собой.

Нравственные убеждения - это базирующаяся на опыте и знаниях уверенность военнослужащего в справедливости требований профессиональной морали как основы выполнения своего воинского долга. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности воина, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Нравственные убеждения требуют от военнослужащего умения взглянуть на свою деятельность с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и коллектива, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность воина к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям на практике. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

И наконец, нравственная потребность - это наивысшая степень нравственного сознания военнослужащего, которая характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований этики. Когда соблюдение требований

профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований нравственности становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нравственными потребностями, военнослужащий не может поступиться ими и совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребности связаны с практической деятельностью, по-разному обусловливают ее. Они выступают основой формирования личностных качеств военнослужащего и характеризуют его как профессионала, способствуют качественному выполнению им своего профессионального предназначения как гражданина-патриота, защитника своего Отечества, в целом обеспечению безопасности личности, общества и государства. Военное дело, более чем любое другое, не может существовать в отрыве от знаний, совести, веры и характера.

Духовно-нравственные качества военнослужащего выделяют по различным основаниям, среди которых:

а) по отношению к обществу и государству - гуманность, патриотизм, верность Отечеству, уважение к истории народа, государства и армии, лояльность к политической власти государства, Конституции страны, общая культура личности;

б) по отношению к военной службе - верность воинскому долгу, высокий профессионализм, военно-управленческая культура, организованность, творчество, смелость, мужество, героизм;

в) по отношению к воинскому коллективу и другим людям (семье, родителям, родным, товарищам, сослуживцам) - благородство, доброта, честность, порядочность, великодушие, честь, принципиальность, требовательность, справедливость, личный пример, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям норм воинской морали;

г) по отношению к самому себе - достоинство, скромность, самооценка, взыскательность, честолюбие, самоконтроль, самовоспитание и самообразова-

ние, соизмерение своих действий и поступков с ценностями общества, армии и воинского коллектива.

В целом всю совокупность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего можно представить как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств [2, с. 191 - 192].

Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. К общим нравственным качествам относятся: патриотизм; верность своему Отечеству; гражданственность; общая культура личности; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства; вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как основа жизнедеятельности людей; гуманность; открытость к общению и др.

К конкретным нравственным качествам относят прежде всего гражданскую совесть (обостренное чувство личной ответственности), нравственную волю (умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль), честность (деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза), коллективизм (социальная организованность), самообладание (умение переносить личные неприятности и служебные неудачи), принципиальность (последовательность в соблюдении своих нравственных позиций, самокритичность) и др.

К специфическим нравственным качествам необходимо отнести прежде всего трудолюбие (увлеченность работой), скромность (разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам), ответственность (единство слова и дела, бескорыстность в оказании помощи людям), великодушие (терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным), а также профессиональная компетентность.

Обозначенная система нравственных качеств выступает той духовной опорой, которая помогает формированию и развитию духовно-нравственного портрета военнослужащего как личности. Стабильность и содержательность духовнонравственных качеств определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора. Кратко остановимся на специфике некоторых из них, наиболее полно раскрывающих ценность деятельности военнослужащего.

К числу важнейших духовно-нравственных качеств военнослужащего относится общая культура личности. Наряду с воинским мастерством она позволяет воину в более короткие сроки осваивать боевую технику и современное оружие, правильно и своевременно оценивать обстановку, свои возможно-

сти и с наивысшей результативностью проявлять личностный потенциал интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Важный компонент культуры личности - это то общее, что объединяет людей в масштабе социальной общности, государства и коллектива, например, образование и сформированные на этой основе общенаучные знания. Общая культура включает в себя также общетехнические знания, навыки и умения, принятую для всех членов общества культуру поведения.

Общая культура личности во взаимосвязи с культурой профессиональной образует культуру личности военнослужащего и является показателем количественно-качественного уровня развития «сущностных сил» человека, то есть интеллектуальных, эмоциональных, волевых и физических потенций в профессиональной деятельности воина и его общении. Она формируется и развивается в зависимости от особенностей личности, воспитания, условий окружающей среды. Общая культура включает основательные знания истории, философии, политологии, права, предполагает знание мировой и отечественной литературы, музыки, живописи, театра, способность отличить подлинные духовные ценности от подделок. Сегодня к числу важнейших черт культуры личности воина относят также техническую, компьютерную грамотность, культуру речи, общения, мышления, поведения и др. По этому поводу философ Гельвеций в своем трактате «Об уме» отмечал: «Нельзя идти твердыми шагами по незнакомым дорогам, пересекаемым множеством пропастей. Твердость и сила ума всегда обусловливается его широтой» [3, с. 354].

Общая культура личности - это фундамент жизнедеятельности личности военнослужащего. Она формирует мировоззренческую направленность воина в современном мире, развивает глубину его суждений, аналитические способности и логическое мышление. Ее роль в структуре личности особенно велика сейчас, когда идет процесс утверждения общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных. В качестве подтверждения данного постулата вспомним слова Шарль де Голля, который писал: «Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура... Не было ни единого знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы в конце концов всегда находим Аристотеля» [4, с. 95 - 96].

Таким образом, общая культура военнослужащего представляет собой поликомпонентное духовно-нравственное качество, в котором находят свое проявление «сущности силы» личности в различных сферах ее жизнедеятельности.

Тактичность - это качество предполагает умение военнослужащего предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие товарищами, сослуживцами и другими людьми. Тактичность как качество личности воина необходима ввиду того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных правил, которые могут противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств, ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности конкретных поступков и действий военнослужащего детерминируются его профессиональным тактом, выработанным на основе тактичности как личностного качества. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций и динамики ее развития. Военнослужащему в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми различного склада характера и самолюбия, поэтому соблюдение тактичности особенно необходимо в деятельности воина.

Совесть военнослужащего проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность условий внешних по отношению к личности или внутренних) оказывается достаточно сложной или нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях воина с его окружением: сослуживцами, коллегами, подчиненными, членами семей военнослужащих и т.д. Военнослужащий может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными категориями людей; какие бы чувства сослуживец или подчиненный ни вызывал у

военнослужащего, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно. Отношение к окружающим с позиций симпатии или антипатии вообще не должно присутствовать во взаимоотношениях между воинами и отражаться на качестве выполнения задач, стоящих перед воинским коллективом. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам: каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение на практике принципа справедливости предохраняет военнослужащего от отчуждения и от сослуживцев, и от коллектива в целом.

Нравственная воля всегда необходима военнослужащему в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима воину не только для того, чтобы преодолеть себя, победить неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, сложившееся в его сознании мнение о себе как о безнадежном человеке, неспособном успешно функционировать в социуме, но и для того, чтобы способствовать решению поставленных задач своим сослуживцам и товарищам по общему делу. Именно сила воли военнослужащего может заставить его и находящихся рядом поверить в себя, справиться со слабостью и неверием в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность, в целом успешно решить поставленные перед военнослужащим служебно-боевые задачи.

К числу важнейших духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, как представляется, относится и военно-профессиональная компетентность, которая характеризует ее деловую надежность, способность осуществлять успешную и безошибочную деятельность как в привычных, так и в нестандартных ситуациях. Специфика военно-профессиональной компетентности воина представляет собой его способность анализировать, принимать управленческие решения и осуществлять эффективную служебно-должностную деятельность, обусловленную высокой степенью освоения общечеловеческой, профессиональной и духовной культуры в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки.

Военно-профессиональная компетентность военнослужащего не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовных качеств личности. Она немыслима без опоры а достаточно широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности воина, что обусловливает актуализацию ее деловых способностей, формирование высоких духовно-нравственных качеств.

Основой военно-профессиональной компетентности выступает духовность военнослужащего. Духовная готовность к служению Родине, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов общества, государства и личности есть в конечном итоге самое значимое, основное для военной службы. Патриотизм, государственность, верность служению Родине и народу, честь, ответственность, достоинство и другие духовно-нравственные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания, особенно в военной сфере русской государственности. Наиболее целенаправленно воспитание на этих ценностях проводилось в армии, начиная с петровской эпохи. Как предмет особой заботы, духовность воина рассматривалась военачальниками наряду с военной и технической подготовкой как главное условие победы в войне. Особое место духовность занимала в деятельности российских полководцев П.А Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, П.С. Нахимова, М.И. Кутузова, М.И. Драгомирова, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова и других.

Разумеется, это нисколько не умаляет собственно профессиональную подготовку воина. Обученность военному делу и осознание своего воинского долга по защите Отечества, умение применять полученные военные знания с пользой для общего дела есть «две стороны медали» военно-профессиональной компетенции военнослужащих, особенно офицерского корпуса. В традициях воина российской армии всегда считалось ценностью быть всесторонне подготовленным, воспитанным и образованным, нравственно и психологически закаленным, свято верящим в справедливость идеалов защитника Отечества. «Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов умереть»,- эти слова принадлежат одному из величайших мыслителей России Л.Н. Толстому, который на своем жизненном примере продемонстрировал глубокую связь между личными принципами и социальной реальностью. Эта мысль в равной степени относится и к профессии военнослужащего, которая предполагает сочетание высокой духовности с военно-профессиональной компетентностью.

Таким образом, высокая духовность и военно-профессиональная компетентность военнослужащего являются основой успешного решения поставленных учебно-боевых задач и, следовательно, требуют к себе пристального внимания со стороны государственных и военных органов управления.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться в постоянном желании военнослужащего к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, а также в духовном и нравственном совершенствовании, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его профессиональной деятельности.

Нравственность военнослужащего влияет и на окружающих его людей, - и в этом состоит ее высокое назначение. Высокие моральные качества позволят воину самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку. Стремление личности к самосовершенствованию становится положительным примером для других людей. И, напротив, трудно требовать от сослуживцев, товарищей или подчиненных активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если они видят, что человек, призывающий их к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе.

Таким образом, духовно-нравственные качества личности военнослужащего во многом определяют успешность выполнения им своего воинского долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование духовно-нравственных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности военнослужащего, проявленные им по отношению к себе, окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым решению целого ряда социальных проблем.

Все названные духовно-нравственные качества личности взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и присутствуют в поведении и действиях воина постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик военнослужащего как высоконравственной личности.

* * *

1. Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. Воронеж, 2009.

2. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М., 1999.

3. Гельвеций. Об уме. М., 1938.

4. Шарль де Голль. Профессиональная армия. М., 19З5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.