Научная статья на тему 'Духовное воспитание курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ'

Духовное воспитание курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОТЕЧЕСТВО / АРМИЯ / SPIRITUAL EDUCATION / MILITARY HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT / RELIGION / TRADITION / ORTHODOXY / CITIZENSHIP / LOVE OF COUNTRY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MOTHERLAND / ARMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов Владимир Александрович, Дрозд Евгений Валериевич, Drozd Андрей Валериевич

В статье рассматриваются вопросы духовного и духовно-нравственного воспитания курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Указаны принципы, положенные в основу духовного воспитания курсантов. Выделены и раскрыты два основных подхода к пониманию проблемы духовности. Понятие духовности рассмотрено через призму христианской традиции в православной России. Представлены уникальные материалы, касающиеся взглядов отечественных и зарубежных писателей, мыслителей и интеллигенции на значение духовности в воспитании воинов, а также приводятся выдержки из архивных источников нормативно-правовых документов, указывающих на важную роль духовного воспитания в реализации высокого морально-психологического состояния армии. Показано, что на протяжении многих веков в Российском государстве понятие духовности неразрывно связывалось с любовью к Богу и Родине. Авторами представлена система духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной среды военных вузов России. В конце статьи предлагаются мероприятия, способствующие, по мнению авторов, нравственному и духовному воспитанию будущих офицеров в военных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридов Владимир Александрович, Дрозд Евгений Валериевич, Drozd Андрей Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual education of cadets in military academies of the Ministry of Defense of the RF

The issues of spiritual and moral-spiritual education of cadets in military academies of the Ministry of Defense of the Russian Federation are discussed. The principles which form the basis of cadets’ education are specified. Two basic approaches to understanding of the spirituality problem are identified and discussed. The concept of spirituality is analyzed in terms of the Christian tradition in orthodox Russia. Unique knowledge of how native and foreign writers, thinkers and intellectuals treat the importance of spirituality for military men education is presented. Besides, excerpts from archive sources of statutes that point out the relevance of cultivation of moral values for high moral and psychological situation in the army are provided. It has been shown that the ideas of spirituality and love for country and God were inextricably intertwined in Russia over the course of history. The authors present a system of spiritual education of cadets as a component of the educational environment of military academies of Russia. The authors suggest measures that, in the opinion of the authors, contribute to the moral and spiritual education of future officers in the context of military academy’s educational environment.

Текст научной работы на тему «Духовное воспитание курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ»

Вестник ПСТГУ Свиридов Владимир Александрович,

IV: Педагогика. Психология д-р пед. наук, профессор,

2015. Вып. 2 (37). С. 30—40 Военный учебно-научный центр

военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

[email protected]

Дрозд Евгений Валериевич, канд. пед. наук, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

tdutif.80@mail .ги.

Дрозд Андрей Валериевич, канд. пед. наук, Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»

[email protected]

Духовное воспитание курсантов

В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Министерства обороны РФ В. А. Свиридов, Е. В. Дрозд, А. В. Дрозд

В статье рассматриваются вопросы духовного и духовно-нравственного воспитания курсантов в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Указаны принципы, положенные в основу духовного воспитания курсантов. Выделены и раскрыты два основных подхода к пониманию проблемы духовности. Понятие духовности рассмотрено через призму христианской традиции в православной России. Представлены уникальные материалы, касающиеся взглядов отечественных и зарубежных писателей, мыслителей и интеллигенции на значение духовности в воспитании воинов, а также приводятся выдержки из архивных источников нормативно-правовых документов, указывающих на важную роль духовного воспитания в реализации высокого морально-психологического состояния армии. Показано, что на протяжении многих веков в Российском государстве понятие духовности неразрывно связывалось с любовью к Богу и Родине. Авторами представлена система духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной среды военных вузов России. В конце статьи предлагаются мероприятия, способствующие, по мнению авторов, нравственному и духовному воспитанию будущих офицеров в военных вузах.

В настоящее время Вооруженные силы РФ переживают сложный период реформирования. Происходящие изменения затрагивают практически все стороны жизнедеятельности не только войск, но и высших военно-учебных заведений.

В сложившейся ситуации кардинально повышается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего начала в жизни общества и армии, поэтому определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром миро-

воззрения и миропонимания курсанта — важнейшая задача воспитания будущих офицеров в военном вузе.

Мы считаем, что духовные основы воспитания курсантов в военных вузах заключаются в формировании у каждого военнослужащего основополагающих социально значимых умственных и психических качеств личности, которые побуждали бы его к определенным действиям, поступкам, деятельности, направленным на осознанное и целеустремленное выполнение воинского долга по защите своего Отечества.

В основу духовного воспитания курсантов могут быть положены вытекающие из его сущности определенные принципы. Они являются исходными положениями, в которых выражаются требования к содержанию, организации и методам духовного воспитания курсантов. К таким принципам можно отнести:

• принцип системности — подход к духовному воспитанию как к сложному системному процессу, обладающему свойствами как целостности, так и делимости;

• принцип динамичности — подход к духовному воспитанию курсантов как к отражению его движения и развития под влиянием действующих на него разнородных внешних и внутренних факторов;

• принцип историзма — подход к духовному воспитанию курсантов как к изменяющемуся во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей;

• принцип преемственности, предусматривающий непрерывную передачу от поколения к поколению духовных ценностей, способов их сохранения и приумножения в процессе обучения и воспитания будущих офицеров.

Нетрудно заметить, что эти принципы — обобщение уже исторически сложившихся, объективных, проверенных педагогической практикой подходов к воспитанию. Они показывают многогранность, специфику, своеобразие, характерные особенности этого сложного процесса1.

Чем можно объяснить феномен духовности в условиях реформирования современного российского общества?

Несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется неоднозначно. Нам представляется, что для защитника Отечества более близко следующее определение: духовность — это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать (для других)2. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

Условно можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы духовности: рациональный и аксиологический.

Первый (его также называют прагматическим) связан с европейской и североамериканской культурными традициями. В рамках этого подхода сферы

1 Свиридов В. А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2006. С. 361.

2 Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997.

человеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с позиции индивидуального интереса, рационального расчета. «Духовно озаренная Личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу», — писал по этому поводу английский мыслитель Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)3.

Другой подход к пониманию духовности — традиционный, или светский. Суть его в том, что духовность составляет высшую моральную ценность. Она включает в себя потребности человека в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремлении делать добро, развивать лучшие моральные качества, достойно выполнять свой долг, иметь развитое чувство совести и моральной ответственности. Ярким примером такого подхода может служить мнение выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828—1910), который считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а худшим — человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.

Светское понимание проблемы духовности в свою очередь имеет несколько направлений, основными из которых являются объективно-идеалистическое и диалектико-материалистическое. В первом сердцевиной духовности является нравственность, в основе которой находится либо Мировой Дух, Мировой Разум, либо Бог, либо абсолютная идея. А добро, истина и красота — это путеводные звезды в духовных поисках человека. Эту линию проводили Платон, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Д. Л. Андреев и другие известные философы.

В диалектико-материалистической (марксистской) концепции (второе направление ценностного подхода) проблема духовности оценивалась преимущественно посредством соотношения материального и идеального, категорий «общественное сознание» и «духовная жизнь». То есть духовность рассматривалась как нечто производное от материального. При этом само понятие «дух» представляется или как сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действиям, деятельности, или как внутренняя моральная сила4.

В православной России в основе понимания духовности находится христианская традиция (которую можно выделить в третье направление аксиологического подхода). Происхождение духовности связывалось со Святым Духом, третьей Ипостасью Триединого Бога. Считалось, что в самом понятии «Дух» присутствует энергетическое начало. По учению Церкви, Бог через Святого Духа дает нам безвозмездно столько сил и энергии, сколько мы в состоянии принять и вместить. Но взять этот Божий дар не так просто. Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с целью очищения своей души от гордыни, злых помыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом.

Существуют и другие точки зрения на духовность. Однако, на наш взгляд, при таком многообразии мнений большинство из них не в полной мере отража-

3 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 255.

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 163.

ют сущность и содержание данного понятия. Наиболее взвешенным представляется следующее суждение.

Всякий образованный человек признает существование духовности личности. Однако в чем состоит ее сущность, как она проявляется, как ее развивать и тем более управлять ею — на эти вопросы современная наука о человеке не дает ясных и полных ответов. И как неисчерпаем в познании человек, так же до конца непознаваема и его духовность. Конечно, она имеет свое материализованное проявление в обществе — ведь человек выступает прежде всего как социальный субъект. И здесь духовность может выражаться через определенную систему ценностей, целей, смыслов, идеалов, идей, потребностей и интересов. В таком качестве она концентрирует проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.

Таким образом, понятие духовности связано в первую очередь со смысло-образующими компонентами человеческого существования, что дает личности возможность выйти за рамки узкоэмпирического, обыденного бытия, преодолеть себя в процессе обновления и совершенствования, восхождения к своим идеалам и реализовать их в процессе жизненного пути.

Духовность армии естественным путем вытекает из духовности соответствующего общества, при этом имея свои особенности, весьма точно определенные известным русским мыслителем Иваном Александровичем Ильиным (1882-1954).

Во-первых, армия — это «сосредоточенное воплощение государственной силы», государственной власти как «элемент государственного бытия», как организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее — к смерти и убиению во имя государственной цели».

Во-вторых, каждый воин должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в Вооруженных силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».

В-третьих, родовая черта воина: он есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти», что определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Отсюда — воин «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела».

В-четвертых, военная подготовка нелепа и гибельна без духовного воспитания человека, «...армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели»5.

В «Проекте Основного закона Российской Империи», подготовленного И. А. Ильиным, отражены традиционные представления о духовности российского воинства: «Солдатом именуется всякий военнослужащий — от рядового до старшего генерала. Российский солдат есть звание высокое и почетное. Он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную во-

5 Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. С. 318-337

енную силу и честь. Армия есть кость от кости народа, кровь от крови его, дух от его духа. Служащий в Российской армии постоянно или временно осуществляет право верного за Отечество стояния и приобщается к национальной славе. Воинское знамя есть священная хоругвь всего российского народа»6.

Специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением всех духовных и физических сил, с возможностью самопожертвования во имя Родины определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военных побед.

Духовные основы воинского воспитания неразрывно связаны с культурой общества, народа и способствуют оптимальному функционированию Вооруженных сил. Прежде всего они выражаются в идеях. Исторический опыт свидетельствует, что духовность армии и флота не может существовать вне социально значимых идей, верований, убеждений, ценностей, которые должны всячески оберегаться и культивироваться как общественными институтами, так и самой армией. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и Вооруженные силы, создает предпосылки их целостности.

Одной из важнейших для понимания сущности духовных основ воинского воспитания является идея Родины. Чувство патриотизма — проявление этой идеи. Академик Владимир Иванович Даль (1801—1872) в своем Толковом словаре дает следующее определение: «Патриотизм — любовь к Отчизне, патриот — любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб и отчизник»7.

Воспитание патриота в первую очередь подразумевает создание условий для самостоятельного осознания человеком своей принадлежности к Отчизне как понятию духовному и не отделимому от самого себя. Необходимо, чтобы в процессе эмоционального развития человека совершился акт его духовного самоопределения, установления собственных духовных начал. Сами по себе территория, климат, национальное происхождение, самобытная культура, язык, хозяйственный уклад не составляют единого гармоничного целого, называемого Родиной. «Найти Родину, — писал И. А. Ильин, — значит реально испытать соприкосновение с ней как важнейшим предметом, пережив своего рода духовное обращение»8.

Никто не может предписать другому человеку любить и ценить Родину, поэтому офицер-воспитатель должен способствовать пробуждению этого чувства у военнослужащих. Очевидно, что для этого офицеру необходимо самому быть искренним в проявлении своих патриотических устремлений, уметь донести до сознания подчиненных идеи патриотизма.

На наш взгляд, определяющая, основополагающая и консолидирующая идея всегда должна быть национальной, так как влияние идей на военнослужащих осуществляется не непосредственно, а через их духовный уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Он включает в себя общие традиции, идеи, чувства, верования, способы мышления и т. д. «Нельзя любить народ, не уважая

6 Коровин В. М., Подлужный В. И., Свиридов В. А., Синева А. А. Духовные основы воспитания курсантов в военных вузах России // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 113.

7Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002. С. 461.

8 Ильин. О сопротивлении злу силою... С. 143.

его предков», — писал известный российский ученый Лев Николаевич Гумилев (1912—1992)9.

Для нашей страны национальная идея всегда имела особое значение. Так, в самые критические периоды истории нашего Отечества нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа. Без национальной идеи в условиях современной России невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в осуществлении реформ.

Истинный патриотизм выражается и в чувстве долга перед своим Отечеством. Высшим проявлением долга в России в силу ее исторической специфики, геополитического положения и уклада жизни всегда считалась воинская служба. «Издревле, — подчеркивал русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900), — всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах»10.

Однако последние десять лет российской истории (особенно конец 90-х гг. XX в.) свидетельствуют о фактах негативного отношения общества к своей армии, что, несомненно, сказывается на воспитании будущих офицеров. Средства массовой информации (телевидение, радио, низкопробная печатная продукция, компьютерные сети и программы и т. п.) пропагандируют и развивают у молодого поколения индивидуализм, бездушие, упрощенное восприятие действительности, меркантильность, подчас забывая о сохранении исторически сложившихся основ духовной сферы российского общества. Курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их духовного воспитания. Именно поэтому обращение к традиционно сложившейся в Российской армии системе духовного воспитания может способствовать достижению целей профессионального становления российских офицеров XXI в.

Мы считаем, что в системе духовного воспитания курсантов как части воспитательной среды военных вузов России должны быть следующие составляющие.

1. Воспитание духовности через нравственные традиции российского народа и его армии. Традиции, т. е. элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.), являются бесценным материалом, который в значительной степени способствует духовному воспитанию будущих офицеров. Традиции наших Вооруженных сил создавались в условиях упорной борьбы за целостность, самостоятельность и независимость Родины. Именно эти традиции послужили основой следующего замечания российского офицера А. Л. Блонделя: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководясь во всем

9 Гумилев Л. Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2002. С. 230.

10 Соловьев В. С. Оправдание добра. Смысл войны // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. С. 251—256.

требованиями истинной чести»11. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, достоинство, благородство, честь, беззаветная любовь к Отечеству — все это должно лежать в основе создания и развития воспитательной среды военного вуза.

Как показали результаты опроса курсантов первых и пятых курсов ВУНЦ ВВС «ВВА» (всего опрошено 351 человек), современное поколение молодых людей, даже целенаправленно готовивших себя к службе в Вооруженных силах, очень слабо интересуется историей своей Родины и ее армии. Так, только 10% курсантов регулярно читают историческую художественную литературу, посвященную героическим примерам защиты своей Родины нашими предками (Д. М. Балашов, Б. Л. Васильев, В. Д. Иванов, В. С. Пикуль, К. М. Симонов, С. Д. Скляренко, И. Ф. Стаднюк, А. Н. Степанов и др.), всего 3% интересуются историей России и читают книги таких авторов, как Г. В. Вернадский, Д. И. Иловайский, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Л. И. Гумилев и др., и лишь 1% будущих офицеров увлекается чтением мемуарной и специальной исторической литературы по этой тематике. Только 1,5% курсантов смотрели фильмы, прославляющие подвиги Российской армии («Александр Невский», «Суворов», «Нахимов», «Ушаков» и т. д.).

Конечно, при анализе этих данных необходимо учитывать, что опрос проводился в инженерно-техническом военном вузе, однако полученные результаты показывают важность и необходимость усиленной воспитательной работы в образовательных учреждениях Министерства обороны РФ. Тем более, что такой же опрос, проведенный среди иностранных военнослужащих — курсантов этих же курсов (из республик Армения, Казахстан и Узбекистан), продемонстрировал иные результаты: отечественной историей среди них интересуются от 28 до 34% опрошенных.

2. Следующая важнейшая составная часть духовного воспитания — воспитание гражданственности. Суть ее очень полно выразил И. А. Ильин: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания»12. Быть гражданином — значит соизмерять свои интересы с интересами государства. Гражданин же, который несет свою государственную принадлежность против своей воли и без своего внутреннего согласия, представляет собой не только духовно нездоровое, но и политически опасное явление.

Воспитание гражданственности у будущих офицеров особенно необходимо в условиях нестабильного общества. Курсантам ВУНЦ ВВС «ВВА» (выборка из 351 человека) было предложено сформулировать ответ на следующий вопрос: что представляет для них понятие «гражданственность»? Мнения по поводу значения данного понятия распределились следующим образом:

• это «принадлежность человека к тому или иному государству, соблюдение законов этого государства и обладание определенными правами, которые гарантированы каждому гражданину» —36%;

11 Блондель А. Л. Взгляд на обязанности и дух военного звания. СПб., 1836. С. 12.

12 Ильин И. А. Путь духовного обновления. Гл. 9. О государстве. Мюнхен, 1962. С. 162.

• это «совокупность факторов, определяющих физическое лицо (национальность, вероисповедание, конституционные права и обязанности и т. д.)» — 28%;

• это «долг каждого человека перед своим государством, внесение своего вклада в культурное, духовное, научное и экономическое развитие своей страны» — 10%;

• это «ответственность гражданина за свои поступки, верность государству, выполнение гласных и негласных правил и норм поведения, принятых в обществе» — 9%;

• другие ответы («качество человека, заключающееся в его способности быстро адаптироваться в обществе», «выполнение долга перед обществом», «ответственность человека перед государством» и т. д. — 10%;

• затруднились ответить — 7%.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что курсанты в большинстве своем соотносят понятие «гражданственность» с государством и обязанностями человека по отношению к нему.

3. Говоря о духовных основах воспитания воинов, нельзя не остановиться на роли религии. Православная Церковь во все времена являлась хранительницей духовного достояния нашего народа. «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух того, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии», — писал И. А. Ильин. При этом с его точки зрения: «Воин именуется Христовым не только потому, что он член христианского государства, что его родина возрастает в христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру; а еще и потому, что в любви ко Христу и преподанной Им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, в ней почерпает необходимую ему силу подвига и очищения»13.

Великий русский полководец генералиссимус А. В. Суворов придавал огромное значение роли религии в воспитании воинов. Он писал: «Я российский... Россиянин до конца своего... Господь дарует мне жизнь для блага государства... Доколе жив — служить, хотя и иногда отдыхать: так долг христианина... Господь Покровитель бдит над Россией... Мы — русские, с нами Бог! Молись Богу! От Него победа... Бог нас водит. Он нам генерал»14.

Постоянно побеждая, А. В. Суворов владел сердцами своих подчиненных. На протяжении более 50 лет он не менее двухсот раз заставлял вражеских солдат и офицеров покидать поле боя или сдаваться в плен, одержав при этом около шестидесяти знаменательных побед в сражениях с превосходящим по численности противником. При этом потери русских солдат почти всегда были минимальны15.

По результатам анкетирования курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА» первых и пятых курсов на предмет отношения к религии мы получили следующие резуль-

13 Ильин. Путь духовного обновления. С. 318.

14 Не числом, а уменьем! Военная система А. В. Суворова // Российский военный сборник. Вып. 18. М., 2001. С. 432.

15 Там же. С. 429.

таты: 23,6% и 28,5% соответственно считают себя верующими людьми; 36,9% и 35,3% колеблются между верой и неверием; 30,1% и 23,2% не считают себя верующими; 9,4% и 13% затруднились ответить. В то же время 93,8% опрошенных считают, что к их менталитету ближе православие, а 83,3% благосклонно воспринимают участие Православной Церкви в духовном и нравственном воспитании будущих офицеров. Как видим, в процессе учебы в военном вузе часть молодых людей обратилась к вере. Несомненно, в этом есть заслуга руководящего состава вуза и та политика, которая проводится в целях совершенствования духовного воспитания курсантов. В частности, в 2011 г. на территории ВУНЦ ВВС «ВВА» на месте бывшего клуба (во времена прихода к власти большевиков переоборудованного из храма), на пожертвования личного состава вуза был восстановлен храм Св. великомученика и целителя Пантелеимона. В дни церковных праздников и не только многие верующие курсанты посещают этот храм и своим примером побуждают сослуживцев обратиться к вере.

4. Правовой компонент духовного воспитания обеспечивает формирование у военнослужащих уважения к законам своего государства и неукоснительного их исполнения. Кроме того, в процессе правового воспитания военнослужащие познают отношения и обязанности, которые они имеют как члены общества и как его защитники. Традиционно правовой аспект воспитания духовности занимает особое место в подготовке российских офицеров. Еще в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений», утвержденном в 1848 г., отмечалось, что целью правового воспитания является «...ознакомить молодых людей с положением и с обязанностями человека в обществе; вкоренить в них теплое и твердое убеждение, что жизнь общественная составляет необходимое условие земного существования человека; что это условие достигается подчинением всех частных волей и всех частных сил одной общей воле и одной общей силе, именуемой Верховной властью; что при этом только условии общество совершенствуется и благоденствует и что преданность Верховной власти есть необходимое основание блага людей, общество составляющих, а поэтому — и святая для них обязанность. Глубокое укоренение в юношах таких убеждений доставит им запас твердых начал, которые будут в жизни служить для них руководством к постижению и определению их общественных отношений и обязанностей и оружием к отражению бесчисленных превратных мнений о государстве, о его цели и о средствах к достижению этой цели»16. Применительно к современным условиям под Верховной властью необходимо понимать законодательную базу Российской Федерации как основу деятельности всех офицеров Российской армии.

5. Воспитание через культуру, заключающееся в приобщении военнослужащих к культурным богатствам, накопленным российским народом и всем человечеством. Она способствует формированию внутренней культуры человека, развитию его интеллектуальных и нравственных качеств.

Необходимо отметить, что российский офицерский корпус всегда выгодно отличался от офицеров других стран в первую очередь уровнем своей культуры.

16 Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849. С. 90.

Например, в числе выдающихся деятелей науки и культуры России XIX — начала XX вв. значительное место занимают люди, носившие офицерскую форму: писатели и поэты Л. Н. Толстой, А. К. Толстой, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, А. И. Куприн, Н. С. Гумилев; художники В. В. Верещагин, П. А. Федотов, Н. А. Ярошенко; музыканты Н. Н. Фигнер, Ц. А. Кюи, П. А. Трифонов; ученые-естествоиспытатели П. П. Семенов-Тян-Шанский, А. М. Бутлеров, Н. П. Бородин, П. Н. Яблочков, С. И. Мосин; историки и филологи И. И. Балтии, В. Н. Татищев, В. И. Даль, М. М. Щербаков и многие другие.

Эта традиция продолжается и нашими современниками (писатели Ю. В. Бондарев, В. В. Карпов, В. В. Конецкий, В. С. Пикуль, К. М. Симонов, И. Ф. Стад-нюк, художники Б. Е. Борисов, Е. В. Вучетич, Н. Н. Жуков, П. А. Кривоногов, М. А. Савицкий и др.) и, несомненно, должна учитываться в духовном воспитании воинов. Кроме того, воспитание духовности через приобщение к культуре будет способствовать развитию познавательного интереса курсантов как фактора, обеспечивающего формирование не только военного профессионала, но и духовно развитой личности.

Следовательно, к мероприятиям, способствующим нравственному и духовному воспитанию будущих офицеров в рамках воспитательной среды военного вуза, мы относим:

1) проведение с курсантами факультативных занятий, направленных на формирование мировоззрения защитника Отечества. Например, с этой целью предлагается организовать проведение следующих факультативов: а) история православия на Руси; б) история Отечества в людях, событиях, фактах; в) этикет российского офицера; г) социально-политические и философские закономерности государственного развития России на современном этапе; д) этика семейной жизни; е) социально-педагогические и правовые аспекты деятельности офицера; ж) методика и организация воспитательной работы с личным составом подразделения;

2) организация посещений курсантами в течение всего периода обучения в военном вузе организаций и мероприятий культурного назначения (музеев, театров, выставок, концертов и т. п.) с целью развития и совершенствования у них эстетических и нравственных качеств;

3) приглашение для чтения лекций и проведения бесед с курсантами представителей духовенства;

4) участие курсантов военных вузов во всероссийских, всеармейских, областных и городских олимпиадах, конкурсах, конференциях, посвященных гуманитарным, правовым и социальным вопросам истории и современности.

Ключевые слова: духовное воспитание, военный вуз, религия, традиция, православие, гражданственность, патриотизм, воспитательная среда, Отечество, армия.

Spiritual education of cadets

IN MILITARY ACADEMIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of the Russian Federation V. Sviridov, E. Drozd, A. Drozd

The issues of spiritual and moral-spiritual education of cadets in military academies of the Ministry of Defense of the Russian Federation are discussed. The principles which form the basis of cadets' education are specified. Two basic approaches to understanding of the spirituality problem are identified and discussed. The concept of spirituality is analyzed in terms ofthe Christian tradition in orthodox Russia. Unique knowledge of how native and foreign writers, thinkers and intellectuals treat the importance of spirituality for military men education is presented. Besides, excerpts from archive sources of statutes that point out the relevance of cultivation of moral values for high moral and psychological situation in the army are provided. It has been shown that the ideas of spirituality and love for country and God were inextricably intertwined in Russia over the course of history. The authors present a system of spiritual education of cadets as a component of the educational environment of military academies of Russia. The authors suggest measures that, in the opinion of the authors, contribute to the moral and spiritual education of future officers in the context of military academy's educational environment.

Keywords: spiritual education, military higher education establishment, religion, tradition, orthodoxy, citizenship, love of country, educational environment, motherland, army.

Список литературы

1. Блондель А. Л. Взгляд на обязанности и дух военного звания. СПб., 1836.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997.

3. Гумилев Л. Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 2002.

4. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002.

5. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995.

6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Гл. 9. О государстве. Мюнхен, 1962.

7. Коровин В. М., Подлужный В. И., Свиридов В. А., Синева А. А. Духовные основы воспитания курсантов в военных вузах России // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 113.

8. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849. С. 90.

9. Не числом, а уменьем! Военная система А. В. Суворова // Российский военный сборник. Выпуск 18. М., 2001. С. 432.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981.

11. Свиридов В. А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Свиридов. Воронеж, 2006.

12. Соловьев В. С. Оправдание добра. Смысл войны // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995. С. 251—256.

13. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.