тывания информации из наземных запоминающих устройств и т.п.). Эффективным средством при этом может служить формулирование вопросов, ответы на которые в «прямом виде» в учебном пособии отсутствуют, их нужно как бы «синтезировать». Сложность таких вопросов должна возрастать по мере изучения материала.
Овладение знаниями предполагает их прочное усвоение, когда обучающийся может в полном объеме воспроизводить как изученный фактический материал, так и вытекающие из него теоретические обобщения, а также мировоззренческие и нравственные выводы. Поэтому органической частью учебно-познавательной деятельности курсантов является запоминание.
Для специальных дисциплин это значит: усвоить изучаемые факты и выводы, принципы; уметь свободно ими оперировать, расчленять материал на части; выделять главные вопросы, воспроизводить их полностью или в сокращенном виде; соотносить с ранее полученными знаниями.
Следующей ступенью процесса обучения является выработка соответствующих умений и навыков.
В. КОРОВИН, доцент В. ПОДЛУЖНЫЙ, доцент В. СВИРИДОВ, доцент А. СИНЕВА, профессор Воронежский военный институт радиоэлектроники
Категория духовности выражает смыслообразующие измерения человеческого бытия, дающие возможность личности выходить за рамки узкоэмпирического, обыденного существования, преодолевая себя в процессе обнов-
Для активизации учебного процесса на ступени применения знаний на практике в специальных дисциплинах предусмотрены лабораторные и практические занятия. Причем лабораторные занятия запланированы в начальных темах по изучению принципов построения специальных систем, моделей и алгоритмов управляющих процессов. На практических занятиях в конце курса изучения дисциплин, когда рассматриваются работа аппаратуры в режиме боевого дежурства, действия расчета при проведении основных, специальных и аварийных режимов, «фрагменты» знаний, полученных на предыдущих занятиях, объединяются в «единую систему».
Однако на этом познавательный процесс не заканчивается. Существенным компонентом учебного процесса является последующая работа обучающихся по повторению, углублению, обобщению и систематизации изученного материала. Эта работа не только «закрепляет» и расширяет знания, но зачастую способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, сила воли и целеустремленность.
Духовные основы
воспитания
курсантов
ления и совершенствования, восхождения к идеалам.
Особенности духовности ратного труда весьма точно определенны русским мыслителем И.А. Ильиным (1882-1954). Во-первых, армия как «сосредото-
ченное воплощение государственной силы», как «элемент государственного бытия» есть организованное множество людей, систематически «воспитывающих себя к победе и ради нее - к смерти и убиению во имя государственной цели».
Во-вторых, «каждый воин... должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие». Поэтому служение в Вооруженных Силах должно быть проникнуто «живым вдохновением государственности».
В-третьих, воин есть «гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия», связавший свое дело с вопросом «о личной жизни и смерти ». Это определяет то высокое достоинство и ту ответственность, то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание. Поэтому воин «должен верить в духовную правоту своей Родины, своего государства и своего жизненного дела».
В-четвертых, военная подготовка нелепа и гибельна без духовного воспитания человека, ибо «...армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели » [1].
В «Проекте Основного закона Российской Империи», подготовленном И.А. Ильиным, отражены традиционные представления о духовности российского воинства: «Солдатом именуется всякий военнослужащий - от рядового до старшего генерала. Российский солдат есть звание высокое и почетное. Он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную военную силу и честь. Армия есть кость от кости народа, кровь от крови его, дух от его духа. Служащий в Российской армии постоянно или временно осуществляет право верного за Отечество стояния и приобщается к наци-
ональной славе. Воинское знамя есть священная хоругвь всего Российского народа».
Духовные основы воинского воспитания неразрывно связаны с культурой и прежде всего выражаются в идеях. Исторический опыт свидетельствует, что духовность армии и флота не может существовать вне социально-значимых идей, верований, убеждений, ценностей, которые должны всячески оберегаться и культивироваться как общественными институтами, так и самой армией. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и Вооруженные Силы, создает предпосылки их целостности.
Одной из важнейших является идея Родины. Чувство патриотизма - проявление этой идеи. В Толковом словаре В.И. Даля дается следующее определение: «Патриотизм - любовь к Отчизне, патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб и от-чизник».
Воспитание патриота в первую очередь подразумевает создание условий для самостоятельного осознания человеком своей принадлежности к Отчизне как понятию духовному и неотделимому от самого себя. Необходимо, чтобы совершился акт духовного самоопределения, установления своих собственных духов-ныхначал. Сами по себе территория, климат, национальное происхождение, самобытная культура, язык, хозяйственный уклад не составляют единого гармоничного целого, называемого Родиной. «Найти Родину, - писал И.А. Ильин, -значит реально испытать соприкосновение с ней как важнейшим предметом, пережив своего рода духовное обращение».
Никто не может предписать человеку любить Родину. Офицер-воспитатель может лишь способствовать пробуждению этого чувства у военнослужащих; очевидно, что для этого необходимо самому быть искренним в про-
явлении своих патриотических устремлений.
Основополагающая и консолидирующая идея всегда должна быть национальной, так как влияние идей на воинов осуществляется не непосредственно, а через их духовный уклад, отражающий принадлежность кданному народу. Он включает в себя общие традиции, чувства, верования, способы мышления и т.д. «Нельзя любить народ, не уважая его предков», - писал известный ученый Л.Н. Гумилев (1912-1992).
Для нашей страны национальная идея всегда имела особое значение. Так, в самые критические периоды истории нашего Отечества нацию спасали мощные запасы духовной силы русского народа. Без национальной идеи в условиях современной России невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в осуществлении реформ.
Истинный патриотизм выражается и в чувстве долга перед своим Отечеством. «Издревле - подчеркивал философ В.С. Соловьев (1853-1900), - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах».
Последние годы российской истории свидетельствуют о фактах негативного отношения общества к своей армии, что, несомненно, сказывается на воспитании будущих офицеров. Средства массовой информации пропагандируют и развивают у молодого поколения индивидуализм, упрощенное восприятие действительности, меркантильность, подчас забывая о сохранении исторически сложившихся основ духовной сферы. Курсанты военных вузов не находятся в изоляции от их влияния, что усложняет задачу их воспитания. Именно поэтому обращение к традиционно сложившейся
в Российской армии системе духовного воспитания может способствовать достижению целей обучения и воспитания офицеров армии XXI века.
На наш взгляд, в системе духовного воспитания курсантов военных вузов России должны быть следующие составляющие.
1. Воспитание духовности через нравственные традиции российского народа и его армии. Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению в течение длительного времени (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.), являются бесценным материалом духовного воспитания будущих офицеров. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, достоинство, благородство, честь, беззаветная любовь к Отечеству - все это должно лежать в основе воспитания российских воинов. По выражению российского офицера А.Л. Блонделя, «офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководясь во всем требованиями истинной чести» [2].
2. Воспитание гражданственности, суть которой точно выразил И.А. Ильин: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как Родина, оформленная и объединенная публичным правом или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания». Быть гражданином - значит соизмерять свои интересы с интересами государства. Член общества, который несет государственную обязанность против своей воли и без внутреннего согласия, представляет собой не толь-
ко духовно нездоровое, но и политически опасное явление.
3. Говоря о духовных основах воспитания воинов, нельзя не остановиться на роли религии. «Воинское дело есть трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому дух того, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем христолюбии», - писал И.А. Ильин. При этом «воин именуется Христовым не только потому, что он член христианского государства, что его родина возрастает в христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру; а еще и потому, что в любви ко Христу и преподанной им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, в ней почерпает необходимую ему силу подвига и очищения». Великий русский полководец генералиссимус А.В. Суворов поучал воинов: «Молись Богу: от него победа. Все начинай с благословение Божие и до издыхания будь верен Государю и Отечеству».
4. Традиционно правовой аспект воспитания духовности занимает особое место в подготовке российских офицеров. Еще в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений», утвержденном в 1848 году, отмечалось, что целью правового воспитания является «... ознакомить молодых людей с положением и с обязанностями человека в обществе; вкоренить в них теплое и твердое убеждение, что жизнь общественная составляет необходимое условие земного существования человека; что это условие достигается подчинением всех частных волей и всех частных сил одной общей воле и
одной общей силе, именуемой Верховной властью; что при этом только условии общество совершенствуется и благоденствует и что преданность Верховной власти есть необходимое основание блага людей, общество составляющих, - а поэтому - и святая для них обязанность. Глубокое укоренение в юношах таких убеждений доставит им запас твердых начал, которые будут в жизни служить для них руководством к постижению и определению их общественных отношений и обязанностей и оружием к отражению бесчисленных превратных мнений о государстве, о его цели и о средствах к достижению этой цели» [3].
5. Приобщение военнослужащих к культурным богатствам, накопленным российским народом и всем человечеством, способствует формированию внутренней культуры, развитию интеллектуальных и нравственных качеств.
Таким образом, все вышеперечисленное подтверждает многоаспектность и мозаичность формирования духовной сферы будущего офицера и в практической деятельности военных вузов может обеспечить повышение качества подготовки офицерского корпуса Российской Федерации.
Литература
1. Ильин И.А. О сопротивлении злу си-
лою. // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. - М., 1995. -С. 318-337.
2. Блондель А.Л. Взгляд на обязанности и дух военного звания. - СПб., 1836.
3. Наставление для образования воспитан-
ников военно-учебных заведений. -СПб., 1849.