Научная статья на тему 'К вопросу о роли духовно-нравственных основ воспитания курсантов'

К вопросу о роли духовно-нравственных основ воспитания курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ СФЕРА / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / MILITARY MAN / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL CULTURE / AN ECCLESIASTICAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Светлана Андреевна

Указаны основные направления формирования высоких духовных и нравственных качеств, патриотического сознания будущего офицера. Автор обращает внимание на необходимость укрепления духовного потенциала армии и флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE ROLE OF THE ECCLESIASTICAL AND MORAL ESSENTIALS OF CADETS’ EDUCATION

The article points out the principle directions of the high ecclesiastical and moral characteristics formation of the future military officer’s patriotic consciousness. The author pays attention to the necessity of intellectual potential growth of the army and the fleet.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли духовно-нравственных основ воспитания курсантов»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

УДК 37.0 ГРНТИ 02.41.51

К ВОПРОСУ О РОЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ

С.А. Пономарёва

Филиал Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза) 440005, г. Пенза-5

Указаны основные направления формирования высоких духовных и нравственных качеств, патриотического сознания будущего офицера. Автор обращает внимание на необходимость укрепления духовного потенциала армии и флота.

Ключевые слова: духовная сфера, патриотизм, нравственность, военнослужащий, педагогическая культура.

REVISITING THE ROLE OF THE ECCLESIASTICAL AND MORAL ESSENTIALS OF CADETS' EDUCATION

S.A. Ponomaryova

Penza (branch) of Military Academy of Logistics 440005, Penza-5

The article points out the principle directions of the high ecclesiastical and moral characteristics formation of the future military officer's patriotic consciousness. The author pays attention to the necessity of intellectual potential growth of the army and the fleet.

Keywords: an ecclesiastical area, patriotism, morality, military man, educational culture.

Как отмечают многие мыслители и ученые, настоящее время нуждается в том, чтобы возродить и закрепить в сознании общественности истинные духовно-нравственные ориентиры.

Современное состояние духовного пространства России оставляет желать лучшего. Плюрализм ценностных ориентаций, потребительский конформизм, доминирование рациональности над чувственностью, материальности жизни над духовными аспектами, стандартности над уникальностью, прагматизма над альтруизмом, гедонистических ценностей над ценностями взаимопомощи - все это приводит к стиранию представлений о «должном» и стимулов для высоконравственных порывов в жизнедеятельности людей, надлому духовного фундамента общества и, в итоге, к разрушению оснований национальной, в том числе военной безопасности страны.

В свое время Президент РФ В.В. Путин в ходе оглашения послания Федеральному собранию отметил, что сегодня современное российское общество «испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [6].

Упадок духовности общества затрагивает и военную сферу, ибо армия как зеркало отражает духовно-нравственное состояние страны.

Именно поэтому сейчас важно обратить пристальное внимание на систему воспитания военнослужащих, формирование духовно-нравственных ориентиров профессиональной деятельности, критически переосмыслить многовековой опыт укрепления духа русского воинства.

© С.А. Пономарёва, 2017

ШМ2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 1 (23)

Наиболее глубоко основы духовности воинской деятельности и офицерской чести представлены в трудах известного православного мыслителя Ивана Александровича Ильина, посвятившего свою жизнь одной идее -служению России.

В своих работах мыслитель воссоздает образ армии как образ духовной крепости, военного качества, «любви к родине и стремления к победе, долга и чести, достоинства и верности» [1, с. 326]. Он показывает нам истинную сущность армии, ее основу и призвание. Для философа армия воплощает в себе основу национального существования, в ней источник национального рыцарства, она гарант национальной свободы.

В свою очередь воинская деятельность связана с жертвенным служением государству, Родине, народу. Идеи достоинства у И.А. Ильина не отделены от трагической природы данного социального института. Значимости духовных ориентиров, которые должны служить основой в процессе воспитания и службы воина, мыслитель уделяет особое внимание. Армия «невозможна вне идеи достоинства и чувства чести» [1, с. 329], без армии, «стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - Родина останется без обороны, государство распадется, и нация сойдет с лица земли» [2, с. 199]. Духовное самоутверждение необходимо для военнослужащего. Воин должен понимать то, ради чего служит и отдает свою жизнь. Именно духовно-нравственные ориентиры служат той путеводной звездой, которая осветит путь в темноте и сориентирует на выбор того или иного поведения в сложной кризисной ситуации.

Армия с устойчивым духовно-нравственным фундаментом, пишет И.А. Ильин, «есть реальная опора родины и гарантия ее государственного бытия; армия, утратившая чувство чести, есть сброд насильников мародеров и убийц» [1, с. 330]. Военная подготовка «нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека... Воин вне духовного самоутверждения есть реальная опасность для своей родины и своего государства. Армия вне достоинства и чести эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели» [1, с. 330].

Мы видим, что военное воспитание неотделимо от духовного; это целостная система подготовки зрелой личности, способной

с отвагой и верностью, честью и достоинством служить и защищать Родину.

Среди духовно-нравственных качеств, имеющих приоритетное значение в боеспособности воина, необходимо выделить патриотизм, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, честь, гражданственность и другие, являющиеся центральным звеном системы воспитания военнослужащих армии и флота. Степень развитости этих и других духовных качеств и ценностей служит показателем уровня готовности военнослужащего к добросовестному выполнению воинского долга.

Наиболее важное среди качеств российского воина - любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, - патриотизм. Воспитание патриота, в первую очередь, связано с созданием необходимых условий, в которых произошло бы пробуждение к национальному духовному опыту, осуществился бы, как отмечает И.А. Ильин, «акт духовного самоопределения».

В отрыве от духовного смысла ни территория, ни национальное происхождение, климат, язык, культура не могут составлять нечто единое целое - Родину. «Ибо все это, взятое в отдельности, - пишет мыслитель, -подобно телу без души, или колыбели без ребенка, или раме без картины; все это есть не более, чем жилище родины, . но не она сама». «Важно не «внешнее» само по себе, а «внутреннее», не видимость, а сокровенная и явленная сущность». «Найти родину - значит пережить своего рода духовное обращение» [2, с. 165-169, 174].

Никто не может заставить человека стать патриотом. Можно лишь пробудить эти чувства у военнослужащих, поскольку любовь к Родине - это свободное осознание индивидом своей принадлежности к Отчизне. Каждый человек сам для себя определяет путь любви к Родине. Это чувство само должно возникнуть, а не навязываться извне. Именно национальная духовная жизнь должна стать тем объектом защиты, за который бы военнослужащий боролся и ради которого отдавал свою жизнь.

Поэтому столь важно в процессе воспитания будущих офицеров уделять внимание национальному духовному опыту: через традиции «взращивать» то «зерно», которое и будет фундаментом для воина в процессе службы; формировать то, ради чего воин должен служить и погибать. Как писал известный

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

русский писатель Л.Н. Толстой, «плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов умереть» [7]. Мужество, стойкость в бою, самоотверженность, крепкое войсковое товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка, героизм, верность присяге и воинскому долгу, любовь к Родине - это все то, из чего должно быть соткано сознание представителей «профессии Родину защищать».

Говоря о духовном воспитании, нельзя не сказать и о значении веры, религии в воинской деятельности.

Так, русский военный историк конца XIX столетия полковник Генерального штаба Н.А. Орлов подчеркивал особую роль религии в армии: «Религия - могущественный рычаг на войне, и для русских солдат имеет особенно важное значение. Суворов был человеком в высшей степени религиозным, а потому ему легко было пользоваться «могущественным рычагом»» [3, с. 327].

И действительно, героические страницы нашей военной истории XVIII века связаны с именем выдающегося полководца, великого генералиссимуса, не проигравшего ни одного сражения, Александра Васильевича Суворова, образ которого может служить идеалом для каждого, кто решил защищать Родину.

Его известная книга «Наука побеждать» [4] пронизана упованием на Бога, твердой в него верой. Ни одно дело или сражение не начиналось без усердной молитвы: «Пресвятая Богородице, спаси нас!». «Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!». «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» - говорил А.В. Суворов. «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».

Все его советы, приказы и наставления связаны с верой в Бога: «Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит - Он нам генерал!», «Умирай за дом Богородицы, за матушку, за пресветлейший дом!», «Помилуй Бог! Мы, русские, Богу молимся: Он нам помощник...».

Суворовские чудо-богатыри с верой в Бога и с сознанием долга шли на войну, преодолевая все трудности и невзгоды, совершали удивительные подвиги, одерживали победу над врагом.

В самые тяжелые периоды нашей истории связующим и поддерживающим звеном служила вера в божью помощь. Религия все-

гда выполняла важные функции для страны и присутствовала в вооруженных силах. А религиозно-нравственное воспитание было одним из элементов в системе подготовки военных кадров Российской империи.

В настоящее время медленно, но все же возрождается подход к использованию воспитательного потенциала религиозных конфессий в военной среде. С декабря 2009 года в Вооруженных силах РФ появляется должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащим. Хотя и ведется немало дискуссий о том, как наиболее грамотно взаимодействовать с разными конфессиями в рамках многоконфессиональной страны в условиях военной службы, тем не менее, все едины во мнении, что армия нуждается в укреплении духовных основ воспитания и профессионального обучения военнослужащих.

С целью формирования духовной сферы будущего офицера, высоких духовных и нравственных качеств, патриотического сознания необходимо осуществить следующее:

- в рамках воинского воспитания особое внимание уделить пропаганде боевых традиций вооруженных сил, тем боевым обычаям и моральным нормам, которые будут побуждать военнослужащих образцово служить Родине, что позволит сформировать у личного состава морально-боевые качества, осознание значимости добросовестного выполнения воинского долга;

- приобщать к культурному наследию государства для формирования представлений о том, за что любить свою страну и что защищать;

- использовать духовно-нравственный потенциал религии в армии для развития духовных сил и укрепления морально-психологического состояния личного состава;

- усилить правовую подготовку военнослужащих в целях выработки ответственного отношения к выполнению своих должностных обязанностей;

- уделить внимание эстетической, экологической составляющей воспитания и обучения как важным средствам формирования духовно-практического отношения к действительности;

- обратить внимание на работу по обеспечению и повышению личной примерности офицеров и преподавательского состава военной образовательной организации;

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2017. № 1 (23)

- осуществлять мониторинг индивидуально-психологических особенностей курсантов военной образовательной организации.

Важно обеспечить:

• высокий уровень духовно-нравственной и педагогической культуры преподавательского состава военной образовательной организации и командиров подразделений;

• условия для саморазвития личности курсанта;

• единство всех направлений военно-педагогического процесса;

• гуманизацию процесса воспитания и обучения;

• поддержание традиций высокой нравственности и войскового товарищества в офицерской среде;

• дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся.

В целом, духовно-нравственное воспитание включает в себя множество компонен-

тов, которые в единстве позволяют создать условия для развития личности военнослужащего, укрепления морального духа и повышения боевой силы военной организации.

Основным фактором мощи армии и страны всегда будут духовно-нравственные ценности. Формирование духовной сферы будущего офицера - это одна из главных задач государства, общества, ибо духовно-нравственный фундамент определяет достоинство армии, направленность и характер военно-профессиональной деятельности военнослужащего.

В завершение остановимся на словах профессора А.И. Каменева: «Офицер - профессия идейная». «Офицерская профессия в условиях российской действительности должна быть особого идейного закала, отождествляться со служением, подвижничеством, определяться испытанным кодексом традиционных установок и идей» [5].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Ильин И.А. О сущности правосознания // Военное законодательство Российской империи (кодекс русского военного права). Вып. 10. М.: Военный университет, 1996. С. 326-330.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления [сост., авт. предисл., отв. ред. О.А. Платонов]. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.

3. Орлов Н.А. Суворов-полководец. Выводы из военных действий в Италии в 1799 году // Российский военный сборник. М., 2001. Вып. 18. С. 325-341.

4. Суворов А. Наука побеждать. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 256 с.

5. Каменев А. Офицер - профессия идейная [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/146766/105/0ficerskiii_korpus_ Russkoii_Armii._Opyt_samopoznaniya.html. Загл. с экрана (дата обращения: 18.09.2016 г.).

6. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118. Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2016 г.).

7. Толстой Л.Н. [Электронный ресурс]. URL: www.vokrugsveta.ru. Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2016 г.).

Пономарёва Светлана Андреевна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Филиал Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза).

REFERENCES

1. Il'in I.A. O suschnosti pravosoznaniya // Voennoe zakonodatel'stvo Rossiyskoy imperii (kodeks russkogo voennogo prava). Vyp. 10. M.: Voennyy uni-versitet, 1996. S. 326-330.

2. Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovleniya [sost., avt. predisl., otv. red. O.A. Platonov]. M.: Institut russ-koy tsivilizatsii, 2011. 1216 s.

3. Orlov N.A. Suvorov-polkovodets. Vyvody iz voennyh deystviy v Italii v 1799 godu // Rossiyskiy voennyy sbornik. M., 2001. Vyp. 18. S. 325-341.

4. Suvorov A. Nauka pobezhdat'. SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2015. 256 s.

5. Kamenev A. Ofitser - professiya ideynaya [El-ektronnyy resurs]. URL: http://www.e-reading.club/ chapter.php/146766/105/Oficerskiii_korpus_Russkoii_ Armii._Opyt_samopoznaniya.html. Zagl. s ekrana (data obrascheniya: 18.09.2016 g.).

6. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 12 dekabrya 2012 goda [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118. Zagl. s ekrana (data obrascheniya: 28.10.2016 g.).

7. Tolstoy L.N. [Elektronnyy resurs]. URL: www.vokrugsveta.ru. Zagl. s ekrana (data obrascheniya: 28.10.2016 g.).

Ponomareva Svetlana Andreevna - candidate of philosophical sciences, senior teacher of department of humanitarian and social and economic disciplines. Branch of Military academy of material support (Penza).

Статья поступила в редакцию 22.02.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.