Научная статья на тему 'Педагогические основы применения потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации'

Педагогические основы применения потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитание / воспитательная работа / военнослужащий / Религия / военное духовенство / ПОТЕНЦИАЛ / education / character building / military man / religion / military clergy / Potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шутько Дмитрий Васильевич

В статье показана взаимосвязь воспитания с религией. Раскрываются особенности применения потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Автор подробно рассматривает направления и педагогические условия использования возможностей религии в целях повышения эффективности воспитательной работы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work envisages the correlation of training and religion. It also discloses the features of the application of religious potential during the education of military men of the Armed Forces of the Russian Federation. The author takes up the directions and pedagogical conditions of application of religion to improve the efficiency in modern circumstances.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы применения потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации»

Шутько Д. В.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В основе конфигурации нового облика Вооруженных Сил России к 2020 г. должна стать инновационная составляющая [5]. Это означает не только перевооружение, организационно-штатные мероприятия, социальную защиту военнослужащих, но и применение инновационных методов в их воспитании и военном управлении [2, с. 6].

Особую значимость в условиях модернизации Вооруженных Сил приобретает использование потенциала религии в воспитании военнослужащих. Вопрос о взаимосвязи воспитания воинов и потенциала религии рассматривался с древнейших времен. Это обусловлено ее огромным влиянием на развитие общества, на мировоззрение людей, культуру и нравственность человека. В религиозных воззрениях традиционных религиозных конфессий России воинский долг имеет прочную основу.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы рассматривались по направлениям: в исторических исследованиях (А.В. Байдаков, А.С. Блохин, М.С. Мишанов, С. А. Мозговой, И.В. Риффель, С.Ю. Чимаров и др.); в педагогических исследованиях (А.С. Сушанский, И.А. Уваров, Л.Н. Ховрина и др.); в философских исследованиях (М. А. Абрамова, Н.Ю. Григорьев, В.Н. Грузков, П. А. Денисенко, И.Н. Кудинов, А.В. Павлов, П.В. Петрий, В.И. Пухов, Н.Х. Юскаев и др.); в психологических исследованиях (А. Л. Акулич, В.О. Виценко и др.); в социологических исследованиях (В.И. Веремчук, Е.В. Дубограй, С.М. Бурда, А.Г. Бурлакова, Ю.И. Дерюгина, А. Д. Лопуха, В.Н. Ксенофонтова, В. А. Куташева, В. А. Петрикаса, В.П. Сергеева, В.В. Серебрянникова, А.И. Смирнова, С.С. Соловьева, В.А. Фролова, Я.В. Янина и др.); в политических исследованиях (В .М. Ераносян, В.В. Скокло и др.); в богословских исследованиях (Д. Полохов, А. Яковлев и др.).

Проведенный теоретический анализ предшествующих исследований свидетельствует о том, что под влиянием коренных изменений, происходящих в обществе и Вооруженных Силах, ряд научных и прикладных положений требует уточнения и совершенствования. В настоящее время данная проблема получила опре-

1

деленное освещение в научной литературе и периодической печати, стала предметом обсуждения на ряде конференций. Однако, как показало целенаправленное изучение различных научных, военных и педагогических источников, практики воспитательной работы, потенциал религии в воспитании военнослужащих используется пока еще не комплексно и не системно, не обеспечивая требуемую эффективность, не препятствует негативному использованию потенциала религии в условиях повышения религиозности в Вооружённых Силах.

Основными причинами данной ситуации, по мнению автора, являются: слабая научная разработанность использования потенциала религии в воспитании военнослужащих; неподготовленность офицерского состава к рассматриваемой деятельности; отсутствие практики обобщения опыта использования потенциала религии в воспитании военнослужащих и его внедрения в Вооружённые Силы Российской Федерации.

Для эффективного решения данной проблемы важно организовывать применение потенциала религии по двум направлениям:

во-первых, в работе командного состава частей и подразделений; во-вторых, в работе военного духовенства.

Командному составу частей и подразделений при организации и проведении воспитательной работы важно учитывать особенности применения потенциала религии как с верующими, так и не с верующими военнослужащими. Но далеко не весь командный состав обладает знаниями по данному вопросу, не говоря уже о сформированности умений и навыков их применения. Основной причиной создавшегося положения явилось то, что подготовка в военных вузах к воспитательной работе с верующими военнослужащими носит ознакомительный характер, не даёт чётких представлений об особенностях данного рода деятельности. Из этого следует необходимость совершенствования подготовки курсантов в военных вузах к применению потенциала религии в воспитательной работе с военнослужащими.

Возможности подготовки курсантов рассмотрим через функции педагогического процесса военного вуза.

Образовательная функция при подготовке к применению потенциала религии в воспитательной работе основывается на знаниях требований руководящих документов, регламентирующих религиозную жизнь российского общества, основ вероучений религиозных конфессий, а также умений и навыков применения их на

практике, навыков выявления верующих военнослужащих, уровня их религиозности, а также лиц, которые используют веру в корыстных целях и др.

Воспитательная функция выражается в формировании у курсантов качеств личности, необходимых для применения потенциала религии в воспитательной работе с военнослужащими, поскольку нельзя достичь положительных результатов, не воспитав у себя определенных взглядов, убеждений, отношений, установок личности. Это достигается путём формирования религиозной толерантности и за-конопослушания у обучаемых. При этом немаловажным является осуществление организации взаимодействия курсантов с представителями различных религиозных конфессий.

Развивающая функция предполагает формирование у курсантов мировоззрения, помогающего понять особенности мотивации верующих военнослужащих и расширить общий кругозор курсантов.

Морально-психологическая функция рассматриваемого процесса формирует у курсантов психологическую готовность к организации и проведению воспитательной работы с верующими военнослужащими в предстоящей служебной деятельности.

Проведенный анализ научных источников, практической педагогической деятельности, результатов опросов преподавательского состава и курсантов вузов позволил выявить некоторые причины трудностей осуществления процесса подготовки курсантов к воспитательной работе с верующими военнослужащими. Трудности состоят в следующем: в настоящее время в подготовке курсантов к воспитательной работе с верующими военнослужащими отсутствует единый, целостный и системный подход к пониманию сущности, содержания и структуры процесса подготовки курсантов к применению потенциала духовнонравственных и патриотических основ религиозной веры в воспитании личности современного военнослужащего. Непосредственно воспитательная работа с верующими военнослужащими отражена в приказах, инструкциях, наставлениях, уставах без учета религиозного компонента и раскрытия форм, средств и методов работы с его применением.

Для реализации религиозного компонента в педагогическом процессе военного вуза рекомендуется решить следующие педагогические задачи:

провести конструктивный и содержательный анализ накопленных отечественной и зарубежной военной наукой знаний и практики подготовки выпускников

военных вузов к применению религиозного потенциала в воспитательной работе с верующими военнослужащими;

вооружить курсантов знаниями о религиозных основах конфессий, роли религии в жизни человека и общества, возможностях использования её духовнонравственного потенциала в формировании и развитии у верующих военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности;

сформировать у курсантов навыки выявления верующих военнослужащих, уровня их религиозности, а также тех лиц, которые используют веру в корыстных целях;

вооружить курсантов знаниями требований руководящих документов к работе с верующими военнослужащими;

обучить курсантов методам воспитательной работы с верующими военнослужащими и организации системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями, учитывая светский и многоконфессиональный характер нашего государства;

сформировать толерантное отношение к верующим военнослужащим различных конфессий;

развить у курсантов устойчивую мотивацию к самообучению по исследуемой тематике.

Результатом рассматриваемого процесса подготовки курсантов является педагогическая готовность1 выпускников военных вузов к применению потенциала религии в воспитании военнослужащих согласно должностным обязанностям.

В ходе организации воспитательной работы с верующими военнослужащими определяется религиозная ситуация в воинской части (на корабле), а также желание военнослужащих использовать своё право на свободу вероисповедания. Сущность реализации права военнослужащих на свободу вероисповедания заключается в создании в воинских частях необходимых благоприятных условий для исповедания военнослужащими своей религии. Однако обязанности командования по созданию благоприятных условий возникают только с момента об-

1 Под педагогической готовностью понимается наличие совокупности свойств и качеств личности, включающей в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые её свойства, профессионально-нравственные убеждения, потребности, знания, умения, навыки, педагогические способности, отражающие деятельностное отношение к своей профессии. - Д.Ш.

ращения военнослужащих к командованию с изложением намерений воспользоваться своим правом [3, с. 81]. Определение желания военнослужащих использовать своё право на свободу вероисповедания осуществляется в ходе изучения религиозной ситуации в воинской части.

Изучение религиозной ситуации в воинской части предполагает определение:

во-первых, уровня религиозности, под которым принято понимать характеристику отношения к религии определенной группы людей (фиксируется сам факт наличия признака);

во-вторых, степени религиозности, под которой понимается уровень влияния религии на отдельную личность на основе эмпирических признаков религиозности;

в-третьих, характера религиозности, под которым понимается интегрированная информация об уровне и степени религиозности, с учётом конфессиональной определенности, особенностей, обусловленных своеобразием исторического периода, национальной спецификой, социальным контекстом [1, с. 8].

Результаты изучения религиозной ситуации докладываются командиру воинской части, который принимает решение по их учёту в повседневной жизнедеятельности.

Важным условием воспитательной работы с верующими военнослужащими является организация взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями и включение их духовного потенциала в сферу воспитательной деятельности. Но организация взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями не должна носить эпизодический характер, так как формализм в религиозном наставничестве влечет за собой ухудшение морально-психологического состояния верующих военнослужащих.

Взаимодействие и сотрудничество с религиозными объединениями и организациями необходимо планировать исходя из религиозной ситуации в воинской части. Анализируя её характер, подготавливается план взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. При планировании важно организовать взаимодействие так, чтоб основная воспитательная работа воинской части не была ущемлена. Планирование должно осуществляться на перспективу, с выделением основных направлений деятельности духовных лиц на соответствующий период времени. Это даст возможность рационально рас-

пределить силы и средства, привлекаемые для реализации планов, кроме того, обеспечит целенаправленность работы, позволит сфокусировать деятельность на актуальных аспектах воспитательной работы.

Рекомендуется проводить воспитательную работу с верующими военнослужащими в составе воинской части, подразделения и в ходе индивидуальной воспитательной работы. Обязательным условием её должно быть добровольное участие военнослужащих.

При проведении воспитательной работы в составе воинской части рекомендуется:

организовывать встречи верующих с представителями традиционных религиозных конфессий для проведения духовно-просветительских бесед;

создавать условия верующим военнослужащим и членам их семей для посещения богослужений;

организовывать экскурсии военнослужащих и членов их семей с посещением храмов, культовых зданий, сооружений, музеев и выставок предметов историко-церковного и художественного значения;

проводить совместно мероприятия патриотической направленности, связанные с Днями воинской славы и знаменательными датами в развитии государства, Вооруженных Сил Российской Федерации;

организовывать взаимодействие с представителями различных конфессий при проведении торжественных мероприятий в воинской части (Дни воинской части, приведение молодого пополнения к Военной присяге, вручение личному составу вооружения и военной техники и др.);

осуществлять профилактику нарушений воинской дисциплины верующими военнослужащими посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений;

формировать морально-психологическую устойчивость верующих военнослужащих, входящих в группу риска, посредством взаимодействия с представителями религиозных объединений;

создавать в библиотеке воинской части для верующих военнослужащих подборки духовной литературы (церковная периодическая печать и другие материалы духовно-просветительного характера различных религиозных объединений);

осуществлять социальную защиту военнослужащих и членов их семей, ве-

теранов войны, труда и ВС РФ, граждан России, получивших ранения при исполнении воинского долга, семей погибших военнослужащих посредством привлечения благотворительных организаций;

оказывать помощь религиозным объединениям в восстановлении или ремонте храмов, мечетей, молельных домов и других культовых зданий силами верующих военнослужащих в свободное от службы время в добровольном порядке.

В ходе воспитательной работы в масштабе подразделения рекомендуется: выявлять уровень и характер религиозности военнослужащих подразделения; формировать толерантное отношение к верующим военнослужащим различных религиозных объединений; проводить общественно-государственную подготовку по темам патриотической направленности с привлечением служителей культа; учитывать традиции религиозных объединений, верующие военнослужащие которых проходят службу в подразделении; проводить профилактику вхождения военнослужащих в религиозные объединения деструктивного характера.

При проведении индивидуальной воспитательной работы с верующими военнослужащими рекомендуется: не препятствовать военнослужащим приобретать, хранить и использовать религиозную литературу и атрибутику (при условии, что ношение религиозных символов не будет нарушать уставную форму одежды); проводить личные встречи верующих военнослужащих со служителями культа для снятия отрицательных переживаний, преодоления душевного дискомфорта, суицидальных настроений; позволяет служителям культа оказывать поддержку верующим военнослужащим; не запрещать проведения переписки верующих военнослужащих со служителями культа; не мешать духовному просвещению верующих военнослужащих посредством взаимодействия с представителями религий и конфессий; не препятствовать нравственному воспитанию верующих военнослужащих посредством взаимодействия с представителями конфессий.

Воспитательная работа с верующими военнослужащими предполагает индивидуальный и дифференцированный подход, учёт особенностей мировоззрения и нравственного их сознания. Для этого необходимо, что бы субъекты воспитательной работы знали основное содержание религиозного вероучения подчиненных и не допускали негативных оценок религиозных догм. В основе воспитательной работы с верующими военнослужащими должно быть толерантное от-

ношение к ним.

В ходе проведения воспитательной работы в части и подразделении недопустимы элементы религиозного давления на военнослужащих, так как каждый человек согласно Конституции Российской Федерации имеет полное право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой: быть верующим или атеистом. Не должно быть в воспитательной работе в части и подразделении обязательных занятий по пропаганде религиозных учений, а также обязательного посещения религиозных учреждений и проведения религиозных обрядов.

Не менее важным направлением по применению потенциала религии в воспитании военнослужащих является деятельность военного духовенства. Она основывается на требованиях «Положения об организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации», утверждённом министром обороны Российской Федерации 24 января 2010 г. [6]. Этот документ рассчитан на перспективу, так как военное духовенство ещё не вошло в систему воспитания по организационно-штатному фактору на территории Российской Фе-дерации1.

Численность военного духовенства определяется министром обороны Российской Федерации, а деятельность органов по работе с верующими военнослужащими организуется в соответствии с документами, согласованными с Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. К должностным лицам военного духовенства предъявляется ряд требований. Они должны быть гражданами Российской Федерации; не иметь судимости; иметь уровень государственного образования не ниже среднего общего образования; иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения; иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья; не иметь двойного гражданства. Кроме того, они должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

Основная деятельность военного духовенства направлена на проведение религиозных обрядов и церемоний с военнослужащими, с учётом их прав на свободу совести и свободу вероисповедания; осуществление духовно-

1 Президент Российской Федерации Д. А. Медведев на совещании в июле 2009 г. предложил ввести в Вооружённых Силах институт военных священников [7]. И уже с 1 декабря 2009 г. в некоторых зарубежных базах Российской армии введены 13 штатных должностей помощников командиров по работе с верующими [4]. - Д.Ш.

просветительской работы с военнослужащими; содействие командирам в работе по профилактике правонарушений и суицидальных происшествий; участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, поддержании здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих; оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении и трудных обстоятельствах. Деятельность военного духовенства является важным элементом системы применения потенциала религии в воспитании военнослужащих.

Таким образом, применение потенциала религии направлено на формирование и развитие у верующих военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности посредством организации и проведения духовно-просветительской работы, патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Результат применения потенциала религии зависит в основном от уровня подготовки и деятельности военного духовенства, командного состава частей и подразделений и их взаимодействия, а также от религиозной ситуации в воинской части.

* * *

1. Веремчук В.И. Социологическое исследование религиозности военнослужащих: учеб. пособие. М.: Воен. ун-та, 2004.

2. Дубограй Е.В. Религиозность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика учета в военно-социальном управлении (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук. М.: Воен. ун-т, 2008.

3. Основы пастырского служения в войсках: учеб. пособие / под ред. Н.И. Резника. М.: Воен-издат, 2005.

4. ЦКЬ: http://www.arms-expo.ru/site.xp /049057054048124049051048049057.html.

5. ЦКЬ: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/5086.html.

6. ЦКЬ: http://www.mil.ru/849/11876/37865/70718/index.shtml.

7. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2009/12/11/armia.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.