Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к проблеме социализации будущих офицеров'

Теоретико-методологические подходы к проблеме социализации будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ / ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карчакин Александр Николаевич

В статье осмысливается спектр теоретико-методологических подходов к пониманию сущности процесса социализации личности; обосновывается актуальность проблем воспитания и социализации выпускников высших военных учебных заведений, уточняется понятие «социализация». Отмечается, что в отечественной науке проблемы социализации индивида исследуются, прежде всего, с позиции социологии и социальной психологии. Но, если в социологической науке под социализацией понимается развитие социальных качеств с целью адаптации в обществе, то в социально-психологической научной сфере социализация является как процесс освоения личностью ценностно-нормативной системы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretico-methodological approaches to future officers’ socialisation problems

The range of theoretico-methodological approaches to understanding of essence ofpersonality socialisation process is comprehended in the article; topicality of problems upbringing and socialisation of graduates of the highest military educational institutions is proved, the concept "socialisation" is specified. It is noted that problems of socialisation of the individual are investigated in the Russian science, first of all, from a position of sociology and social psychology. However in sociological science what is understood as socialisation is development of social qualities aiming at adaptation in society, whereas socialisation is process of mastering of axiological and normative system of culture by the personality in the social and psychological scientific sphere.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к проблеме социализации будущих офицеров»

УДК 355.23

Карчакин Александр Николаевич

Костромской государственный университет [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

В статье осмысливается спектр теоретико-методологических подходов к пониманию сущности процесса социализации личности; обосновывается актуальность проблем воспитания и социализации выпускников высших военных учебных заведений, уточняется понятие «социализация». Отмечается, что в отечественной науке проблемы социализации индивида исследуются, прежде всего, с позиции социологии и социальной психологии. Но, если в социологической науке под социализацией понимается развитие социальных качеств с целью адаптации в обществе, то в социально-психологической научной сфере социализация является как процесс освоения личностью ценностно-нормативной системы культуры.

Ключевые слова: научные концепции социализации, ценностные деформации, социальные перемены, особенности процесса социализации будущих офицеров.

Армия играет важную роль в процессе социализации личности, который сегодня осложняется девальвацией традиционных духовно-нравственных ценностей, таких, как честь и достоинство Гражданина, верность Отечеству и воинскому долгу, любовь к Родине и патриотизм. «Личностные и общественные издержки от ценностно-смысловых деформаций порой редко осознаются и рассматриваются в качестве социальных причин негативных явлений в армейской и флотской среде, хотя именно на основе системы ценностей формируется гражданская позиция личности. Но проблема здесь не только в несостоявшемся гражданине, профессионале. Нередко под угрозу ставится и формирование самой личности» [2].

Анализ научной литературы по заявленной проблеме позволил выявить ряд причин особой значимости вопросов воспитания и социализации обучающихся для военных вузов:

а) важно сформировать личностные качества будущего офицера как патриота и Гражданина России, уверенного в её великом будущем и мощи её Вооруженных сил;

б) необходимо поддерживать в вузе активный воинский дух и нацеленность образовательного процесса на высочайшие достижения современной военной науки, прежде всего российской.

в) важно снизить возрастающее влияние неформальных молодежных групп, «проповедующих» индивидуалистические ценности, жестокость, бездуховность, которые в свою очередь приводят личность к агрессии или абсентеизму, национализму или ксенофобии.

Очевидно, что современные социализационные процессы требуют нового научного осмысления сути социализации личности, специфики её развития у курсантов военного вуза и взаимодействия с другими процессами в социуме.

Несомненно, что социально-политические преобразования в действительности закономерно выдвигают на передний план научных исследований комплексное изучение эффективных средств соци-

ализации нового поколения выпускников военного учебного заведения [3; 8].

На наш взгляд, прежде всего следует выявить специфику теоретико-методологических оснований совершенствования методики социализации в военной сфере, хотя имеется ряд научных проблем, которые присущи как военной, так и гражданской педагогике. К ним относятся «вечные» философские вопросы: понятия человека и личности, воли и эмоций, противостояние индивидуального и коллективного, прагматичного и духовного как в структуре социума, так отдельной личности.

Строго регламентированные отношения в армии, выражающиеся в командах, нормативах, приказах подавляют привычные человеческие чувства и проявления личностных качеств, сосредоточивая их в особых, скрытых от «глаз» посторонних зонах. Указанное противоречие процесса социализации молодых офицеров увеличивает сложность проблемы, к тому же тесно связанной с инновационными социотехническими и социокультурными отношениями в современном социуме. Так, постиндустриальной век требует наряду с традиционными методами исследования процесса социализации личности (системный, структурный, комплексный) - инновационных: нелинейной логики, междисциплинарности, деконструктивизма.

Следует подчеркнуть, что процесс социализации и методы ее исследования крайне динамичны и изменчивы. «Здесь имеет важное значение информационное пространство, которое постоянно, систематически воздействует на личность будущего офицера, используется им и которое, несомненно, оказывает на него определенное воспитывающее воздействие» [7]. Перемены в общественной духовной сфере, особенно в ценностных ориента-циях и личностных мотивациях, обусловливают проблемное поле процесса социализации российской молодежи, в том числе и армейской. Общей основой для решения вышеназванных проблем, на наш взгляд, является представление о социализации как о системном процессе, направленном на формирование личности в рамках образовательной

178

Вестник КГУ 2018

© Карчакин А.Н., 2018

среды военного достаточно закрытого вуза, с учетом её окружения в социуме.

В ходе анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме определяется несколько направлений исследований процесса социализации.

К первому следует отнести исследования таких отечественных ученых, как Е.Б. Шестопал, И.С. Кон, Б.М. Бим-Бад, С.Д. Вапентей, Я.И. Ги-линский, А.И. Ковалев, которые развивают и совершенствуют фундаментальные методологические подходы к осуществлению социализационного процесса в рамках личности.

Научные труды по отдельным направлениям социализации И.Ю. Тархановой, Е.Б. Шестопал, А.Н. Гавриленко, О.С. Коршуновой, С.И. Черны-шова, Н.Ю. Щербакова раскрывают содержание процесса социализации, предлагают конкретные методики и практические рекомендации, выявляют условия и факторы её успешной реализации.

Фундаментальной основой социализации курсантов военных вузов послужили работы В. Л. Примакова В. А. Копылова, С.Н. Дигина, А.Ю. Голобородько, И.Н. Дубовицкого, М.В. Сидорова и др. ученых.

Осмысление степени научной разработанности проблемы предоставляет право сделать вывод, что в условиях трансформации российского общества вопросы социализации курсантов в науке недостаточно осмыслены. Новые требования к выпускникам военных училищ и новая общественно-политическая и социально-экономическая ситуация определили научный интерес к проблеме социализации будущих офицеров.

Понятие «социализация» впервые ввели в научный оборот американский социолог Ф. Гиддингсон и французские социопсихологи Г. Лебон и Г. Тард. Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер уделяли большое внимание анализу успешной адаптации личности в обществе с позиции социологии. В частности, согласно Н. Смелзеру, «...социализация представляет собой процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [11]. По мнению Г. Тарда, «. общество является результатом взаимодействия индивидуальных сознаний посредством передачи и усвоения людьми социальных норм, ценностей и установок, основой чего выступает «подражание»» [11].

В социологической науке XX века появляется и распространяется мнение о пассивной позиции личности в процессе социализации, а саму социализацию определяют «.как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Первичная социализация, закладывающая основы всего последующего функционирования человека, происходит в семье», Т. Парсонс считает, что именно в семье «складываются фундаментальные мотивационные установки человека» [10].

Э. Дюркгейм был убежден, что социализация -это нечто отличное от воспитания. Он «адекватно объяснил ее место в обществе, связав ее с будущим социума, с подрастающим поколением» [5]. Дж. Мид, на наш взгляд, выдвинул самую обоснованную концепцию социализации. Ученый считает, что «. процесс социализации включает в себя несколько стадий, связанных с формированием человеческого «Я»: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»)» [9].

В российской науке также представлен ряд концепций социализации. Согласно теории И.С. Кона, социализация - это «способ существования и трансмиссии культуры», этот процесс «включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности». И.С. Кон понимает социализацию «. как процесс социального развития и формирования во внутреннем мире личности новообразований, в состав которых входят знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность» [6].

По мнению В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова социализация представляет собой «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений». Несомненно, мы согласны, что социализация есть не пассивное «впитывание» окружающего мира, а активное участие личности в построении своей судьбы: освоение социальных ролей и функций, культуры отношений, формирование необходимых навыков и умений. Но безусловно и другое - воздействие среды на личность. Подтверждение этого взаимодействия мы нашли в работах Б. Д. Парыгина, Н.В. Андреенковой, Л.П. Буевой, М. Драганова.

Основание культурно-исторической концепции социализации заложил Л.С. Выготский. Ученый выдвигает мысль о «социальной ситуации развития», требующей тщательного изучения особенностей социальной среды и позиции личности в их неразрывном единстве и взаимодействии. Л.С. Выготский убежден, что «. существует неразрывное единство взаимодействия между индивидом и окружающей средой, отражающееся в его «социальной ситуации развития» [4]. Отношения человека со средой обусловлены целым рядом внешних социокультурных факторов и его собственной психической деятельностью. Социальная среда транслирует ценности и опыт общества, а индивид, творчески их преобразует. «В резуль-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

179

тате личностного и социального развития в процессе деятельности индивид приобретает позицию активного социального субъекта собственной жизни» [12].

В.С. Мухина дает представление о жизненной среде с её разнообразными компонентами. Г.М. Андреева считает, что «.. .содержание процесса социализации - процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека, который протекает в трех сферах: деятельности, общения, самосознания» [1].

На основе проведенного анализа различных концепций социализации можно определить основные факторы, которые влияют на характер процесса социализации личности:

- влияние общества в целом и социальной среды;

- умение индивида творчески усваивать социальный опыт, преобразовывать его в собственные установки, ориентации и ценности;

- уровень жизненной активности личности.

Итак, социализация предстает перед нами как

интегративный процесс «загрузки» личности необходимыми для жизни знаниями и качествами, которые в будущем позволят ей успешно исполнять все социально одобряемые роли. При этом понимание сущности социализации и её задач может различаться в соответствии с особенностями научной концепции.

Следует заметить, что в отечественной науке проблемы социализации индивида исследуются прежде всего с позиции социологии и социальной психологии. Но, если в социологической науке под социализацией понимается развитие социальных качеств с целью адаптации в обществе, то в социально-психологической научной сфере социализация является нам как процесс освоения личностью ценностно-нормативной системы культуры.

Следовательно, на данном этапе развития педагогической науки актуально осмысление универсальных психолого-педагогических принципов и закономерностей процесса социализации с целью их адаптации к процессу подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в учреждениях военного профессионального образования.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания [Электронный ресурс]. - М., 1997. - Режим доступа: http://www.sbiblio.com/ (дата обращения: 23.05.2018).

2. Армия и общество / сост. и общ. ред. Н.А. Чалдымова и А.И. Черкасенко. - М.: Прогресс, 1990. - 432 с.

3. Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных сил: Сущность, проблемы, противоречия. - М.: ГА ВС, 1992. - 283 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. -М.: Педагогика, 1982-1984.

5. Дюркгейм Э. Социология образования / пер. с фр., сост., послесловие, замечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

6. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.

7. КотенкоЛ.В., КрупенинА.В., ОпошнянскийА.В. Профессиональная социализация: поиск проблемы, формулировка вопроса // Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы V Все-рос. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / отв. ред. С.Д. Некрасов. - Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА»; Кубанский гос. ун-т, 2015. - 299 с.

8. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Формирование гражданской идентичности и историческая память // Время больших перемен: политика и политики: Материалы Всерос. науч. конф. РАПН. - М.: Российский университет Дружбы Народов, 2017. -С. 199-200.

9. Мид Дж. Г. Избранное. - М., 2009. - 290 с.

10. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева. - М., 1998. - 270 с.

11. Смелзер Н. Социология. - М.: Академический проект, 2011. - 304 с.

12. Старостина Н.Н. Теоретико-методологические основы изучения процесса социализации личности [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 170173. - Режим доступа: http://science-pedagogy.ru/ru/ article/view?id=1683 (дата обращения: 23.05.2018).

References

1. Andreeva G.M. Psihologiya social'nogo poznaniya [EHlektronnyj resurs]. - M., 1997. -Rezhim dostupa: http://www.sbiblio.com/ (data obrashcheniya: 23.05.2018).

2. Armiya i obshchestvo / sost. i obshch. red. N.A. CHaldymova i A.I. CHerkasenko. - M.: Progress, 1990. - 432 s.

3. Bogatyrev E.D. Obraz zhizni voennosluzhashchih Vooruzhennyh sil: Sushchnost', problemy, protivorechiya. - M.: GA VS, 1992. - 283 s.

4. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. - M.: Pedagogika, 1982-1984.

5. Dyurkgejm EH. Sociologiya obrazovaniya / per. s fr., sost., posleslovie, zamechaniya A.B. Gofmana. -M.: Kanon, 1995. - 352 s.

6. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK», 1999. - 560 s.

7. Kotenko L.V, Krupenin A.V, Oposhnyanskij A.V Professional'naya socializaciya: poisk problemy, formulirovka voprosa // Lichnost' kursanta: psihologicheskie osobennosti bytiya: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. (s inostrannym uchastiem) / otv. red. S.D. Nekrasov. - Krasnodar: VUNC VVS «VVA»; Kubanskij gos. un-t, 2015. - 299 s.

Вестник КГУ 2018

180

8. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V Formirovanie grazhdanskoj identichnosti i istoricheskaya pamyat' // Vremya bol'shih peremen: politika i politiki: Materialy Vseros. nauch. konf. RAPN. - M.: Rossijskij universitet Druzhby Narodov, 2017. - S. 199-200.

9. Mid Dzh. G. Izbrannoe. - M., 2009. - 290 s.

10. Parsons T. Sistema sovremennyh obshchestv / per. s angl. L.A. Sedova, A.D. Kovaleva. - M., 1998. - 270 s.

11. Smelzer N. Sociologiya. - M.: Akademicheskij proekt, 2011. - 304 s.

12. Starostina N.N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy izucheniya processa socializacii lichnosti [EHlektronnyj resurs] // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2017. - № 5. - S. 170-173. -Rezhim dostupa: http://science-pedagogy.ru/ru/article/ view?id=1683 (data obrashcheniya: 23.05.2018).

Педагогика. Психология. Социокииетика J 14 4

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.