СОЦИОЛОГИЯ
УДК 31633
В. П. Букин
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы, новые исследовательские подходы к социализации современной российской молодежи. На основе социологического исследования, проведенного в Республике Мордовии, Пензенской и Ульяновской областях, выявлены возрастные особенности и проблемы социализации провинциальной молодежи, определена типология, изучены вопросы самоидентификации молодежи в соответствии с ее социально-статусной принадлежностью.
Ключевые слова: молодежь, социализация, идентификация, адаптация, интеграция, инновация, парадигма, социализационная траектория, социализацион-ная норма, регион, провинция.
Abstract. The article considers theoretical-methodological bases, new research approaches to socialization of the present day young people of Russia. ^e typology is defined, and the questions of personal identification according to their sociological status are studied on the basis of the sociological researches having taken place in the Republic of Mordovia, Penza and Ulyanovsk regions.
Keywords: young adults, socialization, identification, adaptation, integration, innovation, paradigm, trajectory of socialization, norm of socialization, region, province.
Перемены в политической, социально-экономической жизни России требуют новых подходов к решению вопросов интеграции молодых поколений в общество.
Специфика российского молодежного социума заключается в том, что в его развитии находят отражение как глобальные проблемы, характерные для молодежи развивающихся и экономически развитых стран, так и национально-региональные особенности, связанные с социальной трансформацией российского общества.
Проблема социализации личности является одной из основных в социологии молодежи. В рамках этой проблемы изучаются действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации. Учитывая роль, место и значение социализации в становлении молодых людей, рассмотрим некоторые концептуальные аспекты этого сложного и противоречивого процесса.
Термин «социализация» в лексикон общественных дисциплин был введен более ста лет назад. Его автором признается американский социолог Ф. Гиддингс, опубликовавший в 1887 г. книгу «Теория социализации». Большой вклад в теоретическое осмысление проблем социализации внесли Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Тард, Н. Смелзер.
Э. Дюркгейм, исследуя отношения человека и общества, неоднократно обращался к вопросам воспитания подрастающих поколений. «Общество, -
отмечал Э. Дюркгейм, - может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью.
Но, с другой стороны, воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным» [1, с. 12, 13]. Суть позиции Дюркгейма, таким образом, - в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.
Ядром дюркгеймовской концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения, отличительным признаком которых была их императивность. По мнению Дюркгейма, социальные нормы влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации.
Процесс социализации Т. Парсонс рассматривает в рамках развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе процессы интеграции человека в социальную систему и адаптации его в ней. Универсальной задачей социализации является формирование у вступающих в социальную систему индивидов устойчивых ценностных ориентаций и других компонентов культуры. При этом обеспечивается непрерывность и воспроизводство общественных процессов [2, с. 438-440].
Н. Смелзер утверждал, что «общество не может сохраниться, если его ценности и нормы не усваиваются его новыми членами. Однако социализация никогда не может быть эффективной на сто процентов. Дети оказывают сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития. Иногда социализация терпит полное фиаско... Однако такие неудачи могут послужить основой для социальных перемен в жизни грядущих поколений» [3, с. 126].
Основой теории социализации, разработанной Г. Тардом, является принцип подражания. При этом отношение «учитель-ученик» провозглашается типовым во всем многообразии социальных отношений. Наряду с трактовкой социальности как подражательности, являющейся, по его утверждению, проявлением основного Закона всего сущего-всемирного повторения, Г. Тард связывал возможность социальной эволюции с инновациями как отношениями от строгого повторения [4].
Исследуемый социальный процесс характеризуется многообразием его определений. В большинстве из них подчеркивается процессуальная сторона данного явления. Например, в энциклопедическом словаре «Социология молодежи» социализация определяется как «двусторонний процесс: 1) постоянной передачи обществом и 2) освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» [5, с. 442]. В Российской социологической энциклопедии указывается, что «социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» [6, с. 478].
В конце XX в. и в настоящее время в зарубежной и отечественной социологии обозначились новые исследовательские подходы к социализации молодого поколения.
В этой связи перспективным представляется создание С. В. Полутиным концептуальной модели социализации молодежи в условиях изменяющейся социальной среды.
Предлагаемая им концептуальная модель включает в себя три универсальных и последовательных этапа социализации молодежи, для каждого из которых характерен преобладающий тип взаимодействия с социальным окружением:
АДАПТАЦИЯ----------► ИНТЕГРАЦИЯ-----------► ИННОВАЦИЯ
Адаптация молодежи (адаптационная деятельность) рассматривается как приспособление к условиям окружающей социальной среды, в ходе которого реализуются первичные потребности личности. На этом этапе социальный субъект (личность, группа, поколение) преимущественно выступает в качестве объекта социальной защиты и поддержки со стороны общественных институтов.
Интеграция (интеграционная деятельность) - это осознание и постижение проблем внешнего мира, стремление к сохранению равновесия (избеганию конфликта) между личностно значимыми ценностями и нормами и требованиями общества. На этом этапе социальный субъект становится неотъемлемой частью социума, т.е. воплощает в себе коллективные интересы и устремления.
Инновация (инновационная деятельность) рассматривается как устойчивое стремление к достижению определенных изменений окружающей социальной среды в соответствии с собственными интересами, которые могут как совпадать, так и расходиться с целями (внешними потребностями) группы, организации, в целом общества на определенном этапе его развития. Деятельность социального субъекта в данном случае носит творчески-преобра-зующий характер.
Предложенная модель имеет системный характер, и каждый этап социализации личности органично включает в себя результаты предшествующего [7, с. 123].
На основе многолетних исследований проблем социализации, поиска теоретических и методологических подходов, помогающих глубже понять и объяснить процесс социализации молодежи, А. И. Ковалевой выдвинуты новые концептуальные положения: концепция социализационной нормы, характеристика отклоняющейся социализации, типология процессов социализации, особенности и траекторная модель социализации молодежи.
Ключевым понятием в указанной модели выступают множественные социализационные траектории, представляющие собой интегральный показатель характера социализации, отражающий ее объективную и субъективную стороны, определяющий характеристики направленности и результативности.
Наряду с понятием социализационной траектории вполне обоснованным является новое понятие «социализационная норма».
В широком смысле социализационная норма определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. На индивидуальном уровне указанная норма - это многомерный этап социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне
общества она представляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению [8, с. 109].
Проведенный российскими учеными анализ позволил выделить следующие основные особенности социализации российской молодежи с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающей предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратификационной): трансформация основных институтов социализации; деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека [9].
Процессы социализации современной российской молодежи имеют ярко выраженную региональную специфику. Центр тяжести и степень ответственности за экономическое, социальное, политическое, духовное развитие молодого поколения перемещается в регионы-субъекты РФ.
Правовые основы для работы с молодежью по месту проживания созданы Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий», который закрепил за регионами и муниципальными образованиями полномочия в сфере работы с молодежью.
По мнению М. К. Горшкова, «в современной социологической науке наряду с исследованиями глобального плана и национально-социетального характера резко возрос интерес к социальным проблемам регионального плана. Для российского общества это обстоятельство имеет особую значимость в силу разнообразия природных, экономических и социальных условий. Россию справедливо называют страной регионов» [10, с. 23].
Как отмечает А. И. Сухарев, «исторически Российская Федерация формировалась разными путями из тех или иных «частей», но, став ею, она обрела свою системную логику, согласно которой у федерации в целом есть свои относительно самостоятельные приоритеты, а у субъектов федерации - иные. Противопоставлять целое и его части - это означает искусственно рвать системы. Но и не замечать их объективной относительной самостоятельности, их специфических интересов, которые не всегда и не во всем совпадают, столь же губительно» [11, с. 16].
Вполне естественно, что региональные особенности в значительной степени детерминируют процесс социального воспроизводства и социализации молодежи региона, формируют ее качественные характеристики и инновационные возможности в рамках территориальных социальных общностей.
Молодежная проблематика имеет разные измерения и соответствующие решения в центре (столицах) и провинции. В свою очередь, жизненные перспективы провинциальной молодежи имеют значительную региональную дифференциацию, наблюдаются разные условия социализации.
С учетом этих особенностей в декабре 2005 г. в Республике Мордовии, Пензенской и Ульяновской областях по инициативе Института социологии РАН при представительстве Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации
с участием автора проведено социологическое исследование «Российская молодежь в регионах «скромного достатка»: каковы жизненные перспективы?».
Исследование проведено в регионах Приволжского Федерального округа, имеющих примерно одинаковые социально-экономические условия: площади территории и численности населения, в том числе молодежи, экономику индустриально-аграрного характера, сравнительно высокий удельный вес сельского населения (свыше 30 %), сопоставимые величины регионального прожиточного минимума, среднедушевых доходов и бюджетной обеспеченности населения, социальной инфраструктуры и т.п.
По целевой (учащиеся и работающие, городские и сельские жители) выборке было опрошено 1500 респондентов (по 500 в каждом регионе) в возрасте 16-30 лет.
Результаты опроса, анализ вторичных материалов и государственной статистики позволил выявить следующие положения и факторы социализации провинциальной молодежи в важнейших сферах жизнедеятельности:
- типологические и классификационные характеристики молодежи российской провинции как определенного регионального субсоциума;
- жизненные стратегии провинциальной молодежи, на чем они основаны и какие механизмы реализации предполагают;
- социально-ценностные установки и идеалы молодежи в контексте провинциальной ментальности;
- профессионально-трудовое определение молодежи, сферы занятости, работа по специальности, мотивация и ориентация на бизнес;
- образование как старт и потенциал жизненной перспективы;
- материальные условия, уровень и качество жизни молодежи в провинции;
- молодежная семья, супружество официальное и неофициальное, дети и репродуктивные планы;
- жилье для молодежи: реальность и надежды;
- здоровье в системе жизненных ценностей молодежи;
- отношение к власти и участие в общественно-политической жизни;
- досуг, виды и формы занятий в свободное время.
Все изученные проблемы в основе своей характеризуют вопросы социального самоопределения и самоидентификации молодежи российской провинции как одни из существенных интегральных качеств, обретаемых молодыми людьми в процессе их социализации. В социологии молодежи социальное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как поэтапный процесс включения молодежи во все сферы общественной жизни и достижения относительно равновесного состояния в социально-стратификационной структуре общества, с другой - как процесс осознания молодыми людьми своей принадлежности к определенным социальным группам с закрепленными в них социальными статусами и ролями, т.е. формирования устойчивой социальной идентичности.
Соответственно, социальная идентичность в значительной степени есть результат социализации, наиболее активная фаза которой приходится на период молодости.
По определению В. В. Маркина, «региональная идентификация предполагает выработку и закрепление определенных социальных представлений образов субсоциетальной принадлежности к локализованному социальному
пространству. И здесь, конечно, процесс региональной идентификации включает индивидуально личностный уровень, когда отдельный индивид-житель какого-то региона соотносит и отождествляет себя и других с территориальными социальными образцами, группами, типами, признаками и т.д.» [12, с. 17].
В ходе нашего исследования была предложена процедура самоидентификации, т.е. отнесения принадлежности респондентов к одной из десяти (в порядке возрастания) групп социальной иерархии. Итоги отражены в табл. 1.
Таблица 1
Самоидентификация провинциальной молодежи, N = 1500
Шкалы социальной иерархии В нашем обществе есть люди, которых можно отнести к верхним слоям, и люди, которые принадлежат к нижним слоям общества
Куда бы Вы поместили себя на этой шкале в настоящее время? А где бы Вы хотели на этой шкале находиться в будущем?
% %
1 1,3 0,4
2 2,8 0,5
3 14,6 0,4
4 19,4 0,9
5 28,2 5,0
6 14,3 5,7
7 9,8 14,7
8 4,5 26,6
9 0,7 20,0
10 0,8 22,3
Всего 96,5 96,5
Количество неответивших 3,5 3,5
Всего респондентов 100,0 100,0
Анализ данных, представленных в этой таблице, показывает, что количество тех, кто в настоящее время указывает на свою принадлежность к самым нижним или самым верхним ступеням социальной иерархии, незначительно (первая ступень - 1,3 %, вторая - 2,8 %, девятая - 0,7 %, десятая -
0,8 %). Основная масса опрошенных в этой шкале помещает себя на третью-восьмую ступени, т.е. идентифицирует себя со средними и верхними слоями общества.
В то же время данное распределение респондентов по группам социальной иерархии выглядит чрезвычайно интересно через призму желаемой социальной мобильности, т.е. «притязаний» на перемещения в социальной иерархии.
В будущем на нижних ступенях социальной иерархии хотели бы находиться единицы ответивших на этот вопрос: 0,4 % - на первой, 0,5 % -на второй, 0,4 % - на третьей ступени из 1445 респондентов. Остальные хотят занимать более высокие социально-статусные позиции.
Здесь прослеживается следующая тенденция: провинциальная молодежь стремится к резко вертикальному социальному перемещению. Кроме
того, почти две трети респондентов хотят достигнуть «высокого положения» и четверть - «высшего положения».
Графическое изображение самоидентификации провинциальной молодежи представлено на рис. 1.
—*— мнение молодежи о месте, которое она занимает в настоящее время в современном обществе —■— мнение молодежи о месте, которое она хочет занять в современном обществе Рис. 1 Самоидентификация провинциальной молодежи
Социальная дифференциация молодежи в определенной степени обусловлена спецификой ее социальной адаптации к условиям окружающей среды. Молодежь в силу объективных причин представляет собой не жестко структурированную группу с устоявшейся нормативно-ценностной структурой, а «мягкую» структуру, обусловленную неполнотой социального статуса входящих в нее индивидов и в целом переходным характером возрастной фазы молодости. Данная структура более динамична и восприимчива к внешним социальным влияниям и может пластично изменяться в зависимости от изменений условий внешней среды.
Специфика социализации молодежи связана с особенностью этапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и начало вторичной. Первичную стадию индивид проходит в детском возрасте. Благодаря ей он становится полноценным членом общества. Вторичная стадия - это последующий процесс, происходящий уже с социализированным индивидом.
Для нас представляется важным изучение проблем вторичной стадии социализации провинциальной молодежи с учетом ее возрастной классификации. Следует отметить, что в научной литературе рассматриваются различные возрастные классификации с выделением различных возрастных групп внутри молодежи. До последнего времени общепринятые для российской действительности возрастные группы молодежи были определены в интерва-
ле от 15 до 29 лет, т.е. в пределах 15 лет. Целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи условно разграничивался на определенные временные этапы: подростки до 18 лет, молодежь 18-24 лет и молодые взрослые 25-29 лет.
В нашем исследовании использовалась градация молодежи по следующим возрастным группам, отражающим уровни ее социализации:
- 16-21 год: происходит потенциальное самоопределение личности во всех наиболее значимых жизненных сферах (труд, быт, семья, культура, досуг, общественно-политическая жизнь и т.д.); большинство молодых людей в этом возрасте получают базовое образование с определенной профессиональной подготовкой;
- 22-26 лет: начинается многосторонняя реализация этого потенциала, связанная с окончанием учебного заведения, трудоустройством, созданием собственной семьи и рождением первых детей, устройством быта, развитием дружеских отношений и т.д.;
- 27-30 лет: практически полностью могут реализоваться жизненные стратегии в трудовых, деловых достижениях (становление профессионализма), более полном обустройстве быта (прежде всего жилья), семейных отношениях (развитие статуса родителя), участии в общественном управлении, закреплении форм проведения досуга, любительских занятий и т.д.
Разумеется, эта градация по возрастным группам имеет гендерную (социально-половую) специфику. Именно в рамках указанного социального возраста рассмотрены основные проблемы социализации молодежи в российской провинции.
Качественное изменение социальной среды существования молодежи российской провинции в последние годы значительно изменило условия и механизмы социализации молодых людей, усилило процессы социальной дифференциации, усложнило пути достижения приемлемого социального статуса. Во взрослую жизнь входят первые возрастные когорты, наиболее интенсивная фаза социализации которых пришлась на самый драматичный период трансформации российского общества и развития рыночных отношений.
Список литературы
1. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М., 1999.
2. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М., 2000. -
С. 438-440.
3. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1993.
4. Тард, Г. Социальная логика / Г. Тард. - СПб., 1996.
5. Социология молодежи : энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008. - 608 с.
6. Российская социологическая энциклопедия / под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. - М. : НОРМА-ИНФРА, 1999. - 672 с.
7. Полутин, С. В. Молодежь в системе социального воспроизводства (социологический анализ) : монография / С. В. Полутин. - Саранск : Изд-во МГУ им. Н. П. Огарева, 2000.
8. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, со-циализационная траектория / А. И. Ковалева // Социс. - № 1. - 2003.
9. Ковалева, А. И. Социализация личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. - М., 1996.
10. Горшков, М. К. Уроки и перспективы отечественной социологии / М. К. Горшков // Социс. - № 7. - 2008.
11. Сухарев, А. И. Основы регионологии / А. И. Сухарев. - Саранск : НИИ ре-гионологии, 1996. - 45 с.
12. Маркин, В. В. Региональная идентификация и социальное моделирование российских регионов: проблема социологической интерпретации / В. В. Маркин // Региональная социология в России : сборник материалов социологических исследований / отв. ред. В. В. Маркин ; Институт социологии РАН. - М. : Экслибрис-Пресс, 2007. - 480 с.
Букин Василий Петрович
кандидат социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и региональной социологии, декан факультета инновационных технологий обучения, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Bukin Vasily Petrovich Candidate of sociology, professor, sub-department of public administration and regional sociology, the dean of the faculty of innovative technologies in education, Penza State University
УДК 31633 Букин, В. П.
Социализация молодежи в современном российском обществе: региональный аспект / В. П. Букин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 122-130.