Научная статья на тему 'Особенности профессиональноличностного становления специалиста социальной службы'

Особенности профессиональноличностного становления специалиста социальной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIALIST OF SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Елена Александровна

Охарактеризованы основные стадии профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: профессиональной адаптации, самоактуализации в профессии, профессионального мастерства. Особое внимание уделено описанию уровней развития профессиональной компетентности специалиста социальной службы: общепрофессионального, репродуктивного, репродуктивно-творческого, творческого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are characterized the main stages of professional and personal development of a specialist of social services: professional adaptation, self-actualization, professional skills. Special attention is paid to the description of development levels of professional competence of a specialist of social services: general professional, reproductive, reproductive and creative, creative.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональноличностного становления специалиста социальной службы»

тельности учителя и учащихся, включая самоанализ, а также рефлексивность учителя.

Научное представление структуры исследуемого целостного личностного свойства предполагает определение иерархической со-подчиненности ее компонентов, состоящей во включенности одного в другой (Н.К. Cер-геев). При этом доминирующим компонентом является тот, который обладает наибольшими функциональными возможностями (B.C. Ильин). Системообразующим компонентом в структуре готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся является содержательно-деятельностный компонент, предполагающий реализацию организационной, технологической, мотивационной функций и функции поддержки. Bторым в иерархии структуры исследуемого личностного свойства является диагностико-проектировочный компонент, реализующийся посредством диагностической и проектировочной функций, а третьим - рефлексивно-аналитический, определяемый аналитической и рефлексивной функциями.

Описание трех целостных свойств готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся не завершает рассмотрение сущностных характеристик исследуемого свойства личности будущего учителя. Перспективным направлением является рассмотрение динамической структуры готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся

литература

1. Глебов A.A. Целостные педагогические системы: историко-теоретическое исследование. Bол-гоград : Изд-во BrHY «Перемена», 2010.

2. Иванов A.B. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // Alma mater (Беста. высш. школы). 2010. №6. C. 37 - 46.

3. Ильин B.C. О структуре педагогической теории // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу : сб. науч. тр. Bолгоград : BlIJM им. A.C. Cерефимовича, 1990.

4. Ильин B.C. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента : межвуз. сб. науч. тр. Bолгоград : BTOH им. A.C. Cерефимовича, 1990.

5. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л. : Знание, 1985.

6. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования личностно-развивающих педагогических средств : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2000.

Essential characteristics of future teacher’s readiness to projecting individual educational trajectories of pupils

There is defined the notion of future teacher’s readiness to projecting the individual educational trajectories of pupils, revealed its functions, sorted out the structural components and criteria of formation.

Key words: individual educational trajectory, future teacher’s readiness to projecting the individual educational trajectories of pupils, diagnostic and projecting, substantial and activity, reflexive and analytical components.

Е.А. ЧЕРНИКОВА (Волгоград)

особенности профЕссионАльноличностного становления специалиста социальной службы

Охарактеризованы основные стадии профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: профессиональной адаптации, самоактуализации в профессии, профессионального мастерства. Особое внимание уделено описанию уровней развития профессиональной компетентности специалиста социальной службы: общепрофессионального, репродуктивного,

репродуктивно-творческого, творческого.

Ключевые слова: профессионально-личностное становление, профессиональная компетентность, специалист социальной службы.

Модернизация социальной политики России, ориентированная на повышение качества оказания социальных услуг, предъявляет новые требования к кадровому составу в данной сфере. Содержание деятельности специалистов социальных служб характеризуется

© Черникова E.A., 2012

тенденцией к повышению доли индивидуальных форм предоставления социальных услуг, а также к реализации комплексного подхода в преодолении трудной жизненной ситуации клиента [4]. Таким образом, современный специалист социальной службы должен обладать не только высоким уровнем специальных компетенций, но и готовностью к командной деятельности. Все в большей степени обнаруживается противоречие между необходимостью постоянного повышения квалификации специалистов социальных служб и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ профессионально-личностного становления специалистов социальных служб.

Становление как философская категория отражает переход от одной определенности бытия к другой, к целостной завершенной системе [1]. Особенность профессиональноличностного становления специалиста социальной службы как динамической системы состоит в том, что этот процесс затрагивает несколько сторон жизни человека, является длительным, проходит в течение практически всей его жизни. Ю.П. Поваренков, проведя анализ концепций профессионально-личностного становления, приводит одно из самых обстоятельных описаний этого процесса. Исследователь включает в понятие профессиональноличностного становления четыре аспекта: 1) одно из направлений социализации личности; 2) одна из форм развития личности; 3) часть жизненного пути человека; 4) специфическая форма активности личности [3]. Вместе с тем на сегодняшний момент полной, целостной теории профессиональноличностного становления не существует, что подчеркивает многоплановость этого процесса.

С позиций личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) мы определили, что целью профессионально-личностного становления специалиста социальной службы является его профессиональная компетентность, понимаемая нами как структурно-уровневое личностное образование, отражающее целостность аксиологического, когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов и определяющее способность к оказанию простых и комплексных социальных услуг клиентам социальной службы. Профессиональноличностное становление специалиста социальной службы может быть представлено по схеме процесса (временная последовательность ступеней, периодов, стадий) как овла-

дение средствами решения профессиональных задач, а также моделями их решений. Источником профессионально-личностного становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития профессиональной компетентности специалиста социальной службы и требованиями, которые предъявляют работодатель, коллектив, общество к системе уже сформированных профессиональных способностей, а также к индивидуальнопсихологическим свойствам личности.

Для выявления особенностей профессионально-личностного становления специалиста социальной службы необходимо обратиться к проблеме периодизации в психологии и педагогике [2]. Проанализировав различные подходы к профессиональной периодизации личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина), мы выделили следующие стадии профессиональноличностного становления специалиста социальной службы: профессиональной адаптации, самоактуализации в профессии, профессионального мастерства.

Профессиональная адаптация рассматривается как социальный процесс и результат освоения личностью новой ситуации, в которой личность и профессиональная среда оказывают активное воздействие друг на друга. Поступая на работу, специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений социальной службы, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою профессиональную позицию со стандартами и административными регламентами оказания социальных услуг. В подтверждение двусторонности адаптационного процесса можно сказать о встречном формировании требований специалиста к профессиональной среде в соответствии с его ценностными ориентациями. Самоактуализация личности в профессии - процесс, в ходе которого специалист социальной службы как субъект профессиональной деятельности действует самостоятельно и ответственно, осуществляется наибольшее раскрытие личностнопрофессионального потенциала, осознание и принятие специалистом себя как профессионала, проявляются личностные качества, которые способствуют активизации профессионального целеполагания, преодолению затруднений и эффективному решению профессиональных и личностных задач. Свободное владение профессией в форме мастерства предполагает квалифицированное выполнение тру-

довой деятельности посредством интеграции сформированной профессиональной компетентности специалиста социальной службы в индивидуальный стиль деятельности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, усовершенствовать традиционно сложившиеся методы социальной работы, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя.

Базируясь на данной периодизации профессионально-личностного становления специалиста социальной службы, а также на эмпирических данных, полученных нами в ходе опытно-экспериментальной работы, мы выделили следующие уровни развития профессиональной компетентности специалиста социальной службы: общепрофессиональный. репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий. Исследование особенностей профессионально-личностного становления специалиста социальной службы проводилось в условиях констатирующего эксперимента, организованного на базе социальнопсихологических служб общеобразовательных учреждений г. Волгограда (7 школ/гимназий) и учреждений профессионального образования г. Волгограда (3 вуза и колледж), учреждений сферы молодежной политики Волгоградской области (2 учреждения), социального обслуживания Волгоградской области (17 учреждений). Всего было обследовано 188 специалистов, в том числе 73 специалиста, работающие в социальной службе менее 1 года, 49 - работающих в социальной службе от 1 года до 3 лет, 66 - работающих в социальной службе свыше 3 лет. Возраст специалистов составлял от 25 до 60 лет. Среди них 125 специалистов имеют высшее профессиональное образование, 31 специалист - среднее профессиональное образование.

В качестве методов исследования мы использовали наблюдение, интервьюирование, экспертные оценки, тестирование, диагностические ситуации, анализ результатов деятельности. Приведем характеристику уровней развития профессиональной компетентности.

общепрофессиональный уровень (14,9%). Специалист социальной службы склонен к поиску универсальной профессиональной позиции в решении различных трудных жизненных ситуаций клиентов. Часто выбор профессиональной позиции специалиста не

происходит на основе учета индивидуальных особенностей клиента, а является проекцией прошлого успешного жизненного или профессионального опыта, схожего по технологическому признаку. Наибольшие трудности у специалиста возникают в тех ситуациях, которые требуют коллегиального принятия решений и их реализации на практике. Это обусловлено как неадекватной профессиональной самооценкой специалиста, так и отсутствием личного авторитета среди коллег. Уровень способностей специалиста к оказанию различных социальных услуг различен, хотя парциальная самооценка не дифференцирована. Следствием этого является преобладание деструктивной реакции специалиста на критику своих действий. Высокая мотивация личности к профессиональному развитию чаще всего выражается в склонности стать узкопрофильным специалистом, что определяет низкий уровень обобщенности компетенций. Специалист считает, что для осуществления эффективной профессиональной деятельности достаточным условием является наличие специальных знаний и навыков, связанных с выполнением должностных обязанностей, однако недооценивает необходимость освоения всех направлений деятельности социальной службы. Междисциплинарные связи в знаниях, касающихся деятельности всей социальной службы, отсутствуют либо неустойчивы.

Репродуктивный уровень (50%). Специалисты данного уровня имеют выраженную гуманистическую направленность профессиональной деятельности, что проявляется в устойчивой направленности личностной позиции на защиту прав и свобод клиента и в осознании индивидуального вклада в реализацию этого принципа социальной работы. Вместе с тем специалист способен занимать воспитательную и фасилитативную профессиональные позиции по отношению к клиенту, что выражается в способности и готовности оказать набор социальных услуг в пределах своих должностных компетенций. Знания, обусловленные квалификационными требованиями, в целом достаточно разнообразны, а главное - носят системный характер, постоянно расширяясь и углубляясь за счет междисциплинарных связей. Это создает условия для формирования дифференцированной парциальной самооценки личности специалиста социальной службы. В ситуациях, когда индивидуальных усилий бывает недостаточно, специалист испытывает трудности при принятии

верных и оригинальных решений. Часто он полагается на решения, принимаемые коллективом социальной службы, предпочитая роль исполнителя. таким образом, компетенции организации комплексной помощи клиенту в трудной жизненной ситуации (например, способность к координации усилий различных специалистов, привлечению дополнительных ресурсов) развиты недостаточно. Низкий уровень развития компетенций специалиста, связанных с командным характером социальной помощи клиенту в трудной жизненной ситуации, определяет недостаточный набор ролевых позиций в коллективе социальной службы и, как следствие, неадекватную общую оценку уровня своей профессиональной компетентности, низкий уровень интернальности и адаптивности. Последнее выражается в том, что специалист видит причины профессиональных неудач в индивидуальных особенностях клиента или ошибочном выборе коллег программы социальной помощи.

Репродуктивно-творческий уровень (24,5%). Специалисты данного уровня характеризуются гуманистической профессиональной направленностью, что выражается в доминирующей ориентации на использование всех имеющихся собственных компетенций и ресурсов социальной службы с целью защиты прав и свобод человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Это является основой авторитета такого специалиста в профессиональном сообществе. Репертуар ролевых позиций как в отношении различных типов клиентов, так и в коллективе специалистов социальной службы достаточно разнообразен, что является основой оптимальных и устойчивых результатов деятельности специалиста репродуктивно-творческого уровня. Ему присущи развитые навыки поиска и систематизации необходимой информации, совместной оценки и планирования процесса социальной помощи, умение создавать и поддерживать деловые контакты, а также навыки контроля эффективности всей деятельности. Вместе с тем в ситуациях, когда комплекса социальных услуг, оказываемых социальной службой, недостаточно, чтобы помочь человеку в трудной жизненной ситуации, специалист репродуктивно-творческого уровня испытывает сложности в проектировании подходящей социальной технологии. Это связано со средним уровнем развития способностей к самоанализу, самооценке и самоконтролю в профессиональной деятельности, которые обеспечивают творческое решение профессиональных

задач, а не только повторение и комбинирование известных образцов поведения. такой специалист способен отрефлексировать проблемную ситуацию и себя в ней как действующую и воспринимающую сторону, но это не приводит к созданию целостной картины, позволяющей гибко реализовывать выбранную стратегию поведения.

Творческий уровень (10,6%). Специалисты социальной службы данной группы обладают компетенциями, необходимыми для проектирования и реализации социальных услуг, они способны творчески их использовать в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей. Специалист данного уровня успешно решает как типичные, так и нестандартные профессиональные задачи. Это обеспечивается гибкой, но устойчивой системой ролевых позиций, где доминируют ценности защиты прав и свобод человека. Кроме того, специалисты творческого уровня являются лидерами в социальной службе, признаются экспертами в профессиональном сообществе, свои личностные особенности проявляют в ходе организации и проведения различных работ, выходящих за пределы деятельности конкретной социальной службы, результаты их воздействия обнаруживаются в сфере делового сотрудничества, коллективной деятельности и т.д. Другой важной характеристикой творческого уровня рассматриваемой компетентности является высокий уровень развития рефлексивных способностей, которые позволяют сделать собственный профессиональный опыт объектом познания и совершенствования, а также адекватно оценить свои индивидуальные особенности. оценка своих профессиональных способностей адекватная и дифференцированная (осознание в полной мере своих сильных и слабых сторон как специалиста).

Выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы уровни профессиональноличностного становления специалиста социальной службы дают основание для построения модели данного процесса, позволяют произвести отбор оптимальных педагогических средств, что является перспективой данного исследования.

литература

1. Кохановский В.П. Категория возникновения: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1968.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.

3. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск, 1997.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. М. : Дашков и К°, 2007.

Peculiarities of professional and personal development of a specialist of social services

There are characterized the main stages of professional and personal development of a specialist of social services: professional adaptation, self-actualization, professional skills. Special attention is paid to the description of development levels of professional competence of a specialist of social services: general professional, reproductive, reproductive and creative, creative.

Key words: professional and personal development, professional competence, specialist of social services.

А.Ф. КАЗАКОВА

(Камышин, Волгоградская область)

профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности

Рассматривается проблема формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы с позиции компетентностного подхода. Уточняются понятие профессиональной грамотности специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности, его функции и структура.

Ключевые слова: компетентность, грамотность, функциональная грамотность и профессиональная грамотность.

Состояние и перспективы развития современной экономики во многом зависят от подготовки кадров. Сегодня в Российской Федерации наблюдается острый дефицит экономистов среднего звена, обладающих профессиональной грамотностью, которая обеспечивает компетентность специалиста. Несмотря на то, что сегодня в систему среднего профес-

сионального образования внедряются государственные образовательные стандарты третьего поколения, переход на компетентност-ный подход в обучении идет достаточно медленно. Профессиональную грамотность выпускника, проявляющуюся в базовой теоретической и практической подготовке, позволяющей самостоятельно применять умения и навыки в профессионально-экономической деятельности, владении навыками делового общения, ответственности за результаты выполнения производственных задач, умении прогнозировать результат профессиональноэкономической деятельности, можно охарактеризовать как недостаточную. Отсюда проблемы в формировании профессиональной компетентности специалиста экономической сферы.

Профессиональная грамотность, будучи одним из первых инструментов адаптации специалиста к социально-экономическим изменениям, служит базой для формирования профессиональной компетентности, что обусловливает необходимость уточнения современного понимания профессиональной грамотности как результата обучения специалиста экономической сферы среднего звена. В своем исследовании мы исходим из определения компетентности как «совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере» [8]. При этом Н.М. Борытко выделяет в структуре компетентности когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты [2]. Основу компетентности составляет ее когнитивный компонент, в качестве которого и выступает грамотность.

Как отмечают А.М. Аронов и Т.В. Светаш-кова, быть грамотным еще не означает быть компетентным, т.к. грамотность - это лишь когнитивная характеристика и совсем не обязательно, что субъект готов к ее применению в процессе деятельности [1]. Авторы отмечают, что данные понятия соотносятся как целое и часть: компетентность включает в себя грамотность, но ею не ограничивается.

Применительно к характеристике специалиста функциональная грамотность рассматривается в качестве предпосылки его профессионального развития и служит для оценки его базовой подготовки (умения читать, писать, слушать, говорить). Функциональная грамот-

© Казакова А.Ф., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.