УДК 378
Н. Ш. Валеева, М. Б. Иралин, Д. Д. Асылгареева ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Ключевые слова: компетентность, социальная работа, социально-правовая деятельность, социально-правовая компетентность, уровни сформированности социально-правовой компетентности. competence, social work, social - legal activity, social - legal competence, levels formed social - legal competence
Проанализированы взгляды различных авторов на определение понятия «компетентность». Определены структурные и содержательные компоненты социально-правовой компетентности специалиста социальной работы. Выявлены уровни развития социально-правовой компетентности социальных работников и дана характеристика креативного уровня ее развития у работающих специалистов. Рассмотрены проблемы развития их социально-правовой компетентности в системе повышения квалификации.
Sights of various authors at definition of concept "competence " are analysed. Structural and substantial components of social - legal competence of the specialist of social work are determined. Levels of development of social - legal competence of social workers are revealed and the characteristic of a creative level of its development in the working specialist is given. Problems of development of their social -legal competence in system of raise the level ofprofessional skill are considered.
Для успешного выполнения своих функций современный специалист должен обладать не только суммой общих и специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих плодотворную работу, то есть быть компетентным в своей деятельности.
В настоящее время нет однозначного и общепринятого определения компетентности. Более того, рядом авторов высказывается соображение, что поиск единственного (истинного) определения компетентности может привести в тупик, так как такого определения никогда не будет найдено. Поэтому необходимо обоснованно выбрать одно из многих определений или предложить собственную интерпретацию.
Компетентность как специфическая характеристика конкретной профессиональной деятельности субъекта рассматривалась в работах отечественных ученых: А.А. Деркача, Ю.М. Жукова, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, А. Коха, Е.С. Кузьмина, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, О.А. Полищук, П.В. Растянника, И.Н. Семенова, А.П. Ситникова, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского Е.А. Яблоковой и др. В них компетентность определяется как:
- «сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции» [1];
- «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств для выполнения намеченных целей» [2];
- «способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного результата ...компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности» [3];
- уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях [4].
Австралийский исследователь Т.Иойшапп утверждает, что понятие компетентности можно операционализировать тремя способами: 1) как видимые и регистрируемые результаты деятельности; 2) как некоторые стандарты выполнения деятельности; 3) как личностные свойства, определяющие эффективность той или иной деятельности. Как видим, в любом случае компетентность связывается с деятельностным результатом [5].
Дж. Равен выделяет следующие компоненты компетентности: инициатива, которая является внутренне мотивированной; ценности как интегральный компонент, включающий в себя склонность анализировать и полностью прояснять смутно сознаваемые зарождающиеся идеи [6].
Компетентность, по мнению В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова, означает «способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт» [7].
Как видно из проведенного анализа, при всех различиях в определениях в понятие «компетентность» включается способность личности успешно выполнять определенную профессиональную деятельность. Поэтому компетентность определяется исходя из анализа видов деятельности, выполняемых специалистами при решении задач в определенной профессиональной области.
Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Формируется связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой [8]. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности.
В процессе решения профессиональной задачи необходимо выполнять отдельные, частные виды деятельности. Количество видов деятельности, которые можно выделить при выполнении исходной задачи, а, следовательно, и видов компетентностей, зависит от ее сложности, направления, качеств специалистов, участвующих в ее решении. Таким образом, модель профессиональной компетентности специалиста имеет гибкую структуру и может включать в себя различные элементы в зависимости от конкретной специальности.
Специалисты социальной работы, осуществляя социально-правовую деятельность, достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. Мы согласны с М.В. Горбушиной, что в своей практической деятельности специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Од-
новременно он - защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения [9]. В связи с этим особое значение в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы приобретает социально-правовой компонент.
Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. Поэтому он должен иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях законодательства; обладать достаточно высокой правовой культурой, быть высокоэрудированным человеком; владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения; обладать супервидением, то есть предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; уметь располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации, и т.д. иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; обладать эмоциональной устойчивостью, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать [10].
Социально-правовая компетентность специалиста социальной работы представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением социально-правовой деятельности.
Социально-правовая компетентность складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации социально-правовой деятельности социального работника в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования ГОС ВПО специальности «Социальная работа», а также проведены беседы со специалистами социальной работы, преподавателями вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации социальных работников. На основе анализа полученных данных выявлены содержательные компоненты социально-правовой компетентности специалиста социальной работы:
- организационно-управленческий - организация, планирование и осуществление социально-правовой помощи клиентам при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать юридические проблемы клиента;
- превентивный - предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые требования;
- правовоспитательный - реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач;
- консультативный - оказание социально-правовой помощи нуждающимся;
- правозащитный - защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клиентам в социально-правовых вопросах.
В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.
Социально-правовая компетентность, как и любая другая, включает следующие структурные компоненты:
- мотивационный - включает мотивы, цели, ценностные установки специалиста, предполагает отношение к профессиональной деятельности как к ценности, потребность в развитии своей социально-правовой компетентности; стремление к личностному самосовершенствованию. Функциональное назначение мотивационно-ценностного компонента заключается в том, что его сформированность опосредует развитие других компонентов социально-правовой компетентности;
- когнитивный - знания теоретических и методологических основ правоведения; знание нормативно-правовых актов; знание технологий социально-правовой работы; знание современных информационных технологий; знание требований, предъявляемых к современному специалисту социальной работы;
- деятельностно-поведенческий - определяет стиль поведения, выбор способов поведения и решения практических задач, включает условия успешной реализации социально-правовой компетентности. Данный компонент предполагает наличие готовности специалиста к самореализации в социально-правовой деятельности, конкретные результаты, достигнутые в процессе ее осуществления, основные качества, проявляемые на поведенческом уровне, развитие способности решать социально-правовые задачи при взаимодействии с клиентом;
- ценностно-смысловой - совокупность психологических характеристик личности (профессионально значимые качества специалиста и его ценности), готовность к проявлению личной инициативы; ценностное отношение к профессии; готовность работать с нуждающимися в его помощи; ценностное отношение к событиям, к людям, к себе;
- эмоционально-волевой - предполагает эмоционально-волевую саморегуляцию поведения личности в ситуации профессиональной деятельности с целью достижения высоких результатов. Проявление эмоционально-волевой активности включает эмоциональность как положительный эмоциональный фактор - реакцию на успех и неудачу и эмотив-ность - ценностный показатель осознанности субъектом необходимости социально-правовой деятельности, положительное активное эмоционально окрашенное отношение к личностному и профессиональному самосовершенствованию;
- рефлексивный - представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности, а также самооценку специалиста на основе самосознания и рефлексии, то есть осознание и оценивание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Только адекватная самооценка обеспечивает успех в развитии социально-правовой компетентности. Рефлексия человека как субъекта социально-правовой компетентности охватывает все её компоненты: осмысление собственного уровня профессиональной компетентности, стиля поведения, особенностей ценностно-мотивационной сферы и других вопросов.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих компонентов.
Нормативно-правовая база знаний в социальной сфере (когнитивный компонент социально-правовой компетентности) должна содержать сформированные знания нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального уровня, относящихся к области социальной защиты населения; территории действия закона; проблем обеспечения прав различных категорий населения; социальные категории граждан, определяемые нормативно-правовыми документами; о социальных льготах и условиях их предоставления на основании нормативно-правовых документов; источниках финансирования социальных льгот, выплат, компенсаций; организациях, обеспечивающих предоставление социальных льгот, выплат, компенсаций; организации анализа и разработки социальных программ.
Специалист социальной работы должен уметь (деятельностно-поведенческий компонент социально-правовой компетентности): использовать определенный перечень нормативно-правовых документов применительно к возникшей социально-правовой ситуации, делать на него ссылки; детально регламентировать права граждан всех возрастных категорий; решать проблемные профессиональные задачи и прогнозировать последствия своих действий, проецировать будущую профессиональную деятельность; владеть юридическими терминами, необходимыми для профессиональной деятельности специалистам по социальной работе; оценить эффективность социально-правовой помощи нуждающимся; грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями, способными оказать содействие в социально-правовой помощи клиенту; находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в социально-правовой деятельности; организовывать и своевременно информировать клиентов о текущих и новых нормативных актах по их социальному обеспечению и обслуживанию; вести работу по правовому просвещению родителей, детей, педагогов, общественности; использовать и составлять необходимые нормативно-правовые документы; оказывать помощь в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений, ходатайств в различные структуры по конкретной проблеме; выступать в различных инстанциях, защищая права клиента; ориентироваться в правовой базе и отслеживать ее изменения, анализировать законодательно-нормативные акты и правовые прецеденты и др.
Теперь остановимся на ценностно-смысловом компоненте социально-правовой компетентности специалиста социальной работы, включающем его личностные качества и ценности. Роль личностных качеств, специфичных для специалиста социальной работы, несомненно, велика в его профессиональной деятельности в социально-правовой сфере. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственность.
Мы выделяем следующие уровни сформированности социально-правовой компетентности: интуитивно-репродуктивный, сознательно-репродуктивный и креативный. Если первые два уровня часто характерны для выпускников вузов, не имеющих опыта реальной профессиональной деятельности, то профессионал должен обладать высшим уровнем сформированности компетентности, а именно креативным.
Специалист социальной работы, имеющий креативный уровень развития социально-правовой компетентности:
- высоко мотивирован к социально-правовой деятельности; к сотрудничеству с людьми, нуждающимися в его помощи; разрешению конфликтов демократическими методами; к выражению и отстаиванию собственной точки зрения; к практической деятельности по решению социально-правовых проблем населения, связанных с повышением качества жизни; оказание социально-правовой помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, понимает как ведущую цель профессиональной деятельности;
- хорошо знает права и обязанности граждан; нормативно-правовую базу решения проблем населения; социальные льготы и условия их предоставления; алгоритм решения социально-правовых проблем, способы принятия решений; государственные и общественные организации, занимающиеся решением социально-правовых проблем; знания;
- осуществляет социально-правовую деятельность на оптимальном уровне активности; постоянно самосовершенствуется в области права; адекватно ориентируется в социально-правовой сфере жизни; эффективно использует правовые знания при решении профессиональных задач и в процессе активной жизнедеятельности; активно защищает права клиентов; доверительно и открыто общается, ведет диалог, умеет слушать клиента; создает атмосферу доверия и защищенности каждому клиенту; осознает социальную значимость права и правопорядка; уважительно относится к правам другого человека; имеет привычку к правомерному поведению и гражданско-правовой активности;
- убежден в важности и социальной значимости избранной профессии; глубоко уважает законы как ценность; бережно относится к социальным ценностям правового государства; осознает личностную значимость социально-правовой деятельности; уважает права другого человека; имеет потребность в самосовершенствовании; ответственность; моральную чистоту в профессиональных делах;
- контролирует свое поведение, осознает и ценит возможность самореализации в профессиональной деятельности и свободного самовыражения, время воспринимает как ресурс для развития; имеет свое собственное мнение, но и прислушивается к мнению других людей;
- способен к самоанализу в социально-правовой деятельности, стремится к личностному росту и умеет оценить себя в профессиональных ситуациях, способен сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.
Исследования функционального развития профессиональной компетентности специалиста показывают, что социально-правовая компетентность не является постоянным и неизменным конструктом; она должна развиваться, так как изменяется законодательство; появляются новые нормы, а также решения Конституционного Суда РФ или решения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и другое. Если студент вуза должен изучать, например, трудовое право, то специалист социальной работы при повышении квалификации хочет узнать о последних изменениях трудового законодательства, разобраться в содержании новых норм, понять правила их применения к конкретным фактическим ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться на практике.
Надо признать, что постоянные качественные изменения в содержании деятельности института социальной работы неминуемы. Более того, здесь они происходят намного чаще, чем в других профессиональных областях, поскольку именно в повседневной жизни индивида в первую очередь проявляются его потребности и интересы, которые благодаря только тому факту, что принадлежат конкретному человеку во всей его индивидуальности или социальной группе в ее самобытности, всегда содержат элемент некоторой новизны, а значит и скрытую в этом интересе потенциальную проблему его реализации в существую-
щих социальных условиях, которая может проявиться от бытового и до общесоциального уровня.
Следовательно, характер деятельности требует от социального работника не только широких полидисциплинарных познаний, позволяющих ему быстро ориентироваться в происходящих в обществе процессах, адекватно понимать клиента, точно определять суть проблемы в многообразии ее предметных аспектов, но и высокого уровня практического мастерства, выраженного в конкретных навыках и умениях работы с индивидуальной ситуацией человека. Сегодня личность социального работника и его профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, образования, а также под непрерывным воздействием профессионального сообщества, старательно воспитывающего и развивающего нравственный потенциал своих членов.
Выделяются следующие уровни отечественного социального образования: начальное; среднее специальное; высшее социальное образование, получаемое на уровне бакалавра; высшее на уровне специалиста; высшее с углубленной профессиональной подготовкой; высшее социальное образование, сориентированное на исследовательско-аналитическую и преподавательскую деятельность по циклу профессиональных и специальных дисциплин на уровне магистра; аспирантская послевузовская социально ориентированная подготовка; докторская послевузовская социально ориентированная подготовка. В эту систему в качестве отдельного блока следует включить курсовую переподготовку и повышение квалификации практических дипломированных специалистов социальной сферы.
Базовые ступени образования - начальное, среднее и высшее - достаточно строго регламентированы законодательством. Повышение квалификации в рамках непрерывного профессионального образования может иметь разные формы: самостоятельную работу с литературой или с использованием интерактивных средств, участие в семинарах, конференциях и других формах обмена информации, а также целевое обучение. На наш взгляд, обязательным условием непрерывного профессионального образования должно быть его методически продуманное построение, что повысит его эффективность и облегчит задачу специалиста. С этой точки зрения предпочтительным представляется именно обучение по специальным программам, а в промежутке между образовательными циклами - самостоятельная работа. Другое обязательное условие реализации непрерывного профессионального образования - периодическая аттестация специалистов - должна вестись на законодательной основе силами или при активном участии общественных профессиональных объединений.
Организация непрерывного образования, несомненно, должна ориентироваться на социально-экономические изменения в государстве. Специалистам, работающим в социальной сфере, необходимо адаптироваться к этим условиям, неустанно совершенствовать свои навыки и пополнять профессиональные знания с учетом научно-технического прогресса и запросов общества. И для этого должна функционировать постоянно действующая система повышения квалификации.
Отметим, что в той или иной мере подобная система практиковалась у нас в прежние доперестроечные времена, но в начале 1990-х годов она была сломана. Взамен этой системе пришло дополнительное профессиональное образование, включающее повышение квалификации и переподготовку. Так как этот вид образовательной деятельности является чисто коммерческим, он получил распространение в наиболее привлекательных в этом смысле сферах.
Мы согласны с З.Д. Жуковской, Л.В. Квасовой, В.Н. Фроловым, которые отмечают, что система повышения квалификации как одна из основных форм непрерывного профес-
сионального образования не может осуществляться традиционными методами. Для этого есть несколько объективных причин. По подсчетам специалистов, подготовка молодых кадров более чем на две трети не соответствует существующему и перспективному спросу на рынке труда. Эффективность функционирования системы профессиональной подготовки зависит от соответствия происходящим и прогнозируемым изменениям в экономической и социальной инфраструктуре, ибо инновационный подъем в стране возможен при наличии компетентных специалистов и руководителей, способных оптимизировать принятие эффективных социально-экономических решений, обладающих сформированными профессионально-значимыми качествами, концептуальным, креативным, аналитическим и современным экономическим мышлением.
Однако существует тенденция отставания вузовского образования от запросов общества, которое требует высокоинтеллектуальных специалистов с адекватным уровнем профессиональной, уникально-корпоративной компетентности. Это дифференцирует существующую практику производственных отношений в компаниях и учреждениях, а, следовательно, и образовательную практику в профессиональных учебных заведениях. При этом следует заметить, что, во-первых, образовательные программы профессиональной подготовки специалистов в вузе в силу своей специфики и при всем желании и стремлении соответствовать быстро растущим запросам рынка труда не могут быть универсально адаптированными ко всем аспектам и изменениям в этой сфере. Во-вторых, с 1992 года отменено распределение выпускников вузов, и они практически все уходят в открытый широкопрофессиональный мир трудовой деятельности, как правило, далеко не в полной мере (а иногда минимально) соответствующий направлению их профессиональной подготовки в вузе.
Новая проблема в аспекте повышения квалификации специалистов возникает и в связи с введением двухуровневой системы подготовки специалистов (бакалавриата и магистратуры) и вступлением России в Болонский процесс. Современный социально-профессиональный уровень подготовки бакалавра, особенно с учетом восприятия его сферой труда, еще в большей степени актуализирует проблему непрерывного образования в форме повышения квалификации специалистов.
Время определяет новые требования к повышению квалификации специалистов. Это не должно быть общее повышение квалификации по заранее разработанным программам «для всех». Каждый специалист должен получать специфические знания, необходимые ему для выполнения конкретной работы. Это может быть формирование как теоретических, так и практических компетенций. Поэтому содержание учебных программ может быть составлено или пересмотрено в соответствии с потребностями и пожеланиями самих обучающихся. Главное, чтобы у слушателей было четкое представление о целях изучения того или иного учебного курса. В соответствии с этими требованиями и с учетом практически полного отсутствия государственной системы повышения квалификации и управления в этой области в современных условиях особенно актуальное значение приобрели проблемы создания и функционирования внутрифирменных функционально-ориентированных систем повышения квалификации специалистов - систем оперативного реагирования на запросы общества и профессиональные запросы специалистов.
Неблагоприятное положение в стране повлекло за собой кризис системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для социальной сферы. Полученные специалистами знания и технологии работы зачастую оказываются непригодными в конкретных условиях профессиональной деятельности. Вузовские «заготовки»-рекомендации по работе с людьми не гарантируют успешного взаимодействия при прояв-
лениях дезадаптации и деструктивного поведения со стороны населения. Обретение стихийного опыта в процессе работы неизбежно связано с серьезными профессиональными ошибками и чревато эмоциональными издержками для обеих сторон. Положение усугубляется еще и тем, что следствием социально-экономических трудностей повседневной жизни специалиста социальной работы становятся разнообразные формы субъективного переживания собственных личностных и межличностных проблем.
Анализ существующей системы повышения квалификации специалистов социальной работы и предлагаемых образовательных программ показывает их невысокую эффективность. Причина этому - наличие в ней ряда противоречий. Прежде всего, отметим противоречия между:
- объективно существующей необходимостью в профессиональном развитии социальных работников и отсутствием удовлетворительных методик и технологий его осуществления;
- между содержанием и методами повышения квалификации.
Эти противоречия обусловлены традиционной приверженностью системы повышения квалификации к инструктивно-репродуктивным методам обучения.
Корни следующего противоречия кроются в несоответствии содержания повышения квалификации профессиональным запросам и потребностям специалистов социальной работы. Во-первых, традиционно при формировании содержания на первое место ставятся возможности организации, а не потребности специалистов (так сложилось и так проще). Во-вторых, нет удовлетворительных методик определения профессиональных запросов социальных работников, которые далеко не всегда совпадают с их профессиональными потребностями (первое - это профессиональная проблема, которую специалист осознал и сформулировал; второе - профессиональная проблема, существующая объективно, но не обязательно осознаваемая специалистом).
Есть противоречие между актуальностью непрерывного послевузовского образования специалистов социальной работы и дискретным характером привлечения их к повышению квалификации. Для подавляющего большинства специалистов повышение квалификации ограничивается двух-, трехнедельными курсами, на которых они обучаются один раз в 5-8 лет.
И, наконец, существует противоречие между необходимостью повышения качества дополнительного социального образования и неразработанностью системы управления этим процессом.
Как было показано выше, сегодня, в условиях глобального социально-экономического кризиса особенно востребована профессионально-правовая подготовка специалистов социальной сферы в системе повышения их квалификации. Характер современной профессиональной деятельности социальных работников предъявляет повышенные требования к их социально-правовой компетентности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического повышения квалификации именно профессионально-правовой направленности.
Анализ программ профессионально-правовой подготовки, направленных на развитие социально-правовой компетентности и реализуемых в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы, показал, что их содержание недостаточно отражает профессионально-правовые потребности и интересы слушателей, ориентировано на область правовой компетентности преподавателей курсов, что приводит к дискретным формам повышения правовой грамотности специалистов социальной сферы. Необходимость организационно-технологической дифференциации обусловлена отсутствием в реальном
учебно-воспитательном процессе системы повышения квалификации разнообразия методов и форм правового обучения, недостаточным использованием интерактивных профессионально-образовательных технологий; недостаточной вариативностью организационно-технологических подходов к активизации учебно-исследовательской деятельности профессионально-правовой направленности, организации практических занятий, ориентированных на развитие профессионально-правовых компетенций специалиста социальной сферы.
Таким образом, анализ понятия «социально-правовая компетентность» специалиста социальной работы и существующей системы непрерывного социального образования показывает необходимость совершенствования системы повышения квалификации специалистов социальной работы, направленной на развитие их социально-правовой компетентности.
Литература
1. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. - М.: Знание, 1996. - 309 с.
2. Омаров, А.М. Руководитель / А.М. Омаров. - М., 1987. С. 97.
3. Бондарева, Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования экономического образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В.Бондарева. - М., 2000. - 32с.
4. Демин, В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В.А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 4. - С. 35.
5. Hoffmann, T. The meanings of competency / T. Hoffmann // Journal of European Industrial Training. - 1999. - Vol.23. - №6. - Р.67.
6. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж..Равен. - М., 2002. - С. 30-31.
7. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М: Изд-во Московского психологического социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭН», 2002. - С.58.
8. Софьина, В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе учебно-научно-производственной интеграции: Автореф. дисс. докт псих.наук / В.Н. Софьина. - СПб., 2007. - 47 с.
9. Горбушина, М.В. Формирование правовой компентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. .канд. пед. наук / М.В. Горбушина. - Ульяновск, 2007. - 22 с.
10. Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е.И. Холостова. - М., 1993. - С. 15.
11. Шмелева, Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Спецкурс-спецпрактикум / Н.Б. Шмелева. - М.: Институт социальной работы, 1998. - С. 42.
© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии, декан ФСГТ КГТУ, [email protected]; М. Б. Иралин - асп. той же кафедры; Д. Д. Асылгареева -студ. КГТУ.