Научная статья на тему 'Повышение роли социальной работы в обществе в условиях глобального экономического кризиса'

Повышение роли социальной работы в обществе в условиях глобального экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
843
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / SOCIAL PROBLEMS / SOCIAL POLICY / SOCIAL WORK / SOCIAL PSYCHOLOGICAL / SOCIAL LEGAL / SOCIAL REHABILITATION / SOCIAL PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б., Иралина Н. М.

Проанализированы особенности социальной работы в условиях глобально-го экономического кризиса. Определены наиболее важные структурные и со-держательные компоненты профессиональной компетентности специалиста социальной работы в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social work in conditions of a global economic crisis are analysed. The most important structural and substantial components of professional competence of the specialist of social work in modern Russia are determined.

Текст научной работы на тему «Повышение роли социальной работы в обществе в условиях глобального экономического кризиса»

Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова, Н. М. Иралина

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕСТВЕ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Ключевые слова: социальные проблемы, социальная политика, социальная работа, социально-психологическая, социально-правовая, социально-реабилитационная, социальнопедагогическая компетентности специалиста социальной работы. social problems, social policy, social work, social - psychological, social - legal, social - rehabilitation, social - pedagogical

competence of the specialist of social work

Проанализированы особенности социальной работы в условиях глобального экономического кризиса. Определены наиболее важные структурные и содержательные компоненты профессиональной компетентности специалиста социальной работы в современной России.

Features of social work in conditions of a global economic crisis are analysed.

The most important structural and substantial components of professional competence of the specialist of social work in modern Russia are determined.

Экономический кризис в России углубляется и перерастает в кризис социальный. Болезненные последствия кризиса чувствует все большее количество граждан. Каждый день из регионов приходят новости об увольнениях, неоплачиваемых отпусках, сокращениях заработной платы. Если для богатых кризис - снижение доходов и потеря части накоплений, то для бедных - это вопрос выживания. «Именно в условиях кризиса нужно обращать наибольшее внимание на решение социальных проблем и предотвращение неблагоприятного развития событий в этой сфере», - заявил премьер-министр В.В. Путин.

В.И. Жуков среди социальных проблем, от решения которых зависит политическая стабильность в мире и социальный комфорт гражданина в каждой стране выделил следующие [1].

Первая - ухудшение здоровья населения, связанное с развалом отечественной медицины и фармакологии, а также низким качеством питания, утратой страной продовольственной безопасности.

Вторая - разрушение нравственных основ личности, насаждение вместо национальных культурных традиций и семейных ценностей низменных страстей, цинизма и пошлости, утверждение в сознании молодёжи культа насилия и наживы.

Третья - обострение социально-трудовых отношений, ухудшение социального самочувствия населения, снижение уровня жизни и т.д. Дальнейшее ухудшение уровня и качества жизни таит в себе реальную опасность перерастания финансового кризиса в социальный, ставит под угрозу демократические завоевания России и может обострить ситуацию до неконтролируемого конституционными способами состояния.

О накале социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. Сегодня до 70-80% населения (по различным источникам) оказалось на грани нищенского существования. По официальным данным, в России более 9 млн. безработных, по другим источникам - от 10 до 15 млн. Среди молодежи, женщин, работников предпенсионного возраста она достигает 70%.

Особенно трагична жизнь молодежи и детей. По данным Комитетов Госдумы, Минобразования, Министерства здравоохранения и социального развития, Института социологии РАН, свыше 12 млн. детей живут за чертой бедности, 60 тысяч детей в 2008 году

признаны алкоголиками, алкогольные напитки употребляют 80% молодежи и почти 40% школьников. Число наркоманов в России приблизилось к 3 миллионам человек, из которых 80% - дети и молодежь. 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха. Более 1,5 млн. детей нигде не учатся и не работают. Значительно возросло количество бездомных, лиц без определенного места жительства. Растет число детей, рожденных вне брака, а также число детей-сирот при живых родителях (более 300 тыс. детей-сирот). Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, в том числе их продажи, психологических стрессов, заболеваний, массовых самоубийств, проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток, в том числе малолетних).

О.Н. Яницкий справедливо характеризует современную Россию как общество всеобщего риска, так как «за прошедшее десятилетие оно перешло к регрессивной модели социальной эволюции: возобладала стратегия выживания за счет проедания накопленных природных и человеческих ресурсов». При существующей экономической политике (или, вернее, в ее отсутствие) усилия большей части членов нашего общества направлены на удовлетворение минимума своих потребностей. Их смело можно отнести к категории малообеспеченных и незащищенных, которые нуждаются в помощи со стороны государства. Однако «создавать систему социальной поддержки для 60-70% населения - занятие бесперспективное. Проводить сильную социальную политику при фрагментарной (точечной) и непоследовательной экономической политике невозможно, а неисполняемость законов быстро разрушит самую лучшую систему социальной помощи» [2].

Таким образом, на современном этапе необходимо кардинально изменить социальную политику государства. Так, Бюро РОДП «ЯБЛОКО» в Заявлении о Социальной политике в условиях кризиса предлагает действовать по двум направлениям.

Первое - построение социальной политики на основе Европейской социальной хартии. Ратификация Европейской социальной хартии позволит довести среднюю пенсию до 40 % от средней зарплаты и использовать многие механизмы защиты социальных прав, наработанные в европейских странах.

Второе - помощь тем людям, кто поставлен на грань выживания. Правительство обязано незамедлительно задействовать финансовые резервы государства на массированную социальную поддержку российских граждан, которым, на самом деле, принадлежат все эти средства. От скорости, решительности и масштаба принятия мер в этом направлении зависит будущее нашего народа и страны.

Антикризисные действия российских властей, прежде всего, должны быть направлены на смягчение последствий кризиса для граждан на повседневном, бытовом уровне, а не только на спасение финансовых рынков, конкретных банков и промышленных групп, а также осуществление гламурных, для условий экономического кризиса, проектов.

В Заявлении предлагается на период кризиса внести поправки в соответствующие законы РФ:

- ужесточить материальную ответственность работодателей за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, внеся изменения в статью 236 Трудового кодекса (увеличив денежную компенсацию с 1/300 на 1/100 ставки рефинансирования Центрального банка России от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно);

- законодательно ужесточить ответственность работодателя за принуждение работников к увольнению;

- оплачивать время простоя по причине кризиса в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;

- предоставить право оформления досрочной трудовой пенсии гражданам, потерявшим работу, в возрасте недостающим менее 3-х лет до наступления права оформления трудовой пенсии и не имеющим возможности трудоустройства;

- существенно снизить расходы на содержание исполнительной, законодательной и судебной власти;

- упростить процедуру регистрации малых предприятий, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, и отменить административные барьеры для их деятельности;

- значительно расширить полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников, вернув профсоюзам право на забастовку и на контроль за условиями труда и соблюдением трудового законодательства. Снять ограничения по их созданию.

Кроме того, необходимо:

- потерявшим работу родителям, в одиночку воспитывающим детей, выплачивать пособие не менее прожиточного минимума в регионе на члена семьи;

- обеспечить всех школьников бесплатным горячим питанием;

- проиндексировать пенсии в полтора раза, доведя минимальную пенсию до размера прожиточного минимума;

- создать государственную систему субсидирования процентных ставок по образовательным кредитам для студентов.

Итак, современная социальная политика Российской Федерации предусматривает создание комплексно-интегративной системы социальной защиты населения; формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественноприемлемого качества базовых социальных благ; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счёт собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления; разработку и внедрение технологий поддержки тех категорий населения, которые испытывают сложности не только социальноэкономического, но и социокультурного характера; интенсификацию профилактических программ социального благосостояния всего населения, а не только программ социальной защиты людей, уже попавших в сложную жизненную ситуацию.

Процессы обострения социальной ситуации в обществе требуют осмысления, анализа и обобщения. В современных социально-экономических условиях социальная работа как особый вид деятельности специалистов становится высоко актуальной. Десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети-сироты, беженцы) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. И мы согласны с В.И. Жуковым, что именно социальная работа сегодня призвана придать инновационный характер развития нашему обществу, каждому его институту, помочь каждому человеку [1].

Социальная работа как профессия появилась в начале 90-х годов XX века, когда смена политической ориентации государства и экономический кризис затронули все сферы жизнедеятельности российского общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. В связи с этим главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищен-

ности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии «специалист социальной работы».

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Первые программы подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам.

Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа утвердилась лишь после второй мировой войны, благодаря появлению понятия «государства благосостояния». Суть его состоит в следующем: цивилизованные государства строят свою политику таким образом, чтобы права всех граждан в социальной сфере (на образование, социальное обеспечение и поддержку, медицинское обслуживание, нормальные жилищные условия и др.) были обеспечены законодательно и попали в сферу внимания органов государственного и местного самоуправления. Однако любые, даже самые лучшие законы не всегда «работают», если они не проводятся в жизнь на уровне отдельного человека, с учетом его индивидуальных жизненных обстоятельств. Выполнение этой важнейшей задачи и стало основным видом деятельности социальных работников.

Необходимо подчеркнуть, что социальная работа - это профессиональная деятельность, ориентированная на комплексное решение проблем клиента. Поскольку всякую проблему клиента можно рассматривать как проблему целостности и ценности, то социальный работник выступает здесь как профессионал, позволяющий преодолеть «узким» специалистам ограниченность их профессионального видения проблемы, определиться с их местом и ролью в рамках ее комплексного решения. Благодаря выработке общей картины видения проблемы (общей цели) различными специалистами создаются реальные условия для их продуктивной совместной деятельности, а само решение социальных проблем переходит на качественно новый, более эффективный уровень. В результате не только человек, социальная группа, общество с их проблемами приобретают абсолютную ценность и значимость, но и совместная деятельность приобретает особый смысл и ценность для участвующих в ней разнообразных специалистов [3].

Социальную работу также можно охарактеризовать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества.

Итак, социальная работа - единая и интегрированная профессия. Одновременно она может быть представлена целым веером разновидностей, специализаций: социальный педагог-психолог семейного (широкого) профиля, этнолог, социальный юрист, эколог, ва-леолог, социальный аниматор, геронтолог; социальные работники более конкретной, узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами социального риска, медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, социальная работа с престарелыми и др.) либо в определенных учреждениях (школьный социальный работник, социальный работник на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде) [3].

Предназначение специалиста социальной работы - оказание компетентной социальной, правовой, психологической помощи населению, содействие в социальном развитии личности. Выполнять данную деятельность должны профессионалы, способные к продуктивному труду в различных социальных сферах.

Надо признать, что постоянные качественные изменения в содержании деятельности института социальной работы неминуемы. Более того, здесь они происходят намного чаще, чем в других профессиональных областях, поскольку именно в повседневной жизни индивида в первую очередь проявляются его потребности и интересы, которые благодаря только тому факту, что принадлежат конкретному человеку во всей его индивидуальности или социальной группе в ее самобытности, всегда содержат элемент некоторой новизны, а значит и скрытую в этом интересе потенциальную проблему его реализации в существующих социальных условиях, которая может проявиться от бытового и до общесоциального уровня.

В современной социально-экономической ситуации возможность повысить статус индивида посредством принципа активизации, как и главная цель социальной работы -вернуть клиенту способность действовать самостоятельно, рассыпаются как карточный домик. Сил социальных работников и средств, выделяемых государством, хватает только на то, чтобы оказывать материальную и информационную помощь самым нуждающимся, сдерживать их дальнейшее падение вниз по социальной лестнице. Вместо фактора продвигающего, социальная работа превращается в фактор стабилизирующий.

В контексте российской действительности акцент деятельности социального работника смещается, отмечает М.Ю.Горбунова. Актуальными становятся технологии, направленные на повышение адаптивности клиента, его устойчивости в ситуации постоянного изменения жизненных условий. Следовательно, зависимость социальной работы от экономических, политических и духовных процессов в обществе определяет ее возможность влиять на изменение статуса индивида в социальном пространстве [4].

Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы, понятные и убедительные приемы ее организации и проведения, разработать социальные технологии. Решение этих вопросов невозможно без профессионально подготовленных кадров. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области привлекаются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Социальная сфера огромна, она охватывает практически все области жизни нашего общества, и почти повсюду ощущается острая нехватка специалистов, имеющих не только высшее образование, но еще и специальную подготовку и знания для квалифицированной деятельности в сфере социальной помощи, труда, занятости, социального страхования.

В системе Министерства здравоохранения и социального развития России примерно 400 тыс. должностей предназначено для работников социальной сферы с высшим образованием. Это требование выполняется. Однако многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т. д.) и не имеют базовой профильной подготовки специалиста социальной работы. Конечно, хорошо, что в системе социальной защиты работают образованные люди, но их образование уже не в полной мере соответствует характеру профессиональной деятельности. И только накопленный жизненный опыт позволяет им решать социальные проблемы.

Кроме того, расчеты показывают, что к 2015 году сократится количество людей, занятых в сфере материального производства; возрастет роль квалифицированного труда в сфере быта и услуг; увеличится численность государственных служащих и специалистов в области управления персоналом; приобретет особое значение статус социального работника и невероятно масштабными с точки зрения сегодняшнего дня станут параметры его деятельности [1].

Профессиональная компетентность специалиста, по мнению многих авторов, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах. Действительно, главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. На наш взгляд, профессиональная компетентность специалиста социальной работы с высшим образованием - это сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности; его готовность к осуществлению профессиональной деятельности и способности (то есть умения и возможности) производить необходимые для этого действия.

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием проблем клиента и возможными путями их решения. И это особенно актуально в ситуации, когда практически в любой профессиональной области быстро происходит смена труда без перемены места, а специалистам необходимо овладевать родственными или смежными профессиями. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессиональных областей (педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и др.) на основе взаимообмена информацией, технологиями, инструментарием. В связи с этим компетентность в различных областях - главное, что характеризует способность социального работника помогать людям в современном обществе.

На наш взгляд, в современных условиях экономического кризиса наиболее важными являются следующие профессиональные компетентности специалиста социальной работы: социально-психологическая, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-педагогическая.

Социально-психологическая компетентность (от лат. сотрйепБ - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетенции входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Социально-психологическая компетентность выражается также в способности человека осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности, в способности видеть социально-психологические проблемы в своей деятельности, умении их формулировать и искать пути их адекватного разрешения.

Социально-психологическая компетентность специалиста имеет свои предпосылки (сюда входят социально-психологические ресурсы человека, такие как, ценности, убеждения, установки, способности, мотивы, знания в области социальной психологии, разнообразный опыт участия в социальной жизни); зависит от конкретного вида профессиональной деятельности (от тех задач, которые решаются в данной деятельности, от тех ситуаций, которые там возникают, от их сложности, динамизма, управляемости); проявляется в конкретных результатах данной деятельности (имеются в виду внешние результаты, связанные с качеством разрешения тех или иных ситуаций, и внутренние результаты субъекта деятельности - его удовлетворенность данным результатом).

Таким образом, социально-психологическая компетентность специалиста социальной работы является одной из интегративных характеристик его личности и проявляется

- в знании: социально-психологических характеристик различных групп населения; возможностей оказания психологического воздействия на субъектов из ближайшего окружения;

- в способности: осознавать и контролировать социальное и психологическое поведение человека в сложных ситуациях; понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния в проблемной ситуации; искать и осуществлять пути благополучного разрешения возникших проблем как посредством актуализации личностных психологических ресурсов человека, так и осуществлением необходимых изменений в его ближайшем жизненном окружении; владеть механизмами саморегуляции, необходимой для успешного выполнения данной деятельности [6].

Рассмотрим содержание социально-реабилитационной компетентности специалистов социальной работы.

Для полноценной, активной жизни лица, нуждающегося в реабилитации, необходимо вовлечение его в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей с окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции, которая является конечной целью реабилитации.

Роль специалиста социальной работы состоит, в первую очередь, в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей организовать социальную реабилитацию нуждающихся в ней [7]. Деятельность специалиста социальной работы определяется и характером патологии клиента и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Поэтому он должен владеть медико-биологическими знаниями. Для осуществления адекватной деятельности в социальных центрах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений. Большое значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых клиентов, которая предполагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом его резервных возможностей. Трудоспособные лица, нуждающиеся в социальной реабилитации, имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

Степень социально-психологической адаптации клиентов социальнореабилитационных центров в значительной мере определяется их отношением к своей проблеме или болезни. В этих случаях важна роль специалиста социальной работы как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения клиента от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Для создания положительной терапевтической среды специалисту социальной работы необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений клиентов, а, возможно, и их социальной интеграции.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц. Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство реабили-танта, которое может быть осуществлено в соответствии с рекомендациями специалистов.

При осуществлении реабилитации важную роль приобретает моральнопсихологическая поддержка клиентов. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение

любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать реабилитанта, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль специалиста социальной работы состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации клиента и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на его психологическое состояние. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть знаниями психологии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации нуждающихся носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих клиенту доверительно относиться к этой категории специалистов.

Специалисты социальной работы в условиях экономического кризиса достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Они осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. Таким образом, в социально-правовой сфере специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Одновременно он - защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовой компонент, включающий правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.

Объектами социально-правовой деятельности специалиста социальной работы являются: одинокие матери (с детьми до 18 лет); многодетные родители (3 и более детей до 18 лет); разведенные граждане, на чьем иждивении проживают несовершеннолетние дети после развода; граждане, потерявшие кормильца (престарелые, инвалиды, несовершеннолетние дети, родители несовершеннолетних детей); опекуны (попечители), граждане, в отношении которых установлена опека; инвалиды; пенсионеры, ветераны ВОВ; участники боевых действий и члены их семей, вдовы военнослужащих; реабилитированные; ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, проживающие в зоне отчуждения; жертвы насилия; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; лица групп «рискованного поведения»; лица БОМЖ, беженцы, вынужденные переселенцы.

Специалист социальной работы, компетентный в социально-правовой деятельности, хорошо знает права и обязанности граждан; нормативно-правовую базу решения проблем населения; социальные льготы и условия их предоставления; алгоритм решения социально-правовых проблем, способы принятия решений; государственные и общественные организации, занимающиеся решением социально-правовых проблем. Он осуществляет социально-правовую деятельность на оптимальном уровне активности; постоянно самосовершенствуется в области права; адекватно ориентируется в социально-правовой сфере жизни; эффективно использует правовые знания при решении профессиональных задач и в процессе активной жизнедеятельности; активно защищает права клиентов; доверительно и открыто общается, ведет диалог, умеет слушать клиента; создает каждому клиенту атмосферу доверия и защищенности; осознает социальную значимость права и правопорядка; уважительно относится к правам другого человека; имеет привычку к правомерному поведению и гражданско-правовой активности;

Одним из значимых компонентов в структуре профессиональной деятельности социального работника, по мнению ряда исследователей, является социально-

педагогический компонент. Социально-педагогические знания и умения оказываются востребованными в социальной работе с различными категориями населения (дети, подростки, беженцы, инвалиды, пожилые люди, осужденные и др.) Социально-педагогическими методами решаются проблемы формирования отношений в группе, развития готовности личности к самопомощи. Педагогические элементы социальных технологий систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса. В целом социально-педагогический компонент социальной работы позволяет принимать эффективные педагогически целесообразные решения в различных сферах социальной деятельности. Принимая это во внимание, в качестве важной задачи теоретической и практической профессиональной подготовки будущих специалистов можно выделить формирование социально-педагогической компетентности социальных работников.

Конечно, основы профессионализма закладывает в человеке общество (имеются в виду различные формы профессионального образования), но окончательно формирует и шлифует себя как профессионала сам человек, который, опираясь на социально принятые нормы труда, вместе с тем стремится определить свою профессиональную «нишу», вырабатывает оптимальные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения.

Литература

1. Жуков, В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса / В.И. Жуков // Человеческий капитал. - 2009. №3(11).

2. Яницкий, О.Н. Россия как общество всеобщего риска / О.Н. Яницкий // Куда идет Россия?..Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т.И.Заславской.

- М.: Дело, 1998. - С. 134.

3. Гончарова, А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества / А.Н. Гончарова. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2001. - 160 с.

4. Козлов, В.В. Социальная работа как профессия с интегративными функциями / В.В. Козлов// Психотехнологии в социальной работе. Вып.10. - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2005. - С. 7-9.

5. Горбунова, М.Ю. Возможности социальной работы в контексте современного российского общества / М.Ю. Горбунова // Куда идет Россия?.. Власть, общество, личность ; Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: МВШСЭН, 2000.

6. Минкина, О.В. Сущность и содержание понятия социально-психологической компетентности специалиста социальной работы / О.В. Минкина // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2005. - №1 (13).

7. Шарифулина Д.Р. Формирование социально-реабилитационной компетенции у будущих специалистов социальной работы: Автореф. дисс. канд.пед.наук / Д.Р. Шарифулина. - Казань, 2007. - 16 с.

8. Горбушина М. В. Формирование правовой компентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. ...канд. пед. наук / М.В.Горбушина. - Ульяновск, 2007. - 22 с.

© Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. той же кафедры; Н. М. Иралина - студ. КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.