Научная статья на тему 'Интегративные основы социальной работы как учебной дисциплины'

Интегративные основы социальной работы как учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2149
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / SOCIAL WORK / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмелева Наталья Борисовна

Статья отражает интегративные основы социальной работы как учебного предмета и вида де- ятельности, которые составляют научное знание о человеке, его становлении, развитии и осо- бенностях. В статье описана структурная взаимосвязь межпредметного поля, отражающая интегративный характер социальной работы. Представленный материал актуален ввиду обо- значенных проблем, имеет большое научное практическое значение в области подготовки специа- листов по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шмелева Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects integrative fundamentals of social work both as a discipline and a kind of activity that are in the core of research knowledge of man, his formation, development and their peculiarities. The author describes the structural interconnection of interdisciplinary field reflecting the integrative character of social work. The offered results are topical within the circle of the problems considered and have significant scientific and practical importance in the sphere of training specialists in social work.

Текст научной работы на тему «Интегративные основы социальной работы как учебной дисциплины»

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

5. Письмо Минобрнауки России от 30 сентября 2009 года № 06-1254 «О рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»

6. Жуковский А. И., Васильев С. В., Штрейс Д. С. и др. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта). Н. Новгород, 2006.

7. Приоритетный национальный проект «Образование». http://mon.gov/ru. (дата обращения: 12.03.2012).

УДК 364:378

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Шмелева Наталья Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности, ped@sv.uven.ru,

ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет»

The article reflects integrative fundamentals of social work both as a discipline and a kind of activity that are in the core of research knowledge of man, his formation, development and their peculiarities. The author describes the structural interconnection of interdisciplinary field reflecting the integrative character of social work. The offered results are topical within the circle of the problems considered and have significant scientific and practical importance in the sphere of training specialists in social work.

Статья отражает интегративные основы социальной работы как учебного предмета и вида деятельности, которые составляют научное знание о человеке, его становлении, развитии и особенностях. В статье описана структурная взаимосвязь межпредметного поля, отражающая интегративный характер социальной работы. Представленный материал актуален ввиду обозначенных проблем, имеет большое научное практическое значение в области подготовки специалистов по социальной работе.

Keywords: social work, interdisciplinary connections, discipline

Ключевые слова: социальная работа, межпредметные связи, учебный предмет

Межпредметные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Социальная работа — это комплексноинтегративный учебный предмет, охватываю -щий различные взаимосвязанные компоненты.

Основу профессиональной подготовки социального работника составляет комплекс современных научных знаний о человеке, его становлении, развитии, особенностях.

Теоретико-методологические знания о человеке, его физическом и психическом развитии, культуре, поведении, коммуникации и т. д. составляют содержание учебного плана профессиональной подготовки социальных работников, который включает общегуманитарные и социально-экономические дисци-

плины, общематематические и естественнонаучные, общепрофессиональные предметы и дисциплины специализации.

В качестве примера, отражающего интегративную основу в технологии профессиональной подготовки, может выступить учебный курс «Теория социальной работы». Учебный предмет «Теория социальной работы» дает студентам возможность освоить такие фундаментальные проблемы бытия, как природа и сущность человека; его место в мире, смысл и цель жизни, перспективы развития человеческой цивилизации и культуры, межличностная коммуникация, морально-этические аспекты жизни и др.

Эта структурная взаимосвязь представлена на рис. 1: элементы учебных предметов

52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Интегративные основы социальной работы как учебной дисциплины

(философии, социологии, психологии, педагогики, теории социальной работы) вступают в интеграционное «поле» — межпредметную связь; в свою очередь, образуется вновь сформированное знание об изучаемом явлении (в данном случае — учебный предмет «Теория социальной работы»). Межсистемная конструкция является новым целостным образованием в профессиональной компетентности социального работника, в профессионально-личностном его развитии.

Рис. 1. Межпредметные связи в социальной работе

Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало ее междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания, как социология, психология, этика и т. д. Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, педагогов, ставших классиками для наук об обществе и человеке. Среди них А. Маслоу, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, 3. Фрейд, К. Роджерс, М. Шедер, И. Кант, Я.А. Комен-ский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, А. А. Ухтомский, П. П. Блонский и др.

Философия выступает методологической основой социальной работы, потому что определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, Тем самым она определяет подходы в отношениях человека и других людей, а также их

объединений и отношение самого человека к ним, своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, то есть направлена на совершенствование человеческих отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории, как человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т. д.

Понятийный аппарат философии включает универсальные категории, с которыми имеют дело теория и практика социальной работы: человек, личность, культура, социум, гуманизм, свобода, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни и т. д.

Социальная работа применяет и принципы социально-философского осмысления «бытия» — антропологизм, аксеологизм, гуманизм, нравственность, системность, цикличность и др.

Социология занимает ведущие позиции как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать, прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, то есть помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методическое.

Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий со-

53

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

циальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.

Познания в области социологии позволяют расширить диапазон действий и анализа различных общественных явлений, состояния и отношения человека, группы, их оценка происходящих событий в окружающей среде. Исследования в области социальной работы опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности. Так, при написании социальных биографий клиентов, относящихся к группе риска, обычно используются данные интервью, анкет, документов архивов, экспертные оценки и т. д. Знание социологии, особенно прикладной, важно и широко включено в деятельность социального работника.

Социальная работа как глубоко интегрированный вид человеческой деятельности имеет самые разнообразные связи со многими профессиями и научными дисциплинами, в том числе с такой важнейшей, интенсивно развивающейся гуманитарной дисциплиной, как антропология, точнее, социальная антропология.

Характеризуя функциональные особенности современной социальной антропологии отмечается, что знания, которые дает социальная антропология, могут быть использованы при работе с кадрами, в ходе деловых контактов с представителями различных культур, при решении вопросов национальной и культурной политики государства, в СМИ, а также в сфере социальной поддержки человека, то есть в социальной работе.

Диалектические взаимосвязи между социальной работой и социальной антропологией, антропологические основания социальной работы сводятся к следующим основным моментам.

1) Социальная работа в своем научно-теоретическом выражении, то есть теория социальной работы, имеет множество точек пересечения с социальной антропологией в системно-структурном отношении. В частности, в структуре современной социальной антропологии четко выделяются философско-методологический, этико-коммуникативный и психолого-педагогический уровни, которые имеют не меньшее значение в структуре теории социальной работы. Так, философские обоснования и трактовки сложнейших антропологических проблем находят самое непосредственное преломление в теории социальной работы, служат методоло-

гическим ориентиром в практической деятельности социальных работников на микро- и макроуровне. Разработка в социальной антропологии вопросов общей этики, межличностного и межгруппового общения содействует решению проблем профессиональной этики и этикета в социальной работе. Социально-антропологические исследования культурологических параметров личности и ее среды, «структур повседневности» в жизни отдельных людей и социальных групп существенно помогают психолого-педагогической составляющей в теории и практике социальной работы.

2) Социальной антропологии с момента ее возникновения в начале XX века, начиная с теоретической и практической деятельности ее основоположников Ф. Боаса, Б. К. Малиновского, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса и др., свойственен глубоко гуманистический, позитивный подход к человеку с акцентом на его сильные и светлые стороны и с преимущественно оптимистическим взглядом на будущее человечества. Такой подход чрезвычайно важен для методологической и практической поддержки социальной работы, поскольку противостоит отдельным человеконенавистническим течениям в науке и идеологии, типа социал-дарвинизма, мальтузианства и новейших экстремистских взглядов, которые, по сути, отрицают необходимость самого существования института социальной работы, призванного не просто помогать людям, но помогать, прежде всего, слабо защищенным, социально уязвимым слоям и группам населения. В этом проявляется глубокая нравственно-гуманистическая сущность социальной работы, которая в полной мере отвечает таковым же гуманистическим установкам социальной антропологии.

3) Социальная антропология существенно помогает социальной работе в решении многих конкретных проблем, возникающих в процессе осуществления социальной защиты, поддержки и помощи социально нуждающимся людям и группам лиц.

Проиллюстрируем это положение следующими примерами.

Большое значение для социальной работы имеют и антропологические разработки проблем мотивационной сферы человека. Они помогают как в осуществлении важнейшей функции социальной работы — активизации потенциала самопомощи нуждающихся лиц и групп, так и в плане стимулирования

54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Интегративные основы социальной работы как учебной дисциплины

профессионально-личностного роста самих социальных работников.

Еще один блок проблем, являющихся традиционным предметом изучения этнографии и этнологии, входящих в современную физическую антропологию и тесно связанных с антропологией социальной, касается особенностей бытия, культуры и взаимосвязи различных этносов и сообществ. Именно здесь лежат истоки столь острой и актуальной для нашего общества проблемы межнациональных отношений, занимающей важное место в теории и практике социальной работы.

Психология, ее различные отрасли являются базовой основой профессионального обучения социальной работе. Различные направления психологии как науки (социальная психология, психология личности, возрастная психология, психодиагностика и др.) изучаются социальными работниками в средних и высших учебных заведениях.

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них — о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса): 1) в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма; 2) эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

Социальная работа и психология имеют прикладной характер. Для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

• психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.);

• психологическое консультирование — оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности для использования

в социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.

Педагогика, ее отрасли (социальная педагогика, семейная педагогика, возрастная педагогика и др.) выступает как бы определенным стержнем социальной работы. Педагогика как теория и практика всегда направлена на человека, имеющего психологические, биолого-социальные возможности развития, формирования, обучения, воспитания, образования. В теории и практике социальной работы широко использованы методологические принципы и подходы, а также педагогические методы, формы, средства, технологии в организации социальной помощи, поддержки, коррекции, адаптации, реабилитации как отдельной личности, так и различных групп и категорий граждан.

Обратившись к идеям, книгам, опыту известных российских педагогов ХХ века (Б. З. Вульфов, П. Ф. Каптерев, В. А. Кара-ковский, В. В. Краевский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, В.А. Сла-стенин, Б. Т. Лихачев, С. Т. Шацкий, и др.), можно понять взаимосвязь педагогики с теорией и практикой социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы и педагогики трактуется по-разному. Ведущий специалист в области социальной педагогики в России А. В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог — это социальный работник, но не всякий социальный работник — социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа — это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т. д.), в то время как социальная педагогика — это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, то есть все то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа — это понятие с более широким объемом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика — это самостоятельные образовательные и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.

55

СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом зависит и определяется воспитанием людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Важным составным компонентом формирования профессионально-личностной компетентности социального работника выступает медицинский блок предметов, ибо знания в этой области позволяют ставить более правильный диагноз социального неблагополучия человека или группы лиц, выявлять их состояние здоровья, причины их последствия и находить оптимальные методы, формы и приемы работы с клиентами. Теоретические и практические занятия формируют адекватную позицию у студентов, будущих социальных работников, имея представления, знания и умения выявлять различные отклонения у человека, его поведения и состояния с учетом биологических, и методологических аспектов в постановке социального диагноза, прогнозирования, реабилитации, консультирования и т. д.

Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, следует назвать правоведение, потому что оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства, и другие общественные науки. Уровень профессиональной подготовки специалистов социальной работы в немалой степени определяется знанием норм права, поскольку они ориентированы на все население страны, а в основу возникновения положены такие события, как рождение человека, смерть, болезнь, старость, безработица, необходимость в социальной помощи и защите. Специалисты по социальной работе наиболее часто вынуждены сталкиваться с проблемами оказания консультативно-правовой помощи молодым семьям в области семейного, гражданского, трудового законодательства; оказания юридической помощи в оформлении документов для

получения предусмотренных законом льгот, пособий, субсидий, алиментов и других выплат. Пенсионное обеспечение относится к исключительной компетенции специалистов данной области деятельности. В сфере пенсионного обеспечения и частично социального обслуживания существует достаточно детальная регламентация прав граждан всех возрастных категорий, что углубляет данный вопрос.

Итак, социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности, но следует подчеркнуть, что она является особым видом деятельности.

От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается, прежде всего, своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины.

Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине — и не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т.д.).

Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.

Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Интегративные основы социальной работы как учебной дисциплины

педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии — на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себя пограничные элементы смежных профессий. Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету. Социальная работа не страдает всеядностью. Ее интересует только то, что помогает глубже разобраться в проблемах, ее занимающих. Значимое отношение к этим проблемам выступает своего рода оценочным индикатором тех концептуальных и инструментальных «услуг», которыми располагают смежные области знания и профессии.

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий — на выполняемые ими социальные

Литература

функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.

Есть еще важная особенность социальной работы как профессии, которой нет ни в одной из смежных сфер деятельности, это ее посреднический характер.

Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы — это следствие ее интегральности и погра-ничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник усиливает волю обратившегося и побуждает встречную волю инстанции войти в положение конкретного человека.

В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в социуме, с другой — процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

1. ПавленокП.Д. Методология и теория социальной работы: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Топчий Л. В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах. М.: РГСУ, 2008.

3. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.

4. Шмелева Н. Б. Личность — профессионализм — деятельность в социальной сфере. 2-е изд., доп. Ульяновск: УлГУ, 2007.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.