Научная статья на тему 'Профессиональная культура специалистов сферы социальной работы: история, актуальность, перспективы'

Профессиональная культура специалистов сферы социальной работы: история, актуальность, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журлова И. В.

В статье отражены основные периоды развития отечественной социальной педагогики (эмпирический, научно-эмпирический, научно-теоретический, профессионализации), выступающие в качестве фундаментальной основы становления профессиональной культуры социальных педагогов. Представлены и обоснованы структурные компоненты, обозначены основные тенденции дальнейшего развития профессиональной культуры современного специалиста сферы социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main periods of the national social pedagogic development (empirical, scientific and empiric, scientific and theoretical, professionalism) are reflected in the article. These periods serve as the fundamental basis of formation of the professional culture of social tutors. The construct and main trends in the further development of professional culture of a modern specialist in social work are substantiated and presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура специалистов сферы социальной работы: история, актуальность, перспективы»

92

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

УДК 37.013.42

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

И. В. Журлова

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики УО МГЛУ им. И. П. Шамякина

В статье отражены основные периоды развития отечественной социальной педагогики (эмпирический, научно-эмпирический, научно-теоретический, профессионализации), выступающие в качестве фундаментальной основы становления профессиональной культуры социальных педагогов. Представлены и обоснованы структурные компоненты, обозначены основные тенденции дальнейшего развития профессиональной культуры современного специалиста сферы социальной работы.

Введение

Возникновение новых профессий «специалист по социальной работе», «социальный педагог» происходило в условиях фундаментальных, глубинных и кардинальных изменений всей системы государственных и общественных отношений в условиях СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века. Столь глобальные изменения не могли не сказаться на специфике процесса становления новых профессий, на особенностях их дальнейшего развития.

Становление профессиональной культуры специалистов сферы социальной работы было обусловлено на тот момент следующими факторами:

• историко-педагогическими (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);

• социально-политическими (потребности общества и его социальный заказ);

• научно-практическими (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);

• научно-теоретическими (совокупность систематизированных социальных, педагогических, психологических, исторических и других знаний, обобщаемых до уровня теоретического знания) [1, 14].

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенные в последние годы исследования в области социальной педагогики позволяют выделить в этом процессе четыре периода, выступающих фундаментальной основой становления профессиональной культуры социальных педагогов (социальных работников).

Первый период развития социальной педагогики - эмпирический. Его временные границы соотносятся с концом 80-х годов XX века, когда социальная педагогика еще не была представлена как научная дисциплина, специальность и как вид профессиональной деятельности.

Советское общество в тот период находилось в состоянии, названном позже историками как «период застоя». Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, макро- и микросоциума. В связи с тем, что в науке такая задача не могла быть поставлена по идеологическим причинам, были предприняты попытки поиска решения проблем на смежных направлениях, а именно, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Такое положение привело к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики с явно выраженным уклоном в «социальное воспитание».

В этот период социально-педагогическая деятельность находила проявление в работе специалистов других профессий - учителей, врачей, организаторов культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, методистов детских и молодежных общественных объединений и т. д.

ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ

93

Таким образом, формирование базовых основ профессиональной культуры специалиста социально-педагогической сферы осуществлялось в тот период как в условиях собственно образовательно-воспитательных систем, так и в не педагогических институтах социума.

Временные границы второго периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно определяются 1989-1992 годами. Социальным фоном этого периода выступают кардинальные изменения в социально-политической системе страны и распад СССР. На фоне проводимой «перестройки» перестала существовать и консервативная образовательная система, которая опиралась в практической деятельности на теорию коммунистического воспитания, не обеспечивая все потребности образования, воспитания и развития личности, особенно в области социально-педагогических проблем.

Период распада советской образовательной системы характеризуется деградацией семьи как института социализации личности, неспособностью школы в полной мере компенсировать семейные проблемы в воспитании, преимущественно репрессивным характером деятельности служб опеки и попечительства, появлением все большего количества детей, проблемы которых не вписывались в круг функций образовательных учреждений, а также неподготовленностью педагогических работников к решению этих обозначившихся проблем.

Исходя из этого, возникла идея разработки, научного и методического обоснования новой педагогической профессии, призванной решать проблемы детей за пределами учебных занятий. С этой целью в период 1989-1991 гг. была организована деятельность Временного научноисследовательского коллектива (ВНИК) «Школа - микрорайон» совместно с Государственным комитетом СССР по народному образованию и Академией педагогических наук СССР на основе Лаборатории воспитательной работы по месту жительства. ВНИК организовал сразу на 100 площадках проведение социально-педагогического эксперимента, ведущим направлением которого была отработка параметров новой профессии и определение базовых основ профессиональной культуры специалиста социально-педагогической сферы.

Ряд экспериментальных площадок на тот момент был открыт на территории Беларуси. Так одна из экспериментальных площадок ВНИКа АПН СССР по теме «Школа - микрорайон» была создана в 1989 г. на базе социально-педагогического центра СОШ № 1. г. Дрогичина Брестской области, научным руководителем которой выступал к.п.н., доцент А. С. Никончук. В задачу экспериментального СПЦ входило накопление банка научной информации и опыта практической социальной работы [2, 10].

Существующие на тот момент специфические характеристики социально-политического процесса обусловили содержание профессиональной культуры социального педагога, позволяющее рассматривать данного специалиста как педагога широкого профиля, владеющего основами юридических, медицинских, психологических, социологических, педагогических знаний. Сущностные характеристики профессиональной культуры специалиста определялись на тот момент следующими параметрами:

• взаимосвязью социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами (социальной философией, социальной психологией, социальным правом, социологией и т. д.);

• определением теоретических и концептуальных основ развития практики социальной

сферы;

• соотношением между содержанием социальной работы, социальной педагогики, общей педагогики;

• обоснованием функциональных обязанностей специалистов - социальных работников и социальных педагогов в различных институтах социума;

• изучением зарубежного опыта социальной работы с различными категориями населения;

• утверждением основных социально-педагогических принципов и концепций развития социальной работы в государстве.

Становлению профессиональной культуры социальных педагогов в тот период способствовали мобилизация усилий и объединение различных специалистов социума вокруг неправительственной общественной организации - Всероссийской ассоциации социальных педагогов Российской Федерации (ВАСОП) и создание в отдельных регионах СССР ее отделений и первичных организаций; развитие многообразных форм профессионализации кадров, обучения специалистов социальной работы на рабочих местах, курсах повышения квалификации; начало

94

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

подготовки социальных педагогов и социальных работников в вузах, создание кафедр и факультетов социальной педагогики в педагогических вузах и университетах.

В Беларуси впервые в рамках подготовки социальных педагогов стали использоваться авторские курсы. Так в БГПУ им. М. Танка с 1992 г. был введен авторский курс А. С. Никончука «Организационно-методические основы социально-педагогической работы». Проводимая на тот момент исследовательская и методическая работа позволила осуществить поиск оптимального содержания, форм и методов в обучении социально-педагогической работе на основе \ гсждис ц и п л и на р но го. интегративного подхода, определить и апробировать некоторые

профессиональные стандарты и круг функциональных обязанностей социального педагога. Главным итогом этого этапа стало утверждение, прежде всего, в Российской Федерации новой профессии «социальный педагог» и разработка первой квалификационной характеристики данного специалиста.

Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики -относится к 1993-2001 годам и характеризуется экстенсивным развитием социальнопедагогической науки и практики. Становление профессиональной культуры специалиста социально-педагогической сферы в этот период обусловливалось следующими факторами:

• становлением и оформлением парадигм развития социальной педагогики: педагогической, социологической, социолого-педагогической, собственно социально-педагогической;

• появлением учебных пособий и курсов лекций, рекомендованных Министерством образования в качестве учебников и учебных пособий для студентов высших учебных заведений;

• изучением массового опыта социально-педагогической деятельности различных институтов социума с учетом региональной и муниципальной специфики;

• исследованием возможностей, направлений и путей применения зарубежного опыта социально-педагогической деятельности и социальной работы с различными категориями населения в новых социальных условиях;

• возникновением научных сообществ (научных школ) с признанными лидерами, которые сосредоточили свои усилия на исследовании и развитии относительно самостоятельных направлений социальной педагогики, в том числе на вопросах формирования профессиональной культуры специалиста социально-педагогической сферы (М. А. Галагузова (Россия), А. С. Никончук (Беларусь) и др.) [3, 10].

В Беларуси принципиальные изменения в социально-педагогической сфере начались в 1996 г. В связи с приказом Министерства образования Республики Беларусь № 296 от 08.07.1996 г. «Об утверждении временных квалификационных характеристик психолога, социального педагога, педагога-организатора» во всех средних и средних специальных, профессионально-технических учреждениях и учреждениях внешкольного образования и воспитания введены должности социальных педагогов. В этот период в Беларуси начинается активная разработка и апробирование учебных планов и программ различных уровней и различных вариантов профессиональной подготовки и переподготовки, методики и технологии активных форм обучения и социально-педагогической практики, профдиагностики и профотбора социальных педагогов, социальных работников. Вместе с тем в это время рассматриваются вопросы профессионального становления социального педагога, социального работника, определяются компоненты профессиональной культуры этих специалистов, которая понимается как высшая стадия личностного и профессионального соответствия.

Данный период характеризуется в условиях нашей республики разработкой основ профессионального становления социального педагога. В этом плане на первое место выходило целенаправленное обнаружение предрасположенности к данной работе и формирование личностных качеств специалиста социально-педагогической сферы; непрерывность и целостность образовательного процесса, объединяющего практическую, учебную, исследовательскую деятельность; междисциплинарность содержания с приоритетом социально-психолого-педагогического начала, определяющего компетентность специалиста. Особое внимание в этот период уделяется разработке принципов формирования компонентов профессиональной культуры социального педагога, в числе которых выделяются внутренняя предрасположенность, профессиональная подготовка, квалификация, практическая деятельность, духовность личности специалиста.

Четвертый период в становлении профессиональной культуры социального педагога начался с 2002 г. и рассматривается как период профессионализации. Основными предполагаемыми ориентирами этого этапа являются:

• сохранение накопленного на предыдущих этапах социально-педагогического знания и

опыта;

ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ

95

• усиление специализации кадров социально-педагогической сферы (специалист по социальной защите детства, специалист по профилактике нарушений ЗОЖ и аддиктивного поведения учащейся молодежи и др.);

• развитие технологизации социально-педагогической деятельности;

• более тесная взаимосвязь научных исследований и области социальной педагогики и практической работы социальных педагогов и социальных работников [4, 46-47];

• профессионализация социальной сферы, всех ее секторов, в том числе на управленческом уровне. Причем профессионализация предполагает сегодня такую подготовку будущих социальных педагогов, которая позволит им эффективно работать в условиях «завтрашнего дня».

С этой целью особый акцент в подготовке будущих специалистов делается на формировании у них профессиональной компетентности, позволяющей конструктивно решать повседневные социальные проблемы различных категорий людей, проводить научные и социально-педагогические исследования в связи с той или иной проблемой взаимодействия людей в социуме, принимать управленческие решения в рамках социальной и социально-педагогической сфер.

Сказанное выше позволяет нам рассматривать профессиональную компетентность как уровень владения специалистом необходимыми знаниями и умениями для решения профессиональных вопросов, наличие комплекса социально значимых личностных качеств, способствующих эффективности осуществляемой деятельности, что в свою очередь и составляет основу его профессиональной культуры.

Таким образом, на основе изучения современной социально-педагогической практики, а также анализа исследований в области социальной педагогики автором статьи предлагается структура профессиональной культуры социального педагога (социального работника) представленная на рисунке 1.

Социально-педагогическая компетентность (знания и умения в решении профессиональных вопросов) Социально-психологическая компетентность (сознание и самосознание, волевая культура, культура общения,

Профессиональная культура социального педагога перцепция, эмпатия ит. д.)

Профессиональное мастерство (опыт социально-педагогической деятельности, позволяющий выполнять профессиональные функции на самом высоком уровне) Личностно-этические качества (альтруизм, коммуникативность, человеколюбие, уравновешенность, тактичность, внимательность и др.)

Рисунок 1 - Структура профессиональной культуры социального педагога

Представленные компоненты структуры профессиональной культуры социального педагога имеют сложный интегрированный характер. Так, например, социально-педагогическая компетентность включает профессиональные знания из следующих научных областей: общая и социальная педагогика, психология, физиология, социология, конфликтология, валеология, правоведение, социальная медицина, религиоведение, экология, технология социально-педагогической деятельности и т. д. В данный компонент входят также умения социальнопедагогической деятельности, в числе которых следует выделить:

• коммуникативные умения (умения осуществлять индивидуальный подход, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками и лицами, их представляющими, создавать благоприятную психологическую атмосферу в общении с группой учащихся и т. д.);

• информационные умения (умения находить и отбирать информацию, необходимую для просветительской, профилактической и консультативной работы; обрабатывать информацию, полученную в результате применения диагностических методик и методов, и т. д.);

96

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА

• проектировочные умения (умения конструктивно проектировать и планировать социально-педагогическую деятельность в учреждении образования, взаимодействие с воспитанниками и их семьями и т. д.);

• координирующие умения (умения согласования своих действий с основными направлениями, формами и методами работы различных социальных институтов - ИДЫ, КДН, органами опеки и попечительства и др. в процессе выполнения профессиональных функций).

Помимо названных умений, следует отметить также значимую роль умений аналитических, организационных, управленческих, креативно-гностических, контрольно-корректировочных и т. д.

Социально-психологическая компетентность, помимо указанных на рисунке качеств, предполагает владение специалистом психологической культурой, которая включает сензитивность (повышенную чувствительность к внутреннему миру других людей), рефлексию (способность к самооценке своего внутреннего состояния), проявление положительных эмоций (оптимизм, жизнерадостность, удовлетворение и т. д.) в общении.

Анализ социально-педагогических реалий подтверждает, что база профессиональной культуры будущего специалиста сферы социальной работы закладывается в период вузовской подготовки, при этом ведущим условием эффективности является включение студентов как в социально-значимую, так и в научно-исследовательскую деятельность. С этой целью в 2010 году при факультете технологии УО «МГПУ им. И. П. Шамякина» был создан волонтерский клуб «Надежда» В состав клуба входят студенты специальности «технология (Обслуживающий труд. Социальная педагогика)», «социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Руководитель клуба - автор публикации.

Главной целью клуба является интеграция здоровых людей и инвалидов в обществе; помощь детям, находящимся в социально опасном положении; реадаптация и реабилитация подростков, совершивших противоправные действия, подростков с девиантным поведением. Волонтерская работа участниками клуба осуществляется по следующим направлениям.

I. Направление «Милосердие». Члены волонтёрского клуба «Надежда» работают в организациях: Мозырский центр реабилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов с психоневрологическими заболеваниями «Радуга»; Мозырский ЦКРОиР; Мозырский территориальный центр социального обслуживания населения (отделение дневного пребывания инвалидов). Волонтеры помогают детям и молодым инвалидам, собирая средства, необходимые для их обучения и развития, а также выступают перед ними с различными концертными и игровыми программами, проводят мастер-классы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Мастер-класс для пациентов дневного отделения инвалидов ТЦСОН г. Мозыря проводят студенты-волонтеры специальности «Технология (Обслуживающий труд.

Социальная педагогика)»

ПЕ ДАТ АГГЧНЫЯ НАВУКІ

97

II. Направление «Зашита детства». Студенты работают в Мозырском дошкольном детском доме; социально-педагогическом центре г. Мозыря (детском социальном приюте). Волонтеры помогают детям, оставшимся без попечения родителей, реадаптироваться в обществе (рисунок 3).

Рисунок 3 - Студенты-волонтеры факультета технологии в гостях у воспитанников Мозырского дошкольного детского дома

III. Направление «Внимание: подросток». Волонтёры работают в клубе «Подросток» при ИДН Мозырского РОВД; сотрудничают с КДН Мозырского Исполнительного комитета, с учреждением образования «Петриковское государственное специальное профессиональнотехническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности» для девочек (рисунок 4). В рамках этого направления студенты-волонтеры помогают детям, демонстрирующим девиантное поведение, и детям, совершившим правонарушения, реабилитироваться в обществе.

Рисунок 4 - Студенты-волонтеры факультета технологии, преподаватели ВУЗа, воспитанницы и педагоги Петриковского профессионально-технического училища закрытого типа № 1 во время встречи в училище

Члены клуба постоянно повышают свой профессиональный уровень. Все участники клуба входят в состав студенческой лаборатории социально-педагогических исследований, действующей при факультете технологии. Большое значение в деятельности участников лаборатории отводится участию в научно-практических международных и республиканских семинарах и конференциях, посвященных актуальным проблемам социальной педагогики, волонтерской деятельности.

98

ВЕСНІК МДПУ імя I. П. ШАМЖІНА

Выводы

Проведенный анализ позволяет трактовать на современном этапе профессиональную культуру социального педагога как интегрированную высокоразвитую систему социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемых в процессе социально-педагогической деятельности.

В настоящее время дальнейшее развитие профессиональной культуры социальных педагогов и социальных работников обусловлено широким проникновением социальной педагогики в разнообразные секторы социальной сферы: образование, культуру, искусство, здравоохранение, спорт, социальную защиту, правоохранительный и воинский социум, молодежное движение, семью. Содержание деятельности социального педагога в этих секторах во многом совпадает, но в то же время существенно различается по формам и методам работы, условиям реализации профессиональных задач. Такое взаимодействие социальной педагогики с другими секторами социальной сферы приводит к тесной взаимосвязи социально-педагогического знания со знанием других гуманитарных и социальных наук, наук о человеке. На этой основе в недалеком будущем из отрасли педагогической науки социальная педагогика постепенно перерастет в межпредметную научную область, в междисциплинарную научную дисциплину, которую можно будет рассматривать как ведущую отрасль социологических знаний.

Этим подходом обусловлено сегодня появление в вузах нашей республики специальности «социальная работа (социально-педагогическая деятельность)». Такая формулировка названия специальности заведомо расширяет диапазон профессиональной культуры специалиста социально-педагогической сферы, не меняя принципиально ее содержание.

В этом отношении интересно мнение немецких коллег, которые полагают, что «социальная и социально-педагогическая работа должна рассматриваться и пониматься как единая функциональная система общественной помощи... Деление единой области на социальную работу и социальную педагогику возводит искусственные границы, затрудняет совместную деятельность и дальнейшее развитие специалистов, является препятствием на пути совершенствования их профессиональной культуры» [5, 337].

Таким образом, совершенствование профессиональной культуры специалистов сферы социальной работы обусловлено сегодня наличием в республике научных школ в отрасли социального знания, разветвленной системы социальных учреждений и структур, выступающих не только в качестве служб, оказывающих определенные виды помощи, но и в качестве экспериментальных площадок, на которых должна осуществляться апробация новых моделей социальной работы, обобщаться и передаваться лучший опыт специалистов данной сферы.

Литература

1. Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ : учеб, пособие / И. А. Липский. -М. : Т.Ц. Сфера, 2004. - 320 с.

2. Никончук, А. С. Профессиональная культура социального педагога / А. С. Никончук. - Минск : Бел. фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы - детям», Академия последиплом. образования, 2001. -248 с.

3. Социальная педагогика: курс лекций / М. А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

4. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П. П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П. Украинец, С. В. Лапиной. - 2-е изд. - Минск : ТетраСистемс, 2007. - 288 с.

5. Студенова, Е. Г. Историческая динамика терминологии предметного языка социальной работы (на примере Германии) / Е. Г. Студенова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. -Екатеринбург, 2001. - Выл. 4. - С. 337-229.

Summary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The main periods of the national social pedagogic development (empirical, scientific and empiric, scientific and theoretical, professionalism) are reflected in the article.

These periods serve as the fundamental basis of formation of the professional culture of social tutors. The construct and main trends in the further development of professional culture of a modem specialist in social work are substantiated and presented.

Поступила e редакцию 11.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.