Научная статья на тему 'Концепция развития интегративной зрелости будущего социального педагога'

Концепция развития интегративной зрелости будущего социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова М. А.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования проблемы «интегративная зрелость» в социально-педагогическом образовательном процессе; концептуальные подходы к определению сущности, содержания, структуры интегративной зрелости; специфика социально-педагогического образовательного процесса, реализующего концепцию развития интегративной зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития интегративной зрелости будущего социального педагога»

Емельянова М.А.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы исследования проблемы «интегративная зрелость» в социально-педагогическом образовательном процессе; концептуальные подходы к определению сущности, содержания, структуры интегративной зрелости; специфика социально-педагогического образовательного процесса, реализующего концепцию развития интегративной зрелости.

По мере расширения масштабов и возникновения новых форм и моделей социальной работы степень ее эффективного, преобразующего влияния на сферы социальной политики и практики жизнеобеспечения личности зависит от уровня ориентации и профессиональной зрелости студентов, подготовленных к социально-педагогической деятельности.

Анализ существующих концепций профессиональной подготовки специалистов для социальной сферы доказывает наличие исследований, рассматривающих личностную, академическую, социальную зрелость дифференцированно. В этом случае результаты исследований сводятся к формированию совокупности психоло-го-педагогических свойств и качеств личности социального педагога какой-либо определенной направленности. В то же время каждый вид зрелости (личностная, академическая и социальная) представляет собой подсистему сложной интегрированной системы, обусловленной закономерными взаимосвязями, которые в реальной действительности проявляются неоднозначно. Так, социальная зрелость сложно соотносится с академической зрелостью в том плане, что академическая зрелость не связана однозначно с особенностями социального поведения личности, ее представлениями о природе социальных отношений и механизмах взаимодействия человека в обществе, в той или иной общности или группе. Академическая зрелость может благоприятствовать, стимулировать процесс развития социальной зрелости, но не может замещать, обуславливать или детерминировать его. Академическая зрелость полностью обесценивается социальной неприспособленностью, социальной незрелостью, социальной неадаптивностью. Личнос-тно зрелый человек оказывается беспомощным в социуме, если он не обладает комплексом социальных знаний, опытом социального общения, отношений, социального поведения в его реальных условиях. Личность может быть социально зрелой, способной ставить и достигать социальные цели, но этого далеко не достаточ-

но для личностно-профессионального самовыражения и самореализации в профессиональной деятельности. В такой логике наличие отдельных свойств, качеств личности и в равной степени совокупности качеств определенной направленности на уровне зрелости не свидетельствует о полноценном целостном развитии студента как личности, специалиста и гражданина.

В логике вышеизложенного становится совершенно очевидной необходимость изучения и описания феномена «интегративная зрелость», разработки этапов, способов и методов организации социально-педагогического образовательного процесса, обеспечивающего целостное личностное, академическое и социальное развитие студента до уровня интегративной зрелости, которая реализуется и получает завершенность лишь в процессе дифференциации и последующей интеграции их сущностных свойств и характеристик.

Актуальность исследования проблемы подтверждается наличием противоречий между:

- отчетливо выраженной общесоциальной потребностью в гармонизации отношений общества и личности и отсутствием профессионально подготовленных кадровых ресурсов для обеспечения социокультурной, социально-педагогической, реабилитационной и психологической поддержки и защиты личности (в реальной действительности);

- высокими критериальными требованиями к профессиональной подготовке социального педагога как носителя комплекса интегративных антропологических, культурологических, социологических, социально-правовых, социальнопедагогических знаний и несоответствующим этим требованиям уровнем подготовленности специалистов в системе высшего профессионального образования к их реализации;

- осознанием обществом приоритета социально-гуманитарного знания, интегрирующего в себе обширный потенциал гуманитарного и естественнонаучного знания, и недостаточной его востребованностью в процессе профессио-

нальной подготовки кадров для социальной сферы, адекватно отражающих специфический статус социально-педагогической деятельности;

- общим концептуальным уровнем социальной педагогики как области гуманитарного знания с ярко выраженными тенденциями к междисциплинарному синтезу, интеграции научного знания и реальным состоянием использования теории интеграции в социально-педагогическом образовательном процессе, находящейся в исходной стадии своего становления.

Принимая во внимание сложность задачи изучения и разработки социально-педагогических основ такой многоаспектной проблемы, как развитие интегративной зрелости, в исследовании используется многоуровневая методология (А.П. Беляева, В.Е. Гмурман, М. А. Данилов, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин): система философских знаний; общенаучные принципы и процедуры исследования; общепедагогические идеи, теории, концепции, закономерности; положения отдельных педагогических дисциплин; идеи, положения, концепции, закономерности и теории, относящиеся непосредственно к проблеме исследования интегративной зрелости и профессионального социально-педагогического образования.

Научно-теоретические предпосылки исследования проблемы обоснованы результатами анализа социокультурных тенденций развития современного социально-педагогического образования, социальной педагогики как области интегративного знания, интегративной сущности социально-педагогической деятельности и личности социального педагога, которые позволили сделать вывод о том, что теоретический исследовательский поиск эффективных путей и способов развития интегративной зрелости востребован как образовательной практикой, так и объективными потребностями общества.

Концепция развития интегративной зрелости представлена как единство цели, сущности, принципов, структуры, содержания и результата ее реализации в социально-педагогическом образовательном процессе.

Методологическую основу концепции развития интегративной зрелости на философском уровне составили идеи интегральной сущности человека, его роли в решении социальных, личностных проблем, интегральной сущности человеческой деятельности, идеи природной, социальной и духовной целостности. Законы диалектики единства и борьбы противоположно-

стей, перехода количественных изменений в качественные, принципы объективности, детерминизма, развития, системности, взаимодействия позволили: раскрыть диалектику социально-педагогического образовательного процесса, реализующего концепцию развития интегративной зрелости; выявить противоречия, взаимосвязи количественных и качественных изменений, свойственные процессу развития личности, на этапе профессиональной подготовки в вузе; изучить закономерности развития субъектов социально-педагогического образования в новых социально-экономических условиях с учетом психологических закономерностей всех видов деятельности.

Ведущими методологическими основаниями концепции являются системный и интегративный подходы, позволившие рассмотреть интегративную зрелость как целостную систему, выявить составляющие ее структурные компоненты, определить субординационные отношения, установить внутренние и внешние связи и взаимозависимости между ними, рассмотреть каждый компонент как систему, а «интегративную зрелость» как подсистему системного образования более высокого уровня - «зрелость».

Исследование проблемы на теоретико-методологическом уровне, включающем идеи, концепции, закономерности общей теории педагогики и социальной педагогики, позволило выделить закономерности в организации социально-педагогического образовательного процесса:

- обусловленность социально-педагогического образовательного процесса потребностями общества во всесторонне (личностно, профессионально и социально) развитой личности сту-дента-выпускника;

- обусловленность социально-педагогического образовательного процесса сопутствующими социально-педагогическими условиями;

- зависимость эффективности функционирования социально-педагогического процесса от согласованности действий всех субъектов деятельности.

В качестве методологических оснований выделенных закономерностей использованы закономерности общей теории педагогической науки: единство и взаимообусловленность воспитания как явления социального и педагогического, единство и взаимообусловленность развития, воспитания, образования.

Методологическую основу исследования содержания социально-педагогического образовательного процесса составили положения теории содержания образования: отражение в содержании образования единства личностного, знаниевого и социального компонентов; их оптимальное сочетание между собой по объему и содержанию; ориентация содержания образования на личность конкретного возраста, обусловленность уровнем развития и потребностями общества.

Методологию организации образовательного процесса составили идеи, концепции дидактики о целевом подходе в обучении, о взаимосвязи и единстве теории и практики, преемственности и учета достижений педагогической и социально-педагогической науки.

Методологический уровень собственно проблемы интегративной зрелости составили: закон взаимной обусловленности педагогического и социального процессов, взаимосвязи общенаучной и профессиональной подготовки, идеи интеграции, зрелости в процессе развития личности.

На основе вышеизложенных теоретико-методологических оснований концепции интегративной зрелости была представлена логика построения понятийной схемы феномена «интегративная зрелость» от анализа понятия в философском аспекте «сущее» - «должное» - «возможное»; разложение понятия «интегративная зрелость» на составляющие его элементы «интегративный» (как производное от «интеграция») и «зрелость» до определения их сущности в социально-педагогическом образовательном процессе.

Сущность понятия «интегративная зрелость» рассматривается в контексте анализа понятия «интеграция» как феномена, относящегося к теории систем и означающего состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации; объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей какого-либо целого; как целостность, способ внутренней органичной взаимосвязи составляющих, которые сами по себе не самодостаточны и функционируют лишь как элементы или подсистемы единой системы; как процесс, предполагающий увеличение объема, частоты, интенсивности взаимодей-

ствия между элементами системы, достижение большей степени ее целостности, устойчивости, автономии и эффективности действий с точки зрения объединяющей итоговости.

Анализ теоретико-методологических исследований проблемы «интеграции в образовании», интегративно-педагогических концепций (А.Я. Данилюк, Н.К. Чапаев, И.П. Радченко), опора на философскую идею целостности человека, его интегративной сущности как методологического основания интеграции образования позволили выделить специфику интеграционных процессов в социально-педагогическом образовании как структуры целостной социальной системы.

Любая целостность, в том числе и социальная, развиваема, по своей сути интегративна, равно как и любая образовательная система целостна постоянством своего обновления. В логике данного суждения развивающаяся целостная социальная система, в которую входит социальная педагогика, социально-педагогическое образование как постоянно обновляющаяся система, социально-педагогическая деятельность как явление объективной действительности и личность социального педагога как субъект многопрофильной социально-педагогической деятельности, носит интегративный характер по сути и содержанию.

Таким образом, интеграция в социальнопедагогическом образовании имеет место как явление объективной реальности, а термин «интегративный» оправдывает правомочность своего употребления как подчеркивающий факт охвата общей идеей частей целого, актуализирующий качественное своеобразие такого объединения, допустимо применить в качестве базового для определения понятия «интегративная зрелость».

Теоретический анализ различных понятий категории «зрелость» позволил: выделить основные направления ее трактовки как субъективно-объективной, социально-педагогической, психологической категории, имеющей временной (процесс), качественный (определенное состояние) и оценочный (характеристика человека) аспекты; определить сущностные признаки категории «зрелость» как интегративной характеристики целостного развития личности, ее системообразующего качества, как объективно необходимого этапа развития личности, обозначить сущность основных видов зрелости -личностной, академической и социальной.

Научно-теоретические исследования, рассматривающие дифференцированно личностную, академическую и социальную зрелость, не отражают в полной мере идею целостности развития студента в процессе профессиональной подготовки, его готовности к осуществлению сложной, многопрофильной социально-педагогической деятельности. В этом случае становится совершенно очевидным предположить возможность интеграции личностной, академической и социальной зрелости как качественного новообразования более высокого уровня, детерминирующего специфику организации и содержания социально-педагогического образовательного процесса; обосновать личностную, академическую и социальную зрелость как системообразующие составляющие интегративной зрелости, рассматривать интегративную зрелость как особый вид категории «зрелость», имеющий свою структуру, содержание, сущностные характеристики.

Исходя из анализа основных понятий «интеграция» и «зрелость», их сущностныгх характеристик, мы1 вводим в исследование ключевое понятие «интегративная зрелость», приняв за основу объективно- субъективныге реалии, теоретикометодологические и сущностные характеристики ее составляющих, учитывая объективную необходимость обновления профессиональной подготовки, общесоциальную потребность в специалистах, способных к интеграции многопрофильного социально-педагогического знания.

Констатируя отсутствие определения понятия «интегративная зрелость», обращаем внимание на то, что в процессе анализа понятий «интеграция», «интегративный» и «зрелость» выделился отчетливо некий вариант, позволивший:

- рассматривать «интегративную зрелость» как совокупность интегративных качественных характеристик личности социального педагога, обусловленную спецификой социальной педагогики как области интегративного гуманитарного знания; особенностями полифункцио-нальной многопрофильной социально-педагогической деятельности;

- связывать данное явление с объективносубъективными условиями, отражающими общесоциальную потребность в зрелых специалистах, обладающих комплексом личностных, академических и социальных качеств, позволяющих осуществлять социально-педагогическую деятельность с целью защиты, поддержки и реабилитации личности;

- трактовать понятие «интегративная зрелость» как особый вид категории «зрелость», имеющий свою структуру, функциональную сущность, основные содержательные характеристики.

Совокупность операциональных понятий, отражающих сущностные стороны и взаимосвязи объекта и предмета исследования в философском осмыслении «сущее - должное - возможное», представлена в таблице 1.

Интегративная зрелость как особый вид категории «зрелость» является социально-педагогической категорией, предполагающей гармоничную социализацию личности через освоение интегративного социально-педагогического знания, с одной стороны, и социально-педагогический результат, возникающий в процессе взаимодействия социально - педагогической среды и целостного профессионального развития личности, - с другой.

Научно-методологический и теоретический анализ проблем «интеграция» и «зрелость» позволил: сформулировать понятийно-категориальный аппарат; определить структуру феномена «интегративная зрелость».

Определение личностной зрелости как подструктуры интегративной зрелости формулируется следующим образом: личностная зрелость есть интегративное качество личности, предполагающее сформированность интегративных аспектов самости, свободу, цельную философию жизни, обеспечивающую самореализацию личности в процессе жизнедеятельности.

Академическая зрелость в структуре интегративной зрелости есть интегративное каче-

Таблица 1. Совокупность операциональных понятий исследования

Объективная реальность Специфика Сущее:

Социально- педагогическое образование, жизнедеятельность студента Социально- педагогического образовательного процесса Целостное развитие личности студента в процессе профессиональной подготовки.

Интеграция и зрелость Интегративная зрелость Должное:

Явление действительности и объективной реальности в социальной педагогике В социальнопедагогическом образовательном процессе Необходимость развития интегративной зрелости как системообразующей основы целостного развития личности

Виды зрелости Условия Возможное:

Личностная зрелость Академическая зрелость Социальная зрелость Организации социально -педагогического образовательного процесса на основе идей интеграции Что возможно реально предпринять для развития интегративной зрелости?

ство, отражающее сформированность профессионально значимых знаний, умений и навыков на уровне высших достижений.

Социальная зрелость есть интегративное качество личности, интегрирующее социальные знания, социальный опыт и социальную ответственность, обеспечивающие личности успешную социализацию и гармонизацию с окружающей средой.

Анализ сущностных характеристик структурных компонентов интегративной зрелости личности студента дает основание сформулировать определение понятия «интегративная зрелость».

Интегративная зрелость - особый вид категории «зрелость», представляющий собой системно-целостное, содержательно-смысловое единство личностных, академических и социальных качеств студента-выпускника, развиваемое в социально-педагогическом образовательном процессе, обеспечивающее ему успешную самореализацию в профессиональной деятельности, социализацию и гармонизацию с окружающей средой.

Определение личностной, социальной и академической зрелости как интегративных качеств социального педагога позволило допустить суждение о том, что «интегративная зрелость» является объединяющей качественной характеристикой, охватывающей общей идеей части единого целого с актуализацией качественного своеобразия такого объединения.

Другими словами, как особый вид категории «зрелость» интегративная зрелость является высшим уровнем содержательно-смыслового единства личностных, академических и социальных качеств социального педагога, выступая одновременно как интегральный критерий их сформированности. В этом случае интегративная общность значимых качеств личности выступает как всеохватывающая, всесторонняя и всепроникающая данность, возводящая своего совокупного носителя на высшие уровни достижений на определенном этапе его жизнедеятельности (этап обучения в вузе).

В логике данного определения интегративная зрелость рассматривается как системная данность, сугубо индивидуальная для каждой личности, интегрирующая в единую целостность содержательно-смысловое единство и взаимосвязь личностного, академического и социального компонентов, которые обеспечивают целостное личностное, академическое и соци-

альное развитие студента. Все составляющие интегративной зрелости взаимосвязаны и взаимообусловлены, оказывают активное воздействие на составляющие ее части, ведут к возникновению нового интегративного качества более высокого уровня.

Как многокомпонентная система интегративная зрелость представляет собой систему составляющих ее относительно самостоятельных подсистем (личностная, академическая, социальная зрелость) во всей полноте их структурных и качественных характеристик, взаимосвязанных и взаимообусловленных единой целевой, функциональной, содержательно смысловой детерминантой, ориентированной на целостное личностное, академическое и социальное развитие.

Основанием для интеграции в структуре интегративной зрелости трех интегративных по своему содержанию компонентов является личность социального педагога, его личностная, профессиональная и социальная позиция, выступающая организационно-управленческим центром жизнедеятельности студента-выпуск-ника.

Динамика развития интегративной зрелости обусловлена развивающим характером ее подструктур, а логика развития рассмотрена и как поступательный процесс развития личностного, академического, социального потенциала, и как диалектическое единство процессов развития и саморазвития.

Сущностными свойствами интегративной зрелости как целостной системы являются общие инвариантные качества составляющих, характеризующие ее как в целом, так и отдельные образующие ее компоненты: диалектическая взаимообусловленность, динамичность, про-цессуальность, подвижность, обусловленные динамической сущностью составляющих, детерминирующих ее развивающий характер.

Такие свойства, как динамичность, подвижность и другие, предполагают развиваемость и формируемость. Именно в этом мы усматриваем собственно педагогический аспект проблемы, суть которого заключается в поиске содержания, способов, механизмов развития интегративной зрелости в социально-педагогическом образовательном процессе.

Как любая система интегративная зрелость определяется сущностными характеристиками: как качество личности интегративная зрелость предполагает качественное состояние системы,

интегрально характеризующее ее оптимальное функционирование, определенное состояние -результат предшествующих этапов развития, достижения совершенства; как интегральная ценность позволяет личности адекватно оценивать объекты и явления окружающего социума, успешно самореализовать себя в практической деятельности; как интегральный критерий характеризуется высшими достижениями целостного развития.

Реализуя социальную функцию, интегративная зрелость обеспечивает субъекту возможность успешно интегрироваться в жизнь человеческих сообществ; определяет высокий социальный статус, способность влиять на других людей.

Обеспечивая функцию гармонизации, интегративного соотношения и амбивалентности различных видов общепедагогической и социально-педагогической деятельности, интегративная зрелость дает возможность осуществлять все аспекты прямого и опосредованного актуального и латентного влияния на социальное окружение.

Реализуя инструментальную функцию, интегративная зрелость проявляется в высоком уровне индивидуализированной социально-педагогической деятельности.

Процесс развития интегративной зрелости исследован с позиций конструктивно-диалектического подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), сущность которого заключается в методологическом плане в последовательной конструктивной дифференциации предметов различных наук о личности, в возможности их конструктивной интеграции. На этой основе в философии личности достигается этап конструктивного синтеза знаний о личности, позволяющего вырабатывать новые конструктивные методы познания и развития личности как самосознаваемого, самодетерминируемого, самоизменяющего способа существования человека.

В общетеоретическом плане конструктивнометодологически определенный предмет общей теории личности представляет упрочение понятия личности как личности развивающейся - в соответствии с законами диалектики, опосредуемыми их осознанием в законах динамики и в законах содержательно-определенного развития личности; уточнение конструктивного представления о дифференциации и интеграции субъектного и объективного планов развития

личности, то есть развития внутрисистемного и развития личности как целостного образования в плане всестороннего развития личности, преимущественно по законам динамики.

В теоретико-практическом плане качество системного развития личности характеризуется не только абсолютными, но и соотносительными характеристиками. Одной из основных соотносительных характеристик является конструктивность, которая в практической сфере измерения качества развития личности реализуется с помощью оптимальных технологий, позволяющих получать в диагностике развития личности наиболее существенные абсолютные характеристики - как исходные для последующих расчетов конструктивности развития и прогнозирования результатов развития личности в перспективе.

Вышеизложенные методологические и научно-теоретические идеи и выводы позволили вести исследование процесса развития интегративной зрелости студента социально-педагогического образования в единой системе и целостности, разработать теоретическую модель развития интегративной зрелости, обеспечивающую логический переход теоретической сущности исследуемой проблемы в практическую действительность.

В основу разработки модели заложены принципы, отражающие сущность системноцелостного и интегративного подходов: целостности, системности, дифференциации и интеграции, позволившие рассмотреть каждый структурный компонент модели, с одной стороны, дифференцированно, с другой - как интегрированную систему в совокупности интегративных свойств и характеристик.

Модель развития интегративной зрелости студента социально-педагогического образования представлена на схеме №1.

Реализация концепции интегративной зрелости в социально-педагогическом образовательном процессе детерминировала специфику его структуры, содержания, социально-педагогических условий, адекватных положениям исследуемой проблемы.

Особенность теоретико-практической модели социально-педагогического образовательного процесса, реализующего концепцию, обусловлена сквозной идеей целостного личностного, академического и социального развития студента, направленного на усвоение интегративного знания, формирование устойчивой потреб-

Схема 1. Теоретическая модель интегративной зрелости студента

п

Мотивационно - ценностный

Й

Компоненты личности Т -

Когнитивный

Деятельностный

Компоненты интегративной зрелости

Личностная Академическая Социальная

зрелость зрелость зрелость

5 -я

Личность, свободно, самостоятельно, ответственно реализующая себя в жизни, обществе, культуре.

Специалист, самостоятельно ставящий профессиональные цели, выбирающий оптимальные способы и средства их достижения.

Гражданин, реализующий себя как член общества, способный к социализации и гармонизации с окружающей средой.

£ 3

Интегративное качество личности, предполагающее сформированность интегративных аспектов самости, свободу, цельную философию жизни.

= 3 г ■ і 8 5 •• І 5 ї р І 5

г С о к

Ріі

I э

і $

II

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

І 5 І* а 2

X и •в 5

П

Личностная зрелость как часть общей культуры личности и основа интеграции личности в общество предполагает:

Сформированность Я-концепции личности; Высокий уровень осознания ценностей, определяющих уровень развития личности; Сформированность мотивационной основы избранной профессии;

Высокую мотивацию достижений в избранной профессии.

Интегративное качество личности, отражающее сформированность профессионально значимых знаний, умений и навыков.

ё і її ті

ш!

і 2- 5- 5

І & 5 § Я 1 * і і * І 8 8.5

Я * о *

І|іІ С І >5 8.

: > 3 2 І ч я 2

! І я І і ? 8 &Я Е ! = 2 § $ > х о 5 ч

138 8.1!

; 5 з & §

І 218 ! =

і я у 5 2

ІІІЗ 5 § £>5

! х с їх' §

! * Я * Ч

! § і Я І

* 2 я с ■і її І 1 >> ї = Я

іШ

ііІ г-

і

X X и* "в"

ть

Академическая зрелость как часть общей культуры специалиста и способ интеграции личности в социально - педагогическую деятельность предполагает:

Высокий уровень овладения системой предметных знаний, умений и навыков; Способность к интеграции знаний различных областей науки;

Высокий уровень сформированности профессиональных умений;

Потребность в непрерывном самосовершенствовании-

Интегративное качество личности, интегрирующее социальные знания, социальный опыт и социальную культуру.

*

0 3 5в'

1 М

ш

її.?

8 * В *

Э 3 ч §

« а* I

>8 Ї £ и з І Є 1

О З і

^ і" 1 “ Р“ о

>. з § *

з 8 1 I

11 і ° 1 и 1

І8 5 8.

І Ї 5 і

I 8 8 Ё.

I Я

1 Ї І 3 1 5 !

о 3 !

Социальная зрелость как часть общей культуры личности и способ интеграции личности в социокультурное пространство предполагает:

Сформированность системы социальнозначимых качеств; Самореализацию и самоопределение в профессиональной деятельности; Устойчивую адаптацию к условиям постоянно изменяющегося социума.

§ 3 § І

§ £ ► г г § І

* I гг 0 » 5

б О «а

Уровень сформированности системы профес- Система социально значимых ка-

Устойчивая мотивационно - ценностная основа сиональных знаний, умений и навыков, составляющих интеллектуальную компетентность честв личности, определяющих социальный статус

Критерий интегративной зрелости личности студента социально- педагогического образования:

Сформированность жизненной стратегии, ориентированной на: достижение высокой мотивации в избранной профессии; высокий уровень овладения системой профессиональных знаний, умений и навыков; формирование системы социально значимых качеств._______________________________________________________________

Интегративная зрелость - системно - целостное, содержательно - смысловое единство личностных, академических и социальных качеств студента - выпускника социально- педагогического образования; завершающая стадия целостного развития личности на этапе подготовки в вузе, обеспечивающая успешную самореализацию в профессиональной деятельности, социализацию и гармонизацию с окружающей средой. ______________________________

ности в профессиональном, личностном и социальном самосовершенствовании в процессе жизнедеятельности.

Инвариант социально-педагогического образовательного процесса составил так называемый «интегративный приоритет», сущностный смысл которого заключался в интеграции содержания социально-педагогического образования, организационных форм, методов и способов его реализации.

Процесс развития «интегративной зрелости» осуществляется посредством реализации цели, содержания, форм, методов, условий организации интегративного социально-педагогического образовательного процесса, использования критериев оценки эффективности процесса, отражающих достижение результатов профессиональной подготовки студентов.

Цель и результат социально-педагогического образовательного процесса, отражающие сущность концепции развития интегративной зрелости, представлены в виде образа личности, свободно, самостоятельно, ответственно определяющей место в жизни, обществе, культуре; образа специалиста, самостоятельно ставящего профессиональные цели, выбирающего оптимальные способы и средства для их достижения в профессиональной деятельности; образа гражданина, способного к успешной социализации и гармонизации с окружающей средой.

Теоретико-практическая модель социально-педагогического образовательного процесса представляет собой дидактическую систему, основанную на принципах интеграции и дифференциации, единства теории и практики, междисциплинарности, преемственности.

Общая структура социально-педагогического образовательного процесса включала теоретико-методологический, профессионально ориентирующий, социально-деятельностный модули, которые соотносятся с основными компонентами развития личности: мотивационноценностным, когнитивным, деятельностным.

Каждый «блок-модуль» ориентирован целевой доминантой на развитие определенной совокупности качеств личности: теоретико-методологический (целевая доминанта - личностная зрелость), профессионально ориентирующий (целевая доминанта - академическая зрелость), социально-деятельностный (целевая доминанта - социальная зрелость).

Содержательная сущность теоретико-методологического модуля включала систему фило-

софских, научно-методологических, научно-теоретических знаний.

Профессионально ориентирующий модуль знаний предполагает формирование академических знаний, умений, навыков, ориентирует на развитие профессионально значимых качеств личности, определяет приоритет академической зрелости студента.

Социально-деятельностный модуль включает комплекс социальных знаний, ориентирует на формирование социально значимых качеств личности, определяющих его профессиональную самореализацию, успешную интеграцию в общество, социализацию с окружающей средой.

Содержание социально-педагогического образовательного процесса представляет собой особый вид приобретаемого интегративного знания и социокультурного опыта, которым овладевает студент в социально-педагогическом образовательном процессе: личностного (ценностные социально-педагогические ориентации, социально-педагогическая направленность личности, мотивация социально-педагогической деятельности); академического (профессиональная грамотность, познавательная потребность, учебная компетентность); социального (социальная установка, социальная активность, социальная позиция) компонентов.

Механизмы реализации интегративного содержания социально-педагогического образовательного процесса и развития на его основе интегративной зрелости студента составляют интегрированные учебные планы и программы, спецкурсы, учебно-методические комплексы.

Системность и целостность содержания социально-педагогического образовательного процесса обеспечивалась реализацией единства основных направлений интеграции образования: межпредметная, внутрипредметная, межличностная интеграция.

Реализация межпредметной и внутрипред-метной интеграции направлена на формирование методологического мышления, позволяющего выпускнику ориентироваться в информационно-образовательном пространстве, решать многопрофильные социально-педагогические задачи; представлять целостный результат своего профессионального развития в единстве личностных, академических и социальных качеств.

Результат межличностной интеграции проявляется в организационно-коммуникативной

готовности студента к осуществлению социально-педагогической деятельности на уровне «субъект-субъектных» отношений.

Процесс реализации межпредметной и внутрипредметной интеграции в содержании образовательного процесса наряду с использованием традиционных приемов и методов (анализ, интерпретация, моделирование, эксперимент), включает применение активных методов усвоения учебного материала (систематизация, классифицирование и обобщение).

Дидактическим средством реализации целостных систем формирования интегративных общепрофессиональных знаний, интеллектуальных умений, развития на их основе профессионально значимых личностных, академических и социальных свойств выступали интегрированные учебные комплексы, система лабораторно-практических занятий, междисциплинарное учебное проектирование; учебные тезаурусы групп дисциплин общепрофессионального цикла, их взаимное наложение, нахождение областей пересечения и синтезирование на их основе интегративного учебного тезауруса; электронные учебные тексты.

Модульная организация социально-педагогического образовательного процесса обусловила структурирование учебного материала по принципу «концентрических» модулей. Каждый последующий модуль образовательного процесса позволил студенту подняться на более высокий уровень практического освоения социальнопедагогического знания, освоения конкретных учебных и специальных профессионально значимых умений и навыков осуществления практической деятельности в условиях реального социума.

Этапы развития интегративной зрелости личности - адаптации, индивидуализации, систематизации и интеграции - представляют собой диалектическое единство процессов развития и саморазвития студента на основе усвоения личностного, академического, социального знания и социокультурного опыта, обеспечивающих переход количества (объема) полученных знаний в новое качество системно-интегрированного, осознанного знания и осмысленного опыта. Важнейшей закономерностью процесса поэтапного развития интегративной зрелости является наличие в нем двух противоположных тенденций: типизации и индивидуализации, дифференциации и интеграции.

Целостность процесса поэтапного развития интегративной зрелости личности студента оп-

ределяется понятием уровней готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.

На уровне «усвоения» ценности мотивы находятся в пределах поддержания авторитета избранной профессии (личностный аспект); профессиональное мышление представлено набором общепедагогических и специальных социально-педагогических понятий, базовые знания усвоены в пределах государственного образовательного стандарта, в области технологий усвоены умения дидактической трансформации социально-педагогического знания (академический аспект); усвоена основная часть социальных знаний, умений и норм социального поведения, социальных отношений, позволяющих студенту успешно адаптироваться в учебно-образовательную и общественную среду вуза (социальный аспект).

Уровень «смысла» предполагает овладение ценностями, определяющими осознанный выбор профессии социального педагога, готовность к осознанному продолжению учебно-познавательной деятельности в избранной профессии (личностный аспект); ориентацию в интегративном социально-педагогическом знании, в предметно-специальной области, достаточной для анализа социально-педагогических ситуаций и моделирования социально-педагогических действий (академический аспект); овладение сущностными механизмами и приемами социально-педагогической деятельности, утверждение своей индивидуальности, способности к самореализации, формирование социальной установки на позитивное отношение к людям, нормам общественных отношений избранной профессии (социальный аспект).

Уровень «системы» предполагает сформи-рованность мотивационно-ценностной базы как системы, детерминирующей потребность в непрерывном саморазвитии, самосовершенствовании, способность к адекватной оценке и самооценке (личностный аспект); овладение современными концепциями социально-педагогической деятельности, базовыми знаниями о современных технологиях социально-педагогической деятельности (академический аспект); трансформацию социальной установки в социальную активность на основе сформированной системы социально значимых качеств (социальный аспект).

Уровень «действия» обеспечивается способностью действовать практически, реализовать

интегративную зрелость как личностный, академический и социальный потенциал.

Критерий развития интегративной зрелости

представлен как сформированность жизненной стратегии, ориентированной на: достижение высокой мотивации в избранной профессии, высокий уровень овладения системой предметных знаний, умений и навыков, на формирование системы социально значимых качеств, проявляющихся в многообразных способностях выпускника, в умениях научного осмысления и оценки социально-педагогических явлений, в стремлении к интеграции теоретических знаний и практических умений, в самостоятельности, ответственности, готовности к интегративноценностному взаимодействию со специалистами разной профильной направленности.

Процесс развития интегративной зрелости осуществляется более продуктивно, если создаются дополнительные условия, стимулирующие

процесс и обеспечивающие его эффективность. Социально-педагогический образовательный процесс осуществляется в условиях интегральной образовательной системы, выключающей единый социально-педагогический комплекс, единое информационно-образовательное пространство, интегративно-ценностного взаимодействия, обеспечивающих единство теоретической и практической подготовки будущего специалиста.

Проведенное исследование позволило обосновать вывод о том, что концепция развития интегративной зрелости, реализуемая в специально организованном социально-педагогическом образовательном процессе, предоставляет реальную возможность достичь прогнозируемого результата, представленного в концепции как личность, специалист, гражданин, успешно реализующий себя в профессиональной деятельности и социуме.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абульханова-Славская К.С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. - Москва: Издательство «Педагогика», 1981. - 83 с.

2. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - Москва: Издательство «Просвещение», 1969. - 91 с.

3. Бим-Бад Б.Д. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. - Москва: Издательство РОУ, 1994. - 36 с.

4. Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт. - Москва - Тула, 1993. - 127 с.

5. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическое основание профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. - Автореф. ... докт. пед.наук. - Санкт-Петербург, 2002. - 43 с.

6. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. - Оренбург: Издательство ОПТУ, 1996. 190 с.

7. Смелзер Н. Социология. - Москва: Издательство «Высшая школа», 1994. - 415 с.

8. Субетто А.И. Проблемы качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития. - СПб - Кострома, 2000. 143 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. Москва: Издательство «Высшая школа», 1989. - 73 с.

10. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика, №6, 1994.

11. Шубинский В.С. Об общем составе содержания образования и воспитания // Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного процесса. - Москва: Издательство «Педагогика», 1984. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.