ШПИШИЕ ни
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Е. С. Милованова
TEORETIKO-METHODOLOGICAL BASES FORMATIONS OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE BACHELORS OF SOCIAL WORK IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING IN HIGH SCHOOL
Milovanova E. S.
Theoretic-methodological bases of the decision of a problem of formation of ethnocultural competence of bachelors of social work are covered. The contradictions staticizing the considered theme are revealed, its level of scrutiny in the scientific literature is presented.
Key Words: bachelor of social work, social activities helps, different-native ethno-cuttural environment, competency approach, professional competence.
В статье выявлены противоречия, актуализирующие рассматриваемую тему, представлена ее изученность в научной литературе. Предлошены пути формирования этнокультурной компетентности бакалавров социальной работы в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: бакалавр социальной работы, социально-помотающая деятельность, разнородная этнокультурная среда, компетентностью подход, профессиональные компетенции.
УДК 378.147: 364: 316.72
В современном мире обособленное существование народов и культур становится практически невозможным, так как интенсификация миграционных процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является по-лиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему взаимодействия людей различных национальностей во многих сферах жизни общества, прежде всего социальной сфере.
Национальный фактор в трактовках нравственных ценностей, специфика национальных образцов поведения становятся сегодня объективной реальностью общественного развития. В этой связи современное общество выдвигает особые требования к личности специалиста социально-помога-ющей деятельности. Одним из условий дальнейшего развития системы социальной защиты населения является подготовка бакалавров и специалистов социальной работы, деятельность которых строится на основе этнических норм и стандартов поведения, существующих в конкретном социокультурном регионе.
Ставропольский край входит в состав Северо-Кавказского федерального округа наряду с республиками: Кабардино-
Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Дагестан. В республиках проживают люди разных национальностей: кабардинцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, осетины, карачаевцы, черкесы, аварцы, даргинцы, кумыки, русские, армяне, абазины, лезгины, украинцы и др.
Спецификой самого Ставропольского края является то, что в нем сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Для эффективной социальной помощи населению бакалавру и специалисту социальной работы необходимо знание не только особых технологий, но и учет культуры и традиций этноса, к которому относит себя клиент, особенностей национальной этики общения. В связи с этим на современном этапе развития полиэтнических сообществ особое значение приобретает именно этнокультурная компетентность как неотъемлемая часть социальной компетентности профессионала, функционирующего в социальной сфере.
Необходимо указать основные направления профессиональной деятельности специалиста социальной работы в многонациональном регионе:
• изучение этнокультурной среды
окружения клиента и ее влияния на жизнедеятельность личности; народнохозяйственной, демографической, национально-
бытовой характеристики конкретного региона; своеобразия народного воспитания, традиций, особенностей национальной психологии жителей региона; ценностнонормативного содержания культуры; гуманистического потенциала этических норм поведения представителей разных этических групп;
• приведение в действие различных механизмов по предупреждению и преодолению этносоциокультурных конфликтов в обществе, этнической группе, между представителями различных культур;
• оказание первичной помощи (в психологических трудностях, связанных с миграционными и другими процессами);
• осуществление психологопедагогического взаимодействия на основе гуманистической этики общения и гуманистического потенциала этических норм жизнедеятельности представителей этнических групп;
• оказание практической помощи клиентам в трудной жизненной ситуации, связанной с этносоциальными проблемами;
• осуществление координации социальных институтов в решении этносоциокуль-турных проблем клиента, защите его прав;
• моделирование ситуации развития личности на основе диагностики среды его обитания, этнокультурного окружения (2, с. 47-48).
Таким образом, деятельность специалиста по социальной работе в этнокультурной среде представляет собой профессиональную активность, направленную на формирование ситуации развития личности клиента как субъекта этноса, поддержание его жизнедеятельности, индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию само-защитных усилий с учетом конкретных условий среды обитания (этнокультурной среды). Данную деятельность характеризует яркая выраженность ее этнического аспекта, поскольку ее мотивационную основу составляет принятие этических норм, базирующихся на гуманистической этике взаимодействия.
В этой связи профессионалу в области социальной работы необходимо обладание этнокультурной компетентностью, как для успешного выполнения своих функций в качестве субъекта социально-помогающей деятельности, так и члена трудового коллектива и члена общества в целом.
«Этнокультура» субъекта является социальной характеристикой, определяется совокупностью эволюционно-генетических и эволюционно-исторических привязанностей, формируемых этническим самосознанием и проявляющихся в самоидентификации личной принадлежности к конкретной этнической группе, имеющей общее происхождение, элементы культуры, историче-
скую память, чувство солидарности и т. д.
Этнокультура как социальная характеристика индивида проявляется в различных сферах его культурной деятельности. В этой связи можно утверждать, что любое взаимодействие этнофоров всегда требует наличия у них особого рода качества (этнокультурная компетентность), позволяющего сохранять свою этнокультуру и уважать инонациональные ценности.
Необходимо отметить, что в современных условиях компетентностный подход - перспективное направление в профессиональной подготовке студентов, обучающихся на разных специальностях, так как он напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума. Профессиональная компетентность синонимична профессиональной подготовленности, т. е. способности специалиста к выполнению профессиональных задач и обязанностей на должном уровне.
Структура и содержание социальных и профессиональных компетенций, условия их формирования и развития в процессе подготовки будущих профессионалов находятся в фокусе внимания многих исследователей (А. В. Баранников, В. К. Белолипецкий, М. Н. Берулава, М. Д. Бершадская, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина, М. Б. Рамазанов, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов и др.). Компетентность, как правило, соотносится с определенным видом деятельности. Выделяют специальную, социальную, личностную и индивидуальную, концептуальную, техническую, интегративную, адаптивную, межличностную компетентность и др.
В научных исследованиях последних лет обоснованно активно рассматривается компетентность специалиста социальной сферы, связанная с коммуникацией: социальная, психологическая, социальнопсихологическая, коммуникативная, конфликтологическая, правовая, педагогическая, психолого-педагогическая, поликуль-турная, этнокультурная и др. (И. Р. Алтунина, Н. В. Андронова, А. Я. Анцупова, О. С. Гришечко, Л. В. Коновалова,
А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. В. Самсонова, А. И. Шипилов, Н. В. Яковлева и др.).
Определенное развитие в исследованиях получила проблема профессиональной подготовки и компетентности специалистов социальной сферы (С. А. Беличева, М. А. Га-лагузова, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина, М. Н. Коны-гина, П. Д. Павленок, В. А. Сластенин,
О. В. Симен-Северская, М. В. Фирсов, Е. И. Хо-лостова, В. Н. Ярская-Смирнова и др.).
Однако назревшая проблема формирования этнокультурной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «социальная работа», освещена лишь эпизодически в контексте исследования других проблем. В научных исследованиях на должном уровне не представлены работы, отражающие целостную систему формирования этнокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы, не обозначен тот комплекс знаний, умений и практических навыков, которые позволят в процессе решения профессиональных задач успешно взаимодействовать с представителями любого этноса. Во многом это связано и с тем, что подготовка бакалавров находится в России в стадии становления.
Сложившаяся ситуация, обусловлена рядом противоречий, актуализирующих рассматриваемую тему:
- между потребностью и недостатком научных исследований, рассматривающих компетентностный подход в подготовке бакалавров социальной работы;
- между потребностью социальной практики в развитой этнокультурной компетентности бакалавров социальной работы и ее недостаточным развитием;
- между потребностью формирования этнокультурной компетентности будущих бакалавров социальной работы в ВУЗе и недостаточной изученностью данной проблемы в теории и практики высшей школы, отсутствием комплекса научно-методического обеспечения.
Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и своевременность теоретико-прикладного изучения обозначенной темы и позволяют сформулировать гипоте-
зу: формирование этнокультурной компетентности бакалавра социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе будет успешным, если:
- компетентностный подход в подготовке бакалавра социальной работы будет осуществляться с учетом специфики соци-ально-помогающей деятельности в разнородной этнокультурной среде;
- будут выявлены сущность этнокультурной компетентности и содержательные предпосылки ее формирования в общей системе профессиональной подготовки будущего бакалавра социальной работы;
- содержание базовых и элективных дисциплин, межпредметные связи в профессиональной подготовке бакалавров социальной работы, а также внеаудиторная профессиональная деятельность будут ориентированы на этнокультурную коммуникацию бакалавра и клиента при решении профессиональных задач;
- процесс формирования этнокультурной компетентности бакалавров социальной работы будет личностно ориентирован и осуществлен с учетом результатов диагностики профессионально-значимых качеств (знания, умения, навыки, личностные качеств и пр.), позволяющих успешно решать профессиональные задачи в разнородной этнокультурной среде.
Методологической основой исследования выступают:
- общефилософские принципы: пред-
ставления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразия, и составляющих компонентах; принцип детерминизма, показывающий причинную обусловленность национально-психоло-
гических и этнокультурных особенностей и отношений, специфику их формирования и проявления; принцип гносеологического подхода, ориентирующий на тщательное изучение и сопоставление социальноисторического своеобразия процессов в обществе; принцип единства сознания и деятельности, вооружающий правильным пониманием сущности проявления этнокультурных феноменов в зависимости от закономерностей деятельности, в которую во-
влечен представитель национальной общности; принцип личностного подхода к представителям определенной этнической общности;
- психолого-педагогические принци-
пы: гуманистический подход, ориентирующий специалиста социально-помогающей деятельности на человека как главную ценность этой деятельности; личностнодифференцированный подход, предусматривающий создание активной образовательновоспитательной среды с учетом своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии; личностно-деятельностный
подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности;
- организационные принципы: концепция развития личности как субъекта профессиональной деятельности; научные теории развития и формирования личности в образовательном процессе; контекстный подход, способствующий интеграции обучения и профессиональной деятельности в соответствующей отрасли производства при подготовке специалиста.
Теоретическую основу исследования составили, прежде всего, научные работы ведущих теоретиков отечественной социальной работы (С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, В. И. Жуков, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, А. А. Козлов,
В. И. Курбатов, А. М. Панова, П. Д. Павле-нок, Е. Г. Студенова, С. В. Тетерский, Н. Б. Шмелева, М. В. Фирсов, В. Н. Ярская и др.), в которых подчеркивается, что социальная работа представляет собой один из многоплановых и многофункциональных видов профессиональной деятельности в системе профессий типа «человек - человек», что делает ее в некотором роде универсальной; предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу.
Акцентуация внимания мировой педагогической общественности на формировании базовых компетенций как желаемом результате образования выводит подготовку специалистов на новый уровень, выдвигает
новые приоритетные задачи образовательного процесса высшей школы. Поэтому особое место в теоретической базе исследования принадлежит концепции компетентностного подхода к обучению студентов в вузе (Ю. П. Ветров, Д. А. Иванов, Т. Е. Исаева, О. Е. Лебедев, А. И. СавостОьянов и др.). Главная интенция компетентностного подхода - сформировать практические умения, выйдя за пределы ограничений вузовского образовательного пространства.
Структура и содержание социальных и профессиональных компетенций и условия их формирования и развития в процессе подготовки будущих профессионалов находятся в фокусе внимания многих исследователей (А. В. Баранников, В. К. Белолипецкий, М. Н. Берулава, М. Д. Бершадская, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина, М. Б. Рамазанов, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов и др.).
В научных исследованиях последних лет обоснованно рассматривается социальная, психологическая, социально-психологическая, коммуникативная, конфликтологическая, правовая, педагогическая, пси-холого-педагогическая, поликультурная и другие виды компетентности (И. Р. Алтунина, Н. В. Андронова, А. Я. Анцупова, О. С. Гришечко, Л. В. Коновалова, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. В. Самсонова,
А. И. Шипилов, Н. В. Яковлева и др.).
Однако назревшая проблема формирования этнокультурной компетентности студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», освещена лишь эпизодически в контексте исследования других проблем. За основу были взяты научные подходы к этнокультурной компетентности различных специалистов (Л. В. Коновалова, Н. М. Лебедева, Т. Поштарева, Я. М. Ха-штыров и др.).
Эмпирическая часть исследовательской работы проектировалась с учетом основных положений научных исследований, отражающих психолого-педагогическую
теорию формирования личности в образовательном процессе (Н. И. Алексеев, А. В. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, О. С. Гребенюк, И. Ф. Исаев, М. С. Каган, А. Маслоу, А. В. Непомнящий,
В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, В. К. Шаповалов, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.).
Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме и практические наблюдения позволяют сделать следующие выводы. Профессионал в области социальной работы осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек - человек», а работа такого специалиста заключается в оказании помощи конкретному человеку - клиенту (или группе клиентов) социальной службы. Одно из основных его предназначений при оказании помощи слабо защищенным категориям граждан состоит в изменении социальной ситуации. Но, учитывая всю сложность социальных процессов, протекающих в обществе, в том числе, демографическую ситуацию в Ставропольском крае, где все большее значение приобретают процессы изменения национального состава населения, специалисту социальной работы необходимо учитывать, что в процессе своей профессиональной деятельности ему придется сталкиваться с представителями различных культур. Эффективному оказанию помощи своему клиенту будут способствовать умения специалиста общаться корректно с клиентом, в рамках его культуры, а также использовать личностный культурный потенциал клиента при изменении его жизненной ситуации. Без учета культурных особенностей клиента не только процесс помощи может быть малоэффективным, но и установление контакта с клиентом на начальной стадии работы может не удаться. В этой связи этнокультурный компонент в структуре профессиональной компетентности бакалавра социальной работы принимает совсем другие вес и роль, нежели в этнокультурной компетентности обычного человека или специалиста другого профиля.
Этнокультурная компетентность профессионала в области социальной работы выступает не просто средством адаптации в полиэтнической среде, эффективного взаимодействия с представителями различных культур. Данный вид компетентности является наряду с другими профессиональными
знаниями в области социальной работы залогом успешной работы с клиентом.
Понятие «этнокультурная компетентность» достаточно изучено. В науке принято несколько авторских определений этнокультурной и поликультурной компетентности специалистов различных профилей.
Так, этнокультурная компетентность, по определению Я. М. Хаштырова, - это совокупность профессиональных и этнокультурных знаний, умений и навыков, обеспечивающих продуктивную деятельность специалиста в полинациональной среде (4).
Схожее определение этнокультурной компетентности дает Н. М. Лебедева. Под этнокультурной компетентностью она понимает совокупность знаний, представлений о других культурах, реализующихся через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающую эффективное взаимодействие с представителями этих культур (Цит. по 3).
Поликультурная компетентность педагогов рассматривается Л. В. Коноваловой в структуре профессиональной компетентности и определяется как системное социокультурное явление, имеющее объективную и субъективную стороны. Объективная -заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности педагогов. Субъективная сторона этнокультурной компетентности отражает объективную сторону, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей поликультурной компетентности (1, с. 217).
Теоретико-методологический анализ проблемы позволил сформулировать собственное определение понятия «этнокультурная компетентность бакалавра социальной работы» - это характеристика личности профессионала в области социальной работы, выражающаяся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о различных культурах, и реализующаяся через практические умения и навыки, позволяющие успешно выполнять задачи профессиональной деятельности, требующие наличия данного вида компетентности.
Этнокультурная компетентность является одним из составных элементов в структуре профессиональной компетентности бакалавра социальной работы и необходимой предпосылкой его готовности к профессиональной деятельности в многонациональном регионе.
Содержание этнокультурной компетентности бакалавра социальной работы имеет трехкомпонентную структуру, которая заключается в обладании субъектом данной профессиональной деятельности мотивами и способностями взаимодействия с представителями различных национальностей и качествами толерантной личности, определенной информацией в сфере знания особенностей различных культур, а также владение умениями и навыками, позволяющими осуществлять правильное обеспечение взаимодействия с клиентами и коллегами в процессе выполнения профессиональных функций.
Структура этнокультурной компетентности бакалавра социальной работы состоит из следующих компонентов:
• когнитивного, предполагающего обладание определенными знаниями;
• деятельностного, предписывающего владение определенными умениями и навыками;
• мотивационно-личностного включающего в себя заданные характеристики субъекта данной профессиональной деятельности.
Каждый компонент имеет уровни развития - высокий, достаточный, низкий.
Анализ учебных программ дисциплин учебного плана, прямо и косвенно влияющих на формирование этнокультурной компетентности бакалавра социальной работы («Профессионально-этические основы социальной работы», «Технологии социальной работы», «Конфликтология» и др.), показал, что потенциал данных дисциплин заключается лишь в создании предпосылок для формирования данного вида компетентности, в частности предпосылок формирования когнитивного и деятельностного компонентов. Процесс изучения дисциплин направлен преимущественно на получение знаний сту-
дентами в ходе обучения, т. е. на создание предпосылок к формированию когнитивного компонента этнокультурной компетентности. В то же время знания, получаемые в ходе изучения рассматриваемых дисциплин, являются фрагментарными, не системными и недостаточными для формирования когнитивного компонента. В ряде курсов уделяется мало внимания формированию умений и навыков на основе полученных знаний, акцент делается на передачу и воспроизводство знаний, в то время, как умения, которые составляют деятельностный компонент этнокультурной компетентности бакалавра
социальной работы и которые должны формироваться на основе этих знаний, не получают необходимого развития.
Общим условием успешности формирования этнокультурной компетентности бакалавров социальной работы является тесная взаимосвязь всех видов аудиторной (лекционных, семинарских и лабораторных занятий) и внеаудиторной (практика в учреждениях и организациях социальной сферы, добровольческая деятельность) учебной деятельности в ходе их профессиональной подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коновалова Л. В. Непрерывное образование в поликультурном обществе. Монография. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.
2. Коныгина М. Н. Подготовка специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности в этнокультурной среде. Дисс... канд. пед. наук. — Ставрополь, 1998.
3. Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крюча-тов А. П. Профессиональная компетентность педагога. — СПб, 1997.
4. Хаштыров Я. М. Формирование этнокультурной компетентности менеджеров. Дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2006.
Об авторе
Милованова Елена Сергеевна, филиал Сев-Кав ГТУ (г. Георгиевск), старший преподаватель кафедры социальной работы и гуманитарных дисциплин аспирантка кафедры социологии и социальной работы СевКав ГТУ. Сфера научных интересов - формирование этнокультурной компетентности бакалавров в процессе профессионального обучения в вузе. e. [email protected]. ш