Научная статья на тему 'О поликультурной образовательной компетентности: в свете требования к высшему профессиональному образованию'

О поликультурной образовательной компетентности: в свете требования к высшему профессиональному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / STUDENT / POLYCULTURAL EDUCATIONAL SPACE / POLYCULTURAL EDUCATIONAL COMPETENCES / ACTIVITY / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмерова Нурия Минияровна, Зиатдинова Фарида Нурлыевна, Мухамадеев Ильгиз Гарданов

В статье авторами описываются пути формирования будущего компетентного профессионала человека планетарной культуры, открытого для диалога с остальным миром с характеристиками толерантности, активности, субъектности, технологичности. Анализируя значение поликультурного образования как феномена, авторы отмечают, что поликультурное образование не ограничивается только узким смыслом, связанным с понятием «взаимопонимание и взаимодействие», внедрением или распространением нового понятия, а имеет несколько дополнительных объектов значения, во-первых, инновационная деятельность, которой присуще свойство целостности, то есть масштабности, глобальности вводимого понятия; во-вторых, поликультурная образовательная деятельность должна обладать непрерывностью и преемственностью обновлений, трансформацией (идентификацией, интериоризацией и экстриоризацией); в-третьих, характеризоваться системностью, принципиальностью, технологичностью, культуросообразностью, культуроформированностью, культуросозидательностью, культуроразвиваемостью, смыслообразованностью; в-четвертых, создание поликультурности базируется на этнокультурном, общенациональном культурном (Российской), мировом (планетарном) культурном фундаменте и общечеловеческих ценностях, имевшем место в практике; в-пятых, формировать профессиональные умения, знания, навыки владения общекультурными компетенциями. Новизна статьи заключается в том, что поликультурное образование выступает в новом статусе, как важнейшее направление высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмерова Нурия Минияровна, Зиатдинова Фарида Нурлыевна, Мухамадеев Ильгиз Гарданов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL COMPETENCE:IN THE FRAMEWORKS OF THE REQUIREMENTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCAION

The authors describe the ways of educating a perspective skilled professional the person of the world’s culture, open for the dialogue with the world, tolerant, active, subjective and technological. Analyzing the meaning of polycultural education as a phenomenon, the authors note that it is not restricted by its narrow meaning connected with “mutual understanding and cooperation” and implementation and distribution of the new concept, but it has several additional meanings. First of all, polycultural education is innovative activity characterized by integrity, great scale and global character of the concept. Secondly, polycultural educational activity should consist of continuous and successive renovations and transformations (identification, interiorization ans exoterization). Thirdly, it should be systemic, based on principles and technologies, it should form, create and develop culture. Fourthly, polycultural education is based on ethno-cultural, national (Russian), global (planetary) cultural foundation and general values of the mankind. Finally polycultural education should form professional skills, knowledge and general cultural competences. The novelty of the article consists in the fact that polycultural education acquires new status as an important trend of higher school.

Текст научной работы на тему «О поликультурной образовательной компетентности: в свете требования к высшему профессиональному образованию»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147

ББК Ч448.024 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Ахмерова Нурия Минияровна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий социальной работы, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: kafedrasr@uspu.ru

Зиатдинова Фарида Нурлыевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической теории и социологии, Башкирский государственный аграрный университет; 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34; e-mail: ziat_fn@mail.ru

Мухамадеев Ильгиз Гарданов,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономической теории и социологии, Башкирский государственный аграрный университет; 450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д. 34; е-mail: ilgiz-gar@mail.ru.

О ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студент, поликультурное образовательное пространство, поликультурные образовательные компетенции, активность, субъект-субъектные отношения.

АННОТАЦИЯ. В статье авторами описываются пути формирования будущего компетентного профессионала - человека планетарной культуры, открытого для диалога с остальным миром с характеристиками толерантности, активности, субъектности, технологичности. Анализируя значение поликультурного образования как феномена, авторы отмечают, что поликультурное образование не ограничивается только узким смыслом, связанным с понятием «взаимопонимание и взаимодействие», внедрением или распространением нового понятия, а имеет несколько дополнительных объектов значения, во-первых, инновационная деятельность, которой присуще свойство целостности, то есть масштабности, глобальности вводимого понятия; во-вторых, поликультурная образовательная деятельность должна обладать непрерывностью и преемственностью обновлений, трансформацией (идентификацией, интериоризацией и экстриоризацией); в-третьих, характеризоваться системностью, принципиальностью, технологичностью, культуросообразностью, культуроформиро-ванностью, культуросозидательностью, культуроразвиваемостью, смыслообразованностью; в-четвертых, создание поликультурности базируется на этнокультурном, общенациональном культурном (Российской), мировом (планетарном) культурном фундаменте и общечеловеческих ценностях, имевшем место в практике; в-пятых, формировать профессиональные умения, знания, навыки владения общекультурными компетенциями. Новизна статьи заключается в том, что поликультурное образование выступает в новом статусе, как важнейшее направление высшей школы.

Akhmerova Nuriya Miniyarovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Social Work Technologies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Ziatdinova Farida Nurlyevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Sociology, Bashkir State Agricultural University, Ufa, Rusia.

Mukhamadeev Il'giz Gardanov,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Economic Theory and Sociology, Bashkir State Agricultural University, Ufa, Rusia.

ON THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL COMPETENCES THE FRAMEWORKS OF THE REQUIREMENTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCAION

KEYWORDS: student, polycultural educational space, polycultural educational competences, activity, subject-subject relations.

ABSTRACT. The authors describe the ways of educating a perspective skilled professional - the person of the world's culture, open for the dialogue with the world, tolerant, active, subjective and technological. Analyzing the meaning of polycultural education as a phenomenon, the authors note that it is not restricted by its narrow meaning connected with "mutual understanding and cooperation" and implementation and distribution of the new concept, but it has several additional meanings. First of all, polycultural education is innovative activity characterized by integrity, great scale and global character of the concept. Secondly, polycultural educational activity should consist of continuous and successive renovations and transformations (identification, interiorization ans exoterization). Thirdly, it should be systemic, based on principles and technologies, it should form, create and develop culture. Fourthly, polycultural education is based on ethno-cultural, national (Russian), global (planetary) cultural foundation and general values of the mankind. Finally polycultural education should form professional skills, knowledge and general cultural competences. The novelty of the article consists in the fact that polycultural education acquires new status as an important trend of higher school.

Современный мир в начале XXI в. характеризуется все более и более возрастающей взаимозависимостью, представляет собой систему, где народы связаны общей судьбой и общей ответственностью за будущее. Мировое образовательное пространство в этой системе также представляется как многомерный диалог культур, обозначаемый в постмодернистской лексике термином «мультикультурализм», в российской системе образования поликульту-рализмом, поликультурным уровнем, поликультурным образованием и т.д. [1, с. 20].

Культурологический подход в образовании побудил отечественных ученых в рамках новых образовательных инициатив обратиться к поликультурному образованию как феномену в конце 8о-х гг. прошлого столетия (Д. Бенкс, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская и др.) [2, с. 110-115; 3, с. 93; 4, с. 32].

Также во второй половине XX в. в некоторых развитых странах: США, Канаде, России, странах Западной Европы используются термины «multicultural education» (Multicultural Education - явление возникло как результат борьбы этнических и расовых меньшинств за равноправие с «белым, англосаксонским» большинством. Мульти-культурное образование - это такая организация образования, при которой представители любых субкультур, находясь одновременно в одних и тех же образовательных учреждениях, получают равные права к качественному образованию. Переходной моделью в этих странах стало Кросс-культурное образование, утверждающее ценность и необходимость межкультурного диалога и взаимодействия) или «intercultural education» (Intercultural Educatoin - появилась в результате поиска ответов на интенсивный рост миграции из третьих стран. Межкультурное образование - это такая организация образования, когда наличие в одних и тех же образовательных учреждениях представителей разных этнокультур используется как ресурс для обучения межкультурному взаимодействию в решении любых актуальных социально-экономических проблем. Концепция межкультурного образования носила «характер коперниковской революции», так как кардинально сместила педагогическую позицию - «Впервые миграция и рост культурного многообразия общества стали отмечаться не в качестве большого риска, который следует преодолевать, а как реальные ресурсы развития... Впервые, в пределах государств - членов Европейского союза образование детей иностранного происхождения могло быть предпринято с точки зре-

ния динамического характера всех культур и соответствующих им личностных иден-тичностей. Впервые в истории педагогики дети иностранцев больше не оценивались как "проблема" или "дети риска", но как ресурс. Официально была признана важность объединения людей из различных этнических, культурных и религиозных групп и для общественного развития, и для личностного роста каждого... под которыми понимается "...индивидуальный процесс приобретения межкультурных компетенций: знаний, отношений или поведения, связанных с взаимодействием разных культур (массовость миграций, возрождение этнических культур и др.)"» [5, с. 69-73].

Среди таких компетенций, на наш взгляд, находится, например, способность сохранить свои корни (укорениться) в собственной культуре и в то же время знакомиться с другими культурами; умение конструктивно критиковать негативные стороны любой культуры, сохраняя при этом открытое отношение к ним, желание обогащаться положительными элементами других культур; навыки, необходимые для разрешения межнациональных конфликтов, и в то же время готовность мирно сосуществовать с представителями других культур как с «равными», а не как с представителями национальных меньшинств (преодоление тенденций авторитаризма и разделения культур на «главные» и «второстепенные»). В этом смысле главным становится не количество ссылок (обращений) на другие культуры и национальности в учебном процессе, а качество знаний в этой области образования, культурное многообразие рассматривается как богатство и ресурс социально-экономического развития - преодоление идеологии монокультурности в обществе и в системах образования. Сегодня это компетентности.

Таким образом, культурологический подход в образовании и мультикультурное образование за рубежом привели к появлению и развитию адекватной педагогической поликультурной отечественной теории. По мнению исследователей, поликультурное образование (в том числе и национальное) в условиях его гуманизации и гуманитаризации, демократизации, индивидуализации, диверсификации образовательных учреждений, интегративности и т.д. требует куль-туросообразного содержания, направленного на формирование человека культуры (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, Д. А. Махоткин, Ф. Г. Ялалов и др.) [6; 7, с. 126; 8, с. 37]. В нашем исследовании это активное включение личности студента, обучающегося в творческий непрерывный процесс приобретения знаний, воспитание в нем культур-

© Ахмерова Н. М., Зиатдинова Ф. Н., Мухамадеев И. Г., 2016

ных, национальных и общечеловеческих ценностей, что ярко обозначено в работах Ф. Н. Зиатдиновой, где активность, субъект-субъектные отношения, сотрудничество рассматриваются как компетенции, которыми должен обогатиться обучающийся в процессе обучения и воспитания [9, с. 47; 10, с. 55-65].

Анализируя и оценивая значение поликультурного образования как феномена, можно отметить, что поликультурное образование не ограничивается только узким смыслом, связанным с понятием «взаимопонимание и взаимодействие», внедрением или распространением нового понятия, а имеет несколько дополнительных объектов значения, особенно в русле Болонского процесса как возможной основе формирования общего понимания содержания квалификаций и степеней, определения общих и специальных компетенций выпускников первого и второго циклов (уровней) обучения - бакалавров и магистров: во-первых, как инновационная деятельность, которой присуще свойство целостности, то есть масштабности, глобальности вводимого понятия; во-вторых, поликультурная образовательная деятельность должна обладать непрерывностью и преемственностью обновлений, трансформацией (идентификацией, интериоризацией и экстриоризаци-ей); в-третьих, характеризоваться системностью, принципиальностью, технологичностью, культуросообразностью, культуро-формированностью, культуросозидательно-стью, культуроразвиваемостью, смыслооб-разованностью; в-четвертых, создание поликультурности базируется на этнокультурном, общенациональном культурном (Российской), мировом (планетарном) культурном фундаменте и общечеловеческих ценностях, имевшем место в практике; в-пятых, формировать профессиональные умения, знания, навыки владения общекультурными компетенциями как способность приобретения компетентностей в подготовке по разным направлениям.

Поликультурное образование - это совокупность сформированных у личности на основе этнической, общенациональной, мировой культур и общечеловеческих ценностей особоорганизованным образом деятельности мировоззрения, мироощущения и миропонимания [9, с. 10].

Проблемы поликультурного образования всегда были актуальны. Анализ педагогической теории и практики позволяет утверждать, что предпринятые организационные меры в области образования оказали позитивное влияние на развитие национально-образовательных процессов в российском образовании и, безусловно, после

распада СССР, в условиях переходного периода как Центру, так и республикам приходилось искать ответы на самые злободневные вопросы национального и федеративного образования, взаимоотношений.

В связи с этим мы хотели бы обратить внимание на то, что сегодня для российских высших школ (регионов и не для всей Российской Федерации в целом) остается чрезвычайно актуальным акцент на национально-культурный принцип организации жизни многочисленных этнических групп. В современном мире процесс нарастания конфликтогенных ситуаций на этнической основе требует как раз усиления внимания. Для полиэтнической России поликультурное образование как форма воспитания и формирования нравственности, духовности, идеала, развития языков, в том числе языка своего родного народа особенно актуальна.

В ходе демократических реформ в Российской Федерации появилось достаточно много нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу национальных отношений. Это, в частности, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., которая сейчас почти текстуально инкорпорирована в действующую федеральную Конституцию; Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 15 июня 1996 г., Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24 июля 1998 г.; Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. с изменениями от 21.03.2002 г., 10.11.2003 г., 29.06.2004 г. и т.д., сейчас поликультурное образование рассматривается на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий, где операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения сложных и усложняющихся с каждым разом или жизненных, или учебных, или, производственных задач. В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, то есть саморазвитие, самореализация в профессиональной деятельности, где человек становится способным создать что-то

новое [11]. Тем самым человек берет на себя ответственность на основе собственных общечеловеческих ценностей. Создавая новое, человек всегда использует те знания, умения, которые получил, получает в деятельности (имеется в виду деятельностный подход, работая совместно, в сотрудничестве с другими в команде, в группе, в коллективе и т.д.), и те ценности, которыми он обладает - аксеологические ценности. При этом обладает способностью анализировать, оценивать, планировать, ставить цели и задачи на будущее, рефлексировать собственные успехи, достижения, аутопсихологические компетенции. В итоге человек проектирует свое далекое и недалекое будущее, что является основой компетентностного подхода, что пока не так ясно и понятно не только обучающимся, но и педагогам.

Весьма показательно значение умений, навыков, ценностей. Они описаны Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и названы современными ключевыми компетенциями [7; 8, с. 84-93]. Несомненно, компетентность это многоуровневое образование, компонентами которого являются когнитивные, интерактивные экспрессивные характеристики, присущие поликультурному образованию, среде, пространству.

Анализ психолого-педагогиической литературы (В. П. Беспалько, Д. А. Белухин, М. Н. Берулава, В. А. Болотов, Е. В. Бонда-ревская, О. С. Газман, Е. Н. Ильин, М. В. Кла-рин, Т. М. Ковалева, Д. Г. Левитес, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, А. М. Саранов, П. И. Третьяков, В. В. Сериков, Н. Р. Юсуф-бекова и др.) позволяет обозначить позитивные тенденции в развитии современных высших школ. И в русле Болонского процесса подход к результату образования как возможной основе формирования общего понимания содержания квалификаций, как мы привыкли называть конечный полученный студентом результат образования, и степеней стал основополагающим. Утверждение компетентностного подхода характеризуется активным использованием категорий «компетентность» и «компетенция» в образовании. В материалах ЮНЕСКО приводится круг компетенций, которые рассматриваются как желаемый результат образования с поликультурной направленностью. Советом Европы еще в 1996 г. было введено понятие «ключевые компетенции, согласно которым обучающиеся должны способствовать сохранению демократического общества, мультикультурализма, мультилингвизма, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям. К основным компетен-

циям были отнесены: политические и социальные, предусматривающие формирование ответственности, способности к регулированию конфликтов ненасильственным путем. Основными также являются поликультурные компетенции, относящиеся к жизни в поликультурном обществе. Они направлены для препятствия развития расизма, ксенофобии, нетерпимости, а образование должно обеспечить обучающихся межкультурными компетенциями, пониманием различий между народами, уважением друг друга, способностью принимать культуры других людей, языков и религий, компетенциями, касающимися владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни, то есть владения несколькими иностранными языками и т.д. Выделенные компетенции должны приобретаться в процессе обучения в образовательном учреждении.

В этих условиях высшее образовательное учреждение призвано осуществлять поликультурную образовательную деятельность посредством создания условий для диалога культур, посредством социальной среды и рассматривания самого обучающегося как субъекта развития. Это способность строить человеческие отношения (взаимоотношения): межличностное общение, работа в командах, в группах, совместное принятие решений, совместный анализ деятельности, рефлексия; это культурное самосознание, осмысление понятия «культура», понимание того, что каждый человек - носитель той или иной культуры и что многообразие культур обогащает общество, сообщества, рождает толерантность; это поликультурное сознание, ознакомление с культурой разных народов, уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности или пола, способность оценивать исторические и современные события с позиций различных культурных групп; это приобретение опыта в межкультурном общении, то есть диалоге, личный контакт с представителями различных культур, адаптация к мировой культурной среде. В то же время должно быть сформировано социально-профессиональное качество - социально-профессиональная компетентность, позволяющая обучающемуся успешно выполнять как производственные задачи в будущем, так и эффективно взаимодействовать в социуме с другими людьми, строить взаимоотношения. Это относится и к формированию готовности к творческому саморазвитию в своей профессиональной области и социально-профессиональной установки как компетентность (Г. В. Акопов). С нашей точки зрения, эта установка на труд в агропромышленном комплексе. Актуальность

обуславливается и тем, что поликультурное образование в рамках модернизации российского образования рассматривается в контексте Болонского процесса как компе-тентностный подход, что может строиться на основе активности студента, что более ярко проявляется в поликультурной образовательной среде, так как способность к активности и диалогу являются доминирующим и основным принципом в такой среде.

Поликультурное образование как феномен связано с понятием «многоуровневое взаимопонимание и взаимодействие» и определяется нами как комплексное (интегра-тивное) проектирование непрерывно-преемственного, особым образом построенного педагогического процесса в поликультурной образовательной среде и в поликультурном образовательном пространстве (социуме), начиная с дошкольного, школьного, затем студенческого возрастов. Также образовательный процесс строится как многокультурная, многоуровневая, многодиалоговая, вариативная практико-направлен-ная развивающая образовательная среда и как процесс усвоения человеком знаний о различных культурах, языках, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях, ориентирах и отношениях между народами. Рассматривается как совокупность формирования у личности (ребенка, школьника, студента и самого педагога) на основе этнической (национальной), общенациональной (российской), мировой (планетарной) культур и общечеловеческих ценностей особоорганизованным образом деятельности мировоззрения, мироощущения и миропонимания в учебном процессе. Следовательно, исходной атрибутивной характеристикой субъектности является активность - способность сознательно, целенаправленно преобразовывать окружающую действительность. Активность субъекта существует как единство познавательной и ценностно-ориентированной деятельности. Субъект в отличие от объекта в процессе деятельности обладает самосознанием, самообладанием, самооценкой, самоконтролем. Человек как субъект характеризуется способностью к целепо-лаганию. Внутренняя детерминация действий субъекта обеспечивает свободную дея-

тельность. Свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, осваиваемых в ходе развития культуры - важнейшая характеристика субъектности. Свобода придает деятельности человека нравственное измерение, связанное с поликультурными и общечеловеческими ценностями. Возможность выбора создает предпосылку для появления ответственности, которая также выражает и нравственные, и профессиональные характеристики человека.

О проблемах связанных с «активностью» обучающихся высшей школы (бакалавров, магистров) при компетентностном подходе хорошо сказано в монографии Н. В. Кузьминой, где профессия рассматривается как активность субъекта, который выступает сам инициатором активности, когда активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования этого воздействия и его результатов», которое прописано и в Федеральных государственных стандартах образования [11, с. 8; 12]. Что это означает для педагога в этой среде и для обучающегося? Вопрос не очень сложный на первый взгляд, но с другой стороны, это очень сложный процесс, который должен быть сформирован годами труда как педагога в учебном процессе, так и самим обучающимся в течение многих лет обучения в общеобразовательной системе, а затем как результат готовности к самостоятельной, самоорганизующей, саморазвивающей, самореализующей, ответственной деятельности проявится в высшей школе. У абитуриента высшей школы должны быть уже сформированы способности и готовности, то есть установка на активность - исследовательская деятельность к будущей профессиональной деятельности. Это означает, что будущий профессионал, его деятельность зависят от активности самого обучающегося, и содержание образования также зависит от активности обучающегося как субъекта высшей школы.

Следовательно, поликультурная компетентность в новых современных условиях подготовки компетентностного профессионала - необходимая и обоснованная потребность, требующая более серьезного отношения к этим понятиям.

ЛИТЕРТАУРА

1. Зиатдинова Ф. Н. Поликультурное образование учащихся младших классов в национальной школе : дис. канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 183 с.

2. Бенкс Д. Проблемы поликультурного образования / / Педагогика. 1993- № 1. С. 110-115.

3. Библер В. С. Школа диалога культур : основы программы / Под общей ред. В. С. Библера. Кемерово : Алеф., 1992. 93 с.

4. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов на/Д. : РГПИ, 1993. С. 32.

5. Зиатдинова Ф. Н., Хакимов Э. Р. Проектирование поликультурного образовательного пространства // Гуманитарные науки : сборник научных трудов. Часть II. Караганда : Изд-во КарГУ, 2010. С. 69-73.

6. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург : Изд. Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. С. 126.

7. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке : книга для учителя. 2-е изд. M. : Просвещение, l985. 16о с.

8. Ялалов Ф. Г. Гимназическое образование народов России. Казань : Mагариф, 2002. 248 с.

9. Зиатдинова Ф. Н. Актуализация поликультурного образования в современной школе : учебное пособие. Уфа : Вагант, 20l0. l24 с.

10. Mухамадеев И. Г. Политехнический аспект профессиональной подготовки педагога // Вопросы теории и практики формирования личностной, профессиональной направленности и компетентности человека в новых условиях системы образования и трудовой деятельности : монография / Под общ. ред. И. П. Шаховой. Пенза : Приволжский Дом знаний, 20ll. С. 55-65.

11. Кузьмина Н. В., Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе : монография. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 20l2. 200 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям подготовки бакалавров, магистров № l082 от l.l0.20l5 г.

LITERTAURA

1. Ziatdinova F. N. Polikul'turnoe obrazovanie uchashchikhsya mladshikh klassov v natsional'noy shkole : dis. kand. ped. nauk. Izhevsk, 2006. l83 s.

2. Benks D. Problemy polikul'turnogo obrazovaniya // Pedagogika. l993. № l. S. ll0-ll5.

3. Bibler V. S. Shkola dialoga kul'tur : osnovy programmy / Pod obshchey red. V. S. Biblera. Kemerovo : Alef., l992. 93 s.

4. Bondarevskaya E. V. Vospitanie kak vozrozhdenie cheloveka kul'tury // Osnovnye polozheniya kontseptsii vospitaniya v izmenyayushchikhsya usloviyakh. Rostov na/D. : RGPI, l993. S. 32.

5. Ziatdinova F. N., Khakimov E. R. Proektirovanie polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva // Gumanitarnye nauki : sbornik nauchnykh trudov. Chast' II. Karaganda : Izd-vo KarGU, 20l0. S. 69-73.

6. Zeer E. F. Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanie. Ekaterinburg : Izd. Ural. gos. prof.-ped. un-ta, l998. S. l26.

7. Zimnyaya I. A. Psikhologicheskie aspekty obucheniya govoreniya na inostrannom yazyke : kniga dlya uchitelya. 2-e izd. M. : Prosveshchenie, l985. l60 s.

8. Yalalov F. G. Gimnazicheskoe obrazovanie narodov Rossii. Kazan' : Magarif, 2002. 248 s.

9. Ziatdinova F. N. Aktualizatsiya polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennoy shkole : uchebnoe posobie. Ufa : Vagant, 20l0. l24 s.

10. Mukhamadeev I. G. Politekhnicheskiy aspekt professional'noy podgotovki pedagoga // Voprosy teorii i praktiki formirovaniya lichnostnoy, professional'noy napravlennosti i kompetentnosti cheloveka v novykh usloviyakh sistemy obrazovaniya i trudovoy deyatel'nosti : monografiya / Pod obshch. red. I. P. Shakhovoy. Penza : Privolzhskiy Dom znaniy, 20ll. S. 55-65.

11. Kuz'mina N. V., Sofina V. N. Akmeologicheskaya kontseptsiya razvitiya professional'noy kompetentnosti v vuze : monografiya. SPb. : Izd-vo NU «Tsentr strategicheskikh issledovaniy», 20l2. 200 s.

12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyam podgotovki bakalavrov, magistrov № l082 ot l.l0.20l5 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.