Научная статья на тему 'Усиление практико-ориентированной направленности профессионального образования по социальной работе'

Усиление практико-ориентированной направленности профессионального образования по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БАКАЛАВРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / SOCIAL EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING / BACHELORS / SOCIAL SPHERE / UNIVERSITY / EMPLOYER / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICAL PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авчинникова Светлана Олеговна

В контексте компетентностной модернизации высшего профессионального образования анализируются отечественные и зарубежные практики социального образования. Подчеркивается значимость согласования существующих и новых подходов к практико-ориентированной подготовке для формирования у бакалавров социальной сферы компетентности как практико-ориентированного конструкта. Сопоставляются позиции исследователей по вопросам организации практики, включения студентов в систематическую добровольческую деятельность, обеспечения регулярных контактов студентов с профессиональным сообществом. Дается авторское определение практико-ориентированной подготовки как системной инновации, интегрирующей все звенья образовательного процесса: целевые установки, содержание, методы и технологии, организационные формы и учитывающей средовые факторы – приоритеты регионального социального развития и технологии социального взаимодействия на местном уровне. Отмечаются преимущества практико-ориентированного подхода для результатов социального образования. Приводятся эмпирические данные, характеризующие ограничения существующей системы подготовки в достижении практической подготовленности будущих социальных работников. Формулируются предложения по совершенствованию системы практико-ориентированной подготовки, учитывающие ее организационно-управленческие, дидактические и психолого-педагогические аспекты. В частности, речь идет о создании в вузе профессионально-развивающей среды, направленности всех видов аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на выпуск конкретного социально значимого продукта, реализации полифонической дидактической системы на основе технологий контекстного, проектного, продукт-ориентированного обучения, коммуникативно-диалогических и игровых, включении в учебный план практико-ориентированных модулей и репрезентации содержания в виде компетентностных задач, обеспечении упреждающей профессиональной адаптации социальных работников и расширении функционального репертуара преподавателя. Изложенный материал вносит вклад в совершенствование теории и методики профессионального образования по социальной работе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the context of the competence modernization of higher professional education, domestic and foreign practices of social education are analyzed. The importance of harmonizing existing and new approaches to practice-oriented training for forming bachelors’ social competence sphere as a practice-oriented construct is emphasized. Researchers’ positions on practice organization, students’ inclusion in systematic volunteer activities, students’ ensuring regular contacts with the professional community are compared. Author’s definition of practice-oriented training as a systemic innovation that integrates all the links in the educational process is given, that is: goals, content, methods and technologies, organizational forms and taking into account environmental factors the priorities of regional social development and technology of social interaction at the local level. The advantages of a practice-oriented approach for the social education results are noted. Empirical data describing the limitations of the existing training system in achieving the practical preparedness of future social workers are given. Proposals for improving the system of practice-oriented training, taking into account its organizational, managerial, didactic and psychological-pedagogical aspects are formulated. In particular, we are talking about the establishment of a professional development environment in the university; the orientation of all types of inclass and extracurricular students’ activities to produce a specific socially significant product; the implementation of the polyphonic didactic system based on the technologies of contextual, project, product-oriented learning, communicativedialogical and gaming; the inclusion in the curriculum of practice-oriented modules and the representation of content in the form of competence tasks; ensuring proactive social workers’ professional adaptation and expanding teacher’s functional repertoire. The presented material contributes to the improvement of the theory and methodology of vocational education in social work.

Текст научной работы на тему «Усиление практико-ориентированной направленности профессионального образования по социальной работе»

УДК 378:147

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-135-139

УСИЛЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

С. О. Авчинникова

Смоленский государственный университет, Смоленск

В контексте компетентностной модернизации высшего профессионального образования анализируются отечественные и зарубежные практики социального образования. Подчеркивается значимость согласования существующих и новых подходов к практико-ориентированной подготовке для формирования у бакалавров социальной сферы компетентности как практико-ориентированного конструкта. Сопоставляются позиции исследователей по вопросам организации практики, включения студентов в систематическую добровольческую деятельность, обеспечения регулярных контактов студентов с профессиональным сообществом. Дается авторское определение пра-ктико-ориентированной подготовки как системной инновации, интегрирующей все звенья образовательного процесса: целевые установки, содержание, методы и технологии, организационные формы и учитывающей средовые факторы - приоритеты регионального социального развития и технологии социального взаимодействия на местном уровне. Отмечаются преимущества практико-ориентированного подхода для результатов социального образования. Приводятся эмпирические данные, характеризующие ограничения существующей системы подготовки в достижении практической подготовленности будущих социальных работников. Формулируются предложения по совершенствованию системы практико-ориентированной подготовки, учитывающие ее организационно-управленческие, дидактические и психолого-педагогические аспекты. В частности, речь идет о создании в вузе профессионально-развивающей среды, направленности всех видов аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов на выпуск конкретного социально значимого продукта, реализации полифонической дидактической системы на основе технологий контекстного, проектного, продукт-ориентированного обучения, коммуникативно-диалогических и игровых, включении в учебный план практико-ориентированных модулей и репрезентации содержания в виде компетентностных задач, обеспечении упреждающей профессиональной адаптации социальных работников и расширении функционального репертуара преподавателя. Изложенный материал вносит вклад в совершенствование теории и методики профессионального образования по социальной работе.

Ключевые слова: социальное образование, практико-ориентированная профессиональная подготовка, бакалавры, социальная сфера, вуз, работодатель, профессиональная компетентность, практическая подготовленность.

Изменение образовательной парадигмы со зна-ниевой на компетентностную и официальное закрепление этого в ФГОС последних поколений актуализируют проблему подготовки выпускников, обладающих способностью на основе усвоенных профессиональных знаний решать возникающие производственные проблемы, в том числе в нестандартных ситуациях. Это в свою очередь требует внедрения такой модели подготовки, в которой студенты имели бы возможность приобрести соответствующий личностный и деятельностный опыт. Традиционные академические технологии, включая те, где происходит включение в квазипрофессиональную деятельность, не в полной мере справляются с этой задачей. Возникает необходимость в разработке новых практико-ориентированных подходов, соответствующих компетентностной образовательной парадигме и учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности в региональных условиях. Особенно актуально это для направлений подготовки социальной сферы как одной из стремительно развивающихся в современном мире, стране и регионе.

Практикоориентированность - классическая проблема социального образования как в отечественной, так и в зарубежной традиции, поскольку сама социальная работа представляет собой единство знаний и умений и основана на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания и реабилитации социальной субъектности индивидов и групп.

Проблема практикоориентированности бакалавров социальной сферы решается по-разному. Например, в Дании и Норвегии подготовка по социальной работе осуществляется вне университетской системы, все преподаватели имеют солидный стаж практической работы, поэтому интеграция осуществляется «снизу вверх», от практики к теории. В Англии в соответствии с образовательным стандартом предусмотрено 200 дней обучения в практических учреждениях, где происходит взаимодействие студентов с клиентами, студентов с супервизорами и в студенческой группе как команде [1]. В США в учебных планах факультетов социальной работы «полевым работам» отводится до 50 % учебного времени [2]. В Голландии, в частно-

сти в университете Г. Наймегена, акцент сделан на потребностях студентов как будущих профессионалов в изучении базовых проблем практики социальной работы благодаря применению проблемно-ориентированного метода (problem-based learning -PBL) [3, с. 165].

В отечественном социальном образовании к проблеме практической подготовки специалистов социальной сферы обращались неоднократно (Т. Ф. Золотарева, М. В. Зотова, А. М. Панов, Р. М. Садыков, О. В. Солодянкина, Е. И. Холосто-ва, Н. Б. Шмелева др.). Е. Н. Львова на основе анализа научных трудов выделила основные концептуальные направления профессионально-практического обучения социальной работе: социеталь-ный и деятельностный подход; непрерывное практическое обучение в аспекте эколого-социально-биологической концепции социальной работы; дифференцированно-вариативное практическое обучение социальной работе [4, с. 103]. Сущность и направленность практической подготовки в них отличаются спектром приоритетных дисциплин, формируемых умений и типов социальных учреждений, где студенты проходят практику.

Большинство публикаций по интересующей теме посвящено изменению модели практик как релевантному решению для повышения уровня практической готовности социальных работников к профессиональной деятельности. В частности, указывается на необходимость увеличения часов, отводимых на обучение в учреждениях, и планирование ознакомительной практики уже на 1-м курсе [5], на смещение части ответственности за приобретение востребованных навыков с преподавательского корпуса на наставников, тьюторов в учреждениях [6], на целесообразность проведения практики без отрыва от учебных занятий [7], на организацию практики на основе модульной технологии [8], на создание условий в ходе практики, при которых студент реализует полный цикл работы с клиентом, - от диагностики трудной жизненной ситуации до оценки результатов проведенной работы [9].

Ряд авторов связывает повышение практической готовности будущих социальных работников с их включением в регулярную добровольческую деятельность (А. В. Веремеенко, З. Н. Лазарева, В. В. Митрофаненко, Т. В. Рябова, Л. И. Савинов, И. В. Соловьева и др.). Н. П. Клушина вводит понятие «добровольческая практика», понимая под ним «компонент непрерывного практического обучения студентов социальной работе, находящийся в тесной междисциплинарной взаимосвязи с теоретическим обучением, безвозмездную работу студентов, направленную на помощь людям, семьям, сообществу в решении их социальных проблем» [10, с. 113]. Автор отмечает, что добровольческая

деятельность призвана восполнить временную ограниченность учебной и производственной практик и способствовать развитию умений целесообразно действовать в сфере социально-помогающего труда. Е. Н. Дронова с соавторами, проведя сравнительно-сопоставительный анализ областей, объектов, видов профессиональной деятельности бакалавра социальной работы, закрепленных стандартом, и добровольческой деятельности, в которой востребованы помощь и поддержка студентов-добровольцев, установила их тесную корреляционную связь и сделала соответствующий вывод о том, что студенческое добровольчество с целевыми установками на профессионализацию выступает доступным и необходимым ресурсом практико-ориентированной подготовки [11, с. 149].

Отдельные авторы фактором повышения пра-ктикоориентированности и качества подготовки специалистов социальной сферы считают продуктивное взаимодействие региональной системы социальной защиты населения и социального образования и разработку обучающимися социальных проектов с учетом проблемного поля социальной работы в регионе.

Мы полагаем, что локальные изменения в отдельных педагогических компонентах не обеспечат требуемый сегодня уровень практической подготовленности, что практико-ориентированная подготовка бакалавров социальной сферы - это системная инновация, охватывающая все звенья образовательного процесса: целевые установки, содержание, методы и технологии, организационные формы и учитывающая при этом средовые факторы - приоритеты регионального социального развития и технологии социального взаимодействия на местном уровне. Соответственно, только интеграция уже существующих и новых подходов к практико-ориентированной подготовке позволит решить задачу формирования у бакалавров социальной сферы компетентности как практико-ори-ентированного конструкта.

Преимущества практико-ориентированного подхода в социальном образовании представляются очевидными. Во-первых, повышается качество подготовки специалистов для социальной сферы и ее соответствие ожиданиям работодателей; во-вторых, сокращается период адаптации молодых специалистов на рабочем месте и снижается текучесть кадров в социальной сфере; в-третьих, обеспечивается привлекательность профессий социальной сферы для потенциальных абитуриентов; в-четвертых, усиливается мотивация обучения и профессионального самосовершенствования студентов социального профиля; в-пятых, упрочиваются партнерские связи вуза с региональными работодателями в социальной сфере и, наконец, расширяется

образовательное пространство посредством сетевого взаимодействия.

В массовой практике подготовки бакалавров социальной работы проблеме практикоориентирован-ности уделяется существенное внимание: совершенствуются программы и методики проведения практик; студенты вовлекаются в волонтерскую деятельность по профилю подготовки; различные виды аттестаций студентов, включая итоговою, предусматривают участие работодателей; реализуются совместные исследования выпускающей кафедры и учреждений социальной сферы, в которых студенты принимают активное участие; разрабатываются и реализуются совместные проекты. Между тем опрос студентов выпускных курсов по направлению подготовки «Социальная работа» показал, что они оценивают свой уровень практической подготовленности как средний - 3,8 балла. Трудности и ограничения непосредственно осуществления практической деятельности они связывают с преобладанием теоретического материала на лекционных и семинарских занятиях (56 %), наличием существенных расхождений в подходах к решению профессиональных проблем, изложенных в учебной литературе и принятых в социальных службах (52 %); обнаружением психологических барьеров во взаимодействии с клиентами (30 %), сложностями установления отношений с коллегами (24 %), недостаточностью личного жизненного опыта (20 %).

Преподаватели социальной работы в свою очередь отмечают, что на качество практико-ориенти-рованной подготовки влияют такие факторы, как отсутствие разработанных и утвержденных профессиональных стандартов по социальной работе, недостаточная мотивация руководителей социальных служб к участию в разработке компетентност-ной модели выпускника.

С учетом полученных данных принципиально значимым для организации практико-ориентиро-ванного образовательного процесса мы считаем следующее:

1. Создание в вузе профессионально-развивающей среды как пространства возможностей для погружения в мир профессии. Она включает: наличие профессионального оборудования, специализированных кабинетов, преподавание приглашенными специалистами-практиками; информационное сопровождение и доступность услуг поисковых систем, содержащих вакансии на сайтах кадровых агентств и прямых работодателей; творческие конкурсы, смотры «Лучший в профессии»; возможность участия в хозрасчетной деятельности кафедр; регулярные непосредственные контакты с потенциальными работодателями.

2. Включение студентов в основные виды будущей профессиональной деятельности посредством

аудиторной и внеаудиторной работы, акцентирование практической значимости всех видов деятельности. Перспективным представляется, во-первых, проведение выездных занятий в учреждениях в процессе изучения дисциплин соответствующего содержания подобно тому, как это принято в обучении студентов-медиков. Во-вторых, содействие студентам в осуществлении профессиональной деятельности во время учебы в вузе на условиях неполной занятости (3-4 часа в день) в профильных учреждениях.

3. Создание полифонической дидактической системы на основе технологий контекстного, проектного, продукт-ориентированного обучения, коммуникативно-диалогических и игровых.

4. Выделение в учебном плане подготовки ком-петентностных кластеров, в каждом из которых присутствует практико-ориентированный модуль. Это может быть как непосредственно учебная практика, так и практикум. Последний представляет собой такую форму организации учебной деятельности студентов, когда источником знания является не лекция преподавателя, а личный опыт студентов и их запросы в осмыслении конкретных социальных и профессиональных проблем. Освоение модуля строится по схеме «анализ (самоанализ) -осознание - тренировка навыка». Практикум как форма обучения предусматривает выполнение лабораторных и практических работ, решение творческих задач от зарождения идеи до ее воплощения в конкретном продукте, осуществление «профессиональных проб».

5. Отбор и репрезентация содержания образования в виде типовых профессиональных задач (ком-петентностных) в соответствии с основными видами деятельности бакалавров социальной работы.

6. Содействие упреждающей профессиональной адаптации (эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессии, усвоение профессиональной этики и ценностей, формирование профессионально важных качеств, мотиваци-онной установки на реализацию себя на избранном профессиональном поприще и самосовершенствование в профессии).

7. Расширение функционального репертуара преподавательской деятельности за счет включения новых функций: посреднической (поддержание контактов с профессиональным сообществом); маркетинговой (учет и гибкое реагирование на ожидания работодателей посредством корректировки содержания преподаваемых дисциплин); су-первизорской (помощь в анализе осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей будущего специалиста).

Таким образом, практико-ориентированная подготовка бакалавров социальной работы, буду-

чи способом реализации компетентностной мо- нейшем осмыслении вопросов ее дидактическо-

дели профессионального образования, иниции- го, методического и управленческого обеспече-

рует педагогический поиск, нуждается в даль- ния.

Список литературы

I. Старшинова А. В . Тенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт // Журнал исследований социальной политики . 2004. Т. 2, № 3 . С . 363-376 .

2 . Романина Л . А. , Курилович Н . В . , Курин А. Ю . Взаимодействие региональной системы социальной защиты населения и социального

образования: основные идеи и закономерности // Вопросы современной науки и практики . Университет им . В . И . Вернадского . 2016 . № 2 (60) С . 139-146.

3 . Авчинникова С . О . Подготовка специалистов социальной работы к обеспечению здорового стиля жизни клиентов . Смоленск, 2009 . 270 с .

4 . Львова Е . Н . Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом

// Симбирский научный вестник. 2011. № 1 (3) . С . 101-107 .

5 . Солодянкина О . В . Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «Социальная работа» //

Вестник Удмуртского ун-та . Серия: Философия . Психология . Педагогика . 2009 . № 3-2 . С . 112-118 .

6 . Морозов Е . А . К вопросу о практической подготовке специалистов по социальной работе // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulle-

tin) . 2011. Вып .4 (106) .С .151-155 .

7 . Ветров Ю . , Клушина Н . Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России . 2002 . № 6 . С . 43-46 .

8 . Авчинникова С . О . Проектирование учебной практики бакалавров социальной работы в контексте ФГОС ВПО // Вестн . Томского гос .

пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2013 . Вып . 7 (135) . С . 180-183.

9 . Шмидт В . Р . Проблемы взаимодействия специалистов вузов и социальных учреждений при организации и проведении практики

студентов // Практика - путь к профессионализму: Партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников . Екатеринбург, 2004. С . 36-56 .

10 . Клушина Н . П . Теоретико-методологические аспекты практико-ориентированной подготовки бакалавров социальной работы //

Образование . Наука . Инновации: Южное измерение . 2014 . № 4 (36) . С . 107-114 .

II. Дронова Е . Н ., Калинина Ю . А., Сиротина Т . В ., Чуканова Т . В . Ресурс добровольчества в системе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» // Мир науки, культуры, образования . 2017 . № 3 (64) . С . 148-152

Авчинникова Светлана Олеговна, профессор кафедры социальной работы, Смоленский государственный университет (ул. Пржевальского, 4, Смоленск, Россия, 214000). E-mail: avsh73@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.10.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-135-139

INTENSIFICATION OF THE PRACTICE-ORIENTED DIRECTION OF PROFESSIONAL SOCIAL WORK EDUCATION

S. O. Avchinnikova

Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation

In the context of the competence modernization of higher professional education, domestic and foreign practices of social education are analyzed. The importance of harmonizing existing and new approaches to practice-oriented training for forming bachelors' social competence sphere as a practice-oriented construct is emphasized. Researchers' positions on practice organization, students' inclusion in systematic volunteer activities, students' ensuring regular contacts with the professional community are compared. Author's definition of practice-oriented training as a systemic innovation that integrates all the links in the educational process is given, that is: goals, content, methods and technologies, organizational forms and taking into account environmental factors - the priorities of regional social development and technology of social interaction at the local level. The advantages of a practice-oriented approach for the social education results are noted. Empirical data describing the limitations of the existing training system in achieving the practical preparedness of future social workers are given. Proposals for improving the system of practice-oriented training, taking into account its organizational, managerial, didactic and psychological-pedagogical aspects are formulated. In particular, we are talking about the establishment of a professional development environment in the university; the orientation of all types of in-class and extracurricular students' activities to produce a specific socially significant product; the implementation of the polyphonic didactic system based on the technologies of contextual, project, product-oriented learning, communicative-dialogical and gaming; the inclusion in the curriculum of practice-oriented modules and the representation of content in the form of competence tasks; ensuring proactive social workers' professional adaptation and expanding teacher's functional repertoire. The presented material contributes to the improvement of the theory and methodology of vocational education in social work.

С. О. AenmHUKoea. YcuneHue npaKmuKO-opueHmupoeaHHOû HanpaeneHHoemu...

Key words: social education, practice-oriented vocational training, bachelors, social sphere, university, employer, professional competence, practical preparedness.

References

I. Starshinova A. V. Tendentsii obrazovaniya v oblasti sotsial'noy raboty: izuchaya evropeyskiy opyt [Trends in social work education: studying European experience] . Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki - The Journal of Social Policy Studies, 2004, vol . 2, no . 3, pp . 363-376 (in Russian) .

2 . Romanina L . A ., Kurilovich N . V. , Kurin A . Yu . Vzaimodeystviye regional'noy sistemy sotsial'noy zashchity naseleniya i sotsial'nogo obrazovaniya:

osnovnye idei i zakonomernosti [Interaction of the regional system of social protection of the population and social education: basic ideas and patterns] . Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo - Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2016, no . 2 (60), pp . 139-146 (in Russian) .

3 . Avchinnikova S . O . Podgotovka spetsialistov sotsial'noy raboty k obespecheniyu zdorovogo stilya zhizni klientov [Training of social workers to

ensure a healthy lifestyle for clients] . Smolensk, 2009 . 270 p . (in Russian) .

4 . L'vova E . N . Sovremennye kontseptsii i modeli professional'no-prakticheskogo obucheniya sotsial'noy rabote v Rossii i za rubezhom [Modern

concepts and models of vocational training in social work in Russia abroad] . Simbirskiy nauchnyy vestnik - Simbirsk Scientific Bulletin, 2011, no . 1 (3), pp . 101-107 (in Russian) .

5 . Solodyankina O . V. Praktiko-orientirovannaya professional'naya podgotovka studentov spetsial'nosti «Sotsial'naya rabota» [Practically oriented

vocational training for students of the specialty «Social Work»] . Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika -Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2009, no . 3 (2), pp . 112-118 (in Russian) .

6 . Morozov E . A. K voprosu o prakticheskoy podgotovke spetsialistov po sotsial'noy rabote [The problem of training specialists in social work] .

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol . 4 (106), pp . 151-155 (in Russian) .

7 . Vetrov Yu ., Klushina N . Praktiko-orientirovannyy podkhod [Practical-oriented approach] . Vissheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in

Russia, 2002, no . 6, pp . 43-46 (in Russian) .

8 . Avchinnikova S . O . Proektirovaniye uchebnoy praktiki bakalavrov sotsial'noy raboty v kontekste FGOS VPO [Designing of educational practice

for bachelors of social work in the context of Federal State Educational Standards (FSES) for Higher Professional Training] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol . 7 (135), pp . 180-183 (in Russian) .

9 . Shmidt V. R . Problemy vzaimodeistviya spetsialistov vuzov i sotsial'nykh uchrezhdeniy pri organizatsii i provedenii praktiki studentov [Problems

of interaction of specialists from universities and social institutions in the organization and conduct of students' practice] Praktika - put' k professionalizmu: Partnerstvo universitetov i sotsial'nykh uchrezhdeniy vprakticheskom obuchenii sotsial'nykh rabotnikov [Practice - the path to professionalism: the partnership of universities and social institutions in the practical training of social workers] . Ekaterinburg, 2004 . Pp . 36-56 (in Russian)

10 . Klushina N . P. Teoretiko-metodologicheskiye aspekty praktiko-orientirovannoy podgotovki bakalavrov sotsial'noy raboty [Theoretical and

methodological aspects of practical-oriented training of bachelors of social work] . Obrazovaniye. Nauka. Innovatsii. Yuzhnoye izmereniye -Education. Science. Innovations: Southern Dimension, 2014, no . 4 (36), pp . 107-114 (in Russian) .

II. Dronova E . N . , Kalinina Yu . A., Sirotina T. V. , Chukanova T. V. Resurs dobrovol'chestva v sisteme professional'noy podgotovki bakalavrov po napravleniyu «Sotsial'naya rabota» [The resource of volunteering in the system of professional training of bachelors in the direction of «social work»] . Mir nauki, kul'tury obrazovaniya - The world of science, culture, education, 2017, no . 3 (64), pp . 148-152 (in Russian) .

Avchinnikova S. O., Smolensk State University (ul. Przheval'skogo, 4, Smolensk, Russian Federation, 214000). E-mail: avsh73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.