ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
ПУГАЧЕВ А.С.
Современные условия социальноэкономической и социально-трудовой нестабильности в Российской Федерации привели к резкому падению уровня жизни большинства населения и особенно болезненно отразились на судьбе социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей-сирот; детей лишенных родительского попечения и детей-инвалидов. В статье определяются основные цели и задачи в области социальной работы с детьми-инвалидами.
Modern conditions of social and economic and sociolabor instability in the Russian Federation have led to sharp falling of a standard of living of the majority of the population and were especially painfully reflected in destiny of socially unprotected levels of population, first of all children-orphans; children deprived of parental care and children-invalids. In article main objectives and problems in the field of social work with children-invalids are defined.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональным навыкам.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации и адаптации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, целей и задач законодательства Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами.
Конституция Российской Федерации, как основной закон государства, важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
В основу законодательства Российской Федерации в сфере социальной работы с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья положены международные документы Организации Объединенных Наций (ООН), гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как и для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно назвать следующие: «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» и т.д.
Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования; профессиональной подготовки; медицинского обслуживания; подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребен-
ку и его семье.
На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка-инвалида». Данный закон определяет правовой статус этой категории детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.
Как и все другие дети, ребенок-инвалид и ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется «Кодексом о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком-инвалидом зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 14 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день (Постановление Совета Министров Российской Федерации). Кроме того, родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию (Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении»).
Дети-инвалиды имеют право на получение пенсии, которая зависит от его степени нарушения здоровья. Так, дети-инвалиды первой степени нарушения здоровья имеют право на пенсию в размере 100% от минимального размера пенсии по возрасту, второй степени -125% , третьей степени - 150% , четвертой степени - 200%.
Важным документом в сфере организации помощи детям-инвалидам являются «Основные направления в государственной семейной политике». Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье ребенка-инвалида с последующей интеграцией их в современное общество.
Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:
— предоставление нуждающимся семьям с детьми-инвалидами дополнительной финансовой помощи, услуг и т.д.;
— развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей-инвалидов);
— предоставление возможностей для обучения и воспитания детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа и развитие сети специализированных учреждений;
— формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей-инвалидов и созданию условий для их реабилитации, адаптации и интеграции в современное общество;
— совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В законодательство Российской Федерации в области социальной работы, утверждены другие документы, гарантирующие права и льготы детей-инвалидов:
— Закон «О здравоохранении»;
— Закон «О социальной защите инвалидов»;
— Постановление Совета Министров Российской Федерации «О совершенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей-инвалидов за пределами Российской Федерации»;
— Постановление Совета Министров Российской Федерации «О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 14 лет»;
— Постановление Совета Министров Российской Федерации «Об утверждении перечня технических средств социальной реабилитации и адаптации, выделяемых детям-инвалидам бесплатно или
на льготных условиях».
Особо важен приказ Министерства социальной защиты Российской Федерации «Об интегрированном обучении детей-инвалидов с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе» и инструкции по организации индивидуального обучения на дому детей-инвалидов. Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к категории «необучаемых», а детей-инвалидов определяли в специальные школы-интернаты.
Изменения в социальной политике в отношении детей-инвалидов влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов: Постановление Совета Министров Российской Федерации «Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания семьи и детей-инвалидов». Приказ Министерства образования Российской Федерации «О диагностико-реабилитационном центре», и «О создании научно-практического центра детской онкологии».
Важную роль в оказании социальной помощи детям-инвалидам играет Президентская программа «Дети России» и, в частности, ее подпрограмма «Дети-инвалиды». Ее возникновение связано с неразвитостью сети восстановительного лечения, неудовлетворительная оснащенность медицинских учреждений современной диагностической и реанимационной аппаратурой. Все это приводит к несвоевременному выявлению врожденных и наследственных заболеваний, недостаточной реабилитации и адаптации детей-инвалидов.
Данная подпрограмма ставит перед собой следующие задачи в области социальной работы с детьми-инвалидами:
1. повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности.
2. создание предпосылок для комплексной психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
3. обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое обслуживание, повышение уровня технической оснащенности детских реабилитационных учреждений для внедрения современных методов лечения и реабилитации детей-инвалидов.
4. организация научных исследований, научно-методическое и информационное обеспечение решения проблем детской инвалидности.
5. подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами.
Таким образом, можно сказать, что законодательство Российской Федерации в области
социальной работы с детьми-инвалидами направлено на создание благоприятных условий, обеспечивающих жизнь семьи инвалида. Однако дети-инвалиды и их семьи относятся к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся в стране ситуации, пенсии и пособия для детей-инвалидов не могут обеспечить его семье достойную жизнь. Следует также учесть, что забота о детях-инвалидах отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не могут работать «в полную силу», что так же создает определенные материальные трудности. Также хочется отметить, что законодательство Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами не предусматривается архитектурной нормой, необходимой для свободного передвижения.
На основе проанализированной литературы можно сделать выводы о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям-инвалидам:
1. оказание социальной помощи детям-инвалидам может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.
2. система реабилитации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у детей-инвалидов навыков независимой самостоятельной жизни.
3. одним из самых важных, является обеспечение полноценного образования детей-инвалидов. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами.
Библиографический список:
1. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности - равные права - общее жизненное пространство: Монография - М.: ТЦ Сфера, 2009 год.
2. Экспериментальная деятельность в системе профессионального образования: Сборник статей // Научный редактор Савина М.С. - М., 2008 год.
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная работа, психолого-педагогической и социальной реабилитации, интеграция.
Keywords: children-invalids, children with the limited possibilities of health, social work, psihologo-pedagogical and social rehabilitation, integration.