Научная статья на тему 'Особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов'

Особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3117
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REHABILITATION / CHILD-INVALID / CONDITIONS OF BRINGING UP CHILDREN-INVALIDS / FUNCTIONAL / STRUCTURAL / DYNAMIC PECULIARITIES FEATURES / SPECIALIZED FAMILY AID

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тверская O. H.

Specific peculiar features of families bringing up children-invalids have been considered at the functional, structural and dynamic level. At the functional level, there occurs «enrichment», supplementing of educational function of a family at the expense of rehabilitation, correcting and compensating functions. At the structural level, there are qualitative changes of family (psychological, somatic, social) caused by objective and subjective difficulties and problems. At the dynamic level, there is changing in family's life cycle (asynchronism, absence of changes in family roles et c). When a family is bringing up a child with severe developmental defects changing is stopped. Besides, directions in development of family relations in many respects are induced by the type of children's diseases and degree of disturbances in a family. It is necessary to diagnose demands of a family bringing up children-invalids, study its peculiar features and fulfill specialized psychopedagogi-cal work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тверская O. H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF FAMILIES BRINGING UP CHILDREN-INVALIDS

Specific peculiar features of families bringing up children-invalids have been considered at the functional, structural and dynamic level. At the functional level, there occurs «enrichment», supplementing of educational function of a family at the expense of rehabilitation, correcting and compensating functions. At the structural level, there are qualitative changes of family (psychological, somatic, social) caused by objective and subjective difficulties and problems. At the dynamic level, there is changing in family's life cycle (asynchronism, absence of changes in family roles et c). When a family is bringing up a child with severe developmental defects changing is stopped. Besides, directions in development of family relations in many respects are induced by the type of children's diseases and degree of disturbances in a family. It is necessary to diagnose demands of a family bringing up children-invalids, study its peculiar features and fulfill specialized psychopedagogi-cal work.

Текст научной работы на тему «Особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов»

СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

УДК 364,364-787.24,364.652:314.6,376,37.013.42

ОМ. Тверская

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

На современном этапе понятие «реабилитация» используется на междисциплинарном уровне как в медико-социальном, так и в психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте, что во многом обусловлено введением в оборот социальной практики в нашей стране термина «ребенок-инвалид».

Одним из требований к организации реабилитационного процесса в отношении детей-инвалидов является его открытый характер, т.е. максимально возможное взаимодействие с семьей ребенка, включение её в реабилитационный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизации её резервных возможностей. (М.К Кабанов, И.И. Мамайчук, В. А. Никитин, В. М. Сорокин, Е. В. Шлогова и др.).

Ведущая роль семьи в процессе реабилитации детей-инвалидов отмечается в работах многих авторов, таких как Л.И. Аксенова, O.E. Буланова, ЕЛ. Гончарова, НД Ди-менпггейн, В.В. Коркунов, ИА Коробейников, Т.ВЛобанова, H.H. Малофеев, Н.М Назарова, В.В. Сабуров, О.В. Тимуца, В.В. Ткачева, Л.М, Шипицына и др. При этом исследователи подчеркивают тот факт, что дети-инвалиды «испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых», что их «дальнейшая судьба в значительной степени

зависит от позиции семьи* (открытая активная, пассивная неустойчивая, пассивная иждивенческая, агрессивная).

Однако в отношении детей-инвалидов родители, семья долгое время не рассматривались как потенциальные партнеры, а иногда даже игнорировались и исключались из процесса реабилитационной и коррекцион-но-воспитательной работы. Это в значительной степени было обусловлено традиционным пониманием роли семьи ребенка-инвалида в реабилитационном процессе как исполнителя предписаний специалистов и недооценкой ее реабилитационного, социализирующего и развивающего потенциала.

Учитывая исключительное значение семьи в жизни ребенка-инвалида, в рамках данной статьи остановимся на её характеристике. В качестве важнейших характерологических параметров семьи выделим функции, структуру, динамику семейных отношений, придерживаясь точки зрения Э.Г. Эйдемиллера и В.В, Юстицкиса, Анализ психолого-педагогической и социологической литературы позволил сделать вывод о том, что семья, воспитывающая ребёнка с нарушениями развития, обладает специфическими особенностями на функциональном, структурном, динамическом уровнях.

Гак, например, на функциональном уровне происходит «обогащение» функционала семьи. Представляя собой малую социально - психологическую группу, семья является открытой динамической и сложной системой, реализующей в процессе своей жизнедеятельности ряд взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимодополняющих друг друга функций. По мнению АГ. Харчева, А.И. Антонова, функции семьи можно разделить на специфические, вытекающие из сущности семьи и сохраняющиеся при всех изменениях общества, и неспецифические, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Данная классификация, на наш взгляд, позволяет понять факт появления новых функций, реализуемых в семье, по отношению к ре-бёнку-инвалиду. Так, Д.В. Зайцев считает необходимым дополнительно выделить ряд функций, реализуемых семьей, имеющей ребёнка с проблемами в развитии: 1) абили-тационно-реабилитационную, сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей; 2) корригирующую, которая будет направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями; 3) компенсирующую, направленную на замещение, перестройку нарушенных или не-досформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относи-

тельно сохранными, компенсаторными ме ханизмами [3].

На структурном уровне, которьп «включает число и состав семьи, а также со вокупность взаимоотношений между её чле нами», отмечаются качественные изменена (психологические, соматические, социаль ные), обусловленные объективными и субъ екгавными трудностями и проблемам* большинство из которых несвойственно I нетипично для семей с нормально разви вающимися детьми. Это, по мнению Л.И. Ал сёновой, плохое материальное положена недоступность обучения и реабилитаци ребёнка средствами образования, сложност получения полноценной медицинской пс мощи и социально-бытового обслуживани отсутствие психологической поддержи слабая информированность, недостаточна правовая самостоятельность (1, с. 153-155 Семья, воспитывающая ребёнка-инвалид поставлена в особые условия в обществе по отношению к ребёнку (ЛИ. Аксёнова, 0. Буланова, Е.И. Игнатьева, 3. Матейчик, Р.! Овчарова и др.). Ряд исследователей считае что при наличии в семье ребёнка с пробд мами всегда имеет место «искажённый бра! (Дж. Фрамо), такая семья является мульп проблемной (Л. Онис), в ней существу специфическая опасность, которая «мож< ослабить её внутреннюю сплоченность» ( Матейчик), в таких семьях отмечается изм нение структуры и взаимоотношений меж ее членами. В исследованиях Т.Г. Богдан вой, А. Гарбузова, Т.В. Добровольской, Е, Игнатьевой, Е.И. Исениной, А.И. Захара Р.Ф. Майрамян, Н.В. Мазуровой, ГА Миш ной, М.М. Семаго, В. Сорокина, В.В, Ткачёв< Л.М. Шипицыной, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. К тицкиса и др., посвященных изучению о<

бенностей функционирования семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, описаны уровни проявления качественных изменений, происходящих в таких семьях. Так, в работах В.В. Ткачёвой выделяются психологический, соматический, социальный уровни и дается их подробная характеристика [14, с. 4].

Психологический уровень, отражающий степень осознания и принятия факта рождения ребенка с отклонениями в развитии, описан в многочисленных исследованиях, большинство которых принадлежит зарубежным авторам. Все исследователи говорят о многообразии форм кризисов, которые переживают родители, выделяя различное количество фаз или стадий кризиса, а также описывают особенности их протекания В отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме известна схема четырех фаз (растерянность, отрицание дефекта, «хроническая печаль», зрелая адаптация), которую проходят родители аномально развивающихся детей в процессе своей жизни.

Изменения, происходящие в семьях на соматическом уровне, описаны в исследованиях ВА Вишневского, БА Воскресенского, Р.Ф. Майрамян, РЖ Мухамедрахимова, Л.С. Печниковой В.В. Ткачёвой, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса и др. Так, в работах В.В. Ткачёвой, отмечается, что «переживания, выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах» (14, с.4). В своём исследовании Р.Ф. Майрамян показывает, насколько велик диапазон невротических и психопатологических расстройств у роди-

телей умственно отсталых детей: аффективные, истерические, депрессивные расстройства, в том числе депрессии с суицидальными попытками, идеями самообвинения, самоуничижения; тревожные расстройства [4]. В работах ВА. Вишневского освещается проявление депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности) у матерей, воспитывающих ребёнка с ДЦП.

Социальный уровень отражает особенности отношения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с внешним миром. В работах исследователей, занимавшихся данным вопросом, указывается, что, как правило, семья становится избирательной в контактах, а то и вообще отказывается от каких бы то ни было отношений с окружающими, родственниками, снижается её социальная активность [1,6,10,14].

К настоящему времени в отечественных педагогических и психологических исследованиях недостаточно изучены вопросы о влиянии особенностей развития ребёнка, тяжести его дефекта на структурные изменения в семье (число, состав), хотя в некоторых исследованиях отмечается, что в случае появления в семье ребенка-инвалида нередко под вопросом находится брак родителей, как правило, мужчины, не выдерживая такого стресса, уходят из семьи.

Гораздо полнее описаны нарушения взаимоотношений в таких семьях (отношений «мать - отец»; отношений «мать - ребенок-инвалид»; отношений «мать - другие дети»; отношений «отец - ребенок-инвалид»; отношений «отец - другие дети в семье»; «ребенок-инвалид - другие дети в семье»), структурные изменения, факторы,

которые влияют на этот процесс. Так, в исследованиях Кеннет Теркельсен описана типичная ситуация, которая складывается в семьях с психически больными [18, с. 38], Автором разработана концепция «трех уровней вовлечения», в соответствии с этой концепцией появление психически больного в семье приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений между ее членами. Семья разделяется на три слоя, которые концентрируются вокруг больного и различаются степенью и характером вовлеченности в опеку: внутренний (обычно один человек, это тот член семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания), второй слой вокруг больного -это члены семьи, которые непосредственно не участвуют в повседневной опеке (у членов семьи, относящихся к данному слою, могут появиться «сверхважные» профессиональные и другие внесемейные обязанности, истинная функция которых защитить их от больного и связанных с ним чрезвычайных происшествий, а также возникает чувство вины перед главным опекуном и отчуждение между главным опекуном и другими членами семьи), третий слой - наружный (его составляют близкие и дальние родственники, которые знают о проблемах, связанных с больным, интересуются ими, однако практически не имеют с ними повседневного контакта, но очень часто их мнения и поступки осложняют положение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности). Данная модель отношений прослеживается и в семьях с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Отношения между родителями и детьми также включены в структурную характеристику семьи. Под родительским отношением понимается «система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков», которые детерминированы особенностями личности родителей; личностными и кли-нико-психологнческими особенностями ребенка, семейными традициями, особенностями семейного общения и др. Детско-родительскне отношения в семьях с нетипичным ребёнком активно рассматриваются в исследованиях Т.Г. Горячевой, ЕА Игнатьевой, М.В. Ипполитовой, Е.И. Исениной, З.В Луковцевой, Н.В. Мазуровой, Л.С. Печнико-вой, Л,И, Солнцевой, АН. Смирновой, Б. Споком, СМ. Хорош, Чавес Вега и др. В них от мечается тот факт, что «заболевание ребёнгс формирует родительскую установку в боль шей степени, чем что-либо другое». Напри мер, в психолого-педагогической литерату ре описаны «синдром растерянности» в от ношении матерей к детям с РДА (Л.С. Печни кова); феномен включения болезни и one рации по поводу врожденного порока серд ца в раннем возрасте ребенка во всю струи туру родительского отношения (Т.Г. Горяч« ва); проекция «детских качеств», форми рующих у ребёнка инфантилизм, завиа мость, инактивность; фобия утраты xapai терны в семье по отношению к детям с ДЦ1 Анализируя виды отношений родителей детям с проблемами в развитии, стилей о мейного воспитания, Л.В. Шипицына npi шла к правомерному выводу о том, что, общем, они являются своеобразным проя лением нарушенных стилей воспитаю

выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация [16].

Еще один уровень, на котором семья ребенка с ООП обладает качественным своеобразием, - динамический. Семья в процессе своей жизнедеятельности (жизненный цикл) развивается и проходит определенные этапы развития (Ч.С. Гризицкас, СКратохвил, Н.В. Малярова, Р. Нойберт, В. Сатир, Ю. Хамяляйнен, др.). По мнению исследователей, на всех этапах развития семьи на нее действуют нормативные стрессоры (т.е. трудности, которые испытывает большинство семей), что приводит к семейным кризисам. По мнению Э,Г. Эдеймиллера и В.В. Юстицкого, нервно-психические расстройства, умственная отсталость, психозы у членов семьи (в том числе и детей) травмируют семейно-необходимые качества («совокупность психологических качеств, необходимых члену семьи для того, чтобы успешно справляться с проблемами, возникающими в ходе семейной жизни, которые по мере развития заболевания у индивида, как правило, постепенно исчезают, и это не позволяет успешно функционировать семье, ее структура и отношения в ней становятся весьма неустойчивыми. В результате такая семья испытывает очень сильные побуждения измениться В каком направлении, «конструктивном» или «деструктивном», пойдёт развитие семьи будет зависеть от рада факторов, которые достаточно подробно описаны в психологической и психотерапевтической литературе. Так, в исследованиях 3. Матейчика отмечается рад факторов, от взаимодействия которых, по его мнению, зависит «индивидуальность развития каждо-

го отдельно взятого семейного коллектива», в котором воспитывается ребёнок с проблемами. Автор считает, что развитие семейного коллектива будет зависеть от социально-экономического положения семьи, обусловленного уровнем образованности отдельных ее членов, их доходами, общественным престижем и т. п.; от состава семьи, количества детей в семье, от того, каким по счету является ребенок-инвалид среди братьев и сестер, есть ли бабушки и дедушки и каковы их качества и возможности; эмоциональной значимости этого ребенка для родителей, то есть желанный он или нет, чего от него ожидали, какие надежды возлагали; от возраста и уровня развития ребёнка в тот момент, когда был обнаружен дефект; от степени поражения той или иной функции; от прогноза заболевания; социальных ограничений; от индивидуальных характеристик ребёнка (темперамент, особенности нервной системы) (8, с.270-286]. По мнению Э.Г. Эдеймиллера и В.В. Юстицкого, направления развития семьи будут зависеть от поведения больного, длительности его болезни, степени нарушения обыденной жизни семьи.

Фарбер (1959 г.), изучая семью, имеющую ребенка с тяжелым недостатком в развитии, определил характер ее кризиса как остановку жизненного цикла, тле. развитие цикла замедляется, родители не могут планировать целый рад событий, ожидаемых в норме, потому что их ребенок - особенный, он развивается по-своему, смены семейных ролей не происходит, жизненный цикл семьи теряет свою синхронность, при этом чем больше его асинхронность, тем больше степень семейного кризиса. По мнению исследователя, ситуация в семье, имеющей ребенка с тяжелой недостаточностью, стано-

вится более стрессогенной по мере развития семейного цикла, т. е. на его поздних стадиях, потому что, согласно концепции остановки семейного цикла независимо от порядка рождения и социальной роли проблемного ребенка, этот ребенок постепенно перемещается в сторону младшего ребенка, т. е. не взрослеет, что оказывает влияние на адаптацию здоровых братьев и сестер.

Рассмотрев особенности семей детей-инвалидов, мы считаем, что оценка возможностей семьи реализовывать свои функции по отношению к детям-инвалидам, диагностика направлений развития такой семьи, её структурных и динамических изменений представляет собой важный момент в оказании ей адресной медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи с целью содействия развитию личности ребенка-инвалида, достижению им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Библиографический список

1. Аксенова ЛЯ. Социальная педагогика в специальном образовании / ЛЯ. Аксенова. - М.: АСАОЕМА, 2001,- 191с.

2. Гребенников ИВ. Основы семейной жизни / ИВ. Гребенников. - М,, 1991.

3. Зайцев ДВ. Социологический анализ современной семьи России / ДВ. Зайцев // Дефектология. - 2001. - № 6. - С. 3-Ю.

4. Игнатьева ЕА Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно-отсталым ребенком; Дис.... канд. пед. наук / ЕА Игнатьева. - М., 2003. - 165 с.

5. Мазурова НВ. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухих школьников: Дис. ... кавд. пед. наук / НВ. Мазурова. - М„ 1997. - 139 с.

6. Майрамян РФ. Семья и умственно отсталый ребёнок Дис. ... канд. пед. наук / Р.Ф. Майрамян. - М, 1976.

7. Малофеев НИ. Специальное образование в России и за рубежом / НК Малофеев. - М, 1996.

8. Маатокова ЕМ. Лечебная педагогика I ЕМ. Мастюкова. - М: 8ЛАДОС, 1997. С. 303.

9. Матейчик 3. Родители и дети / З.Матейчик. - М.: Просвещение, 1992. -318 с.

ЮМорова Н.С. Основы-социально педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дис. ... д-ра пед наук / ЕС. Морова. М., 1998. - 416 с.

ПЛанов АМ. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей / АМ. Панов. -М., 1997.

12.Специальная педагогика / Под ред. ИМ. Назаровой. - М.: АСАОЕМА, 2000. - 395

с.

1Ь.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2 (АС. Спиваковская. М.: «Апрель Пресс», ЭКСМО - Пресс*, 1999. -462 с.

Ц.Ткачёва ВВ. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / ВВ. Ткачёва // Дефектология.- 1998.-№ 4.-С 4.

15 Харчев АТ. Брак и семья в СССР / АГ. Харчев. - М.: Политиздат, 1997.

1 вШитцынаЛМ. «Необучаемый» в семье и обществе / ЛМ. Шитщына. СПб.: «Дидактика Плюс», М.; Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 495 с.

17Эйдемилмр ЭГ. Семейная хрестоматия / ЭТ. Эйдемимер, ИВ. Александрова, ВВ.Юстщкис. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

1 НЭйдемиллер ЭТ. Семейная психотерапия / ЭТ. Эйдемимер, ВВ. Юстщкий. Л; Медицина, 1990. - 188 с.

ОJV. Tverskaya

PECULIAR FEATURES OF FAMILIES BRINGING UP CHILDREN-INVALIDS

Specific peculiar features of families bringing up children-invalids have been considered at the functional, structural and dynamic level. At the functional level, there occurs «enrichment*, supplementing of educational function of a family at the expense of rehabilitation, correcting and compensating functions. At the structural level, there are qualitative changes of family (psychological, somatic, social) caused by objective and subjective difficulties and problems. At the dynamic level, there is changing in

family's life cycle (asynchronism, absence of changes in family roles et c.). When a family is bringing up a child with severe developmental defects changing is stopped. Besides, directions in development of family relations in many respects are induced by the type of children's diseases and degree of disturbances in a family. It is necessary to diagnose demands of a family bringing up children-invalids, study its peculiar features and fulfill specialized psychopedagogi-cal work.

Keywords: rehabilitation, child-invalid, conditions of bringing up children-invalids, functional, structural, dynamic peculiarities features, specialized family aid.

Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь Материал поступил в редакцию 13.06.06

УДК 616.8-008.615-058.55:343.81612.821.017.2

Г.М. Биктухаметова, РЖ Масагутов

СИМПТОМЫ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У МУЖЧИН, НАХОДЯЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО СТРЕССА

В настоящее время адаптация человека к окружающей среде, определяющая успешность его деятельности и сохранение здоровья, в большей степени зависит от его психических возможностей, чем от физического потенциала [5]. По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, обращающихся к врачам общей практики, относятся к группе психосоматических больных [3]. Это диктует необходимость дальнейшего поиска оптимального решения вопросов, связанных с профилактикой и ранней диагностикой рас-

стройств психической адаптации на доно-зологическом этапе,

При изучении психической адаптации важное место занимают вопросы психологического микроклимата коллектива, в частности, в условиях социальной изоляции при отбывании наказания в местах лишения свободы (пенитенциарный стресс), Исследование расстройств психической адаптации у осужденных лиц является актуальным для профилактики возможных срывов адаптации и, тем самым, предотвращения разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.