Научная статья на тему 'Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов'

Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
28053
3324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ / ЗАЩИТА ПРАВ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ГЕРМАНИИ / FOREIGN EXPERIENCE OF SOCIAL REHABILITATION OF INVALIDS / PROTECTION OF THE RIGHTS OF INVALIDS / SOCIAL REHABILITATION OF INVALIDS / INTEGRATION OF INVALIDS INTO A SOCIETY LIFE / EMPLOYMENT OF INVALIDS / SYSTEM OF SOCIAL REHABILITATION OF INVALIDS IN GERMANY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чалдаева Д. А., Нигматьянова И. Г.

Рассмотрены законодательные меры по защите прав инвалидов и зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов на примере ряда стран. Представлена система социальной реабилитации инвалидов в Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative arrangements on protection of the rights of invalids and foreign experience of social rehabilitation of invalids on an example of some countries are considered. The system of social rehabilitation of invalids in Germany is presented.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов»

Д. А. Чалдаева, И. Г. Нигматьянова ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Ключевые слова: зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов, защита прав инвалидов, социальная реабилитация инвалидов, интеграция инвалидов в жизнь общества, трудоустройство инвалидов, система социальной реабилитации инвалидов в Германии. foreign experience of social rehabilitation of invalids, protection of the rights of invalids, social rehabilitation of invalids, integration of invalids into a society life, employment of invalids, system of social rehabilitation of invalids in Germany

Рассмотрены законодательные меры по защите прав инвалидов и зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов на примере ряда стран. Представлена система социальной реабилитации инвалидов в Германии.

Legislative arrangements on protection of the rights of invalids and foreign experience of social rehabilitation of invalids on an example of some countries are considered. The system of social rehabilitation of invalids in Germany is presented.

В каждой стране имеется своя история социальной реабилитации инвалидов. Законодательство большинства стран варьирует в зависимости от разницы в уровне их промышленного развития, социально-экономической ситуации и т.д.

В некоторых европейских странах еще до Второй мировой войны существовало законодательство относительно инвалидов, в основе которого лежали мероприятия, касающиеся инвалидов-ветеранов или неимущих граждан на момент начала ХХ века. Некоторые страны приступили к осуществлению конкретных мер для поддержки инвалидов после второй мировой войны, а также приняли законы в области их реабилитации. До конца 70-х гг. ХХ в. доминировала концепция признания за инвалидами всех основных прав без специальных мер защиты. Считалось, что принципы недискриминации и уважения человеческого достоинства, провозглашенные в Международном билле о правах человека, достаточны для инвалидов. Проблемы инвалидности и практическая деятельность по защите прав инвалидов потребовали создания отдельной международной системы защиты их прав.

Первым документом, изменившим подход к решению проблем инвалидов, стала Всемирная программа действий в отношении инвалидов. До ее принятия социальная политика по отношению к инвалидам включала в себя лишь мероприятия медицинского характера, реабилитацию и профилактику по предупреждению отдельных причин инвалидности. Провозглашенные Программой цели обеспечения равенства и полного участия инвалидов в общественной жизни и развитии свидетельствовали об изменении понимания состояния инвалидности международным сообществом, признавшего необходимость применения целостного подхода к решению проблем инвалидности.

Существенным образом изменилось и само понимание «инвалидности»: инвалидов перестали относить к уязвимым группам населения, т. к. инвалидом по той или иной причине может стать любой человек на любом этапе его нормального жизненного цикла. Подход, основанный на принципе «уязвимости» инвалидов, уступил место концепции развития социальной самодостаточности инвалидов, включающей в себя мероприятия по созданию условий адаптации инвалидов в «обычных» социальных и экономических структурах. Создание равных возможностей для инвалидов рассматривается как процесс обеспечения доступности всех сфер общественной жизни. Основным компонентом обеспечения доступности являются меры содействия полноценному и эффективному участию инвалидов в процессе принятия решений.

В рамках развития идей Всемирной программы были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Правовой и моральной основой Стандартных правил стали Международный билль о правах человека, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

3 мая 2008 была утверждена и принята Конвенции о правах инвалидов. Целью Конвенции, как указано в Статье 1, является «реализация, защита и обеспечение для инвалидов равного пользования всеми основными правами и свободами человека, а также призыв к уважению их врожденных достоинств». Конвенция отмечает значительный сдвиг в восприятии обществом инвалидов, так как каждый человек становится единственно ответственным за принятие решений относительно своей жизни. Благодаря этому инвалиды становятся «носителями прав» и «субъектами закона», получая полное право на составление и воплощение в жизнь планов или политик, имеющих к ним отношение. Конвенция переносит акцент с доступности материальных благ на более широкую проблему равенства и определения социальных барьеров, препятствующих участию инвалидов в общественной жизни, пользовании ресурсами здравоохранения, образования, трудоустройства и развития, как личности.

Цель этой конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного осуществления инвалидами всех прав человека на равной основе. Она охватывает ряд таких ключевых вопросов, как доступность, индивидуальная мобильность, здоровье, образование, занятость, абилитация и реабилитация, участие в политической жизни, а также равенство и недискриминация. Эта конвенция меняет представление об инвалидности как о проблеме социального вспомоществования и сосредоточивается на вопросах соблюдения прав человека и признании того, что существующие в обществе барьеры и предрассудки сами по себе являются ущербными.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию, юридически обязаны относиться к инвалидам не только как к потерпевшим или общественному меньшинству, но как к субъектам закона с четко сформулированными правами. Эти государства также обязаны адаптировать национальное законодательство согласно международным стандартам, установленным в соглашении.

Исходя из приоритетов социальной политики во всем мире, социальная реабилитация осуществляется по нескольким направлениям. В настоящее время в мире реализуются три основные модели: либеральная (англосаксонская) модель, социал-демократическая (скандинавская) модель, корпоративная (континентальная) модель. Каждая страна с учётом своей специфики формирует собственную модель социальной реабилитации. Впервые в истории для инвалидов, рассматриваемых как равноправные члены общества и его активные участники, создаются предпосылки для их возвращения в обычную среду путем деизоляции.

Социальная реабилитация в настоящее время включает в себя несколько аспектов: социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. По данным ООН, ежегодный прирост числа инвалидов составляет более 8 миллионов, каждый день в мире появляется 23 тыс. инвалидов.

Вопросы разрешения проблем инвалидов были подняты в рамках регионального сотрудничества государств: 1983-1992 и 1993-2002 были объявлены Азиатско-тихоокеанскими десятилетиями инвалидов, 2000-2009 - Африканским десятилетием инвалидов, 2003-2012 -Десятилетием инвалидов арабских стран, 2003 год - Годом инвалидов в Европе.

На уровне отдельных стран наиболее гарантированным инструментом защиты прав инвалидов являются их конституции. В ряде государств, по праву называющих себя социальными, вопросы защиты прав инвалидов являются приоритетными. В этих странах проблемы инвалидов впервые актуализировали главы государств, как правило, внесшие боль-

шой вклад в сферу социальной заботы о своих гражданах. Наиболее отчетливо и эффективно это проявилось в США.

В 1973 году был принят Закон «О реабилитации», который предусматривал недопущение дискриминации в государственных программах США при заключении контрактов с федеральным правительством.

В 1976 году Конгрессом США был принят Закон об образовании для всех детей-инвалидов. Данный закон открыл двери школ для детей с инвалидностью и ввел ряд защитных мер, регулирующих предоставляемое им специальное образование.

В 1988 году Конгресс США принял Закон о помощи посредством технических средств лицам с инвалидностью, известный как «Тек-Акт». Согласно этому закону, физические ограничения признавались «естественным элементом человеческого существования», который «никоим образом не умаляет права каждого на независимость, самоопределение, содержательную карьеру или полное участие в общей экономической, политической, социальной, культурной и образовательной» жизни американского общества.

После принятия данных нормативно-правовых актов началось движение самих инвалидов против дискриминации. Большую роль в этом сыграли суды, принимавшие сторону инвалидов и накладывавшие строгие санкции в случае невыполнения норм новых законов. Специально созданные бригады строителей-подрядчиков по всем штатам Америки стали делать съезды и пандусы, улучшая доступность американских городов для инвалидов. Позже были приняты еще законы, существенно улучшающие условия жизни инвалидов, предоставляющие равные права и равные возможности для лиц с какой-либо формой инвалидности (например, Закон «Об образовании лиц с отклонениями в развитии и здоровье» 1997 года).

16 декабря 2003 года Конгресс США принял закон, в котором оговаривается преимущество ветеранов и инвалидов вооруженных сил, а также фирм, где таковые работают, при заключении трудовых контрактов с федеральным правительством.

После принятия в США в 1990 году Закона «Об американцах-инвалидах» получила развитие так называемая инновационная модель социальной политики, или модель реализации гражданских прав - антидискриминационная концепция социальной политики, проводимая по отношению к инвалидам.

Модель реализации гражданских прав является инновационной в том смысле, что впервые в истории в ней инвалиды рассматриваются как равноправные члены общества и его активные участники, и создаются предпосылки для их возвращения в обычную среду путем деизоляции.

Разработанная в США модель реализации гражданских прав рассматривается как международный эталон социальной политики. В данной модели не только наиболее полно защищены гражданские права, способствующие повышению социального статуса и интеграции инвалидов в общество, но и определена как экономически выгодная для государства практика деинституционализации, то есть свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.

На сегодня базовым нормативно-правовым актом, защищающим права инвалидов в США, является упомянутый Закон «Об американцах-инвалидах», запрещающий дискриминацию инвалидов в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов «равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг». Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских собраниях. Закон обязывает предпринимать «разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инва-

лидов». Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке - высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта.

Отдельный закон «О трудоустройстве инвалидов» регламентирует вопросы трудоустройства и запрещает дискриминацию инвалидов при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.

Успех американской модели заботы об инвалидах заключается не только в законодательном регламентировании деятельности сферы социальных услуг, но и в инициативах самого общества, направленных на то, чтобы люди с теми или иными физическими недостатками могли максимально ощущать себя полноценной и интегрированной частью общества. Так, Образовательный фонд телесети «WGBH» (Бостон) разработал систему расширения возможностей инвалидов по пользованию телевидением.

В США насчитывается 85 миллионов человек, которые либо из-за слабого слуха или зрения, либо из-за недостаточного знания английского языка не имеют надлежащего доступа к телевидению и радио. Существующий при «WGBH» Национальный центр за доступные СМИ (НКАМ) в сотрудничестве с Национальной федерацией слепых создал систему, благодаря которой крупнейшая общенациональная газета США «USA Today» распространяется синтезированным голосом по телефонным линиям специально для слабо видящих.

Значимое достижение американцев, открывшее возможность для людей со слабым слухом приобщиться к телевидению, - введение титров («кэпшн»), чем занимается специальный «Кэпшн центр». Еще с 1972 года «Кэпшн-центр» обеспечивает титрами телекомпании, производителей рекламы, музыкальных видеокассет США, Англии, Канады и Австралии. Система титров действует таким образом, что их принимают лишь телевизоры, оборудованные специальными декодерами. В 1990 году был принят поддерживаемый «Кэпшн-центром» Закон «О ТВ-декодерах», согласно которому с 1 июля 1993 года все телевизоры с размером экрана более 13 дюймов по диагонали, произведенные для продажи в США, должны иметь встроенный декодер.

На сегодняшний день четыре важнейших коммерческих телеканала Америки «NBC», «ABC», «CBS» и «Фокс» снабжают титрами все свои программы, идущие в прайм-тайм, а также все детские программы, и до 60 часов выпусков новостей в неделю. Титрами снабжают многие передачи и крупнейшие кабельные каналы. Более 10 тысяч наименований видеокассет для домашнего использования также уже снабжены титрами, а практически все новые видео выпускаются с вариантом для слабослышащих. Ежегодно более 500 музыкальных видео и 7 тысяч 250 рекламных роликов также сопровождается титрами. А с 1990 года при Образовательном фонде «WGBH» начала действовать «Описательная видеослужба» (ДВС), которая делает программы общественного телевидения, видеокассеты и другие зрительные средства массовой информации доступными для слабозрячих.

В Германии с 1981 г. на Втором Германском телевидении идет трансляция передачи новостей «На этой неделе» с обзором важнейших событий, предназначенной, главным образом, для глухих и плохо слышащих людей. Сообщения, как и в обычных передачах, читает диктор, но на левой стороне экрана имеется постоянная вставка с сурдопереводчиком.

Развитая на Западе идея действенной и полной интеграции инвалидов в жизнь общества привела к оборудованию банкоматов специальными аудио- или видеосистемами.

Первая машина, предназначенная для расширения услуг банкоматов для людей с дефектами зрения, была установлена в 1997 году канадским банком Royal Bank. В Америке такая технология впервые была применена два года спустя кредитным союзом San Francisco Credit Union. Вслед за ними аналогичные системы начали устанавливаться большинством крупных финансовых институтов, проявляющих таким образом свое внимание к людям с плохим зрением.

Показателями развитости социального общества и даже правового государства, в котором граждане имеют равные возможности, являются также: для людей с проблемным зрением - менее цветастые страницы интернета, для слабо слышащих - озвучивание услуг банкоматов и популярных фильмов и передач.

Полезен для изучения опыт работы Канады по трудоустройству инвалидов. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройства молодежи» предусматривается ряд мер по получению молодежью специального или высшего образования, трудоустройству, как-то, льготы для работодателей, трудоустраивающих молодых инвалидов, компенсация стоимости необходимого для лиц с ограниченными возможностями оборудования. Программа студенческих займов предоставляет финансовые льготы для инвалидов-студентов.

Механизмы закрепления прав инвалидов в развитых странах различны: в Канаде принцип равноправия и запрета дискриминации инвалидов содержится в Конституции страны, в Германии - в Основном законе, специальном разделе Кодекса социального законодательства, законах «Об инвалидах», «О единообразии мер по реабилитации», «О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом», «О борьбе с безработицей среди инвалидов», в Великобритании - в специальных законах «О недискриминации инвалидов», «О национальной помощи», «Об инвалидах», «О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов», «О социальном обеспечении», в Венгрии - в законе «О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей».

Политику государственных и частных организаций в Германии по отношению к инвалидам определяют такие понятия, как интеграция и реабилитация. Германия располагает всеохватывающей дифференцированной системой социальной реабилитации. Через оказание социальной помощи ее получатель реинтегрируется в сообщество людей и даже получает независимость от него (через предоставление работы, восстановление работоспособности путем попечительства, ухода и лечения). Получатель помощи в процессе его реинтеграции в сообщество людей обязан сам проявлять активность и, в тоже время, рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней.

Все виды помощи делятся на две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня (жизненной поддержки) и помощь в особых жизненных ситуациях, к которой можно отнести и санаторно-курортное лечение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы земель.

В Германии, по официальным данным, на 82 млн. населения приходится около 7 млн. инвалидов (около 8,5%). В 1984 году в основной закон Германии была внесена поправка следующего содержания: «Никто не может и не должен притесняться из-за своих недостатков (умственных или физических)», а Кодекс социального законодательства дополнили разделом «Реабилитация и участие инвалидов в жизни общества», который вступил в действие с 1 июля 2001 года.

Помимо видов социальной помощи, предусмотренных законодательством, во многих городах и общинах существуют дополнительные возможности участия инвалидов в социальной и культурной жизни общества (например, бесплатные абонементы, дающие

скидку на проездные билеты или билеты в бассейн, на концерт, в музей, а также группы самопомощи).

В крупных городах существуют общественные организации, объединяющие людей с различными видами инвалидности. Для своих членов там устраиваются регулярные встречи, экскурсионные поездки, консультации. Часто там имеется специальный справочник, где указаны подобного рода фирмы и организации, дана контактная информация.

На сегодняшний день существует масса всевозможных технических вспомогательных средств и приспособлений для инвалидов на все случаи жизни (например, специальные расчески, изготовленные с учетом дефекта ладони, которая ее будет держать, автомобили, управляемые при помощи кнопки и голоса). Все это - также одна из составных частей системы реабилитации. Тем инвалидам или одиноким, кто не в состоянии выходить на улицу, а все необходимые контакты (например, с врачом) вынужден осуществлять по телефону, выплачивается одноразовое пособие за пользование телефоном. Поскольку нормальный образ жизни не исключает радио и телевидение, то по заявлению клиента социальная служба может освободить его и от абонентской платы за пользование радио и телевизором.

Свободное время и отпуска имеют для инвалидов особое значение, поскольку возмещают утрату социальных контактов в других отраслях. Еще в 1980-е гг. нередко случалось, что инвалиды-колясочники «доставлялись» до места отдыха в багажном вагоне. Постепенно в Германии стали перестраивать вокзалы и поезда в соответствии с потребностями инвалидов. Предлагаемые варианты проведения свободного времени и отпусков совместно с не инвалидами способствуют социальной интеграции инвалидов. Такое целенаправленное информирование осуществляют государственные организации и, кроме того, государство и федеральные земли финансируют строительство и оборудование общедоступных семейных баз отдыха.

TUI (Touristik Union International) - самый большой туристический концерн в Германии, который дополнительно к обычным каталогам выпускает массивное справочное издание «Информация для инвалидов и сопровождающих лиц». В нем можно найти информацию, например, о том, в каких местах отдыха учтены потребности глухих и слепых в проводниковых и информационных системах, где взять на прокат или приобрести дачу на колесах для лилипутов, где в местах отдыха имеются центры диализа, какие лестницы в гостиницах и т. д.

С 1 января 1995 г. в Германии было введено социальное страхование по уходу. Одновременно стала создаваться мощная сеть служб и учреждений по уходу, на которые ложилась обязанность квалифицированного удовлетворения этой растущей потребности, а с 1 апреля 1995 г. в Германии начали производить выплаты по уходу на дому.

Интересной формой социальной помощи в Германии являются возникшие в 1970-х гг. в старых землях станции социальной помощи, которые наряду с социальными услугами должны были улучшить временный уход и, особенно, специальные услуги по уходу за больными. Данная форма социальной помощи пользуется большим спросом и является средством быстрого реагирования на социальные проблемы населения.

В середине 1980-х гг. параллельно с социальными станциями начали возникать частные амбулаторные службы по уходу за клиентами. Эти частные службы могут заключать с государственными больничными кассами договоры об обеспечении домашнего ухода за больным или оказании ему хозяйственной помощи.

Широкое распространение получили стационарные учреждения дневного ухода, рассчитанные на людей, которые вследствие физического или душевного заболевания не в состоянии одни находиться в квартире и в течение дня им необходима поддержка. Во избежание необходимости в постоянном присмотре и уходе и в целях реабилитации, направ-

ленной на решение этой задачи, чаще всего требуется квалифицированная геронтореабилитационная помощь. Интенсивная терапия, включающая в себя лечебную гимнастику, языковую терапию, механо- и трудотерапию, нередко помогает преодолевать хроническое старческое недомогание и обеспечивает настолько эффективную реабилитацию людей преклонного возраста, что они снова могут жить вместе со своими близкими или в специальном интернате, почти полностью обслуживая себя, либо становятся способны даже вести собственное хозяйство, оставаясь частично или полностью независимыми от постороннего ухода. В этом случае действует принцип оказания сначала амбулаторной, и лишь затем стационарной помощи.

Для реализации этого принципа, зафиксированного в нескольких параграфах 5-го тома кодекса социального права и в § 39 федерального закона о социальной помощи, помимо более сильной реабилитационной ориентации общего амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания и интернатов для престарелых, создается тройственная система реабилитационных учреждений:

• гериатрические амбулаторные отделения в больницах и центрах социальной помощи с мобильными, в частности, лечебно-гимнастическими и другими службами, включая оказание дальнейшей интенсивной реабилитационной помощи после выхода из стационара;

• дневные клиники в качестве полустационарных учреждений для пациентов, которым амбулаторное лечение оказывается недостаточным, но в то же время уже нет необходимости в стационарном лечении;

• учреждения для оказания адекватной стационарной помощи (уход за кожей, лечебная гимнастика, психотерапия, лечение расстройств речи и другое) при лечении старческих и хронических заболеваний.

Возможности врачей по всемерному использованию реабилитационного потенциала пациентов преклонного возраста зависят от убежденности в том, что пожилые люди также вправе жить достойной человека жизнью в максимальной независимости от посторонней помощи.

Все государственные меры поддерживаются целым рядом частных благотворительных организаций.

Конституция Германии (1994 г.) гласит: «Никто не может подвергаться негативной дискриминации по причине своей инвалидности». Именно эта статья стала для государства основополагающей для обеспечения полноценной интеграции инвалидов в общество.

Услуги по реабилитации оказываются всем инвалидам, а также тем, кому угрожает инвалидность, при этом причина возникновения увечья не играет никакой роли. Помощь необходимо оказывать как пострадавшим в результате военных действий, так и пострадавшим в транспортных авариях или получившим производственные травмы, поскольку увечье вырвало их из трудовой жизни и возможности заниматься своей профессией. Это относится и к инвалидам с детства.

Для инвалидов осуществляются следующие реабилитационные мероприятия:

• Медицинская реабилитация.

• Помощь, необходимая в профессиональной деятельности (получении рабочего места или продолжение своей профессиональной деятельности с учетом нынешнего состояния; квалифицированная профессиональная ориентация, профессиональная адаптация, обучение, повышение квалификации или переподготовка, а также возможность завершения школьного образования для последующей переподготовки и другие виды помощи в трудовой деятельности).

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в специальных учреждениях профессиональной реабилитации - центрах для первичной подготовки молодых ин-

валидов и центрах профессиональной реабилитации и переподготовки взрослых инвалидов, имеющих необходимые специализированные (медицинские, педагогические, психологические и социальные) службы. Все затраты на пребывание инвалида в таких межотраслевых реабилитационных центрах (включая стоимость проживания и питания) несут соответствующие страховые организации. Федеральное правительство оказывает этим центрам поддержку в приспособлении программ обучения к возрастающим требованиям рынка труда и новым технологиям с учетом склонностей и способностей реабилитантов.

Помимо этих центров особое значение имеют учреждения медикопрофессиональной реабилитации, где пациенты, страдающие определенными (например, неврологическими) заболеваниями уже в ходе медицинской реабилитации делают первые шаги к профессии (подбор профессии и проверка трудовых навыков, подготовка к возобновлению трудовой деятельности или занятиям на курсах переподготовки.

• Помощь в школьной и общественной адаптации, цель которой - научить инвалидов обитанию в совершенно не приспособленной к имеющейся у них дисфункции среде. Поэтому образование должно оказывать индивидуальную и, направленную на интеграцию в социальной среде, помощь.

• Финансовая помощь, представляющая собой необходимые выплаты и прочие виды помощи для социально-трудовой реабилитации инвалидов и лиц, которым угрожает инвалидность (финансирование медицинских услуг, мер по содействию трудоустройству и профессиональному образованию, общей социально-трудовой реабилитации).

• Учреждения для обучения профессии лиц, нуждающихся в постоянном сопровождении, для переподготовки или повышения квалификации взрослых инвалидов, мастерские для инвалидов

Инвалиды вправе получить любую полезную для них информацию, а также компетентную, своевременную и обширную консультацию о возможностях проведения медицинской, профессиональной и иной дополнительной реабилитации. Для этого существуют специальные справочно-консультационные службы, порядок работы которых определен общим соглашением о предоставлении такого рода услуг, принятом в 1977 году. Кроме них, в особом порядке консультации инвалидам обязаны давать врачи и больницы, отделы здравоохранения и отделы социального обеспечения в рамках оказания персональной помощи.

Законодательно инвалиды более надежно защищены от угрозы увольнения. В Германии принято три важных закона, гарантирующих права инвалидов и запрещающие увольнять инвалидов до достижения ими 30 лет:

1.«О равенстве прав инвалидов на работе». Благодаря его применению, безработица среди инвалидов была снижена на 25%.

2. «О реабилитации инвалидов и участии их в общественной жизни», реализация которого привела к созданию государственного каталога инвалидов, нуждающихся в первоочередной помощи, и лиц, являющихся потенциальными клиентами для социальной помощи.

3.«Об уравнивании прав инвалидов с другими гражданами страны». Он предоставил инвалидам множество страховок, помогающих им лечиться, учиться, содержать жилье и решать другие жизненные проблемы, а также установил квоты для инвалидов.

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов возложено на Федеральное управление по труду.

В Швеции, США, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Канаде и Германии развита программа раннего вмешательства, цель которой - как можно раньше обнаружить ребенка, нуждающегося в помощи, и оказать ему эту помощь.

Во многих странах существуют специальные законодательные акты, регулирующие исключительно вопросы трудоустройства инвалидов, обеспечение равных прав и возмож-

ностей в этой сфере. Основной целью существования подобных законов является реабилитация людей с ограниченными возможностями, интеграция их в общество и обеспечение необходимых условий для эффективной работы.

В подавляющем большинстве стран существуют законы, запрещающие прямую или косвенную дискриминацию по отношению к инвалидам, начиная со стадии отбора сотрудников и трудоустройства и заканчивая процедурой освобождения от занимаемой должности. Во многих странах люди с инвалидностью, столкнувшиеся с дискриминацией по отношению к себе, имеют возможность требовать возмещение причиненного морального ущерба и упущенной экономической выгоды. В некоторых странах подобные вопросы решаются не только в судебном порядке, но и специально созданными комиссиями.

Важно отметить, что практика квотирования рабочих мест для инвалидов, подобно внедряемой у нас в стране, применяется и в других странах. Например, в Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем 20 сотрудниками, в Австрии и Польше - с хотя бы 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников - 50. Квота для людей с инвалидностью в Германии составляет 5%, во Франции - 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6% до 2%.

В некоторых странах за незаполнение квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов, а также адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Некоторые государства стимулируют работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Необходимо отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации.

Государственная политика по отношению к инвалидам имеет целью: во-первых, обеспечить их максимальное участие в экономической и социальной жизни общества и в особенности стимулировать их трудоустройство и участие на рынке труда, во-вторых: обеспечить гарантированный доход, так, чтобы люди с инвалидностью не лишались возможности жить достойно из-за своей инвалидности. Основной задачей политики, проводимой большинством развитых стран, стало совместить эти во многом несовместимые цели. Поскольку денежные пособия не всегда содействуют участию инвалида в обществе, не всегда стимулируют его к активному поиску работы, то в законодательстве многих стран кроме денежных выплат предусматриваются меры, гарантирующие участие лица в экономической и социальной жизни.

Во многих странах применяются государственные субсидии предприятиям, использующим труд инвалидов. Субсидии, как правило, предоставляются только тогда, когда человек с инвалидностью гарантированно получает такую же заработную плату, как и работник без инвалидности в аналогичной должности и имеет долгосрочный трудовой контракт. В основном субсидии предоставляются на оборудование рабочего места для человека с инвалидностью, приобретение специализированного оборудования и т.д. В некоторых странах работодатели получают льготы по взносам в фонды социального страхования.

Во многих странах люди с инвалидностью имеют преимущества при участии в различных тренингах и программах профессионального обучения, реализуемых на предприятиях. Также люди с инвалидностью могут участвовать в государственных программах

профессионального обучения, без необходимости иметь статус безработного в течении определенного минимального периода. В большинстве стран существуют специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов. Однако такие предприятия расцениваются не как предпочтительное место работы для человека с инвалидностью, а как «запасной вариант» трудоустройства, когда не удается найти место работы на общих для всех условиях. Также такие предприятия используют труд людей, имеющих серьезные нарушения, для которых физически невозможно или чрезвычайно затруднительно создать необходимые условия труда на обычном предприятии.

Новые механизмы защиты прав инвалидов разработаны в законодательстве стран Азии и Тихоокеанского региона. Многие государства данного региона содержат конституционные положения, разрешающие позитивную дискриминацию в пользу неимущих слоев общества, провозглашающие принципы полного участия и равенства инвалидов. Предусмотрено учреждение специальных фондов по реабилитации и занятости инвалидов. Для обеспечения доступа инвалидов к окружающей среде вводятся принудительные меры.

Особый интерес представляет фундаментальный закон об инвалидах Японии, направленный на обеспечение независимости лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, закон предусматривает принятие всеохватывающего плана по работе с инвалидами и предотвращению инвалидности.

Во многих государствах учреждены координационные механизмы, контролирующие проведение государственной политики в отношении к инвалидам.

В Кипре действует Совет по вопросам реабилитации при министерстве труда и социального страхования, являющийся центральным органом по проблемам инвалидности.

В Финляндии Государственный совет по проблемам инвалидности является консультативным органом министерств и государственных учреждений.

Венгрия учредила правительственный консультативный орган в соответствии с законом XXVI 1998 года, касающимся прав и равных возможностей инвалидов.

Национальный совет по защите инвалидов Иордании, учрежденный в соответствии со Специальным законом о защите инвалидов (закон № 12 1993 года), обеспечивает программы защиты и профессиональной подготовки инвалидов и оказывает поддержку частному сектору и неправительственным организациям.

В 2001 году Мексика учредила при канцелярии Президента управление на уровне кабинета министров по проблемам поощрения и социальной интеграции инвалидов и создала Консультативный совет по вопросам привлечения инвалидов к процессу принятия решений и координации государственной политики в отношении инвалидов.

В Тринидаде и Тобаго Национальный координационный комитет по проблемам инвалидности оказывает правительству консультативные услуги по вопросам, связанным с инвалидностью.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии учредило в 1999 году Независимую целевую группу по правам инвалидов, которая опубликовала документ, озаглавленный «От изоляции к интеграции», являющийся основой для осуществления инициатив в области политики и программ.

Таким образом, забота об интеграции инвалидов в общество, во всем мире инициируемая, как правило, главами государств, включает не только строительство пандусов и съездов, но и целый ряд мероприятий по устранению всех возможных барьеров, а также создание отдельных государственных институтов, координирующих и контролирующих проведение государственной политики по отношению к инвалидам.

Несомненным достижением международных правовых документов, регулирующих отдельные аспекты жизнедеятельности инвалидов, является то, что они всецело направлены на поощрение принципа недискриминции людей с ограниченными возможностями.

Согласно международно-правовым документам процесс действенной и полной интеграции в жизнь общества в первую очередь основан на обеспечении доступности всех сфер общественной жизни, на содействии полноценному и эффективному участию инвалидов в процессе принятия решений. Финансовая реализация данных мероприятий во многих странах проходит за счет снижения ассигнований в результате проведения деинституционализации, то есть свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.

Практика деизоляции, основанная на модели развития гражданских прав, на представлениях об инвалидах как равноправных членах общества и успешно реализованная в США, общепризнанно является наиболее удачным опытом социальной политики в отношении инвалидов. Инновационная схема развития в этой области в США была эффективна во многом благодаря общественным инициативам.

Всемирным комитетом по инвалидам, Институтом Франклина и Элеоноры Рузвельт учреждена ежегодная международная премия за заботу об инвалидах имени Франклина Делано Рузвельта, вручаемая государству, которое достигло значительного прогресса в решении задачи полноценного участия инвалидов в жизни общества.

Некоторые исследователи уже свидетельствуют о конвергенции национальной политики в области инвалидности таких государств, как Великобритания, Мексика, Канада, США, Германия, Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Япония и других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Международные стандарты в области гарантий прав инвалидов и опыт зарубежных стран по социальной защите лиц с ограниченными возможностями.- В: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека «Права и возможности инвалидов в Республике Казахстан» // www.ombudsman.kz/publish/docs/doklad_spec.

2. Новиков, М.Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика / М. Л. Новиков. - М: РООИ «Перспектива», 2008. - 140 с.

3. Котов, В. Обзор законодательства других стран в сфере трудоустройства инвалидов / В Котов // www.rabota.perspektiva-inva.ru, свободный.

4. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля [и др.]: Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учеб. Пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 340 с.

6. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Набе-рушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

© Д. А. Чалдаева - канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, e-mail: [email protected]; И. Г. Нигматьянова - студ. КГТУ, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.