УДК 615.1; 543.257.063
Э. А. Иртуганова, С. Ю. Гармонов, А. В. Кочергин
МОДЕЛЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОРЕАБИЛИТАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инвалиды, интегрированное обучение, образовательная среда, социальная политика, модель
образования, функциональная реабилитация.
Обсуждается проблема доступности высшего образования для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья как приоритетной части проводимой государством социальной политики. Рассматриваются различные варианты интеграции инвалидов в образовательную среду, на основании которых вырабатывается модель полифункционального образовательнореабилитационного комплекса для инвалидов в сфере высшего технического образования.
Keywords:the invalid, the integrated training, education model, professional rehabilitation, social policy.
For invalids and people with the limited possibilities of health the problem of availability of higher education as priority part of social policy spent by the state is discussed. Various variants of integration of invalids in the educational environment on which basis the model of a multipurpose educationalrehabi-litative complex for invalids in sphere of the higher technical education is developed are considered.
В последние годы Правительством и субъектами РФ ведется системная работа по вовлечению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) во все сферы социальной, экономической и политической жизни общества, их участию в создании национального валового продукта.
Разработана Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 г.г. всоответ-ствии с Постановлением правительства РФ от 17.03.2011 № 175, основными целями которой являются: формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество [1].
В мероприятиях Программы предусмотрены два пилотных проекта в шести регионах: В Республике Татарстан, Тверской и Саратовской областях, где будет отработано формирование доступной среды на уровне региона, и в Республике Хакасия, Удмуртской Республике и Тюменской области - механизм поэтапного совершенствования медико-социальной экспертизы.
Обеспечение доступности образовательных учреждений должно стать приоритетным направлением государственной политики. Одним из соисполнителей Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Должна быть сформирована сеть базовых учебных заведений, в которых будут созданы такие условия, и по итогам реализации Программы к концу 2015 года количество таких школ планируется довести до 20%. Сейчас их всего 2,5%.
Что касается высших учебных заведений, то это чрезвычайно актуальный вопрос, который неоднократно обсуждался с общественными организациями инвалидов, в том числе и на Совете по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Согласно приказу Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211, по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, в которых создаются условия, обеспечивающие обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Непосредственных мероприятий по ВУЗам в Программе
не содержится. Как бы обширна не была Программа, все мероприятия она вместить в себя не может, кроме того формирование условий доступности должно осуществляться и вне рамок программы. На данном этапе важно определить методологическую и технологическую базу для разработки и диверсификации образовательных программ высшего профессионального образования в среду инвалидов.
Законодательством Российской Федерации никаких ограничений в области занятости инвалидов по видам профессий не предусмотрено. В то же время, учреждения медикосоциальной экспертизы (МСЭ) по результатам освидетельствования разрабатывают индивидуальные программы реабилитации инвалидов на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, а также формируют рекомендации по профессиональной реабилитации инвалида, с учетом реабилитационного прогноза и потенциала, знаний и навыков, мотиваций к обучению и получению новой профессии. При этом в практической деятельности учреждений МСЭ применяется перечень видов профессиональной деятельности, рекомендуемых для тех категорий инвалидов, у которых нарушения в состоянии здоровья являются определяющим фактором для избрания того или иного вида профессиональной деятельности.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов (2006 г.), к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. При этом Конвенция констатирует, что инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и сре-довыми барьерами, и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства РФ на 2011 - 2015 годы, предусматривается выработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений МСЭ с органами занятости населения, в целях трудоустройства и переподготовки инвалидов. В настоящее время региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривают и осуществляют мероприятия по содействию занятости инвалидов. Схема региональной модели комплексной системы непрерывного профессионального образования и социальной реабилитации инвалидов в республике Татарстан представлена на рис.1.
В настоящее время численность слабослышащих и глухих людей в мире превышает 12%, а по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) к 2020 году достигнет 21%, т.е. складывается общемировая тенденция, что каждый пятый человек будет страдать выраженными недостатками слуха. Значительная часть этого контингента уже приходится на лиц, находящихся в социально-активном возрасте (17-30 лет), для которых необходимость получения образования и дальнейшего трудоустройства является особенно актуальным.
Глухим людям в силу имеющихся у них ограничений всегда было сложно получить престижную профессию. Тем не менее, в советское время большинство из них успешно трудились по многим специальностям в различных отраслях промышленности, науки и образования. В те годы действовал «Перечень профессий, по которым может осуществляться подготовка квалифицированных рабочих из числа глухих, глухонемых и лиц с крайней тугоухостью», утвержденный Госкомитетом Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию от 17.07.73 г. № 89 и согласованный с Минздравом СССР, который содержал около 100 специальностей. В 1975 г. был утвержден Перечень профессий для подготовки в ПТУ рабочих из числа лиц с нарушениями слуха, насчитывающий 94 специальности. Такая же ситуация со специальностями, получаемыми в средних специальных и высших учебных заведениях (97 специальностей по Перечню 1963 г.).
Рис. 1 - Схема региональной модели комплексной системы непрерывного профессионального образования и социальной реабилитации инвалидов в РТ
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150 утвержден «Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда». Фактически, в настоящее время профессиональную подготовку можно получить только по 15 специальностям.
В настоящее время доказана экономическая целесообразность высшего и среднего специального образования для инвалидов, поскольку расходы на их образование возвращаются в виде подоходного налога с работающих высококвалифицированных специалистов и избавляют государство от необходимости выплаты им пособий. По данным российских и зарубежных источников, лица, освоившие программы высшего профессионального образования, имеют занятость более 60%, тогда как инвалиды, имеющие низкий квалифицированный уровень, трудоустроены на 25%. Одновременно социальный статус инвалидов - выпускников вузов несравним с инвалидами, имеющими более низкий квалификационный уровень. В этой связи высшая школа призвана выполнять важную роль в становлении государственной системы социальной защиты инвалидов.
В специальном письме Министерства образования РФ от 25.03.1999 г. указывалось, что «профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов». Аргументировалось это необходимостью обучения инвалидов как профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда. Одновременно с этим справедливо отмечается, что получение образования, в том числе высшего - это один из компонентов комплексного подхода к реабилитации. Для инвалидов предусматривалась возможность как удлиненных сроков обучения, так и дополнительного времени на подготовку экзаменационных ответов; а также педагогическую коррекцию учебного процесса.
В последнее время в нашей стране все большее внимание уделяется образовательной методологии, в основе которой лежит идея интеграции - обучение неслышащих и слабослы-
шащих детей в группах слышащих. Нарушение слуха является одним из распространенных и трудно поддающихся лечению дефектов, осложняющих нормальную адаптацию человека в обществе, поскольку большую роль в формировании личности играет полноценная, богатая разнообразными контактами социальная среда. Обучение в условиях интеграции способствует формированию мотивации и потребностей в общении, совершенствованию коммуникативных возможностей, а также расширению круга общения. Психологическая готовность к интеграции в общество складывается из двух взаимосвязанных аспектов общения: мотивационного и операционного. Мотивационный аспект коммуникации - это наличие потребности во взаимодействии с обществом, операционный аспект - наличие условий и средств для этого взаимодействия. Для успешной интеграции инвалидов в среду общения с людьми без нарушения здоровья необходимо наличие и достаточная степень сформированностиобоих аспектов.
Интеграция инвалидов и ЛОВЗ (лиц с ограниченными возможностями здоровья) по слуху в сферу высшего образования в настоящее время затруднена вследствие ряда причин:
- трудностей создания специальных образовательных и правовых условий;
- отсутствия эффективного медико-реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности;
- практического отсутствия эффективных образовательно-реабилитационных технологий, интегрированных с системой высшего образования.
Значительного опыта успешной интеграции инвалидов и лиц с нарушениями слухоречевого развития в систему высшего технического образования добился ГУИМЦ (Головной учебно-исследовательский и методический центр) в МГТУ им. Н.Э.Баумана [2,3]. Используя накопленный за более 15 лет функционирования ГУИМЦ опыт работы, разработанные ими организационные и методологические подходы, в 2011 году в КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева создан Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
Основными принципами разработанной в ГУИМЦ образовательно-реабилитационной системы являются: вариативное по форме, интегрированное, непрерывное, разноуровневое профессиональное образование; комплексное реабилитационное сопровождение образовательного процесса.
Система обеспечивает создание необходимых специальных образовательных условий, обеспечивающих доступ к единой образовательной и профессиональной среде; адресную функционально ориентированную подготовку специалистов, профессиональную и социальнобытовую адаптацию, социально-правовую ориентацию. Система позволяет выполнять индивидуальную программу реабилитации инвалида в течение всего периода обучения в условиях вуза общего типа за счет проведения реабилитационных мероприятий, содержание и перечень которых зависят от формы и плана обучения.
Важнейшими преимуществами такой образовательно-реабилитационной системы по сравнению с классическими схемами профессионально ориентированных образовательных структур являются (рис.2):
- гибкость, т. е. возможность использования той или иной формы организации учебного процесса в зависимости от медицинских, психолого-физиологических и других показателей, а также от возможностей других факультетов и кафедр принимать участие в образовательных программах для инвалидов;
- модульность, т. е. возможность объединения функционально-инвариантных элементов
технического, программного и методического обеспечения образовательно-
реабилитационного процесса в самостоятельные программно-аппаратные комплексы в зависимости от этапа и формы обучения [4].
Создание адекватных современных образовательных технологий является одной из основных проблем при организации интегрированного обучения лиц со специальными потребностями. Специальные образовательные технологии в техническом университете, исходя из
анализа современных отечественных и зарубежных методологий и необходимых условий для обеспечения образовательной деятельности, должны отвечать следующим требованиям:
- соответствия концепции непрерывного многоуровневого интегрированного образования;
- инклюзивности в установившуюся нормативную педагогическую практику технического вуза;
- интегрированности в национальную систему технического образования;
- органической связи и взаимодополняемости образовательных и реабилитационных технологий, то есть обеспечения единства образовательных и реабилитационных процессов;
- преемственности научных стандартов традиционных технологий новыми образовательными технологиями;
- понимания специальных образовательных технологий как информационных и интеллектуальных.
Рис. 2 - Модель модульной и мобильной интеграции инвалидов со слышащими людьми
в процессе обучения и трудовой деятельности
Для обеспечения этих требований необходимы, в частности, не только инновационные методики обучения, непрерывное техническое, технологическое сопровождение учебного процесса, помощьспециалистов по сурдотехнике, но и насыщение специальных образовательных технологий коррекционными и реабилитационными программами. Ктакого рода программам относятся ряд проводимых на начальных этапах обучения в высшей школе курсов, основной целью которых является приобретение инвалидами коммуникативного мастерства, их психолого-педагогической и социально-средовой адаптации. Число учебных часов на реализацию таких курсов выделяется в соответствии со специальными потребностями обучаемого контингента и, как правило, максимально на 1-ом курсе.
Коррекционные и реабилитационные курсы:
- практический коммуникативный курс русского языка,
- практика речевой коммуникации,
- практика социальной коммуникации,
- валеология,
- психология и психолого-физиологическая адаптация к интегрированной среде,
- психоакустика и основы медико-технической реабилитации.
Кроме того, академическая квота на изучение студентами с патологией слуха образовательных программ, входящих в учебный план по соответствующей специальности, может быть несколько большей, чем таковая для слышащих студентов. Это связано с особенностями инвалидов-студентов, сформированных не только самой потерей слуха, но и из-за недостаточного развития способностей к аналитическо-синтетической и дидактической деятельности, быстрой утомляемости и потери концентрации внимания на объекте изучения. Все эти факторы приводят к увеличению продолжительности обучения студентов-инвалидов по программе университета сроком до 1 года. Можно отметить, что получение полного среднего образования в специальных коррекционных школах для детей-инвалидов по слуху происходит за 12 лет, что также на один год увеличено по сравнению с периодом обучения в обычных среднеобразовательных учреждениях.
Несомненно, создание образовательно-реабилитационной среды в техническом университете является сложным и долгим процессом, требующим как наличия серьезного технического оснащения, так и привлечения высокопрофессиональных кадров. Но в первую очередь необходимо разработать единые подходы к профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере высшего образования.
Технический вуз, как показал опыт ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э.Баумана, берущий на себя обязательства подготовки специалистов в области науки и техники из числа лиц с ограниченными возможностями по слуху в рамках системы непрерывного интегрированного высшего профессионального образования, должен обладать собственными интеллектуальными и материально-техническими ресурсами для решения следующих задач:
- создание и сопровождение базы данных об обучающихся в специализированных и обычных школах с целью формирования контингента будущих абитуриентов, а также для диверсификации программ довузовской подготовки детей-инвалидов;
- участие в работе уполномоченных учреждений медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов по слуху как в части определения их возможностей обучения в интегрированной среде, так и в части нормирования необходимого комплекса условий реализации такого обучения;
- разработка индивидуальных планов и программ обучения, отражающих направления коррекционной и реабилитационной работы в отношении каждого студента-инвалида;
- создание учебно-реабилитационной технологической базы, включающей средства мониторинга психофизиологического состояния и степени усвоения учебного материала, систему тьюторинга, комплекс средств технической поддержки учебного процесса;
- содействие трудоустройству выпускников и их дальнейшее сопровождение с целью создания условий последующего повышения квалификации и профессиональной переподготовки инвалида.
Исходя из вышеперечисленного очевидно, что реальной базой непрерывного интегрированного обучения могут стать в первую очередь ведущие технические университеты России, со сложившимися авторитетными научно-педагогическими школами и широким спектром дисциплин фундаментальной и специальной подготовки, с мощной учебно-технической базой. Модель инновационного вариативного многоуровневого образования, интегрированного с социальной политикой, в последующем может служить основой для создания федеральной системы высшего профессионального образования для инвалидов.
Литература
1. Проект государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 г.г. -Постановление правительства РФ№ 175 от 17.03.2011.
2. Станевский, А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой/ А.Г. Станевский - статья в Сб. научных трудов «Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана - М.: Изд-во МГТУ, 2000 - С.15-23.
3. Матвеев, В.И. Организационно-правовые основы деятельности технического вуза в области реабилитации инвалидов по слуху/ В.И. Матвеев, А.Г. Станевский, И.К.Сырников - статья в Сб. научных трудов «Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана - М.: Изд-во МГТУ, 2000 - С.61-73.
4. Иртуганова Э.А., Сопин В.Ф., Гармонов С.Ю. Компетентностный подход к процессу изучения химических дисциплин как один из путей повышения качества высшего профессионального образования / Вестник Казанского технологического университета. - 2011. № 16. С. 286-291.
© Э. А. Иртуганова - канд. хим. наук, доц. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ; С. Ю. Гармонов - д-р хим. наук, проф. той же кафедры, [email protected]; А. В. Ко-чергин - д-р техн. наук, проф., директор КУИМЦ КНИТУ-КАИ.