с
N
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
В.М. КРИКУН, доцент О.Л. БОБКОВА, зав. лабораторией МГТУ им. Н.Э. Баумана
Принципы применения ИКТ в программах непрерывного интегрированного образования инвалидов
В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий при реализации программ непрерывного многоуровневого интегрированного (высшего) профессионального образования инвалидов в России. С формулированы принципы применения ИКТ, базирующиеся на многолетнем опыте реализации программ интегрированного обучения в МГТУ им. Н. Э. Баумана и учитывающие специальные, в том числе образовательные, потребности такого контингента учащихся.
Ключевые слова: непрерывное интегрированное образование (инвалидов), ИКТ, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная реабилитация, специальные образовательные потребности.
Активное внедрение информационнокоммуникационных технологий в систему профессионального интегрированного образования лицс ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) открывает качественно новые возможности их профессиональной реабилитации и подготовки [1].
Данное направление было заявлено ООН как одно из приоритетных еще в 2000 г.1 Однако и сейчас применение ИКТ в программах профессионального образования для ЛОВЗ основывается на тех же подходах, что и для обычных учащихся. Между тем практика внедрения ИКТ в учебный процесс для инвалидов (по слуху) в МГТУ им. Н.Э. Баумана показала, что для эффективного использования этих технологий необходимо не только решить ряд проблем организационного, технического, методического и кадрового характера [2], но и
структурировать их, сформулировав основные принципы применения ИКТ в программах непрерывного интегрированного образования инвалидов в России.
МГТУ им. Н.Э. Баумана является уполномоченным образовательным учреждением, имеющим 75-летний опыт обучения инвалидов по слуху; с 1994 г.здесь реализуются специальные по форме и содержанию интегрированные образовательные программы высшего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Многогранный новаторский подход вуза к реализации программ ВПО для этой категории граждан был высоко оценен как на федеральном 2, так и на международном 3 уровнях.
По данным Минздравсоцразвития, около 12 млн. человек (более 10% населения России) относятся к лицам с ОВЗ. Поэтому
1 «Целевая группа (по информационно-коммуникационным технологиям) ООН полагает, что она способна внести ощутимый вклад в таких жизненно важных областях, как содействие развитию образования... и развитие возможностей ... молодежи, инвалидов» (www.un.org/ ги881ап/ е8а/ facts.html).
2 Премия Президента РФ в области образования за 1999 г. за «Разработку научно-методических основ и реализацию системы непрерывного интегрированного высшего профессионального образования инвалидов по слуху в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана».
3 Диплом и Медаль ЮНЕСКО за достижения в области высшего профессионального образования инвалидов, 2000 г.
94
Высшее образование в России • № 2, 2012
проблема получения ими профессионального образования (в том числе высшего) и профессиональной переподготовки с использованием различных мер реабилитационной поддержки (реабилитационных услуг) является государственно значимой.
Необходимость реабилитационной поддержки при получении интегрированного (инклюзивного) высшего профессионального (технического) образования студентами с ОВЗ (по слуху) обусловлена наличием у этих студентов, особенно в течение первых трех лет обучения, различного рода особенностей. К ним можно отнести не только ограниченность знаний и умений, полученных в школе, но и недостаточный уровень развития логического мышления, в частности навыков установления причинно-следственных связей и отношений. Из-за функциональных ограничений жизнедеятельности у них могут проявляться такие логико-психологические свойства, как неумение формировать систему соподчинен-ныхи сопоставимых понятий, неразвитость навыков применения знаний вследствие пониженной памяти на вербальную и числовую информацию, несформированность приемов запоминания информации. Учебные проблемы студентов-инвалидов усугубляются сниженной работоспособностью, скоростью умственных процессов, неадекватностью самооценки, ограниченным словарным запасом, недостаточностью навыков построения смысловых конструкций (как устных, так и письменных), неразвитостью понятийного и абстрактного мышления в связи со слабым развитием речи [3].
Вследствие этого в процессе получения высшего профессионального образования у студентов-инвалидов возникают специальные образовательные потребности, требующие учета [4].
Сотрудниками Головного учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидов (ГУИМЦ) МГТУ им. Н.Э. Баумана сформулированы следующие принци-
пы применения ИКТ в программах непрерывного интегрированного образования инвалидов в России.
Первый принцип: учет ограничений функций жизнедеятельности инвалидов-учащихся, связь ИКТ с техническими средствами реабилитации (ТСР).
Особенностью «бауманской модели» получения ВПО студентами-инвалидами является особая адаптация образовательных программ с учетом специфических потребностей студентов-инвалидов [5]. Примерами такой адаптации являются:
■ вариативные учебные планы и программы;
■ вариативные схемы обучения, учитывающие индивидуальные особенности, потребности и возможности студентов из числа инвалидов;
■ введение предметных коррекционных курсов по фундаментальным дисциплинам в течение первых трех лет обучения (в учебных часах - по убывающей);
■ введение в образовательную программу дисциплин, обеспечивающих в дальнейшем профессиональную интеграцию инвалидов на рабочих местах;
■ увеличение сроков освоения образовательной программы (в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами);
■ поддержка образовательного процесса - организационная, реабилитационная, информационная, техническая, кадровая - в виде специальных и дополнительных услуг;
■ формирование инфраструктуры университета как универсальной среды;
■ предоставление специальных технических средств обучения и технических средств реабилитации, которыми оборудованы автоматизированные рабочие места студентов и преподавателей.
Высокое качество обучения достигается также путем интеграции учебы с практикой, формирования у лиц с ОВЗ навыков организации и использования автоматизированно-
Обсуждаем проблему
95
Таблица 1
Модели образовательной практики
Модели Особенноста^^^
Поведенческая Познавательная Компетентностная
Цель Формирование знаний, умений, навыков Приобретение способностей и навыков Выработка новых знаний и технологий
Преобладающая форма Передача знаний Диалог (активно) Взаимодействие (интерактивно)
Процесс Запоминать, воспроизводить Упражняться Открывать, изобретать
Критерии успеха Полнота воспроизведения знания Решение проблемы Принятие решений в сложных, нестандартных ситуациях
Ориентировка на: Усвоение знаний Способности и навыки Компетенции: ответственность, критическое мышление, творчество, самостоятельность, опыт
Преобладающий метод обучения Лекции и упражнения Консультирование Практическая деятельность
Направления развития ИКТ Образовательные ресурсы (СЭ, сетевые) Активные методы обучения (в т.ч. дистанционные технологии), консультирование в режиме on-line или off-line Работа над проектами в глобальной и региональной сети (или сети образовательного учреждения), выработка коммуникативных и познавательных компетенций, командное взаимодействие
го учебного и рабочего места студента, а затем и специалиста [6]. В процессе прохождения адаптационных и производственных практик, кроме новых знаний и навыков, у них вырабатываются навыки адекватной реакции на требования среды в соответствии со стандартами предприятия, а также навыки командной работы по согласованию и принятию решений. Все это является результатом преломления знаменитого «русского метода обучения» МГТУ им. Н.Э. Баумана применительно кстудентам-инвалидам. На основе использования социальных технологий обеспечивается высокий стандарт обучения и приобретения профессиональной квалификации, выработка мотивации к обучению, а также создается современная информационная инфраструктура вуза для формирования системы адресной поддержки, учитывающей индивидуальные потребности обучаемых, для интеграции обучения с требованиями рабочего местав конкурентной среде.
В современной образовательной практике присутствуют три основные модели,
различающиеся по качественным характеристикам [7] (табл. 1).
Каждая из описанных моделей имеет собственную область применения, возможности, преимущества и недостатки. Образовательный процесс у студентов-инвали-дов в оптимальном варианте представляет собой сочетание достоинств всех трех моделей.
Второй принцип: учет особенностей образовательных программ, используемых для интегрированного обучения инвалидов при применении ИКТ.
За последние 10 лет ежегодный прирост контингента студентов с ОВЗ без существенного увеличения кадрового сопровождения привел к необходимости интенсивного внедрения ИКТ в информационно-образовательную среду МГТУ им. Н.Э. Баумана. ИКТ стали одним из видов технической и реабилитационной поддержки студентов с ОВЗ; благодаря их использованию удалось сформировать дружественную для инвалидов инфраструктуру вуза, адаптировать образовательную программу,
96
Высшее образование в России • № 2, 2012
сформировать локальную сеть центра организации и поддержки учебного процесса студентов-инвалидов и внедрить ее в университетскую сеть, начать подготовительные работы по предоставлению образовательных и реабилитационных услуг и консультаций в режимах off- и on-line.
При внедрении ИКТ в учебный процесс решающее значение имеют организационный, методологический и кадровый аспекты. Необходимо отметить, что при этом формируется дружественная информационно-образовательная среда учебного учреждения, прежде всего - в результате облегчения и массовости доступа к учебным ресурсам, повышается эффективность организации учебного процесса с точки зрения оперативности управления. Для преподавателей и персонала появляется возможность экспериментирования в области разработки методологических приемов обучения. В то же время управление обучением и развитие информационной инфраструктуры требует выработки новых навыков при внедрении ИКТ, т.е. изменяются квалификационные требования к персоналу (например, овладение интерактивными методами необходимо в обязательном порядке).
Третий принцип: учет в образовательных программах интегрированного обучения инвалидов особенностей ИКТ.
Доступность для студентов с ОВЗ электронных ресурсов и электронных учебников по курсам дисциплин учебного плана является необходимым условием использования ИКТ. Она повышается за счет элементов электронного образования, таких как электронная почта, доступ к дополнительным учебным ресурсам, в том числе через Интернет, интеграция в учебный процесс интерактивных элементов контента (анимации и интерактивныхмоделей), разработка и внедрение интерактивных тестов и т.п. Разумеется, все это также относится и к программам повышения квалификации для преподавателей и специалистов, работающих со студентами-инвалидами.
Четвертый принцип: учет в ИКТ специальных образовательных потребностей учащихся инвалидов.
Реализация данных принципов в МГТУ им. Н.Э. Баумана привела к следующим результатам:
■ формирование инфраструктуры дружественной информационно-образовательной среды вуза для интегрированного обучения инвалидов с применением ИКТ;
■ создание специализированных мультимедийных аудиторий и классов, адаптированных под специальные образовательные потребности;
■ формирование специализированных автоматизированных рабочих мест студентов, преподавателей, персонала с учетом ограничений функций жизнедеятельности инвалидов-учащихся;
■ сопровождение учебного процесса техническими комплексами, обеспечивающими интеграцию в информационную среду и доступность образовательного пространства учебного учреждения для студентов с ОВЗ.
Описанная выше модель интегрированного (инклюзивного) многоуровневого вариативного по форме высшего профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) может быть адаптирована и тиражирована для других нозологий учащихся на различных уровнях системы профессионального образования.
Литература
1. Федоров И.Б. Изменение потребностей общества как движущий фактор совершенствования структуры инженерного образования // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана: Сб. научных трудов. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.
2. Станевский А.Г. Модель инновационного
образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой // Интег-
Обсуждаем проблему
97
рированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана: Сб. научных трудов. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.
3. Асламазова В.И., Бобкова О.Л. Аспекты
адресного сопровождения образовательно-реабилитационного процесса инвалидов по слуху в условиях интегрированного обучения // Технологические и методологические аспекты современного этапа развития образовательно-реабилитационных программ непрерывного образования инвалидов: Сб. материалов меж-дунар. конференции. Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
4. Станевский А.Г., Крикун В.М. Специаль-
ные образовательные потребности студентов с ограниченными возможностями слуха при получении высшего образования в интегрированной среде с обычными студентами // Образование через науку: Сб. материалов междунар. симпозиума. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006.
5. Станевский А.Г., Крикун В.М. Пути адап-
тации образовательных программ для использования дистанционных технологий при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья // Технологические и методологические аспекты современного этапа развития образовательно-реабилитационных программ непрерывного образования инвалидов: Тезисы докладов междунар. конференции.
Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
6. Сафронов В.Е. Создание технологической
среды специального образовательного пространства // Технологические и методологические аспекты современного этапа развития образовательно-реабилитационных программ непрерывного образования инвалидов: Тезисы докладов междунар. конференции. Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007.
7. Зиверт Ш, Могилев А. ИКТ и модели обу-
чения // Информационный бюллетень Академии АйТи. 2006. №1.
KRIKUN V., BOBKOVA O. MAJOR PRINCIPLES OF APPLICATION OF INFORMATION & COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROGRAMS OF CONTINUOUS INTEGRATED EDUCATION OF DISABLED PERSONS IN RUSSIA
The questions concerning the application of information and communication technologies (ICT) during realization of continuous multilevel integrated (higher) professional education programs for disabled persons in Russia are discussed in the article. The principles of ICT application, which are based on long-term experience of implementation of the integrated education programs for persons with disabilities (deaf or hard-of-hearing) in BMSTU are formulated.
Key words: continuous integrated education (of disabled persons), information & communication technologies, physically challenged persons, vocational rehabilitation, special educational needs.