Научная статья на тему 'Функции саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании'

Функции саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / FUNCTIONS / INTERACTION / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

Представлены функции профессионально-личностного саморазвития современного учителя в непрерывном образовании. Раскрыты особенности функций в деятельности, отношениях и коммуникации учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the functions of professional and personal self-development of a modern teacher in the continuous education. There are revealed the peculiarities of functions in work, teacher’s relations and communications.

Текст научной работы на тему «Функции саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании»

известия вгпу

5. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya: ucheb.-metod. kompleks dlya spets. 030301.65 «Psihologiya» / avt.-sost. O. V. Shapatina, E.A. Pavlov. Samara: Univers-grupp, 2007.

Development of future teacher’s patriotism at the classes of foreign language at a pedagogical higher school

There is considered the notion "patriotism of a future teacher". There are marked out the functions and structural components of the notion "patriotism of a future teacher". There is substantiated the model of future teacher’s patriotism formation. There are described the stages of experimental work in future teacher’s patriotism formation in the Volgograd State Socio-Pedagogi-cal University, at foreign language classes.

Key words: patriotism, future teacher’s patriotism, position, system of patriotic education, functions of future teacher’s patriotism, structural components of future teacher’s patriotism.

(Статья поступила в редакцию 21.10.2013)

Е.Е. ЧУДИНА (Волгоград)

функции саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании

Представлены функции профессионально-личностного саморазвития современного учителя в непрерывном образовании. Раскрыты особенности функций в деятельности, отношениях и коммуникации учителя.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, профессионально-личностное саморазвитие, функции, взаимодействие, непрерывное образование.

Одним из главных значимых приоритетов модернизации современного образования, по признанию многих исследователей (Б.З. Вуль-фова, О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, В.Г. Ма-ралова, И.А. Шаршова, Г.А. Цукерман, Н.Б. Крыловой, Б.М. Мастерова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. ), выступает актуали-

зация задач, условий, средств профессионального саморазвития учителя. Указывается, например, что приоритетом образования XXI в. должно стать гарантированное качество образования через творческое саморазвитие [1, с. 34]. Результатом же саморазвития будущего специалиста в профессиональной среде, сопровождаемого мастером, является педагогическая компетентность как экзистенциальное свойство[10, с. 146].

Стимулирование профессионально-личностного саморазвития как важнейшая функция для решения творческих, профессиональных и жизненных задач должно быть присуще всей системе непрерывного образования, которая, по Н.М. Борытко, должна стать системой непрерывного саморазвития педагога [4, с. 112]. Содержание саморазвития не задается изначально, а определяется самим педагогом или совместно с обучающимися в системе повышения квалификации и ориентируется на развитие его авторской педагогической системы [7, с. 146]. Профессиональное саморазвитие В.А. Сластенин рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека [11, с. 3]. Таким образом, современные исследователи считают саморазвитие основой обновления образования.

Исследователи профессионального саморазвития убедительно показали, что в педагогической деятельности личностные и профессиональные качества педагога практически не разделимы. Доказанным можно считать тот факт, что профессионально-личностное саморазвитие является фактором профессионального роста педагога, обязательным условием индивидуально-личностного развития ученика и системообразующим компонентом содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. Педагог не может обеспечить развитие ученика, не демонстрируя ему собственное саморазвитие в поведении, деятельности, поступках. В этом случае педагогический процесс характеризуется включенностью и педагога и воспитанника в процесс взаимопознания и взаиморазвития, для которого свойственно постоянное переосмысление обучаемыми и учителями собственной позиции в профессии. Таким образом саморазвитие становится для ученика реальным осознаваемым мотивом. Главный же механизм саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя В.И. Андреев

© Чудина Е.Е., 2014

определяет в разрешении противоречий и постоянно усложняющихся творческих задач [1, с. 65]. Противоречие в философии - взаимодействие противопоставленных взаимосвязанных сущностей как источников самодвижения и развития. Внутренние противоречия возникают на основе внешних противоречий и выступают причинным фактором развития. Исходное, движущее противоречие саморазвития, по мнению Б.С. Братуся, неразрешимо до конца, подчеркивает бесконечный характер процесса саморазвития как жизненного процесса. В качестве таких противоречий мы рассматриваем расхождение между возросшими требованиями обновляющегося общества к учителю и неготовностью большинства учителей работать в режиме саморазвития и преобладающими у него ценностными ориентациями и установками, между субъектной природой педагогической деятельности и позицией педагога как исполнителя предписаний и нормативов, которым он должен следовать. Механизм профессионально-личностного саморазвития раскрыт Н.К. Сергеевым как специфическая самоорганизация человеком своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект профессионального становления и саморазвития [8, с. 9-10]. Это пространство порождается активностью человека, включает освоенную предметную среду, смысловую сферу личности, поступки, результат работы над собой.

Смысл профессиональной деятельности, согласно результатам исследования А.В. Петровского, состоит в реализации фундаментальной потребности человека - быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации. В исследованиях, анализирующих социально-педагогический аспект деятельности человека, функция определяется как качественная характеристика, способствующая сохранению, поддержанию и развитию системы. Понятие «функция личности» как базовая способность проектировать самого себя встречается в работах Ф. Барона; Г.А. Ковалев рассматривает функцию как способность человека конструировать собственную жизнедеятельность, С. Л. Рубинштейн - как способность определять свое отношение к миру [5, с. 11]. «Функция является условием существования структуры, а структура создает процессуальную основу функционирования системы и определяет последовательность ее функций. Поэтому вопрос о функциях важен не только сам по себе, но еще и потому, что уяснение системы функций необходимо, прежде всего,

для совершенствования структуры »[6, с. 12]. Мы считаем, что выявление функций исследуемого феномена позволяет обнаружить роль, которую выполняет феномен в жизни целостного человека.

Анализируя структуру личности учителя как цели непрерывного педагогического образования, представляющую собой единство четырех «блоков» [9, с. 182], специфику деятельности современного учителя, особенности отношений и педагогического взаимодействия, мы пришли к выводу, что сущность профессионально-личностного саморазвития учителя в системе непрерывного педагогического образования наиболее полно раскрывается в функциях: целеобразования, рефлексивной, функции активного взаимодействия, нормативной. Указанные функции раскрывают особенности решения педагогических задач, показывают различные аспекты специфики педагогической деятельности современного учителя, обязательным элементом которых выступает профессионально-личностное саморазвитие.

Функция целеобразования задает специфику социального поведения, профессиональнопедагогической, инновационной и методической деятельности учителя и выступает основополагающей в структуре профессиональноличностного саморазвития учителя. Саморазвитие запускает и активизирует инновационный потенциал современного учителя, позволяет успешно определять инновационные цели на основе собственного выбора и реализовывать обозначенные цели в профессиональной педагогической деятельности, включает учителя в реальную инновационную практику. Саморазвитие учителя в методической деятельности связано с освоением современных педагогических технологий, поиском активных форм и методов обучения, активизирующих личностный потенциал обучающихся и способствующих реализации компетентностного похода в образовании. Саморазвитие способствует определению направлений исследовательской деятельности современного учителя, формированию собственной методологической культуры, а также развитию исследовательских умений учеников, что обеспечивает реализацию требований федерального стандарта среднего образования как творческого процесса и служит источником творческого потенциала. Саморазвитие позволяет учителю свободно мыслить, видеть проблемную ситуацию, определять выход из нее, обосно-

вывать, конструировать и реализовывать свою авторскую педагогическую концепцию.

В случае, если эта функция не развита, учитель не осознает необходимости профессионального самосовершенствования, самоорганизации качественных изменений в себе и деятельности, изменения своих способов работы и предпочитает выполнять исключительно требования руководства. Поэтому профессионально-личностное саморазвитие определяет жизненные ориентиры и смыслы современного учителя. однако в случае гиперразвития данной функции не исключены ситуации, в которых педагог определяет огромное количество целей по саморазвитию, но не в состоянии расставить приоритеты и дать реальную оценку своим собственным реальным возможностям их осуществления. В своей практике взаимодействия с педагогами лицея мы наблюдали ситуации, когда учителя одновременно самостоятельно пытались подготовить конкурсную работу, тезисы и план выступления обучающихся по педагогике и по своему предмету и в результате возникших трудностей на следующий учебный год, деликатно ссылаясь на чрезмерную загруженность, отказывались участвовать в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по педагогике. Предотвращению подобных ситуаций способствует рефлексивная функция.

Рефлексивная функция профессиональноличностного саморазвития учителя опирается на творческое содержание жизнедеятельности педагога, стремящегося к собственному преобразованию и преобразованию окружающего мира. Такой учитель руководствуется ориентирами на осмысление и совершенствование себя и окружающей действительности, определение «новых граней» себя, способствует укреплению значимости глубоких знаний о профессионально-педагогической деятельности. Психологи, анализирующие феномен рефлексии, подчеркивают ее личностно развивающее значение в зависимости от содержания задач жизнедеятельности: рефлексия определяет целостное представление о содержании, способах и средствах своей деятельности; способствует формированию критичной оценки себя и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; формирует человека как субъекта своей активности. Рефлексия дает возможность учителю критиковать и корректировать собственное профессиональное поведение в процессе педагогического взаимодействия, отбирать его формы и содержание, осознавать

эмоциональные переживания и поведенческие реакции обучающихся, управлять их активной деятельностью. Таким образом, работа учителя по самоизменению в условиях профессиональной деятельности начинается с критического отношения к себе, результатам своей деятельности. В своей практике мы отмечали, что особенно ярко данная функция проявляется у учителей во время выступления с докладом на традиционных педагогических чтениях в лицее, когда педагоги отвечают на вопросы по своему докладу, пытаются выстроить взаимосвязь между достижениями педагогической науки и опытом собственной педагогической деятельности, которая позволяет конструировать модель инновационного собственного педагогического будущего. Психологический механизм рефлексии - фиксация -в этом случае позволяет анализировать ход и результаты предшествующей работы и формировать суждения [ 2, с. 52]. Профессиональноличностное саморазвитие позволяет учителю выявлять причинно-следственные связи, актуализирует развитие его способности к самосовершенствованию, самореализации и применению этой способности к современным ситуациям педагогической деятельности и обстоятельствам профессиональной жизни, формированию и личностной оценке индивидуального жизненного и педагогического опыта, оцениванию результатов собственного личностного влияния на учеников. Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие запускает действие следующего механизма рефлексии - объективации [Там же]. данная функция актуализирует стремление педагога рассматривать различные проявления окружающей среды как ситуации для собственного саморазвития, сравнивать свои успехи и достижения своих коллег, свой ошибочный опыт с ошибками и просчетами ближайшего окружения. Неразвитая рефлексивная функция приводит к отсутствию целостного представления о содержании педагогической деятельности, центрации на своих переживаниях, потере интереса к раскрытию своих возможностей и оценке своих поступков, что в итоге останавливает профессиональноличностное саморазвитие учителя. Часто работая с учителями, в этом случае мы слышим высказывания: «Про вашу науку не нужно рассказывать, дайте лучше конкретные рекомендации по работе с обучающимися» или «.. .можно получить сертификат участника конференции и не участвовать в работе заявленной секции».

Функция активного взаимодействия связана с тем, что профессионально-личностное саморазвитие как внутреннее качественное изменение, в основе которого лежит противоречие между Я реальным и идеальным, определяет потребность в деятельности и активности учителя [12, с. 11]. По мере развертывания саморазвития увеличивается потребность индивида во взаимодействии с другими. Чем интенсивнее осуществляется личностное самостроительство, тем «более значимыми для человека становятся контакты с окружением, тем сильнее у него ощущение влияния этих контактов » [3, с. 44]. Взаимодействие учителя с коллегами, педагогами - преподавателями на курсах повышения квалификации, педагогами-исследователями на научнопрактических конференциях, заседаниях круглого стола способствует актуализации имеющегося у него внутреннего потенциала, пополнению его в структурном, содержательном, ценностно-смысловом плане. В нашей опытно-экспериментальной работе в процессе подготовки к районному конкурсу учебноисследовательских работ обучающихся проводилась проверка работ, поступивших на конкурс. Елена М., анализируя критерии, предъявляемые к конкурсным работам, столкнулась с явной проблемой: как оценить качество представленных тезисов и их актуальность. Взаимодействие с членами конкурсной комиссии, в состав которой входили школьные педагоги, методисты районного методического отдела, преподаватели вуза, демонстрация наглядных примеров позволили преодолеть проблему и расширить знания Елены по оценке результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся. данный процесс осуществлялся в активной управляемой предметнопрофессиональной деятельности. Показательным явился семинар для педагогов гимназии -руководителей учебно-исследовательских работ обучающихся, на котором мы с ними анализировали логику работ школьников, их содержание, типичные ошибки при формулировке методологических характеристик учебноисследовательских работ, составлении презентаций конкурсных работ. Такая совместная деятельность учителей способствует обмену знаниями, опытом и открывает направления совершенствования деятельности учителей в рамках научного общества учащихся. Процесс профессионального саморазвития учителя определяет формы взаимодействия, способствующие освоению новых форм профессионально-творческой деятельности и

активному вовлечению в них своих учеников. В последнее время в образовательной практике развитие получили: разработка учителями элективных курсов для обучающихся, обобщение собственного педагогического опыта для повышения категории, написание статей для участия в конференциях, а также совместные формы работы учителей с учащимися в рамках проектной деятельности, участия в открытых олимпиадах, различных конкурсах, использования электронных ресурсов в процессе обучения, составления портфолио.

Нормативная функция профессиональноличностного саморазвития определяет баланс в педагогической деятельности учителя, минимизирует активность негативных факторов в педагогическом социуме, способствует реализации правовых норм. Нормы педагогической деятельности способствуют преодолению противоречивых, конфликтных ситуаций, которые проявляются во взаимодействии между участниками образовательновоспитательного процесса - учителями и учащимися, между коллегами, а также между учителем и родителями учеников. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий в процессе педагогического взаимодействия между разными категориями участников современного образовательного процесса. Противоречия носят объективный и субъективный характер, и их преодоление способствует преобразованию объективных процессов и регуляции собственного поведения современного учителя. Данная функция проявляется у учителей в соблюдении формализованных и неформализованных норм при решении конфликтных ситуаций, во взаимодействии с коллегами, представителями администрации, с учениками, а также их родителями. Причем нормативная функция проявляется интенсивно у педагогов с более высоким уровнем профессионально-личностного саморазвития. Часто в нашей практике возникали ситуации, в которых при подведении итогов районной конференции учебноисследовательских работ в секции «Педагогика» члены комиссии подчеркивали необходимость соблюдения всех требований к конкурсным работам и выполнения своих полномочий без выделения отдельных аспектов работы и ее автора.

Выделенные функции саморазвития характеризуют роль исследуемого феномена в индивидуально-личностном и профессиональном становлении учителя в непрерывном образовании. Функции предполага-

ют тесную взаимосвязь и взаимообусловленность, а также определенную автономию и позволяют нам конкретизировать понимание профессионально-личностного саморазвития учителя. В структуре выделенных функций системообразующей выступает функция це-леобразования, которая является основанием профессионально-личностного саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании.

Литература

1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр информ. технологий, 2009.

2. Борисова Л.Н. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 1999.

3. Борытко Н.М. Воспитательная деятельность в контексте культуры // Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: сб. тр. по итогам междунар. науч. конф. Волгоград. 8-9 окт. 2013 г. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013.

4. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / науч. ред.

Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.

5. Борытко Н.М. Системность определения педагогической категории // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2012. №7. С. 8-15.

6. Глебов А.А. Содержание и логика познания сущности личностного качества // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2010. №4. С. 8-13.

7. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): монография. СПб. - Волгоград, 1997.

8. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1998.

9. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике /Н. К. Сергеев; отв.ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2011.

10. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя // Человек и образование. 2012. №1. С. 4-8.

11. Сластенин В. А. Профессиональное саморазвитие учителя // Сибирский педагогический журнал. 2005. №2. С. 3-2.

12. Чудина Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2002.

1. Andreev V.I. Konkurentologiya. Uchebnyiy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurento-sposobnosti. Kazan: Tsentr inform. tehnologiy, 2009.

2. Borisova L.N. Pedagogicheskie usloviya raz-vitiya professionalnoy refleksii u studentov peda-gogicheskogo kolledzha: dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 1999.

3. Boryitko N.M. Vospitatelnaya deyatelnost v kontekste kulturyi // Pedagogicheskaya deyatelnost i pedagogicheskoe obrazovanie v innovatsionnom ob-schestve: sb. tr. po itogam mezhdunar. nauch. konf. Volgograd. 8-9 okt. 2013 g. Volgograd: Izd-vo VGSPU «Peremena», 2013.

4. Boryitko N.M. Pedagog v prostranstvah sovre-mennogo vospitaniya: Monografiya / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Peremena, 2001.

5. Boryitko N.M. Sistemnost opredeleniya peda-gogicheskoy kategorii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Pedagogicheskie nauki. 2012. №7. S.8-15.

6. Glebov A.A. Soderzhanie i logika poznaniya suschnosti lichnostnogo kachestva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2010. №4. S.8-13.

7. Sergeev N.K. Nepreryivnoe pedagogicheskoe obrazovanie: kontseptsiya i tehnologii uchebno-nauch-no-pedagogicheskih kompleksov (voprosyi teorii): monografiya. SPb. - Volgograd, 1997.

8. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya: dis. v vide nauch. doklada . d-ra ped. nauk. Volgograd, 1998.

9. Sergeev N.K. Izbrannyie trudyi po pedagogike / N.K. Sergeev; otv.red. N. M. Boryitko. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2011.

10. Sergeev N.K., Serikov V.V. Priroda peda-gogicheskoy deyatelnosti i sub'ektnyiy mir uchitelya // Chelovek i obrazovanie. 2012. №1. S. 4-8.

11. Slastenin V. A. Professionalnoe samorazvitie uchitelya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2005. №2. S. 3-2.

12. Chudina E.E. Didakticheskie usloviya stanov-leniya professionalno-lichnostnogo samorazvitiya bu-duschego uchitelya na nachalnom etape pedagogiches-koy podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd: Volgogr.gos. ped. un-t, 2002.

Functions of teacher’s self-development in the continuous pedagogic education

There are described the functions of professional and personal self-development of a modern teacher in the continuous education. There are revealed the peculiarities offunctions in work, teacher’s relations and communications.

Key words: self-development, professional self-development, professional and personal self-development, functions, interaction, continuous education.

(Статья поступила в редакцию 30.12.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.