Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе'

Воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЗМ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ПОЗИЦИЯ / СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФУНКЦИИ ПАТРИОТИЗМА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHER'S PATRIOTISM / FUNCTIONS OF FUTURE TEACHER'S PATRIOTISM / STRUCTURAL COMPONENTS OF FUTURE TEACHER'S PATRIOTISM / PATRIOTISM / POSITION / SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сысоева Наталия Александровна

Раскрывается понятие «патриотизм будущего учителя». Выделяются его функции и структурные компоненты. Обосновывается модель воспитания патриотизма будущего учителя. Описываются этапы опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотизма будущего учителя в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сысоева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the notion “patriotism of a future teacher”. There are marked out the functions and structural components of the notion “patriotism of a future teacher”. There is substantiated the model of future teacher’s patriotism formation. There are described the stages of experimental work in future teacher’s patriotism formation in the Volgograd State Socio-Pedagogical University, at foreign language classes.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе»

воспитание и дополнительное образование

Н.А. СЫСОЕВА (Волгоград)

воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «иностранный язык» в педагогическом вузе

Раскрывается понятие «патриотизм будущего учителя». Выделяются его функции и структурные компоненты. Обосновывается модель воспитания патриотизма будущего учителя. Описываются этапы опытно-экспериментальной работы по воспитанию патриотизма будущего учителя в Волгоградском государственном социальнопедагогическом университете на занятиях по дисциплине «Иностранный язык».

Ключевые слова: патриотизм, патриотизм будущего учителя, позиция, система патриотического воспитания, функции патриотизма будущего учителя, структурные компоненты патриотизма будущего учителя.

В результате глубоких социально-экономических изменений обострилась проблема воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Поиск новых путей социальноэкономического развития общества, сопровождающийся распадом системы социальных отношений, общественных структур, идеологическим вакуумом, дегуманизацией и криминализацией общества, подверг разрушительному воздействию воспитание как одно из социальных и культурологических явлений. Условия нестабильного общества повлекли пересмотр сложившихся ценностей и способов воспитания подрастающего поколения. Низкий уровень культуры характеризует учебно-воспитательные учреждения страны в ее кризисный период. Вследствие этого происходит духовное и нравственное падение личности российского педагога, теряющего свою профессиональную дееспособность (Н. Е. Щуркова). Разрушение традиций ведет к отрыву молодых людей от своих исторических корней. Потеря идентичности (Э. Эриксон) приводит к подрыву нравственной основы со-

циальной деятельности и поведения молодого человека, его социокультурной дезадаптации. В основе этих проблем многие исследователи (А.А. Аронов, Е.П. Белозерцев, О.С. Богданова, А.Н. Вырщиков, В.Н. Ганичев, И.Ф. Гончаров, П.Ф. Лукин, В.В. Неверов, Л.Н. Погодина, В.У. Плюхин и др.) обнаруживают несфор-мированность чувства патриотизма у молодых людей в современных условиях социальноэкономических перемен.

На современном этапе развития образования в России школа испытывает острую потребность в педагоге, способном воспитывать патриотов, готовых защищать свою отчизну, быть преданными своему народу и трудиться на благо своей страны и народа.

Патриотизм как ключевая нравственная категория - это чувство любви к родине, выражающееся в преданности, заботе о ее интересах, готовности к ее защите от врагов, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому и бережном отношении к национально-культурным традициям. Как известно, патриотизм - это стержневое нравственное качество личности человека, без которого невозможно существование любого народа и государства.

Патриотизм как высшее проявление нравственных чувств необходим для обеспечения дальнейшего развития общества. В связи с этим понятно особое значение патриотизма для учителя, являющегося главным звеном в передаче культурно-исторического наследия следующим поколениям.

Патриотизм будущего учителя понимается как нравственная позиция, характеризующаяся чувством любви (гордостью, преданностью, уважением и ответственностью) по отношению к детям, родным людям, родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициям своей Родины; выражающаяся в сформиро-ванности профессионального самоопределения и активной творческой подготовке к профессиональной педагогической деятельности (развитие чувства любви к Родине, формирование отношения к ней и становление патриотизма как принципа деятельности). При этом профессиональная педагогическая деятель-

© Сысоева Н.А., 2014

ность рассматривается как форма патриотической деятельности, которая направлена на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью передачи следующим поколениям.

Воспитание студентов педагогического вуза представляет собой один из компонентов системы патриотического воспитания молодежи, которая, как отмечается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы» [3], должна охватывать все периоды обучения учащейся молодежи, т.е. является составной частью системы непрерывного педагогического образования. В этом аспекте подсистема высшего педагогического образования приобретает особое значение, поскольку от качества профессиональной подготовки учителя во многом зависит результат воспитания подрастающего поколения. Таким образом, патриотическое воспитание будущих учителей выступает как неотъемлемая часть системы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Специфика патриотического воспитания будущих учителей заключается в том, что оно является целостной педагогической системой, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем. Первая подсистема - это собственно патриотическое воспитание студентов как граждан Российского государства, а вторая направлена на подготовку будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся и не только готовит их к активной самостоятельной педагогической деятельности по данному направлению воспитательной работы, но и оказывает дополнительное воспитательное воздействие на развитие нравственных качеств личности (становление патриотизма как нравственной позиции). Следовательно, патриотическое воспитание студентов педагогического вуза осуществляется непосредственно (при воздействии на личность) и опосредованно (через процесс профессиональнопедагогической подготовки). Такой подход к пониманию патриотического воспитания будущих учителей определяет двойственный (бинарный) характер цели патриотического воспитания студентов в педагогическом вузе, которая включает становление патриотизма будущих учителей как нравственной позиции и готовности к реализации патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе.

Патриотическое воспитание будущих учителей представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на становление патриотизма будущих учителей как нравственной позиции.

Решение задач патриотического воспитания будущих учителей в единстве с другими направлениями нравственного воспитания является основой осуществления целостного педагогического процесса. В данном случае выделение патриотического воспитания в отдельное направление в системе нравственного воспитания личности будущего учителя заключается не в противопоставлении его другим направлениям воспитательной работы, а в их интеграции. основным критерием для определения роли и места патриотического воспитания в системе нравственного воспитания, как отмечает М.А.Терентий, «является его конечная цель: формирование патриота,... человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины» [4, с. 31].

опираясь на исследования А.Г. Асмоло-ва, О.С. Газман, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева и др. о сущности понятия позиции, а также рассматривая позицию как «способ понимания себя в профессии» [1, с.42], вслед за Н.М. Борытко, патриотизм как цель воспитания будущего учителя мы понимаем как нравственную позицию, характеризующуюся чувством любви по отношению к своей Родине и выражающуюся в подготовке к профессиональной деятельности (принцип). При этом педагогическая деятельность рассматривается как одна из форм патриотической деятельности, поскольку деятельность педагога направлена на возрождение, сохранение чести и славы Родины и своего народа, традиций национальной культуры, исторической памяти народа, природных богатств Родины с целью передачи следующим поколениям. Исходя из этого, сущность патриотизма будущего учителя мы понимаем как совокупность трех составляющих: чувства гордости, преданности, уважения и ответственности за судьбу своей Родины и своего народа, а также любви к детям как будущему своей Родины, выражающихся в сформированности профессионального самоопределения; нравственно осознанного, гуманного отношения к детям, родным людям, родному краю, природе, своему народу, его историческому прошлому и культурным традициям, выражающегося в активной творческой подготовке к профессио-

нальной педагогической деятельности и поведении, соответствующем нравственным принципам.

Проявление данных характеристик осуществляется через реализацию функций: эмо-тивной (развитие чувства, не оставляющее человека безразличным к судьбе родных, окружающих людей и, прежде всего, детей, Родины, ее природы и культурно-исторических ценностей), гуманитарной (аккумулирование и систематизация научных знаний об Отечестве, соотнесение научного знания с нравственным опытом, накопленным народной педагогикой) и регулятивной (развитие у будущего учителя элементов самокритичности, самовоспитания и саморегуляции поведения).

На основе выделенных функций определяются структурные компоненты патриотизма будущего учителя: эмоциональный (способствует развитию чувства любви к Родине), ценностный (направлен на получение глубоких и системных знаний о Родине, формирование нравственного отношения к объектам и субъектам, связанным с Родиной), поведенческий (помогает будущему учителю сделать правильный и осознанный выбор нравственных идеалов и норм, гармонирующих с гуманным отношением к Родине, а также добиться устойчивости патриотического поведения).

Взаимодействие всех структурных компонентов, а следовательно, их функций обеспечивает реализацию целеобразующей функции, которая является системообразущей в структуре патриотизма будущего учителя и определяет его ценностно-смысловые ориентации, профессионально-педагогическую направленность, а также мотивацию учебной деятельности.

Поскольку мы выяснили, что ведущей является целеобразующая функция, то гармоничное взаимодействие и взаимообусловленность эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов будут являться показателем становления патриотизма как нравственной позиции.

Период обучения студентов в вузе соответствует юношескому возрасту (17-23 года). Как отмечают исследователи, в юношеском возрасте самоопределение становится центральным новообразованием и определяется как «внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем» [5, с. 120]. Психологофизиологические особенности данного возрастного периода и социального статуса будущего учителя таковы, что позволяют пред-

положить ведущую роль в структуре патриотизма поведенческого компонента, т.е. превосходства в развитии мотивации как основы для деятельности над эмоциональным и ценностным. однако наши наблюдения и экспериментальные данные позволяют констатировать, что в большинстве случаев, наоборот, в ней преобладает ценностный компонент. Таким образом, опираясь на исследования возрастных особенностей юношеского периода, мы рассматриваем его как период интенсивного становления патриотизма.

Предлагаемая модель становления патриотизма будущего учителя рассматривается как движение, связанное с проявлением соотношения эмоционального, ценностного и поведенческого компонентов патриотизма будущего учителя. На основании изучения сущностных характеристик и структуры патриотизма, а также возрастных особенностей юности и своих наблюдений мы выделяем три стадии становления патриотизма будущего учителя.

Критериями выделения стадий служат глубина чувства любви к Родине; осознанность ценностного отношения к Родине; устойчивость патриотического поведения; активность в патриотической деятельности. Показатели патриотизма можно проследить по ряду признаков: степень устойчивости чувства, патриотического поведения; степень осознанности чувства, установок на патриотическое поведение; степень сформированности ценностных ориентаций, умений по организации патриотической деятельности; характер мотивов патриотического поведения.

Теоретическая стадия характеризуется относительно слабым проявлением индивидуально-субъектных характеристик для осуществления патриотической деятельности, отсутствием взаимосвязей между компонентами патриотизма, доминированием эмоционального компонента. Характерным признаком является отсутствие целеобразующей функции. Чувство любви к Родине является не осознанным, а лишь образным отражением в сознании, возникшим вследствие предшествующего эмпирического опыта. Мотивация патриотического поведения не сформирована. Субъект не проявляет интереса к знаниям о Родине -ее истории, традициях национальной культуры. он не проявляет активности в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности не сформированы. На этой стадии субъект имеет поверхностные, эмпирические знания о Родине, ее исто-

рии, традициях национальной культуры. он не занимается самообразованием. Уровень нравственной воспитанности - низкий, характеризующийся малоосознанным усвоением нравственных требований. Такой будущий учитель не занимается нравственным самовоспитанием. Профессиональное самоопределение у такого субъекта не сформировано. Стимулирующими факторами развития патриотизма являются стремление к объединению, эмоциональная привлекательность, интерес к процессу деятельности.

Мировоззренческая стадия характеризуется достаточным проявлением индивидуальносубъектных характеристик для осуществления патриотической деятельности, ситуативными взаимосвязями компонентов патриотизма, наличием всех его структурных элементов, усилением гуманитарной и нормативной функций. Характерным признаком на этой стадии является появление целеобразующей функции, однако она развита недостаточно. Чувство любви к Родине является осознанным, и будущий учитель способен контролировать чувственные проявления. Мотивация патриотического поведения сформирована, однако субъект недостаточно самостоятелен в формировании мотивации. Субъект проявляет ситуативный интерес к знаниям о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Будущий учитель нерегулярно, без инициативы, принимает участие в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности сформированы. На этой стадии субъект имеет научные знания о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. он ситуативно занимается самообразованием. Уровень нравственной воспитанности - средний (фрагментарная нравственная убежденность), который включает не только знание определенного круга норм, но и некое понимание их общественно-личностной значимости, хотя значительная их часть не включается субъектом в сферу его потребностей. Будущий учитель на этом уровне проявляет лишь ситуативное внимание к нравственному самовоспитанию. Такой будущий учитель обычно определяет цели своей патриотической деятельности, но выбрать оптимальные пути достижения их не в состоянии. Профессиональное самоопределение у такого субъекта до конца не сформировано. Факторами, стимулирующими развитие патриотизма, являются саморазвитие и рефлексия будущего учителя, интерес к результату деятельности.

Творческая стадия характеризуется высокой степенью готовности к осуществлению патриотической деятельности, устойчивые взаимосвязи компонентов патриотизма образуют единое целое. Характерным признаком на этой стадии является гармоничное развитие целеобразующей функции, которая способствует формированию патриотизма как нравственной позиции будущего учителя. Чувство любви к Родине является глубоким, устойчивым и полностью осознанным, оно выражается в ценностном отношении к Родине, патриотическом поведении и деятельности будущего учителя. Мотивация патриотического поведения сформирована, субъект самостоятелен в формировании мотивации. Субъект проявляет активность в получении знаний о Родине, ее истории, традициях национальной культуры. Будущий учитель принимает активное и творческое участие в патриотической деятельности. Умения по организации патриотической деятельности сформированы. На этой стадии субъект обладает глубокими системными научными знаниями об отечестве, его истории и традициях национальной культуры. В сознании будущего учителя постоянно происходит расширение научной картины мира за счет настойчивых и регулярных занятий самообразованием. Уровень нравственной воспитанности - высокий (полная нравственная убежденность), характеризующийся тем, что уже все основные моральные требования осознаются субъектом одновременно и как общественно, и как личностно необходимые и, следовательно, внутренне принимаются им, становятся его убеждениями. Такой будущий учитель постоянно занимается нравственным самовоспитанием. На этой стадии он обычно четко определяет цели своей патриотической деятельности и самостоятельно может выбрать оптимальные пути их достижения, проявляя при этом творческий подход. Профессиональное самоопределение у такого субъекта сформировано.

Учебный предмет «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, дисциплинам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Н.М. Борытко и

о.А. Мацкайлова видят проявление тенденции гуманитаризации современного образования в том, что «системообразующим элементом обучения сегодня стало педагогическое взаимодействие, при котором каждый из субъектов не просто содействует развитию другого, а именно в этом находит условия для собственного развития. ... Совместный поиск ценно-

стей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении и составляют пространство обучения как пространство взаимодействия педагога и обучаемого» [2, с.44]. Как гуманитарная дисциплина «Иностранный язык» имеет большие возможности в нравственном воспитании студентов, в частности в воспитании патриотизма и толерантности студентов педагогического вуза.

опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотизма будущих учителей в вузе, проводимая нами в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», составляет часть системы патриотического воспитания студентов, осуществляемого в рамках данного вуза.

Воспитание патриотизма будущих учителей на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» проходит в три этапа. На первом (ознакомительном) этапе в 1-м семестре 1-го курса студенты получают информацию и обсуждают следующие темы: «Моя семья», «Мой родной город», «Мой университет», «Жизнь студента». Сфера получения знаний о Родине -«малая родина». Формы работы на данном этапе в основном сводятся к чтению и анализу текстов, беседам по содержанию изученного материала. Цель работы на данном этапе заключается в развитии эмоционального и ценностного компонентов в структуре патриотизма будущего учителя.

На втором (эвристическом) этапе во 2-м семестре 1-го курса студенты изучают темы «Страны изучаемого языка», «Путешествия», «особенности национальной кухни», «Великая Россия». Сфера получения знаний о Родине - «Большая Родина» и «Моя Родина в мире». Формы работы на данном этапе предполагают большую самостоятельность студента в поиске информации в разных источниках (в том числе и в сети Интернет) и направлены на обобщение знаний о Родине и осмысление ее роли в мире. Цель работы на данном этапе состоит в развитии ценностного и поведенческого компонентов в структуре патриотизма будущего учителя. Воспитанию толерантности студентов также уделяется пристальное внимание в ходе бесед по данной проблематике.

На третьем (креативном) этапе в 1-м семестре 2-го курса студенты изучают следующие темы: «Система образования в странах изучаемого языка», «Система образования в России», «Профессия учителя», «Моя будущая профессия». Данный этап относится к сфере «Будущая профессия» и направлен на становление профессионального самоопределения студен-

та. Формы работы на данном этапе преимущественно творческие: подготовка докладов с последующим обсуждением на занятиях, компьютерных презентаций по данной тематике с представлением их группе и преподавателю. Целью работы на данном этапе является становление патриотизма будущего учителя как нравственной позиции.

Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете способствует становлению патриотизма будущих учителей, а также готовит их к реализации патриотического воспитания в будущей педагогической деятельности.

литература

1. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2012. № 11(75). С. 41-45.

2. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». 2009. № 4. С. 37 - 42.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www. archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

4. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Кишинев: Стипница, 1978.

5. Психология развития и возрастная психология: учеб.-метод. комплекс для спец. 030301.65 «Психология» / авт.-сост. О.В. Шапатина, Е.А. Павлов. Самара: Универс-групп, 2007.

* * *

1. Boryitko N.M. Gumanitarnyie printsipyi professionalnogo obrazovaniya pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2012. № 11(75). S. 41-45.

2. Boryitko N.M., Matskaylova O.A. Vospitanie sub'ektnosti studenta kak osnova gumanitarizatsii professionalnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. «Pedagogicheskie nauki». 2009. № 4. S. 37 - 42.

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 20112015 godyi» [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www. archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

4. Terentiy M.A. Teoriya i praktika patrioticheskogo i internatsionalnogo vospitaniya podrastayuschego pokoleniyay. Kishinev: Stipnitsa, 1978.

5. Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya: ucheb.-metod. kompleks dlya spets. 030301.65 «Psihologiya» / avt.-sost. O. V. Shapatina, E.A. Pavlov. Samara: Univers-grupp, 2007.

Development of future teacher’s patriotism at the classes of foreign language at a pedagogical higher school

There is considered the notion "patriotism of a future teacher". There are marked out the functions and structural components of the notion "patriotism of a future teacher". There is substantiated the model of future teacher’s patriotism formation. There are described the stages of experimental work in future teacher’s patriotism formation in the Volgograd State Socio-Pedagogi-cal University, at foreign language classes.

Key words: patriotism, future teacher’s patriotism, position, system of patriotic education, functions of future teacher’s patriotism, structural components of future teacher’s patriotism.

(Статья поступила в редакцию 21.10.2013)

Е.Е. ЧУДИНА (Волгоград)

функции саморазвития учителя в непрерывном педагогическом образовании

Представлены функции профессионально-личностного саморазвития современного учителя в непрерывном образовании. Раскрыты особенности функций в деятельности, отношениях и коммуникации учителя.

Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, профессионально-личностное саморазвитие, функции, взаимодействие, непрерывное образование.

одним из главных значимых приоритетов модернизации современного образования, по признанию многих исследователей (Б.З. Вуль-фова, О.С. Газмана, Л.Н. Куликовой, В.Г. Ма-ралова, И.А. Шаршова, Г.А. Цукерман, Н.Б. Крыловой, Б.М. Мастерова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. ), выступает актуали-

зация задач, условий, средств профессионального саморазвития учителя. Указывается, например, что приоритетом образования XXI в. должно стать гарантированное качество образования через творческое саморазвитие [1, с. 34]. Результатом же саморазвития будущего специалиста в профессиональной среде, сопровождаемого мастером, является педагогическая компетентность как экзистенциальное свойство[10, с. 146].

Стимулирование профессионально-личностного саморазвития как важнейшая функция для решения творческих, профессиональных и жизненных задач должно быть присуще всей системе непрерывного образования, которая, по Н.М. Борытко, должна стать системой непрерывного саморазвития педагога [4, с. 112]. Содержание саморазвития не задается изначально, а определяется самим педагогом или совместно с обучающимися в системе повышения квалификации и ориентируется на развитие его авторской педагогической системы [7, с. 146]. Профессиональное саморазвитие В.А. Сластенин рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека [11, с. 3]. Таким образом, современные исследователи считают саморазвитие основой обновления образования.

Исследователи профессионального саморазвития убедительно показали, что в педагогической деятельности личностные и профессиональные качества педагога практически не разделимы. доказанным можно считать тот факт, что профессионально-личностное саморазвитие является фактором профессионального роста педагога, обязательным условием индивидуально-личностного развития ученика и системообразующим компонентом содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. Педагог не может обеспечить развитие ученика, не демонстрируя ему собственное саморазвитие в поведении, деятельности, поступках. В этом случае педагогический процесс характеризуется включенностью и педагога и воспитанника в процесс взаимопознания и взаиморазвития, для которого свойственно постоянное переосмысление обучаемыми и учителями собственной позиции в профессии. Таким образом саморазвитие становится для ученика реальным осознаваемым мотивом. Главный же механизм саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя В.И. Андреев

© Чудина Е.Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.