Научная статья на тему 'Реализация целостной модели личностно-профессионального развития в системе повышения квалификации на разных этапах жизненного пути'

Реализация целостной модели личностно-профессионального развития в системе повышения квалификации на разных этапах жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / LEVELS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL POTENTIAL OF THE TEACHER AT DIFFERENT STAGES OF LIFE / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Нина Васильевна

В статье представлена целостная модель личностно-профессионального развития учителя физической культуры через формы деятельности в непрерывном педагогическом образовании, сопровождение профессиональной деятельности, анализ составляющих индивидуального стиля педагога как необходимого условия профессиональной деятельности до уровня смысла жизни на разных этапах жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the integral model for personal and professional development of the pedagogue of physical training through forms of activity in a continuous pedagogical education, accompanying of professional work, analysis of components of individual style of teacher as a necessary condition in professional work up to the level of meaning of life, at different stages of life.

Текст научной работы на тему «Реализация целостной модели личностно-профессионального развития в системе повышения квалификации на разных этапах жизненного пути»

шенствование профессиональной подготовки студентов высшей школы - позволило разработать и внедрить в педагогическую практику физической культуры дидактическое конструирование, делающее процесс обучения для студентов более сознательным, управляемым, эффективным.

2. Опытно-экспериментальным путем установлено, что основными условиями подготовки гидов-проводников в экологическом туризме с активными формами передвижения туристов являются:

первое - подбор предметов, профессионально-ориентированных и необходимых им в дальнейшей работе: топография и ориентирование на местности, экология и природопользование, поисково-спасательные работы в условиях природной среды, краеведение, оказание первой медицинской помощи пострадавшему;

второе - выработка у данных специалистов профессиональных качеств, волевых, нравственных, психологических.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никулин, Е.А. Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов / Е.А. Никулин, В.П. Каргаполов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 11(57) - С. 56-61.

2. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. - с. 576

3. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасиситого. - М. : Высшее образование, 2007. - 430 с.

Контактная информация: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Нина Васильевна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

(СПб АППО)

Аннотация

В статье представлена целостная модель личностно-профессионального развития учителя физической культуры через формы деятельности в непрерывном педагогическом образовании, сопровождение профессиональной деятельности, анализ составляющих индивидуального стиля педагога как необходимого условия профессиональной деятельности до уровня смысла жизни на разных этапах жизненного пути.

Ключевые слова: уровни личностно-профессионального потенциала педагога на разных этапах жизненного пути, личностно-профессиональное развитие педагога.

REALIZATION OF INTEGRAL MODEL OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS

AT DIFFERENT STAGES OF LIFE

Nina Vasilevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Academy of Postdegree Pedagogical Education

Annotation

The article presents the integral model for personal and professional development of the pedagogue of physical training through forms of activity in a continuous pedagogical education, accompanying of professional work, analysis of components of individual style of teacher as a necessary condition in professional work up to the level of meaning of life, at different stages of life.

Keywords: levels of personal and professional potential of the teacher at different stages of life, personal and professional development of the pedagogue.

ВВЕДЕНИЕ

Целостная модель личностно-профессионального развития позволяет эффективно реализовывать профессиональную деятельность в непрерывном постдипломном образовании, способствует успешной профессиональной деятельности учителя физической культуры на разных этапах жизненного пути посредством:

- развития индивидуальных особенностей личности педагога;

- развития культурологических особенностей;

- развития социокультурной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

При анализе личностно-профессионального развития нами использовались:

- анализ личностно-профессионального потенциала педагога;

- структурно-функциональная модель профессиональной деятельности;

- сравнительный анализ составляющих индивидуального стиля педагога в повышении мотивации его профессиональной деятельности до уровня смысла жизни.

Ставились цели — выявить и обосновать в системе повышения квалификации эффективность деятельности при сохранении личностно-профессионального потенциала. В динамике показателей результативности учитывались компоненты и содержание личностно-профессионального потенциала учителя физической культуры на разных этапах жизненного пути (табл. 1).

Таблица 1

Показатели результативности реализации личностно-профессионального

потенциала учителя физической культуры

Показатели Содержание показателей

Физический Высокая работоспособность, сбалансированность нервных процессов, знание особенностей своего здоровья

Психофизиологический Развитие произвольности поведения, сбалансированность нервных процессов

Когнитивный Способность к экспериментированию, ориентирование на смысл, наличие широкого кругозора

Эмоциональный Осознание и контроль своих эмоций, развитие эмоционального предвосхищения, умение ограничивать эмоциональные срывы, понимание эмоционального состояния других людей

Коммуникативный Развитие потребности в общении, умение сопереживать; способность устанавливать устойчивые контакты с участниками образовательного процесса

Социальный Умение согласовывать свои действия с другими, освоение социальных ролей

Духовно -нравственный Обогащение духовного мира, ориентация на общечеловеческие ценности

Личностный Развитие самостоятельности, ответственности, инициативности; рефлексия деятельности, позитивная «Я-концепция»

Деятельностный Развитие целенаправленности, инициативности, способности в достижении результата

Между характером смысложизненных ориентаций и индивидуальным стилем педагогической деятельности существует определенная зависимость. Если педагогическая профессия является ведущим компонентом иерархии смысла жизни, создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальности педагога-профессионала, оптимального использования его потенций через различные формы деятельности педагогов (табл. 2).

Таблица 2

Основные формы деятельности педагогов в непрерывном _______________педагогическом образовании_____________________________

Фо эмы взаимодействия со слушателями

Коллективные Групповые Индивидуальные

Научно-практические конференции Авторские курсы для слушателей Консультации по проблемам

Смотр педагогических достижений Корпоративное обучение на базе ОУ Практикум

Конкурс ПНПО, участие в конкурсе «Учитель года» Активные формы работы «Мозговой штурм» Защита творческих проектов

Обмен опытом Ролевые игры Публикации

Соревнования Тренинги Информационный обмен

Смысл профессиональной деятельности обеспечивает осознание профессионального долга; расширение самостоятельности. Ответственное отношение к деятельности педагога может считаться универсальным отражением предъявляемых требований на основе внутренней мотивации. Учет отношения к профессиональной деятельности в педагогической деятельности отражается в структурно-функциональной модели (табл. 3).

Таблица 3

Структурно-функциональная модель ответственного отношения ______________к профессиональной деятельности_______________________

Блок Компонент

Целевой компонент

Ценностный Готовность к деятельности, стремление к преодолению трудностей, личностная ответственность за исполнение профессиональных обязанностей

Содержательный компонент

Информационно- Овладение новыми теоретическими и методологическими идеями, совершенствование практических навыков через активные формы обучения

познавательный Управленческий компонент

Моделирование проблемных профессиональных ситуаций, способность их разрешения, учет индивидуальных особенностей и склонностей педагогов

Организационный компонент

Поведенческий Профессиональная рефлексия, самоопределение, овладение механизмами развития

Результативный компонент

Самореализация педагога, самопреобразование деятельности

Структурно-функциональная модель представляет единство трех взаимосвязанных блоков: ценностного, информационно-познавательного и поведенческого.

Ценностный блок включает в себя систему ценностей в виде нравственных идеалов, интересов, убеждений, установок, целесообразной линии профессионального поведения в соответствии с потребностями общества.

Информационно-познавательный блок включает в себя знания, определяющие современную научную картину мира в сознании педагога.

Поведенческий блок объединяет поведение в соответствии с социальной ролью на основе смыслосодержащей картины профессионального будущего в процессе профессионализации личности. Для совершенствования педагогической деятельности необходимо сформировать:

- готовность к преодолению трудностей;

- готовность к повышению уровня профессионального мастерства;

- ответственность за исполнение профессиональных обязанностей.

Процесс ответственного отношения к профессиональной деятельности, формируется на следующих обоснованиях:

- личность педагога будет тем эффективнее, чем точнее будут учтены ее индивидуальные особенности в формировании педагогического успеха;

- взаимоотношения в коллективе — основной фактор формирования положительных качеств личности педагога;

- система целей и духовное развитие педагога не только формируется, но и совершенствуется в практических делах.

Данные выводы мы использовали при организации курсов повышения квалификации с учетом принципов:

- непрерывности (постоянный сбор данных);

- диагностичности (наличие критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние педагогического процесса);

- технологичности критериев отслеживания (включение в критерии максимального количества информации);

- научности.

В основе личностно-ориентированного развивающего профессионального образования, направленного на личность как цель и главный критерий его профессиональной зрелости, интегративным показателем является рефлексивное осмысление личностных достижений, отношение к успешности, которое обеспечивает успех в творческой самореализации, способствует опережающему развитию.

Анализ показал, что для многих педагогов характерна неустойчивость смысложизненных ориентаций, начав работать, они не нашли себя, не ответили на главный для себя вопрос: чему посвятить жизнь. Обобщая данные, мы выделили три уровня смысла жизни для учителей физической культуры с различным стажем работы:

- ситуативный - сводится к планированию жизни на ближайший период, не затрагивает личностных установок и стремлений, характеризует начинающих педагогов;

- приземленный - ориентирован на материальные ценности, таких более 80% во всех группах педагогов;

- возвышенный — указывает на максимально творческую самореализацию, таких 10% в категории профессионально зрелых педагогов со стажем более 15 лет.

Сравнительный анализ индивидуального стиля педагога на основе самооценки педагогов, профессиональной ответственности, сотрудничества в педагогической деятельности, позитивной «Я-концепции», результативности педагогической деятельности представлен ниже (табл. 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ индивидуального стиля педагога в повышении мотивации

профессиональной деятельности до уровня смысла жизни

Стиль педагога Контрольная группа Экспериментальная группа

Количество оцениваемых респондентов % Количество оцениваемых респондентов %

Профессиональная ответственность

Констатирующий 115 20,1 100 17,4

Конечный 113 26,6 100 26,2

Сотрудничество в педагогической деятельности

Констатирующий 115 29,5 100 29,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечный 113 37,9 100 45,6

Позитивная «Я-концепция»

Констатирующий 115 15,1 100 15,4

Конечный 113 14,2 100 30,3

Результативность педагогической деятельности

Констатирующий 115 19,8 100 19,9

Конечный 113 19,4 100 40,3

В педагогическом эксперименте приняли участие 215 человек на начало эксперимента, которым было предложено выделить в деятельности важные субъективные

параметры. В качестве контрольной группы были выбраны группы корпоративного обучения (одновременно обучался весь педагогических коллектив), с учетом различных возрастных групп. Экспериментальная группа педагогов представлена слушателями курсов СПб АППО из различных районов города. Слушатели экспериментальной группы занимались по авторской технологии, в основе которой лежит теория личностно-ориентированного развивающего профессионального образования, направленного на личность как цель и главный критерий его профессиональной зрелости.

Из таблицы 4 следует, что в экспериментальной группе респондентов имеет место устойчивая положительная динамика всех компонентов личностнопрофессионального развития, характеризующих профессиональную успешность, в то же время в контрольной группе отсутствует рост, доминируют внешние мотивы.

Личностный рост учителя физической культуры на разных этапах жизненного пути предполагает многоканальное воздействие на его жизненный опыт и профессиональную деятельность через систему параметров самонаблюдения: самореализацию, жизнестойкость (табл. 5).

Таблица 5

Реализация профессионального потенциала педагогов ________на разных этапах жизненного пути, %_______________________

Отмеченные Начало эксперимента Конец эксперимента Дина-

Стаж работы (лет) мика

показатели 0 -5 6-15 16-25 > 25 X 0 -5 6-15 16-25 > 25 X %

Любовь к детям 35,0 56,4 43,6 27,6 40,6 38,2 56,4 40,3 25,2 40 +0,6

Самореализация педагога 65,0 43,4 56,4 72,4 59,3 61,8 43,6 59,7 74,8 59,9 + 0,6

Судьба, активная позиция 55,0 25,9 46,3 18,6 36,4 62,5 32,3 52,4 16,3 40,8 + 4,5

Жизнестойкость 55,0 38,4 31,5 34,:6 48,9 59,0 41,5 38,1 41,3 44,9 - 5

В таблице отмечается положительная динамика в самореализации педагога, его активности в собственной судьбе, при этом выявлено некоторое снижение жизнестойкости в сложных ситуациях.

ВЫВОДЫ

1. Целостная модель личностно-профессионального развития в системе повышения квалификации на разных этапах жизненного пути педагогов является сложным многослойным аспектом, имеющим множество факторов. Непрерывное саморазвитие, самосовершенствование приводит к реализации профессионального потенциала.

2. Становление жизненной позиции педагога происходит в результате профессиональной деятельности, выражением которой является вопрос о смысле жизни. Согласованность профессиональных смыслов осуществляется в ходе самоформирования целей.

3. Смысл профессиональной жизни является благоприятным условием для раскрытия индивидуальности профессионала, формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Панова, Н.В. Педагогическое долголетие: монография / Панова Н.В. - СПб. : АППО, 2007. - 444 с.

2. Панова, Н.В. Профессиональная жизнь педагога : монография / Панова Н.В.

- СПб. : ИПКСПО, 2007. - 244 с.

3. Панова, Н.В. Личностно-профессиональное развитие педагога на разных этапах жизненного пути : монография / Н.В. Панова. - СПб. : АППО, 2007. - 208 с.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.