Научная статья на тему 'Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза'

Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / QUARRY ORIENTATIONS OF STUDENTS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROSPECTS OF PERSONALITY HEIGHT / AKMEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Н. И.

Развитие карьерных ориентаций студентов в подготовке будущих инженеров определяет решение проблемы несоответствия между ценностными ориентациями молодых людей и возможностями, которые обусловлены реальным положением данной отрасли на современном этапе. Несоответствие между карьерными устремлениями и отсутствием представлений и знаний о себе, между профессиональными намерениями будущих специалистов и их осведомленностью о выбранной профессии задерживают развитие профессионализма. Акмеологический подход учитывает уровень формирования внутренних факторов профессионального поведения личности, детерминирующих карьерную успешность и, позволяет прогнозировать возможности эффективности будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of quarry orientations of students in preparation of future engineers determines the decision of problem of disparity between the valued orientations of young people and possibilities which are conditioned by the real position of this industry on the modern stage. Disparity between quarry aspirations and absence of presentations and knowledge about itself, between professional intentions of future specialists and their awareness about the chosen profession detain development of professionalism. Akmeological approach takes into account the level of forming of internal factors of professional behavior of personality, determining quarry success and, allows to forecast possibilities of efficiency of future professional activity.

Текст научной работы на тему «Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза»

УДК 378

Н. И. Юртаева

УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Ключевые слова: карьерные ориентации студентов, профессиональное развитие, перспективы личностного

роста, акмеологический подход.

Развитие карьерных ориентаций студентов в подготовке будущих инженеров определяет решение проблемы несоответствия между ценностными ориентациями молодых людей и возможностями, которые обусловлены реальным положением данной отрасли на современном этапе. Несоответствие между карьерными устремлениями и отсутствием представлений и знаний о себе, между профессиональными намерениями будущих специалистов и их осведомленностью о выбранной профессии задерживают развитие профессионализма.

Акмеологический подход учитывает уровень формирования внутренних факторов профессионального поведения личности, детерминирующих карьерную успешность и, позволяет прогнозировать возможности эффективности будущей профессиональной деятельности.

Keywords: Quarry orientations of students, professional development, prospects ofpersonality height, akmeological

approach.

The development of quarry orientations of students in preparation of future engineers determines the decision of problem of disparity between the valued orientations of young people and possibilities which are conditioned by the real position of this industry on the modern stage. Disparity between quarry aspirations and absence of presentations and knowledge about itself, between professional intentions of future specialists and their awareness about the chosen profession detain development of professionalism.

Akmeological approach takes into account the level of forming of internal factors of professional behavior of personality, determining quarry success and, allows to forecast possibilities of efficiency of future professional activity.

В настоящее время в связи с глубокими и быстро протекающими социально-

экономическими изменениями в нашей стране вопросы профессионализации личности приобрели особую актуальность. Укрепление взаимосвязи высшего образования с рынком труда становится главным политическим приоритетом. В новых для себя условиях вузы осуществляют поиск оптимальных способов адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда и спросу на образовательные услуги со стороны потребителей, социальный профиль которых тоже меняется [7]. Преобразовываются привычные нормы взаимоотношений в трудовой деятельности, требования к профессиям,

качеству жизни, появляются новые факторы социального и профессионального развития. Все это отражается на самосознании и поведении людей. В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений деятельности современной высшей школы является

формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда. Все большее значение для общества приобретают универсальные специалисты,

имеющие значительный профессиональный и жизненный опыт, способные чутко реагировать на новейшие тенденции в той области, в которой они работают.

В основе социально-экономического развития любого государства лежит научнотехнической прогресс, активным действующим лицом которого является инженерно-техническая интеллигенция. Однако, получив высшее образование, выпускник технического вуза

далеко не всегда готов выполнять те задачи, которые перед ним стоят. В связи с этим подготовка будущих инженеров в учебных заведениях нуждается в существенных

изменениях, включающих разработку новых

критериев оценки формирования личности, поиск эффективных факторов его профессионального становления и

конкурентоспособности на рынке

образовательных услуг. Речь идет о максимальной самореализации, осознании перспектив своего личностного и

профессионального развития, психологической грамотности и компетентности. Возможность достижения успешности в профессии в виде высокого социального статуса и достойной зарплаты является важным фактором, влияющим

на привлекательность профессии среди молодежи, что во многом определяет ее профессиональный выбор.

Определение возможностей

профессионального развития начинается задолго до начала работы на профессиональном поприще, еще во время обучения будущей профессии. Многочисленные опросы

показывают, что в систему профессиональных ценностей современных студентов входят, во-первых, перспективная работа по специальности и, во-вторых, возможность карьерного роста. Однако незнание реальной ситуации на рынке труда, неумение анализировать его изменения и учитывать их в построении собственной трудовой деятельности, отсутствие

представлений о службах трудоустройства вызывают ряд трудностей у выпускников вуза.

Одним из личностных факторов, оказывающих значимое влияние на развитие карьеры, являются карьерные ориентации личности. Карьерные ориентации отражают ценности карьеры и способ достижения успеха при ее построении; это система оценки личностью этих способов достижения успеха в карьере; это регулятор поведения личности в социальных условиях. Карьерные ориентации -это важная составная часть профессиональной направленности личности и естественно, что есть особенности этих ориентаций, обусловленные возрастом, полом, спецификой деятельности человека. Поскольку карьерные ориентации являются устойчивым образованием в структуре личности и формируются на начальных этапах вхождения в профессиональную деятельность, это важно учитывать и использовать в период адаптации к профессии молодых людей. Знание особенностей отношения к карьере поможет развивать, направлять, формировать

профессионально-ценностные карьерные

ориентации на этапе вузовского обучения.

Профессионально-карьерные ориентации, их построение и развитие начинается с самоопределения человека в мире, в котором он живет. В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным

самоопределением. По мнению ученого, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии [1]. Основными факторами выбора профессии являются: учет своих желаний; учет своих способностей и возможностей; учет потребностей общества или потребностей рынка. Эти составляющие

находятся в постоянном изменении. Уровнями самоопределения, влияющими на карьерные ориентации, считаются: профессиональное,

жизненное и личностное пространство. На высших уровнях развития профессионализма они почти взаимопроникают. Профессионал,

который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность.

Сознательное планирование карьеры является одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации. Для любого человека характерны определенная личностная

концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. В советский период карьера практически не изучалась, а само это понятие имело, в основном, негативный смысл -«карьеризм». В отечественной психологии, вплоть до 90-х годов ХХ века, карьера не выступала как объект исследования. Сейчас же ситуация кардинально изменилась - в современной динамичной социально-

экономической ситуации актуальными для науки становятся вопросы, связанные с построением и развитием карьеры. В современном понимании карьера - это сбалансированное соотношение, взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства.

Становление специалиста, развитие его карьеры более точно отражает акмеологический подход, где карьера не только как продвижение по должностным ступенькам, а процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности. Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые «акме» в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие и преобладание прогрессивного, восходящего вектора в своем развитии [2]. Исходя из такого подхода, должностное восхождение в ходе карьеры выступает не как самоцель, а только в качестве одного из вариантов средств самореализации, к числу которых относится и профессиональное совершенствование. Акмеология, опираясь на исследования последних лет, отказалась от рассмотрения профессионализма исключительно в деятельностном контексте и выстраивает логику своих исследований по

методологическому принципу наук, входящих в комплекс человекознания - единства деятельности и личности. Позиция человека в процессе усвоения социальных и

профессиональных нормативных требований определяется для него оптимальной стратегией достижения вершин профессионализма и зрелости с учетом неповторимого сочетания своих потребностей, возможностей и способностей.

Известный ученый, специалист по

профессиональному становлению и карьерной периодизации Д. Сьюпер, а вслед за ним и отечественный ученый Н.С. Пряжников относится к построению карьеры как к процессу профессионального самоопределения. Этот процесс представляет собой постоянно чередующиеся выборы и имеет в качестве основы Я-концепцию личности как относительно целостное образование, постепенно

изменяющееся по мере взросления человека [8]. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. В студенческие годы в период

юношества, становление Я-концепции

приобретает особую актуальность, ее зрелость и адекватность затем будет проверяться на

практике в основном на пути к реализации намеченных целей. Именно в этот период центральное место отводится планированию своего будущего. Также расширяется и

социальная среда взаимодействия, меняются взгляды и установки, уровень притязаний, вырабатываются культурно приемлемые варианты поведения, намечается

профессиональный путь.

Целью высшей школы на этом этапе развития молодых людей является - подготовка специалиста, который способен стать субъектом своей деятельности, определить свое «я» в ней, то есть сформировать профессиональную Я-концепцию, которая способствовала бы его профессиональной творческой самореализации. Именно в таких выпускниках вуза нуждается современное общество, которые не только бы владели профессиональными знаниями и навыками, но и могли бы самоопределиться в жизни.

К вопросу выстраивания технологии развития профессионала обращались многие исследователи. Ими были выявлены основные поведенческие линии развития в профессиональной деятельности, связанные с учетом индивидуальности личности. Это, прежде всего, формирование мотивов профессиональной деятельности, предполагающее сдвиг мотива на цель труда (А.Н. Леонтьев), в результате чего человек находит «свой» предмет деятельности. В конечном итоге формируется профессиональная

мотивация и образуется целостное поведение личности. Кроме этого важным поведенческим актом является формирование цели профессиональной деятельности. Основные этапы формирования цели заключаются в том, что выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная) [6]. «Линией развития» является также и формирование представления о программе деятельности, формирование

информационной основы деятельности. Уровни формирования включают: сенсорно-

перцептивный (восприятие информации); когнитивный уровень (оценки значимой информации) и др., что позволяет строить

информационные образы и значения по получаемым сигналам. Одним из важнейших направлений является формирование блока

принятия решений. Именно этот блок развития востребован и должен быть акцентирован в подготовке специалистов инженерных вузов. В системе развития профессионально-карьерных ориентаций должное значение отдается

формированию подсистемы профессионально важных качеств (ПВК): перенастройка качеств в соответствии с профессиональной

деятельностью, появление и развитие новых качеств и способностей.

Для каждой профессиональной сферы необходимы свои профессионально важные качества. Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта, включенные в процесс деятельности и

обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности [3]. Они бывают общие и специальные. Общие ПВК оказывают положительное влияние на эффективность любой деятельности. К таким можно отнести определенную мотивацию человека,

интернальность-экстернальность, самооценку, уровень притязаний. Специальные ПВК необходимы для выполнения конкретного вида деятельности. ПВК необходимы для того, чтобы человек мог адаптироваться в профессии и в дальнейшем достичь профессионального роста, развития на пути к «акме». К сожалению, далеко не все учитывают выбор профессии и работу в соответствии со своими способностями, личностными и индивидуальными

особенностями. Серьезными психологическими ограничениями для раскрытия потенциала являются глубокие внутриличностные конфликты, причины которых субъектом не всегда осознаются. Они приводят к дезинтеграции и дезадаптации личности,

проявляются в деятельности, общении, взаимодействиях, всей системе отношений [9].

Одним из центральных моментов становления профессионала является развитие профессионального самосознания. Термин «самосознание» близок к терминам «Я-образ», «Я-концепция». Образ субъекта деятельности представляет собой актуальный «Я-образ» (знание о своем состоянии в данный момент, о своем реальном месте среди других людей, о своих возможностях и ограничениях). Обобщенный «Я-образ», т.е. «Я-концепция»,

включающая представления о себе в прошлом, настоящем и будущем. «Я» как представитель профессиональной общности, «Я» как организм; «Я» как представитель данной профессии, «Я» как член общества. Развитое самосознание -одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности и карьерного развития. Критериями профессионализма считают внутренний локус профессионального контроля, т.е. поиск причин успеха-неуспеха в себе самом и внутри выбираемой профессии; целостное видение себя как будущего профессионала; развитие себя средствами профессии, самокомпенсации недостающих качеств и др.

Важным фактором развития карьерных ориентаций является направленность личности. Все компоненты направленности на разных этапах становления имеют различное психологическое содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности. Вопросы формирования профессиональной направленности студентов являются важными в деятельности современного высшего учебного заведения. Именно в процессе обучения в вузе определяются не только жизненные и мировоззренческие позиции будущего специалиста, закладываются основы будущей профессиональной деятельности, но и происходит начальное «освоение» профессией. Профессиональная направленность понимается как одна из четырех подструктур индивидуальных качеств профессионала и определяет отношение человека к профессии, придает трудовой деятельности субъекта труда личностный смысл, повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.

Рассматривая содержательную сторону профессиональной направленности, ее структуру, Э.Ф. Зеер выделяет в ней такие компоненты, как ценностные ориентации, мотивы, профессиональную позицию и социально-профессиональный статус. В системе ценностных ориентаций, связанных с

профессиональными устремлениями человека, одно из ведущих мест отводится смыслу труда, заработной плате, благосостоянию,

квалификации, карьере, социальному положению и др. Структура ценностных ориентаций личности выступает в роли системы, определяющей мотивацию поведения человека в профессиональной сфере, служит своеобразным «каркасом» соответствующей деятельности [4]. По мнению ученого Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерна своя система ценностей. Ценностные ориентации детерминируют профессиональное поведение, тем самым обеспечивая содержание и направленность деятельности, и придают смысл профессиональным действиям.

Критерием личностного выбора в сложных поисках на профессиональном поприще является и профессиональная идентичность как функция самотождества личности в профессиональной сфере. Взаимосвязь профессиональной идентичности и уровня субъективности личности в сложных профессиональных ситуациях основана на ведущей роли профессиональной сферы, как фактора жизненного успеха и благополучия.

Эту взаимозависимость можно представить в виде системы, включающей «треугольник ценностных ориентаций» профессионала [5]. Такая модель в целом отражает три уровня соответствия. Первый уровень - соответствие задатков, способностей, психологических характеристик индивида требованиям профессии - психологическая база, потенциал. Второй уровень - степень выраженности притязаний, мотивация достижения, то есть качества личности, обеспечивающих овладение профессиональной деятельности - психологическая основа актуализации психологического потенциала профессионала. Третий уровень - социальная пригодность и социальная безопасность профессионала - соответствие моральнонравственных индивидуальных ориентиров в профессиональной деятельности общественным потребностям. На первых уровнях в качестве наиболее существенных свойств личности, обусловливающих индивидуальные различия по кругу особенностей поведения, выделяют пять характеристик, факторы «большой пятерки». К ним относятся экстраверсия; альтруизм, склонность идти навстречу людям; сознательность, контроль импульсивности; нейротизм, негативные эмоции; открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная

сложность. Для прогнозирования успешности карьеры необходимо учитывать эти факторы.

Рассматривая основные модели развития карьерных ориентаций, можно выделить основные направления в профессиональном развитии личности. Прежде всего, это: приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде; формирование профессиональной направленности, развитие интересов к миру и людям труда, их целям, орудиям, средствам, процессам, развитие потребности в продуктивной деятельности; усвоение

общественно выработанных способов и средств деятельности; формирование системы

устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения

деятельности; развитие знания о себе [5]. Данные направления и компоненты в той или иной степени и в разных сочетаниях представлены в большинстве моделей профессионального развития человека. Исходя из этого, приоритет отдается внутренним условиям субъекта деятельности, при которых он является движущей силой своего личностного и профессионального развития в соответствии с имеющимися у него карьерными представлениями.

Рассматриваемая проблема управления карьерными ориентациями студентов

заслуживает определенного внимания по выявлению несоответствия между ценностными ориентациями студентов и теми возможностями, которые обусловлены реальным положением данной отрасли на современном этапе, между стремлениями студентов сделать успешную профессиональную карьеру и отсутствием у них представлений и знаний о себе, между

профессиональными намерениями будущих специалистов и их осведомленностью о выбранной профессии. Студентам инженерного вуза сложно сразу представить всю многогранную деятельность, которой они будут заниматься. Деятельность инженера-

производственника включает в себя не только исполнительскую деятельность. Инженер

отвечает и за технологические процессы на производстве, и осуществляет руководство персоналом. То есть его деятельность

ориентирована на интеграцию усилий других людей для выполнения конкретных технологических процессов участником и исполнителем, которого непосредственно является он сам, где от умения принимать ответственные решения зависит эффективность результата деятельности.

Развитие карьерных ориентаций в подготовке будущих инженеров необходимо проводить системно, начиная с первых шагов обучения в вузе. Учитывая уровень формирования внутренних факторов,

детерминирующих карьерную успешность, можно прогнозировать возможности

эффективности будущей профессиональной деятельности. В такой ситуации задачей инженерно-технического образования является не только то, чтобы дать положенные знания, но и развить умения выбирать собственный стиль жизни, способности его преобразовывать по своему замыслу. Тогда главным становится не только количество знаний, что важно, а и заинтересованность настоящим обучением, основанным на реальных перспективах

достижения успешной профессиональной

карьеры.

Бесспорным в развитии

профессиональных устремлений студентов является то, что основу обучения должны

составлять базовые знания. Умение работать с базовыми знаниями составляет сущность самостоятельного усвоения материала какой-либо предметной области. Чтобы решить эти задачи, необходимо использовать

психологические знания, при помощи которых целенаправленно формировать познавательную мотивацию студентов.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Поэтому формирование

познавательной мотивации у студентов, ее направленность на будущую профессиональную сферу должна закрепляться и быть устойчивой в процессе обучения в вузе путем интеграции психолого-акмеологических и педагогических и усилий.

Процесс обучения - центральное звено во всей системе жизнедеятельности вуза. Именно в процессе обучения, есть уникальная возможность вписаться в систему более глобальных целей формирования личности специалиста - становления мировоззрения, направленности личности на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в культурной и общественной жизни. Поэтому перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения является более

эффективным и своевременным, в котором обучающие программы строятся не только применительно к формированию

преимущественно понятийного, словеснологического мышления, а и творческого, формирующего позитивный образ

профессиональной личности.

Современное состояние качества подготовки специалистов и требования рынка

труда предполагают внедрение научно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обоснованных и экспериментально проверенных нововведений в технологии обучения, которые могут стать источником прогресса в подготовке специалистов. От выбора и использования прогрессивных технологий зависит качество процесса обучения, направленного на

достижение целей подготовки специалистов с минимальными затратами сил субъектов и одновременным достижением не только высокого качества знаний, умений и навыков, но и развития опыта профессионально-творческой деятельности.

Акмеологические технологии в силу

своей высокой значимости и больших практических возможностей занимают видное место в процессе образования. Гибкость системы диагностики и методики, используемые в психологическом анализе личности, могут позволить диагностировать те качества, которые будут обеспечивать развитие карьерных ориентаций будущих специалистов в нужном направлении. Процесс развития

профессионально-карьерных ориентаций

является оптимальным, если на этапе вузовской подготовки и последующей деятельности, специалист выступает в качестве субъекта сознательного выбора и принятия избранной профессии как приоритетной жизненной ценности. Разработка и осознание студентами карьерных целей, реалистичного планирования своей профессиональной жизнедеятельности в будущем, должны быть основаны на понимании собственной уникальности, с установкой на саморазвитие и реализацию.

Рассматривая возможность управления карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза, мы видим, что своевременно в учебный план бакалавров факультета нефти и нефтехимии КНИТУ был введен курс «Технологии построения карьеры». На протяжении семестра изучались вопросы, связанные с будущей карьерой и профессионализацией студентов. На занятиях обсуждались вопросы относительно получаемой человеком специальности (сфера определяет карьерный путь и имеет набор своих

компетенций); наличие деловых и личностных характеристик, которые позволили бы ему реализовать выбранный карьерный сценарий и раскрыть себя в этой сфере деятельности; формирование мотивации к обучению; выявлялись недостающие навыки и намечались пути их развития. Использовалась процедура оценки эффективности различных характеристик личности (опросы и беседы), прежде всего, ориентированная на будущее, то есть на дальнейшее развитие карьеры. В конце обучения в группах (40 чел.) было проведено исследование по ведущим карьерным ориентациям (Э.Шейн). Приоритетной в рейтинге оказалась такая карьерная ориентация как автономия (независимость), занявшая 1 место из всех предполагаемых выборов, среднее значение: 36,2 баллов. Такая карьерная ориентация показывает стремление к самостоятельности, освобождение от предписаний и ограничений, стремление делать задание по-своему, готовность к риску, конкуренции, преодолению препятствий, доказать свою состоятельность и как профессионала в том числе. Менеджмент, занял 2 место, среднее значение: 35,6 баллов.

Предпочтение карьерной ориентации

«менеджмент» свидетельствует о стремлении занять управленческие должности практически сразу после трудоустройства, что позволило бы закрепиться в организации и иметь возможность управления различными сторонами деятельности на производстве или предприятии. На практике это маловероятно, т.к. существуют различные организационные особенности производства, а также необходимость пройти определенные ступени карьеры. Интеграция стилей жизни на 3 месте, среднее значение: 35,1 баллов. Эта

значимая карьерная ориентация для студентов данной группы приобретает смысл в том, что человек отдает предпочтение в жизни не доминированию только карьере, или только саморазвитию, или семье, а на интеграцию, гармоничное сочетание различных сторон жизни. Самый низкий рейтинг в выборе предпочтений был отдан профессиональной компетентности, среднее значение: 26,9 баллов. Эта карьерная ориентация, занявшая в результате опроса студентов первого курса последнее место, принимается ими реже во внимание, что предполагает, сложности в начале обучения научиться реализовывать свои способности в профессиональной деятельности, стать мастером своего дела. Прежде всего, им необходимо научиться учиться. Здесь, безусловно, есть над чем работать, т.к. профессионализм начинается с

овладения знаниями, в умении применять их на практике.

В результате вышеизложенного можно сказать, что представление о карьере и собственно осуществление профессионального роста или карьерное продвижение, способы реализации карьеры, студентами

воспринимаются неоднозначно. Существенное влияние еще оказывает традиционный взгляд на реализацию карьеры, в основном последовательное продвижение в определенной области деятельности в стабильном предсказуемом варианте.

В складывающейся ситуации вузы могут и должны оказывать содействие своим студентам в развитии и управлении карьерными ориентациями в виде адаптационных

возможностей к будущей инженерной профессии. Помощь в данном случае может быть со стороны высококвалифицированных преподавателей, использующих акмеологические технологии, передающих им представления о будущей деятельности, формируя

профессиональную идентичность, развивая мотивацию к достижениям, закрепляя установку на ведущую роль личностного ресурса, ответственность за свой выбранный путь.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Акмеология : учеб. пособ. / А. Деркач. - М. : РАГС, 2002. - 650 с.

3. Валеева, Н.Ш. Дополнительная подготовка будущих инженеров по программам управленческого профиля / Н.Ш. Валеева. -Казань : Изд-во Казан.гос.технол.ун-та, 1998. -208 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

5. Климов, Е.А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е.А. Климов. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.

6. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 1984. - 439с.

7. Перфильева, О.В. Международные стратегии

непрерывного образования: роль и опыт

вузов/О.В. Перфильева // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10. - С. 7-16.

8. Пряжников, Н. С. Профессионально и

личностное самоопределение / Н.С.

Пряжников. - М. : Академия, 1996. - 372 с.

9. Юртаева, Н.И. Акмеологические условия формирования профессиональных устремлений студентов в процессе высшего образования /Н.И. Юртаева// Вестник Казан. тенол. ун-та. -2010. - № 3. - С. 7-13.

© Н. И. Юртаева - канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, ustug14@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.