Научная статья на тему 'К проблеме формирования коммуникативно-речевых компетенций студентов агроинженерных вузов'

К проблеме формирования коммуникативно-речевых компетенций студентов агроинженерных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СПЕЦКУРС / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СТУДЕНТЫ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ / COMMUNICATIVE AND SPEECH ABILITIES / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / SPECIAL COURSE / SUBJECT MATTER / STUDENTS OF AGROENGINEERING HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенчурина Лидия Захаровна, Кузьмичёва Лилия Михайловна

Проведен анализ целей и содержания подготовки по дисциплине «Русский язык и культура речи» как составляющей федерального компонента в государственных образовательных стандартах I—II поколений и дано обоснование введения дополнительного спецкурса, направленного на формирование коммуникативно-речевых компетенций, в условиях введения новых ФГОСов для студентов агроинженерных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенчурина Лидия Захаровна, Кузьмичёва Лилия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF COMMUNICATIVE AND SPEECH ABILITIES FOR STUDENTS AGROENGINEERING HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The paper gives an analysis of the purposes and the training content of a subject «Russian Language and Speech Patterns» as a part of the federal component in the I—II generation State Educational Standards and proves the introduction of an additional special course aimed at formation of communicative and speech abilities in the conditions of new FSES (Federal State Educational Standards) introduction for students of agroengineering higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования коммуникативно-речевых компетенций студентов агроинженерных вузов»

и организации обучения, соответствующего новой идеологии образования, становится актуальным. Наметившиеся основные положения этой структуры высшего аграрного образования в обобщенном виде имеют следующую характеристику:

1. В бакалавриате осваивают первый уровень высшего профессионального образования и завершают его получением диплома бакалавра по направлению с указанием профиля подготовки. Углубленная подготовка отражается в перечне и объеме изученных дисциплин.

2. На базе подготовки бакалавра возможно освоение дополнительных профессиональных образовательных программ (ДОП) и в совокупности с первым уровнем высшего профессионального образования получение квалификации специалиста

в выбранной обучающимся профессиональной деятельности с получением диплома о дополнительном профессиональном образовании.

Обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется либо после завершения бакалавриата, либо параллельно с обучением в бакалавриате (в этом случае время обучения увеличивается на 1 семестр).

3. На базе подготовки бакалавра и специалиста соответствующих профилей возможна подготовка по программе магистра.

Список литературы

1. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.

УДК 378.015.3

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук Л.М. Кузьмичёва

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

Все более осознаваемая необходимость гуманизации и гуманитаризации образования в условиях постиндустриального общества детерминировала — среди прочих мер — включение в содержание подготовки в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования дисциплины «Русский язык и культура речи», получившей статус составляющей федерального компонента в государственных образовательных стандартах 1—11 поколений [1—2].

Нет необходимости доказывать, что знание родного языка, свободное владение словом в первую очередь свидетельствуют об уровне гуманитарной образованности и общей культуры человека, а коммуникативно-речевая компетенция специалиста, представляющая собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в профессиональной, управленческой, социально-культурной и прочих сферах человеческой деятельности — один из важнейших критериев его профессионализма. Поэтому в качестве основных целей изучения в вузе дисциплины «Русский язык и культура речи» были определены следующие: способствовать формированию и развитию у будущих специалистов коммуникативно-речевой компетенции для максимально эффективного общения на русском языке в профессиональной и социаль-

но-культурной сферах деятельности, повысить общий уровень языковой культуры, а главными задачами — способствовать формированию у обучающихся осознанного отношения к своей речи и личностной потребности в ее совершенствовании, в развитии коммуникативно-речевых знаний и умений [3].

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны были получить представление о роли языка в обществе, его функциях, о видах речевой деятельности и их особенностях, о дифференциации словарного состава языка и о лексической сочетаемости слов, о культуре речи и основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и говорения, об образцах коммуникативно-совершенной речи в сфере социально-культурного и профессионального общения; должны понимать сущность и природу языка, его взаимосвязь с сознанием и мышлением; соотношение между языком и речью, языком и письмом; знать основные характеристики и особенности функциональных стилей современного русского литературного языка, основные нормы современного русского литературного языка, правила построения и языкового оформления учебно-научных текстов, основные нормы официально-деловой письменной речи и основные требования к оформлению деловых документов; уметь

75

различать стили речи и самостоятельно подготавливать стилистически мотивированные тексты; выполнять нормы современного русского литературного языка и фиксировать случаи их нарушения; составлять основные учебно-научные тексты и письменные вторичные тексты; оформлять деловые документы; работать с нормативными словарями и справочниками русского языка; соблюдать правила речевого этикета, принятые в обществе, и др.

Однако с принятием новых стандартов для высшей школы — ФГОСов третьего поколения — названная дисциплина, получив новое наименование «Этика делового общения и культура речи», перешла в разряд дисциплин по выбору. В этой ситуации вопрос об изучении названной дисциплины вообще (т. е. включении ее в реальный учебный план вуза) и объеме часов, отводимых на нее, решается администрацией конкретного вуза. В итоге возникает опасность того, что многие вузы могут отказаться от дисциплины или ввести скорее для проформы, для отчетности, а не для пользы дела...

Обращаясь к проблеме подготовки кадров для сельскохозяйственного производства, необходимо подчеркнуть, что включение дисциплины «Русский язык и культура речи» — согласно ГОСам 1-11 поколений — в содержание обучения в сельскохозяйственных вузах было принципиально значимо и актуально. Поскольку основную часть поступающих и обучающихся в сельскохозяйственных вузах составляли (и продолжают составлять) представители регионов, чаще всего небольших городов и сел, которые по сравнению с городской молодежью не располагают такими же возможностями свободного общения, даже несмотря на столь стремительное развитие информационных технологий и расширение доступа к глобальной мировой сети.

Как свидетельствуют наблюдения последних лет, не очень высокий, а нередко даже низкий уровень коммуникативно-речевых знаний и умений выходцев из глубинки*, явно ощутимое проявление в их речи влияния местных говоров и диалектов подчас оказываются неким психологическим барьером не только в обиходном общении с городскими сверстниками, мешая социальной адаптации в условиях вуза, но и, как следствие, становятся серьезным препятствием и в их учебно-познавательной деятельности. Поэтому необходимость специальной работы, направленной на формирование и развитие коммуникативно-речевых уме-

* Не рассматривая всех причин данной ситуации, следует указать лишь одну, а именно: нехватка сельских учителей, в частности, словесников (в том числе и из-за отмены системы распределения молодых специалистов).

76

ний и навыков у студентов данной категории в рамках изучения в первую очередь дисциплины «Русский язык и культура речи», а теперь дисциплины «Этика делового общения и культура речи», казалось бы, вполне очевидна. [4].

С целью подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих коммуникативно-речевыми компетенциями и этикетными нормами поведения и общения, важно предусмотреть, чтобы составляющей подготовки по русскому языку студентов высшего профессионального образовательного учреждения стали бы также дополнительные занятия и спецкурсы, имеющие практическую направленность, чтобы стимулировать студентов к развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых и риторических умений и навыков.

Более того, следует подчеркнуть, что общение со студентами, результаты проведенных опросов указывают на необходимость разработки подобных курсов. Поэтому учитывая контингент обучающихся в агроинженерных вузах, авторы считают, что в них следует не только сохранить дисциплину «Русский язык и культура речи» (в новой версии — «Этика делового общения и культура речи»), но и дополнительно вводить спецкурсы, направленные на формирование и совершенствование речевой культуры и коммуникативно-речевых умений студентов.

Научно-исследовательская работа, которую ведут авторы статьи, предполагает разработку, апробацию и введение в практику профессиональной подготовки студентов, обучающихся в агроинже-нерных вузах одного из таких спецкурсов.

Цель разрабатываемого курса — формирование у студентов научного представления о роли деловой коммуникации в системе наук о человеке, помощь будущим специалистам АПК в овладении основами деловой коммуникации. Основное содержание спецкурса направлено на изучение коммуникативных программ, освоение речевых приемов и техники, позволяющих эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, находя оптимальную модель общения с каждым из них.

Предлагаемый для изучения в спецкурсе учебный материал частично базируется также на материале дисциплин «Риторика» («Основы риторики») и «Основы делопроизводства», включавшихся прежде в рабочие учебные планы отдельных вузов, на новом качественном уровне аккумулируя основные постулаты названных дисциплин.

В организационном плане предполагается, что спецкурс будет включать лекционно-семинарские и практические занятия; при этом в рамках первых будет рассматриваться теоретическая составляющая спецкурса, однако ведущее место в нем займут практические занятия и тренинги, направлен-

ные на формирование практических умений и навыков деловой коммуникации.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 560800 «Агроинженерия. Степень (квалификация) — бакалавр техники и технологии (ГОС)». — М.: Министерство образования РФ, 2000. — 22 с.

2. Максимов, В.И. Государственный образовательный стандарт по курсу «Русский язык и культура речи» и его реализация на факультетах нефилологического про-

филя / В.И. Максимов // Мир русского слова. — 2001. — № 2. — С. 36-44.

3. Надибаидзе, О.Ш. Речевая компетенция говорящего / О.Ш. Надибаидзе. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 192 с.

4. Тенчурина, Л.З. Формирование основ коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов (из опыта организации занятий по русскому языку и культуре речи в МГАУ им. В.П. Горячкина) / Л.З. Тен-чурина // Проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы. Вестник университета китайской культуры. — 2011. — № 12. — С. 31-45.

УДК 378 А.В. Баннова

А.Н. Кузнецов, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА АГРАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Происходящие в современном обществе процессы диктуют новые правила подготовки специалистов. Общество становится информационным, что приводит к увеличению объема знаний. На данный момент ни одно высшее учебное заведение не в состоянии обеспечить будущих специалистов тем объемом знаний, который будет необходим им для успешной трудовой деятельности.

Происходящие в обществе глобальные процессы (среди которых и информатизация) ведут к постоянному появлению как новых сфер деятельности, так и к трансформации уже имеющихся, что требует систематической подготовки и переподготовки специалистов, т. е. можно говорить о непрерывном расширении номенклатуры видов профессиональной деятельности.

Технологический, общественно-политический, экономический и информационный прогресс требует не только появления на рынке труда новых специальностей, но и подготовки соответствующих специалистов с совершенно другими профессиональными и личностными качествами. При приеме на работу работодатель делает акцент на следующих качествах специалиста: активность, креативность, мотивация к развитию в выбранной профессиональной области, высокая обучаемость, а также желание учиться постоянно, способность перерабатывать большие объемы информации, способность к системному мышлению, умение работать в команде и лидерские качества [1, 2].

Таким образом, приоритетными являются общие, надпрофессиональные качества личности и только затем рассмотрению подвергаются профессиональные знания и умения. Теперь ставка

делается не столько на владение технологией трудовой деятельности, а в большей степени на профессиональную гибкость, способность к непрерывному самообразованию и приращению новых знаний, способность ориентироваться в современном информационном обществе, реагировать на изменения в нем и отвечать его потребностям.

Поэтому задачей учебных заведений становится подготовка учащихся к активной деятельности в высокотехнологичных отраслях, развитие их интеллектуальных способностей и личностных качеств, необходимых специалисту, т. е. формирование готовности к профессиональной деятельности.

В.Д. Шадриков [3] выделяет следующие компоненты профессиональной готовности: профессиональные знания, профессиональные умения, профессионально значимые качества личности. Профессиональная подготовка не может осуществляться отдельно от развития личности студентов, более того, развитие личности является основой профессионального становления в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональных обязанностей. Для успешного формирования профессиональной личности необходимо осуществлять работу со структурой личности в целом, а не только с отдельными ее компонентами. Поэтому в содержание обучения должны входить не только профессиональные знания, умения и навыки, но и компоненты, отражающие мотивационно-целевые, творческие, мировоззренческие, профессионально направленные качества будущего специалиста.

Так как содержание образования есть содержание процесса прогрессивных изменений свойств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.