Научная статья на тему 'Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст'

Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / SOCIAL AND CULTURAL CONTEXT / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / THE CULTURE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалеева Лия Владимировна

В статье рассматриваются вопросы происходящих изменений в воспитательной системе вузов и социально-культурном портрете студента. Дается характеристика образовательного пространства вуза, его потенциала и важности возрождения общественных и культурных организаций с целью повышения общей культуры студентов. Подтверждением этого факта стали недавно принятые документы на уровне правительства. Наблюдается снижение общей культуры личности студента. Ведущим фактором в изменении этой ситуации является образовательная среда учебного заведения. Для улучшения социально-культурного контекста образовательной среды вуза предлагается решить ряд стратегических задач в нескольких областях: осуществление учебного процесса; организация быта, досуга и отдыха; художественное и научно-технического творчество; развитие физической культуры и спорта; формирование здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалеева Лия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT AND HIGHER EDUCATIONAL ENVIRONMENT: SOCIO-CULTURAL CONTEXT

The article deals with the changes taking place in the educational system of universities and the socio-cultural portrait of the student. The characteristic of the educational space of the university, its potential and the importance of the revival of social and cultural organizations in order to improve the general culture of the students. Proof of this fact have recently received documents on the level of government. There is a decrease in the overall culture of the individual student. The leading factor in changing this situation is the educational environment of the institution. To improve the socio-cultural context of the educational environment of the university are invited to solve a number of strategic objectives in several areas: the implementation of the educational process; organization of everyday life, leisure and recreation; artistic and scientific creativity; the development of physical culture and sports; promoting a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст»

Л.В. Фалеева

СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА...

THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY FUTURE TEACHERS OF ART AND CULTUREFUTURE TEACHERS OF MUSIC, ETHICS AND AESTHETICS

© 2015

V.S. Ulyanova, candidate of pedagogical sciences, Head of Department «Musical and instrumental teacher training»

Public Enterprise «Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy» Kharkiv Regional Council (Ukraine)

Abstract. The article describes the structure of the professional-pedagogical activity of the future teachers of artistic culture and future music teachers, ethics and aesthetics. An analysis of global trends in the field of vocational teacher education indicates a growing requirement for pedagogical professionalism of teachers, especially teachers of artistic culture and musical art teacher of ethics and aesthetics. From that, what will these teachers as will carry out its future activities, whether they take into account the requirements of their society, the theory and practice of teacher education depends largely on the level of education, training and the development of spiritual culture of the school. The solution to this important urgent task can be carried out only in the presence of highly qualified teachers, owning a system of knowledge and skills at the level of the high demands of our time. Therefore, preparation of the future teachers of artistic culture and teachers of musical art, ethics and aesthetics is aimed at developing students' professional and intellectual and creative potential, formation of skills for the practical use of the knowledge gained, in our opinion, is one of the most important and urgent problems of modern national education. Contemporary music and teacher training is intended to create new, high-quality approaches to professional development of future teachers of artistic culture and teachers of musical art, ethics and aesthetics.

Keywords: structure, professional activities, teacher of artistic culture, music teacher, ethics and aesthetics, students, teaching style, especially higher education, teacher education.

УДК 378.14

СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

© 2015

Л.В. Фалеева, доктор педагогических наук АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» Кировский филиал, Киров (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы происходящих изменений в воспитательной системе вузов и социально-культурном портрете студента. Дается характеристика образовательного пространства вуза, его потенциала и важности возрождения общественных и культурных организаций с целью повышения общей культуры студентов. Подтверждением этого факта стали недавно принятые документы на уровне правительства. Наблюдается снижение общей культуры личности студента. Ведущим фактором в изменении этой ситуации является образовательная среда учебного заведения. Для улучшения социально-культурного контекста образовательной среды вуза предлагается решить ряд стратегических задач в нескольких областях: осуществление учебного процесса; организация быта, досуга и отдыха; художественное и научно-технического творчество; развитие физической культуры и спорта; формирование здорового образа жизни.

Ключевые слова: студент, образовательная среда, социокультурный контекст, культура личности.

Постановка проблемы. Радикальные преобразования (политические, экономические, социальные) и глобальная информатизация общества (сеть интернета, виртуальное общение, дистанционные технологии), произошедшие в нашей стране за последние два десятилетия, не могли не сказаться на мировоззрении российских студентов, их культуре. В течение короткого периода времени в обществе наблюдался сначала спад интереса к образованию, а затем повышенный интерес к нему, однако, не способствовавший повышению общей культуры. В политике государства неоднократно подчеркивал важность формирования личностной культуры, умеющей активно адаптироваться к социальной среде, что позволяет достичь высоких результатов во всех сферах жизни: чем образованнее человек, чем выше уровень его культуры, тем он свободнее в суждениях, тем он самостоятельнее в своих позициях. Следовательно, важной проблемой становится формирование культуры личности современных студентов.

Анализ практики работы со студентами вузов Поволжского региона и социологические данные показали, что студенты недооценивают значение и роль культуры в условиях отсутствия массовых общественных молодежных организаций (таких, какими были в СССР ВЛКСМ, ДСО и др.), осуществляющих деятель-ностный досуг и социализирующее обучение молодежи. В результате в настоящее время отмечается: пассивность студентов к самоизменению и самоприспособлению к социальной среде; невысокий уровень профессиональной мотивации к успеху; недостаточность знаний по личностной культуре и непонимание ее значимости; несформированные умения и навыки самоуправления; неадекватная самооценка результатов своей деятельности и деятельности других, на фоне повсеместной

компьютеризации и увлечения социальными сетями в Интернете, молодежь теряет социальные ориентиры и качества необходимые для полноценной социализации личности. Таким образом, важным направлением в изучении структуры социализации на современном этапе становится формирование общей культуры студентов в образовательном пространстве вуза [1].

Оптимизация общей культуры студентов является необходимым условием совершенствования педагогического процесса в соответствии с требованиями высшей школы. Эти идеи нашли отражение в важнейших нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику Российской Федерации: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.», «Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2015 гг.». В новом законе об образовании, вступившем в силу с 01.09.2013., идеи о создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства законодательно подтверждены.

Цель исследования. Анализ теоретико-методических аспектов социально-культурного контекста образовательной среды вуза и личностной культуры студента.

Методы исследования. В ходе исследования применялись аналитико-синтетическое рассмотрение научных публикаций и нормативных документов; логические методы анализа понятий (интерпретация, сопоставление, операциональное определение, конкретизация, обобщение, идеализация и экстраполяция, анализ, синтез, универсализация и унификация, трансформация и преоб-

Л.В. Фалеева педагогические

СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА... науки

разование); метод целенаправленного конструирования системы новых теоретических представлений, метод аналогий, моделирование.

Содержание исследования. Как известно, ведущим принципом функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. Для реализации новых гуманистических целей в высшей школе необходимо осуществлять целенаправленные педагогические, культурно-воспитательные, организационные и материально-технические меры, что создает возможность спрогнозировать новую гуманистическую систему обучения и воспитания студенчества как целостного социального организма, интегрирующего основные компоненты образовательной системы (цели, субъекты, объекты, сферы жизнедеятельности). В этом случае вуз может стать не только центром подготовки профессионалов, что является важнейшим аспектом его деятельности [1], но и широким культурно-образовательным и культурно-нравственным пространством, где преобладают гуманистически-нравственные ценности.

Высшее образование XXI века более чем когда-либо призвано формировать личность с высокой культурой, гуманистическими воззрениями, творца, осознавшего смысл глобальной этики и ответственности как важных норм нового гуманизма в едином и целостном мире. Решение этих задач зависит не только от содержания образования, применяемых технологий обучения и воспитания, но и от внешних факторов, формирующих среду функционирования высшей школы, жизнедеятельности коллективов как на макро-, так и на микроуровнях. Так, благоприятная среда создает возможность для творческой деятельности, свободного развития студента и преподавателя как основных субъектов педагогического процесса.

Изучение среды жизнедеятельности с той или иной точки зрения проводилось и проводится в рамках различных наук: философии, этики, педагогики, психологии, социологии, экологии и т.д. В частности, социология предлагает несколько возможных подходов к данной проблеме. В зарубежной социологии широкое распространение получили теории социальной экологии (ин-вайроментализм), изучающей закономерности и формы взаимодействия общества со средой обитания, многообразие связей социальных изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках социальных процессов.

В прикладной социологии среда рассматривается в рамках социальной микросреды - объективной социальной реальности, представляющей собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе ее жизнедеятельности и оказывающих на нее активное влияние. Микросреда при этом является специфическим проявлением общей социальной среды (макросреды) и одним из составных элементов системы «макросреда - микросреда - личность». Это значит, что процесс взаимодействия общества и индивида идет не прямо, а через непосредственный круг общения, через приобретенный индивидуальный опыт. Следовательно, социальная микросреда выступает как опосредующее звено между обществом и индивидом [2].

Итак, исходя из социально-психологических позиций, при организации воспитательной работы в вузе следует ориентироваться на социальное окружение, которое включает все общество, формы и виды отношений, характерные для него в данном периоде (макросреда), а также прямые и непосредственные контакты с учебным коллективом, семейным и дружеским (в том числе референтным) окружением (микросреда). Обе сферы воздей-114

ствия выступают в различных ролях, ведущими из которых являются формирующая, контролирующая, психотерапевтическая, социотехническая. Они формируют взгляды, установки, отношения человека с социальной средой, коллективами и отдельными личностями.

Для осуществления гуманитаризации образования в российских вузах необходимо, по мнению ученых и практиков, решить ряд стратегических задач, одной из которых является создание гуманитарной среды как непременного условия эффективного функционирования учебного заведения. Для этого требуется комплексное решение взаимосвязанных проблем: осуществления учебного процесса; организации быта, досуга и отдыха; художественного и научно-технического творчества; развития физической культуры и спорта; формирования здорового образа жизни. Важнейшими направлениями формирования образовательной среды являются также создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализации идеи педагогики сотрудничества и гуманизма.

Наряду с общевузовской средой, включающей все направления деятельности педагогической системы, важно иметь соответствующую материально-техническую инфраструктуру. Социокультурная среда как часть общевузовской среды, в свою очередь обеспечивает гуманистическую направленность формирования духовного мира личности, базирующегося на мировоззренческом гуманитарном знании и гуманистических ценностей личности.

Одной из важнейших функций системы высшего образования является культурно-образовательная направленность. П. А. Флоренский писал о том, что культура - это среда, растящая и питающая личность. Культура целостна по своей природе и поэтому именно она как в общечеловеческих, так и в национальных рамках создает объективную основу для единства общества и личности, целостности деятельности человека и духовно-нравственных позиций общества [3]. В связи с этим воссоздание значимости культуры, ее «культа» создает и объективную и субъективную возможность преодоления однобокости в развитии личности. Развивающийся в вузах процесс гуманитаризации создает условия для наиболее полного включения образования в целостную культуру общества, что способствует получению студентами методологических знаний в области философии, культурологии, теории и истории культуры и т.д.

Восстановление значимости культуры, освоение ее содержания, насыщение преподавания социально-гуманитарных, естественных и специальных наук знаниями из области общемировой и национальной культуры составляет основу для культурного и интеллектуального развития личности и содержания культурно-образовательной направленности взаимодействия существующей в вузе гуманитарной среды и гуманитарного образования.

Мировоззренческое и культурно-образовательное направления взаимодействия гуманитарного образования и образовательной среды реализуются в практике учебно-воспитательного процесса российских вузов через определенный познавательно-информационный, коммуникативный, социально-психологический механизм. Общим фоном, на котором развертывается его реализация, является конкретная деятельность преподавателя и соответствующих вузовских структур. В этом процессе большая роль, по мнению А.В. Мудрика, принадлежит личности преподавателя, который выступает основным субъектом коммуникативного механизма взаимодействия образовательной среды и гуманитарного образования. Педагогическое общение, основанное на взаимодействии систем «преподаватель-студент» и «преподаватель-студенческий коллектив», нуждается в особой культуре общения и благоприятном микроклимате. Коммуникативные межличностные отношения внутри этих систем более чем где-либо должны иметь

гуманистический характер, ибо эта сфера деятельности требует не просто общения, но и знания особенностей развития личности, ее потребностей, интересов, стремлений и целей, а также взаимной психологической расположенности обучаемого и педагога. Именно поэтому культура общения как составная часть общей культуры является частью и культурно-образовательного пространства, в котором реализуется взаимодействие образовательной среды и гуманитарного образования [4].

Образовательная среда российских вузов может стать воспитывающей, если осуществить обновление воспитательной системы по применению потенциальных возможностей взаимодействия образовательной среды и гуманитарного образования. При этом надо помнить о том, что воспитательное влияние на студенческую молодежь, формирование ее мировоззрения, духовно-нравственных ценностей, общей культуры будет эффективным, если учитывать социально-психологические особенности студенчества.

К особенностям данной социальной группы в настоящее время следует отнести изменение идеологии личности, ее ценностно-мировоззренческих ориентаций. Это связано, прежде всего, с тем, что современное студенчество как часть нашего общества переживает и отражает те же специфические противоречия и трудности, что и страна в целом, развивающаяся в нынешних условиях.

Специфика личности молодого человека проявляется в том, что у определенной части студенческой молодежи на первый план выдвигаются экономические мотивы и стимулы его жизнедеятельности. Поэтому взаимоотношения в обществе - деловые, личные, общественные -зачастую рассматриваются через призму материального интереса.

Важнейшим показателем организации образовательной среды вуза должен выступать мотивационный блок, интегрирующий механизмы духовного мира личности. Личные мотивы побуждают молодого человека к деятельности и общению. Среди наиболее активных стимуляторов возникновения таких мотивов и выступают психологическое воздействие социальной среды, потребность в знаниях, личность преподавателя и благоприятные материально-вещественные условия. Эта совокупность, считает Ю.С. Мануйлов, способна не только обеспечить достаточно высокий уровень социализации, но и создать для нее социально-психологические условия. В противном случае процесс социализации не может быть реализован в степени, удовлетворяющей общество: не в полной мере формируется индивидуальность личности, ее уникальность, обогащающая внутренний мир [5].

Таким образом, в процессе социализации личности осуществляется взаимодействие социальной среды (в данном случае образовательной), гуманитарных, естественных и специальных знаний, эмоций и чувств, суждений и поступков. Студенческая молодежь в процессе социализации входит в определенную систему общения, приобретает умение ориентироваться в жизненном пространстве, в приоритетах, практической деятельности [6; 7; 8; 9; 10].

Результаты и их обсуждение. При разработке модели образовательной среды вуза в социально-культурном контексте мы исходили из следующих положений:

- в современных политических и социально-экономических условиях общественного развития важной предпосылкой возрождения гуманистического начала в образовании и культуре становится гуманизация всего образовательно-культурного процесса. На первый план выдвигается задача подготовки специалиста, носителя современной культуры, где профессиональная подготовленность является лишь гранью его целостного бытия;

- развитие общемировой тенденции гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса ставит задачу научно-практического обоснования создания образовательной среды и изучение ее влияния на формирова-

Л.В. Фалеева

СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА...

ние специалиста XXI века.

Разрабатывая проект модели образовательной среды конкретного высшего учебного заведения, мы придерживались следующих целей:

- внедрить типовую модель образовательной среды вуза, имеющую гуманистическую направленность и соответствующую требованиям цивилизованного общества к условиям обучения и жизнедеятельности студентов в вузах, принципам гуманизации российского общества, гуманитаризации высшего образования и модели современного специалиста высшей квалификации;

- определить систему показателей и требований к образовательной среде, обеспечивающей благоприятные условия и комфортность для удовлетворения профессиональных, учебных, культурных, бытовых и досуговых потребностей студентов и преподавателей.

Выводы. Таким образом, образовательная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями [11-17]. Образовательная среда при этом выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс гуманитарного образования и характеризуемых гуманистической направленностью, включая материальный и духовный компоненты социокультурной сферы и другие элементы микросреды вуза.

В процессе подготовки специалиста влияние образовательной среды проявляется в следующих аспектах:

- мировоззренческом - как освоение гуманитарных идеалов и ценностей;

- мотивационном - как создание положительной установки на освоение профессионально-образовательной программы подготовки специалиста, развитие своих способностей и общекультурной социализации;

- в плане социализации личности - как освоение социально значимой информации и технологии деятельности в различных сферах социокультурного бытия (политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой и др.);

- в формировании гражданских качеств, развитии способностей и творческого потенциала личности.

Общей целевой направленностью образовательной среды является ее воздействие на личность в интересах формирования гуманитарной культуры специалиста, включающей в себя не только гуманитарное знание, но и соответствующие способности, их применение в профессионально и социально-значимых сферах деятельности и в самоорганизации своей жизненной стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Платонова Р. И., Воронов В. В. Технологии обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 162-166.

2. Фалеева Л. В. Формирование организационной культуры студентов как фактор социализации личности: автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 2014. - 41 с.

3. Флоренский П. А. Сочинения, тт. 1-2. - М., 1990.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 193 с.

6. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 35-39.

7. Ильясов М.И.О. Выбор профессии и социализация личности учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 82-85.

8. Колыванова Л.А., Носова Т.М. Социализация в процессе профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению //

А.И. Чаговец

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ...

Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 54-57.

9. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149.

10. Землянский В.В., Плетминцев В.В. Проблема профессиональной социализации студентов в открытой образовательной среде колледжа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 140-142.

11. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

12. Симонова И.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.

13. Пядушкина Н.Н., Федосова И.В. Образовательное пространство вуза в условиях формирования этико - педа-

гогической культуры будущих педагогов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 214-218.

14. Тимирясова А.В. Разработка рекомендаций по совершенствованию институционального окружения образовательной системы Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 101-107.

15. Епхиева М.К. Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 228-231.

16. Коновальчук В.И. Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 13-16.

17. Ярошинская Е.А., Коростелева Е.Ю. Особенности педагогического проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 457-461.

STUDENT AND HIGHER EDUCATIONAL ENVIRONMENT: SOCIO-CULTURAL CONTEXT

© 2015

L.V. Faleeva, doctor of pedagogical sciences

ANO VPO «Moscow humanitarian-economic institute» Kirov branch, Kirov (Russia)

Abstract. The article deals with the changes taking place in the educational system of universities and the socio-cultural portrait of the student. The characteristic of the educational space of the university, its potential and the importance of the revival of social and cultural organizations in order to improve the general culture of the students. Proof of this fact have recently received documents on the level of government. There is a decrease in the overall culture of the individual student. The leading factor in changing this situation is the educational environment of the institution. To improve the socio-cultural context of the educational environment of the university are invited to solve a number of strategic objectives in several areas: the implementation of the educational process; organization of everyday life, leisure and recreation; artistic and scientific creativity; the development of physical culture and sports; promoting a healthy lifestyle.

Keywords: students, educational environment, social and cultural context, the culture of the individual.

УДК 378.14

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДУЗ

© 2015

А.И. Чаговец, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Теория и методика дошкольного образования»

Коммунальное учреждение «Харьковская гуманитарно-педагогическая академия» Харьковского областного совета, Харьков (Украина)

Аннотация. В статье рассмотрены суть и структура профессиональной подготовки будущих воспитателей. Профессиональная подготовка представляет собой систему обучающих и организационных мероприятий и не может быть ограничена лишь формированием знаний, умений, навыков, а должна быть ориентирована на личностное развитие студента. Эффективность профессиональной деятельности будущего воспитателя напрямую зависит от качества его профессиональной подготовки, уровня профессиональных знаний, умений и навыков, готовности осуществлять профессиональную деятельность. В учебном процессе высшего педагогического учебного заведения происходит переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в образовании в целом и профессиональной подготовке в частности. В новой дидактической системе в центр внимания выходит самостоятельная работа студента, индивидуальная работа преподавателя со студентом. Система профессиональной подготовки будущих воспитателей представляет собой целостный комплекс структурных элементов, находящихся между собой в определенных связях и отношениях, которые взаимодействуют друг с другом и образуют целостное единство. Многоуровневая профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных учебных заведений направлена на совершенствование и переработку программ курсов по педагогике, истории педагогики, основ педагогического мастерства, что способствует удовлетворению образовательных, воспитательных и квалификационных потребностей личности и общества. Получение максимального развивающего эффекта педагогического процесса обусловлено его особым технологическим построением, то есть созданием целостной дидактической системы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие воспитатели, высшее учебное заведение, дошкольное воспитание, дошкольное учебное заведение, студенты, структура, педагогическая деятельность, высшее педагогическое образование.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важ- ческие принципы, реорганизация системы дошкольно-ными научными и практическими задачами. Сегодня го образования (изменение соотношения семейного и системе образования нужны специалисты дошкольного общественного дошкольного воспитания, разнообразие профиля новой формации с европейским или мировым его форм, поливариантность образовательно-воспита-уровнем квалификации для достижения единой цели - тельных программ) обусловливают необходимость из-формирования гармонично развитой личности. менений и в системе подготовки специалистов дошколь-

Новые реалии, ориентация общества на демократи- ного образования [1]._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.