В.С. Ульянова
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ...
мационного и коммуникационного взаимодействия / Е.В.Смирнова // Сборник материалов III Международной научной заочной конференции: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков - Тольятти, ТГУ, 2012. С. 124-129.
16. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4.
С. 109-111.
17. Тимирясова Л.Б. Особенности преподавания иностранных языков в сфере гостинично-туристического бизнеса // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 103-105.
18. Ясаревская О.Н. Технология разработки учебных модулей по иностранному языку на основе ФГОС 3 поколения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 162-167.
PROSPECTS OF TEACHING OF A FOREIGN LANGUAGE IN CONDITIONS OF INFORMATION POLYCULTURAL AND MULTILINGUIAL SOCIETY OF RUSSIA
© 2015
E.V. Smirnova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Technique of Teaching of Foreign Languages and Cultures»
Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)
Abstract. Our society is becoming an information society in which Information and Communication Technology (ICT) plays an ever-increasing role. It is self-evident that educational institutions cannot ignore these developments. In the information society, there is a need for new skills and a basic understanding of the ICT means. To achieve this, it is imperative that learning to work with computers and understanding new ICT means is assimilated into the curriculum and into teaching methods. Universities have to prepare their students for the information society and they will have to make effective use of ICT means to provide better education. It is impossible to ignore the Internet as an invaluable source of information, which can be very useful in educating young people. The Internet should be seen as a very useful complement to conventional teaching.
Keywords: the Internet, information and communication technology (ICT), teaching methods, provide better education, source of information, ICT illiteracy, authentic materials, multilingual communities, traditional mould.
УДК 378.14
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
МУЗЫКИ, ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
© 2015
В.С. Ульянова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Музыкально-инструментальная подготовка учителя» Коммунальное учреждение «Харьковская гуманитарно-педагогическая академия» Харьковского областного совета (Украина)
Аннотация. В статье рассмотрена структура профессионально-педагогической деятельности будущих учителей художественной культуры и будущих учителей музыки, этики и эстетики. Анализ мировых тенденций в области профессионально-педагогического образования свидетельствует о росте требований к педагогическому профессионализму учителя, в частности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства этики и эстетики. От того, какими будут эти учителя, как будут осуществлять свою дальнейшую деятельность, способны ли они учитывать требования, предъявляемые им обществом, теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитания и развития духовной культуры школьников. Решение этой важной, актуальной задачи может быть осуществлено только при наличии высококвалифицированных учителей, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности. Поэтому подготовка будущего учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики направлена на развитие у студентов профессионально-интеллектуального, творческого потенциала, формирование умений по практическому использованию полученных знаний, по нашему мнению, является одной из важных и актуальных проблем современного национального образования. Современное музыкально-педагогическое образование призвано создавать новые, качественные подходы к профессиональному росту будущих учителей художественной культуры и учителей музыкального искусства, этики и эстетики.
Ключевые слова: структура, профессиональная деятельность, учитель художественной культуры, учитель музыки, этики и эстетики, студенты, стиль преподавания, особенности, высшее учебное заведение, педагогическое образование.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Во все времена профессия учителя была очень важной. Благодаря педагогической деятельности не прерывается связь поколений. Без нее сложно представить развитие общества или отдельного человека. В процессе взаимодействия учителя и ученика рождаются новые идеи, формируются духовные и материальные ценности, творческий потенциал личности. Профессионально-педагогическая деятельность учителя направлена на становление ребенка как личности, гражданина и специалиста, на укрепление интеллектуального и духовного потенциала нации [1; 2]. Современное музыкально-педагогическое образование призвано создавать новые, качественные подходы к профессиональному росту будущих учителей художе-
ственной культуры и будущих учителей музыкального искусства этики и эстетики, поскольку они сочетают в себе черты педагога и музыканта, культуролога и искусствоведа. Они призваны наполнить жизнедеятельность школьников образами музыки и других видов искусства; их красотой влиять на формирование сознания и самосознания, обеспечивать духовное становление личности. Поэтому вопросы профессиональной подготовки учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики находятся в числе актуальных проблем, решаемых сегодня педагогической наукой.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешен-
В.С. Ульянова педагогические
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ... науки
ных раньше частей общей проблемы. Деятельность учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики имеет сложную структуру и является составной частью педагогической системы и характеризуется действием на учеников с помощью педагогических средств, обоснованных психологической наукой. Функционирование педагогической системы отражается в психологической структуре педагогической деятельности, анализ которой представлен в работах Л. Захаровой, Н. Кузьминой, Л. Митиной, Н. Поляковой, В. Сластенина, Т. Таланчук, А. Шадрикова.
Анализируя разработку проблемы качества профессиональной подготовки будущих учителей в современных рыночных условиях, следует сказать, что она нашла отражение в работах Д. Алферовой, В. Байденко, В. Бездухова, Н. Бибик, Л. Большаковой, В. Бондаря, Ю. Варданяна, И. Гришиной, Е. Зеер, И. Зимней, Г. Ельниковой, В. Кальнея, Н. Кузьмина, А. Марковой, В. Олейника, О. Пометун, Г. Пономаревой, Е. Софьянц,
B. Стрельникова, А. Харьковской, А. Хуторского,
C. Шишова, П. Яременко и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в рассмотрении и анализе структуры профессионально-педагогической деятельности будущих учителей художественной культуры и будущих учителей музыки этики и эстетики.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По определению Г. Мешко, педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленной на передачу новым поколениям накопленных человечеством опыта и культуры, создание условий для их личностного развития [3, с. 67].
В соответствии с алгоритмом нашего исследования следующим шагом рассмотрим структуру профессионально-педагогической деятельности учителя. В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя место, по мнению С. Сысоевой, занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках музыки.
Рассматривая конструктивную деятельность учителя, С. Сысоева отмечает ее следующие направления [4, с. 40]:
1. Формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, музыкальных умений и навыков;
2. Отбор и последовательное расположение учебного материала;
3. Составление программы деятельности учащихся на уроке;
4. Программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.
И. Багаева отмечает, что педагогическая деятельность учителя имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего: целеустремленность; мотивированность; предметность [5, с. 43]
Специфической чертой педагогической деятельности является ее производительность. Н. Кузьмина выделяет пять уровней производительности педагогической деятельности: минимальный (репродуктивный) - учитель может передать ученикам только то, что может и умеет сам; низкий (адаптивный) - учитель может передать знания и умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала возрастным и индивидуальным особенностям детей; средний (локально-моделирующий) - учитель может формировать у детей другие знания умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета; высокий (системно-моделирующий) - учитель может формировать у учащихся другие знания - умения и навыки; самый высокий - (системно-моделирующий активность и поведение учащихся) - учитель умеет ис-110
пользовать свой учебный предмет как средство формирования личности детей, то есть сознательно формировать в них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обобщать их и т.д. [6, с. 21]
В целях нашего исследования проанализируем особенности профессионально-педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики. Эта деятельность связана с постоянной необходимостью решать сложные педагогические задачи и экспериментировать; вести поиск новых методов и форм работы; требует гибкости и самостоятельности мышления при принятии решений; требует высокой творческой энергии и самоотдачи, концентрации творческих усилий для достижения поставленной цели. То есть педагогическая деятельность учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики тесно связана с процессом постоянного творческого развития, профессионального самосовершенствования [5, с. 53].
Следующим шагом считаем целесообразным проанализировать специфические функции профессионально-педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики, к которым относим: когнитивно-коммуникативную (направлена на формирование у детей основ художественной культуры в целом и музыкального искусства в частности), креативную (зависит от способности учителя организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы развивать творческие способности своих воспитанников), мотивационную (возможна при наличии у учителя умения вызвать интерес к музыкальному искусству), организационно-конструктивную (предполагает отбор необходимой информации; планирования учебно-воспитательной работы; организацию собственных действий и действий детей), исследовательскую (предусматривает высокий уровень развития гностических способностей: рефлексии в контексте специфических особенностей художественной культуры; анализа и умение работать с научно-психологической информации) [7; 8; 9].
Подробно рассмотрев и проанализировав специфические функции профессионально-педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики, можно сделать вывод, что профессионально-педагогическая деятельность, реализуясь на вышеупомянутых функциях предусматривает также наличие высокого уровня развития соответствующих способностей. Следует также отметить, что наряду с общими педагогическими способностями будущий учитель художественной культуры и учитель музыкального искусства этики и эстетики должен обладать специфическим способностями в соответствии с профессией, например, музыкальные способности будущего учителя художественной культуры и будущего учителя музыкального искусства, этики и эстетики [10; 11; 12].
Специфические способности будущего учителя художественной культуры и будущего учителя музыкального искусства, этики и эстетики развиваются в процессе профессионально-педагогической деятельности и тесно связаны с преподавательским мастерством.
Е. Софьянц подчеркивает, что преподавательское мастерство характеризуется такими факторами, как творчество, изобретательность, умением владеть собой, знанием своего предмета и методов воспитательной работы [13, с. 25]. Деятельность учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики имеет сложную структуру и является составной частью педагогической системы и характеризуется целесообразной действием на учеников с помощью педагогических средств, обоснованных психологической наукой.
Ученые, описывая психологическую структуру деятельности учителя выделили мотивационно-смысловой,
В.С. Ульянова
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ...
эмоционально-аффективное, операционно-динамиче-ский, познавательно-ориентированный, регуляторно-волевой и продуктивно-результативный компоненты. Мотивационно-смысловой компонент включает отношение-субъекта к выполняемым действиям, внутренние побуждения, степень удовлетворенности своими действиями. Эмоционально-аффективное компонент характеризуется преобладающей выраженностью у индивидов модальностей эмоций: радость, гнев, -страховые. Операционно-динамический компонент характеризует процесс реализации действий. Познавательно-ориентированный компонент включает рефлексию учащихся на уроке, накопление знаний не только о дисциплине, излагается, -но и о психологии учеников. Регуляторно-волевой компонент характеризует особенности саморегуляции. Продуктивно-результативный компонент действий характеризует уровень успеваемости (эффективности) деятельности [4; 6; 14].
Так же следует учесть, что независимо от вида деятельности учителя ее компонентный состав, как правило, одинаковый. Кроме мотивационного, автор выделяет перцептивный компонент, связанный с ощущениями и восприятиями (например, наблюдение за учащимися); мнемический, связанный с запоминанием и воспроизведением информации; когнитивный, связанный с решением задач, возникающих по ходу деятельности; имажи-нитивний, связанный с воображением, с придумыванием новых задач [4].
Итак, структурные компоненты педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики, выделяются в трудах проанализированных выше авторов, можно обобщенно представить следующей структурой: 1) постановка целей и задач; 2) планирование; 3) организация и выполнение; 4) контроль.
На основе приведенного выше можно сделать вывод, что структура деятельности, созданная на основе анализа выполняемых ею функций в большей степени отражает принцип единства психики и деятельности, ярко показывает влияние личностных особенностей учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики на профессионально-педагогическую деятельность и общения.
Спектр задач современного учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики достаточно широк: развивать творческий потенциал учащихся, формировать эстетический вкус, эстетическое отношение к окружающей действительности, научить чувствовать и воспроизводить красоту содержания музыкального произведения.
Итак, проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что структура профессионально-педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики можно охарактеризовать как совокупность функций, компонентов, уровней педагогического мастерства и этапов деятельности.
Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности. Под стилем понимают определенные особенности, которые повторяются, типичные черты, формы проявления. Индивидуальный стиль - это система приемов и способов организации человеком своей работы [3, с.85]. Следует отметить, что нет идеального стиля, лучшего среди других. Каждый из стилей имеет свои плюсы и минусы, является оптимальным для одних условий и требований, которые ставит деятельность к человеку, и неоптимальным для других условий и требований.
Для успешности работы учителя предпочтительными со стороны индивидуальных свойств личности будут: спокойный, ровный или веселый (даже в трудных условиях) - настроение; уверенность в себе, оптимизм
(жизнерадостность), энергичность; чувство юмора, находчивость; уравновешенность, выдержка, самообладание, терпение, способность к эмоциональному переключения; - чуткость, чувство сопереживания, эмоциональная контактность, доброта, общительность - эмоциональная, моторная, зрительная память; творческое воображение; общая культурная и ценностно-ориента-ционная эрудиция; решительность, самостоятельность в принятии решений, целеустремленность, настойчивость [15; 16].
В педагогической психологии различают, как отмечает Т. Сорочан, четыре типа индивидуального стиля педагогической деятельности [17, с. 86]:
1. Эмоционально-импровизационный. Педагог, придерживается его, ориентируется на процесс обучения, логично объясняет новый материал, обращается обычно к сильным ученикам, опрашивая их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но предоставляет мало возможности говорить, что затрудняет обратную связь.
2. Эмоционально-методический стиль. Основные характеристики этого стиля являются: ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование образовательного процесса, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью.
3. Интеллектуально-импровизационный. Учитель, в деятельности которого доминируют признаки этого стиля, ориентируется на процесс и результаты обучения, адекватно планируя образовательный процесс. В своей деятельности проявляет меньшую находчивость в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения. В ходе опроса он влияет на учеников опосредованно.
4. Интеллектуально-методический. Признаками его есть ориентировка в основном на результаты обучения, адекватное планирование образовательного процесса, консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.
Анализ психолого-педагогических источников позволяет сделать вывод: индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности обусловливает успешность профессионального развития учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики.
Следует выделить и то, что основным показателем успешности профессионального развития учителя является уровень знаний учащихся, сформированность программных умений и навыков у учащихся, уровень познавательного интереса, проявляется учениками к занятиям.
Так, у учителей с преобладанием эмоционально-импровизационного стиля педагогической деятельности отмечается низкий уровень учебных достижений учащихся, низкий уровень сформированности программных умений и навыков у детей, низкий уровень их познавательного интереса к занятиям; у учителей с эмоционально-методическим стилем наблюдается высокий уровень учебных достижений учащихся, высокий уровень сформированности программных умений и навыков, высокий уровень их познавательного интереса к занятиям; у учителей с превосходящими интеллектуально-импровизационным и интеллектуально-методическим стилями отмечается средний уровень учебных достижений учащихся и сформированности программных умений и навыков, средний уровень их познавательного интереса к занятиям [19].
Учеными выделены динамические характеристики стиля, главными из которых являются:
1. Гибкость - консерватизм (способность реагировать на изменение ситуации, переключаться с одного вида деятельности на другой, - менять план урока, воспитательного мероприятия или неумение приспосабливаться к меняющимся ситуациям, щепетильный соблюдения плана);_
В.С. Ульянова
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ...
2. Импульсивность - осторожность - (импровизация на уроке или тщательное соблюдение заранее продуманных действий);
3. Устойчивость - неустойчивость (ориентировочно не в ситуацию, а на собственные цели или зависимость поведения от ситуации на уроке);
4. Эмоциональное отношение к ученикам (доброжелательность, терпение в отношениях или резкая потеря равновесия, - ситуативное оценивания знаний, деятельности ученика, свойств его личности);
5. Наличие - отсутствие личностной тревожности (эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам или уравновешенность, спокойствие, адекватное реагирование на неудачи и ошибки);
6. Наличие - отсутствие рефлексивности (в неблагоприятной ситуации рефлексия направляется на себя, педагог признает свою вину или проявляет позицию относительно определенных обстоятельствах «Бывает
- обойдется», обвиняет учеников, перекладывает ответственность на других) [13; 18; 19; 20].
Анализ научных источников [1; 5; 2; 3; 21] утверждает, что учитель художественной культуры и учитель музыкального искусства, этики и эстетики как субъекты педагогической деятельности должны обладать педагогическими умениями, развитыми общими и педагогическими способностями, профессиональной и педагогической компетентностью; обеспечивать эффективную субъект-субъектной взаимодействие, продуктивность деятельности, решение учебных, воспитательных и развивающих задач, иметь собственный стиль преподавания.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Профессионально-педагогическая деятельность учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики, имеет сложную структуру и значительные отличия от других педагогических профессий.
Главными структурными компонентами профессионально-педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики мы считаем конструктивный, организаторский, коммуникативный, проектный, гностический, диагностический компоненты. При этом выделяем пять уровней производительности педагогической деятельности учителя художественной культуры и учителя музыкального искусства, этики и эстетики: минимальный (репродуктивный), низкий (адаптивный), средний (локально-моделирующий), высокий (системно-моделирующий), самый высокий (системно-моделюючий активность и поведение учащихся).
Решение задач, стоящих перед учителем художественной культуры обусловливает многообразие его функций (когнитивно-коммуникативная, креативная, мотиваци-онная, организационно-конструктивная, исследовательская), которые определяют различные стороны его профессионально-педагогической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Харкгвська A. A. Модернгзацгя вищо1 освгти Украни: ключовг питання та напрямки розвитку / A. A. Харшвська // Проблеми сучасно! педагопчно1 освгги. Сер.: Педагоггка i психологгя. - зб. статей. - Ялта: РВВ КГУ, 2008. - Вип. 18. - Ч. 1. - С. 199-204.
2. Харкгвська A. A. Якгсть освгти в контекстг европейського вибору Украни / A. A. Харкгвська // Науковг записки. Сергя: Психолого-педагопчш наукии (Нгжинський держ. унгв.гм.М.Гоголя) / За.заг. ред. проф. G. I. Коваленко. - Нгжин: Видавницьво НДУ гм. М. Гоголя, 2009. - № 2. - С. 5-10
3. Мешко Г. М. Вступ до педагопчно1 професи: навч. Поабник / Г. М. Мешко. - К.: Академвидав, 2010.
- 200 с.
4. Сисоева С. О. Подготовка вчителя до формування творчо! особистосл учня. - К.: Полираф книга, 1996. -406 с.
5. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура / И. Д. Багаева. // Профессионализм педагога, тезисы докладов и сообщений. Ижевск-СПб., 1992. - С. 42-43.
6. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1967. - 184 с.
7. Кузнецова В. А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования / Кузнецова В. А. - Ярославль, 1995.
8. Ткаченко Т. В. Вокально-сцетчт дисциплши як складов! професшного становления майбутнього вчителя музики / Т. В. Ткаченко // Вюник Луганського нацюнального ушверситету 1м. Т. Г. Шевченка. Педагопчш науки. - Луганськ: ЛНУ 1м. Т. Г. Шевченка, 2008. - Вип. 11 (174). - С. 272-282.
9. Школаенко Л. Г. Актуальт питання тдготовки майбутшх учител1в музики в сучасному культурному простор! / Л. Г. Школаенко. // Зб. наук.пр. «Педагопчна освгга: теор1я та практика. Камянець-Подшьський, 2009. - Вип. 3. - С. 299-302.
10. Крамаренко С. Г. Штерактивш техшки навчання, як зааб розвитку творчого потенщалу учшв / С. Г. Крамаренко // Вщкритий урок. - 2002. - № 5-6. - С. 7-10.
11. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки /Т. Казарицкая, И. Голованова, Л. Канлич и др. // Директор школы - 2002г. - №6 - с. 16-24.
12. Кондрашова Л. В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности / Л. В. Кондрашова // Советская педагогика. 1984. - № 5. - С. 75-79.
13. Соф'янц Е. Структура професшно! компетентносп сучасного педагога / Соф'янц Е. // Управлшня освгтою. -2006. - № 17. - С. 45.
14. Кондрашова Л. В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности / Л. В. Кондрашова // Советская педагогика. 1984. - №5. - С. 75-79.
15. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2004.
16. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2008. - 428 с.
17. Сорочан Т. М. Стратепя розвитку навчального закладу: розробка, планування, реалзаця / Т. М. Сорочан, I. I. Цимбал. - Луганськ: СПД Резшков В. С. - 2011. - 152 с.
18. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания учителя / С. Б. Елканов - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
19. Дубасенюк О. А. Професшне становлення педагога: Метод. Поабник / Дубасенюк О. А. - Житомир: ЖДП1, 1993.- 107 с.
20. Пастушенко Л.А. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя музыки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 163-165.
21. Управлшня яшстю освгга/ [Войтенко В. I., Лавренюк А. О., Малинич Л. М. та ш За заг. ред. Лавренюва А. О. - Хмельницький: ХО1ППО; Кам'янець-Подшьський: Абетка - НОВА, 2003. - 184 с.
Л.В. Фалеева
СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА...
THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY FUTURE TEACHERS OF ART AND CULTUREFUTURE TEACHERS OF MUSIC, ETHICS AND AESTHETICS
© 2015
V.S. Ulyanova, candidate of pedagogical sciences, Head of Department «Musical and instrumental teacher training»
Public Enterprise «Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy» Kharkiv Regional Council (Ukraine)
Abstract. The article describes the structure of the professional-pedagogical activity of the future teachers of artistic culture and future music teachers, ethics and aesthetics. An analysis of global trends in the field of vocational teacher education indicates a growing requirement for pedagogical professionalism of teachers, especially teachers of artistic culture and musical art teacher of ethics and aesthetics. From that, what will these teachers as will carry out its future activities, whether they take into account the requirements of their society, the theory and practice of teacher education depends largely on the level of education, training and the development of spiritual culture of the school. The solution to this important urgent task can be carried out only in the presence of highly qualified teachers, owning a system of knowledge and skills at the level of the high demands of our time. Therefore, preparation of the future teachers of artistic culture and teachers of musical art, ethics and aesthetics is aimed at developing students' professional and intellectual and creative potential, formation of skills for the practical use of the knowledge gained, in our opinion, is one of the most important and urgent problems of modern national education. Contemporary music and teacher training is intended to create new, high-quality approaches to professional development of future teachers of artistic culture and teachers of musical art, ethics and aesthetics.
Keywords: structure, professional activities, teacher of artistic culture, music teacher, ethics and aesthetics, students, teaching style, especially higher education, teacher education.
УДК 378.14
СТУДЕНТ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
© 2015
Л.В. Фалеева, доктор педагогических наук АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт» Кировский филиал, Киров (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы происходящих изменений в воспитательной системе вузов и социально-культурном портрете студента. Дается характеристика образовательного пространства вуза, его потенциала и важности возрождения общественных и культурных организаций с целью повышения общей культуры студентов. Подтверждением этого факта стали недавно принятые документы на уровне правительства. Наблюдается снижение общей культуры личности студента. Ведущим фактором в изменении этой ситуации является образовательная среда учебного заведения. Для улучшения социально-культурного контекста образовательной среды вуза предлагается решить ряд стратегических задач в нескольких областях: осуществление учебного процесса; организация быта, досуга и отдыха; художественное и научно-технического творчество; развитие физической культуры и спорта; формирование здорового образа жизни.
Ключевые слова: студент, образовательная среда, социокультурный контекст, культура личности.
Постановка проблемы. Радикальные преобразования (политические, экономические, социальные) и глобальная информатизация общества (сеть интернета, виртуальное общение, дистанционные технологии), произошедшие в нашей стране за последние два десятилетия, не могли не сказаться на мировоззрении российских студентов, их культуре. В течение короткого периода времени в обществе наблюдался сначала спад интереса к образованию, а затем повышенный интерес к нему, однако, не способствовавший повышению общей культуры. В политике государства неоднократно подчеркивал важность формирования личностной культуры, умеющей активно адаптироваться к социальной среде, что позволяет достичь высоких результатов во всех сферах жизни: чем образованнее человек, чем выше уровень его культуры, тем он свободнее в суждениях, тем он самостоятельнее в своих позициях. Следовательно, важной проблемой становится формирование культуры личности современных студентов.
Анализ практики работы со студентами вузов Поволжского региона и социологические данные показали, что студенты недооценивают значение и роль культуры в условиях отсутствия массовых общественных молодежных организаций (таких, какими были в СССР ВЛКСМ, ДСО и др.), осуществляющих деятель-ностный досуг и социализирующее обучение молодежи. В результате в настоящее время отмечается: пассивность студентов к самоизменению и самоприспособлению к социальной среде; невысокий уровень профессиональной мотивации к успеху; недостаточность знаний по личностной культуре и непонимание ее значимости; несформированные умения и навыки самоуправления; неадекватная самооценка результатов своей деятельности и деятельности других, на фоне повсеместной
компьютеризации и увлечения социальными сетями в Интернете, молодежь теряет социальные ориентиры и качества необходимые для полноценной социализации личности. Таким образом, важным направлением в изучении структуры социализации на современном этапе становится формирование общей культуры студентов в образовательном пространстве вуза [1].
Оптимизация общей культуры студентов является необходимым условием совершенствования педагогического процесса в соответствии с требованиями высшей школы. Эти идеи нашли отражение в важнейших нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику Российской Федерации: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.», «Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2015 гг.». В новом законе об образовании, вступившем в силу с 01.09.2013., идеи о создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства законодательно подтверждены.
Цель исследования. Анализ теоретико-методических аспектов социально-культурного контекста образовательной среды вуза и личностной культуры студента.
Методы исследования. В ходе исследования применялись аналитико-синтетическое рассмотрение научных публикаций и нормативных документов; логические методы анализа понятий (интерпретация, сопоставление, операциональное определение, конкретизация, обобщение, идеализация и экстраполяция, анализ, синтез, универсализация и унификация, трансформация и преоб-