Примечания
1. Неганов, С. А. Модульные технологии в образовании в системе Болонского процесса [Текст] / С. А. Неганов // Интеграция образования. 2005. № 4. С. 52.
2. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе [Текст] / П. И. Третьяков, И. Б. Сен-новский. М.: Новая школа, 1997. 351 с.; Чоша-нов, М. И. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] : метод. пособие / М. И. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. 160 с.; Юцявиче-не, П. А. Теория и практика модульного обучения. [Текст] : монография / П. А. Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989.
3. Чошанов, М. И. Указ. соч. С. 9-10.
4. Там же.
С. А. Барамзина
ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одно из главных направлений совершенствования образования - его гуманизация и гуманитаризация. Проявляется процесс гуманитаризации в изменении содержания трех его функций: профессионализации, социализации и культурно-гуманистической функции.
Принципы и содержание образования заданы Конституцией РФ и законом Российской Федерации «Об образовании». Среди важнейших из них - «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях... свобода и плюрализм в образовании» [1].
Таким образом, современное законодательство предусматривает научный, светский и гуманистический характер обучения и воспитания.
Что такое гуманность и гуманизм, гуманизация и гуманитаризация образования?
На эти вопросы ни закон, ни учебники не дают никакого ответа. Не случайно поэтому гуманизм понимается преподавателями и студентами абстрактно и интуитивно как «что-то хорошее».
Гуманизм - феномен европейской цивилизации, который тесно связан с эпохой Возрождения. Именно с этим историческим периодом ис-
БАРАМЗИНА Светлана Анатольевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики ВятГГУ © Барамзина С. А., 2008
следователи чаще всего связывали появление и формирование гуманизма.
Фактически гуманизмом называли движение, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, пытавшемуся к началу Нового времени извлечь идеал образования и поведения человека из заново открытых античных источников. Однако следует отметить, что конкретные формы выражения гуманизма имеют более глубокую историю. Можно говорить о гуманистических тенденциях в античности, христианстве, о гуманизме Возрождения, Нового времени [2].
Русская философская мысль (Н. Бердяев, П. Флоренский, М. Карелин) определяла гуманизм в самом широком смысле - как провозглашение самоценности человеческой личности [3].
В российском обществе гуманизм воспринимался как утопия. Почему? Потому что в историко-культурном процессе России не было практического воплощения гуманистического отношения к людям, чаще всего гуманизм выступал как некий «идеал», утопия, элементы которой содержались в концепциях различных социальных движений.
Гуманизм в самом общем виде - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [4].
Фактором усиления гуманистических начал в обществе является гуманизация.
Часто понятие гуманизации образования отождествляется с понятием гуманитаризации образования. Для этого есть этимологические и содержательные основания: слово «гуманизм» происходит от «Ьишапш» (лат.) - человечный, слово «гуманитарный» от «ЬишапкаБ» (лат.) -человеческая природа, духовная культура. В педагогике содержания этих образовательных феноменов «перекрывают» друг друга. Но они, конечно, не тождественны [5].
Гуманизация образования касается и вопросов его организации - управления, обучения, воспитания. Гуманизация реализуется во всей системе образования, пронизывает гуманитарное и естественнонаучное образование, сферу технических, сельскохозяйственных и всех других наук. Гуманитаризация же относится только к процессу обучения. Российская педагогическая энциклопедия [6] дает следующее определение гуманитаризации: «Гуманитаризация образования - это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых».
Интересно, что в российском законе «Об образовании» нет ни слова о гуманитаризации. Иное дело - директивные ведомственные документы,
представленные в журнале «Вестник образования» и отражающие позицию Министерства образования РФ. В официальном документе «Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования» содержится десять основных принципов реформы, среди которых и принцип гуманитаризации образования. В документе есть положение, что «гуманитаризация» противостоит присущим нашей прежней образовательной системе утилитарному технократизму, невниманию к человеку и духовным ценностям. В документе утверждается, что гуманитаризация не специфически отечественное, а мировое явление, в котором отражаются общие глобальные процессы. Прежде всего она «направлена на поворот образования к целостной картине мира - мира культуры, мира человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного и системного мышления. Одновременно она влечет повышение в учебном процессе статуса гуманитарных дисциплин при радикальном их обновлении» [7].
Интерес к проблемам гуманизации и гуманитаризации образования возник в России в 1990-х гг. Тогда и появилась концепция гуманитаризации образования, выработанная в 1991 году Гособразованием СССР, основные положения которой следующие [8].
• Гуманитарный компонент должен существовать в любом образовании и обеспечивать решение задачи - разностороннее развитие личности.
• В систему гуманитарных знаний следует включить политическую историю страны и мира, социально-политическую теорию, философию, экономическую теорию, историю и теорию мировой и отечественной культуры, право, иностранный язык. Они должны дать панораму знаний, на основе которых, продолжая само образование, можно получить серьезную гуманитарную подготовку.
• Гуманитарный компонент должен иметь место в преподавании любой специальной дисциплины. В содержательном отношении это методологические и мировоззренческие оценки, обязательное человеческое измерение образования, которое фиксирует разные позиции, точки зрения, научные школы в данной области знания.
• Само преподавание должно носить гуманитарный характер. Это реализация педагогики сотрудничества, предполагающей отношение к учащемуся не просто как к объекту воздействия, но и как к субъекту, активному участнику образовательного процесса. Речь идет о создании подлинно человеческих отношений между студентом и преподавателем.
• Использование в процессе образования и воспитания мира художественной культуры (му-
зыки, живописи, литературы, театра, кинематографа и т. д.) с целью наработки чувства красоты, ритма, гармонии, способности непосредственно «схватывать» и переживать суть вещей и событий в их целостности и гармоничности, необходимые любому человеку, активно и творчески осуществляющему свою профессиональную деятельность.
• Подлинно гармоничная, творческая личность - это такая, у которой в равной мере развиты как лево-, так и правополушарные механизмы мышления. Проблема гуманитаризации, таким образом, это не проблема более удачного подбора современных курсов по социально-политическим наукам, это проблема создания такой целостной системы образования, в рамках которой гуманитарный компонент гармонично взаимодействует с естественнонаучным и техническим при подготовке специалистов любого профиля.
• Гуманитаризация образования проявляется в методологической и мировоззренческой акцентировке преподавания, в реализации педагогики сотрудничества.
• Каждый человек независимо от его будущей профессии должен знать все основные, имеющие мировоззренческое значение достижения современной науки.
Признаки гуманитаризации высшего образования появились сравнительно недавно и получили освещение в литературе в последние годы. Выделяют три группы факторов, которые вызвали появление процесса гуманитаризации высшего образования [9]. К первой группе относятся интеграционные процессы в науке, ее гуманитаризация и гуманизация материального производства. Вторая группа факторов связана с новыми профессиональными требованиями, предъявляемыми к специалисту в условиях НТП. Они состоят в необходимости учета человеческого фактора и социальных проблем в практической деятельности специалиста. Третья группа факторов вытекает из рассмотрения человека как самостоятельной ценности общества.
Первоначально под гуманитаризацией подразумевали простое увеличение количества предметов гуманитарного цикла и доли учебного времени, отводимого на изучение их в высших учебных заведениях. Действительно, можно проследить увеличение роста гуманитарных дисциплин в технических вузах, если сравнивать их количество по годам в СССР и США (см. таблицу).
В США по сравнению с 1950-ми гг. происходит переориентация в программах технических колледжей и университетов, и мы наблюдаем увеличение процента гуманитарных дисциплин.
В 1980-х гг. происходит резкое повышение количества предметов по гуманитарным дисциплинам, и оно достигает 20-38%. Однако необходимо отметить, что основной целью при их внедрении является, прежде всего, усложнение функций инженера на производстве, а не только развитие личности. Изменение технологии, непрерывное обновление ассортимента продукции требуют расширение кругозора, умения проводить технический, экономический и психологический анализ. Недаром известный американский специалист в области образования X. Д. Риковер отмечает, что «даже для узкоспециализированной деятельности узкие специалисты будут менее эффективны, потому что они не имеют образовательной основы, которая сделала бы их способными развивать собственную деятельность» [10].
Высшая школа СССР формально была ориентирована на специалиста широкого профиля, однако процент гуманитарных дисциплин оставался на одном уровне - 10%. В 1980-х гг. количество преподаваемых дисциплин по гуманитарным наукам увеличивается в 2 раза, достигая 2022%, что происходит главным образом за счет введения новых обязательных и факультативных курсов.
Проблема гуманизации и гуманитаризации образования обсуждается в печати с точки зрения структуры вузовской подготовки, курсов, факультативов. В современной науке можно выделить ряд авторов, которые понимают под гуманитаризацией процесс внедрения гуманитарных предметов в программу технических вузов для совершенствования личностных качеств студента и формирования всесторонне развитой личности. Это В. А. Бажанов, Г. А. Брант, М. С. Каган, А. Н. Колесина, Н. Б. Крылова, Т. Я. Лаврушина и др. Наметился и другой подход к проблеме: гуманитаризация рассматривается только как фактор формирования профессиональных качеств специалиста. Это нашло отражение в работах Н. С. Батенина, А. Блажного, Г. А. Бочкарева, А. И. Галагана.
Теоретический анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что термин «гуманитаризация» в применении к высшему профессиональному образованию стал употребляться сравнительно недавно и тракту-
ется неоднозначно. Но чаще всего под гуманитаризацией высшего образования понимается:
1) процесс формирования новых профессиональных качеств специалиста, которые ему необходимы в условиях НТП;
2) условие социализации личности, в ходе которой происходит процесс усвоения норм, правил, ролей и ценностных ориентаций, необходимых для активной социально-политической деятельности в мире;
3) необходимое условие формирования личности студента.
Определение понятия гуманитаризации позволяет осознать необходимость перестройки образования с позиции требований научно-технического и социального прогресса. Проявляется процесс гуманитаризации через изменение содержания трех его функций: профессионализации, социализации и культурно-гуманистической функции.
Функцию профессионализации образования определяет характер взаимосвязи высшего образования с развитием производительных сил общества. Она осуществляется для передачи профессиональных знаний, умений и навыков студентам в целях включения подрастающего поколения в материальное производство, подготовки для народного хозяйства квалифицированных кадров. В условиях НТП прежнее содержание данной функции оказывается недостаточным. Необходимо формирование профессиональных качеств специалиста: профессиональной мобильности, нестандартного мышления, экологического сознания, потребности в знании иностранных языков, методологической культуры специалиста, навыков по управлению коллективом.
Функция профессионализации в Вятском государственном гуманитарном университете проявляется через формирование профессионально-трудовой культуры студентов. Профессионально-трудовая культура - это высокий уровень развития умственной деятельности, способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы; профессиональная культура включает в себя представления о социальной значимости данного вида труда, о профессиональном идеале, способах и средствах его достижения, развитые чувства профессиональной гордости, профессиональной чести и достоинства.
Страна 1960-е гг. 1970-е гг. 1980-е гг. 1990-е гг. 2000-е гг.
США 4,6 12,5 20-38 38-42 40-45
СССР 10,0 10,0 20-22 30-35 35-38
Количество гуманитарных дисциплин, преподаваемых в технических вузах и университетах, % (доля гуманитарных дисциплин берется от общего числа преподаваемых дисциплин,
принимаемого за 100%)
Компонентом профессионально-трудовой культуры является социальная компетентность студента, которая предусматривает формирование навыков межличностного делового общения, социального имиджа.
Социализация - это процесс включения молодежи в систему социальных норм, правил и ролей. Под воздействием процесса гуманитаризации высшего образования функция социализации приобретает необходимое дополнение, она способствует выработке социальных качеств у студента, которые ему необходимы для успешного осуществления своих профессиональных функций на предприятии. Руководствуясь потребностями сегодняшнего дня, высшая школа должна дать прочную основу в области фундаментальных знаний и в социальной области. Знание социологии, социальной психологии обеспечит будущему специалисту возможность руководить, находить контакт с людьми, проявлять самостоятельность, налаживать благоприятные отношения в коллективе, добиваться в нем атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, совершенствовать экономические, социальные, психологические отношения в трудовых коллективах, активно влиять на совершенствование внепроизвод-ственных, бытовых, семейных отношений.
Функция социализации высшего профессионального образования в Вятском государственном гуманитарном университете проявляется через формирование гражданской культуры студентов. Под гражданской культурой понимаются уровень, характер и содержание нравственных, правовых, политических, эстетических и иных знаний и навыков человека, помогающих ему осознать свои гражданские права и обязанности и определить свое место и роль в решении стоящих перед обществом задач.
Суть культурно-гуманистической функции образования - воспитание в студентах безусловной веры в добрые начала, заложенные в человеке, независимо от его национальности, в отсутствии авторитаризма одной культуры над другой; в глубоком знании физических, эмоциональных, интеллектуальных потребностей детей любой этнической группы.
Классические университеты во все времена ориентировались на нравственно-этическую доминанту, что подтверждали их миссии, где нравственность трактовалась как одно из необходимых качеств личности. Эта доминанта сохраняет
свой статус и в наши дни. Так, Вятский государственный гуманитарный университет, определяя основные ценности университетского образования, ориентируется на такое качество индивида, как интеллигентность. Поэтому культурно-гуманистическая функция высшего профессионального образования проявляется в Вятском государственном гуманитарном университете через формирование у студентов духовно-нравственной культуры, которая есть основа становления российского интеллигента.
Вывод. Одно из главных направлений совершенствования образования - его гуманизация и гуманитаризация. Проявляется процесс гуманитаризации через изменение содержания трех его функций - профессионализации, социализации и культурно-гуманистической.
Вятский государственный гуманитарный университет осуществляет функцию профессионализации через формирование у студентов профессионально-трудовой культуры; функцию социализации - через формирование гражданской культуры; культурно-гуманистическую функцию посредством формирования духовно-нравственной культуры - основы становления российского интеллигента.
Примечания
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст] : федер. закон. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 4.
2. Соколков, Е. А. Философско-методологические проблемы формирования личности специалиста в высшей школе [Текст] : монография / Е. А. Соколков, Т. А. Рубанцова; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Новосибирский гуманитарный ин-т. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. (Приложение к журналу «Философия образования»; т. XXII.) С. 79.
3. Там же. С. 80.
4. Советский энциклопедический словарь [Текст] / науч.-ред. совет: А. М. Прохоров [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1980. С. 354.
5. Касьян, А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки [Текст] / А. А. Касьян // Педагогика. 1998. № 2. С. 17.
6. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : Т. 1: А-М / редкол.: Э. Д. Днепров [и др.]. М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 239.
7. Касьян, А. А. Указ. соч. С. 18.
8. Борзенков, В. Гуманитаризация современного образования [Текст] / В. Борзенков, В. Купцов // Коммунист. 1991. № 7. С. 32-41.
9. Соколков, Е. А. Указ. соч. С. 136.
10. Там же. С. 143.