Научная статья на тему 'Гуманитаризация естественно-научного образования как средство его гуманизации'

Гуманитаризация естественно-научного образования как средство его гуманизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2586
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / КУРС ФИЗИКИ / HUMANIZATION / LIBERALIZATION / PERSONALITY / WORLD PERSPECTIVE / SCIENCE EDUCATION / COMPETENCE / PHYSICS COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова В. К., Плотникова О. В.

Обосновывается необходимость гуманизации образования, рассматривается взаимосвязь гуманизации, гуманитаризации и профессионализации, выделяются некоторые направления гуманитаризации естественно-научного образования и пути их реализации на примере курса физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justifies the need to humanize education. Examines the relationship between humanization, liberalization and professionalism. Allots some areas of humanization of science education and the path to their implementation using a physics course as an example.

Текст научной работы на тему «Гуманитаризация естественно-научного образования как средство его гуманизации»

В.К. СУХАНОВА,

О.В. ПЛОТНИКОВА

Гуманитаризация естественно-научного образования как средство его гуманизации

Обосновывается необходимость гуманизации образования, рассматривается взаимосвязь гуманизации, гуманитаризации и профессионализации, выделяются некоторые направления гуманитаризации естественно-научного образования и пути их реализации на примере курса физики.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, личность, мировоззрение, естественно-научное образование, компетентности, курс физики.

Liberalization of science education as a means to its humanization. V.K. SUKHANOVA, O.V. PLOTNIKOVA

Justifies the need to humanize education. Examines the relationship between humanization, liberalization and professionalism. Allots some areas of humanization of science education and the path to their implementation using a physics course as an example.

Key Terms: humanization, liberalization, personality, world perspective, science education, competence, physics course.

Научно-технический прогресс помимо своей, безусловно, положительной роли в развитии человечества сопровождается и рядом побочных эффектов, имеющих негативное значение. Это технократизация современной жизни, углубляющийся мировоззренческий кризис, потеря ряда гуманистических ориентиров, понимания того, что именно человек, его индивидуальность, его благо должны быть главной целью развития общества. Соответствующие деформации наблюдаются в любых сферах общественной жизни, и в первую очередь - в образовании.

Во многих работах, посвященных проблемам современной педагогики, подчеркивается, что образование не имеет смысла, если в результате него теряется человек. В связи с этим одна из важнейших задач образования на современном этапе - уравновесить, компенсировать негативные последствия технократического развития, сформировать у учащихся убежденность в том, что гуманное отношение к каждому человеку, создание наиболее комфортных условий для развития каждой личности - это то, что необходимо для развития и обновления общества в целом. Принципы гуманизации и гуманитаризации лежат в основе концепции модернизации российского образования.

Гуманизация образования предполагает построение его на основе принципов гуманизма: признания человека как высшей ценности, а блага человека - как критерия оценки работы любых социальных институтов. При таком подходе независимо от профиля вуза и его статуса человек ставится в центр процесса обучения.

Гуманитаризация образования - это один из путей его гуманизации [1]. Она ориентирована на построение целостной картины мира (прежде всего мира культуры, мира человека), на очеловечивание знания, на формирование мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед обществом и природой. Гуманитаризация предполагает развитие творческих способностей студента, овладение им различными способами взаимодействия с окружающим миром, способами получения и обработки информации, приобщение учащихся к мировой культуре и высшим духовным ценностям.

Гуманитаризация образования ни в коей мере не отрицает его профессионализацию, т. е. задачу подготовки специалиста, профессионала в конкретной области. Напротив, она позволяет преодолеть однобокость профессиональной подготовки и сформировать полноценную личность, способную успешно включиться не только в сферу производственных отношений, но и в сферу культуры, способную понимать свое место в мире и строить отношения с другими членами социума.

Рассматриваемая проблема особенно актуальна для естественнонаучного и технического образования, т. к. для этих наук характерна очень высокая степень формализации. Сложность математического аппарата современных научных теорий, входящих в структуру физики, химии, теоретической биологии, астрофизики и космологии, невозможность иллюстрировать многие их понятия наглядными образами могут привести к утрате понимания основной цели развития науки: получение нового знания для блага человека, его дальнейшего развития. При этом совершенно неправильно сводить процесс гуманитаризации естественно-научного образования исключительно к использованию элементов гуманитарных знаний в процессе преподавания естественно-научных дисциплин. Естественные науки и сами несут значительный гуманитарный заряд, его прежде всего и надо реализовать.

Гуманитарное, т. е. обращенное к человеку, образование невозможно без естественно-научного знания, поскольку именно природа является тем фундаментом, на котором «вырастают» и общество, и сознание. Принципиально важно понимать, что есть системы знаний, которые образуют фундамент современной культуры. Они очень содержательны, нередко сложны, требуют длительной и систематической работы при усвоении, но от них нельзя отказываться. Они многое формируют в человеке, а главное - мышление и мировоззрение. К таким системам знаний относится физика.

Чтобы оценить методологическую и мировоззренческую роль физики, необходимо знать, что очень многие современные понятия, которыми оперируют науки, в том числе гуманитарные, обрели свое происхождение и первоначальное наполнение в физике. А это очень важно, поскольку модельными представлениями для нас являются представления окружающего мира - мира физических явлений.

Модернизация естественно-научного и - конкретно - физического образования должна осуществляться путем такой его перестройки, которая была бы ориентирована и на выполнение социального заказа общества в плане подготовки специалистов, и на воспитание культурного человека, имеющего необходимый запас естественно-научных знаний и способного использовать эти знания для интерпретации и оценки фактов, тенденций, событий с точки зрения соответствия гуманистическим идеалам.

В работах Ю.В. Сенько [2] выделяются два возможных пути гуманитаризации образования: экстенсивный и интенсивный. Первый связан с обновлением содержания учебных дисциплин, наполнением его гуманистическими нормами и идеалами, широким использованием в преподавании любых дисциплин достижений искусства и общественных наук, универсальных способов познания. Второй предполагает перестройку учебного процесса, гуманитаризацию всей образовательной среды, обеспечивающую вхождение человека в систему культурных связей, осознание им своей личности как носителя и творца культуры.

Конкретизируя эти положения, выделим следующие возможные направления гуманитаризации дисциплин естественно-научного цикла:

1) усиление их методологической, мировоззренческой ориентации;

2) формирование системы знаний о человеке как объекте и субъекте познания и расширение познавательных возможностей каждого учащегося;

3) использование технологий обучения, способствующих наиболее полному проявлению творческих способностей учащихся и их самостоятельности;

4) интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний, использование на занятиях таких элементов культуры, как художественная литература, музыка, живопись.

Последнее усиливает духовность, эмоциональность, образность, общекультурную значимость полученного знания и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности.

Если говорить о физическом образовании, то реализация первого направления осуществляется через анализ мировоззренческого содержания и методологического значения основных физических понятий (физическое поле, энергия, энтропия и пр.) и принципов (сохранения, относительности, соответствия, дополнительности и пр.), примеров их применения в других областях научного знания, в тех-

нике и технологии, через оценку нравственного аспекта использования открытий и достижений физики, показ диалектики развития материального мира и науки как его отражения.

Иллюстрацией методологической роли физики служит тот факт, что многие модели, понятия, принципы, методы исследования, первоначально возникшие в физике, в дальнейшем стали по сути общенаучными. Так, очень продуктивной оказалась модель механических колебаний, поскольку развитие всех процессов как в природе, так и в обществе имеет не только поступательную составляющую, но и явно колебательный, волнообразный характер. Это относится и к экономике, и к социологии, и к истории, и к психологии. В качестве примера можно привести понятие «непрерывного» процесса, которое широко используется самыми разными гуманитарными науками. В работах Л.Н. Гумилева просматривается стремление ввести в обращение истории как науки физические понятия энергии и энтропии, поскольку они приобрели в XX в. общефилософское, общенаучное звучание. Методологическое значении физики подчеркивал В.О. Ключевский в курсе лекций по методологии русской истории.

Второе направление неразрывно связано с формированием системы знаний о человеке, с анализом его роли в изменении окружающего мира, формированием представления об универсальных методах познания. Очевидно, что забота о духовной целостности личности студента предусматривает активное вовлечение его в процесс получения знаний об окружающем мире, в том числе и о нем самом как составляющей этого мира (личностно-ориентированная дидактика), делает поведение человека более осмысленным и целеустремленным. Или, говоря языком физиков, увеличивает число его степеней свободы, повышая тем самым уровень комфортности существования.

Здесь необходимо создание системы таких умений и способов деятельности, которые составили бы в дальнейшем основу формирования ключевых компетенций, необходимых каждому выпускнику. Это умение выбирать наиболее эффективные методы решения поставленных задач, составлять план работы, подбирать необходимые приборы и инструменты, учитывать влияние различных факторов на точность и объективность результатов, оценивать их с точки зрения соответствия реальности, наконец, умение работать в команде. Эти умения успешно формируются на основе умело построенного физического практикума.

В процессе проведения физического эксперимента создаются условия, в которых студент не только приобретает конкретные предметные умения. Он приобретает опыт чувственной деятельности в самом широком ее понимании, что способствует общему сенсорному развитию личности, опыт решения практических задач, анализа и использования их результатов. То есть здесь закладываются основы формирования общетрудовых умений, навыков, способов деятельности, иначе говоря - ключевых компетентностей. При этом нельзя

упускать и необходимость формирования общекультурных компетентностей, проявляющихся в способности самостоятельно оценивать то или иное достижение науки с точки зрения его нравственной составляющей и общечеловеческой значимости, предвидеть возможные негативные последствия своих действий, строить свои отношения с другими членами коллектива и т. д. Этим целям служат творческие исследовательские работы, темы которых могут быть предложены студентам в курсе физики.

Огромное значение для достижения положительных результатов имеет нацеленность преподавателя на творческое построение учебного процесса, на создание условий для взаимодействия преподавателя и студента. Здесь необходим отказ от укоренившейся привычки рассматривать студента только как пассивный объект педагогического воздействия, побуждение его к проявлению фантазии, инициативы, выражению своего отношения к узнанному. Это требует очень большой работы, касающейся и формирования мотивационной составляющей процесса обучения, и внедрения новых технологий обучения, предусматривающих создание такой обучающей среды, в которой студент мог бы проявить себя самостоятельным и успешным. Такова суть третьего направления в процессе гуманитаризации образования. В качестве путей решения этой задачи в преподавании физики отметим использование активных форм самостоятельной работы, модернизацию физического практикума на основе введения в него профессионально ориентированных работ исследовательского характера, выполняемых творческими группами студентов [3].

Поскольку изучение физики в вузах экономического и пищевого профиля осуществляется на 1-2-м курсах и ограничивается рамками общего курса физики, здесь, как правило, отсутствует возможность постановки и решения «настоящих» научных и технических проблем. Однако очень многие уже решенные проблемы, дополненные элементами исследования прикладных вопросов, вполне возможно использовать в процессе обучения. «Решение» их студентами будет представлять собой своеобразную модель настоящей творческой деятельности.

С этой целью на кафедре физики ТГЭУ наиболее подготовленным студентам предлагаются комплексные экспериментальные работы исследовательского характера. В качестве примеров таких работ, ориентированных на студентов специальностей пищевого и торговоэкономического профиля (технологи, товароведы, специалисты в области стандартизации и сертификации товаров), можно привести следующие: «Изучение механических и тепловых свойств натуральных и искусственных кож», «Изучение методов защиты от шума и сравнительная характеристика звукопоглощающих свойств материалов», «Исследование изоляционных свойств материалов и методов обеспечения электрической безопасности бытовой техники», «Изучение методов использования полупроводниковых приборов для электрических и фотометрических измерений», «Изучение эффективности ис-

пользования различных материалов для защиты от ультрафиолетового излучения» и др.

Указанные работы максимально приближены к реальным проблемам конкретной специальности, дают представление о физических знаниях как об «инструменте» решения профессиональных задач, способствуют формированию элементов инновационного мышления и направлены на развитие у студента таких важных для личностного развития качеств, как самостоятельность, инициативность, мобильность, способность работать в коллективе, знакомят студента с общенаучными методами познания (анализ, систематизация, аналогия, эксперимент и др.), дают навыки работы с источниками информации, навыки планирования и оценки результатов и др.

Наконец, в значительной степени гуманитаризация осуществляется через связи между циклами учебных дисциплин - высший уровень связей, создаваемых по линии природа-человек-общество. Для их образования важно сформировать у студента понятие о природе как целостной системе, в которой все элементы взаимодействуют через круговорот веществ и энергии. В такой системе поддерживаются определенные значения физико-химических параметров, необходимые для возникновения и сохранения жизни на Земле. Межцикловые связи помогают осмыслить и усвоить целый ряд общих идей, например идею взаимосвязи всех процессов в природе и зависимости социальных процессов от природной среды. Результатом является осознание своей личности как одного из множества элементов более сложных структур в планетарном и космическом масштабе, что служит основой экологического образования и воспитания. Формируемое таким образом «космическое сознание» определяет «космическое мышление», которое, в частности, органически включает в себя чувство ответственности каждого за судьбу и сохранность окружающего мира. Появляется возможность на современном уровне возродить духовность образования. А возрождение духовности - один из элементов модели устойчивого развития.

Взаимосвязи естественно-научного и гуманитарного циклов дисциплин отражают тенденцию смыкания соответствующих областей научного знания для объяснения сложных явлений и создания научных теорий, для сохранения здоровья человека, для решения проблем, возникающих в смежных областях науки. В качестве примеров можно назвать разработку гелиоцентрической системы Николаем Коперником, создание полимеров, оптических квантовых генераторов, биологически активных веществ, методов лучевой терапии, использование в медицине ультразвука, ядерно-магнитного резонанса, широкое применение в археологии радиоуглеродного метода. Эти вопросы традиционно обсуждаются на семинарских занятиях, проводимых преподавателями кафедры физики по дисциплинам «Физика» и «Концепции современного естествознания». Большой интерес у студентов и активное обсуждение постоянно вызывают вопросы, связанные с

моральными аспектами использования различных достижений естественных наук - получением атомной и термоядерной энергии, исследованиями в области акустики, созданием лазера, работами в области генной инженерии, клонированием и др.

Перспективным направлением является использование на занятиях по физике элементов гуманитарной культуры, представленных в литературе, музыке, истории. Примером такого концептуального подхода может служить проведение семинара по теме «Физика и развитие научного мировоззрения». Занятие строится на проведении параллелей между развитием науки на Западе и Востоке. Представляется интересным использование идеи восточной философии о духовном триединстве Вселенной, элементами которого являются музыка, живопись, поэзия. Глубокий смысл этой философской идеи заключается в том, что «музыку и поэзию можно рисовать, а живопись - слушать». При таком подходе обеспечивается восприятие научных знаний студентами в единстве научности, наглядности и эмоциональности.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что культурная миссия преподавателя состоит не в том, чтобы просто нагрузить студента предметными знаниями, а в том, чтобы подготовить его вступление в личностный духовно-нравственный диалог с миром. Реализация гуманистической направленности является общей задачей всех предметов естественно-научного цикла. Но полной реализации можно достичь только при обязательном партнерстве педагога и студента, личностноориентированном подходе, основная идея которого состоит в следующем: педагог есть условие для развития и личностного роста студента, и наоборот.

Литература

1. Лебедев О.Е. Гуманитаризация школьного образования как фактор его гуманизации / О.Е. Лебедев. - Режим доступа: http://www.lihachev.ru/chten/2009 [Дата обращения 10.09.2009 г.].

2. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю.В. Сенько. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

3. Суханова В.К. Ключевые компетентности и задача модернизации физического практикума / В.К. Суханова, О.В. Плотникова // Философия образования. 2008. № 4. С. 273-278.

© Суханова В.К., Плотникова О.В., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.