Научная статья на тему 'Смарт и гуманитарные аспекты преподавания в высшей школе'

Смарт и гуманитарные аспекты преподавания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION AND HUMANIZATION OF EDUCATION / СМАРТ ОБРАЗОВАНИЕ / SMART EDUCATION / ТЕХНОЛОГИИ СМАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / SMART EDUCATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завражин Анатолий Владимирович

Статья посвящена проблеме гуманизации и гуманитаризаци системы высшего образования России, раскрываются ее цели и содержание, особенности реализации в условиях внедрения СМАРТ образования на примере МЭСИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMART AND HUMANITARIAN ASPECTS OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION

The article deals with humanization and humanization the higher education system in Russia, reveals its purpose and content, features implementation in the context of implementing SMART education on the example of MESI.

Текст научной работы на тему «Смарт и гуманитарные аспекты преподавания в высшей школе»

СМАРТ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 37

Анатолий Владимирович Завражин,

д.и.н., профессор кафедры Философии и гуманитарных наук ГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» Тел.: (926) 494-62-07 Эл. почта: zavan51a@mail.ru

Статья посвящена проблеме гуманизации и гуманитаризаци системы высшего образования России, раскрываются ее цели и содержание, особенности реализации в условиях внедрения СМАРТ образования на примере МЭСИ.

Ключевые слова: гуманизация и гуманитаризация образования, СМАРТ образование, технологии СМАРТ образования.

Anatoly V. Zavrazhin,

Doctorate of History, Professor of the Department Philosophy and Human Sciences Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Tel.: (926) 494-62-07 E-mail: zavan51@mail.ru

SMART AND HUMANITARIAN ASPECTS OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION

The article deals with humanization and humanization the higher education system in Russia, reveals its purpose and content, features implementation in the context of implementing SMART education on the example of MESI.

Keywords: humanization and humanization of education, SMART education technology, SMART education

Существующая система высшего образования в настоящее время переживет кризис. Одна из причин кризиса заключается в неэффективности подготовки студентов высших учебных заведений к тому, чтобы справляться с постоянно растущими потоками информации. Данное явление получило название «функциональной неграмотности».

Современное образование с трудом успевает за теми изменениями, которые происходят в окружающем мире. С целью преодоления данного кризиса предполагается переход к новой парадигме образования, которая основывается на: 1. фундаментализме; 2. когнитивной целостности; 3. ме-тодологизме; 4. гуманитаризации.

Гуманитаризация высшего образования затрагивает несколько проблем: трансформация содержания высшего образования; самого процесса обучения, в котором совместной субъект-субъектной деятельности будущего специалиста и преподавателя отводится одно из главных мест.

Рассматривая проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, необходимо признать их диалектически взаимосвязанный и взаимозависимый характер, что далеко не всегда учитывается в образовательном процессе.

На наш взгляд, гуманитаризация образования - это сложный, многогранный процесс, предполагающий: повышение роли общегуманитарных компонентов всех изучаемых дисциплин; включение в естественнонаучное образование содержательных компонентов, проблем и методов гуманитарного характера; усиление поликультурной направленности социально-гуманитарных и антропологических дисциплин, личностно значимых ценностных приоритетов; организацию познавательной деятельности на основе идей целостности мироздания, стремления к гармонии природы, общества, человека и культуры; систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов мировоззрения человека, на формирование духовно-нравственных основ личности во всех сферах общественных отношений [5, с.1-3]

Гуманитаризация предполагает прежде всего приобщение будущего специалиста к гуманитарной культуре человечества. Обычно она рассматривается как дополнительный и необходимый компонент профессионального образования. Гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели:

1. Преодоление «частичности» молодого специалиста, его одномерности, задаваемой профессиональной подготовкой;

2. Стремление заложить у молодого специалиста основы гуманистического мировоззрения.

При этом важно учесть, что гуманитаризация и профессионализация находятся в сбалансированном соотношении в рамках учебного процесса. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, профессионал в своем деле, и, стало быть, обучение в вузе вообще теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность[3, с.5-6].

Гуманитаризация образования означает не только достаточный процент в учебных планах гуманитарных дисциплин, но и, что очень важно, то, как преподаются эти дисциплины, каким содержанием они наполнены и, наконец, как их изучение отражается на студентах. Сущность гуманитаризации состоит прежде всего в формировании ценностных ориентаций обучающихся, приобщении их к гуманистическим ценностям, к достижениям мировой культуры, как в рамках учебного процесса, так и в различных формах внеучебной деятельности. Тем самым будет обеспечено преодоление одномерности личности, задаваемой узко профессиональной направленностью.

Проблема гуманитаризации образования состоит в том, чтобы гармонизировать гуманитаризацию и профессионализацию, сбалансировать их в учебном процессе. Профессионализация необходима для формирования качественного специалиста, а гуманитаризация необходима для формирования полноценной личности. Включение молодого профессионала в социум пройдет быстрее, если он впишется в культурное пространство, обретет смысл своей жизни и осознает свое место в обществе. То есть параллельно с обретением профессии должна формироваться духовность человека, его мировоззрение. Иначе мы рискуем получить ущемленного человека, даже при условии, если он будет настоящим профессионалом.

Модернизация в области высшего образования требует формирования специалиста, не только обладающего определенным объемом знаний, но и способного самостоятельно пополнять знания, ставить и решать задачи профессионального и социального характера. Компетентность специалиста в выборе собственных ценностей должна стать главной образовательной ценностью. Способность разбираться в ситуациях, выходящих за пределы профессиональной сферы, называется общекультурной компетенцией. Именно на формирование общекультурной компетенции направлено базовое (непрофессиональное) гуманитарное образование.

Основной целью гуманитаризации образования должно стать не просвещение, а формирование деятельностных способностей: чувств, интеллекта, общения, благодаря которым человек может быть самостоятельным, свободным, творческим членом общества. Через гуманитарное знание молодой человек постигает и социальную действительность, и самого себя как личность. Это значит, что расширяется основа его духовного мира.

Российской модернизации системы образования нужны именно такие специалисты - владеющие высокими технологиями, социально ориентированные, духовно

богатые личности. Думаем, это не противоречит положениям Болон-ской системы, ведь они неизбежно будут реализовываться на основе российской ментальности. Именно поэтому необходимо разностороннее гуманитарное образование и гуманитарная направленность профессионального образования.

Современный этап развития информационно-компьютерных технологий выдвигает на первый план потребности, которым не могут удовлетворить не только классические образовательные технологии, но и технологии электронного обучения (е-1еагт^).

В настоящее время происходит переход от е-1еагт^ к 8таП (англ. - умный, сообразительный, энергичный) е-1еагт^ и 8таП Е^саИоп (умное образование).

Концепция 8МАЯТ в образовании возникла вслед за проникновением в нашу жизнь разнообразных умных устройств, облегчающих процесс профессиональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар - интеллектуальный автомобиль, смар-тборд - интерактивная интеллектуальная электронная доска, 8МАЯТ система самодиагностики жесткого диска компьютера). 8МАЯТ подразумевает повышение уровня интеллектуальности устройств, формирующих окружающую среду для того или иного вида деятельности. На сегодня перенос данной концепции на образование находится в начальной стадии, термины и основные понятия проходят процесс формирования [2].

Понимание 8МАЯТ применительно к сфере образования колеблется от использования смартфонов и иных аналогичных устройств для доставки знаний учащимся до формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения, в том числе с использованием устройств категории 8МАЯТ.

Скорость возникновения новых технологий в последнее десятилетие значительно выросла, каждый год производители предлагают новые устройства для профессиональной деятельности и коммуникаций. Новые интеллектуальные 8МАЯТ

технологии требуют изменения платформ, используемых для передачи знаний и широкого использования 8МАЯТ-устройств. Профессиональное образование должно стать одной из самых быстро обновляемых отраслей, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения технологий и методов обучения. Скорость обновления знаний и технологий должна рассматриваться как критерий качества системы образования. [4]

Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования (интерактивные доски 8МАКГ Воа^Б, интерактивные дисплеи 8утроШит) представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления - презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках 8МАЯТ Воа^ можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске 8МАЯТ В оай передается обучающимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии студентам. Учебный материал, созданный во время лекции на интерактивной доске 8МАЯТ ВоаМ. записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен. [3]

Существует несколько технологий, позволяющих сделать доску интерактивной. Одна технология - сенсорная резистивная, другая -БУ1Т технология компании 8МАЯТ ТесЬпо1о^еБ. В ней используются специальные цифровые видеокамеры, расположенные по углам экрана. Кроме того, с помощью специальной насадки можно превратить любую плазменную панель в интерактивную доску.

Конечно, для максимальной реализации всех свойств интерактивных досок 8МАЯТ Воа^Б создано специальное программное обеспечение (8МАЯТ ШгеЪоок, 8упЬгопЕуеБ). У каждой из этих программ есть свои особенности. 8МАКГ №1еЪоок позволяет рабо-

Экономика, Статистика и Информатика^И 7 №3, 2015

_

тать с текстом и объектами, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Программа Bridgit позволяет легко и быстро проводить презентации для партнеров по всему миру, получать отзывы на свой документ. Стоит вам выделить ключевые позиции своего выступления на общем рабочем столе, и программа тут же в режиме реального времени выводит все ваши заметки на экраны остальных участников конференции. С помощью программного пакета ЗупЪгопЕуеБ преподаватель может следить за тем, что делают учащиеся, выводить все рабочие мониторы учащихся на доску, блокировать мониторы учащихся, рассылать с интерактивной доски учебный материал, например, тест, на все компьютеры. [6,с.136].

Во время работы на интерактивных досках слушатели концентрируют внимания, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость.

Так же имеется и технология 8МАЯТ ТаЬ1е. Он представляет собой учебный центр для малых групп в виде интерактивного стола. 8МАЯТ Т аЬ1е сочетается с интерактивной доской 8МАЯТ Bоаrd.

Не только интерактивные технологии присуще 8МАЯТ обучению. Одной из главных особенностей является создание, как было сказано в концепции 8МАЯТ^исайоп, это универсальная среда (портал) обучения в интернете. Которое включает в себя не только поле для обмена информацией будь то лекции, презентации, видео уроки и т. д. но и возможность совместной работы и проверки уровня усвоение материала у слушателей.

Примером такой среды может служить Электронный кампус МЭСИ (Московский Университет Экономики Статистики и Информатики) - www.Study.mesi.ru. Здесь воплощена концепция взаимоотно-шениий в электронной среде между тьютером (преподавателем) и слушателем (студентом), и что немало важно - отношения между самими студентами для совместной работы.

Внедрение новых технологий в сферу образования ведет за собой

переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения. Одна из главных задач современного образования - это создание устойчивой мотивации студентов к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений.

Главной особенностью преподавания гуманитарных дисциплин с точки зрения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) является их хорошая формализо-ванность и структура. Именно в гуманитарных дисциплинах довольно четко и качественно определены как все понятия, категории, содержание дисциплин, так и сами учебные программы.

Для рассмотрения методологии преподавания гуманитарных дисциплин с использованием технологий и концепции SMART education необходимо, на наш взгляд, рассматривать их на конкретном примере, конкретного вуза.

Лидером среди российских вузов по использованию СМАРТ технологий в образовании, по нашему глубокому убеждению, является Московский Государственный Университет Экономики Статистики и Информатики (МЭСИ). Именно в этом вузе впервые более 15 лет назад начала применятся технология «Электронного кампуса» для организации учебного процесса.

В МЭСИ используются интерактивные технологии с применением проекторов, экранов и сенсорных дисплеев для организации лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий. Все это позволяет повышать наглядность и чувственно-эмоциональное восприятие обучающимися теоретического материала, расширяет возможности студентов презентовать свои учебные и научные работы.

«Электронный кампус» (study. mesi.ru) представляющий собой интернет портал, интеллектуальной виртуальной среда обучения для совместной работы и создание общего репозитория. Можно выделить несколько положительных аспектов, первое это создание электрон-

ных курсов по дисциплинам, благодаря чему слушатели (студенты) смогут получать доступ к учебному материалу, откуда и когда угодно. Также в платформе электронного кампуса, можно создать рабочие области по дисциплинам для создания и наполнение учебного контента по дисциплине. Самой важной возможностью для гуманитарных наук является использование электронного кампуса и рабочей области для обмена не только и не столько знаниями, а мнением, собственными оценками изученного учебного материала. Как раз для этих целей и предусмотрена возможность создание форумов.

Здесь предоставлена возможность осуществлять студентами совместную деятельность по работе над докладами и другими совместными проектами и привлекать для консультации преподавателя и остальных студентов (возможность опросов, тестирования и т.д.), а потом делиться полученными результатами. В кампусе есть и инструменты среза и проверки знаний, самыми распространенными из них являются тестирование, форумы, контрольные задания.

Хотя не стоит говорить, что только информационный портал и умные экраны дают СМАРТ обучение. Ведь СМАРТ это принципиально новая философия преподавания, где есть возможность использования любого ресурса от блогов и социальных сетей, до видео хос-тингов и платформ для организации совместной работы и огромные возможности облачного хранения и вычисления. В университете прочно утвердилась практика использования поточных видеолекций, которые записываются, и в режиме онлайн в любое удобное для обучаемых время могут быть изучены и проанализированы для подготовки к экзаменам и зачетам.

Расширяется применение в МЭСИ практика подготовки и проведения вебинаров (веб-конференция) с использованием технологии Addob для онлайн конференций. Когда сама лекция идет в прямом эфире (online) и все участники, находясь в разных местах, только при

помощи компьютера, планшетов, смартфонов и т.д., могут общаться, задавать вопросы тьютору и обменивается мнениями. Соответственно любой вебинар можно будет пересмотреть в записи.

Отдельно стоит сказать о возможностях использования Skype для организации дистанционного обучения или обучения заочное онлайн. Это, когда студенту не нужно обязательно приходить в университет каждый день для посещения лекций, других учебных занятий и строго соблюдать все, что присуще обычному процессу обучения в вузе. Учебная программа, через выложенную в Кампусе тьютером электронную анкету (тесты, форумы, контрольные задания), электронное учебное пособие и презентации по дисциплине позволяет самостоятельно, в установленные сроки все качественно выполнить и сдать по скайпу в режиме видео конференции зачеты и экзамены. Кроме названных при этом активно применяется технология Adobe Connect, особенно для организации дистанционных экзаменов

Конечно все эти электронные технологии СМАРТ обучения не являются конечными. В этой области еще предстоит многое изучить, открыть и, что самое важное, использовать для улучшения в целом технологии SMART education.

Применение СМАРТ технологий для обучения гуманитарным дисциплинам, будь то философии или истории, предоставляет большие возможности для охвата большой аудитории обучающихся и расширения, совершенствования уровня преподавания гуманитарных дисциплин. Тем более, что одной из основных задач изучения гуманитарных дисциплин является донесение концепции гуманизма до студентов с целью формирования их как целостной личности.

Вместе с тем, есть положительные и отрицательные стороны влияние SMART educаtiоn на гуманизацию и гуманитаризацию образования. Конечно эта концепция влияет на многие гуманитарные аспекты, но отнюдь не на все, так как не во всех вузах она используется хотя бы на 50%, а также и из-за постоянных скачков технологических возможностей ИКТ

Главной положительной чертой гуманизации на которую повлиял SMART educаtiоn - предоставление образовательных услуг дистанционно тратя на это меньше времени и с наименьшей стоимостью. Так же возможность улучшения, приращение профессиональных компетенций. Так же есть и положительное влияние на создание творческой атмосферы. Реализация умного обучения предполагает работу в команде над какими-либо проектами, совместно через образовательные ресурсы. Также концепция SMART educаtiоn подразумевает и личностную ориентацию в преподавании.

Единственным отрицательным моментом влияния SMART educаtiоn на гуманизацию и гуманитаризацию образования, можно назвать уменьшение роли человеческого общения в процессе обучения. Цепочка студент » преподаватель, не то же самое, что цепочка слушатель » электронный кампус » тьютор. Теряется личностное влияние преподавателя как педагога и воспитателя на самого обучающегося. Главное, чтобы при этом не понизился духовный потенциал личности выпускника, его нравственные и моральные ориентиры в меняющемся мире.

В заключение, необходимо отметить, что внедрения SMART технологий в образовательный процесс все больше носит всесторонний и целенаправленный характер и позволяет углублять и дополнять гуманитарные аспекты формирования личности выпускника не только как

хорошего, компетентного специалиста, но и как культурно образованного, всесторонне и гармонично развитого патриота и гражданина нашего общества.

Литература

1. Абдрахманова Б.А. СМАРТ технологии в образовании. Режим доступа: ткшрк.к2/Ь2/369-соп£Ь1т1

2. Дмитриевская Н.А. Смарт образование. - МЭСИ 2010 г. Режим доступа: ту8Ьаге±ги/8Ме/72152/

3. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. - Воронежский государственный университет, 2010.

4. Стратегия развития 8таП-Е^саИоп. Режим доступа: р1^е88юпаИ.ги/8ооЬ8сЬе81уа/8таг1_ educаtiоn/strаtyegiyа-rаzvitiyа-smаrt-educаtiоn/

5. Хомутцов С.В. Духовность и духовные традиции. - Барнаул, 2011.

6. Шубина И.В. СМАРТ и развитие образования/СМАРТ: содержание и особенности проникновения в современное общество. Монография. - М.: МЭСИ, 2015.

References

1. Abdrakhmanova B.A. SMART Technologies in Education. Access: zkoipk.kz / b2 / 369-conf.html

2. Demetrievskaya N.A. Smart education. MESI, 2010. Access: my-shared.ru / slide /72152/

3. Kravets A.S. Humanization and humanitarization of higher education. -Voronezh State University, 2010.

4. Development Strategy of Smart Education. Access: professionali.ru / Soobschestva / smart_education / stra-tyegiya-razvitiya-smart-education /

5. Homuttsov S.V. Spirituality and spiritual traditions. - Barnaul, 2011.

6. Shubina I.V. SMART and development of education / SMART: content and features penetration into modern society. Monograph. - M.: MESI, 2015.

Экономика, Статистика и Информатика

9

№3, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.