М. И. Надеева, Д. Б. Надеева, А. А. Виленский
ГУМАНИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВОЙ ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, общечеловеческие ценности, самореализация, культуросообразное
образование.
В настоящее время в общественном сознании все больше утверждается понимание необходимости всесторонней гуманизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе высшей технической школы как генератора духовно-творческого потенциала общества. Проблемы гуманизации и гуманитаризации профессионального образования рассматриваются на уровне теоретического анализа.
Keywords: humanisation, humanitarisation, overwhelming values, self-fulfillment, culture like education.
The understanding of humanitarisation necessity of all the spheres of human activity is being affirmed now. The major role in humanisation rate belongs to a high school. The problem of education humanisation is being considered in a quite wide contest on a theoretic analysis level.
Признание в качестве основополагающего принципа в современном развитии общества приоритета общечеловеческих ценностей и прав человека объективно обусловливает необходимость такого кардинального направления коренных преобразований в подготовке специалистов, как гуманизация профессионального образования. В чем сущность гуманизации подготовки специалистов? Какова технология ее реализации в высшей школе? Эти проблемы чрезвычайно актуальны, но, к сожалению, пока еще недостаточно решены в вузовской практике.
В последнее время в литературе довольно часто гуманизация рассматривается как «очеловечивание» знаний, раскрытие личностного фактора в содержании образования. Такая характеристика, с нашей точки зрения, касается лишь одной стороны образовательного процесса, не затрагивая его глубинных сущностных свойств [1].
Концепция гуманизации образования (Р.Бернгс, А.Комбс, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др.) по-новому рассматривает, прежде всего, цель образования как самоактуализацию и самореализацию личности. Самоактуализация предполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный личностный выбор собственного жизненного пути, нахождение пути к себе и от себя, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и талантов. Только через внутреннее понимание своего «Я» человек придет к пониманию другого человека, своих отношений с другими и с миром и в конечном счете к конструированию «Я». Таким образом, индивид будет как бы заранее задавать программу формирования своей личности, ее параметры, исходя из своих умственных, физических, психических и других возможностей, и стремиться их реализовать. При этом в стремлении к свободе самовыражения личности роль своего рода ограничителя и регулятора выполняют общественное сознание, общечеловеческие нормы нравственного поведения, которые должны быть неотъемлемым компонентом глубинной сущности индивида.
Если исходить из указанной концепции, то гуманизация профессиональной подготовки
специалистов предполагает, прежде всего,
двухаспектное целеполагание: во-первых,
общепрофессиональное развитие специалиста,
развитие его общей и профессиональной культуры, формирование профессиональной компетентности; во-вторых, личностное развитие, профессиональное самовоспитание индивидуально личностных
качеств. Основу реализации этих целей в вузе
составляют глубокое изучение и знание личности студента [3-5].
Гуманизация инженерного образования в нашей стране находится фактически в стадии поиска, когда четко не определены даже ее цели. Основной целью гуманизации технического
образования должна стать гуманизация системы «человек - технология - среда», а точнее - снижение в ней дисгармонии.
Для повышения уровня культуры, нравственности и духовности будущих специалистов необходимой является и гуманитаризация обучения.
Сегодня нет четко зафиксированного понятия гуманитаризации образования. По нашему мнению, оно имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это собственно гуманитарные знания в широком смысле слова, включая все науки о человеке, а также такие важные для каждой личности сферы культурной жизни, как литература, искусство. Во-вторых, это гуманистическое воспитание, утверждающее этику гуманизма, последовательным выражением которой служат общечеловеческие ценности.
Если, как мы уже отмечали, нет четко сформулированного понятия «гуманитаризация», то, по крайней мере, три составляющие данного процесса признаются всеми достаточно широко.
Первая - увеличение доли специалистов гуманитарного профиля.
Другое направление гуманитаризации состоит в повышении гуманитарной культуры любого специалиста, в создании комфортной гуманитарной среды в вузе. Высшее образование немыслимо без гуманитарного компонента. Он
нужен для любой профессиональной творческой деятельности. Важно и то, что этот компонент отслеживает не только государство, но и сообщество профессионалов.
Еще один аспект гуманитаризации заключается в том, что преподавание любой дисциплины должно носить гуманитарный характер, необходимо обращение к личности, к творцам науки, к ее истории. Необходимо включение в учебные курсы элементов методологической, мировоззренческой культуры. Наконец, само преподавание по своей сути есть гуманитарный процесс и должно быть соответствующим образом организовано.
Итак, определяющая, если не решающая, роль в темпах гуманитаризации принадлежит системе образования, в первую очередь высшей школе как генератору духовного творческого потенциала общества. Именно здесь должен и может быть осуществлен жизненно необходимый для дальнейшего развития общества прорыв к гуманитаризации, к общечеловеческой культуре.
Темпы гуманитаризации общества в обозримой перспективе прямо и непосредственно будут определяться качеством поставляемых высшей школой специалистов для народного хозяйства и социальной сферы. Очень многое будет зависеть от того, с каким запасом знаний, с какой духовно-нравственной ориентацией - универсальногуманитарной или узковедомственно-
технократической - выйдут они в жизнь и будут оказывать воздействие на общество уже в ближайшие годы.
Реальный гуманизм студентов и преподавателей - не только в знаниях об основных гуманитарных стратегиях XXI века, а и в практическом опыте их развития применительно к профилю профессиональной деятельности, национальной среде, типу религии, социальным возможностям и перспективам. Таким образом, интересующая нас тема самым неразрывным образом связана с общим гуманистическим обновлением общественной жизни и образования.
В общественном развитии сегодня сложилась ситуация, когда высокие темпы научнотехнического прогресса вызывают быстрое старение специальных, общетехнических и других конкретнонаучных знаний, а время от времени - пересмотр общенаучных представлений. Инертность, присущая всем звеньям образования, является одной из основных причин разрыва между образованием и ребальными условиями жизни общества.
Современный социальный заказ связывает требования к формированию социально-
профессиональных качеств уже не с их соответствием экстенсивно-информационной
модели специалиста, базирующейся на критериях объема и полноты конкретного знания, но, прежде всего, с такими характеристиками субъекта трудовой деятельности, как стремление к постоянному пополнению знаний, способность самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать
альтернативные решения, вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них. Требования к современному специалисту включают также активное владение практическими навыками работы с современными информационными системами, методами экспериментального и
статистического анализа, знание основ
профилирующей и ряда смежных дисциплин, наличие таких необходимых социальнопрофессиональных качеств, как инициативность, ответственность, предприимчивость [б].
Известное противоречие между
необходимостью в социально активной и творческой личности и реальной возможностью высшей школы подготовки специалистов обостряется в период кризисов, и в настоящее время проявляется в неспособности высшей школы выполнить основную социальную функцию по формированию качеств конкурентоспособной личности выпускника на основе развития и реализации его способностей. Данное противоречие обуславливается, прежде всего, деформацией гуманитарной функции высшего образования, особенно это касается технического образования.
Кризисные явления в обществе могут быть преодолены при условии радикального обновления существующей образовательно-воспитательной системы, выражающегося в смене приоритетов в системе социально-педагогических ценностей. От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности. Речь идет о том, чтобы вернуть культурным и человеческим ценностям их центральное место в экономическом и техническом развитии.
Смысловое наполнение понятия культура столь разноречиво и многообразно, что дать исчерпывающее определение не представляется возможным. Культура - это средоточие всех социальных, духовных, логических, эмоциональных, нравственных, эстетических смыслов человеческого бытия. Она обнаруживает свои специфические параметры в зависимости от конкретноисторической ситуации, направленности интересов и потребностей человека и общества.
Сфера образования является составной частью культурного пространства: содержание и технология педагогической деятельности находится во взаимодействии с определенным культурным контекстом. Проблема взаимодействия культуры и образования специфична для XXI века. Концепции современных ученых о мозаичности современной культуры вполне справедливы и по отношению к образованию: дискретность, калейдоскопичность,
информационная перенасыщенность
прослеживаются на всех его уровнях - от начальной школы до высшей [2].
Культурологи отмечают, что в настоящее время происходит формирование нового типа культурного сознания, включающего отказ от упрощенных рациональных схем решения
культурных проблем, и возрастание роли понимающей рефлексии, актуализацию
комплексных, экологических, этических идей. Речь идет о развитии латерального мышления (Э. де Боно) - «мышления внутрь», нацеленного на генерацию новых идей, новых подходов, ломку стереотипов и старых схем, усиление функций интуиции и творчества.
Исторический опыт показывает, что общество заинтересовано в отработке целостной, гармоничной модели образования. В ее основе, как правило, лежит универсальная, интегрирующая идея. В эпоху Средневековья, например, это была христианская идея, в период Ренессанса - идея гуманизма. В современных условиях такой идеей может быть идея культуры, понимаемая в духе М.Бахтина как средоточие фундаментальных смыслов человеческого бытия.
В таком значении идея культуры еще не стала достоянием педагогической практики. В системе современного отечественного образования она рассредоточена по отдельным отраслям знаний, отдельным учебным дисциплинам,
преимущественно гуманитарного цикла. Подразумевается, что учащийся самостоятельно соберет в своей голове все эти крупицы и сформирует целостный образ культуры, универсальную картину мира - научную и художественную. Однако в действительности этого не происходит. Необходима целостная, последовательно реализуемая программа, базисным основанием которой должен быть вуз [7].
Рассматривая педагогическую деятельность как явление культуры, необходимо подчеркнуть, что из всего многообразия значений понятия культура в настоящее время на первый план выходят этические. О духовном совершенствовании человека и благоговейном отношении ко всякой жизни писал в своих работах А.Швейцер, а И.Ильин - о том, что культура без сердца, совести, веры становится дурной цивилизацией, создающей гибельную технику и унизительную, мучительную жизнь. П.Сорокин говорил о культуре как о совокупности значений, ценностей и норм, когда общество направляет энергию людей на службу Истине, Красоте и Добру.
Популярные в современном обществе идеи культурного возрождения экологии, культурных приоритетов должны воплотиться в конкретные действия на ниве образования, чтобы нынешние студенты, входя в самостоятельную жизнь, ощущали себя полноправными гражданами культурного пространства XXI века.
Подготовка студентов в вузе превращается в сложнейший мировоззренческий процесс, где студентам предстоит принять исходные глобальные
идеи единства мира и человеческого рода, духовного превосходства личности над государством, приоритета прав человека перед правами нации и др.
Необходимо помочь студентам рассчитать свои силы для будущей профессии, выработать необходимый иммунитет к факторам пока еще во многом антигуманной среды, чтобы они своевременно познавали тенденции
гуманитаризирующихся общества и мира, опасности традиционного образования, реальности будущего профессионального окружения.
Гуманизация общественного и
индивидуального сознания происходит с огромным трудом. Данные обстоятельства и объясняют проблемно-поисковый характер данной статьи. Новые подходы в организации образования и воспитания, ориентированные на демократические принципы, логично требуют гуманизации и гуманитаризации всей образовательной политики.
Литература
1. Надеева М.И., Надеева Д.Б., Шакуров РХ. К вопросу о формировании целостного рационально образного миропонимания у студентов технологического университета / М.И.Надеева, Д.Б.Надеева, Р.Х.Шакуров // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15, № 3. - С. 205.
2. Надеева М.И. Некоторые аспекты новой идеологии
образования: Материалы научно-практической
конференции / М.И.Надеева. - Казань: ИСПО РАО, 2003. - С.156-158.
3. Надеева М.И. Смена парадигм высшего технического
образования. Труды социально-экономического
факультета: исследования и приоритеты в науке и образовании / М.И.Надеева. - Казань: Казан. гос. технол ун-тет, 2003. - С.117.
4. Надеева М.И. Образовательные ценности и формирование общекультурной компетенции студентов технологического университета / М.И.Надеева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 22. -С.333-337.
5. Мухаметзянова Г.В., Надеева М.И. Гуманитаризация -ключевая идея преодоления кризиса образования [монография] / Г.В.Мухаметзянова, М.И.Надеева. -Казань: ИССО РАО, 1997. - 116 с.
6. Надеева М.И. Гуманитаризация образования в философии реформирования высшей технической школы [монография] / М.И.Надеева. - Казань: ИССО РАО, 1997. - 112 с.
7. Надеева М.И., Надеева Д.Б., Виленский А.А. К вопросу о
гуманизации высшего технического образования / М.И.Надеева, Д.Б.Надеева, А.А.Виленский // Состояние социально-гуманитарного и экономического
образования студентов технических вузов России: Сб. материалов всероссийской молодежной конференции. -Казань: КНИТУ, 2012. - С.78.
© М. И. Надеева - д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; Д. Б. Надеева - студ. КНИТУ; А. А. Виленский - студ. КНИТУ.