Научная статья на тему 'Humanization and humanitarization significance in the process of higher professional education system reforming'

Humanization and humanitarization significance in the process of higher professional education system reforming Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION / HUMANITIES / HUMANITARIAN MEDIUM / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Baranova Yekaterina V.

Russian education, including higher professional, reforming leading processes are examined in the article. Historic backgrounds of notions humanization, humanitarization, as well as their significance in the modern conditions for students' personal development are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Humanization and humanitarization significance in the process of higher professional education system reforming»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Баранова Екатерина Владимировна

Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород

katjakatusheva@rambler.ru

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются ведущие процессы реформирования образования, в том числе, высшего профессионального, в России. Анализируются исторические предпосылки понятий «гуманизаця» и «гуманитаризаця», а также их значение в современных условиях для развития личности обучающихся.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, гуманитарные науки, гуманитарная среда, высшее профессиональное образование, развитие личности.

Современная Россия находится в процессе динамичного развития, когда появляется много нового в социально-экономических и организационных условиях, становится очевидной потребность в переосмыслении статуса человека с высшим образованием как специалис-та-профессионала и как личности.

К высшему профессиональному образованию предъявляют высокие, но, в тоже время, необходимые требования [10, с. 257-258]:

- быть ориентированным на создание благоприятных условий для самореализации личности;

- формировать картину мира специалиста;

- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности и др.

Кроме того, образование, в частности, высшее профессиональное является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, следовательно, на него оказывают влияния без исключения все процессы, происходящие в современном обществе.

Так, например, демократизация создает условия для наиболее полного раскрытия способностей обучаемых за счет доступности, академической свободы и многообразия образовательных учреждений.

Глобализация и связанная с ней европеизация, как процессы всемирной интеграции на различных уровнях, характеризуются открытостью образовательных учреждений, а также объединением образовательных стандартов, систем и структур.

Фундаментализация, когда приоритетными в образовании являются не узкоспециализированные знания, а интеллектуальное развитие личности и ее адаптация к быстро изменяющимся социально-экономическим и технологическим условиям.

Опережающее образование, при котором развитие личности опережает и формирует уровень развития производства, учитываются потребности личности обучаемого и общества.

Непрерывность образования - создание условий для обучения личности на протяжении всей

жизни, что предполагает взаимодополняемость базового и последипломного образования, преемственность образовательных программ, гибкость при организации форм высшего профессионального образования.

Кроме того, несомненно, что важнейшей качественной основой реформирования высшей школы в настоящее время выступает процесс гуманизации образования, средством которого является гуманитаризация.

Происхождение термина «гуманизм» берет свое начало от греческой и римской античности: в Греции высшим культурным и моральным идеалом была «пайдейя», что было переведено на латинский язык как «виртус» и как «человечность»

(humanitas) в эпоху Возрождения, когда гуманизм стал общеевропейским движением.

Именно в период Возрождения утверждается отношение к человеку как в высшей ценности, предполагающей признание его прав на свободу, счастье, развитие, творческую реализацию.

В начале XIX века, а именно в 1808 году, понятие «гуманизм» благодаря Ф.Й. Нитхаммеру стало обозначать систему образования, существовавшую в Германии в то время и направленную на формирование всесторонне развитой личности на основе так называемого «Studium der Ниташога». Ф.Й. Нитхаммер подразумевал под гуманизмом «высшую самодостаточную и самосознающуюся значимость человека»[5, с. 272].

Со второй половины XIX века и вплоть до середины XX века «гуманизм» стал также обозначать определенный взгляд на жизнь. В этом значении термин был употреблен датским философом Габриелем Сибберном в книге «О гуманизме», изданной в 1858 году.

На рубеже XX и XXI вв. особую актуальность приобрел вопрос о социокультурном статусе гуманизма. Большинство теоретиков гуманизма считают его наиболее ярким глобальным феноменом современной мировой культуры. В конце XX века гуманизм как общественное явление превратился

© Баранова Е.В., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

113

в высоко значимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества [11; 14; 15].

В оценке современных отечественных исследователей, гуманизм сегодня определяется с различных точек зрения. Он и принцип мировоззрения, и принцип нравственности. Гуманизм - «явление, которое характеризует поведение человека», а именно, человечность [12, с. 96].

«Гуманизация» получила широкое распространение во многих сферах человеческой жизнедеятельности. В конце 80-х гг. XX в. появляется понятие «гуманизация техники», как «цель инженерной психологии, заключающаяся в достижении соответствия техники требованиям, особенностям человека и его деятельности» [6, с. 21].

В сфере педагогики появилось понятие «гуманизация образования». Различные исследователи, представители не только педагогики, но и таких наук как философия, психология по-своему трактовали данное понятие:

- это один из общих принципов профессионального обучения (А.М. Столяренко);

- это максимальная индивидуализация и дифференциация в самом широком смысле (А.А. Корк-мазов);

- один из важнейших принципов функционирования всех образовательных систем современного образовательного пространства (Т. С. Полякова);

- это «очеловечевание человека» (В.П. Свечников);

- способ конструирования содержания, форм, методов обучения и воспитания. Которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности каждого студента (Т. С. Козлова);

- поворот к личности, формирование высокой культуры, эвристического мышления, коммуникативности (Т.И. Котло).

С точки зрения Е. Н. Шиянова гуманизация высшего образования - это методологический принцип организации процесса формирования из студента не только профессионала в соответствующей области деятельности, но и человека культуры, обладающего лучшими человеческими качествами (творческими способностями, уважением к себе и другим людям, ответственностью, честностью, добротой и т. д.) [13].

Как считает В.А. Мейдер, «гуманизация образования предполагает выявление связей и взаимодействий изучаемых дисциплин с общечеловеческой культурой» [7].

А.М. Новиков представляет гуманизацию профессионального образования как его переориентацию на личностную направленность, на воспитание «человека профессиональной культуры», как способ «выразить конкретные цели и содержание обучения на языке развития личности, освоения основ человеческой культуры» [9, с. 44].

Современные проблемы образования освещены в работах Е.В. Бондаревской, в которых автор подчеркивает востребованность в научно-педагогической деятельности теоретических положений гуманной педагогики, где отмечается гуманизирующий характер образования, наполнение его содержания культурными ценностями и смыслами [1].

Таким образом, проведя анализ научных работ, можно констатировать, что гуманизация профессионального образования, в том числе и инженернотехнического, предполагает:

1) формулировку цели и содержания, опираясь на понятие культура - «нравственная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т.д. (Е.В. Бондаревская, В.А. Мейдер и др.);

2) перевод «знаний» из стратегических понятий в тактическое (Г.В. Шевцова);

3) переход на концепцию «открытого содержания», когда централизованно задается «проект содержания, единый лишь в общих, основных компонентах (стандарта образования, типовой учебной документации), и допускающей возможность широкого варьирования учебного материала педагогом в его конкретизации» (А.М. Новиков).

В рамках нашего исследования мы также предлагаем включить одним из элементов гуманизации профессионального образования изменение педагогического мышления, где смыслом педагогического процесса является не «сухая» передача знаний, а развитие личности будущего профессионала.

«Гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых» [3].

В научном анализе тенденций развития профессионального образования по пути гуманизации и гуманитаризации И.М. Ильинский выявляет основное назначение профессионального образования, которое состоит в «формировании личности, гуманитарные основания которой (нравственные, ценностные) позволяют расширить горизонты понимания специалистом сложного и быстро меняющего мира, адаптироваться к вызовам эпохи» [4].

Именно гуманитарное образование через гуманитарные науки может преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление и способствовать гармоничному формированию и развитию личности человека. Так Н.В. Бордовская отмечает, что гуманитарные науки отвечают своей изначальной функции, «когда открывают в человеке личность, ее неповторимость и уникальность, ее высшую самоценность, когда они служат гуманистическим идеалам» [2, с. 189].

Для становления в высшей технической школе специалиста, отвечающего современным требованиям, М.И. Надеева предлагает включить задачу гуманитарного развития личности в общую про-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

грамму ее профессионального обучения, где основным способом формирования гуманитарных знаний и умений студентов является интеграция, системообразующим звеном в которой можно выделить культурологические циклы [8].

В нашем исследовании мы предлагаем рассматривать гуманитаризацию как особую организацию деятельности высшего учебного заведения, при которой происходит проникновение гуманистических идей и гуманитарной культуры в целом в содержание всех сфер жизнедеятельности вуза, преподавателей и студентов. Таким образом, можно говорить о необходимости создания гуманитарной среды, духовно богатой атмосферы, формирующей ценностные ориентации, мировоззрение, а также целостное развитие самой личности обучающегося, что является одной из приоритетных задач в усовершенствовании системы высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики // Педагогика. - 2007. - № 6. -С. 3-10.

2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. Учеб. пособие. - СПб., 2007.

3. Зинченко В.П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М., 1993. - С. 239-240.

4. Ильинский И. М. О высшем образовании для XXI века // Знание. Понимание. Умение. - 2006. -№ 4. - С. 8-15.

5. История философии: Энциклопедия. - Минск: «Интерпрессервис»; «Книжный дом», 2002.

6. Краткий словарь системы психологических понятий / под ред. К.К. Платонова. - М., 1984.

7. Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. -60 с.

8. Надеева М.И. Теория и практика гуманитаризации высшей технической школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1998. - 36 с.

9. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

10. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.

11. Рубанцова Т.А. Основные парадигмы гуманизма // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Т. 5. - М., 2005. - С. 171172.

12. Шеховцов А.Н. Человек-гуманист как условие формирования цивилизации будущего // Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования в высшей школе: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. г. Волжский, 20 октября 2003 г. / сост. и науч. ред. В.А. Мейдер; отв. за вып. М.М. Гу-зев. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2004.

13. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991.

14. Яковец Ю.В. Ритмы смены цивилизаций и исторические судьбы России: Науч. доклад на VI междунар. дискуссии. - М., 1994. - С. 56.

15. Яновский Р. Глобальные изменения и социальная безопасность. - М., 1999.

УДК 378-057.875

Прилепина Анна Васильевна

Оренбургский государственный педагогический университет

apoly@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются цели, положения и принципы кредитной системы ECTS, ее структура и педагогический потенциал в формировании информационной компетенции студента, который раскрывается через возможности стимулирования мотивации студента в успешном усвоении образовательной программы, информационных дисциплин за счет внедрения кредитной системы.

Ключевые слова: потенциал, компетенция, формирование, информационная компетенция студента, кредитная система ECTS.

Одним из организационных условий перехода российских вузов к реализации подписанных европейских соглашений является использование кредитной системы (системы кредитов) или системы зачетных единиц. Европейская система перевода кредитов ECTS является рекомендуемой системой для упрощения

перехода из одного вуза в другой, для повышения свободы выбора образовательной траектории студентами, а также для повышения конкурентоспособности европейской системы образования.

Система ECTS первоначально предназначалась для решения мобильности студентов и создания привлекательности европейской системы образова-

© Прилепина АВ., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.