Научная статья на тему 'Ислам как фактор мотивации социального поведения'

Ислам как фактор мотивации социального поведения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1456
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ИСЛАМ / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Надеева М.И.

Проанализирован опыт социальной работы в исламе. Описаны формы мусульманского служения и благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the social work in Islam is analyzed. The form of the Muslim social service and charity work are described.

Текст научной работы на тему «Ислам как фактор мотивации социального поведения»

УДК 2.364.02

М. И. Надеева

ИСЛАМ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Ключевые слова: социальная работа, благотворительная деятельность, ислам.

Проанализирован опыт социальной работы в исламе. Описаны формы мусульманского служения и благотворительной деятельности.

Keywords: social work, charity, Islam.

The experience of the social work in Islam is analyzed. The form of the Muslim social service and charity work are described.

Понять ментальность народов, в том числе проживающих и в Татарстане, трудно без уяснения основополагающих культурных, морально-этических принципов, заложенных в традициях ислама и оказывающих влияние на общественную и частную жизнь.

Религия - удивительно богатый, разнообразный феномен культуры, а ее история уже сама по себе - интересный и красочный пласт общей истории человечества. Становление личности всегда предполагает восприятие той или иной системы ценностей, определенных нравственно-этических принципов. Ислам как одна из мировых религий несет в себе богатейший нравственный потенциал, духовную культуру, исторические, социальные, мировоззренческие, педагогические и психологические знания. Мы рассматриваем ислам как целостную систему, или модель особой формы организации жизненного пространства, т. е. пространства, в котором человек чувствует себя комфортно, биологически и социально защищенным [1].

Процесс возрождения ислама в мире и в России противоречив, недостаточно изучен, поэтому требует своего дальнейшего исследования, так как возрождение морально-этических, нравственных норм религии вообще и ислама, в частности, может, на наш взгляд, заметно повлиять на духовно-нравственное оздоровление общества. Кроме того, ислам является существенным фактором сохранения национального самосознания татар, башкир, других тюркских народов, а также остальных этносов, придерживающихся исламского вероисповедания. Ислам как фактор мотивации социального поведения мусульман, оказывает влияние на различные стороны поведения, как отдельной личности, так и общества в целом.

Необходимость гуманизации общества - это утверждение человечности во всех проявлениях общественной жизни, и, в первую очередь, в духовно-нравственной области бытия людей [2]. В этом смысле гуманизм - есть неотъемлемая часть наследия исламской традиции. В период больших трансформаций нашего общества социальное служение становится одной из основных задач религиозных организаций страны, а также фактором, объединяющим и стабилизирующим российское общество, способствующим

межконфессиональному миру и взаимопониманию.

В современной отечественной литературе существует много определений

благотворительности, но практически все они охватываются определением, данным в Законе «О благотворительной деятельности и

благотворительных организациях». Согласно Закону, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. «Социальная энциклопедия» описывает благотворительность как общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью. Ключевыми деятелями в понятии

«благотворительность» выступают граждане и юридические лица, что подчеркивает негосударственный характер деятельности, ключевым действием - бескорыстная помощь.

Исследование мусульманской

благотворительности как отдельного вида благотворительной деятельности обусловлено наличием особых ценностей благотворительности, заключенных в исламском вероучении, наличием особых форм осуществления благотворительности, присутствием среди верующих понимания дара как исламской ценности и установки на поддержание этих ценностей.

Известно, что ислам, как и другие мировые религии, уделяет огромное внимание формированию высоконравственной личности. В Коране и Сунне определены самые различные моральные нормы, которые охватывают жизнь человека от рождения до самой смерти. Постоянное нравственное совершенствование вменяется в обязанность каждому правоверному. В соответствии с вероучением, Аллах, будучи сам милостивым и

милосердным, требует и от мусульман проявлять такие же качества. При этом в Коране речь идет не только о сопереживании, сочувствии попавшему в сложное положение, но и об оказании ему реальной бескорыстной помощи и поддержки. В изречениях пророка речь идет об обязанности мусульманина проявлять гуманное отношение к побежденному, к рабу, прощать обиды, об отказе от получения долга, если человек находится в затруднительном положении, а также о проявлении готовности помочь не только тому, кого постигло несчастье, но и тому, кого охватили благородные устремления.

В религиозной морали ислама выдвигаются пять нравственных императивов - обязанностей личности: 1) перед Аллахом, что предполагает выполнение предписаний веры; 2) перед собственной совестью, что опирается на внутренние мотивы и требует самопознания; 3) перед семьей -добросовестное выполнение сыновнего долга перед родителями, а также родительских функций перед собственными детьми; 4) перед государством и народом - выполнение гражданского долга и иных функций, необходимых для сохранения общества; 5) перед всем человечеством, что выражается в осознании своей неразрывной связи как части с целым. Мораль предписывает каждому человеку знание и соблюдение этих императивов. Самым важным и определяющим свойством моральных обязанностей считается безусловное и абсолютное повеление совести (виждан).

Этический аспект ислама составляет один из наиболее значимых сторон этой религии. Пожалуй, не будет преувеличением даже то, что все мировоззренческие, философские установки ислама (и уж тем более бытовые, культовые рекомендации), в конечном счете, направлены на религиозно-нравственное совершенствование человека -мусульманина.

В структуре мусульманской теологии традиционно выделяют четыре четверти: ибадат (поклонение), адат (обычай), махликат (пагубные действия, пороки), мунджийат (пути спасения). Ибадат охватывает основы вероучения и культа, определяет отношение людей к Аллаху. Остальные три четверти - моральная часть исламской теологии

- правила взаимоотношений людей друг с другом, охватывают вопросы индивидуальной, семейной и социальной этики мусульман.

Очень важным и необходимым для правоверного человека Коран считает такую степень благодеяния, когда доброта проявляется ко всем, даже посторонним людям так, как к родным: «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды,

- это те, которые были правдивы, это они -богобоязненные» [3].

Если в переводе И.Ю.Крачковского эта мысль выражена наиболее близко к тексту Корана и, может быть, более достоверно, то перевод В.М.Пороховой более эмоционален и даже убедителен за счет своих лаконичных поэтических формулировок:

«Не в том лежит благочестивость,

Чтоб на восток или запад лик свой обратить,

А благочестье в том,

Чтобы уверовать в Аллаха

И в судный день, и в ангелов Его,

В Писание святое, и в пророков;

И из любви к Нему добром своим делиться

И с тем, кто близок по крови,

И с сиротой, и с нищим,

И с путником, и с теми, кто взывает;

И дать рабам на откуп,

И по часам молитвы совершать,

Платить закят,

Скрепленный договор исполнить;

И стойким быть, и терпеливым

В несчастьи и в страдании своем

Во все минуты страха и смятенья,

Таков лик праведных - предавшихся Аллаху».

Правила поведения мусульман состоят из прав и обязанностей, которые шариат делит на четыре вида: права Бога, права личности, права других людей, права всех созданий. Кратко рассмотрим их.

Правами Бога являются следующие: человек должен верить в него одного, от всего сердца принимать его руководство, честно и безоговорочно ему поклоняться и повиноваться.

Права личности сводятся к тому, что шариат запрещает все то, что угрожает физическому, моральному и умственному состоянию человека. Бог доверил человеку определенный отрезок времени, и он должен его использовать наилучшим образом, а не разрушать по своему усмотрению.

Права всех людей заключаются в следующем: шариат предписывает выполнение личных прав человека, но при этом не должны нарушаться права других людей. Ислам строго запрещает ложь, воровство, мошенничество, клевету, азартные игры, спекуляцию. Запрещены все виды эксплуатации в торговле, монополия, черный рынок. Криминальными считаются убийство, причинение повреждений, разрушение. Строго запрещается прелюбодеяние, супружеская неверность. В мирном и благополучном обществе люди должны сотрудничать. Мусульмане должны уважать чувства других, избегать оскорбительных слов, помогать и поддерживать друг друга, помогать беспризорным и вдовам, кормить голодных. В отношениях с немусульманами мусульмане не должны быть нетерпимыми и ограниченными, а жить в мире и дружбе.

Права всех созданий трактуются следующим образом. Бог наделил человека властью над его бесчисленными созданиями и правом использовать их в своих интересах. Что касается этих прав, ислам (шариат) включает много

предписаний. Так, разрешено убивать животных для питания, но запрещено убивать их лишь ради забавы или спорта. Ислам разрешает убивать опасных зверей лишь потому, что человеческая жизнь стоит больше, но и в этом случае не разрешается убивать длительным и мучительным способом. Что касается зверей и животных, используемых для перевозки грузов, верховой езды или транспорта, ислам запрещает держать их голодными, истязать или перегружать. Запрещается ловить птиц и держать их в клетке без надобности. Ислам не одобряет бесполезный сруб деревьев, поток воды.

Поскольку шариат смотрит на мусульман как на людей, ведущих светскую жизнь, среди его целей и ориентиров можно обнаружить такие, в которых религиозно-этические критерии сочетаются с вполне «земными» интересами,

предопределяющими поведение человека, и нередко конкретизируются в правовых нормах. Так, шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишествами. Одновременно

предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата - религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Нетрудно заметить, что лишь первая из этих ценностей непосредственно выражает

богооткровенную природу шариата, а остальные больше подчеркивают его мирскую направленность.

Шариат запрещает все то, что вредно для человека, и разрешает то, что полезно и в интересах людей. Фундаментальный принцип шариата заключается в том, что человек имеет право, а в некоторых случаях обязанность, удовлетворять свои потребности и желания. Но осуществлять все таким образом, чтобы не только не наносить вред и ущерб другим людям, но стремиться к социальной сплоченности и взаимной помощи в достижении своих целей. Основной подход шариата - выбирать меньший вред ради большей пользы и жертвовать незначительной пользой в избегании большого вреда.

Важным исходным началом шариата служит конкретизация идеи дозволенного (мустахиб, халяль) и запрещенного (харам) Аллахом в делении всех поступков человека на 5 категорий: обязательные (фарз), рекомендуемые (суннат), разрешенные (мухоб), порицаемые (макрух) и запрещенные (харам). Причем применительно к религиозному и мирскому поведению преобладают разные оценки.

Так, шариат предъявляет строгие требования главным образом к выполнению мусульманами религиозных обязанностей и соблюдению культовых запретов, а по отношению к светским делам занимает несколько иную позицию. Здесь ведущим является стремление шариата чрезмерно не обременять человека, не сковывать его жесткими ограничениями, в чем отражается характерная для шариата склонность к умеренности

и неприятию крайностей. Это подтверждается следующими положениями Корана: «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас» [4]; «Он избрал вас и не устроил для вас в религии никаких тягот» [5]; «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» [6].

Однако, демонстрируя заботу об индивидуальном праве, шариат следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу. Стремление избегать причинения вреда является одним из исходных начал шариата. Оно тесно связано с идеей справедливости, четко сформулированной в Коране: «А когда вы говорите, то будьте справедливы» [7]; «И скажи: «Я уверовал в то, что ниспослал Аллах из писания; мне повелено быть справедливым между вами!» [8]; «Мы ниспослали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости» [9]. Принцип справедливости в свою очередь лежит в основе идеи равенства, которая настойчиво и в различной форме проводится в Коране и Сунне. Например, одно из преданий (хадисов) гласит: «Люди равны, как зубья у гребня». Известно, что исламу чужды формальные различия между людьми по социальным или этническим признакам, имущественному положению, что не признает он и сословных делений. Предпочтение отдается тем, кто более привержен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Аллахом - самый благочестивый» [10].

Итак, шариат - весьма разнообразный феномен, своего рода пункт встречи религии, нравственности и права. Когда говорят, что ислам представляет собой одновременно веру и образ жизни, то такой синтез воплощается как раз в шариате. Причем шариат отнюдь не сводится к мелочному регулированию каждого шага мусульманина, навязыванию ему жестких и не учитывающих изменяющегося образа жизни правил. Его суть заключается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить его оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по мусульмански, не забывая при этом собственные интересы, потребности других людей и особенности той среды, в которой он живет.

Главная особенность исламской духовной традиции, в корне отличающая ее от всех других, заключается в принципиальной нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее абсолютной, "чистой" религиозности.

Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Семья для мусульманина важнее государства, национальное самосознание у него развито слабее, чем клановые, "местнические" связи и сознание своей приверженности к вере. Это связано с особенностями ислама, который, в отличие от других мировых религий, освящает и регламентирует повседневную жизнь людей, жизнь семьи и рода. Быт и семья у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем у христи-

ан, поскольку это те сферы, которые регулируются священным законом, а не светскими уложениями, сферы, куда мусульманин никому не позволяет вторгаться. "Дом" для мусульманина - это область его господства и свободы, и значит он для него больше, чем для представителей любой другой религии. Государственно-национальная

принадлежность для самосознания мусульман всегда играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу, к родовой и религиозной общности.

Это становится особенно наглядным, если сравнить ислам с традицией христианской. Христианство, как известно, утверждает идею безусловной самоценности человеческой личности. Человек, согласно христианству, во-первых, создан по образу и подобию Бога; во-вторых, человек искуплен жертвой Христа. И это дает личности относительную бытийную самостоятельность. "Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу", - так оговорена в Евангелии относительная автономия духовного и мирского начал. Конечно, эта идея была освоена христианским сознанием. Но даже преследования еретиков сопровождались постулатом: "Не еретика преследую, но ересь".

В исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит здесь Богу и только Богу. Ислам исходит из существования абсолютной данности вне человека, которая совпадает с силой, способной "отменить" этого человека, - с его личной смертью. А в этом случае личность, человеческая жизнь становится чем-то, подобным пушинке на весах абсолютного знания. Вот как эта идея выражена А.С.Пушкиным в «Подражаниях Корану»: С небесной книги список дан Тебе, пророк, не для строптивых: Спокойно возвещай Коран, Не понуждая нечестивых! Почто ж кичится человек? За то ль, что наг на свет явился, Что дышит он недолгий век, Что слаб умрет, как слаб родился? За то ль, что Бог и умертвит И воскресит его - по воле? Что с неба дни его хранит И в радостях и в горькой доле? За то ль, что дал ему плоды, И хлеб, и финик, и оливу, Благословив его труды, И вертоград, и холм, и ниву Благотворительность и щедрость — один из центральных моментов в исламской системе ценностей. Доказательством важной роли благотворительности и щедрости в исламе служит хотя бы тот факт, что эта тема красной нитью проходит через целый ряд аятов Корана, в которых о благотворительности и щедрости зачастую упоминается одновременно с обязанностью молиться. Ислам устанавливает целый ряд событий, сопровождаемых совершением актов

благотворительности, как-то: во время праздников, если нет возможности соблюдать пост во время Рамадана по причине беременности, кормления

ребенка, хронической болезни или пожилого возраста, в качестве прощения долга и освобождения пленных и т.д. Такой постоянный акцент на роли благотворительности в исламе не позволяет мусульманину забыть о нуждах своих менее удачливых братьев и сестер и заставляет воспринимать их как свои собственные.

Но благотворительность в Исламе представляет собой не просто помощь нуждающимся, скорее под ней понимается все, что человек может совершить во благо другим людям. В одном из хадисов говорится, что даже такие, казалось бы, "мелочи", как уборка колючек с дороги и улыбка своему брату тоже являются благотворительными делами. А щедрость в расходовании и отдаче средств должна проявляться не только по отношению к бедным, но и по отношению к членам своей семьи, к родственникам, друзьям, соседям, гостям и даже незнакомцам.

Напомним, что исламская

благотворительность проявляется в четырех направлениях. Первое заключается в оказании добровольной безвозмездной помощи в виде различных даров, милостыней, пожертвований (садака). Вторым направлением работы является беспроцентный заем нуждающимся в нем (кард аль хасан). Третье - это обязательные выплаты с дохода и имущества определенного процента - своего рода религиозного налога (закят). И четвертое - создание благотворительных фондов (вакуф).

В число 5 «столпов веры» ислама входит традиция сбора средств с богатых членов мусульманской общины для распространения их между бедняками. Закят «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Право на получение помощи от этого фонда имеют бедные, несостоятельные должники, участники войны за веру, путники, не имеющие средств на возвращение, сборщики закята. «Милостыня предназначается лишь для бедных и нуждающихся, и для трудящихся в связи с ней, и для тех, сердца которых нуждаются в утешении, и для освобождения рабов, и для обремененных долгами, и для тех, кто по пути Аллаха, и для странствующих: таково предписание Аллаха.» [11]. Закят отличается от обычной милостыни тем, что это обязанность.

Размеры обложения разработаны в шариате. Взимают его раз в год в определенные сроки по мусульманскому календарю с каждого вида имущества. Обычно он равняется 2,5% годового дохода взрослого дееспособного мусульманина. Закят следует выплачивать со следующих четырех видов имущества:

1. С продуктов земледелия в виде зерновых и плодов (десятина урожая, начиная с 975 кг, 1/40 по прошествии года).

2. С золота, серебра и бумажных денег (с 20 золотых динаров или 200 серебряных дирхамов и выше, причем женские украшения и драгоценная отделка оружия в расчет не брались).

3. С товаров, являющихся предметом торговли и извлечения доходов (четверть от 1/10 стоимости товаров).

4. Со скота: верблюдов, коров, овец или коз. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным (начиная с 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец).

Социальная сущность такого установления состоит в том, чтобы сглаживать противоречия между имущими и неимущими членами мусульманской общины (уммы).

Кроме обязательной ислам рекомендует раздачу добровольной милостыни (садака). Прощение долгов, освобождение невольников, посещение больных и умирающих, помощь при погребении, оказание гостеприимства и защиты гостя, указание дороги путнику - все это должно совершаться из душевной потребности, как проявление чистого милосердия без всякого расчета на какие-то преимущества для себя. Рекомендуемая милостыня раздается всяким, кто имеет к этому возможность. Она бывает трех видов: единичный акт благотворительности; искупительное действие, т.е. штраф (каффара) за умышленное нарушение предписания, скажем поста, идущий на благотворительные цели; выделение имущим части своих доходов в пользу неимущих. Принимать милостыню может лишь человек, не имеющий возможности сам ее давать.

Можно говорить о том, что благотворительность предписана исламом. Данное предписание на практике вылилось в то, что в мусульманском мире социальная работа стала реализовываться через специальные институты, которые называются вакуфом (в переводе с арабского языка - остановка, приостановление, удержание). Вакуф - это имущество, переданное частными лицами или государством на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Человек, который отдал свое имущество в вакуф, называется учредителем вакуфа.

Существует два варианта вакуфов:

1) законный вакуф предполагает полную утрату учредителем прав на переданное имущество;

2) обычный вакуф (вакфалет) закрепляет за потомками учредителя право получения части дохода от вакуфа.

Фактически в мусульманском мире во многом именно через данный институт

реализовывалась доктрина социального служения. Более того, вакуфы стали той материальной базой, благодаря которой мусульманские общины порой могли вообще функционировать.

Можно согласиться с теми исследователями проблем ислама, которые высказывают мнение, что начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, наконец, просто облика цивилизованного человека невозможно без возрождения самой цивилизации. А независимо от того, нравится это кому-то или нет, давно пора признать, что религия на протяжении сотен тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводила и к уничтожению основ цивилизации. И лишь сейчас стало возможным всерьез говорить о восстановлении и возрождении этих основ [12].

Мир ислама - живой, открытый воздействиям и влияниям извне организм. В современных условиях, когда процесс перемен опроверг многие идеалы и кумиры, покончил с множеством предубеждений, открыл путь к духовному возрождению и обновлению общественного сознания, ислам наряду с другими религиозными конфессиями вполне в состоянии способствовать тому, чтобы наше общество вышло из периода выпавших на его долю испытаний обновленным, очищенным и оздоровленным, морально окрепшим.

Литература

1. Надеева М.И. Духовные ценности ислама. КНИТУ, Казань, 2011. 216 с.

2. Надеева М.И. - Гуманизация - ключевой принцип профессионального образования / М.И.Надеева, Д.Б.Надеева, А.А.Виленский // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 23. - С. 190.

3. 97:2-172.

4. 2:181-185.

5. 2:77-78.

6. 2:286.

7. 6:152-153.

8. 42:14-15.

9. 57:25.

10. 49:13.

11. 9:60.

12. Надеева М.И. Факторы формирования поликонфессионального пространства России / М.И.Надеева, Д.Б.Надеева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 22. - С.381-386.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© М. И. Надеева - д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, marina_nadeeva@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.