Научная статья на тему 'Экономические идеи ислама и современность'

Экономические идеи ислама и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1130
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические идеи ислама и современность»

глобализму. Уничтожение и аресты многих крупных деятелей современного исламизма привели к кадровому вакууму в их рядах, который стал заполняться молодым поколением радикалов, заслуживших авторитет не за счет глубоких религиозных знаний, а за счет славы и уважения, завоеванных на полях сражений. В отличие от старой гвардии, они требуют немедленных преобразований, свержения «вероотступнических» режимов, создания мирового государства «чистого ислама». Они взяли на вооружение простые и понятные массам лозунги для оправдания акций террора. И массы, озлобленные растущим социальным неравенством, вхождением во власть крупного капитала, засилием международных корпораций и торгово-распределительных сетей, явно кем-то управляемым мировым финансовым кризисом, вовсе не отвергают эти лозунги, а во многих случаях относятся к ним если не с пониманием, то с сочувствием. В дальнейшем акции террора скорее всего не будут предсказуемыми ни по времени, ни по месту и будут совершаться не входящими ни в какие организационные структуры исполнителями в зависимости от наличия средств и обстоятельств, что может привести к тяжелейшим последствиям.

Поэтому терроризм стал уже не просто раздражающим фактором, а угрозой национальной безопасности многих государств. Новый мировой порядок выстраивается в условиях угрозы тотального, бессмысленного, невиданного в мировой истории кровавого террора. Методы экстремизма становятся все более изощренными и высокотехнологичными. Век террора пришел в современность на крыльях науки, новейших технологий и прогресса, в немалой степени оказывая влияние на формирование контуров нового полицентрического мироустройства. Недооценка намерений и возможностей всемирного радикального исламизма с помощью террора навязывать свою волю всему миру стала бы серьезной ошибкой.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 3, с. 16-18.

Р. Капинос,

кандидат экономических наук (г. Харьков)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ИСЛАМА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ислам существует уже второе тысячелетие, его основные экономические идеи, опирающиеся на неизменный текст Корана и

хадисы, практически не меняются ни от времени, ни от национальных особенностей народов. Это обеспечивает единообразие экономического пространства на огромной территории, позволяет проводить единую экономическую политику по отношению к немусульманским странам, выступать мощным фронтом в мировом хозяйственном соревновании. Именно в экономическом учении Корана проявляются подлинное миролюбие и человеколюбие ислама, его противоположность распространившемуся в наши дни лжемусульманскому экстремизму.

С самых ранних сур (глав) в Коране уже сформировалось очень четкое и простое учение о хозяйстве. Более поздние по времени суры лишь разъясняют отдельные понятия. Причем основные экономические принципы Корана можно найти почти в каждой из 114 сур. Часто они даже описываются одними и теми же словами. К тому же все принципы настолько связаны друг с другом, что из любого можно вывести все остальные: 1. Помощь бедным. 2. Обязательность мусульманских налогов. 3. Честная торговля. 4. Трудолюбие. 5. Всякая собственность - Аллаха. 6. Общность пользования экономическими благами. 7. Экономика - это служение. 8. Богатство - испытание и награда. 9. Отрицание ростовщичества. 10. Отказ от роскоши. Сугубо экономические категории типа «цена», «выгода», «убыток» разбросаны по всему тексту Корана. Пророк Мухаммед был торговцем, и даже приходящие к нему откровения он излагал экономическим языком. Отказываясь от туманных богословских терминов, используя понятные каждому слова, он делал религиозное учение доступным и близким любому человеку.

Помощь бедным. Милостыня является главным делом мусульманина по отношению к людям и важнейшей частью экономического механизма мусульманского общества. Она - прообраз современной налоговой системы ислама. «Совершайте молитву - и отдавайте закят» (милостыню) (Коран) ; «Кто себя от скупости освободит, тому сопутствовать удача будет и успех». Расходуя на милостыню, ты ничего не теряешь, лишь избавляясь от излишков, не нужных тебе, приобретаешь же вдвойне: успех в делах в этой жизни и в иной: «Воздаст Он вам вдвойне». Коран очень точно и подробно перечисляет статьи расходов, на которые должна идти милостыня. Прежде всего, она предназначается для тех, кто «находится в постоянной нищете», кто оказался во «временном состоя-

* Здесь и далее по тексту цитирование сур Корана.

нии недостатка» или разорился и не может выплатить долги. Кроме того, милостыню надо тратить на выкуп из неволи, на новообращенных, на тех, кто в пути. Таким образом, забота мусульманской общины направлена на помощь тем, кто реально нуждается в ней: нищим, бедным, должникам. Лучшая милостыня - тайная: «Когда ж вдали от всяких глаз Вы бедным по нужде ее даете, сие есть лучшее для вас». При этом милостыня не должна быть неразумной - начинать раздачу следует с тех, кого ты обязан содержать, т.е. со своей семьи, и нельзя отдавать другим то, без чего не можешь обойтись ты сам и твоя семья. В семье надо помогать, прежде всего, родителям, затем - близким родственникам и бедным родным, друзьям, рабам и слугам. Помощь должна приносить нуждающимся максимальную пользу, нужно следить, чтобы милостыня пошла только на разумные цели. Причем, если опекун богат, он не должен брать никакой награды из имущества сироты. При разделе наследства всем родным, бедным или сиротам, пожелавшим того, должна быть отделена часть. В Иране собственностью, конфискованной в ходе революции 1979 г., распоряжались две организации - Фонд помощи обездоленным и Фонд мучеников. В сельском хозяйстве земли распределялись между максимальным числом крестьян: к середине 80-х годов в 2,65 млн. хозяйств размером менее 50 га было сосредоточено почти 85% всей земли. В 2002 г. король Саудовской Аравии оплатил каждому из 12 жителей Харькова, совершивших хадж, половину стоимости паломничества - 500 долл. Община может принять пожертвование и от немусульманской организации.

Мусульманские налоги. Традиционная исламская налоговая система основывается на нескольких налогах: 1. «Закят» - добровольная выплата ежегодного процента от имущества в священный месяц Рамадан. 2. «Анфака» - разновидность закята - обязательный благотворительный налог. Идет не только на милостыню бедным, но рассматривается и как милостыня государству на добрые дела - просвещение, частные беспроцентные ссуды на открытие дела. Несмотря на свою обязательность, должен платиться по доброй воле и с радостью, как дар, приближающий к Аллаху, а не как штраф на богатство и трудолюбие. 3. «Хумс» (пятина). При разделе имущества высланных из Медины евреев Мухаммед впервые воспользовался провозглашенным позднее в Коране правилом раздела добычи («И знайте, что если вы взяли что-то из добычи, то пятая

часть - Аллаху и паломникам, и родственникам, и сиротам, и беднякам, и путнику»). Хумс предназначался на нужды общины.

Современный ислам очень точно определяет рубеж, за которым должен выплачиваться закят. При годовом доходе, превышающем стоимость 80 г золота, мусульманин обязан отдавать обществу 1/40 его часть. Для современного ислама закят стал обязательным налогом. Выплачивается ежегодно, сразу или по частям. В налоговой политике современных исламских стран закят сочетается с рыночными налогами типа подоходного, НДС, налога на топливо. Для мусульманского экономического мышления подоходный налог - это одна из разновидностей закята и анфаки, милостыни обществу и государству.

Честная торговля. Коран предписывает в торговле по справедливости отмеривать и отвешивать сполна и причинение убытков другим считает прямым нечестием. Надо сказать, что это указание и современными мусульманами соблюдается очень строго. Исламская честность в торговле, противопоставившая себя распространенным бедуинским грабежам, способствовала бурному развитию торговли в исламских странах, завоеванию мусульманами ведущих рынков мира - до того, что сами понятия «купец», «торговый человек» стали синонимами восточного человека. Ислам, объединив множество народов, способствовал бурному развитию торговых отношений между ними, превращению исламских стран в зону свободной торговли. В современных исламских государствах, например в Саудовской Аравии, торговля жестко контролируется законом. Однако следование исламским принципам и в наши дни никак не означает изоляции в торговой жизни: в 2005 г. Саудовская Аравия вступила в ВТО, обсуждается вопрос об освобождении иностранных инвестиций от подоходного налога на 15 лет. О силе влияния ислама на торговлю можно судить по утверждению Корана, что «при любых расчетах достаточно свидетельства Аллаха». Торговая сделка должна основываться на взаимном согласии сторон и приносить добро каждому: «Расходуйте свое добро в торговых сделках лишь по взаимодоброй воле». Продавая, покупая и требуя возврата долга, следует, по словам Пророка Мухаммеда, проявлять великодушие. Недопустимо взвинчивать цены, наживаться на покупателе. Также недопустима конкурентная борьба, при которой один торговец старается всячески перебить торговлю другого.

Трудолюбие. Хадисы сохранили в разных вариантах такую мысль пророка: лучше для человека отправиться в горы, нарубить вязанку дров, принести их на своей спине и продать, чем обращаться с просьбами к людям, которые могут дать ему что-то, но могут и отказать. Сохранились и такие мысли Мухаммеда: «никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своими руками». Одна из десяти заповедей современного мусульманина - не проводить без пользы даже малой части своего времени. Обязанностей у него больше, чем времени, поэтому надо помогать другим мусульманам в их трудах, если же ты занят важным делом, следует стараться сделать его как можно быстрее. Каждый мусульманин обязан заниматься какой-либо работой, позволяющей зарабатывать средства к жизни, постоянно повышать усердие в работе, проявлять настойчивость, работать даже при наличии большого достатка, добиваться совершенного исполнения, не обманывая и не нарушая сроков.

Всякая собственность - Аллаха. Единственный собственник всех благ - Бог: «...лишь Аллах владеет всем, что в небесах и на земле». Коран не признает идею частной собственности на землю: «Земля Моя.». Всякая собственность дается мусульманину Аллахом, и он наградит хорошего работника еще большими благами: «Усердствующие на промысле Аллаха всем своим имуществом получат все блага». В современных мусульманских государствах исламское понятие о собственности сочетается со значительными элементами рыночных отношений. Так, в Иране признается право частной собственности, и в сельском хозяйстве, розничной торговле, транспорте и строительстве доминируют частные предприятия. Однако не прекращаются дебаты о допустимых масштабах и сферах деятельности таковых, а в Меджлисе преобладают сторонники всемерного укрепления государственного сектора, подчиненного, в свою очередь, духовному авторитету.

Общность пользования экономическими благами. «Люди были одной общиной», - говорится в Коране, и разошлись только «по зависти и злобе между собой». Стремление к восстановлению общности пользования материальными благами прослеживается и в наше время. Главной причиной революции в Иране была невиданная концентрация собственности и политической власти в руках шахской семьи и немногих монопольных групп, тесно связанных с иностранным капиталом. Безусловным достижением исламского режима стала его деятельность по сближению уровня жизни на се-

ле и в городе, в центре и в отдаленных районах. В сельской местности строились дороги, новые дома, аэропорты, проводилась электрификация и газификация, развивались средства связи, широко финансировались геологоразведочные работы, позволившие за счет природных факторов ускорить развитие ранее отсталых районов. Тому же служит и широкое вмешательство государства в экономику: пятилетние планы, государственное ценообразование и государственные предприятия, национализация нефтяной промышленности и лесов, беспорядочная рубка которых сильно истощила запасы деловой древесины. В Саудовской Аравии, по данным Всемирного банка, в 2002 г. среднегодовой доход на душу населения составил 8530 долл. Образование в стране - от дошкольного до высшего - бесплатное. На него идет более 1/4 государственного бюджета. Государство также спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах. В Турции среднегодовой доход на душу населения за 2002-2006 гг. возрос с 2500 до 5300 долл.

Экономика - это служение. Для мусульманина религиозная вера превыше всего, экономическая деятельность должна подчиняться вере или быть отменена, если противоречит ей. Мешает ли такая точка зрения развитию экономической жизни? Далеко не всегда. Известно, что Мухаммед был беден и не оставил после себя почти ничего. Многие из современных мусульманских стран относятся к числу богатейших. В 2006 г. совокупный ВВП 22 арабских государств, входящих в Лигу арабских стран, впервые в истории превысил 1 трлн. долл., государственный бюджет только Саудовской Аравии в 2007 г. достиг 100 млрд. долл. Росту экономики помогают высокие цены на нефть, но рост наблюдается и в других отраслях - финансах, промышленности и туризме (6 млн. туристов в год). Важнейшая статья дохода - хадж в Мекку и Медину: 2-3 млн. паломников каждый год приносят казне 2 млрд. долл. Современные богатые страны ислама показывают, что Коран или вовсе не мешает течению экономической реки, или ставит такую плотину, которая только расширяет когда-то узенькую речушку.

Богатство - испытание и награда. Прекрасная короткая сура 102, относящаяся к раннему периоду формирования Корана, открывается предупреждением роду человеческому: «Страсть к накоплению добра Вас отвлекает от деяний должных до самой гробовой доски». В Коране можно найти три основных понимания богатства: 1. Богатство - зло, если человек служит богатству, а не Богу и людям. 2. Богатство - благо, если тратится на добрые дела.

3. Богатство - награда в лучшем мире за труды в мире временном. Только такое богатство неисчерпаемо. Такие нравственные оценки прямо влияют на экономическую жизнь: они исключают из нее то, что считается злом, и помогают развитию тех хозяйственных объектов или явлений, которые признаются благом. Все материальное достояние человека - лишь испытание для него. Аллах дает экономическое богатство человеку только для того, чтобы посмотреть: будет он служить золотому тельцу или Богу. Мусульманин знает, что тот, кто был богат на земле и вместо того, чтобы помогать другим, был занят своими грешными усладами, в день последнего суда окажется в аду. По словам Мухаммеда, не следует завидовать никому, кроме человека, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом, угодным Аллаху. В некоторых стихах утверждается, что богатство дается мусульманину не только Аллахом, но и его посланником Мухаммедом, а значит, и теми, кто замещает посланника после его ухода из земной жизни: «. их обогатил Аллах, а также и Его посланник».

Отрицание ростовщичества. «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество». «Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню». Коран поощряет трудолюбие, ростовщичество же -это получение богатства без труда. Полученное легким способом расходуется обычно на различные излишества. Мухаммед причисляет ростовщичество к семи губительным грехам, среди которых: поклонение другим богам наряду с Аллахом, колдовство, убийство. Современный ислам не отрицает банки и другие кредитные учреждения. Ведущие исламские ученые не считают ростовщичеством банковское дело. Однако Коран очень точно описывает ту операцию, которую считает несовместимой с исламом: умножение денег путем роста процентов по долгу. А в этой операции одинаково заключается как древнее примитивное ростовщичество, так и современная сложная банковская система. Многие мусульманские ученые по-прежнему придерживаются точки зрения, согласно которой любой ссудный процент запрещен.

Исламские государства стремятся поставить банковскую систему на службу таким ценностям, как общность владения, помощь нуждающимся. В Иране после исламской революции все частные банки были национализированы, а сеть филиалов и представительств иностранных банков ликвидирована. В начале 90-х годов в стране функционировало 10 банков, в том числе три специализированных - для финансирования сельского хозяйства, промышленно-

сти и рудников, жилищного строительства. В 1983 г. был принят Закон об исламской беспроцентной банковской системе. Основным его положением стала отмена процентных ставок, выплата которых была полностью прекращена в 1985 г. Это привело к тому, что банки сосредоточились на лизинговых, рентных, биржевых операциях, а также на краткосрочном финансировании торговых сделок. Согласно закону, вкладчики имеют долю в прибылях банка. Арабский национальный банк (Саудовская Аравия) также декларирует, что проводит свои финансовые операции в строгом соответствии с принципами шариата.

Отказ от роскоши. Обычной едой арабов до принятия ислама были молочные продукты и финики. Пророк строго соблюдал посты; одежды у него были шерстяные, часто с заплатами. Он запрещал носить одежду из шелка, а также золотые кольца. Коран запрещает азартные игры и вино, считая, что они чаще всего вызывают вражду между людьми, т.е. разрушают ту единую общину людей, к установлению которой призывает Коран. «И хочет Сатана азартом и вином вражду и ненависть средь вас посеять». Коран учит, что мусульманин должен думать лишь о том, как услужить Аллаху: «Излишествам не предавайтесь... Господь не любит тех, кто преступает дозволенные Им пределы».

Но как согласовать с исламом тот, например, факт, что король Саудовской Аравии, султан Брунея и президент ОАЭ возглавили в 2006 г. список десяти богатейших правителей мира, составленный журналом «Forbes»?! Отход от исламского принципа умеренности особенно виден в тех мусульманских странах, которые в наибольшей степени испытали на себе влияние европейской цивилизации.

В свою очередь, экономические идеи мусульманства оказались настолько жизнеспособными, что начинают проникать даже, казалось бы, в совершенно противоположную им европейскую цивилизацию. С каждым годом растет присутствие ислама и в экономической жизни России, в которой численность мусульман приближается к 25 млн. человек. В своих экономических принципах ислам не только не противоречит христианству, но большей частью совпадает с ним. Это, прежде всего, касается концепции социальной справедливости. Ведь согласно обеим религиям все люди абсолютно равны и имеют равные права на материальные блага, труд и достойный заработок. Будущее ислама в России в настоящее время напрямую зависит от экономической ситуации в стране.

Именно длительный неуспех демократических рыночных реформ, по мнению профессора Р.Г. Абулатипова, обеспечил радикализацию ислама. Обнищание граждан России и быстрый взлет лишь очень немногих, бурный рост коррупции обеспечили в мусульманской части РФ интерес к фанатичному крылу ислама, призывающему к немедленному насильственному установлению полной социальной справедливости - идеи, очень близкой коммунистической идеологии, идущей от искажения христианского учения о равенстве всех людей перед Богом.

«Мировая экономика и международные отношения», М., 2009 г., № 3, с. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.