Научная статья на тему 'Основные источники права мусульманской правовой семьи. Влияние вестернизации на правовые системы мусульманских стран и исламизации на страны романо-германской и англосаксонской правовых семей'

Основные источники права мусульманской правовой семьи. Влияние вестернизации на правовые системы мусульманских стран и исламизации на страны романо-германской и англосаксонской правовых семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11583
960
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
QUR''AN / СУННА / SUNNAH / IJMA / ИСЛАМ / ISLAM / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ISLAMIC LAW / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ISLAMIZATION / ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / LEGAL FAMILY / КОРАН / ИДЖМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

В данной статье рассматриваются основные религиозные источники права мусульманской правовой семьи Коран, Сунна, Иджма. Показывается их влияние на развитие правовых систем мусульманских государств. Автор отмечает тенденцию к росту исламизации правовых институтов немусульманских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN SOURCES OF LAW OF ISLAMIC LEGAL FAMILY. EFFECT OF THE WESTERNIZATION ON THE LEGAL SYSTEMS OF MUSLIM COUNTRIES AND THE ISLAMIZATION OF THE COUNTRY OF THE ROMAN-GERMANIC AND ANGLO-SAXON LEGAL FAMILIES

This article describes the principal religious sources of law Muslim legal family-the Qur'an, Sunnah, Ijma. Shows their impact on the development of legal systems of Muslim States. The author notes a trend of Islamization of legal institutions of non-Muslim countries.

Текст научной работы на тему «Основные источники права мусульманской правовой семьи. Влияние вестернизации на правовые системы мусульманских стран и исламизации на страны романо-германской и англосаксонской правовых семей»

Л. П. Рассказов

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА МУСУЛЬМАНСКОЙ

ПРАВОВОЙ СЕМЬИ. ВЛИЯНИЕ ВЕСТЕРНИЗАЦИИ НА ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН И ИСЛАМИЗАЦИИ НА СТРАНЫ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ И АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ

В данной статье рассматриваются основные религиозные источники права мусульманской правовой семьи - Коран, Сунна, Иджма. Показывается их влияние на развитие правовых систем мусульманских государств. Автор отмечает тенденцию к росту исламизации правовых институтов немусульманских стран.

Ключевые слова: Коран, Сунна, Иджма, ислам, мусульманское право, исламизация, правовая семья.

Основным источником мусульманского права является Коран. Его содержание составляют откровения, произнесенные пророком Мухаммедом от имени Аллаха в Мекке и Медине. В нем содержатся различные проповеди, молитвы, заклинания, всякого рода рассказы и притчи, в которых заложены основополагающие идеи ислама. В связи с этим отметим, что ислам в переводе с арабского языка означает «покорность», а мусульманин - «человек, покорный Богу», так как Бог создал человека для того, чтобы тот ему поклонялся и выполнял на земле его волю. Этот Бог, по определению Корана, «Высочайший и Всемогущий. Он тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он «тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце». Аллах вам Господь. «Ему принадлежит власть, нет божества, кроме Него!» [1, с. 358].

В Коране содержатся основные религиозно-философские положения ислама, его концепции. Так, в соответствии с основными положениями Корана мусульмане имеют пять обязанностей - исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Главным в исламе является принцип исповедания, который признает важнейшую идею: нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк его. Важнейшей обязанностью мусульман является молитва, в которой, прежде всего, они восхваляют бога и выражают свою покорность. Также мусульмане должны соблюдать пост (рамадан). В течение одного месяца мусульманам от рассвета до заката запрещается есть, пить и развлекаться. Имущие мусульмане должен по-

давать милостыню бедным (закят). Наконец, к числу обязанностей мусульман относится также хадж - совершение паломничества в Мекку, так как осуществить это нелегко, хадж является наименее обязательным «столпом веры». В некоторых направлениях ислама имеется еще одна обязанность - священная война против неверных - джихад [2, с. 311-320].

Следует отметить, что правовая значимость Корана выражена в словах: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник» [ 1, с. 155]. Однако в нем не содержится четко выраженных нормативных положений. В то же время все вышеперечисленные религиозно-философские положения Корана дополняются соответствующими предписаниями юридического плана. Так, нарушение заповедей ислама рассматривается как правонарушение, а нарушившие их считаются преступниками. Наиболее распространенной санкцией за нарушение разных предписаний является угроза быть проклятым, лишиться покровительства Аллаха. «Если ваши отцы и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы обрели, - говорится в связи с этим в суре 9, - милее вам, чем Аллах и его Посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного» [ 1, с. 211, 118].

Следующим по значимости после Корана источником мусульманского права является Сунна - «Священное предание», состоящее из рассказов самых авторитетных богословов, ка-

сающихся действий и высказываний самого Мухаммеда в первые десятилетия после его смерти. Отметим, что при жизни Мухаммеда его высказывания передавались устно, и поэтому оба важнейших источника (Библия и Сунна) появились в письменной форме уже после смерти пророка [3, с. 25].

По сути, Сунна является своеобразным итогом толкования Корана. Сунна, как и Коран, не содержит четких нормативных положений. Поэтому на практике правоприменители редко обращаются непосредственно и к Корану, и к Сунне. При рассмотрении конкретных дел они предпочитают обращаться к «книгам права», толкованиям широко известных правоведов-богословов.

Вместе с тем наличие пробелов в праве вследствие отсутствия четких нормативных положений в Коране и Сунне привело к появлению иджтиха-да - толкованию норм Корана или Сунны либо формулированию новых правил поведения в случае их отсутствия в данных источниках. По-сути, муджтахиды - лица, обладающие правом толкования, являлись законодателями [4, с. 126, 127].

При толковании норм Кораны или Сунны было выработано несколько методов, главными из которых явились рай и иджма. Рай - это индивидуальное толкование одного из виднейших авторитетов суннитского богословия.

Иджма содержит заключение древних правоведов, знатоков ислама, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Следует отметить, что иджма выступала в качестве способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могли разрешить проблему. Иджма как способ толкования позволяла создавать новые нормы.

Одним из важных источников мусульманского права является также рассуждение (решение) в области права по аналогии - Кияс (Кыяс). Его суть заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям. Отметим, что Кияс является одним из наиболее спорных источников мусульманского права. Некоторые школы ислама не признают его предписания.

Вышеперечисленные институты - Иджма, Кияс, ликвидируя правовые пробелы в Коране и Сунне, формулируют, выражают и закрепляют новые правовые нормы. И в этом аспекте они являются источниками права и в то же время способами толкования Корана и Сунны. В таком случае конкретные правовые нормы возникают как итог толкования.

Помимо рассмотренных выше чисто религиозных источников права в качестве своеобразного источника права шариат допускал и местные обычаи, сложившиеся как в самом арабском обществе (урф), так и у народов, покоренных арабами или же принявших ислам добровольно (адат) [3, с. 25]. В связи с этим отметим, что генезис шариата связан с нормами обычного права, существовавшего на Аравийском полуострове еще до возникновения ислама. Так, в Коране отражен принцип талиона: «И предписали Мы, что душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны - отмщение» [ 1, с. 74]. Однако данный принцип был гуманизирован, ибо в Коране подчеркивается: «А кто пожертвует это милостыней, то это - искупление за него», а также: «И воздаянием зла - зло, подобное ему. Но кто простит и уладит, - награда его у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых» [1, с. 304].

В то же время не все обычаи принимаются мусульманским правом. Более того, некоторые из них запрещаются исламом. Так, Коран запрещает ростовщичество, которое было распространено в некоторых государствах до принятия ислама. Но данный запрет (впрочем, как и некоторые другие) обходят с помощью юридической фикции, учитывая букву, а не дух закона, нарушая, по сути, норму мусульманского права. Так, в нашем случае преодоление запрета на ростовщичество происходит путем ограничения круга лиц, на которых он распространяется. К ним не относятся банки и соответствующие юридические лица, которые имеют право на выдачу займа под процент.

Подчеркнем, что в целом соотношение обычного права и шариата неоднозначно. Порой трудно сказать, норма какого права применяется -обычного или мусульманского.

С развитием мусульманских государств появляются в качестве источников права нормативно-правовые акты. Так, в Арабском халифате появились указы и распоряжения халифов - фирманы. В Османской империи большую роль стали играть кануны. По сути, это законы, изданные султаном и регулирующие жизнь общества. Безусловно, эти нормативно-правовые акты не должны были противоречить принципам и нормам шариата [3, с. 25].

В настоящее время в ортодоксальных мусульманских государствах создаются свои нормативно-правовые акты, которые представляют позитивное право, опирающееся на ислам. Данное позитивное право вместе с другими религиозными источниками права (о которых мы говорили

выше) составляют сердцевину правовой системы отдельного государства.

Рассматривая в целом мусульманскую правовую семью, отметим характерные черты, отличающие ее от романо-германской и англосаксонской правовых семей:

- основным источником права здесь являются религиозные догмы мусульманской религии, положения которой содержатся в Коране и Сунне. Сами по себе они не являются непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к ним, а к их комментариям, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название «Иджма». Они в свою очередь в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принимаемых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

- система права делится на уголовное, семейное и другие. Однако отсутствует такая подробная дифференциация права как в континентальной Европе;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- тесное переплетение юридических норм с религиозными и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

Но эти отличия во многих случаях нивелировались в некоторых мусульманских государствах в ходе их исторического развития. На правовую систему стран, население которых традиционно исповедует ислам, большое влияние оказало право метрополий, в колониальной зависимости от которых находились эти государства в Х1Х-ХХ веках. Так, во французских колониях широкое распространение как источник права получил Уголовный кодекс Франции 1810 года. Например, на его основе был разработан Уголовный кодекс Алжира 1966 года. Следует отметить, что нормы новых источников права, принятых под влиянием французского права, в ряде случае предусматривали возможность применения мусульманского права [5, с. 22-26].

То же самое можно сказать и о колониях Великобритании. Например, нормы и принципы английского уголовного права лежат в основе уголовных кодексов Судана 1925, 1974 и 1983 годов, которые повторяли друг друга. Помимо этого, в УК Судана вводились также некоторые мусульманские наказания: отсечение головы, рук и ног, пальцев, битье камнями, палкой и плетьми. Аналогичные процессы заимствования норм пра-

ва Великобритании встречаются и в других колониях [5, с. 22-26].

Отметим, что в советский период в так называемых странах социалистической ориентации были заимствованы некоторые нормы и принципы советской правовой системы. При этом идеологами подчеркивалось, что между исламом и марксизмом много общего: общие враги, стремление к социальному равенству и прогрессу, созидательный труд и другое.

Но, несмотря на процессы вестернизации и влияние советской правовой системы, которые в какой-то период привели к определенным секу-ляристическим тенденциям в мусульманских государствах, влияние ислама там было сильным и устойчивым всегда.

В современный исторический период в различных государствах, где население исповедует ислам, влияние последнего на правовую систему различно. В связи с этим все мусульманские государства можно разделить на несколько групп.

Светские государства, в которых нормативный элемент правовой системы (право, правовые принципы, источники права и другие), по сути, не опираются на мусульманские источники права. К этим государствам можно отнести Турцию. Однако в последнее время официальная идеология данной страны становится про-мусульманской, что в итоге может привести и к определенной исламизации права. Светскими государствами являются бывшие советские республики Средней Азии и Азербайджан, в которых еще не в полном объеме завершен процесс замены старого советского законодательства на новое. При формировании новой правовой системы власти оказывают всемерную поддержку исламу как традиционной религии своего народа. Светская направленность данных государств объясняется и длительным нахождением в составе атеистического Советского государства, и ориентацией современных правящих кругов на страны Запада. Но и в них в настоящее время влияние ислама на все сферы жизнедеятельности общества становится все более значимым.

Большое количество государств можно отнести к условно светским (Алжир, Марокко, Египет и другие). В правовой системе данных стран содержатся нормы позитивного права, основанного на светских принципах. Однако в источники права включены и нормы мусульманского права. Поэтому нормативно-правовые акты, принимаемые посредством правотворческой деятельности государственных органов, с одной стороны, можно рассматривать как светские ис-

точники права, а с другой - как часть мусульманского права. К условно светским государствам также можно отнести бывшие страны социалистической ориентации. Это преимущественно африканские светские государства (Ангола, Уганда и другие), правовые системы которых в настоящее время ориентируются на исламский мир. В последнее время влияние ислама в этой группе государств усиливается.

Следующую группу образуют страны с ортодоксальной официальной исламской идеологией, которые можно отнести к «чистой» мусульманской правовой семье. Эту группу представляют Иран и Саудовская Аравия. Как мы отмечали выше, в них господствующей религией является ислам шиитского и суннитского направлений, которые враждебно относятся друг к другу. Эти направления объединяет официальная идеология, которая обосновывает необходимость полного соответствия правовой системы и государственной структуры принципам ислама, несмотря на существенные различия его трактовок шиитами и суннитами.

Итак, в настоящее время в целом мусульманское право не потеряло своих позиций. Современная исламская община мира насчитывает около полутора миллиардов последователей. Мусульманское право не только сохраняет свои позиции, но и расширяет сферу своего влияния. В связи с этим отметим, что ислам сформировался как мировая религия довольно поздно, что предопределило его экспансивный характер. Данная религия проникает в государства, народы которых ранее исповедовали христианство, индуизм, буд-

дизм и т. п. В то же время обратного процесса (принятия другой религии в мусульманских странах) практически не наблюдается.

Последователи ислама, переезжая в другие страны, практически не ассимилируются. Так, исламские общины в Европе практически не подвергаются европейскому воздействию. Напротив, многие исламисты провозглашают призывы «установить ислам в безбожной Европе», превратить все государства в единый мусульманский халифат.

Некоторые правовые институты ряда немусульманских государств подвергаются в последнее время исламизации, то есть происходит «врастание» мусульманского права в законодательство стран романо-германской и англосаксонской правовых семей. В некоторых государствах мусульманское право, не признанное юридически, действует фактически. Это происходит и в мусульманских анклавах Европы, и в России, особенно в республиках Северного Кавказа.

Литература

1. Коран. М., 1991.

2. Религии мира. Минск, 1994.

3. Рассказов Л. П., Кангезов М. Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. № 1.

4. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1996.

5. Лихачев В. А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.

М. А. Дидык

ОБ ИСТОКАХ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ М. К. ПЕТРОВА: ФОРМАЦИОННЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

Статья посвящена проблеме выявления и описания формационных (Маркс) и лингвистических (Марр) идей как основных источников формирования типологии культуры в творчестве М. К. Петрова.

Ключевые слова: философия культуры, типология культуры, формационный подход, лингвистика, М. К. Петров.

Идеи типологии культуры М. К. Петрова, развиваемые В. С. Библером, В. Н. Дубровиным, Ю. Р. Тищенко, С. С. Неретиной, А. П. Огурцо-вым, Э. М. Мирским, А. Н. Ерыгиным и другими, как нам представляется, имели четыре основные отправные точки мысли: 1) «классические» марксистские формационные идеи (вме-

сте с понятием «азиатский способ производства»);

2) теория языкознания Н. Я. Марра и в целом лингвистические идеи первой половины ХХ века;

3) учение Л. Леви-Брюля о «пралогическом» и европейском мышлении; 4) философское обобщение аппарата и основных идей «науки о науке» (Д. Бернал, Д. Прайс, Дж. Нидам). Более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.