Научная статья на тему 'Мусульманское право: вопросы уголовной юстиции'

Мусульманское право: вопросы уголовной юстиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6655
836
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / САНКЦИИ / КОДИФИКАЦИЯ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / КОРАН / ХАДД / НЕОТВРАТИМОСТЬ / ВЫКУП / MUSLIM CRIMINAL LAW / OffENCE PENALTY / CODIFICATION / ISLAMIZATION / QUR'AN / HADD / APOSTASY / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Юрий Александрович

Статья посвящена особенностям мусульманского уголовного права и тенденциям его развития (кодификации и исламизации). Вариативность в классификации преступлений и наказаний в мусульманском уголовном праве объясняется различными религиозно-правовыми школами. Рассматриваются критерии и принципы наказуемости за различные категории преступлений и основные виды санкций на примерах исламских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper focuses on the peculiarities of Muslim criminal law which is developed in the course of two tendencies: codification and Islamization. The variability of the classification of crime and punishment in the Islamic Criminal jurisprudence is studied through access to various religious-legal schools. The criteria and principles of punishability, the main types of sanctions are described and illustrated from the Criminal law of the countries of the Islamic World.

Текст научной работы на тему «Мусульманское право: вопросы уголовной юстиции»

щщт адшнкшй тшт

&Ш71ШЪ>]Л Шт’ШкШШТй]

Ю. А. Иванов

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО:

ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья посвящена особенностям мусульманского уголовного права и тенденциям его развития (кодификации и исламизации). Вариативность в классификации преступлений и наказаний в мусульманском уголовном праве объясняется различными религиозно-правовыми школами. Рассматриваются критерии и принципы наказуемости за различные категории преступлений и основные виды санкций на примерах исламских государств.

К л ю ч е в ы е с л о в а: мусульманское уголовное право, санкции, кодификация, ислами-зация, Коран, хадд, неотвратимость, выкуп.

The paper focuses on the peculiarities of Muslim criminal law which is developed in the course of two tendencies: codification and Islamization. The variability of the classification of crime and punishment in the Islamic Criminal jurisprudence is studied through access to various religious-legal schools. The criteria and principles of punishability, the main types of sanctions are described and illustrated from the Criminal law of the countries of the Islamic World.

K e y w o r d s: muslim criminal law, offence penalty, codification, Islamization, The Qur'an, Hadd, apostasy, compensation.

Уголовно-правовое воздействие на преступление осуществляется главным образом через систему наказаний. При этом наказание нуждается в постоянном совершенствовании в плане установления санкций за те или иные преступления.

Как убедительно свидетельствует судебная практика, слишком абстрактные диспозиции отдельных статей, большие разрывы между минимальными и максимальными границами санкций не способствуют выработке единого подхода к назначению наказания. Уголовно-правовые нормы нередко действуют непродолжительное время, из-за конструктивных недостатков отменяются, изменяются или дополняются.

В связи с этим представляет интерес анализ мусульманского уголовного права с точки зрения соответствия санкций совершаемым преступлениям.

Уголовное право исламских государств по своему существу является неотъемлемой частью мусульманской религии, возникшей в VII в. и распространившейся на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Мусульманское уголовное право, по сути, является неотъемлемой частью ислама и направлено на защиту основных его ценностей.

Современной тенденцией развития уголовного права мусульманских стран является, с одной стороны, его кодификации (Турция, Сенегал и др.), а с другой - последовательная исламизация (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан). Однако и в этих странах прослеживается тенденция к кодификации уголовного законодательства на принципах и нормах шариата (в 1981 г. принят УК Ирана, в 1983 г. - УК

© Иванов Ю. А., 2015

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

297

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

Судана)1. Нормы ислама (шариат) выступают в качестве главного источника права и правоприменительной практики. Поэтому выделить мусульманское уголовное право из правовой системы исламских государств «невозможно и неправомерно, так как вся деятельность этих государств призвана отвечать и соответствовать духу и букве шариата»2.

Обязательность соответствия законодательства (в том числе и уголовного) нормам ислама закреплена в ряде мусульманских государств на конституционном уровне. Например, в Конституции Ирана 1980 г. провозглашено, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама, а при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст. 4, 156)3. Иные законы уголовно-правового характера всегда должны также соответствовать шариату. Так, в Саудовской Аравии действуют законы об ответственности за употребление спиртных напитков, об установлении выкупа за кровь; в Ливии - законы об ответственности за кражу и разбой, о наказании за прелюбодеяние, об ответственности за распитие спиртных напитков4.

Мусульманское уголовное право во многом сохраняет двойственный характер - одна его часть является составным элементом законодательства, а вторая продолжает действовать в виде правовой доктрины, разработанной наиболее авторитетными исламскими правоведами.

К источникам шариата и, следовательно, мусульманского уголовного права, традиционно относят Коран, Сунну, кияс, иджму и урф. Коран - главная священная книга мусульман, включающая проповеди, установления, молитвы, притчи, произнесенные Магометом и записанные его ближайшим окружением. Сунна является сборником рассказов (хадисов) сподвижников Пророка о том, как он поступал в тех или иных случаях. Кияс - толкование Корана и Сунны, даваемое высшим духовенством применительно к конкретному случаю и имеющее силу закона. Иджма представляет собой соглашение мусульманских правоведов о решении вопросов, не урегулированных Кораном или Сунной, такое соглашение может со временем изменяться. Урф - обычное право мусульманских народов, включающее в себя традиции и обычаи5.

Мусульманские исследователи выделяют две группы взаимосвязанных источников мусульманского уголовного права. Источники первой группы - Коран и Сунна - называются первоисточниками. Ко второй группе источников принадлежат иджма и кияс (суждение, основанное на аналогии). Урф сохраняет свое значение в качестве источника только в некоторых мусульманских странах. Например, в Йемене и Судане к таким обычаям относится обычай кровной мести6.

Особенностью мусульманской правовой системы является то, что любое правонарушение (в том числе преступление) квалифицируется как грех. Поэтому в понимании преступления содержится не только правовой, но и религиозно-эти-

1 См.: КибальникА. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права // Уголовное право. 2007. № 1. С. 26.

2 Боронбеков С. Современные уголовно-правовые системы и школы. Рязань, 1994. С. 22.

3 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000. С. 256.

4 См.: Там же. С. 383, 565.

5 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 308-330.

6 См.: Мухаммед М. С. Действие обычая кровной мести в Йеменской Республике // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 1997. № 2. С. 166-168.

298

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

Ю. А. Иванов

ческий аспект, влекущий за собой не только «земную» санкцию, но и наказание Аллаха.

Мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений. В основу большинства из них положены два основных критерия: степень определенности наказания за проступки и характер нарушения интересов и прав. Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все правонарушения подразделяются на три категории: 1) хадд - отступничество от ислама, преступления против государства, прелюбодеяние, обвинение в неверности, клевета на целомудрие, распутство, воровство, пьянство, наказуемость которых определена в Коране и Сунне. К этой же категории относятся и некоторые преступления против государства. В частности, в Саудовской Аравии ими являются посягательство на Главу государства, восстание, бунт, неповиновение властям, расцениваемые как подрыв мусульманского строя, за которые Коран и Сунна установили единственное наказание в виде смертной казни7; 2) кисас - причинение ранения или увечья, за совершение которого положено «воздаяние равным», а также возможна выплата выкупа; 3) тазир - преступление, наказание за которое точно не установлено Кораном, Сунной или мнением муджахидов. Например, посягательства на права общины или личные интересы, не подпадающие под категории «хадд» и «кисас». Мусульманские юристы преступления этой категории делят на две группы: а) против религии, общественного порядка и морали; б) против интересов личности.

Преступность деяний, подпадающих под перечисленные категории, нередко прямо установлена в уголовном законодательстве исламских государств. Однако имеются ситуации, когда уголовный закон содержит только преступления категории тазир, а ответственность за преступления категории хадд и кисас определяется в соответствии с нормами некодифицированного мусульманского права (например, УК Объединенных Арабских Эмиратов 1987 г., ст.1)8.

Нередко отечественные авторы говорят о том, что следствием религиозного понимания преступления является отсутствие в мусульманском уголовном праве аналогов многих юридический понятий, институтов и категорий, известных англосаксонскому и континентальному уголовному праву. Действительно, уголовно-правовой доктрине большинства мусульманских, в первую очередь арабских, стран неизвестно понятие общего состава преступления. Однако под влиянием европейского континентального, преимущественно французского уголовного, права в исламской юридической литературе используются понятия «элементы преступления, составляющие каждое отдельное преступление», и «элементы, присущие всем без исключения преступлениям». Например, общими элементами преступления по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов являются легальный, материальный и моральный9.

Система наказаний, предусматриваемых шариатом, в мусульманской правовой системе базируется на следующих принципах:

- принцип сакральности, т.е. согласно исламским источникам наказание воспринимается как очищение от греха и для человека, и для общества. В качестве примера можно привести следующее высказывание Пророка в ответ на просьбу о

7 The Effect of Islamic Legislation on Crime Prevention in Saudi Arabia. Rome, 1980. P. 42.

8 См.: Аль-Ассуми H. А. Преступление и наказание по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 5.

9 См.: Там же. С. 6.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

299

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

помиловании женщины, обвиненной в воровстве: «Очищение от греха будет для нее лучше»10. Наказание рассматривается как мера, направленная и на конкретного человека, и на социум;

- неотвратимость и неизбежность наказания; согласно исламскому вероучению, наказание настигает человека и на земле, и в загробной жизни. Даже если наказание по каким-либо причинам отложено, оно все равно должно быть исполнено. Так, наказание беременной женщины откладывается до ее благополучного родоразрешения, но затем все равно приводится в исполнение;

- эквивалентность наказания; наказание должно четко соответствовать совершенному преступлению;

- справедливость наказания, согласно исламу, если существует хотя бы малейшее сомнение в правомерности применения хадда, он не должен применяться. Для того чтобы избежать судебных ошибок в шариате установлены жесткие требования к свидетелям и процедуре вынесения приговора. Согласно высказываниям сподвижников Пророка «ошибка в помиловании лучше, чем ошибка в наказании»11.

В нормах шариата нет однозначного указания на возраст человека, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно. Так, ст. 49 УК Судана 1983 г., говоря о минимальном возрасте уголовной ответственности, упоминает о «возрасте половой зрелости»12. С другой стороны, в ряде мусульманских стран минимальный предел возраста уголовной ответственности установлен на очень низком уровне (например, в Иране уголовная ответственность наступает по достижении шести лет).

В исламской доктрине тяжесть совершенного преступления и соответственно вид наказания во многом ставятся в зависимость от формы вины. Например, согласно саудовской религиозной традиции, в случае умышленного убийства потерпевшей стороне предлагается выбирать одно из трех: «воздаяние равным» (т.е. смертную казнь убийцы), прощение преступника или принятие «выкупа за кровь». Право выбора принадлежит родителям убитого, при отсутствии таковых - ближайшим родственникам. За неосторожное убийство виновный должен уплатить «выкуп за кровь» и нести религиозное покаяние13.

Мусульманское уголовное право сохраняет неравный правовой статус мужчины и женщины как субъекта преступления и потерпевшего от преступления. Так, в соответствии со ст. 5 УК Ирана, если мужчина-мусульманин умышленно убил женщину-мусульманку, то его следует приговорить к возмездию (если отсутствует «выкуп за кровь»), но попечитель женщины обязан уплатить убийце половину «цены крови» до того, как казнить его по разрешению мусульманского суда. Если женщина-мусульманка умышленно убила мужчину-мусульманина, то она должна быть приговорена к возмездию, а попечитель не должен ничего платить за кровь. Если достигнут договор о «выкупе крови» (100 верблюдов либо 200 быков, либо 2000 баранов, либо их денежный эквивалент), то согласно традиции цена выкупа за жизнь женщины вдвое меньше, чем таковая за жизнь мужчины14.

10 Панова В. Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990. С. 235.

11 Ivanov Y. Crime and punishment in muslim criminal doctrine // Cofola 2010: key points and ideas. Brno, 2010. S. 137.

12 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000. С. 619.

13 The Effect of Islamic Legislation on Crime Prevention in Saudi Arabia. P. 43.

14 См.: Садагдар M. И. Основы мусульманского права. M., 1968. С. 125-126.

300

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

Ю. А. Иванов

Обычно в уголовном законодательстве стран мусульманской системы права нет ни определения наказания, ни его целей. Теоретики ислама выделяют следующие признаки наказания: законность, персональность и публичность. Говоря о целях, они чаще всего упоминают общее и частное предупреждение. При этом в случае совершения преступлений, затрагивающих интересы общества, преследуется цель общего предупреждения, а в остальных случаях - цель частного предупреждения. Таким образом, в исламской доктрине одним из самых спорных является понимание уголовного наказания и его целей в плане соответствия религиозным предписаниям.

В любом случае одной из основных идей, лежащих в основе уголовного наказания в мусульманских странах, является религиозная доктрина милосердия Аллаха. В Коране говорится: «Отплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха». Из этой посылки следует возможность широкого исполнения смертной казни, применения наказания по принципу талиона, а также «выкупа преступления» («дийи») посредством возмещения потерпевшему. Существует настоящая шкала размера выкупа, зависящая от вида преступления. Так, при нанесении телесных повреждений «изуродованию обеих рук или обеих ног дает повод к целому платежу крови, за один член - к половине, за один палец - к десятой части, за один сустав пальца - к тринадцатой, за один зуб — к двадцатой. Если последствием раны был паралич, то штраф будет

- половина цены крови»15.

Арабские ученые отмечают, что о системе наказаний можно говорить лишь применительно к преступлениям категории хадд и кисас, так как наказания за преступления категории тазир назначаются по усмотрению судей.

Предусмотренные шариатом наказания делятся на: а) основные (например, смертная казнь путем забрасывания камнями за прелюбодеяние или отсечение кисти руки за кражу); б) альтернативные, которые могут заменять основные (выкуп в случае убийства); в) дополнительные, которые должны быть исполнены после основного (например, ношение отсеченной руки на перевязи, чтобы все видели

- вор наказан); г) сопутствующие, являющиеся следствием вынесения основного наказания (например, лишение лжесвидетеля права быть свидетелем до конца жизни или лишение отцеубийцы наследства)16.

Несмотря на имеющиеся различия в подходах определения конкретных наказаний за основные категории преступлений суннитских (ханифитское, маликит-ское, шафиитское, ханбалитское) и шиитских (джафаритское, исламистское, зей-дитское)17 религиозно-правовых школ, их можно разделить на следующие виды наказаний преступлений категорий: 1) хадд - смертная казнь, избиение камнями, отсечение рук и ног, удары плетью, ссылка, конфискация имущества; 2) кисас

- месть, смертная казнь, выкуп; 3) тазир - удары плетью, лишение права носить чалму, бритье бороды и головы, предупреждение кади (судьи) и др.

В исламе существуют три основных вида преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, супружеская неверность и хула на ислам, исходящая от вероотступника. В случае убийства наказание в виде смертной казни возможно в силу принципа «воздаяния равным», причем способ казни

15Дарест Р. Исследования по истории права. СПб., 1894. С. 58.

16 См.: Элайди P. A. Наказание по уголовному праву арабских стран : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 6.

17 См.: Лихачев В. А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988. С. 37-38.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

301

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

нередко соответствует способу лишения жизни потерпевшего. Забивание камнями до смерти - наказание, применяемое к виновным в прелюбодеянии, а в ряде исламских стран оно применяется к виновным в изнасиловании. Смертная казнь назначается бывшим мусульманам-вероотступникам, виновным в оскорблении Бога. Религиозная доктрина ислама исходит из того, что такой человек подрывает устои мусульманского общества, если он не раскаивается в отступничестве.

В государствах мусульманского уголовного права широко распространены наказания, связанные с причинением преступнику физических увечий и страданий. В первую очередь, наказание по принципу талиона, если нет прощения или выкупа, назначается за причинение телесных повреждений. При этом наносимое в качестве наказания ответное телесное повреждение должно в точности соответствовать причиненному жертве. Если такое соответствие установить невозможно, то, по усмотрению судьи, возмещается разница в материальном исчислении.

Однако телесные наказания применяются и за совершение иных преступлений, не связанных с посягательством на телесную неприкосновенность. Например, наказанием за воровство чужой личной собственности служит отрубание кисти руки (в Коране написано: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха»)18. Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований, а его стоимость не должна быть ниже определенного минимума.

Бичеванию подвергаются виновные в ложном обвинении в прелюбодеянии. Коран устанавливает наказание за это преступление следующим образом: «А тех, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это — распутники, кроме тех, которые потом отвратились и исправились»19.

Нередко в уголовном законодательстве исламских государств пределы применения наказания четко не определены. Например, в ст. 64 (3) УК Судана установлено, что когда в любом из разделов кодекса встречается выражение «тюремное заключение» без указания конкретного срока, это означает тюремное заключение на любой период, который суд сочтет подходящим в данных условиях. Статья 64 (8) этого же закона устанавливает, что термин «наказание плетьми», упомянутый в любой из статей кодекса без определения числа ударов, может означать любое число ударов от 25 до 10020.

Иногда наказуемость деяния напрямую зависит от вероисповедания виновного. Так, в ст. 318 УК Судана говорится, что шариатское наказание за прелюбодеяние (т.е. забивание камнями) не будет применяться к лицам, «божественная религия которых предполагает другое наказание за это преступление». В этом случае преступник будет наказан в соответствии с законами собственной веры. Если же религия преступника не предусматривает наказания за это преступление, его нельзя присудить более чем к 8-10 ударам плетьми и штрафу или к тюремному заключению сроком более чем на один год. Аналогично обстоит дело с таким преступлени-

18 Хрестоматия по истории государства и права : история государства и права зарубежных стран. T. 1 : Древний Восток. Античный мир. Средние века / сост. Ю. А. Иванов [и др.]. Воронеж, 1999. С. 210.

19 Там же. С. 214.

20 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000. С. 619.

302

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

Ю. А. Иванов

ем категории «хадд», как распитие спиртных напитков. Наказанию в виде бичевания обычно подвергаются только мусульмане, а немусульмане обычно платят штраф или отбывают тюремное заключение.

Мусульманское уголовное право, являясь одной из четырех основных уголовно-правовых систем современности, уникально в силу своего религиозного характера. Противоположные тенденции его развития (кодификация и исламизация) будут влиять на понимание преступности и наказуемости деяния не только в исламских государствах, ной в тех, где значителен элемент населения, исповедующего ислам, в том числе и в России.

Итак, в мусульманском уголовном праве наказание более полно отражает степень общественной опасности содеянного, социальную ценность объекта посягательства, тяжесть последствий преступления, особенности поведения потерпевшего. В связи с этим повышается общепревентивная роль уголовного наказания.

Иванов Юрий Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета E-mail: ivanov@law.vsu.ru Тел.: 8-910-343-09-13

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4

303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.