Научная статья на тему 'Социальное неравенство как актуализация внутреннего конфликта исламской экономики'

Социальное неравенство как актуализация внутреннего конфликта исламской экономики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
523
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ / ISLAMIC VALUES / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / SOCIAL INEQUALITY / ШАРИАТ / SHARIA / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY / ЗАКЯТ / ZAKYAT / САДАКА / SADAQAH / ИНДЕКС ДЖИНИ / GINI INDEX / MUSLIM ECONOMICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кравцов И.В.

Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением созданного богатства. Однако достичь приемлемого материального уровня жизни населения в мусульманских странах пока удается не всегда. Социальное неравенство остается фактором, препятствующим экономической стабильности в ряде стран исламского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Islamic economic system supports private property and market competition, but at the same time strictly follows the fair distribution of the created wealth. However, it is not always possible to achieve an acceptable material standard of living for the population in Muslim countries. Social inequality remains an obstacle to economic stability in a number of countries of the Islamic world.

Текст научной работы на тему «Социальное неравенство как актуализация внутреннего конфликта исламской экономики»

УДК 28 : 316.344.2

И. В. Кравцов

Социальное неравенство как актуализация внутреннего конфликта

исламской экономики

Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением созданного богатства. Однако достичь приемлемого материального уровня жизни населения в мусульманских странах пока удается не всегда. Социальное неравенство остается фактором, препятствующим экономической стабильности в ряде стран исламского мира.

The Islamic economic system supports private property and market competition, but at the same time strictly follows the fair distribution of the created wealth. However, it is not always possible to achieve an acceptable material standard of living for the population in Muslim countries. Social inequality remains an obstacle to economic stability in a number of countries of the Islamic world.

Ключевые слова: ислам, исламская экономика, социальное неравенство, исламские ценности, шариат, частная собственность, закят, садака, индекс Джини.

Key words: Islam, Muslim economics, social inequality, Islamic values, Sharia, private property, Zakyat, Sadaqah, Gini index.

Сложно найти точное определение феномену исламской экономики, занимающей, по представлению многих исследователей, в каком-то смысле промежуточное положение между социалистической и капиталистической экономическими моделями. Это явление возможно охарактеризовать и как «общественную науку, которая изучает экономические проблемы людей сквозь призму исламских ценностей», и как «модель поведения мусульманина в типичном мусульманском обществе», и как «знание и применение запретов и предписаний шариата с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами» [14].

Среди современных исламоведов продолжаются споры о том, допустимо ли вообще оперировать понятием исламской экономики по причине того, что в Коран и Сунна всесторонним образом регулируют и определяют основные экономические положения. По мнению

© Кравцов И. В., 2018

известного мусульманского богослова Алляль ал-Фаси: «Коран - это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман "Декларацию прав человека" и "Капитал"» [цит. по: 1, с. 14].

В исламском мировоззрении особо акцентируется внимание на преимуществе этических и нравственных ценностей перед материальными и экономическими благами. Исламские этические принципы становятся краеугольным камнем для индивидуального выбора человека в экономическом поведении, делая приоритетным не только максимальное увеличение личного дохода, но и стремление к улучшению благосостояния всего общества.

В данном аспекте восприятие ислама как некого образа, способствующего борьбе с социальным неравенством, относительно активно использовалось советским властями в первые годы после Октябрьской революции. Конечно, подобная установка, как правило, определялась отношением к носителям этой религии как к наиболее угнетенным народам. Но с другой стороны, такие положения шариата, как идеи «коллективизма, обязательной взаимопомощи» считались «стихийно социалистическими» [4, с. 15, 16].

Точка зрения, согласно которой в рамках исламской экономической модели искореняются недостатки как социалистического, так и капиталистического учения и сегодня продолжает оставаться достаточно распространенной [14]. Данный взгляд основан на том, что концепция исламского хозяйствования может восприниматься как некоторая «золотая середина» между абсолютной частной собственностью при капитализме и ее практически полным отрицанием при социализме. В научной литературе часто приводится высказывание иранского теолога X. Рафсанджани: «общественный сектор является главным отличием исламской экономической системы от социали-

^ ^ О ^ 1—г

стической, с одной стороны, и капиталистической - с другой. Помимо этого сектора, ислам освящает и другие - частный, кооперативный и правительственный. Типологически "исламская экономика" ближе всего к той хозяйственной структуре, которую принято называть "смешанной экономикой"» [12, р. 29].

Важно отметить, что незыблемость частной собственности в исламе никогда не оспаривалась. С одной стороны, многочисленные аяты Корана утверждают, что владельцем всех вещей на Земле является Аллах: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что в них» (Коран, 5:120) [5, с. 127]. С другой стороны, согласно Корану (сура 2:30) [5, с. 1], Аллах сделал человека своим наместником на Земле, и существует множество интерпретаций аятов Корана,

постулирующих, что Ислам не просто признает право частной собственности, но и гарантирует ее защиту.

Анализируя фундаментальные принципы экономической модели ислама, Е. Л. Шуремов констатирует, что, по представлению многих мусульманских правоведов, частная собственность является неотъемлемой составляющей жизни общества, и право собственности «вытекает из природы человека и связано с его стремлением к приобретени ю материальных благ и с инстинктом самосохранения» [7].

Вполне очевидно, что любой процесс приобретения материальных активов неизбежно приводит к развитию неравенства в обществе. Человек имеет возможность и право приобретать и приумножать богатство благодаря своей одаренности и своим практическим навыкам. А эти навыки у каждого различны, равно как и различные исходные условия для приумножения достатка. В Коране постулируется, что «Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела» (Коран, 16:71) [5, с. 246].

Однако, по мнению исламских улемов, данное превосходство не должно быть основанием для возникновения несправедливых различий между людьми. Утверждается, что Аллах установил правила, препятствующие возникновению классовых различий и ущемлению прав малоимущих людей [6]. И в целях достижения в исламском обществе справедливости со времен пророка Мухаммеда в исламе был учрежден специальный налог в пользу бедных и нуждающихся, называемый закятом. Он затрагивает самые разные составляющие жизни мусульманской общины, включая право государства выделить часть движимого или недвижимого имущества малообеспеченным слоям населения, которые не способны самостоятельно достичь должного уровня жизни. С этой точки зрения приобретение честным трудом материальных благ уже является в том числе и религиозной обязанностью.

Помимо закята, для любого мусульманина желательным действием является выплата так называемой садаки, которая также представляет собой милостыню в пользу нуждающихся. Но в отличие от закята, являющегося одним из столпов ислама, садака выплачивается добровольно, демонстрируя намерение заслужить благодарность и награду от Аллаха. В соответствии с различными толкованиями вкратце идею указанного пожертвования можно сформулировать следующим образом: каждый мусульманин не должен скупиться на добровольные расходы, связанные с почитанием Аллаха, а также поддержкой бедных, неимущих и нуждающихся. Коран утверждает, что добровольные расходы на благие дела обязательно будут компен-

сированы: «Он - возместит все, чтобы вы не израсходовали. Он -наилучший из дарующих удел» (Коран, 34:39) [5, с. 385].

Однако, если рассматривать перспективы прогресса экономики в мусульманских странах, представляется, что как обязательные, так и добровольные пожертвования вряд ли способны кардинально изменить внутриэкономическую ситуацию. Например, в ближневосточных странах, в которых основой экономики является нефтедобыча, несмотря на высокий уровень социальной защищённости, общественное расслоение велико. Арабские страны, как правило, избегают публиковать статистические показатели. И ситуацию можно отслеживать только по публикациям в общественно-политических или информационно-аналитических изданиях [3]. Однако данные Всемирного банка по так называемому «индексу Джини» (Gini index), характеризующему степень расслоения общества с точки зрения денежных доходов, показывают, что социальное неравенство в Саудовской Аравии значительно выше чем, например, в странах Евросоюза и США [9]. В частности, «индекс Джини» в Германии в 2013 г. составлял 31.4, в Швейцарии 32.6, в то время как в Саудовской Аравии -45.9 [11]. Причиной тому является владение основными природными и производственными активами достаточно узкой прослойки граждан.

Занимая второе место по запасам нефти, Саудовская Аравия управляется королевской династией, ставшей одной из самых богатых семей мира. Её состояние, по некоторым оценкам, составляет до 260 млрд долл. [13]. Но при этом ряд исследовательских агентств считают, что около 20% коренных жителей страны живут в нищете [8].

Следует отметить, что не все исламские страны строго следуют указаниям шариата [2]. Государства, в которых исламские законы превалируют над Конституцией - это Саудовская Аравия, Иран, Судан (до получения независимости Южным Суданом) и в определенной мере Пакистан. Однако уровень неравномерности доходов в Аравии значительно выше, чем в Иране или Судане [11].

Согласно статистической информации Всемирного банка в мусульманских странах, где главенство шариата законодательно закреплено, неравенство доходов ничуть не меньше, чем в странах, в которых нормы шариата почти полностью отсутствуют на законодательном уровне, например, в Иордании, Марокко или Катаре [11].

Специалисты, исследующие истоки экономических проблем мусульманских стран, высказывают опасения, что сильное социальное неравенство в конечном итоге отрицательно скажется на экономической ситуации в целом [10]. Поэтому в последние годы поиски преодоления социального неравенства с учетом уникальных свойств

исламской экономической модели продолжаются. Но следует констатировать, что для решения данной проблемы по-прежнему главный акцент делается закяте [6]. Однако видимых серьезных сдвигов в достижении желаемого результата пока нет, тем более, что во многих странах соблюдение требований ислама в области ведения хозяйственной деятельности на макроэкономическом уровне выглядит достаточно имплицитно.

Вполне очевиден вывод, что при всем стремлении сторонников ислама выстраивать хозяйственные отношения согласно требованиям Корана и Сунны, успехи в социальном обеспечении населения удалось добиться только в экономически успешных странах, благополучие в которых было достигнуто в первую очередь благодаря нефтедобывающей промышленности. Возможно, методики, основанные на традиционных подходах преодоления неравенства, предлагаемые исламскими экономистами и правоведами, не являются вполне удовлетворительными в этом контексте. В странах, где упомянутый «индекс Джини» достиг в последние годы очень высокого уровня, для борьбы с социальным неравенством использовались по большей части различные рыночные рычаги, а не способы, опирающиеся на религиозную традицию.

Признавая, что человеку присущи как материальные, так и духовные потребности, решение проблемы их соотношения адепты ислама видят не в отрицании материальных благ, а в отказе признавать за ними высший приоритет. Тем не менее, построить социально справедливое общество ни в одной из мусульманских стран по-настоящему пока не удалось.

Список литературы

1. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Марджани, 2010.

2. Гайнутдин Р. Введение в шариат. - М.: Медина, 2014.

3. Зеленев E. Добро пожаловать в Саудовскую Аравию. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fontanka.ru/2016/04/22/087/ (дата обращения: 22.01.2018).

4. Ислам: pro et contra, антология / сост., коммент. Д. В. Шмонина, В. Г. Рохмистрова, вступ. ст. Р. В. Светлова, Д. В. Шмонина. - СПб.: Изд-во РХГА, 2017.

5. Коран: Перевод смыслов и комментарии / Э. Р. Кулиев. - 9-е изд. - М.,

2012.

6. Салим аль-Бахнасави. Равенство и различия между людьми. Как ислам решает проблему социального неравенства. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.info-

islam.ru/publ/stati/obzory/kak_islam_reshaet_problemu_socialnogo_neravenstva/6-1-0-10318 (дата обращения: 17.12.2017).

7. Шуремов Е. Л. Исламская экономика. Фундаментальные принципы экономической модели. [Электронный ресурс]. - URL: https://ridero.ru/books/islamskaya_ekonomika/read/ (дата обращения: 14.01.2018).

8. Brian Stoffel. Seven Countries with Worse Income Inequality than the United States. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fool.com/investing/2017/07/17/7-countries-with-worse-income-inequality-than-the.aspx (дата обращения: 26.01.2018)

9. CIA. The World Factbook. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/rankorder/2172rank.html (дата обращения: 28.01.2018).

10. Global Wealth Inequality: Islamic Economic Perspective for Market or State-oriented Solution. [Электронный ресурс]. - URL: http://dergipark.ulakbim.gov.tr/beuntujise/article/view/5000161217 (дата обращения: 05.02.2017).

11. List of Countries by Income Equality. [Электронный ресурс]. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_income_equality (дата обращения: 18.01.2018).

12. Rafsanjani Н. Al-Islam. Social Justice // Echo of Islam (Tehran). - 1982. -Vol. 2. - No. 5. - P. 29-72.

13. Saudi Wealth Remains Hidden as Government Pursues $100 Billion. [Электронный ресурс] - URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-01-18/saudi-wealth-remains-hidden-as-government-pursues-100-billion (дата обращения: 27.01.2018).

14. Socialism vs Islamic Economic System. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.slideshare.net/UmairKhan299/socialism-vs-islamic-economic-system (дата обращения: 27.01.2018).

Статья поступила: 27.04.2018. Принята к печати: 29.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.