ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСЛАМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕССЫ В МИРЕ
А. В . Егупов1
В статье анализируется организационный потенциал и современные инструменты воздействия исламских организаций на социально-политические процессы в мире. Анализ исламских организаций позволил выделить их различные типы (межгосударственные, неправительственные, общественно-религиозные, благотворительные и гуманитарные, фундаменталистские, экстремистские). Существующие в различных странах мира исламские организации осуществляют непрерывное взаимодействие по различным направлениям, оказывая помощь и поддержку исламским экстремистским организациям, которые угрожают национальным интересам и безопасности многих стран мира, в том числе и Российской Федерации.
Ключевые слова: ислам, исламская организация, исламизация, политический ислам, фундаменталистские исламские организации, терроризм.
Article purpose is the analysis of organizational potential and modern tools of influence of the Islamic organizations on sociopolitical processes in the world. The analysis of the Islamic organizations has allowed to allocate their various types (interstate, non-governmental, socially-religious, charitable and humanitarian, fundamentalist, extremist). The Islamic organizations existing worldwide carry out continuous interaction in various directions, carrying out the help and support to the Islamic extremist organizations which threaten national interests and safety of many countries of the world, including to the Russian Federation.
Key words: Islam, the Islamic organization, Islamization, political Islam, the fundamentalist Islamic organizations, terrorism.
В настоящее время в различных странах мира насчитывается несколько сотен различных исламских организаций, число которых постоянно увеличивается в связи с расширением масштабов и видов исламской деятельности
1 Егупов Александр Викторович - кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета. Эл. почта: [email protected]
на международной арене. При этом отмечается тенденция скрытия целей, сфер и форм деятельности группировок, проповедующих идеи и принципы радикального ислама. В этой связи проведение научной классификации всех существующих в настоящее время исламских организаций, выделение их отдельных видов по специально разработанным принципам создает условия для целенаправленного их изучения и выработки необходимых мер противодействия.
В странах, где население исповедует ислам, существует большое количество исламских организаций, различающихся по целям, структуре, составу, сферам и формам деятельности. Их руководящими и политическими органами принимаются и реализуются решения по вопросам, оказывающим влияние не только на мусульманские, но и на многие другие страны.
Для современного этапа характерно появление единых руководящих органов, которые координируют деятельность исламских экстремистских организаций и оказывают им финансовую и другие виды помощи. Исламские организации различаются по своей структуре, целям, уровням представительства, сферам и формам деятельности. Их руководящими органами применяются и реализуются решения по самому широкому кругу вопросов, влияющие не только на мусульманские, но и на многие другие страны. В распоряжении исламских организаций находятся значительные финансовые и материальные средства.
На основе анализа информации о существующих в настоящее время организациях исламистского толка их можно разделить на следующие виды: межгосударственные исламские организации; неправительственные общественно-религиозные исламские организации; благотворительные и гуманитарные исламские организации; фундаменталистские исламские организации; исламские экстремистские организации.
Межгосударственные исламские организации действуют на правительственном уровне. Страны-участницы представлены в них главами государств или правительств, решения принимаются и реализуются на государственном уровне. Принятие и реализация решений распространяются практически на все сферы общественно-политической, экономической и культурной жизни мусульманских стран.
В настоящее время успешно функционирует лишь одна подобная организация — Исламская конференция (ОИК), основанная 25 сентября 1969 г. на Конференции глав мусульманских государств в Рабате (Марокко). 28 июня 2011 г. решением состоявшейся в Астане 38-й сессии Совета министров иностранных дел (СМИД) ОИК Организация Исламская конференция переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС). Основные цели организации:
— обеспечение исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах;
— поддержка борьбы против колониализма, неоколониализма и расизма;
— поддержка Организации освобождения Палестины;
— сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других важных областях;
— содействие международному миру и безопасности на основе справедливости;
— поощрение сотрудничества и взаимопонимания между государствами-членами и другими странами.
Руководящие органы ОИС:
— совещание глав государств ОИС — высший орган; проводится каждые три года в одной из стран-членов;
— совещание министров иностранных дел; проводится ежегодно в одной из стран-членов, в случае необходимости министры могут собраться на чрезвычайное заседание;
— секретариат ОИС — постоянно действующий руководящий орган, работающий под эгидой Генерального секретаря [1].
При ОИС действует ряд самостоятельных организаций, созданных по решениям ее конференций, деятельность которых координируется Генеральным секретариатом: Исламский банк развития; Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств; Исламская торгово-промышленная палата; Исламское агентство новостей; Исламский фонд развития; Исламский суд справедливости; Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям; Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам; Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям; Центр по исследованию исламского искусства и культуры; Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму; Организация исламских столиц; Исламский центр развития торговли; Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры.
Организация исламского сотрудничества напрямую не используется лидерами и идеологами экстремистского ислама, хотя иногда в принимаемых ею решениях и резолюциях выражалась косвенная поддержка радикальных исламских движений под предлогом «защиты угнетенных мусульман». Вместе с тем представители исламских экстремистских организаций используют возможности исламских информационных агентств, а также так называемых исламских университетов для пропаганды своих идей.
Неправительственные общественно-религиозные исламские организации в основном находятся в Саудовской Аравии, поддерживают связи с исламски-
ми группировками и организациями в других странах, принимают решения и организуют свою деятельность по самому широкому кругу вопросов и многим направлениям. Наиболее влиятельной из них является Лига исламского мира — ЛИМ (в русскоязычных публикациях иногда именуется как Всемирная исламская лига), которая была создана Королевством Саудовская Аравия (КСА) в 1962 г. в качестве одного из инструментов для проведения своей внешней политики. ЛИМ является неправительственной религиозно-политической организацией, преследующей следующие цели: пропаганда исламского учения; борьба с враждебными исламу идейными и сектантскими течениями; укрепление политических позиций мусульманского духовенства; объединение молодежи «под знаменем ислама» и т. д. Своей главной задачей ЛИМ считает укрепление политических позиций мусульманского духовенства, расширение контактов между исламскими организациями, выработку общих теологических обоснований по важнейшим политическим вопросам, борьбу в защиту прав мусульманских меньшинств и оказание влияния на их организации в различных странах мира. Штаб-квартира ЛИМ расположена в Мекке (КСА).
Организационно в состав ЛИМ входят: Высший комитет по координации работ исламских организаций мира; Центр антикоммунистической пропаганды; Специальная комиссия по опровержению инсинуаций против ислама; Высший всемирный совет мечетей; Высший комитет по исламским делам; Совет по исламской философии [2, с. 37].
Финансирование ЛИМ в полном объеме осуществляется за счет Саудовской Аравии. Значительная часть средств поступает в качестве помощи и добровольных пожертвований членов королевской семьи, коммерческих фирм и компаний, а также частных лиц. ЛИМ координирует свою деятельность с различными международными и национальными исламскими организациями, с правительственными учреждениями Саудовской Аравии.
Всемирная ассоциация исламской молодежи (ВАИМ). Создана в 1972 г. по решению Второго съезда Всемирной ассамблеи молодежи исламского призыва. Штаб-квартира находится в Эр-Рияде. Основные цели: работа в исламской молодежной студенческой среде, налаживание сотрудничества и координации в области разработки, планирования и осуществления различного рода исламских мероприятий.
ВАИМ координирует свою деятельность с другими исламскими организациями (ОИС, ЛИМ), а также с правительственными учреждениями Саудовской Аравии. Ассоциация финансируется за счет субсидий, предоставляемых саудовским правительством через министерство по делам ислама. Часть средств поступает в качестве помощи и добровольных пожертвований.
В значительной степени ВАИМ используется для усиления влияния Саудовской Аравии и реализации ее внешнеполитических устремлений в мусульманских общинах и местах компактного проживания мусульман, в том
числе на территории РФ и республик СНГ. Работу в этом направлении проводит специально созданный в 1994 г. комитет с целью религиозного просвещения молодых мусульман в странах бывшего СССР, осуществления помощи в решении исламских проблем.
Одна из активных форм работы ассоциации — подготовка мусульманской молодежи на базе летних лагерей. Учебный цикл включает религиозное обучение, трудовое и физическое воспитание. Важное внимание в деятельности ВАИМ уделяется религиозно-пропагандистской работе.
«Аль-Вакф». Создана представителями Саудовской Аравии и зарегистрирована в 1988 г. в г. Хельмонд (Нидерланды). Основная цель — ведение религиозно-просветительской и иной исламской деятельности в странах Восточной Европы и на территориях республик бывшего СССР. Основные направления деятельности определяет Совет попечителей, состоящий из 11 человек. Управленческий персонал организации размещается в офисах в Эр-Рияде, Джидде (Саудовская Аравия), Эйндховене (Нидерланды) [1].
«Аль-Вакф» осуществляет реализацию следующих программ: религиозное образование, «исламский призыв», перевод и печать исламской литературы, медицинская и социальная помощь мусульманам, информационно-пропагандистская работа, паломничество и религиозные праздники, помощь мусульманам Косова и Чечни.
«Исламский призыв» представляет собой программу создания исламских культурных центров, строительства мечетей, летних лагерей, проведение религиозных конференций. Реализуется с целью противодействия влиянию «чуждой» западной культуры в регионах комплексного проживания исламских меньшинств. На базе культурных центров работают кружки по изучению Корана, школы выходного дня, спортивные и компьютерные кружки. Всего за время существования организации «Аль-Вакф» и при ее содействии было построено более 120 мечетей в различных странах мира.
Благотворительные и гуманитарные исламские организации занимаются оказанием финансовой, гуманитарной и медицинской помощи нуждающимся в этом мусульманам в зонах природных катастроф, социальных конфликтов, а также «подвергающихся насилию». Основу финансовых фондов этих организаций составляют добровольные пожертвования, которые собираются во всех мусульманских странах. В настоящее время во всем мире существует несколько сотен исламских организаций подобного рода, большинство из которых действительно облегчают жизнь нуждающимся в помощи людям. Вместе с тем некоторые из них занимаются также оказанием помощи исламским экстремистам. К таким организациям, в частности, относится «Аль-Харамейн», созданная в Эр-Рияде в 1991 г. Основные цели — популяризация ислама, оказание помощи мусульманам в Саудовской Аравии и в других странах. Штаб-квартира находится в Эр-Рияде. В состав организации входят посто-
янно действующие комиссии Европы, Северной и Южной Америки, Африки и Азии; комиссия исламского призыва и попечительства; комиссии по делам мечетей, сезонных проектов, сбора пожертвований. Отделения и представительства «Аль-Харамейн» расположены в 21 государстве, в том числе в США, Нидерландах, Бельгии, Германии, Австралии, Китае, Бангладеш, Пакистане, Йемене, Ливане, Иордании, ПНА, Сомали, Кении, Танзании, Нигерии, Уганде, Албании, Боснии и Герцеговине [2, с. 38].
Фундаменталистские исламские организации осуществляют свою деятельность на основе панисламского национализма. Основные идеи: мусульмане должны добиваться возрождения славы ислама; знамя ислама должно развиваться над человечеством; причина отсталости мусульман заключается в отходе от ислама.
Фундаменталистские исламские организации заявляют о том, что ислам — это «наилучшая в истории мировых цивилизаций система соединения веры и государства», однако их программы не включают экспансионистские цели и задачи, призывая лишь к постепенной трансформации общества. Действуют с легальных позиций. Вместе с тем некоторые из этих организаций могут проводить акты «очищающего» насилия, направленные против «греховных» мест развлечений, ночных клубов, отелей и кинотеатров.
Далее приведем основные фундаменталистские исламские организации, действующие в настоящее время.
Партия «Ислах» (Йеменское единение «за реформу»). Образована в 1991 г. Лидеры — шейх А. Х. Аль-Ахмар (глава партии, председатель парламента Йемена) и шейх А. М. Аз-Зиндани (глава радикального крыла). Является легальной политической партией, действует в парламенте страны, входит в оппозиционный блок. Основные цели:
— утверждение ислама в качестве мировоззрения и шариата как основы законодательства;
— оздоровление йеменского общества, сохранение исламской нравственности, ценностей, традиций и священных обычаев;
— создание сильной национальной экономики на законодательной базе исламского шариата [2, с. 39].
Общество содействия распространению ислама (ОСР). Основано в Кувейте в 1963 г. Штаб-квартира расположена в Эль-Кувейте. Имеет широкое представительство в национальном парламенте (30% общего числа депутатов). Стремится отстранить от власти правящий в Кувейте клан Ас-Сабахов парламентским путем. Основные цели:
— возвращение к «истинным», традиционным исламским ценностям;
— активное противодействие враждебным исламу течениям всеми законными средствами;
— оказание помощи нуждающимся мусульманам в зарубежных странах.
ОСР проводит широкомасштабные акции по сбору финансовых средств, которые расходуются на расширение числа своих отделений и филиалов за границей, активизацию пропагандистской деятельности, а также на осуществление так называемых гуманитарных программ. В частности, при содействии ОСР открываются исламские факультеты в зарубежных университетах, создаются исламские комплексы, включающие мечеть, школу, детский сад и библиотеку исламской религиозной литературы.
Общество «Движение ислама» (ДИ). Образовано в Пакистане в 1941 г. Штаб-квартира расположена в провинции Пенджаб. Основные цели:
— превращение Пакистана в теократическое мусульманское государство, основанное на принципах Корана и шариата;
— объединение нации;
— освобождение «порабощенных народов» Средней Азии и их возвращение к истокам ислама.
Исходя из своих программных целей и задач, ДИ оказывает всестороннюю поддержку «борцам за веру» за пределами Пакистана, в том числе в централь-ноазиатских республиках СНГ и на Северном Кавказе. ДИ создало в Пакистане Исламский таджикский комитет и Исламский узбекский центр, через которые пытается практически воздействовать на развитие ситуации в Центральной Азии. Для этого руководство ДИ планирует осуществить максимальную ис-ламизацию населения центральноазиатских республик СНГ, строительство в них как минимум 25 тыс. мечетей, снабжение всех верующих религиозной литературой, подготовку и внедрение в этот регион групп «исламских миссионеров».
Один из наиболее реакционных и экстремистских режимов в мире — Исламское движение талибов (ИДТ) в Афганистане, практически вышло из ДУИ (лидер ИДТ — мулла М. Омар, обучался и воспитывался в медресе этой организации) и выступает за устранение иностранного влияния, возврат к исламским ценностям и нормам в общественной и личной жизни, оказание противодействия «экстремистской политике Израиля», в поддержку мусульман разных стран.
«Хизбалла» — единственная суннитская организация с таким названием на Ближнем Востоке, которая действует в легальных условиях, существует в Иордании с конца 1940-х гг. Имеет своих представителей в парламенте страны. Считает возможной мирную трансформацию королевского монархического режима в исламский и превращение Иордании в теократическое государство на основе положений Корана и шариата.
Выступает за устранение в стране иностранного влияния, возврат к исламским ценностям и нормам в общественной и личной жизни, оказание противо-
действия «экстремистской политике Израиля», в поддержку мусульман разных стран. Неоднократно оказывала финансовую помощь незаконным вооруженным формированиям в Чечне.
Исламские экстремистские организации главными целями своей деятельности считают свержение «незаконных» режимов и активную борьбу с «неверными и угнетателями мусульман» в различных странах мира путем ведения «джихада» с использованием методов вооруженного насилия и террора. Действуют, как правило, в нелегальных условиях. Имеют в своем распоряжении значительное количество хорошо подготовленных боевиков, способных на применение суицидных акций. Активно пропагандируют основные идеи экстремистского ислама, в том числе о создании Халифата.
Межгосударственные исламские организации, действуя с легальных позиций, оказывают косвенную пропагандистскую поддержку фундаменталистским исламским организациям, а через них и экстремистским группировкам путем распространения некоторых идей радикального ислама. ОИК через свои каналы и структуры также помогает неправительственным общественно-религиозным организациям, предоставляя им возможность пользоваться своими денежными фондами.
Неправительственные общественно-религиозные исламские организации играют важную роль в структуре всех исламских организаций, потому что за ними стоят представители высшего саудовского руководства и Служба общей разведки Саудовской Аравии. Эта страна стремится занять лидирующие позиции в мусульманском мире, для чего широко использует свои политические и финансовые возможности ВИЛ. МИОС и другие организации этой группы ведут активную пропаганду и распространяют фундаменталистские, а также экстремистские идеи исламской идеологии, оказывают значительную финансовую помощь и поддержку благотворительным и фундаменталистским организациям, через которые ее крупные денежные средства попадают в руки экстремистских группировок.
Фундаменталистские исламские организации по своим политическим и идеологическим взглядам ближе всего к экстремистским группировкам, поэтому они практически открыто оказывают им всестороннюю помощь. Эти организации служат базой для вербовки и обучения боевиков, оказывают прямую пропагандистскую поддержку незаконным вооруженным формированиям, ведущим вооруженную борьбу ради «победы ислама» в зарубежных странах, предоставляют им финансовые средства на закупки вооружения и боеприпасов, организуют у себя лечение раненых боевиков.
В качестве одного из действенных инструментов своей деятельности все без исключения исламские организации используют Интернет. Через Интернет различные международные, экстремистские и террористические организации ведут активную пропаганду нетерпимости. Совершенствование
новых информационных технологий с их простотой и удобством доступа, относительной дешевизной и иными приемлемыми и удобными для использования качествами открыло новые границы для массового воздействия на аудитории. Безусловно, благодаря Интернету международные благотворительные и гуманитарные, фундаменталистские организации получают доступ к огромной аудитории за сравнительно низкую цену. В современных условиях любой пользователь Интернета может получить последнюю информацию о деятельности различных исламских организаций.
Сегодня в Интернете функционирует значительное количество информационных ресурсов, способствующих развитию и функционированию исламских организаций. Условно такие сайты можно разделить на четыре основные группы.
Первая — сайты, непосредственно распространяющие идеи исламской пропаганды, благотворительной, гуманитарной и фундаменталистской направленности. В частности, через такие ресурсы международные исламские организации практически беспрепятственно могут осуществлять пропаганду радикальных течений ислама.
Вторая — информационные ресурсы, осуществляющие информационную и финансовую поддержку представителей международных исламских организаций.
Третья — сайты, разжигающие ксенофобию на основе расовой или национальной принадлежности. К ним, в частности, относятся интернет-ресурсы антисемитского характера.
Четвертая — ресурсы информационно-справочного характера, косвенно. На таких ресурсах можно найти информацию о международных организациях, их структуре и задачах функционирования [3].
Интернет в современных условиях существенно изменил коммуникационную сеть исламских международных организаций. Если ранее это были сети с сильным центральным командным пунктом, то теперь это сети, где четкие командные пункты не просматриваются благодаря еще большему развитию сетевого характера этих структур.
Таким образом, основными целями использования исламскими организациями сети Интернет являются: обеспечение доступа к средствам массовой информации и пропаганда организационной деятельности; обеспечение коммуникативной функции, организационной, финансовой и учебно-информационной деятельности; ведение пропаганды с помощью электронных технологий. Главная причина успешного использования исламскими организациями сети Интернет — сложность обнаружения и ликвидации сетевых центров (серверов, доменов, веб-сайтов). Различия в национальных законодательствах вызывают дополнительные сложности в борьбе с распространением, например,
экстремистами материалов информационно-психологического воздействия через Интернет.
Итак, существующие в настоящее время в различных странах исламские организации осуществляют тесное взаимодействие по различным направлениям. При этом часть из них прямо или косвенно оказывает помощь и поддержку исламским экстремистским организациям, которые угрожают национальным интересам и безопасности многих стран мира, в том числе и Российской Федерации.
Относительно будущего религии в настоящее время высказываются различные предположения. Крайние из них сводятся к тому, что религии принадлежит будущее и ее роль в жизни общества возрастет и, напротив, что религия не имеет будущего и она постепенно будет вытеснена научным мышлением, гуманистической светской этикой. Современные альтернативы организованным религиям, включая христианство, идут в двух направлениях. Одно — превращение религиозной веры в какой-то вариант светского мировоззрения, гуманизма, другое — развитие многообразных суеверий, магических ритуалов и оккультизма, в которых религиозное мироощущение сохраняется, но уходит из-под контроля церкви и превращается в некую современную мифологию.
Библиографический список
1. Вихрев М. Исламские организации и их влияние на существование и распространение исламистского экстремизма. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php? st=1122192600
2. Добаев И. П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.
3. Костихин А. А. Интернет как инструмент террористических и экстремистских организаций в психологической войне. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11-07 -06c. htm