Научная статья на тему 'Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран'

Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИСЛАМСКИЕ НАЛОГИ / СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА / ISLAM / EVOLUTIONARY ECONOMY / ISLAMIC TAXES / GULF CO-OPERATION COUNCIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурнак Александр Владимирович, Вишневская Елена Николаевна, Гурнак Алина Юрьевна

Рассматриваются особенности эволюции налогообложения в исламских государствах. на основе специфического опыта исламского налогообложения делаются выводы о том, что налоговые отношения развиваются во времени, адаптируются к изменяющимся экономическим и социальным условиям и, в свою очередь, становятся причиной определенной трансформации соответствующих сфер жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of the taxation evolution in Islamic states are considered. Summarizing the specific experience of the Islamic taxation it is concluded that tax relationships evolve with time, get adapted to the changing economic and social situation to become, in turn, the source of appropriate transformation of respective public life spheres

Текст научной работы на тему «Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран»

УДК 336.22

Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран

Рассматриваются особенности эволюции налогообложения в исламских государствах. на основе специфического опыта исламского налогообложения делаются выводы о том, что налоговые отношения развиваются во времени, адаптируются к изменяющимся экономическим и социальным условиям и, в свою очередь, становятся причиной определенной трансформации соответствующих сфер жизни общества.

Ключевые слова: ислам; эволюционная экономика; исламские налоги; совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Special aspects of the taxation evolution in Islamic states are considered. Summarizing the specific experience of the Islamic taxation it is concluded that tax relationships evolve with time, get adapted to the changing economic and social situation to become, in turn, the source of appropriate transformation of respective public life spheres.

Keywords: Islam; evolutionary economy; Islamic taxes; Gulf Co-operation Council.

традиционные исламские налоги

Налогообложению в исламе отводится далеко не второстепенная роль. В ходе арабских завоеваний в VI-VIII вв. побежденным народам предоставлялась возможность выбора одной из трех альтернатив: умереть, платить налоги или сменить веру. При этом народы, населявшие завоеванные территории и переходившие в мусульманскую веру, уплачивали менее обременительные исламские налоги [1, с. 131-134].

Важнейшей особенностью налогообложения в исламском мире было то, что оно основывалось на священных первоисточниках — Коране и сунне1. Поэтому исламские налоги имели не только экономическое, но и религиозное значение. Причем исламскими называются только те налоги,

1 Сунна (араб. — образ действий, поведение, обыкновение), мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (ха-дисах) о поступках и изречениях Мухаммеда.

Гурнак Александр Владимирович

канд. экон. наук, доцент Донецкого национального технического университета E-mail: gurnak@rambler.ru

Вишневская Елена Николаевна

канд. экон. наук, доцент Донецкого национального технического университета E-mail: gurnak@rambler.ru

ГурнакАлина Юрьевна

аспирант Донецкого национального технического университета E-mail: gurnak@rambler.ru

А. В. Гурнак, Е. Н. Вишневская, А. Ю. Гурнак Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении..

47

которые утверждены шариатом: закят, ушр, хумс, харадж и джизья.

Закят является важнейшим исламским налогом и упоминается в Коране 60 раз, при этом 27 раз — среди обязанностей правоверных мусульман [2, с. 19]. Уплата закята, представляющего собой обязательный годовой налог в пользу нуждающихся, рассматривается как благое деяние мусульманина. Посредством закята мусульманин очищает душу и имеющееся у него имущество: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Сура 9:103; здесь и далее цит. по [3]). Приведенный аят2 Корана наиболее четко отражает религиозное значение закята, ибо мусульманин, не уплачивающий закята, не получает очищения и не заслуживает заступнической молитвы за него Пророка Мухаммеда перед Аллахом. Безусловно, такая духовная составляющая, идущая непосредственно от Бога, отличает закят от других когда-либо существовавших видов налогов, в том числе десятины в иудаизме и христианстве.

Уплата закята предполагает использование определенного необлагаемого минимума — ниса-ба3, который, как и ставки закята, зависит от вида имущества, с которого уплачивается закят.

Закят, уплачиваемый с продуктов земледелия, называется ушр. Согласно сунне для искусственно орошаемых земель ставка ушра составляет 5% урожая. Для земель, орошение которых происходит естественным способом, ушр уплачивается в размере 10% урожая.

Закят на домашний скот первоначально уплачивался при наличии у плательщика верблюдов, коров или овец старше одного года. Впоследствии при халифе Омаре при сборе закята стали учитывать лошадей, используемых в торговле. В зависимости от вида домашних животных и их количества эффективная ставка закята находится в диапазоне от 0,8 до 2,5%.

Золото, серебро мусульманина сверх установленного нисаба также учитываются при расчете величины закята, при этом применяется ставка 2,5%. В настоящее время мусульмане-сунниты

2 Мельчайшая структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих».

3 Нисаб — минимальный достаток или имущество, с которого необходимо выплачивать закят.

аналогом золота и серебра считают современные деньги. В то же время существуют неопределенность и расхождение во мнениях относительно уплаты закята с таких активов, которых не было во времена Пророка, например акций, облигаций, доходов от сдачи недвижимости в аренду и т.д.

Следует отметить, что использование средств закята определено в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха» (Сура 9:60, с. 236).

Вместе с тем некоторые упомянутые в Коране категории являются достаточно общими и неопределенными, вследствие чего их применение требует формирования общего мнения мусульманских правоведов. Р. Джалили высказывает предположение, что такая неопределенность некоторых категорий получателей закята, возможно, была намеренной [1, с.26]. Действительно, отмеченная особенность является единственной возможностью появления каких-либо новаций в функционировании института закята.

Современные правоведы допускают возможность взимания других, помимо закята, налогов в исламском государстве, оговаривая при этом ряд условий. Так, Раджаб Абу Млих по этому поводу отмечает, что «... если правитель применяет систему закята и это все еще не удовлетворяет основные потребности и необходимые затраты государства, ему позволяется предъявлять другие финансовые требования в форме справедливых налогов, которые не нарушают прав владельцев собственности, что должно быть осуществлено после того как власти оценят (требуемую) величину таких налогов. Тогда это может быть сделано при условии, что эти налоги являются справедливыми, собираются только с богатых и тратятся только на необходимые нужды. Они должны быть отменены, как только потребность в них перестает существовать» [4].

Несмотря на понятность и определенную демократичность вышеуказанных условий введения дополнительных налогов, они являются весьма неопределенными, и применить их на практике оказывается достаточно сложно.

Еще одним исламским налогом является хумс, что дословно означает «пятина». Основанием для сбора данного налога является следующий стих

Корана: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха...» (Сура 8:41). Видно, что если закят следует рассматривать как налог-милостыню, то хумс является налогом-добычей. В ходе дальнейшей эволюции перечень объектов, с которых уплачивается хумс, был расширен за счет налогообложения всего того, что извлекается из недр земли и моря, а также кладов, что, по сути, сближает его с налогом на природные ресурсы. У шиитов хумс имеет еще большее значение с точки зрения формирования финансовых ресурсов государства, поскольку применим к предпринимательской прибыли.

Первоначально под хараджем понимались любые налоги, которые уплачивало завоеванное арабами-мусульманами население, но достаточно скоро харадж стал использоваться в более узком смысле и обозначать разновидность земельного налога. Такое изменение содержания термина обусловлено тем, что арабы-завоеватели перенимали практику налогообложения, которая использовалась на захваченных территориях. Поскольку харадж является земельным налогом, особенности его уплаты определялись различными видами категорий завоеванных земель. Исконные земли арабов, которыми считались земли Аравии, ха-раджем не облагались, их владельцам следовало уплачивать ушр [9, с.498]. Ставки хараджа зависели не только от категории земли, но и от многих других факторов, среди которых качество земли, способ ее орошения, соотношение количества возделанной и невозделанной земли, вид выращиваемых культур. В целом размер хараджа равнялся трети урожая, увеличиваясь на отдельных территориях в определенные периоды времени до 2/5 урожая [6, с.274]. В различных землях халифата харадж использовался как индивидуальный (например, в Египте) или коллективный налог (Ирак, многие области Ирана). Коллективный характер хараджа предполагал, что обязательство по его уплате возлагалось на всю земледельческую общину.

Джизья представляла собой подушный налог на завоеванное немусульманское население. Постепенно джизья приобретает характер прогрессивного налога. Так, по сведениям арабского историка Белазури, в Сирии халиф предписал взимать джизью «с владевших

золотом — в размере четырех динаров, а с владевших серебряными деньгами — в размере сорока дирхемов» и разделил ее на разряды [7, с. 146]. В большинстве государств, в которых преобладает ислам, джизья сегодня не взимается. Но, несмотря на дискриминационный характер этого архаичного налога, на фоне исламского возрождения все чаще, например, в Египте звучат призывы к взиманию джизьи с христиан [8].

На протяжении многих веков система исламских налогов обеспечивала материальную основу развития исламской цивилизации и даже ее превосходство над западноевропейской, особенно в аспекте социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. В то же время, когда западный мир обогнал в техническом и экономическом отношении исламский Восток, значительная консервативность исламских налогов оказалась непреодолимым препятствием в попытках правителей Османской империи или Египта провести ускоренную модернизацию экономики, армии, системы власти. Более того, эти попытки в силу того, что налоговая система не была способна обеспечить необходимый объем финансовых ресурсов, оборачивались крахом государственных финансов и способствовали усилению зависимости этих государств от западноевропейских стран [9, с.150-151].

Эволюция исламского налогообложения

Современный этап эволюции налогообложения в рамках исламского мира характеризуется поиском модели, сочетающей как традиционные (прежде всего закят), так и современные налоги. Традиционное исламское налогообложение является недостаточным для финансирования деятельности современных государств. В то же время традиционное налогообложение — это неотъемлемая часть ислама, которая существует даже в случае, если нет государственных законодательных актов, предписывающих уплату исламских налогов. Поэтому фактические налоговые системы мусульманских стран представляют собой тот или иной компромисс между исламскими и современными налогами. Государство в обязательном порядке взимает закят в таких странах, как Ливия, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан, Йемен, Кувейт. В Бахрейне, Бангладеш, Египте, Индонезии, Иране, Иордании, Ливане, ОАЭ существуют государственные системы,

А.В. Гурнак, Е.Н. Вишневская,А.Ю. Гурнак Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении..

49

поддерживающие уплату закята на добровольной основе. В других мусульманских странах государство непосредственно не вмешивается в вопросы уплаты и распределения закята [10].

Наиболее консервативны в отношении налоговых инноваций и роста уровня налогообложения страны Ближнего Востока, которые являются родиной ислама. Однако причиной такого консерватизма является не только особое положение этих стран в мусульманском мире, но и экономические возможности, связанные с использованием доходов от экспорта нефти и газа для финансирования государственных расходов. Например, в Кувейте, при уровне государственных расходов 38,5% ВВП, доля налогов в ВВП (налоговое бремя) — 0,8%; в Омане — 38,3 и 2,2%; в Саудовской Аравии — 35,1 и 3,7%; в ОАЭ — 23,7 и 6,1% соответственно [10]. Поэтому неслучайно первые три позиции в рейтинге легкости уплаты налогов (Paying Taxes Ranking)4 занимают ОАЭ (1-е место), Катар (2-е) и Саудовская Аравия (3-е). Бахрейн и Оман входят в первую десятку стран — 7-я и 9-я позиции соответственно. Еще одно арабское государство, Кувейт, также член Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее — ССАГПЗ), находится на 11-м месте в рейтинге [11].

Вместе с тем анализ порядка налогообложения в этих странах показывает, что эволюция их налоговых систем продолжается. Действительно, отсутствует подоходный налог (в Саудовской Аравии взимается только с доходов иностранных работников), который заменен добровольной или же обязательной уплатой закята. Однако в странах ССАГПЗ, за исключением Катара, предусмотрены обязательные платежи работодателей и наемных работников на социальное страхование. В Саудовской Аравии в ноябре 2012 г. после длительных дискуссий и критики со стороны отдельных высоких духовных лидеров введен налог на экспатриантов (expat tax) — компании, в которых более 50% иностранных работников, должны платить 200 саудовских риалов (более 50 долл. США) ежемесячно за каждого иностранного

4 Данный рейтинг был разработан специалистами Всемирного банка в сотрудничестве с PricewaterhouseCoopers (PwC). При его составлении анализируются налоги и обязательные отчисления, которые предприятие средних размеров должно уплатить в соответствующем году, а также административное бремя, связанное с уплатой налогов и производством отчислений в той или иной стране (в рейтинг 2014 г. включены 189 стран мира).

работника. Введение такого налога связано с тем, что, по официальным оценкам, приблизительно 90% занятых в частном сектором экономики Саудовской Аравии — иностранцы. При этом доля безработных среди самих саудовцев растет и сейчас составляет 12,2% [12]. Введение данного налога, очевидно, обусловлено не фискальными, а социальными целями.

Следует отметить и некоторые другие налоговые новации в арабских странах, которые нацелены на повышение качества местной рабочей силы и развитие науки. Так, в Бахрейне взимается налог на обучение (training levy), уплачиваемый компаниями с численностью работающих свыше 50 человек, которые не проводят тренинги для работников, в размере 1% ежемесячной заработной платы наемных работников — бахрейнцев и 3% иностранных наемных работников [13, р.149]. Все акционерные компании уплачивают на развитие науки налог (contribution to the Kuwait Foundation for the Advancement of Sciences) в размере 1% чистой прибыли [13, р.1089].

Налогообложение прибыли компаний предусмотрено в большинстве стран ССАГПЗ, но в основном ограничено иностранными компаниями и организациями, связанными с добычей и переработкой нефти. Например, в Катаре ставка налога для иностранных компаний установлена на уровне 10%, а прибыль нефтяных компаний облагается по ставкам, устанавливаемым отдельными соглашениями, но не менее 35%. В Саудовской Аравии доходы от добычи нефти и углеводородов облагаются по ставкам от 30 до 85%. В ОАЭ каждый эмират применяет свою ставку корпоративного налога, но на практике корпоративные налоги в основном взимаются только с иностранных нефтяных компаний (ставка налога до 55%) и банков (ставка налога — 20%). Множество свободных экономических зон создают стимулы для притока иностранного капитала, становления ОАЭ мировым финансовым и коммерческим центром [13].

Важным доказательством эффективного налогового сотрудничества между странами ССАГПЗ является использование единых таможенных тарифов в размере 5% стоимости товара, расходов на страхование и фрахт (CIF), за некоторыми исключениями: ставка таможенного тарифа на алкоголь составляет 125%, сигареты — 100% [13].

Уже более 20 лет продолжаются дискуссии по вопросу введения налога на добавленную

50

А. В. Гурнак, Е. Н. Вишневская, А. Ю. Гурнак Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении..

стоимость в странах ССАГПЗ. В числе основных аргументов в поддержку такой налоговой новации приводится необходимость компенсировать снижение доходов государства от экспорта нефти в результате возрастания ее внутреннего потребления, неблагоприятных колебаний мировых цен на нефть, а также уменьшение поступлений налогов от внешней торговли из-за увеличения числа двусторонних и региональных соглашений о свободной торговле. Кроме того, введение НДС является постоянной и настойчивой рекомендацией международных финансовых институтов, прежде всего МВФ [14]. Косвенное налогообложение, безусловно, противоречит духу исламского налогообложения и не находит поддержки у религиозных лидеров, вследствие чего возникают опасения относительно значительных уклонений от уплаты этого налога в случае его введения. В то же время реалии таковы, что, по-видимому, НДС все же будет введен в практику налогообложения в арабских странах в ближайшие годы, но его ставка будет невысокой.

Выводы

При реформировании налоговых систем России и Украины должны учитываться следующие обстоятельства.

Во-первых, налоговые отношения развиваются во времени, адаптируются к изменяющимся экономическим и социальным условиям и, в свою очередь, становятся причиной определенной трансформации соответствующих сфер жизни общества. И это применимо даже к таким «вечным», не подверженным изменениям правилам, которыми являются налоговые предписания священных первоисточников ислама.

Во-вторых, исламское налогообложение преимущественно решало задачи социального перераспределения доходов и удовлетворения весьма умеренных, как предполагалось в первые века ислама, потребностей государственного управления. Перспективы экономического развития исламских государств были бы более привлекательными, если бы не игнорировались возможности использования налогообложения для его стимулирования.

В-третьих, попытки ускоренной модернизации, которые предпринимались в некоторых мусульманских странах при недостаточных налоговых поступлениях и в надежде на западную помощь и кредиты, приводили к негативным

последствиям, которые заключались не только в росте государственного долга, но и в частичной потере суверенитета и дальнейшей консервации существовавшей отсталости.

Литература

1. Adams C. For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of History. London: Madison Books, 1993.

2. Jalili A.R. A Descriptive Overview of Islamic Taxation //Journal of American Acedemy of Business. 2006. Т. 8. № . 2. С. 16-28.

3. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. Медина: Комплекс имени Короля Фахда по изданию священного Корана, 2002.

4. Paying and Collecting Taxes and Customs. URL: http://www.onislam.net/english/ask-the-scholar/financial-issues/178303.html.

5. Черкасова И.В. Налоги на землю согласно исламскому праву: содержание и виды // Актуальш проблеми держави i права. 2012. С. 496-504.

6. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.

7. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966.

8. Armstong K. Islam. A Short History. — New York: The Modern Library, 2002.

9. На християн бгипту хочуть накласти податок «на невiруючих» / URL: http://reli-gions.unian.net/ukr/detail/8383.

10. Zakat by country / URL: http://moneyjihad. wordpress.com/2010/08/09/zakat-by- country/

11. Paying Taxes 2014. The global picture. — PWC and World Bank / URL: http://www.pwc.com/ gx/en/paying-taxes/pdf/pwc-paying-taxes -the-data-tables-2014.pdf.

12. Saudi expat tax will harm economy — Grand Mufti. URL: http://www.arabianbusiness.com/ saudi-expat-tax-will-harm-economy-grand-mufti-491683.html.

13. Worldwide Tax Summaries. CorporateTaxes 2013/14. PWC. URL: http://www.pwc.com/gx/ en/tax/corporate-tax/worldwide-tax-summa-ries/assets/pwc-worldwide-tax-summaries-corporate-2013-14.pdf.

14. Harrison M. Taxation and the GCC States // Gulf One Lancaster Centre for Economic Research Report. Lancaster University Management School, Lancashire. 2010. 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.