Научная статья на тему 'Региональная модель корпоративной социальной ответственности (на примере исламских стран)'

Региональная модель корпоративной социальной ответственности (на примере исламских стран) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1630
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСО / КУЛЬТУРА / ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ШАРИАТСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батаева Б.С.

Учет ориентации культуры дает ключ к выработке региональной модели корпоративной социальной ответственности (КСО). Опыт исламских стран позволяет понять как интегрирование религиозных традиций и норм в стратегии КСО способствует их лучшему распространению. Автор отмечает тесное переплетение исламской этики бизнеса с концепциями КСО и устойчивого развития. Анализируется практика различных институтов исламских стран в области КСО. Подвергаются критике исламские банки за недостаточное раскрытие информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель корпоративной социальной ответственности (на примере исламских стран)»

3 (60) - 2010

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(на примере исламских стран)

Б. С. БАТАЕВА,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Центра фундаментальных и прикладных исследований

E-mail: b. bataeva@gmail. com

Финансовая академия при Правительстве РФ

Учет ориентации культуры дает ключ к выработке региональной модели корпоративной социальной ответственности (КСО). Опыт исламских стран позволяет понять, как интегрирование религиозных традиций и норм в стратегии КСО способствует их лучшему распространению. Автор отмечает тесное переплетение исламской этики бизнеса с концепциями КСО и устойчивого развития. Анализируется практика различных институтов исламских стран в области КСО. Подвергаются критике исламские банки за недостаточное раскрытие информации.

Ключевые слова: КСО, культура, исламская этика бизнеса, устойчивое развитие, исламские банки, социально-ответственные инвестиции, шариатский наблюдательный совет.

Дискуссия о корпоративной социальной ответственности (КСО), зародившись в развитых странах в 1970 гг., распространилась по всему миру и в настоящее время, перешагнув экономическую сферу, выходит в область публичной политики не только развитых, но и развивающихся стран. Данная дискуссия пересекается с другой — дискуссией об устойчивом развитии — и может рассматриваться в качестве ее логического воплощения. Все большее количество компаний по всему миру заявляют о своей приверженности «Целям развития тысячелетия» ООН, принятым на Саммите тысячелетия в 2000 г., посвященном проблемам устойчивого развития, и присоединяются к Глобальному договору ООН, в котором изложены общие принципы ведения ответственного бизнеса.

Страны отличаются по уровню развития, по специфике отношений между государством, бизнесом и обществом, степени активности гражданского общества и многим другим факторам, среди которых особую роль играют сложившиеся культурные традиции. Особенности этоса (то есть определенные ориентации культуры, иерархии ценностей населения той или иной страны или региона) проявляются в модели КСО. Согласно руководителю школы социальных отношений А. И. Пригожину: «Устоявшись, этос набирает огромную инерцию. Тогда приходится с ним считаться как с важным объективным ограничением или же, наоборот, с ресурсом для реформ и нововведений» [13, с. 33]. Учет этоса способствует лучшему пониманию способов распространения ценностей социальной ответственности бизнеса или корпоративной социальной ответственности (рассматриваем их как равные термины).

О роли и значении культурных ориентаций в хозяйственном поведении написано немало работ. Социокультурный контекст КСО, который включает и экономический, и религиозный, в различных странах, в особенности в развивающихся, отличается от развитых стран. Однако социокультурные особенности КСО исследованы недостаточно. Одной из значимых работ в этой области в России является книга С. П. Перегудова и И. С. Семе-ненко «Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии». В ней авторы рассматривают американскую, европей-

- 63

скую, латиноамериканскую и азиатскую модели КСО. Применительно к особенностям азиатской модели, помимо ориентации на «традиционные культурные практики и философские принципы поддержания отношений в публичной сфере» они отмечают роль религиозного фактора в закреплении этических норм ведения бизнеса [14, с. 136]. И в этой связи С. П. Перегудов и И. С. Семененко выделяют в азиатской модели исламские страны, отмечая, что «дискуссия вокруг норм «исламской экономики» по-новому высвечивает проблемы этики бизнеса и ответственности участников делового взаимодействия» [14, с. 140].

Вопросы видения КСО в исламских странах, модель КСО стран Персидского залива в последние два года поднимались на ведущих научных площадках Европы и США. Однако до сих не был осуществлен анализ исламской модели КСО и практики КСО исламских стран, необходимо восполнить в определенной степени сложившийся пробел. Для России, относящейся к традиционным обществам, а также в силу того, что в отдельных регионах большинство населения исповедуют ислам, эта проблема имеет особую актуальность. На примере исламских стран рассмотрим, как культурные ценности влияют на распространение концепции КСО. Попробуем найти ответы на следующие вопросы: 1) как соотносятся ценности ислама с принципами КСО; 2) в чем на практике заключается специфика проявления социальной ответственности бизнеса исламских стран.

Для начала необходимо вкратце пояснить, что имеется в виду под КСО в рамках общетеоретического дискурса. Из множества определений остановимся на двух. Первое: КСО — это достижение коммерческого успеха с соблюдением этических ценностей путем уважительного отношения к людям, местным сообществам, окружающей среде (определение с точки зрения ценностного подхода). И второе: КСО — это обязательство компании действовать экономически, социально и экологически ответственно в соответствии с интересами своих стейкхолдеров (определение с точки зрения теории заинтересованных сторон — на английском языке «stakeholders theory»).

Исламские ученые, как правило, проверяют новые концепции на предмет истинности, обращаясь к первоисточникам исламского вероучения. Нашли они аргументы в пользу концепции КСО и устойчивого развития. В целом исламская этическая философия основывается на пяти постулатах, «регулирующих исламскую этику: единство (соотносимое с концепцией таухида или исклю-

64 -

чительности/единственности Бога), равновесие (пересекается с концепцией справедливости), свобода воли (в определенной степени, человеку дана свобода воли в управлении своей жизнью в качестве наместника Бога на Земле), обязанности (ответственность перед Богом за свои действия) и добродетельность [16].

Согласно данным постулатам Бог есть создатель, обладатель и источник всего мироздания. Он доверил человеку использовать ресурсы, поэтому человек ответствен перед ним, как эти ресурсы используются. «В Коране прямо говорится, что Бог создал землю для людей, что не может не накладывать на них большую ответственность: «И землю он поставил для творений» (Коран, «Всемилостивый» 55: 10) [10]. Эта религиозная позиция своего рода «траста», «опеки» требует полного соответствия воле Бога и включает повиновение и призвание следовать шариату во всех аспектах жизни, включая экономические аспекты и вопросы бережного отношения к окружающей среде. Шариат — это «комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение» [5, с. 292].

Свобода человека священна и неприкосновенна до тех пор, пока она не конфликтует с интересами общества или пока индивидуумы не нарушают права других. Ислам не отрицает наличия эгоистического индивидуального интереса, однако в исламе признается верховенство «интересов уммы и общества над интересами индивида или отдельных групп в том случае, когда они противоречат друг другу. По мусульманскому праву, общественное благополучие важнее благополучия индивидуального. Лучше допустить ущемление частного интереса, чем общественного тогда, когда из двух зол приходится выбрать меньшее. Доктор Ийад Абумоглы по этому поводу говорит «о смягчении негативных последствий действия путем предпочтения менее вредоносного варианта в том случае, если это действие является неизбежным». Этот же юридический принцип применяется в связи с требованием к власти в исламском обществе защищать слабые и неимущие слои населения: лучше нанести ущерб богатому человеку, чем бедному, если необходимо выбирать» [10].

Организации играют важную роль в обществе и в связи с этим несут ответственность, основанную на их статусе в обществе. Они могут существовать только до тех пор, пока определенное общество

(мусульманская община — умма) признает их легитимность. Иными словами, концепция КСО в исламских странах, также как и в неисламских странах, исходит из социального контракта. Она помогает решать задачу достижения согласованности целей компании с целями общества. Ответственность в этом контексте означает ее (компании) ответственность перед обществом упрочивать социально-экономическую справедливость в рамках ее возможностей.

Исламские ученые называют в качестве пояснения системы достижения социально-экономической справедливости в исламе такие его доктринальные положения, как обязательство выплаты с дохода и имущества своего рода религиозного налога (закят), создание благотворительных фондов (вакф), подаяние и благотворительность (саадака), беспроцентный заем (кард аль хасан) и др. [17, с. 222]. Запрет взимания и выплаты процентов (рибы), лежащий в основе исламских банков, также является еще одной важной основой этой системы.

Сущность запрета заключается в признании несправедливой эксплуатации, когда хозяин капитала получает процент вне зависимости от того, был ли получен доход или убыток заемщиком капитала. Вместо этого предлагается партнерство — участие в прибылях и убытках. На механизме партнерства построено большинство инструментов исламских банков, причем партнерство является распространенной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности исламских стран.

В подтверждение концепции устойчивого развития исламскими учеными приводятся суры, где говорится о необходимости бережного отношения к окружающей среде: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы, и потомство, — а Аллах не любит нечестия!» (Коран, «Корова» 2:201 (205) [6, с. 37]. Речь идет о том, что Аллах против непокорного человека, который творит разорение в том месте, где он живет, и уничтожает посевы (и растения в целом) и животных. Суры и хадисы, в которых осуждается расточительность (7:31), поясняется необходимость бережного отношения к воде (21:30), (23:18), важность благотворительности через закят, саадака (Сахих аль-Бухари, хадис (1445), хадис 699 (1485)) приводятся в частности в статье В. В. Наумкина «Исламская концепция устойчивого развития» [10]. Суры и хадисы, в которых говорится об этичном ведении торговли, праве человека на труд, своевременную и полную выплату

зарплаты и т. п. приведены в книге Г. Нуруллиной «Исламская этика бизнеса» [11].

Суры и хадисы, которые перекликаются с десятью принципами Глобального договора, приведены в исследовании профессоров Бизнес-школы Малайского отделения Ноттингемского университета Великобритании Джона Зинкина и Джефри Вильямса «Ислам и КСО. Исследование по сравнению основ ислама с принципами Глобального договора ООН», 2006 г. [18]. А в работе профессора по бизнес-этике и лидерству Университета Невады (г. Рено в США) Рафика Иссы Бикуна (Rafik Issa Beekun) «Исламская этика бизнеса», которая также построена на ссылках к Корану и сунне, целая глава посвящена КСО [16].

Таким образом, основываясь на основных положениях исламской доктрины, мусульманские ученые нового толка и их зарубежные коллеги делают вывод, что концепции КСО и устойчивого развития соответствуют принципам социально-экономической справедливости ислама, заложенным в Коране и сунне.

Практика КСО. Практика компаний в области КСО в рассматриваемых странах во многом схожа с деятельностью компаний других стран. В то же время они имеет свою специфику.

Компании. В целом производственные компании и компании сферы услуг (речь идет о предприятиях, созданных или руководимых предпринимателями-мусульманами, осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии с принципами шариата) не имеют существенных отличий от их зарубежных конкурентов. Основное отличие заключается в наличии запрета на ведение некоторых видов деятельности (игорный бизнес, производство, переработка и продажа свинины, производство и продажа алкоголя, деятельность в области порно-индустрии и пр.).

Глобальные компании из исламских стран, входящие в рейтинг 100 крупнейших компаний мусульманского мира (Top 100 Companies of the Muslim World, DS 100, 2008), так же, как и международные конкуренты ведут деятельность в области КСО. Компании, занимающие первые 15 строк рейтинга компаний исламского мира, приведены в табл. 1.

Согласно рейтингу 100 крупнейших компаний исламского мира (составляет Интернет-издание DinarStandard. com по компаниям из 57 стран — участников Организации исламской конференции) ведущие места по результатам за 2008 г. занимают нефтегазовые компании за исключением двух компаний. Несырьевая турецкая компания Koc

- 65

Таблица 1

Крупнейшие компании исламского мира

Место в рейтинге Название компании Страна происхождения Доход за 2007 г., млн долл. Тип компании Отрасль

1 Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco) Королевство Саудовская Аравия 215,985 Государственная Нефтегазовая

2 National Iranian Oil Company Исламская Республика Иран 101,631 Государственная Нефтегазовая

3 Petroliam Nasional Bhd. (Petronas) Малайзия 66,215 Государственная Нефтегазовая

4 Kuwait Petroleum Corp. Государство Кувейт 64,913 Государственная Нефтегазовая

5 Iraq National Oil Co. Республика Ирак 55,060 Государственная Нефтегазовая

6 Koc Holding A.S. Турецкая Республика 39,500 Открытое акционерное общество Диверсифицированная — автомобильная, энергетическая, финансовая и др.

7 Abu Dhabi National Oil Co. ОАЭ 38,789 Государственная Нефтегазовая

8 Saudi Basic Industries Corporation (SABIC) Королевство Саудовская Аравия 33,659 Открытое акционерное общество Химическая и перерабатывающая

9 Sonatrach Алжирская Народная Демократическая Республика 32,211 Государственная Нефтегазовая

10 Nigerian National Petroleum Corporation Федеративная Республика Нигерия 30,738 Государственная Нефтегазовая

11 National Oil Company (NOC) Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия 30,478 Государственная Нефтегазовая

12 Syrian Petroleum Company Сирийская Арабская Республика 22,200 Государственная Нефтегазовая

13 Qatar Petroleum Государство Катар 21,313 Государственная Нефтегазовая

14 Pt Pertamina (Persero) Республика Индонезия 21,119 Государственная Нефтегазовая

15 Socar (State Oil Co. Of The Azerbaijan Republic) Республика Азербайджан 19,694 Государственная Нефтегазовая

Источник: The 2008 DS Summary Report. Overall Growth Slows, but Manufacturing Picks Up Strong // The DinarStandard. com, February 13th 2009. URL: http://dinarstandard. com/rankings/ds100/index. html (Accessed 30th October 2009).

Holding A. S., знакомая в России своими брендами Arcelic (холодильники, посудомоечные и стиральные машины) и Veco (телевизоры и т. п.), занимает 6-е место. Saudi Basic Industries Corporation, работающая в сфере химической и перерабатывающей промышленности — 8-е место.

Все компании (из тех, что в таблице, кроме National Iranian Oil Company, которая не имеет

66 -

сайта на английском языке) размещают на своих сайтах заявления о приверженности принципам КСО и раскрывают информацию о своих социальных программах в отношении местных сообществ, экологии. Часть компаний поддерживает раздел по КСО на первой странице сайта. Несколько компаний включают раздел по КСО в свой годовой отчет (например, Kuwait Petroleum Corporation,

Saudi Basic Industries Corporation). А компания Koc Holding A. S. публикует отчет по КСО. Saudi Telecom (занимает 23-е место в рейтинге) в том же 2008 г. получила награду за лидерство в КСО («Leadership» award for Social Responsibility), присуждаемую Институтом КСО в Дубае (ОАЭ) и т. п. Компания Savola group из Саудовской Аравии (занимает 84-е место в рассматриваемом рейтинге) имеет в совете директоров объединенный комитет по корпоративному управлению и корпоративной социальной ответственности и публикует одноименный отчет. В компании разработан и представлен широкой публике расширенный документ по этике, внутренним и внешним ценностям [7].

Компания Savola group — одна из тех, которая отмечает, что КСО ею рассматривается сквозь призму ценностей религии ислама. В частности, на ее сайте приводится одно из изречений Пророка Мухаммада: «Не уверует никто из вас [искренне] до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (хадис 13 из сорока хади-сов Имама Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави). И далее говорится: «Наша искренняя вера в этот хадис наряду с нашими хорошими намерениями даст нам благословение Аллаха, которое обеспечит успех нашей корпоративной социальной ответственности» [7].

Эти примеры не могут свидетельствовать о ситуации в целом в исламских странах, поскольку глобальный бизнес перенимает глобальные правила игры и усваивает глобальные ценности и стандарты поведения. А вот компании малого и среднего бизнеса, как правило, ориентируются на

традиционные ценности страны происхождения компании.

Например, кооперативы, создаваемые членами одной религиозной общины, в Турции и в Ферганской долине (город Андижан, Республика Узбекистан) называются «исламскими предприятиями». Кооперативы близки менталитету мусульманина, так как соответствуют принципам социальной справедливости, заложенной в исламе. В них и предприниматель, и наемный работник выступают в одном лице, таким образом решается противоречие между трудом и капиталом. В них отсутствуют эксплуатация и присвоение результатов чужого труда, поскольку прибыль распределяется между членами трудового коллектива и идет на другие социально значимые цели по их совместному решению.

Исламские банки, по мнению ряда ученых из исламских стран, по роду своей деятельности социально ответственны, поскольку они используют инструменты, соответствующие шариату. Возникнув в 1963 г. в Египте, за период чуть меньше полвека банки распространились через свои филиалы во многих странах мира, к настоящему времени активы под их управлением составляют порядка 700 млрд долл. [19]. В большинстве исламских стран исламские банки работают наряду с традиционными банками (табл. 2).

Согласно статистике за 2008 г. Bank Melli и Al Rajhi Banking & Investment Corp поменялись местами. Семь из десяти позиций в десятке крупнейших банков заняли банки из Ирана. В целом на Иран приходится 40 % активов крупнейших исламских

Таблица 2

Крупнейшие исламские банки

Место в рейтинге Название банка Страна Размер акционерного капитала за 2003 г., млн долл.

1 Al Rajhi Banking & Investment Corp Королевство Саудовская Аравия 1,933

2 Bank Melli Исламская Республика Иран 1,322

3 Bank Saderat Исламская Республика Иран 1,033

4 Kuwait Finance House Государство Кувейт 966

5 Bank Mellat Исламская Республика Иран 500

6 Dubai Islamic Bank ОАЭ 462

7 Abu Dhabi Islamic Bank ОАЭ 381

8 Bank Islam Malaysia Малайзия 293

9 Shamil Bank Королевство Бахрейн 282

10 Bank Tajerat Исламская Республика Иран 260

11 Bank Sepah Исламская Республика Иран 253

12 Bank Al Jazira Королевство Саудовская Аравия 236

13 National Bank of Sharjah ОАЭ 184

14 Al Amin Bank1* Королевство Бахрейн 169

15 Qatar Islamic Bank Государство Катар 149

Источник: Shikoh Rafi-uddin. Corporate Islamic Finance: The Good News and the Bad News // The DinarStandard. com, July 20th, 2005. URL: http://www. dinarstandard. com/finance/CorporateIF071505.htm.

банков, а еще 40 % активов приходятся на рынки ОАЭ, Малайзии, Саудовской Аравии и Кувейта, которые оцениваются как равные [20].

Как было сказано выше, исламские банки вместо процентов предлагают инструменты, основанные на партнерстве (участии в прибылях и убытках). Причем средства, инвестируемые банком или клиентами банка, должны направляться в проекты, не противоречащие шариату. Для соблюдения соответствия инструментов банка принципам шариата в нем создается шариатский совет.

Исламские банки видят свою роль перед обществом и демонстрируют социальную ответственность через предоставление услуг в виде благотворительных ссуд «кард аль хасан» и ведения закятного фонда (некоторые банки). За эти услуги не взимается какая-либо плата. Исламские банки спонсируют различные мероприятия так же, как и традиционные банки.

Информацию о размерах выданных благотворительных ссуд «кард аль хасан» они включают в свои годовые отчеты. Организация бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOFI)) выпустила Руководство № 7 КСО для исламских финансовых институтов (CSR Conduct and Disclosure for Islamic Financial Institutions), которое включает обязательные и рекомендуемые показатели для раскрытия.

Следует отметить, что не все специалисты согласны с тем, что деятельность исламских банков полностью соответствует принципам шариата и в этом смысле социально ответственна. Критике подвергается деятельность шариатских советов и некоторые инструменты банков как в самих исламских странах, так и за их переделами. Противники исламского банкинга ссылаются на то, что шариатский совет может освятить любой финансовый инструмент, даже с очень большой натяжкой соответствующий принципам исламского банкинга. Некоторые из них подвергают критике сами банковские инструменты.

Профессор Университета Дюка (США) Тимур Курэн, автор критической книги «Ислам и Мамона» (Timur Kuran, «Islam and Mammon») считает, что такие методы разделения прибыли и убытков, как иджара, мудараба, мурабаха и мушарака являются своеобразными уловками, тонко маскирующими процентные выплаты. Исламские банки «в большей степени похожи на остальные современные финансовые институты, чем на что-либо из исламского наследия» [21]. По мнению автора шариатские советы могут на практике разрешать сомнительные институты. Это исключение, а не правило. И в этом

68 -

случае речь идет о реализации принципов исламского банкинга и о несовершенстве банковских инструментов, но не о самих принципах.

В последнее время растет интерес к исламскому банкингу и к исламским ценным бумагам как к альтернативному банкингу и альтернативным инструментам с точки зрения устойчивости. В декабре 2009 г. планируется выпуск стандарта для исламских производных финансовых инструментов (деривативов), разрабатываемого Международной ассоциацией свопов и дериватов совместно с бахрейновскими институтами, занимающимися регулированием рынка. Правила запрещают исламским финансовым институтам инвестировать в классические деривативы, а также в высокорисковую ипотеку.

Деривативы — это ценные бумаги, производные от других финансовых инструментов — акций, облигаций, кредитов, а также сырьевых ресурсов и валют. «Объем глобального рынка деривативов оценивается в 592 триллиона долларов, что почти в 10 раз больше мирового ВВП» [3]. Отрыв финансовой сферы от реальной экономики, который невозможен согласно принципам исламских финансов, явился одной из основных причин сегодняшнего кризиса.

Исламские инвестиционные фонды (и инвестиционные компании). Исламские фонды (Shariach Compliance Funds, Islamic Investment Funds) — это разновидность этических фондов или как их еще называют фондов социально ответственных инвестиций (название на английском — Socially Responsible Investment (SRI). Последние широко распространены в развитых странах. Фонды социально ответственных инвестиций осуществляют свою деятельность в соответствии с критериями, которые могут основываться на принципах экоэф-фективности, этических принципах, религиозных принципах определенной конфессии (христианские, католические, фонды меннонитов и т. п.) и прочих принципах. Исламские фонды — это фонды, осуществляющие инвестиции в соответствии с принципами шариата. Фонды могут быть государственными. Например, Dubai International Capital или взаимных инвестиций — как фoнд ANANX или фонд IMANX.

Аналогично фондам средства исламских инвестиционных компаний должны инвестироваться в соответствии с принципами шариата. Исламские инвесткомпании существуют в исламских странах наряду с традиционными компаниями. Так, например, в Кувейте, по данным Центрального банка этой страны, «расположены 48 шариатских

финансовых компаний и 45 — «классического» образца. Тем не менее объем активов, которыми управляют исламские компании... не превышает сумм, которыми оперируют обычные финансовые учреждения. Общий объем активов традиционных компаний в июле 2008 г. составлял почти 10,6 млрд динаров (39,8 млрд долл.), исламских учреждений — 7,9 млрд динаров (29,7 млрд долл.)» [2].

Шариатские советы — важная особенность деятельности исламских финансовых институтов в виде исламских банков, исламских фондов и ин-весткомпаний. Они действуют наряду с традиционными советами директоров. Основные члены этих советов — юристы с шариатским образованием, но рекомендуется включать в них также экономистов, банкиров и др. По рекомендациям пособия сертифицированному аудитору и советнику по шариату, выпускаемого Организацией бухгалтерского учета и аудита в исламских финансовых институтах (Accounting and Auditing Organisation for Islamic Finacial Istitutions (AAOIFI), желательно, чтобы шариатский совет состоял не менее чем из трех человек.

Отчет о деятельности шариатского совета банка входит в его годичный финансовый отчет. На сайтах банков и фондов размещается информация о составе шариатских советов. Например, в состав шариатского совета ОАО «Экобанк» (г. Бишкек, Кыргызстан) — первый банк на территории государств СНГ, начавший работу в 2008 г. на принципах исламского финансирования — входит пять экспертов. Председатель шариатского совета — председатель совета директоров Мусульманского образовательного общества (Королевство Бахрейн) М. Исхак; международный член шариатского совета — исполнительный директор Международной академии по исследованию шариата по исламским финансам, (Куала Лумпур, Малайзия) М. А. Лалдин. И три местных представителя: ведущий специалист Государственного агентства по делам религий при Правительстве Кыргызской Республики Ю. Балтабаев, имам центральной мечети г. Бишкека Ш. Маматов, и. о. начальника шариатского отдела ОАО «ЭкоБанк» М. Гордаев (секретарь совета) [12]. Причем два международных эксперта состоят членами советов в своих странах. Взаимоприсутствие директоров в разных шариатских советах приветствуется.

Роль гражданского общества в мотивации компаний к социально ответственной деятельности ввиду экономической отсталости большой части исламских стран может быть определена как слабая. Это подтверждает исследование профессоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из Бизнес-школы Малайского отделения Ноттин-гемского университета Великобритании Зинкина Дж. (Zinkin J. ) и Вильямса Дж. (Williams G. ) «Ведение бизнеса с исламом: может ли КСО быть мостом между цивилизациями», 2005 г. [22]. Опросив 20 000 респондентов из 21 страны мира, они пришли к выводу, что мусульмане меньше представителей других религий озабочены вопросами КСО. В то же время они отмечают, что исламская этика бизнеса очень тесно переплетается с КСО, что исламское вероучение требует высоких стандартов отношений с заинтересованными сторонами.

В то же время из благоприятной картины КСО с исламским уклоном есть исключения. Например, исследование экспертов из Малайзии относительно роли заинтересованных сторон в раскрытии исламскими банками информации по КСО показывает, что община мусульман (умма), является важным стейкхолдером, мотивирующим банки к активности в этой сфере. Ученые сделали вывод о том, что чем больше умма в процентном отношении в стране, тем чаще и подробнее публикуются отчеты [23].

Роль государства в исламских странах в использовании косвенных инструментов мотивации компаний в КСО не может быть определена однозначно (в данном случае не принимается во внимание роль государства в решении социальных проблем или обеспечении минимальных социальных стандартов. Также не рассматриваются меры по продвижению принципов исламского банкинга и финансирования на основе шариата). Автор имеет в виду наличие законодательной базы или отработанного инструментария косвенного вовлечения компаний в различные государственные инициативы по КСО.

Ввиду недостатка информации о деятельности государственных органов рассматриваемых стран и непрозрачности большинства компаний сложно оценить использование европейского и американского опыта косвенного вовлечения компаний в деятельность в области КСО. Скорее всего, данные инициативы носят единичный характер и характерны для наиболее развитых стран.

Например, в ОАЭ Министерство по экологии Абу-Даби инициировало программу против использования пластиковых пакетов в супермаркетах, ввиду того, что полиэтилен распадается сотни (от 500 до 700) лет и наносит ущерб окружающей среде [24]. В Малайзии (является ведущей страной в области КСО среди исламских стран) предпринимались попытки обязать компании, выходящие на листинг малайской биржи, предоставлять отчеты в области

- 69

КСО. Это привело к оттоку компаний на биржи Гонконга. В результате через год данное требование было отменено. В настоящее время в Турции идет дискуссия о необходимости закона по КСО.

В то же время в исламских странах роль государства изначально высока, в крупнейших государственных компаниях она определяется владением капиталом. Что касается негосударственного бизнеса, то вполне вероятно использование разных инструментов давления на бизнес со стороны государственных органов с целью принятия участия в различных социально ответственных инициативах.

Что касается организаций, занимающихся продвижением социально ответственных практик, то ведущими среди них являются организация КСО — Азия (CSR Asiа) [8], КСО — Малайзия (CSR Malaysia) [9], Дубайский центр корпоративных ценностей (The Dubai Centre for Corporate Values (DCCV) [4], Центр развития КСО в Иране (CSR Development center) [15], Ассоциация КСО в Турции ^SR Association of Turkey) [1] и другие организации. Их функции, так же, как и функции аналогичных организаций в других странах — предоставлять информацию по КСО, проводить тренинги, конференции, оказывать консалтинговые услуги. Они видят свою задачу в помощи компаниям, чтобы те лучше понимали местные критерии КСО. Данные организации предлагают использование как современных технологий КСО, так и традиционных форм.

На сайте Центра развития КСО в Иране (первой среди иранских организаций, подписавшей Глобальный договор) перечисляются традиционные способы КСО, такие как беспроцентные займы работникам, создание благотворительных фондов для бедных, строительство школ и мечетей. А далее отмечается, что эта деятельность частично обусловлена исламскими принципами и традиционной ролью бизнеса в иранском обществе. Но также зароострийским вероучением (распространенным в Иране до прихода ислама), которое признает каждую личность ответственной за распределение десятой части их дохода для решения проблем бедных или общества в целом [15]. На сайте Ассоциации КСО Турции написано: «Поскольку КСО имеет филантропическую природу, КСО не является абсолютно новым явлением для турецкого бизнеса и общества» [1].

Исполнительный директор Дубайского центра корпоративных ценностей (DCCV) М. Наджиб (Najeeb Mohammed Al Ali) на конференции в университете г. Кранфилд (Великобритания) в 2007 г. в своем выступлении о КСО с точки зрения принци-

70 -

пов ислама отметил: «Учение ислама диктует, что КСО является неотъемлемой частью жизни/жизнедеятельности, поскольку отдача перед общественностью играет в ней предельно важное значение. Учитывая то, что нам приходится сталкиваться со множественными вызовами глобализации, включая межкультурные различия, компаниям необходимо включать религиозный аспект для использования наилучших практик в области КСО» [25].

В заключение отметим, что в качестве обобщения исламской модели можно сделать вывод, что дискуссия по КСО в исламских странах рассматривается в контексте существующих культурных традиций. Исламская этика бизнеса тесно переплетается с концепцией КСО и устойчивого развития, что способствует их распространению. Однако ввиду экономической отсталости большей части исламских стран дискуссия по КСО только начинает развиваться. Глобальные принципы КСО, такие как Глобальный договор, разделяются исламскими компаниями. Крупные ТНК ориентированы на международные принципы КСО, в то время как мелкий и средний бизнес — на местное понимание и критерии оценки КСО. Драйверами КСО являются передовые компании, роль гражданского общества в целом может быть определена как слабая. Роль государства неоднородна и отличается в разных странах. Саморегулируемые организации, как и их аналоги из развитых стран, обеспечивают обучение, консалтинг и обмен лучшими практиками, в то же время с учетом местных традиций.

Некоторые элементы данной модели могут иметь практическое применение в отдельных регионах России. Кроме того, многими исследователями отмечается большой потенциал дискуссии по КСО исламских стран в изучении глобального контекста КСО в смысле лучшего понимания исламского мира.

Список литературы

1. Ассоциация КСО в Турции (Corporate Social Responsibility Association of Turkey). URL: http:// www. csrturkey. org.

2. В Кувейте больше исламских, чем традиционных финансовых компаний // 02.10.2008. URL: http:www. islamnews. ru/news-14773.html+ (дата обращения 28.08.2009).

3. Глобальный стандарт исламских деривативов будет создан к декабрю // Электронное издание Lenta. ru. 27.10.2009. URL: http://www. lenta. ru/ news/2009/10/27/ derivatives.

4. Дубайский центр корпоративных ценностей (The Dubai Centre for Corporate Values (DCCV). URL: http://www. dccv. ae.

5. Ислам. Энциклопедический словарь // отв. ред. Негря Л. В. М.: Наука, 1991.

6. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. М.: Раритет, 1990.

7. Компании Savola group (Саудовская Аравия). URL: http://www. savola. com/savolae/Ethics. php. (Accessed 24th September 2009).

8. Корпоративная социальная ответственность в Азии (CSR ASIA). URL: http://www. csr-asia. com.

9. Корпоративная социальная ответственность в Малайзии (CSR MALAYSIA). URL: http://www. csr-malaysia. org.

10. Наумкин В. В. Исламская концепция устойчивого развития // Ислам в современном мире. 2008. № 11. Издательский дом «Медина». URL: http://www. idmedina. ru/books/islamic/?462.

11. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.: Умма, 2004.

12. ОАО «Экобанк», Бишкек (Кыргызстан). URL: http://www. ecobank. kg/ecob/history. html. (дата обращения 25.10.2009).

13. Пригожин А. И. Российский этос: обогащение или лечение? // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 29—40.

14. Перегудов С. П., СемененкоИ. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

15. Центр развития КСО в Иране (CSR Development Center). URL: http://www. csriran. com/en.

16. Rafi-uddin Shikoh. Islamic Business Ethics: Book Review (by Dr. Rafik Issa Beekun) // 15 th of May 2005. URL: http://www. dinarstandard. com/ management/EthicsBookReview051505.htm. Accessed 2nd of November 2009.

17. Farook S., Lanis R. Banking on Islam? Determinants of Corporate Social Responsibility Disclosure // Advances in Islamic Economics and Finance Proceedings of the 6th International Conferences on Islamic Economics and Finance. 2007. Volume 1. Р. 217—249.

18. Zinkin J., Williams G, Islam and CSR: A Study of the Compatibility between the Tenets of Islam and the UN Global Compact. February 2006. Available at Social Science Research Network (SSRN): http://ssrn. com/abstract=905201 (Accessed 29 June 2009).

19. NurulIslam. Islamic Banking — a golden opportunity for European banks // The DinarStandard. com, November 3rd 2008. URL: http://www. dinarstandard. com/finance/IslamicBanking100108.htm. (Accessed 30th September 2009).

20. Assets of top 100 Islamic banks up 66 % // Arab News. 3 IstAugust2009. URL: http://www arabnews. com/ .?page=section=O&article=125962&d=2&m=9&y= 2009 (Accessed 29th October 2009).

21. Hanniah Tariq. Islam and Corporate Social Responsibility // June 7th 2008. URL: http://blog. betterplace. org/en/2008/06/07/islam-and-corporate-social-responsibility / (Accessed 31st September 2009).

22. Zinkin J., Williams G. Doing business with Islam: can corporate social responsibility be a bridge between civilizations? October 2005. Available at Social Science Research Network (SSRN). URL: http://ssrn. com/abstract=905184 (Accessed 29th June 2009).

23. Dusuki W, Dar H. Stakeholders' Perceptions of Corporate Social Responsibility of Islamic Banks: Evidence from Malaysian Economy/ Advances in Islamic Economics and Finance Proceedings of the 6th International Conferences on Islamic Economics and Finance. 2007, Volume 1. Pp. 249—277.

24. Radan S, Ahmad A. Abu Dhabi Residents Voice Support for Anti-plastic Bag Campaign // Khaleej Times Online, October 24th 2009: http://www. khaleejtimes. com/displayarticle. asp?xfile=data/theuae / 2009 / October/theuae_October590.xml&section=theuae&col. (Accessed 24th October 2009) /

25. Int'l CSR conference calls for Islamic perspective / By a staff reporter. Khaleej Times Online. 27th July 2007: http://khaleejtimes. com/DisplayArticleNew. asp?xfile=data/ business/2007/July/business_July744.xml&section=busines s&col=. (Accessed 25th October 2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.