Научная статья на тему 'Концепция корпоративной социальной ответственности в исламской экономической системе'

Концепция корпоративной социальной ответственности в исламской экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / РЕЛИГИЯ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО / ISLAMIC ECONOMICS / SOCIAL RESPONSIBILITY / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / RELIGION / ETHICAL PRINCIPLES / SOCIAL EQUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платини Эльза Алимовна

В данной статье рассматриваются вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО) в исламской экономике. Особое внимание автором уделено фундаментальным принципам исламской этической философии, которые определяют основы исламской экономической системы. В статье отмечается, что КСО является обязательной в исламе, она "встроена" в фундаментальные основы исламского мировоззрения. Целями КСО исламского бизнеса с религиозной точки зрения являются содействие социально-экономической справедливости, а также решение социальных и экологических проблем с учетом традиционных ценностей ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of corporate social responsibility in the Islamic economic system

This article discusses the issues of corporate social responsibility (CSR) in Islamic economics. Particular attention is paid to the fundamental principles of the Islamic ethical philosophy, which define the foundations of the Islamic economic system. The article notes that CSR is mandatory in Islam and even "embedded" in the fundamental teachings of Islam. The objectives of CSR Islamic business from a religious point of view, are to promote social and economic justice, as well as social and environmental problems, taking into account the traditional values of Islam.

Текст научной работы на тему «Концепция корпоративной социальной ответственности в исламской экономической системе»

> <

X

■X.

о

ш т s

О X

о

со

182

решение о начале переговоров о создании ЗСТ между Индией и ЕАЭС будет принято в декабре 2016 г. [15].

Накануне 8-го саммита БРИКС пресс-секретарь Министерства торговли Шэн Даньян в ходе пресс-конференции заявил, что зона свободной торговли была бы "важной формой сотрудничества" между странами группы БРИКС. Благодаря созданию такой зоны, страны БРИКС смогли бы избавиться от тарифных и нетарифных ограничений, что способствовало бы росту их международной конкурентоспособности, а также стимулировало бы либерализацию торговли и инвестиций между ними [14].

В заключение, регулярные встречи представителей стран БРИКС на всех уровнях выражают заинтересованность стран-членов "пятерки" в дальнейшем сотрудничестве. Постепенно начинают реализовываться различные инициативы по укреплению торгового взаимодействия внутри организации.

Анализ взаимной торговли стран БРИКС выявил существенные диспропорции и недостатки, но,тем не менее, выдвигаются конкретные предложения по их устранению.

Усиление внешнеторгового сотрудничества стран "пятерки" может существенно повысить их международную конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Планомерное развитие взаимной торговли, создание в БРИКС новых институтов может превратить организацию во влиятельное межгосударственное объединение,активно вовлеченное в систему глобального регулирования.

Примечания:

1. Министры экономики и торговли стран БРИКС обсудили совместные инициативы / Министерство экономического развития РФ. URL: http:// economy.gov. ru/minec/press/news/2015070707

2. Why the Mighty BRIC Nations Have Finally Broken /Time. URL: http://time.com/4106094/goldman-sachs-brics/

3. Статистическая база данных ООН по торговле. URL: http://comtrade.un.org/

4. Алексей Улюкаев: объем торговли между странами БРИКС в 2014 году составил 291 млрд долларов / Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/ 2015070701

5. База данных Всемирного Банка по торговле. URL: http://wits.worldbank.org/

6. Проекты АСИ по улучшению инвестклимата, развитию технологий и подготовке кадров включены в повестку Делового Совета БРИКС / Агентство Стратегических Инициатив. URL: https://asi.ru/ news/26149/

7. LU0C и БРИКС: новые горизонты сотрудничества / Ассоциация Электронных Торговых Площадок. URL: http://aetp.ru/market-news/item/396586

8. ЭКА стран БРИКС объединяют усилия по продвижению экспорта / Официальный сайт компании ЭСКАР. URL: https://www.exiar.ru/press/news/ 1023/

9. Страны БРИКС создают новое рейтинговое агентство / Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС. URL: http://infobrics.org/ru/blog/news/2016/06/30/ 16342/

10. Лидеры государств стран членов БРИКС подписали Стратегию экономического партнерства БРИКС / Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/ news/2015090704

11. 'BRICS Free Trade Zone' being considered: Russia / The BRICS Post. URL: http://thebricspost.com/brics-free-trade-zone-being-considered-russia/#.V7ssm PmLSUn

12. Первая торговая ярмарка БРИКС пройдет в столице Индии 12-14 октября / Центр поддержки экспорта Омской области. URL: http://ved55.ru/ru/ activity/286

13. Лидеры БРИКС договорились как можно быстрее создать рейтинговое агентство / РИА Новости. URL: https://ria.ru/economy/20161016/ 1479331825.html

14. China proposes BRICS free trade area / The BRICS Post. URL: http://thebricspost.com/china-proposes-brics-free-trade-area/#.WBjT2C2LSUn

15. Союз на "пятерку" / Российская Газета URL: https://rg.ru/2016/10/1 7/vladimir-putin-podvel-itogi-sammita-bri ks.html

16. Вторая встреча глав экспортно-кредитных агентств стран БРИКС / Официальный сайт компании ЭСКАР URL: https://www.exiar.ru/press/news/ 5796/

THE CONCEPT OF CORPORA TE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ISLAMIC ECONOMIC SYSTEM

Platini Elza Allmovna, Post-graduate student, Chair of Corporate Management, Financial University under the

Government of the Russian Federation, Moscow

E-mail: [email protected]

This article discusses the issues of corporate social responsibility (CSR) in islamic economics. Particular attention is paid to the fundamental principles of the islamic ethical philosophy, which define the foundations of the islamic economic system. The article notes that CSR is mandatory in islam and even "embedded" in the fundamental teachings of islam. The objectives of CSR islamic business from a religious point of view, are to promote social and economic justice, as well as social and environmental problems, taking into account the traditional values of

Keywords: Islamic economics; social responsibility; corporate social responsibility; religion; ethical principles; social equality.

КОНЦЕПЦИЯКОРПОРА ТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ УДК 334.01

ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ИСЛАМСКОЙ ВАК РФ 08.00.01

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В данной статье рассматриваются вопросы корпоративной социальной ответ- © Платини Э.А., 2016 ственности (КСО) в исламской экономике. Особое внимание автором уделено фундаментальным принципам исламской этической философии, которые определяют основы исламской экономической системы. В статье отмечается, что КСО является обязательной в исламе, она "встроена" в фундаментальные основы исламского мировоззрения. Целями КСО исламского бизнеса с религиозной точки зрения являются содействие социально-экономической справедливости, а также решение социальных и экологических проблем с учетом традиционных ценностей ислама.

Ключевые слова: исламская экономика; социальная ответственность; корпоративная социальная ответственность; этика; религия; этические принципы; социальное равенство.

Одним из вопросов научного дискурса как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе является вопрос о моральной (этической) ответственности корпораций. Иными словами, должен ли бизнес, получая собственную выгоду через удовлетворение чьей-то потребности, стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли?

Прибыль и этика сегодня рассматриваются исследователями как два основных показателя оценки результатов деятельности организации и, если прибыль позволяет оценить результаты хозяйственной деятельности с количественной точки зрения, этика позволяет сделать вывод о ее качестве.

Этика бизнеса - такое же сложное явление, как и сам бизнес, это не приятное дополнение к деловой жизни или просто продукт научных изысканий философов и моралистов [11, с. 11 ]. Этика бизнеса позволяет определить насколько устоявшиеся моральные нормы человека соответствуют хозяйственной деятельности и целям деловой организации [1, с.11; 2; 3, с. 27; 4].

По мнению большинства исследователей, деловая этика начинается там, где кончается закон. Сфера ее применения - "спорные" вопросы, возникающие в хозяйственной деятельности организаций, которые не регламентированы нормами закона или по которым в обществе не достигнут консенсус. К числу вопросов, которые уже традиционно исследуются в рамках деловой этики, относится и корпоративная социальная ответственность бизнеса, ее соотношение с нормами морали и религии [1].

За последние шестьдесят лет концепция КСО претерпела значительные трансформации. До середины XX в. понятие социальной ответственности бизнеса рассматривалось в основном через призму развивающейся концепции социальной справедливости, социальных (в первую очередь трудовых и образовательных) прав граждан. Отношения между бизнесом и обществом изучались на протяжении многих десятилетий под влиянием сложившейся в определенный момент времени экономической парадигмы. И если с начала 70-х годов XX в. проблема КСО стала предметом серьезного теоретического дискурса в развитых странах, то исламская модель КСО и практики КСО исламских стран лишь недавно стали предметом пристального внимания исследователей. В экономической ли-

ПЛА ТИН И Эльза Алимовна,

аспирант, кафедра

Кор пора тивного

управления, Финансовый

университет

при Правительстве РФ,

Москва

е!га_ е!га_ 89@таН. г и

СО

1-Н

О си

-О 0-

ш <

1=с ш

а

OJ

kj^ С Ё

183

> <

X

■X.

о

ш т

о

X

о

со

184

тературе все еще ощущается недостаток исследований, которые раскрывали бы этические основы КСО исламского частного бизнеса. В этой связи данная статья посвящена исследованию фундаментальных принципов исламской этической философии, определяющих основы исламской экономической системы.

Концепция КСО сформировалась более полувека назад, однако, до сих пор в среде ученых не существует консенсуса по поводу ее сущности и содержания; общепринятого определения понятия КСО не выработано. В многочисленных публикациях, как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященных проблемам КСО, а также в существующих документах различныхобщественных институтов можно найти самые разные, порой противоположные подходы к трактовке ее понятия.

В 50-х гг. XX в. Говард Р. Боуэн, широко известный как "отец корпоративной социальной ответственности", указывал на важность и ответственность корпораций по выполнению ее социальных обязательств. Боуэн определял КСО как обязательства предпринимателей по проведению такой политики и принятию таких решений, которые соответствуют целям и ценностям общества [8, с. 368]. Со временем КСО стала восприниматься как ориентир для социально ответственного бизнеса [13, с. 270]. Современная концепция КСО предполагает, что частный бизнес несет ответственность за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества \ КСО в долгосрочной перспективе может обеспечить ценный актив для доходности компании, и в конечном итоге - ее социальное влияние, поэтому".. .каждая операция компании должна быть социально эффективна и действенна, ибо без этого ее будущее находится под угрозой" [16].

Этичное поведение представляет собой не только простое соблюдение этической нормы, но и имеет предписывающее значение. Этика "стоит на страже" принципов "правильного" поведения индивида и стимулирует его поступать так, как это принято в конкретном обществе. Этика поведения выходит за рамки правовых требований, которые действуют в качестве основного этического кодекса [14, с. 42]. Понятие "этика" часто используется как синоним морали и на самом деле имеет ана-

логичное определение. В поиске основ этических ценностей, религия всегда была связана с предписывающим надлежащим (правильным) поведением. Религия, которая представляет собой совокупность верований в Бога (богов), непосредственно влияя на существующие социальные отношения и личные ценности [15] оказывает существенное влияние на восприятие социальной ответственности обществом [7, с. 230]. Каждая религия устанавливает определенные этические нормы и таким образом "...регулирует хозяйственную (экономическую) деятельность, как способ достижения божественного благословения" [5, с. 3-5]. В этой связи невозможно отрицать роль религии в формировании принципов современной бизнес-этики. Следовательно, понимание исламской модели КСО начинается с изучения фундаментальных ценностей ислама и законов шариата как совокупности юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина.

Главной целью законов шариата является удовлетворение основных людских потребностей или необходимых целей, осуществления которых желает Бог, достижения "маслах мур-сала" - общественного блага - и благополучия человека путем его освобождения от трудностей в этом мире и в последующей жизни. Шариат представляет целостный взгляд на ислам, включая вопросы религиозной этики (ахлак) -моральные и этические ценности во всех аспектах жизни мусульманина [10, с. 27]. Отношения между акиды (вера) и ахлак (этика) является основой исламской системы, которая считает шариат источником конкретных норм, определяющих этическое поведение, которого требует от мусульманина Бог.

Философские принципы - таухид, укуввах, аль-адль, тазкия, - содержание которых будет изложено ниже, легли в основу исламской экономической системы2. В основном они вращаются вокруг понятия таква (богосознания), которое имеет первостепенное значение в исламской вере,согласно которому верующий должен сделать все от него зависящее, чтобы достичь наивысшей награды в этом ми ре и последующей жизни. Таква - осознание верую-

1 1БО 26000 "Руководство по социальной ответственности".

2 Данные принципы не являют всю идеологию исламской экономической системы, так как существуют и другие периферийные элементы, которые дополняют ее; однако эти принципы являются той основой, без которой исламская экономика не сможет существовать. Основы исламской модели КСО следует искать в Коране и Сунне Пророка, а также в интерпретациях и толкованиях исламских законов (шариата), суждениях по аналогии - иджтихад и кийас.

щим присутствия Бога в своей повседневной жизни и отношениях с другими людьми [5, с. 4].

Таухид (Единобожие)

Человек создан Богом как Его наместник и слуга, чтобы наслаждаться Его щедротами на Земле и одновременно быть ответственным за ее богатства. В Коране [51:56] предписано, что люди созданы, чтобы служить и поклоняться Всевышнему. Этот главный принцип должен соблюдаться каждым мусульманином. Таким образом, признавая Бога как Творца и создателя Вселенной, человек отказывается от какого-либо права на собственность, которой он обладает, в то же время он назначается доверенным лицом, управляющим (халифом), чтобы ".. .обеспечить использование Земных щедрот ответственно, не нанося вреда себе или другим" [6, с. 1379].

В исламе вера и знание Прекрасных Имен Аллаха включает три вида Таухиди: Таухид ар Рубубия (Единство Аллаха в поклонении), Таухид аль Улухия (Единство в Божественности) и Таухид Асма Валь Хусна (Единство Аллаха в Именах и Атрибутах) [6, с. 1379]. Эти три вида Таухида (Единобожия) формируют сущность веры и удовлетворенность от нее, и это знание является основой и целью веры любого мусульманина. Таухид ар Рубубия - это убеждение в том, что только один Аллах является Создателем мироздания, только Он управляет всем сущим, оживляет и умерщвляет, только Он дарует удел. Рубубия - путь божественной благодати, средства к существованию и направления всех сущих вещей к совершенству. Бог призывает работать, прикладывая максимум усилий для достижения наилучшего результата [10, с. 27]. Рубубия, таким образом, воспринимается как источник аксиом устойчивого развития исламской экономики и достижения конкурентного преимущества.

Укуввах (братство)

Таухид не только подтверждает связь между людьми и Богом, но и определяет отношения между людьми, утверждая роль братства и единства (укуввах) [14]. Ислам уважает, как право на индивидуальность, так и коллективизм. Каждый человек рассматривается как член семьи, охваченной духом братства и отвергающей дискриминацию по причине богатства, статуса, расы, цвета кожи и происхождения и т.д. Несмотря на то, что идея коллективизма основана на принципах равенства и единства друг с другом, в исламе братство предполагает более широкие полномочия, включая коллективное сотрудничество и гарантии всеобщего

благополучия. Исламское общество является "наилучшим из обществ" (хайру уммат) в плане достойного поведения его членов и их образцового вклада в человеческое благосостояние 3, формирования социально благополучного общества с высоким качеством жизни для каждого его члена.

Аль-Адль (справедливость)

Так как человек создан Богом в качестве Его наместника на Земле, человек обязан установить справедливость и запрещать любую деструктивную деятельность с целью достижения всеобщего баланса и гармонии. Ислам - это религия, которая придерживается принципа справедливости, первостепенное значение которой предписано в Коране [57: 10]. Справедливость устанавливается не только для людей, но и для Вселенной [7, с. 230]. Отстаивание справедливости в целом показывает уровень набожности и богобоязненненности мусульманина. Правосудие распространяется за пределы закона и правового регулирования. Оно включает в себя нравственность; такие ценности, как рациональность, справедливость, равенство и этика. Достижение социального равновесия и справедливости в обществе достигается с помощью совершения благодеяний ("исхан"). В исламской экономике социальная справедливость является важнейшим принципом обеспечения справедливой экономической системы. Социальная справедливость, как представляется, отражает два важных элемента: справедливость и равенство. Справедливость предполагает справедливое вознаграждение в соответствии с предпринимаемыми усилиями, которое не может быть одинаковым для всех. Поэтому только тот, кто делает все возможное, получит максимальную отдачу. Равенство понимается как равенство прав всех людей без какой-либо дискриминации. Бог доверил Своему наместнику разделить Его щедроты с каждым человеком, поэтому с точки зрения исламской экономики бедные имеют право на определенную часть состояния богатых. Не допустим экономический прирост за счет социальных и моральных прав бедных слоев. Следовательно, социально-экономическая справедливость должна быть достигнута в результате осуществления прав человека путем обеспечения равных возможностей, таких как справедливое распределение доходов и

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ё

185

3 Документ 2 Стратегии и программы поощрения просвещенной умеренности. Исламабад, 29 мая 2005 года. https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/ 668/26/РОРМ0566826^(:.

> <

X

■X.

о

ш т S

о

X

о

со

186

богатства. Кроме того, в качестве эффективных инструментов для борьбы с нищетой и социальными проблемами используются институты обязательного и добровольного пожертвований (закят и садака).

Тазкия (рост и развитие) Термин "тазкия" в Коране имеет два определения: "очищение сердца" и "близость с Всевышним". Аллах требует внешнего и внутреннего повиновения. Мусульманин старается достичь идеального баланса между этими категориями. Приложениеусилий поулучшению и совершенствованию необходимо, чтобы добиться успеха в этом мире и в последующей жизни. Тазкия - это эксклюзивный процесс самоочищения для улучшения качества жизни [9, с. 103], одновременно содержащий элементы нравственности, духовности и мирского. Эти интегрированные элементы легли в основу понимания устойчивого развития исламской экономической системы.

Исламская экономика как частный случай моральной экономики выполняет возложенную на неё миссию: создать социальный институт, свободный от негативных черт капитализма, тем самым дав мусульманам стимулирующий пример состоятельности их ценностных ориентиров. Следовательно, от исламского бизнеса, общество ожидает выполнения данных устремлений. Это означает, что исламская моральная экономика предполагает необходимость КСО бизнеса с религиозной точки зрения, как содействие социально-экономической справедливости, а также решение социальных и экологических проблем с учетом традиционных ценностей ислама. Традиционная концепция КСО, которая выдвигает на первый план этические и моральные ценности, неизбежно отражается в законах шариата, и даже встроена в фундаментальные основы исламского мировоззрения, тесно переплетена с концепциями устойчивого развития исламской экономики.

Литература:

1. Бабаджанян Д.К. Корпоративное страхование социальных рисков : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2014,- 158 с.

2. Журавлев А.Ю. Возможность построения моральной экономики в контексте исламской экономи-

ческой доктрины и практики // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - С. 145-161.

3. Моргунов Е. Организационная культура: единство и множественность // Управление персоналом. - 2010. - № б (232). - С. 26-30

4. Стрижов С.А. Формирование и развитие системы корпоративной социальной ответственности в современной экономике России : дис. ... д-ра эконом, наук. - М., 2007. - 343 с.

5. Babatunde J.H., Adeyemi А.А. The Effectiveness of Islamic Banks' Corporate Social Responsibility as Perceived By Gender in Malaysia: An Exploratory Research // Journal of creative writing. - 2015. - Vol. 1, Iss. 2.-S. 1-18.

6. Belkacem M., Ladraa K. The role of Islamic banks in the establishment of social responsibility within Islamic Countries // Journal of Emerging Issues in Economics, Finance and Banking (JEIEFB). 2015. Vol. 4, Iss. l.S. 1377-1384.

7. Brammer S., Williams G., Zin Kin J. Religion and Attitudes to Corporate Social Responsibility in a Large Cross-Country Sample // Journal of Business Ethics. 2007. № 71 (3). S. 229-243.

8. Carroll A.B. Corporate Social Responsibility: Evolution of a Defi nitional // Construct, Business & Society. 1990. № 38(3). S. 268-295.

9. Darus F.,Yusoff H., Milianna D., Nairn A., Zain M.M., Amran A., Fauzi H., PurwantoY. Islamic Corporate Social Responsibility (i-CSR) Framework from the Perspective of Maqasid al-Syariah and Maslahah // Issues in Social and Environmental Accounting. 2013. Vol.7, No. 2. S. 102-11.

10.Dusuki A.W., Abdullah N.I. Maqasid al-Shari'ah, Maslahah, and Corporate Social Responsibility//The American Journal of Islamic Social Sciences. 2007. № 24(1). S. 25-45.

1 I.Grace D., Cohen S. Business ethics. - 9-th edition. - Melbourne: Oxford University Press, 2009. P. 11.

12.Kakabadse N.K., Rozuel C., Lee-Davies L. Corporate social responsibility and stakeholder approach: a conceptual review// Int. J. Business Governance and Ethics. 2005. Vol. 1, No. 4. S. 270.

13.Moller K. How the Global Financial Crisis is Strengthening Corporate Social Responsibility or 'Big Business can be the Good Guys Too, 2009. http:/ /www.oxfordleadership.com/CSR_Article.

14.Mousa R.A.R. In Search of Honesty and Altruism, Finance and the Common Good. 2007. № 27(2). S. 41-51.

15.Wilson R. Economics, Ethics, and Religion: Jewish, Christian, and Muslim Economic Thought. New York: New York University Press, 1997. 233 p.

16.Zinkin J. Getting CSR Right. Paper presented at the Conference on CSR: Creating Greater Competitive Advantage, 2004. http://www.sc.com.my/eng/html/ cg/pdf/HSBC%20csr-3%20(101204).pdf.

MONITORING THE EFFECTIVENESS OF ENTREPRENEURSHIP THROUGH THE PRISM OF STATE REGULATORY IMPACT Solovyeva Olesya Anatolyevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economic Theory and Social Policy, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg E-mail: Olesia-la-laig>list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.