Научная статья на тему 'Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения'

Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1254
177
Поделиться
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ / ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ / ISLAMIC FINANCE / ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTIONS / ISLAMIC FINANCIAL MODEL / RUSSIAN LEGISLATION ADJUSTING / ISLAMIC FINANCE SUPPORT IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарипов Ильяс Абдулбярович

Статья посвящена процессу становления альтернативной финансовой модели исламских финансов в нашей стране. Предмет исследования: роль, позиция исламских финансов в России и проблемы, мешающие их развитию. Цель работы: аргументированно доказать востребованность исламской финансовой концепции в российской экономике и необходимость последовательно устранять препятствия для развития исламских финансов в национальном финансовом секторе. Автор в качестве аргументов приводит как внешние, так и внутренние политико-экономические причины, учитывая непростую экономическую ситуацию в мире и России. В статье представлены концепция, договорные модели, преимущества новой модели, предложены оптимальные пути создания благоприятных условий становления новой финансовой системы в нашей стране. В ходе исследования использовались методы сравнения, системности, анализа, синтеза, комплексности подхода и другие методы познания.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарипов Ильяс Абдулбярович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISLAMIC FINANCE IN RUSSIA: PROBLEMS OF FORMATION AND WAY OF THEIR DECISION

The article is devoted to process of formation of alternative financial model Islamic finance in our country. Objects of research are: a role, a position of Islamic finance in Russia and the problems interfering their development. The purpose of this research is to prove a demand of the Islamic financial concept within the framework of the Russian economy and vital necessity to eliminate obstacles of development of Islamic finances within national financial sector. The author givesthe external and internal political and economic reasons as arguments, taking into consideration the challenges of current economic situation at global and at national level.Author presents in article the concept, contractual models, its advantages,and optimal ways of evolution of a new financial system in our country. He used following research methods: comparison,systemacity, the analysis, synthesis, and complexity of approach and other methods of scientific analytical research.

Текст научной работы на тему «Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения»

УДК 336.7 (5) (066)

Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения

ЗАРИПОВ ИЛЬЯСАБДУЛБЯРОВИЧ,

канд. экон. наук, магистр практики исламских финансов, советник Правления БГ«ЗЕНИТ», член Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ), Москва, Россия E-mail: iliyas888@yandex.ru

«Исламский финансовый сегмент в экономической системе страны играет роль якоря для судна, стоящего в гавани во время сильного шторма: чем более совершенный этот сегмент, тем надежнее захват «якоря» и устойчивее экономика в условиях турбулентности и кризисных явлений»

Доктор Зети Ахтар Азиз, Председатель Центрального банка Малайзии

Аннотация. Статья посвящена процессу становления альтернативной финансовой модели - исламских финансов в нашей стране. Предмет исследования: роль, позиция исламских финансов в России и проблемы, мешающие их развитию. Цель работы: аргументированно доказать востребованность исламской финансовой концепции в российской экономике и необходимость последовательно устранять препятствия для развития исламских финансов в национальном финансовом секторе. Автор в качестве аргументов приводит как внешние, так и внутренние политико-экономические причины, учитывая непростую экономическую ситуацию в мире и России. В статье представлены концепция, договорные модели, преимущества новой модели, предложены оптимальные пути создания благоприятных условий становления новой финансовой системы в нашей стране. В ходе исследования использовались методы сравнения, системности, анализа, синтеза, комплексности подхода и другие методы познания. Ключевые слова: исламские финансы, исламские финансовые институты, исламская финансовая модель, альтернативные финансы, изменение законодательства, поддержка развития исламских финансов в России.

Islamic finance in Russia:

problems of formation and way of their decision

ILJAS ABDULBJAROVICH ZARIPOV,

PhD in Economics, Master of Islamic finance practices, Advisor to BG ZENIT Board, member of the Russian association of experts on Islamic finance (RAEIF), Moscow, Russia E-mail: iliyas888@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to process of formation of alternative financial model - Islamic finance in our country. Objects of research are: a role, a position of Islamic finance in Russia and the problems interfering their development. The purpose of this research is to prove a demand of the Islamic financial concept within the framework of the Russian economy and vital necessity to eliminate obstacles of development of Islamic finances within national financial sector. The author gives the external and internal political and economic reasons as arguments, taking into consideration the challenges of current economic situation at global and at national level. Author presents in article the concept, contractual models, its advantages, and optimal ways of evolution of a new financial system in our country. He used following research methods: comparison, systemacity, the analysis, synthesis, and complexity of approach and other methods of scientific analytical research. Keywords: Islamic Finance, Islamic Financial Institutions, Islamic financial model, Russian legislation adjusting, Islamic finance support in Russia.

Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в настоящий момент, ставит перед российскими экспертами задачу пересмотра самой концепции экономического развития страны и поиска новых политических союзников и экономических партнеров с целью замещения неэффективных или закрытых для российского бизнеса направлений деятельности. Неблагоприятная внешняя ситуация с начала 2014 г. (попытки США, ЕС и других государств политически и экономически изолировать нашу страну, резкое падение цен на нефть и энергоносители и т.д.) вызвала необходимость пересмотра стратегических целей и направлений движения России, подвергнув ревизии основы функционирования национальной финансовой системы и ее секторов.

При этом одна из самых привлекательных, эффективных и достаточно разработанных моделей — исламские финансы, т.е. бизнес с соблюдением ограничений, налагаемых исламским коммерческим правом, созданным на основе требований шариата.

Глобальные кризисы последних десятилетий сыграли роль лакмусовой бумаги, проявив негативную роль мегакрупных финансовых корпораций в создании глобальных макроэкономических дисбалансов и уязвимость стран с формирующимися рынками. Кроме того, пересмотру подверглись и сами банковские институты, и их функции финансовых посредников. Стало понятно, что банковская система не служит больше стимулятором развития реального сектора и всей национальной экономики, банки уже не помогают корпоративному сектору, а как «финансовые помпы» откачивают всю ликвидность с рынка и используют финансовые ресурсы исключительно в своих корпоративных интересах. Особенно это касается крупных многофилиальных международных банков (глобальных финансовых империй).

Назрел срочный пересмотр функций банков с целью ограничения их действий и установления большего контроля со стороны общества и государственных органов. Кроме того, ревизии подлежит сама ростовщическо-ссудная финансовая модель из-за наличия множества лежащих в ее основе базовых факторов, тормозящих общее поступательное экономическое развитие. В качестве реальной рыночной альтернативы ссудно-ростовщическим финансам предлагается

рассмотреть исламские финансовые принципы, а также возможность адаптации их к российской практике.

В пользу необходимости применения исламской модели в России «играет» текущая политико-экономическая ситуация вокруг нашей страны, заставляющая искать замену закрытому на продолжительное время западному направлению привлечения инвестиций. В этой связи в качестве приоритетных рассматриваются государства — надежные партнеры еще со времен СССР: КНР, азиатские юго-восточные и ближневосточные страны. Как известно, бизнес-структуры на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии все больше тяготеют к экономическим принципам, соответствующим шариату, и просят своих иностранных партнеров также применять в совместных проектах эти принципы.

Китайские бизнесмены с большой неохотой ведут переговоры об инвестициях в Россию без поддержки государственных органов и включения проекта в инвестиционные программы, утвержденные Коммунистической партией Китая, или требуют особых условий, часто неприемлемых для российской стороны.

Ближневосточные и южно-азиатские бизнесмены меньше зависимы от идеологических государственных установок и проявляют большую гибкость, готовы идти на определенные уступки партнеру. Наличие взаимных «точек притяжения» — излишней ликвидности и апробированных инструментов у исламского бизнеса, обширного внутреннего рынка и современных технологий — у россиян позволяют рассчитывать на успешное долгосрочное сотрудничество. Необходимыми условиями для начала работы на новых рынках для исламских инвесторов является наличие в стране законодательной, регулятивной, организационной и налоговой инфраструктуры исламских финансов, а также системы защиты иностранных инвесторов.

Основы исламской экономической модели

Кратко концептуальный подход ислама к экономике и финансам можно изложить с помощью следующих основных установок. Согласно канонам, все на свете принадлежит единому Богу — Аллаху, и он предоставляет человеку все имущество и активы во временное пользование и управление. Поэтому обращаться с имуществом и ценно-

стями надо рационально, нельзя его накапливать и складывать в сокровища, а следует справедливо по отношению к своим семьям и партнерам его использовать, наращивать, пуская в дело полученные доходы.

Денежные средства являются только мерой стоимости и платежным «интсрументом» и не имеют цены сами по себе. Деньги существуют только в связке с товаром, прибыль считается легитимной только от сделок с товарными ценностями. Предоставляется полная рыночная свобода заключения договоров и проведения операций, но с соблюдением определенных ограничений.

Шариат запрещает ростовщичество и ссудный процент (риба), неопределенность (гарар), чрезмерный риск (майсир), а также инвестиции и операции в запретных областях (производство и торговля свининой, алкоголем, наступательным оружием, табаком; традиционная банковская, страховая, финансовая деятельность; индустрия «низменных чувств»: порнография, проституция, казино, бары, лотереи и т.п.).

В исламской экономике вводится новый термин — «эффективность капитала», который заменяет принятое в капиталистической модели понятие «цена денег». Эффективность капитала — более адекватный экономический показатель, поскольку он оценивает полезность и правильность использования денежных ресурсов, исходя из того что инвестиции притягивают те отрасли и проекты, в которых ресурсы более рационально используются [1].

Исламские финансовые институты занимают на финансовых рынках ту же позицию посредников между реципиентами и донорами денежных ресурсов, т.е. исламские банки, привлекая деньги розничных и корпоративных инвесторов, аккумулируют их и формируют крупные суммы, фондируя ими предпринимателей и корпорации, имеющих привлекательные, с точки зрения эффективности, и допустимые шариатом проекты. Прибыль от инвестиционного проекта распределяется между инвестором и получателем средств в предварительно согласованной пропорции. Однако любой доход, если он получен без вложений личного труда, знаний, времени, усилий, находится под запретом.

Взимаемая исламскими банками комиссия объясняется не выданной ссудой, а затратами, связанными с оказанием услуги. Банк, работающий с соблюдением исламских финансовых

принципов, так же как и традиционный банк, привлекает и накапливает денежные ресурсы корпоративных и розничных клиентов, а клиенты предоставляют полномочия финансовому институту вкладывать их деньги в проекты.

Финансовое учреждение и инвесторы заключают инвестиционный договор, содержащий механизм распределения прибыли и пропорции ее распределения (в случае наличия таковой). В договоре также прописывается возможность финансовых потерь в случае наступления некоторых событий рыночного характера, однако доказанность прямой вины банка (ошибки, халатность, злоупотребления) позволит взыскать с него все понесенные доверителями потери.

Итак, исламский банк выступает в качестве посредника (финансового агента), параллельно осуществляя функции консультанта, аналитика и поставщика технической помощи. Отметим, что исламский финансовый институт прямо заинтересован в успехе своих клиентов и партнеров, поскольку только в этом случае он получит прибыль. Обычно на капитал банка не распространяются риски, так как в проекты вкладываются деньги инвесторов, заключающих с банком инвестиционные договоры на принципах партнерства (мудараба). В случае фиаско проектов потери банка составят величину гипотетически возможной, но не полученной выгоды, а также затрат в ходе реализации проекта. Безусловно, любой исламский банк старается этого не допустить, поскольку провал даже одного проекта негативно влияет на имидж и репутацию банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В капиталистической системе именно финансовый сектор, изменяя кредитную ставку, определяет условия для производственного сектора. Напротив, в условиях исламской финансовой модели первичным является реальный сектор, прибыльность акций предприятий которого влияет на доход по вкладам финансовых институтов, инвестирующих в различные проекты производственного сектора [2]. Использование принятых в исламе финансовых инструментов способствует снижению господствующей при капитализме подчиненности реального сектора потребностям банков, поскольку в исламской экономической концепции монетарные активы формируются в соответствии с инвестиционным спросом в реальном секторе. Следовательно, уровень прибыли на исламских финансовых рынках зависит от тенденций в производственном звене, а не наоборот.

И именно производственный сектор формирует благоприятный инвестиционный климат [3].

Исламские финансовые институты, избегая ссудного процента и ростовщичества, не имеют права заранее определять и гарантировать определенную ставку прибыли своим партнерам (инвесторам и донорам). Для ориентирования клиентов банки обычно показывают ставку, рассчитанную на основе данных прошлых лет в аналогичных экономических обстоятельствах.

При работе с клиентами используются операции, разработанные на определенных принципах. Все исламские правоведы признают инструменты на принципе партнерства, но большинство призывают постепенно отказываться от мураба-хи, не признавая ряд содержащихся в ней элементов соответствующими шариату (см. таблицу).

Исламское право жестко определяет понятия дозволенного и рекомендуемого (халяль) и находящегося под запретом (харам). Мораль и этика в экономических операциях, с точки зрения ислама, играет первостепенную роль. Ислам вследствие запрета ростовщичества, спекуляции, ограничений по монополизации, высокорискованным сделкам, сделкам-пари; признания недействительными аморальных и нетрудовых доходов добивается того, что результат экономической деятельности служит общественным интересам, «снимая» напряжение от естественного расслоения населения.

Инструменты, основанные на партнерстве и принципах разделения прибыли и убытков, солидарной ответственности по рискам, укрепляют деловую дисциплину мусульманских предпринимателей, заставляя более внимательно относиться к оценке рисков, проверке контрагентов, экономическим расчетам, договорным взаимоотношениям. Они служат улучшению деловой среды, большему доверию и справедливому перераспределению ресурсов, в том числе посредством использования институтов закята (религиозного налога на доходы и определенное имущество работающего мужчины-мусульманина и самостоятельно зарабатывающей женщины-мусульманки, равного приблизительно 2,5%) и садака (поддерживаемой исламом добровольной благотворительности).

Шариатский совет

Финансовые компании, имеющие намерение реализовать свою бизнес-модель в соответствии с

исламскими финансовыми принципами, обязаны пригласить в штат сертифицированных шариатских советников, которые будут отвечать за мониторинг и контроль соблюдения исламских постулатов в деятельности компании. Именно наличие шариатского совета в структуре любой компании, действующей с соблюдением шариатских канонов, является показателем серьезности намерений исламского финансового института.

Обычно шариатский контроль имеет двойную структуру: внешние аудиторы и внутренние шариатские контролеры, входящие в штат. Последние проводят предварительную экспертизу всех новых продуктов компании на соответствие шариатским принципам и приемлемости рисков, а также осуществляют повседневный мониторинг операций, обладая правом вето, т.е. приостановки любой операции или сделки. Таким же правом обладают и внешние шариатские советники — квалифицированные и сертифицированные специалисты в области шариатских законов и исламской экономики, которые привлекаются обычно для рассмотрения трудных и нестандартных случаев, споров или разногласий между внутренними шариатскими контролерами. Но чаще всего внешние шариатские советники утверждают заключения внутренних шариатских контролеров о соответствии или несоответствии финансовых продуктов шариатским принципам или пишут отдельное заключение при рассмотрении запутанных и нестандартных продуктов. Высшим арбитражным органом по шариатским вопросам является Национальный шариатский совет.

Сейчас порядка 500 исламских финансовых институтов действуют в 75 странах всех континентов, контролируя активы на сумму, превышающую 2 трлн долл. США [4, с. 8]. Исламские финансовые институты в глобальном плане все время своего существования показывают стабильность и поступательный рост. Спекулятивные банки разоряются, прибыли исламских банков стабильно увеличиваются на 15-20% каждый год, а активы — более чем на 20% в год, считает эксперты издания The Banker [5]. По данным Совета по исламским финансовым услугам (IFSB), c 2009 по 2014 г. ставка общего годового роста составила 17,3% [6]. Ростовщические финансовые институты теряют клиентов, а исламские компании только увеличивают свою клиентскую базу. По оценкам Ernst &Young, к концу 2018 г. в мире исламские финансы будут контролировать ак-

Основные исламские инструменты

Тип инструмента Инструмент Виды Описание

Партнерство Мудараба Вид партнерства, при котором одна сторона - инвестор, а другая -мудариб использует средства в бизнес-проекте. Риск финансового провала проекта лежит на инвесторе (раббумаль), но в рамках предоставленных средств. Прибыль делится согласно оговоренной пропорции, обычно 70:30 или 60:40

Мушарака Совместное предприятие, оба партнера могут вносить денежные средства, другие активы, оба могут управлять проектом, возможно соглашение об отказе в управлении, есть варианты досрочной выплаты вознаграждения управляющему партнеру до момента получения и распределения дохода

Уменьшающаяся мушарака Инструмент, предполагающий, что одна из сторон СП выкупит долю другого партнера

Агентирование (вакала) - Предоставление ограниченных или генеральных полномочий уполномоченному лицу (агенту) за определенный гонорар

Купля/ продажа Продажа при условии платежей в рассрочку Мурабаха Купля-продажа товара с наценкой за отсрочку платежа на определенное время (или выплату долями). Изначальная цена должна быть объявлена, наценка обоснована, недостатки товара рассказаны. Запрещается обратная продажа

Мусавама Небольшое отличие от мурабахи в том, что нет обязанности продавца раскрывать любую дополнительную информацию о цене товара

Таваррук (обратная мурабаха) Покупатель товара по договору мурабахи одновременно продает товар по изначальной цене третьей стороне и получает разницу между ценой с отсрочкой платежа (окончательной) и первоначальной ценой

Продажа с отсрочкой поставки (салам) Договор может быть подписан по ограниченному кругу товаров, которые бывают дефицитными или их постоянное наличие не представляется возможным, исходя из их технических характеристик. Нет возможности обратной продажи. Перепродажа товара до его получения покупателем нелегитимна. Рекомендуется застраховать ответственность продавца или требовать залоговое обеспечение. Стороны могут договориться об обратной продаже после того, как товар будет доставлен. Покупатель имеет возможность заключить «параллельный салам», но это будет считаться отдельным соглашением

Поставка (истиджрар) - Поставщик предоставляет товары в течение времени действия договора заказчику по оговоренной цене или цене, определяемой в соглашении

Подряд (истиснаа) Договор подряда на оказание услуг или производства товарно-материальных ценностей с предоставлением их покупателю в определенный срок и по определенной цене. Покупателю разрешается подписать договор с третьей стороной (параллельную истиснуу)

Аренда Аренда (иджара) Похожа на финансовый лизинг, но право аренды и передача собственности разрешены отдельными соглашениями. Арендодатель предоставляет арендатору право пользования и извлечения доходов от актива. Возможно разрешение на суб-иджару. Уступка рентных платежей возможна по их номинальной стоимости. Существует вид иджары с выкупом или можно включить в договор положение о передаче права собственности арендатору

Окончание таблицы

Тип инструмента Инструмент Виды Описание

Заем Заем (кадр) Беспроцентный заем (вклад). Обычно возвращается, исходя из потребностей инвестора. Донор имеет легальную возможность отблагодарить спонсора, передав ему в благодарность добровольно подарок (хиба)

Перевод долга (хавала) Должник по исламскому праву должен иметь возможность переложить долг на третью сторону в случае ее согласия. При этом спонсор не имеет права это оспорить. Оплата долга менее состоятельных единоверцев по исламу считается одним из самых лучших деяний мусульманина

Продажа долга (бай-ал-дайн) Продажа долга третьему лицу за сумму ниже суммы изначального долга запрещена, хотя в некоторых случаях, например при использовании салям, разрешается, поскольку дисконт здесь считается долей в прибыли

Финансовые инструменты Сукук Сертификат долевого участия, ценная бумага, обеспеченная активами (сукук - множественное число от арабского слова «сакк» - чек). Пользуется значительным спросом у инвесторов из-за дефицита других эмиссионных ценных бумаг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором с использованием данных презентации А. Казакова «Исламские финансы, общий обзор», Москва, ММВБ, 23.04.2008.

тивы на общую сумму 5 трлн долл. США [7], а к 2020 г., по расчетам Агентства по научным исследованиям в области исламской экономики (ISRA), приблизятся к 6,5 трлн. долл. США [4, с. 3].

Пионером в области законодательства стала Малайзия, приняв в 1983 г. первый в мире закон «Об исламском банковском деле» (Islamic Banking Act — Act № 276). В 1984 г. был принят закон об исламском такафул-страховании (вид страхования, соответствующий принципам шариата), что позволило Королевству Малайзии стать одним из глобальных флагманов исламских финансов и примером для многоконфессиональных стран. Законодательство в Малайзии установило функционирование двухзвенной финансовой системы, при которой деятельность исламских и традиционных финансовых институтов регулируется Центральным банком Малайзии. Операции на финансовых рынках также находятся под надзором Комиссии по ценным бумагам Малайзии.

С того времени и в других мусульманских государствах — ОАЭ, Иране, Судане, Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Иордании была создана благоприятная законодательная среда. Подобные законы приняты и в развитых немусульманских странах: США, Канаде, Великобритании, Франции, других странах ЕС, а также в странах, входящих в ЕАЭС, в Киргизии, Казахстане. У по-

следних с 2011 г. изменена правовая система для равноправного развития обоих типов финансовых институтов. При этом законодательство постоянно совершенствуется.

Так, 24 ноября 2015 г. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального банка Республики Казахстан» [8]. Это фактически программа мер по созданию регионального финансового центра в Казахстане, среди которых стимулирование развития исламских финансов, исламской финансовой инфраструктуры, а также защита прав инвесторов занимают центральное место.

Современная история развития исламских финансов в России

Практические операции, основанные на исламских финансовых принципах, в России стали осуществляться в середине 1990-х гг. Вторая волна практического интереса к исламским финансам в нашей стране стала проявляться после 2010 г., при этом есть примеры успешного функционирования финансового дома «Амаль» в Казани, финансового

дома «Масраф» и товарищества на вере «ЛяРиба Финанс» в Махачкале, Татарстанской международной инвестиционной компании (ТМИК) с дочерней Евроазиатской лизинговой компанией; есть опыт двух успешных сделок привлечения иностранных инвестиций со стороны банка «Ак-Барс» (Казань) с применением товарной мурабахи (которая осуществляется посредством нескольких сделок по покупке-продаже сырьевых товаров, торгуемых на бирже). Кроме того, ряд банков Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода эмитировали пластиковые карты с соблюдением принципов, соответствующих шариату.

Развитие отрасли продолжается. Так, 24 марта 2016 г. в Казани был открыт созданный на базе традиционного Татагропромбанка Центр партнерского банкинга, который предлагает корпоративным и розничным клиентам ряд продуктов, также соответствующих правилам шариата.

В России проблематика, связанная с исламскими (партнерскими) финансовыми принципами и деятельностью, основанной на этих канонах, стала актуальным предметом обсуждений на всех уровнях с начала 2014 г. [9-11]. Российские эксперты в ходе дискуссий и аналитической работы сумели найти законодательные, регулятивные, организационные, налоговые препятствия становлению исламских финансов во всех сегментах отечественного финансового сектора, а также привести веские аргументы в пользу того, что устранение этих ограничений будет служить национальным интересам Российской Федерации.

Одной из самых активных в этом отношении организаций проявила себя созданная весной 2009 г. Российская ассоциация экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ), которая не только предоставляет своих экспертов для участия в образовательных мероприятиях, но и осуществляет профессиональную оценку юридических и финансовых документов в области исламских финансов, а также переводит и публикует шариатские стандарты АА01Р1 [12]. Кроме того, с участием РАЭИФ были разработаны и внесены на рассмотрение Госдумы РФ поправки, устраняющие отдельные препятствия на пути развития исламских финансов [13-15].

Концепция исламской финансовой модели нашла поддержку в Комитете Государственной Думы по финансовому рынку и в Центральном банке Российской Федерации. Эти два органа

(законодательный и регулятивный) приняли решение организовать рабочие группы (экспертную — в Госдуме РФ и межведомственную по партнерскому банкингу в Банке России). Рабочая группа по партнерскому банкингу (РГПБ) Банка России провела в 2015-2016 гг. три заседания, разработав и утвердив детальный план (дорожную карту) развития исламского банкинга в России. Результатом работы экспертной группы Комитета по финансовым рынкам Госдумы стали 8 поправок в законодательные акты, внесенные в течение 2015 — начала 2016 гг.

Формирование правового поля исламских финансов

Среди российских мусульман есть значительное количество истинно верующих, которые предпочитают строго придерживаться исламских принципов и в повседневной экономической жизни. Именно для них предлагаются финансовые продукты, создаются специальные финансовые институты, но открыты они для любых партнеров и клиентов, вне зависимости от вероисповедания. К сожалению, в настоящее время подобные бизнес-структуры сталкиваются с отсутствием законодательной, регулятивной и организационной базы. В российских нормативных документах нет положений об исламской финансовой деятельности, финансовые институты вынуждены изобретать сложные схемы, чтобы оставаться в рамках российского правового поля. Не определен контролирующий орган, отсутствуют стандарты, не прописаны правила бухгалтерского учета и отчетности. Исламские финансовые компании при проведении своих операций несколько раз платят налоги с одной и той же сделки, что нарушает принцип равенства в вопросах налогообложения и приводит к удорожанию исламских финансовых продуктов.

Провозглашение России правовым государством влечет за собой внедрение и использование его основных признаков — толерантности и обеспечения равных возможностей для представителей различных конфессий, которые, безусловно, должны проявляться и в финансовых взаимоотношениях и моделях. Стимулирование на государственном уровне финансовой деятельности, удовлетворяющей этико-конфессиональным критериям отдельных категорий населения и бизнеса, не только является проявлением этой политики, но сможет усилить конкуренцию, послужив развитию отечественного финансового сектора в

целом. Во всем мире усилилось стремление к созданию социально ориентированного бизнеса, и исламские финансовые каноны полностью соответствуют данной концепции.

Именно сейчас архиважно продемонстрировать желание России работать по принципам исламского финансирования. Нужно показать открытость нашей страны для работы со странами исламского мира. Сегодня многие исламские финансовые институты как внутри страны, так и за рубежом ожидают конкретных регулятивных решений со стороны российских властей, прежде всего Банка России.

Отметим также, что по правилам Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (ААЮР1) производственная и сервисная компания не может считаться полностью халяльной, если ее финансовые операции (счета, вклады, инвестиции, страхование) проводятся не исламскими финансовыми институтами. Таким образом, в России есть отложенный спрос на исламские финансы со стороны бурно развивающегося халяльного реального сектора.

России следует продолжать активную деятельность по формированию комплексной системы исламских финансов и для защиты национального халяльного рынка финансовых услуг от быстрорастущих конкурентов из соседних стран. Так, в более благоприятных условиях активно развивается исламская инфраструктура в Казахстане — государстве — участнике Евразийского экономического союза. И по мере конвергенции законодательства исламские банки из Казахстана смогут работать и в России, а также, пользуясь своими преимуществами, захватить значительную долю рынка у пока небольших и законодательно ограниченных в действиях российских финансовых институтов.

Кроме того, поставленная Президентом России задача по созданию в Москве международного финансового центра будет не до конца реализована при отсутствии благоприятной инфраструктуры для исламских финансов. Это отлично понимают в Лондоне, который стал третьим после Дубая и Куала-Лумпура международным финансовым центром и первым финансовым хабом из немусульманской страны, где созданы все условия для развития как традиционных, так и исламских финансов. Кстати, куратором этого направления в Великобритании является наследный принц Чарлз.

В условиях усилившихся внешних угроз Российской Федерации остро необходима диверсификация финансовой системы, при этом исламское финансирование является одним из перспективных направлений в этой области. Но для практического внедрения исламских финансов и банкинга следует внести существенные изменения в российское законодательство.

Считаю, что необходимо разработать и принять комплексный федеральный закон, а также подзаконные акты, в которых должна содержаться правовая трактовка понятий: «альтернативные (исламские) финансы», «разделение рисков и прибыли», «финансовые средства, обеспеченные материальными активами», «партнерство», «инвестиционные счета», «ограничение риска и неопределенности» и т.д.

В настоящее время законодатель предпочитает небольшие («точечные») исправления с помощью множественных законодательных актов, что, по крайне мере, малоэффективно. В действительности из 8 внесенных в 2015 — начале 2016 г. в Госдуму РФ законопроектов ни один не продвинулся пока дальше первой стадии, а половина до сих пор находится на рассмотрении у спикера Госдумы. С нашей точки зрения, более рациональным, эффективным и удобным для дальнейшего использования было бы создание единого полновесного комплексного закона об исламских финансах, что и доказывает опыт многих стран [16].

Вносить поправки в российское законодательство следует после тщательного исследования исламского права, законодательной базы банковского сектора Малайзии, Бахрейна, ОАЭ и других флагманов исламских финансов, учитывая опыт Казахстана и Кыргызстана, обладающих схожей с российской правовой системой. Наличие четко очерченных, понятных правил и процедур упростит и упорядочит работу российских финансовых компаний, желающих работать с соблюдением правил шариата, а также привлечет иностранных институциональных и частных исламских инвесторов, предоставив правовые гарантии сохранности их инвестиций.

Итак, подводя итоги, повторим некоторые важные заключения:

• исламские правоведы за полвека активного практического развития разработали стабильные договорные модели исламских финансовых продуктов, оптимально внедряемые в законодатель-

ную систему как мусульманских, так и неисламских стран;

• исламские финансы развиваются в 75 странах, контролируемые ими активы преодолели порог в 2 трлн долл. США и ежегодно возрастают на 15-20%, привлекая клиентов различных конфессий [17];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• апробированные в некоторых странах развитые двухсекторальные структуры финансовой системы могут быть взяты в качестве примера для применения в Российской Федерации;

• в России необходимость стабилизировать экономику, противодействуя внешним угрозам, а также внутренний спрос на конфессионально ориентированные финансы подталкивают к обновлению существующих экономических моделей, внедрению исламских финансовых принципов, снятию преград для их развития в банковской, страховой системе, а также на финансовых рынках;

• сравнительный анализ опыта в развитии нормативно-правовой базы функционирования исламских финансовых институтов в разных странах позволяет настаивать на необходимости создания полномасштабного закона в России, который охватывал бы все аспекты деятельности исламских финансовых институтов с момента их лицензирования и до ликвидации. Точечные изменения законодательства, временно предоставляя определенные возможности для развития отдельных исламских финансовых моделей, не могут учесть все нюансы, а их формат не предполагает комплексности, оставляя вне правового регулирования некоторые обязательные для исламских принципов постулаты (например, наличие Шариатского совета), что не позволяет создать законченную правовую и организационную структуру деятельности исламских финансовых институтов;

• изменения необходимо внести комплексно и одномоментно в Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации; федеральные

законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав потребителей», «О потребительском кредите», «О противодействии отмыванию денежных средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и другие законодательные акты. Принятие Федерального закона «Об исламских финансах» позволит:

♦ сформировать правовую основу деятельности действующих исламских финансовых институтов, а также «включит зеленый свет» тем предпринимателям, которые не решались начинать новое дело, не имея четко прописанных правил, включая иностранный исламский бизнес;

♦ привлечет в финансовый оборот деньги мусульман, улучшит качество и проработанность инвестпроектов, снизит риски невозврата инвестиций, а также повысит эффективность вложений и снизит срок их окупаемости;

♦ позволит охватить малый и средний бизнес, молодых и начинающих предпринимателей, т.е. категории, зачастую малопривлекательные для кредитования традиционных банков;

♦ пересмотр парадигмы развития финансового сектора страны ограничит риски, присущие спекулятивной ссудной модели, создав возможности для развития уже апробированных во всем мире исламских финансовых моделей. Поддержка на государственном уровне должна быть направлена на создание благоприятной законодательной, фискальной, регулятивной среды, предоставляя равные условия как для традиционных, так и партнерских финансов.

Именно реализация этого комплекса мер, в сердцевине которого будет создание новой, более справедливой и понятной населению экономической модели, сможет стать притягательным примером стабильного развития национальной экономики, защищенной от кризисов, волатиль-ности и спекулятивных атак.

Литература

1. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика. 3.11.2006 г. [Электронный ресурс] URL: http://politeconomy. ng.ru., http://forum.aztop.com/index.php?showtopic=25595 (дата обращения: 8.12.2015).

2. Журавлев А.Ю. Исламские финансы и их перспективы: Один источник и три составные части исламской финансовой системы: банкинг, инвестиционные фонды и сукук // Вестник. НАУФОР. 2008. № 9. С. 28-39.

3. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса и современная деловая практика: эффект финансовой колеи // Вестник Финансовой академии. 2010. № 6 (60). С. 71-74.

4. Islamic Finance Prospects and Challenges, MIFC, 28.08.2015, Kuala-Lumpur, 128 p.

5. The Banker Editorial. Islamic Bank of the 2015 Year Awards. 6.06.2015 Электронный ресурс: URL: http://www.thebanker.com/Markets/Islamic-Finance/Islamic-Bank-of-the-Year-Awards-2015 (дата обращения: 12.12.2015).

6. IFSB Stability Report, IFSB, 2015, Kuala Lumpur, 288 p.

7. Ernst &Young. World Islamic Banking Competitiveness Report, 2014, London, 386 p.

8. В Республике Казахстан подписан второй блок законодательства об исламских финансах. 17.07.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.akorda.kz/ru/legal_acts/glavoi-gosudarstva-podpisan-zakon-respubliki-kazahstan-o-vnesenii-izmenenii-i-dopolnenii-v-nekotorye-zakonodatelnye-akty-respubliki-kazahsta-134 (дата обращения: 10.12.2015).

9. Зарипов И.А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России. 07.05.2015. [Электронный ресурс] URL: Ы^^/отрасли-права.рф/article/2710 (дата обращения: 8.11.2015).

10. Зарипов И.А. Исламские принципы финансирования. Экспертное обсуждение в Ассоциации российских банков. 22.08.2014. [Электронный ресурс] URL: http://arb.ru/b2b/discussion/islamskie_ printsipy_finansirovaniya-9834871/ (дата обращения 22.08.2014).

11. Корзун А. Исламская финансовая система. Стереотипы и реальность. 2.12.2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.proza.ru/2011/12/05/549 (дата обращения: 23.12.2014).

12. Шариатские стандарты AAOIFI переведут на русский и французский языки. 7.12.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2305/ (дата обращения: 11.12.2015).

13. В Госдуме представлен законопроект, связанный с возможностью реализации исламского лизинга. 24.11.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2282/ (дата обращения: 30.11.2015).

14. В Госдуму внесен законопроект по беспроцентным вкладам. 5.12.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2301/ (дата обращения: 11.12.2015).

15. В Госдуму внесены законопроект по ОФБУ и инвестиционным облигациям 23.12.2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2323/ (дата обращения: 29.12.2015).

16. Стенограмма заседания круглого стола «Альтернативный банкинг в России: перспективы и законодательная альтернатива», организованный Комитетом по финансовому рынку ГД ФС РФ 15 мая 2015 г.

17. Ишматов Р. Исламские финансы в РФ. Развитие и перспективы (интервью с Президентом ASSAIF Альберто Бруньони) // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 23 (173).

References

1. Juravlyev A.Y. Islam and economics [Islam I ekonomika], 3 of November, 2006. URL: http://politeconomy. ng.ru., http://forum.aztop.com/index.php?showtopic=25595 (Accessed 8 December 2015) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Juravlyev A.Y. Islamic finance and their prospects: One source and three parts of Islamic financial system: banking, investment funds and Sukuk. NAYFOR Bulletin [Islamskiye finance I ih perspective: odin istichnik i tri sostavnye chasti islamskoy financovoy sistemi: banking, investisitzionnye fondi i Sukuk]. Bulletin of NAUFOR - Vestnik NAUFOR, 2008, no. 9, pp. 28-39 (in Russian).

3. Kalimullina M.E. Institutional specifics of Islamic business and modern business practice: financial groove effect. [Institutzionalnye osobennosti islamskogo biznesa I sovremenneya delovaya praktika: effect finansovoy kolei]. Bulletin Financial Academy - Vestnik Finansovoy Akademii, 2010, no. 6 (60), pp. 71-74(in Russian).

4. Islamic Finance Prospects and Challenges, MIFC, 28.08.2015, Kuala-Lumpur, 128 p.

5. The Banker Editorial. Islamic Bank of the 2015 Year Awards. 6.06.2015 Электронный ресурс: URL: http://www.thebanker.com/Markets/Islamic-Finance/Islamic-Bank-of-the-Year-Awards-2015 (Accessed 8 December 2015)

6. IFSB Stability Report, IFSB, 2015, Kuala Lumpur, 288 p.

7. Ernst &Young. World Islamic Banking Competitiveness Report, 2014, London, 386 p.

8. The second tranche of Islamic Finance Laws was signed at Kazakhstan [V Respublike Kazahstan podpisan vtoroy blok zakonodatelstva ob islamskih finansah] 17 of July, 2015. URL: http://www.akorda.kz/ru/legal_

< 74

Исламские финансы в России: проблемы становления и пути их решения

acts/glavoi-gosudarstva-podpisan-zakon-respubliki-kazahstan-o-vnesenii-izmenenii-i-dopolnenii-v-nekotorye-zakonodatelnye-akty-respubliki-kazahsta-134 (Accessed 8 December 2015).

9. Zaripov I.A. Islamic finance: first experience and problems of development at banking, insurance and financial markets of Russia [Islamskye finansi: pervyi opit I problemi razvitya v bankovskom sektore, strahovanye I na finansovyh rinkah Rossii.] 7 of May, 2015 URL: http://oTpacra-npaBa.p^/article/2710 (Accessed 8 December 2015) (in Russian).

10. Zaripov I.A. Islamic principles of financing. Expert's discussion at Russian Banks Association. [Islamskye printzipi finansirovanya. Expertnoye obsuzhdenye v ARB] 22 of Aug., 2014, Moscow, URL: http://arb.ru/ b2b/discussion/islamskie_printsipy_finansirovaniya-9834871/ (Accessed 8 December 2015) (in Russian).

11. Korzun A. Islamic financial system. Patterns and reality [Islamskaya finansovays sistema. Stereotipi i realnost], 2 of Dec., 2011. URL: http://www.proza.ru/2011/12/05/549 (Accessed 8 December 2015) (in Russian).

12. AAOIFI Shariah standards will be translated to Russian and French [Shariatskie standarti AAOIFI perevedut na russki I frantzuzkyi yazyiki], 7 of Dec., 2015. URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2305/ (Accessed 8 December 2015).

13. At State Duma (Parliament of Russia) has been presented draft of the law, connected with Islamic leasing realization [V Gosdume predstavlen zakonoproekt, svyazanniy s vozmozhnostyu realisatzii islamskogo lizinga] 24 of Nov., 2015. URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2282/ (Accessed 8 December 2015) (in Russian).

14. At State Duma (Parliament of Russia) has been presented draft of the law related to Islamic deposits. [V Gosdume predstavlen zakonoproekt po besprosentnyh vkladam. 5 of Dec., 2015. URL: http://www. muslimeco.ru/onews/2301/ (Accessed 8 December 2015) (in Russian).

15. At State Duma (Parliament of Russia) have been presented drafts of the laws related to GFBM and investment bonds. [V Gosdume predstavlen zakonoproekti po OFBU i investitzionnim obligatziyam. 23 of Dec., 2015. URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2323/ (Accessed 8 December 2015) (in Russian).

16. Minutes of Round table meeting «Alternative banking in Russia: prospects and legal initiatives» [Alternativny banking v Rossii i zakonodatelnaya initziativa] at Financial Markets Committee of State Duma Federal Assembly of the Russian Federation. Moscow, 15 May of 2015 (in Russian).

17. Ismatov R. Islamic Finance in Russian Federation. Development and prospects. President of ASSAIF Alberto Brunioni's Interview. International Accounting. [Islamskye finansi v Rossiyskoy Federatzii. Razvitiye I perspektivi. Intervyu s presidentom ASSAIF Alberto Brunioni]. International financial accounting - Mezhdunarodnij buhgalterskij uchet, 2011, no. 23 (173), pp. 35-38 (in Russian).

m КНИЖНАЯ ПОЛКА

Международные расчеты: учебное пособие / О.В. Игнатова, Т.В. Белянчикова, О.А. Горбунова, А.А. Прудникова; под ред. О.В. Игнатовой. - М.: Финансовый университет, 2016. — 108 с.

ISBN 978-5-7942-1324-9

Учебное пособие «Международные расчеты» охватывает такие формы и методы платежа, как аккредитив и инкассо, чек и вексель, банковские платежные обязательства и банковские карты. В пособии рассматриваются валют-но-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов, а также особенности применения банковских гарантий.

Издание предназначено для студентов и преподавателей в области мировых финансов и мировой экономики.