Налоги и налогообложение
УДК 336.201
ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
н.А. львова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: [email protected]
н.в. покровская,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет
В статье отмечается, что исламские финансы - значимый феномен современного финансового мира. Исламская финансовая система демонстрирует стремительное развитие. Однако большинство исследований по соответствующей тематике посвящено исламским финансовым посредникам, рынкам и инструментам, тогда как роль публичных финансов зачастую недооценивается.
Рассмотрены основы исламского налогообложения через призму трех ключевых вопросов: характеристика исламских налогов в сравнении с традиционными; особенности организации исламского налогообложения; специфика исламского налогообложения в контексте современной финансовой системы.
Логика исследования определяется особенностями исламских финансов: приоритетным значением этических принципов хозяйствования. Таким образом, уделено внимание не только финансовым, но и социокультурным аспектам исследуемой проблематики. В оценке финансовых особенностей
исламского налогообложения авторы руководствовались концепцией функционально-структурных финансов.
Подчеркнуто, что исламское налогообложение относится к важнейшим институтам исламской финансовой системы. Перечень исламских налогов является предметом ожесточенных дискуссий на предмет соответствия Корану и налоговым требованиям. Мобилизация и перераспределение привлеченных средств в рамках исламского налогообложения носят не столько фискальный, сколько религиозный характер. Исламские налоги объединяют в себе консерватизм в установлении и инновации во взимании.
Сделан вывод, что исламские налоги напрямую не связаны с существованием государства. Во многих странах, включая Россию, закят взимается и распределяется негосударственными организациями. Примечательно, что эти организации зачастую оказываются более эффективными, чем соответствующие государственные структуры.
Исламское налогообложение, по мнению авторов, является важной предпосылкой преодоления социального неравенства.
Ключевые слова: исламские финансы, исламская финансовая система, финансовая система, исламские финансовые принципы, исламские налоги, исламское налогообложение
История исламских финансов ведет отсчет с VII в., когда ислам начал зарождаться как одна из мировых религий. Считается, что исламские финансовые принципы были хорошо известны и восприняты в средневековой Европе. Вместе с тем формирование исламской финансовой системы обычно датируется не раньше 1960-1970-х гг.1 [17]. Первые исламские финансовые посредники начали функционировать в 1963 г.: в Египте был образован исламский сберегательный банк «Мит Гамр Банк», а в Малайзии - учреждена сберегательная корпорация для мусульманских паломников «Лембага Табун Хадж». Следующей важной вехой стало учреждение в 1973 г. Исламского банка развития (ИБР)2, официально открытого в 1975 г. В том же году в Объединенных Арабских Эмиратах был создан первый исламский коммерческий банк («Дубай Исламик Бэнк»), и уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. исламские финансовые институты начали экспансию на Запад3. С 1980-х гг. интерес к проблемам становления исламской финансовой системы демонстрирует Международный валютный
1 Руководствуясь подходом С. Харона и В.Н.В. Азми к периодизации истории исламского банковского дела, в развитии исламской финансовой системы можно было бы выделить три периода: 1) ранний, начиная с раннего периода ислама и до правления халифа Харун ар-Рашида; 2) средний - до распада Османской империи; 3) современный - с 1960-х гг.
2 Главной целью ИБР выступает содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран - членов и мусульманских сообществ в других странах. Важным направлением деятельности ИБР является развитие исламской финансовой системы. ИБР действует как финансовый посредник, принимая депозиты и размещая средства в финансовые активы, соответствующие требованиям шариата, развивает инфраструктуру исламского финансового рынка, проводит обширную образовательную и консультационную работу и пр. URL: http://www. isdb.org/irj/go/km/docs/documents/IDBDevelopments/Internet/ English/IDB/CM/Publications/IDBGroupBrief2013.pdf.
3 Первой немусульманской страной, в которой в 1978 г. был учрежден исламский финансовый институт (Islamic Banking System International Holdings), стал Люксембург В 1981 г последовало создание исламского финансового посредника (Dar al-Mal al-Islami Trust, DMI) в Швейцарии. Первый розничный исламский банк на Западе (Islamic Bank of Britain, IBB) начал свою работу в 2004 г.
фонд (МВФ) [25]4 - один из ключевых институтов современного миропорядка [12].
В настоящее время элементы исламской финансовой системы представлены в большинстве стран мира. Исламская финансовая индустрия развивается стремительными темпами5. Лидирующие позиции занимают исламские банки, аккумулируя более 90% исламских финансовых активов6. В этой ситуации вполне закономерно, что литература по шариатским финансам преимущественно посвящена исламскому банковскому делу. Достаточно подробно исследованы исламские страховые компании, инвестиционные фонды, а также исламские финансовые рынки и инструменты. Однако, как отмечает Р.И. Беккин, возможности исламской финансовой системы «.. .не исчерпываются набором методов финансирования, призванных ... обойти ссудный процент», поскольку «.само слово «финансы» подразумевает активную роль государства как участника финансовых отношений» [5]. Вместе с тем публикации о государственных исламских финансах (если шире подходить к этой проблеме - публичных исламских финансов) немногочисленны, что и определило направление данного исследования.
4 В 1984-1988 гг. при поддержке МВФ была реализована исследовательская программа, направленная на разработку концептуально-методических основ исламского банкинга и принципов регулирования исламской банковской системы. В 1990-е гг. МВФ оказывал техническую и консультационную поддержку центральным банкам мусульманских стран, в которых начали функционировать исламские банки. С конца 1990-х гг. развивается сотрудничество МВФ с мусульманскими странами по вопросам создания специализированных межнациональных организаций, способствующих развитию исламской финансовой индустрии. В последние годы к инициативе МВФ присоединились и другие международные финансовые институты (в частности, Группа Всемирного банка и Европейский центральный банк), проводя переговоры о сближении бухгалтерских стандартов, принципов банковского надзора, вводя специальные рейтинги для участников исламского финансового рынка, поддерживая интерес научного и профессионального сообщества к исламской финансовой системе.
5 В 2006-2012 гг. среднегодовой темп прироста исламских финансовых активов превысил 20%. Несмотря на глобальную финансовую рецессию, с 2008 г. размер исламской финансовой системы увеличился в два раза. URL: http://www.thecityuk. com/assets/Uploads/Islamic-finance-2013-F.pdf.
6 В 2008-2012 гг. совокупные активы исламской финансовой индустрии были распределены следующим образом: в среднем 92% приходилось на активы исламских банков, 6% - на активы исламских инвестиционных фондов, 2% - на активы исламских страховых компаний, доля прочих финансовых институтов, особенно до 2011 г., в общем объеме исламских финансовых активов была незначительна. URL: http://www.thecityuk.com/as-sets/Uploads/Islamic-finance-2013-F.pdf.
Авторы заострили внимание на важнейшем аспекте данной проблематики - исламском налогообложении, которое далеко не всегда организуется государством. Рассмотрены три основных вопроса:
- специфика исламских налогов по сравнению с традиционными;
- особенности организации исламского налогообложения;
- его роль в исламской финансовой системе.
Характеристика исламских налогов
При анализе исламского налогообложения достаточно непросто определиться с самим исследуемым предметом. Исламскими являются налоги, соответствующие Корану и суннам. Однако в рамках данного признака возможны разные толкования.
1. Исламские налоги - это те, которые существовали во времена Пророка Мухаммада и о которых имеется прямое или косвенное упоминание в Коране и/или сунне [3].
2. Исламские налоги - все налоги, не противоречащие принципам мусульманского права [5].
Очевидно, что второе толкование значительно шире и существенно усложняет задачу установления перечня исламских налогов.
Если обратиться к тексту Корана, то в нем упоминается закят, являющийся центром исламской налоговой системы. Закят представляет собой группу обязательных платежей, предполагающую обложение различных категорий плательщиков, различных объектов при разном необлагаемом минимуме (ниса-бе), по разным ставкам. Общими являются:
- обязательность уплаты;
- принципы взимания;
- направления расходования средств закята.
Зачастую именно с закятом ассоциируют все
исламские налоги. Характеризуя исламские налоги, будем иметь в виду в первую очередь именно закят.
Перечень исламских налогов дискуссионен не только с позиции Корана, но и относительно их налогового характера. Исламские налоги настолько отличаются от налогов в их традиционном понимании, что зачастую встает вопрос: корректно ли к платежам, предусмотренным шариатом, применять понятие «налог»?
В ходе развития финансовой науки (зародившейся во многом как наука о налогах) предпринимались различные попытки определить данную
категорию. Выделяют следующие экономические признаки налога:
1) обязательность;
2) законность;
3) признак цели;
4) отсутствие индивидуального или специального эквивалента;
5) периодичность (регулярность) уплаты налога
[13].
Перечисленные признаки отражены, например, в следующем современном определении налога: индивидуальное безэквивалентное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функции [14].
Исламские налоги соответствуют перечисленным пяти признакам, но во многом иначе, чем традиционные.
Обязательность налогов в традиционном смысле подразумевает, как это представлено в определении, принуждение со стороны власти и ответственность в случае неуплаты. Исламские налоги обязательны в ином смысле: уплата закята как очистительного налога - это религиозная обязанность мусульман, один из пяти столпов веры. Таким образом, снижается необходимость внешнего принуждения к уплате: закят - это сфера личной ответственности мусульман.
Законность традиционных налогов трактуется в контексте установления их уполномоченными органами власти государства. Для исламских налогов она подразумевает соответствие Корану и суннам. Законность, понимаемая таким образом, выступает центральным признаком, позволяющим считать тот или иной налог исламским.
Целевая направленность расходования закята представлена в Коране (Сура Ат-Тауба 9:60) - налоговые поступления могут быть использованы в интересах следующих категорий лиц:
- нищих;
- бедных;
- лиц, собирающих закят;
- лиц, сердца которых привлекаемы к исламу;
- рабов;
- должников;
- лиц на пути Аллаха и путников.
По сути закят - это комплексная система сбора и распределения средств, элемент не только исламс-
кой налоговой системы, но и исламской фискальной системы.
Завершая анализ соответствия закята экономическим признакам налогов, следует признать, что безвозмездность и периодичность уплаты характерны для исламских налогов в той же мере, что и для традиционных налогов7.
Закят объединяет в себе обложение богатства и обложение дохода (в том числе - порождаемого облагаемым богатством). Центральным элементом налога является именно объект обложения, который и определяет субъекта. Предполагается, что налоги не должны быть чересчур обременительными для плательщиков. Так, закят не платится с имущества, обремененного долгами, а для большинства объектов обложения предусмотрен необлагаемый минимум (нисаб), благодаря которому закят во многих случаях становится прогрессивным налогом.
Коран напрямую не дает определения богатства, облагаемого закятом, и не указывает ставки его обложения. Одновременно в Коране и суннах содержатся примеры объектов, облагаемых закятом, -золото и серебро; скот; зерно и плоды; имущество, добытое из земли (клады, полезные ископаемые); доходы от торговли и ремесел [18]. В прошедшие столетия возникали новые экономические категории, и сейчас богатство редко измеряется исключительно в благородных металлах или поголовье скота. Возникает необходимость в современной трактовке богатства, которое подлежит обложению исламскими налогами, т.е. соответствует шариату. Например, во времена Пророка Мухамада закят включал в себя ушр - обложение урожая от орошаемых земель по ставке 5%, неорошаемых - 10%, а всего того, что порождает земля без усилий человека (клады, полезные ископаемые) - по ставке 20%. Пакистанский ученый Джавед Ахмад Гамиди приводит следующую современную трактовку ушр: если для создания того, что приносит доход, используется труд и капитал (как в случае орошаемых земель), доход облагается по ставке 5%; только труд (неорошаемые земли) - 10%; ни труд, ни капитал (полезные ископаемые) - 20% [24].
7 Именно сочетание всех пяти признаков позволяет отнести тот или иной платеж к налогам. Например, помимо закята шариат предполагает возможность уплаты садаки. И закят, и садака -это часть дохода или имущества, передаваемая нуждающимся мусульманам. Закят обязателен в рамках определенной величины, а уплата садаки имеет добровольный характер и ничем не ограничена, а потому садака является пожертвованием, а не частью исламской налоговой системы.
Российские авторы также предпринимают попытки соотнести предписания ислама и актуальную финансовую трактовку имущества и дохода [10, 11]. Онлайн-калькуляторы на сайтах российских благотворительных фондов предлагают расчет закята в размере 2,5% от налоговой базы, рассчитываемой как сумма наличных денежных средств, денежных средств в банке, товаров и доходов, ликвидационной стоимости акций, золота и серебра, имущества, используемого как инвестиционный актив, других доходов, уменьшенных на долги и расходы за минусом нисаба в размере 114 тыс. руб.8 Возможность вычета расходов, хотя они и не конкретизированы, трансформирует доход в прибыль, которая облагается по единой ставке с богатством. Иными вариантами расчета объекта закята являются:
- стоимость недвижимого имущества, сдаваемого в аренду и предназначенного для продажи;
- стоимость урожая с земельных угодий, предназначенного для продажи;
- стоимость имеющихся лошадей, транспортных средств не для постоянного использования;
- стоимость акций, паев ПИФов, долей в компаниях, наличных денежных средств, текущих счетов в банках, депозитных сертификатов, выкупной суммы договоров о страховании жизни, вложений в пенсионные счета, предоставленных займов и кредитов;
- стоимость золотых, серебряных и иных драгоценных украшений;
- добытые полезные ископаемые и ценные находки (по ставке 20%);
- доход по запретным операциям - банковский процент (по ставке 100%)9.
Очевидно, что сумма закята, рассчитанная по разным методикам, будет существенно различаться, и выбор «правильной» методики расчета нетривиален.
Особенности организации исламского налогообложения
Установление и взимание исламских налогов может происходить вне рамок государственных институтов, которые обеспечивают законность и гарантируют обязательность взимания традици-
8 Фонд «Солидарность». URL: http://www.zakyat.com/ rasschitat-zakyat.html. Такая же логика расчета предполагается и в Фонде «Закят» Республики Татарстан (но при нисабе в 120 тыс. руб.); Фонде «Садака» (без учета ликвидационной стоимости акций и имущества как инвестиционного актива).
9 Фонд «Закят». URL: http://fondzakat.ru/index.php/calc.
онных налогов. Плательщиками закята выступают мусульмане. Соответственно, зона распространения исламских налогов может быть не связана с государственными границами, а мусульмане несут двойное налогообложение, уплачивая и закят, и традиционные налоги в государствах, где они проживают. Закят является составляющей государственной налоговой системы в Йемене, Ливии, Малайзии, Пакистане, Саудовской Аравии и Судане. Еще в девяти мусульманских странах (Бангладеше, Бахрейне, Египте, Индонезии, Иордане, Иране, Кувейте, Ливане и Объединенных Арабских Эмиратах) государство в той или иной степени поддерживает институт закята путем предоставления льгот для уплативших закят (в том числе - смягчение двойного налогообложения), а также принимая участие в расходовании средств и (или) контроле за их перераспределением. В остальных мусульманских странах уплата и расходование закята осуществляются без участия государства [22], что характерно и для России.
Следует отметить, что исторически в рамках исламской налоговой системы различались налоги для мусульман и немусульман. Последние должны были уплачивать джизью (подушная подать) и ха-радж (поземельный налог, связанный с выплатой средств с общественных земель, переданных в аренду немусульманам). Очевидно, что для обеспечения уплаты этих налогов, которые существенно ближе к традиционным, необходимы властные государственные структуры. Согласимся с мнением Р.И. Беккина о том, что не все мусульманские налоги, существовавшие в раннеисламскую эпоху, могут найти применение в наши дни, и джизья утратила актуальность [5]. Вместе с тем некоторые правоведы сходятся на том, что с немусульман в мусульманских странах необходимо взимать так называемый «налог на социальную солидарность», поступления от которого могли бы использоваться на те же цели, что и поступления от закята, но применительно к немусульманскому населению [3].
Уплата исламских налогов является внутренней потребностью мусульман, не требует принуждения со стороны государственных структур и предполагает четко прописанные направления использования собранных средств. Перечисленные особенности позволяют привлекать негосударственные организации, которые могут собирать и расходовать исламские налоги более эффективно, чем государственные структуры [3]. Очевидно, что при зачислении закята в общие государственные доходы сложнее
контролировать целевое использование средств на предписанные Кораном цели, чем при создании специального фонда. И в целом негосударственные фонды, распределяющие исламские налоги, как правило, более информационно прозрачны по сравнению с государственным бюджетом.
Широкое распространение сбора и распределения исламских налогов негосударственными организациями возможно благодаря достаточно подробной характеристике закята как основы исламских публичных финансов, данной в Коране и суннах. Однако со времен Пророка Мухаммада экономические условия существенно изменились, что делает особенно актуальными вопросы о современном толковании объекта обложения закята и функций, которые должно выполнять мусульманское государство. Перед странами, стремящимися построить свои государственные финансы на принципах шариата, встает вопрос: могут ли в них существовать неисламские налоги?
Цели расходования закята, весьма прогрессивные в момент его введения, не вполне отражают изменившийся с тех пор взгляд на задачи государства. Теоретическое представление о том, что в мусульманских странах может взиматься только закят [23, 24], слабо согласуется с существующими в них государственными расходами. Потенциал закята не соответствует потребностям современного государства, требуя мобилизации средств из иных источников. Примечательно, что наиболее консервативны в отношении налоговых инноваций и роста уровня налогообложения страны Ближнего Востока, которые являются родиной ислама. Причину такого консерватизма связывают с использованием доходов от экспорта нефти и газа для финансирования государственных расходов [7]. Однако подобные источники доходов, бесспорно, не могут стать универсальным решением для исламской финансовой системы. В качестве альтернативы предлагается дополнение закята наиболее подходящими с точки зрения соответствия шариату современными налогами [19] одновременно с оптимизацией расходов государства.
Исламское налогообложение в контексте исламской финансовой системы
Исламское налогообложение существенно расширяет научные представления о шариатских финансах. Руководствуясь функциональным подходом [21], исламскую финансовую систему можно было бы определить как совокупность рынков и институтов,
используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками в соответствии с требованиями шариата10 [4]. Однако в своем исследовании авторы стремятся выйти за рамки исламской финансовой индустрии, обратившись к публичным финансам и рассматривая исламское налогообложение как неотъемлемый элемент исламской финансовой системы. В этом случае необходима более широкая трактовка, позволяющая акцентировать внимание на характере и субъектах финансовых отношений. Поэтому определим исламскую финансовую систему как регламентированную систему распределительных отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов публично-правовыми союзами, организациями и домохозяйс-твами для достижения ими целей и решения задач в соответствии с требованиями шариата11 [16].
Социокультурная составляющая является одной из важнейших характеристик исламской финансовой системы. Финансовые принципы, определяющие специфику исламской финансовой системы, существенно отличаются от традиционных. Приоритетное внимание в финансовых отношениях в данном случае уделяется следующим взаимосвязанным аспектам:
- религиозные требования;
- этика хозяйствования;
- социальная справедливость.
К наиболее значимым исламским финансовым принципам относятся:
1) запрет ростовщичества. Ссудный процент рассматривается как источник неправедного дохода, тем не менее «...исламская экономическая наука ... не имеет ничего против т.н. естественной процентной ставки, или чистой производительности капитала, выраженной в процентах и находящейся в прямой зависимости от прибыльности инвестиций»12 [1, 9];
2) запрет спекуляций. Данный принцип также связан с требованием, согласно которому в основе любого финансового инструмента должны
10 Альтернативный вариант функциональной трактовки исламской финансовой системы предложен Р.И. Беккином: последняя определяется как «.совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве)».
11 В данном случае за основу взято определение финансов, сформулированное профессором В.В. Ивановым.
12 Примечательно, что процентный доход строго порицался
в средневековой Европе.
лежать операции с реальными активами. Примечательно, что деньги таковыми не признаются;
3) запрет неопределенности и необоснованного обогащения. Условия финансовых сделок, по которым возникает неопределенность и (или) одна сторона получает чрезмерные преимущества за счет другой стороны, недопустимы. В связи с этим уместно упомянуть концепцию участия в прибылях и убытках, согласно которой инвесторы и реципиенты разделяют риски финансируемого проекта;
4) запрет финансирования недопустимых видов деятельности, которые могут причинить физический или моральный вред отдельным лицам или обществу в целом (производство оружия и алкоголя, игорный бизнес и пр.). Принципы исламского налогообложения корреспондируют с базовыми принципами исламской финансовой системы, подчиняясь мусульманской этике хозяйственных отношений13 [2]. Поэтому обратим внимание на такую особенность исламской налоговой системы, как отсутствие в ней косвенных налогов. Несмотря на то, что во времена Пророка Мухаммада наиболее широко были распространены пошлины и акцизы, а определение величины богатства и доходов было затруднено, исламскими стали именно прямые налоги, способные реализовать социальное перераспределение доходов. Косвенные налоги приводят к удорожанию товаров, напрямую не связаны с имущественной состоятельностью потребителей, носят регрессивный характер, их уплачивают и богатые, и бедные, причем на последних косвенные налоги оказывают наибольшее давление. До настоящего времени налоговые системы многих мусульманских стран, в частности стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, основываются на прямых налогах, а проекты введения в них налога на добавленную стоимость, противоречащего духу исламского налогообложения, не находят поддержки у религиозных лидеров, вследствие чего возникают опасения относительно значительных уклонений от уплаты НДС в случае его введения [7].
Обратимся к институциональному измерению исламской финансовой системы. С позиции тра-
13 Здесь уместно упомянуть фундаментальные принципы исламской экономики: удовлетворение основных потребностей для всех людей; обеспечение равенства возможностей; недопущение концентрации богатства и неравенства во избежание того, чтобы богатство стало средством господства одного человека над другим; предоставление всем возможностей для духовного самосовершенствования; обеспечение стабильности и экономического роста для реализации этих целей.
диционных представлений [20], она включает пять основных элементов [6]:
- исламские финансовые рынки, которые могут быть определены как рынки, обеспечивающие обращение исламских финансовых инструментов;
- исламские финансовые институты (исламские банки, исламские инвестиционные фонды, исламские страховые компании и пр.);
- исламские долевые и долговые финансовые инструменты;
- организация исламских финансовых операций, отвечающая требованиям шариата;
- поддерживающая инфраструктура (специальные регулирующие органы, соответствующее законодательство, международные стандарты исламской финансовой деятельности и пр.).
Такой элемент финансовой системы, как исламское налогообложение, обычно не предусмотрен, что является очевидным упущением. Речь идет исключительно об индустрии исламских финансовых услуг14.
Любая национальная финансовая система может быть в большей или меньшей степени исламской. На одном полюсе располагаются мусульманские страны, в которых финансовая система строится на принципах шариата15 [4]. На другом - немусульманские страны, где элементы исламской финансовой системы отсутствуют или носят единичный характер. Приверженность шариату в страновом масштабе, как логично было бы предположить, в существенной степени зависит от численности мусульманского населения. Ведущие исламские банки, страховые компании и инвестиционные фонды закономерно расположены в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии16. Однако Россия с ее многомиллионным мусульманским населением в финансовом
14 Термин «индустрия исламских финансовых услуг» (Islamic financial services industry, IFSI) активно используется Исламским банком развития, который, в частности, выделяет следующие ее элементы: исламские банки; исламские инвестиционные фонды; исламские страховые компании (такафул); прочие исламские финансовые институты (исламские лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые институты, жилищно-строительные кооперативы и др.); институты исламской финансовой архитектуры и инфраструктуры. URL: http://www.isdb.org/irj/go/km/docs/documents/IDBDevelopments/ Internet/ English/roB/CM/Publications/Annual_Reports/35th/An-nualReport35.pdf.
15 В строгом смысле к таким странам можно отнести только Судан, хотя исламизация финансовой системы проводилась также в Иране и Пакистане.
16 Islamic Finance. October 2013. London: The UK Islamic
Finance Secretariat (UKIFS). URL: http://www.thecityuk.com/as-
sets/Uploads/Islamic-finance-2013-F.pdf.
плане в высшей степени традиционна: все основные перечисленные элементы исламской финансовой системы находятся в самом начале своего развития. В то же время исламское налогообложение выступает одним из наиболее хорошо развитых институтов.
В условиях финансовой глобализации сложно провести грань между национальными и международными финансовыми отношениями. Когда же речь идет о сегментации финансового рынка по специфическим принципам, задача становится еще более проблематичной. Термин «исламская финансовая система» зачастую используется в глобальном контексте17. Однако, абстрагируясь от национальных границ, анализ исламской финансовой системы, тем не менее, целесообразно проводить с учетом существующих критериев оценки национального финансового развития. В этом отношении, как известно, обычно различают развитые и развивающиеся финансовые рынки. Развитые рынки в целом существенно опережают развивающиеся по уровню финансовой глубины, эффективности, стабильности и прочим ключевым характеристикам18. Однако развивающиеся финансовые рынки весьма разнообразны. В частности, различают формирующиеся и прочие развивающиеся финансовые рынки.
Формирующиеся финансовые рынки, к числу которых, в частности, относится и российский [8], характеризуются двумя главными отличительными признаками:
- они молоды и уступают развитым финансовым рынкам по качественным и количественным параметрам;
- они стремительно растут.
Именно такую ситуацию можно констатировать в отношении исламской финансовой системы. Несмотря на то, что она начала формироваться сравнительно недавно и характеризуется рядом конкурентных несовершенств, исламские финансовые активы демонстрируют стремительный рост, наблюдается активная экспансия исламских финансовых институтов, бурно развиваются исламские финансовые рынки и новые исламские финансовые инструменты [15]. Можно было бы предположить,
17 Весьма характерно, что наряду с восточными центрами исламской финансовой индустрии глобальный финансовый миропорядок предопределяет особый статус международных финансовых центров. В частности, одним из ведущих центров исламских финансов является Лондон.
18 См., например, Financial deepening in emerging markets / Global financial stability report (GFSR). April 2014. Washington, DC: International Monetary Fund. P. 75-76.
что признаки формирующейся финансовой системы распространяются и на исламское налогообложение. Однако в данном случае, как было отмечено, выводы не столь однозначны.
Итак, отметим, что исламские налоги объединяют в себе консерватизм в установлении и инновации во взимании. Идея обложения богатства и дохода при наличии необлагаемого минимума была чрезвычайно прогрессивна для своего времени. Вместе с тем определение налогооблагаемого дохода (и во многих случаях - богатства) было крайне затруднительно, потому что подоходный налог в привычной форме возник лишь в XIX в. Поэтому установление суммы дохода и богатства изначально было возможно лишь «по совести». Сейчас личная ответственность плательщика закята позволяет применять для его уплаты и расходования самые прогрессивные инструменты и механизмы. В частности, передовые технологии налогового администрирования применяются в Российской Федерации: перечисление закята благотворительным организациям возможно с привлечением широкого спектра платежных инструментов (наличные средства, банковский перевод, оплата банковской картой, виртуальными деньгами, по СМС с телефона и т.д.), а отчетность фондов детальна, информативна и прозрачна.
Исламское налогообложение является одним из важнейших элементов исламской финансовой системы и существенно меняет представления о ее сущности и институциональной структуре. Изучение современного опыта исламского налогообложения может быть весьма перспективным для внедрения в традиционное налогообложения инновационных методов установления и взимания налогов, приоритетами которых будут максимальное удобство для плательщика и необременительность налогов для преодоления экономического неравенства общества.
Список литературы
1. Беккин Р.И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность. URL: http://www. bekkin.ru/downloads/rb1336674339.pdf.
2. Беккин Р.И. Исламская экономика. Краткий курс. М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. 557 с.
3. Беккин Р.И. Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран // Налоговая политика и практика. 2007. № 6. С. 42-47.
4. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития. URL:
http://netess.ru/3ekonomika/5306-1-islamskie-finansovie-
instituti-instrumenti-musulmanskih-nemusulmanskih-
stranah-osobennosti-perspektivi-razvitiya.php.
5. Беккин Р.И. Исламское финансовое право и его роль в регулировании исламских финансов. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/islamskoe-finansovoe-pravo-i-ego-rol-v-regulirovanii-islamskih-finansov.
6. Гордеева О.Е., Львова Н.А. Исламская финансовая система. URL: http://www.library.univ.kiev. ua/ukr/elcat/new/detail.php3?doc_id=1326503.
7. Гурнак А.В., Вишневская Е.Н., Гурнак А.Ю. Религия и власть: поиск компромисса в налогообложении мусульманских стран // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 46-50.
8. Дарушин И.А., Львова Н.А. Российские эмитенты: вызовы формирующегося рынка // Финансы и кредит. 2014. № 10. С. 42-50.
9. Иванов В.В., Канаев А.В., Соколов Б.И., Топ-ровер И.В. Теории кредита. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. 410 с.
10. КалимуллинаМ.Э., Беккин Р.И. Закят: Практическое руководство. М.: Исламская книга, 2009. 160 с.
11. Ковешникова Г.Х., Абубекеров Ш.М. Расчет закята в России по бухгалтерскому балансу. М.: Издательский отдел Совета муфтиев России, 2008. 105 с.
12. Кузнецов А.В. Институциональная неадекватность глобальной финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 20. С. 15-22.
13. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 592 с.
14. Налоги и налогообложение / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2009. 528 с.
15. Современные финансовые рынки: монография / под ред. В.В. Иванова. М.: Проспект, 2014. 576 с.
16. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2010. 640 с.
17. Харон С., Азми В.Н.В. Исламская финансовая и банковская система: философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012.
18. Al-Qardawi Yu. Fiqh al Zakah. A Comparative Study of Zakah, Regulations and Philosophy in the Light of Quran and Sunnah. Scientific Publishing Centre King Abdulaziz University. Jeddah, 2000. Vol. I.
19. Aw ad M.H. Adjusting Tax Structure to Accommodate of Zakah. Management of Zakah in Modern Muslim Society. Islamic Development Bank. Jeddah, 2000. P. 77-100.
20. Bodie Z., Merton R.C. The Design of Financial Systems: Towards a Synthesis of Function and Structure. NBER Working Paper 10620. 2004. URL: http://www.nber.org/papers/w10620.pdf.
21. Bodie Z., Merton R.C., Cleeton D.L. Financial Economics. 2nd ed. N.J.: Prentice Hall, 2009.
22. Powell R. Zakat: Drawing Insights for Legal Theory and Economic Policy from Islamic Jurisprudence // University of Pittsburgh Tax Review. 2009. Vol. 7. № 43. P. 43-101.
23. Sale em Sh. Islamic Concept of Taxation // Renaissance. 1992. Vol. 02. Iss. 10. URL: http:// www.monthly-renaissance.com/issue/content. aspx?id=1127.
24. Shaikh S. An Alternate Approach to Theory of Taxation and Sources of Public Finance in an Interest Free Economy. MRPA Paper. 2009.
25. Van Greuning H., Iqbal Z. Risk Analysis for Islamic Banks. Washington: IBRD / WB, 2008.
Finance and credit Taxes and taxation
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
SPECIAL FEATURES OF ISLAMIC TAXATION IN THE MODERN FINANCIAL SYSTEM
Nadezhda A. L'VOVA, Natal'ya V. POKROVSKAYA
Abstract
Importance Islamic finance is a significant phenomenon of the modern financial world . The Islamic financial system is rapidly developing. However, the majority of studies on the corresponding subject deal with Islamic financial intermediaries, markets and instruments, whereas the role of public finance is often underestimated
Objectives The article addresses the fundamentals of Islamic taxation and covers three key questions: 1) peculiarities of Islamic taxes in comparison with conventional taxes; 2) special features of Islamic taxation organization; 3) the specifics of Islamic taxation in the context of the Islamic financial system . Methods The logic of the research is determined by the special features of Islamic finance: the priority importance of the ethical economic management principles . Thus, we pay attention not only to financial, but also to social and cultural aspects of the studied problems When assessing the financial features of Islamic taxation, we have been guided by the concept of functional and structural finance
Results Islamic taxation is one of the most important institutions of the Islamic financial system The list of Islamic taxes is fiercely debated for compliance with the Quran and the nature of tax requirements. Mobilization and redistribution of the raised funds within Islamic taxation are less fiscal than religious Islamic taxes combine traditional imposing and innovative levying .
Conclusions and Relevance The Islamic taxes are not directly related to the existence of the State . In many countries, including Russia, the zakah is collected and distributed by non-governmental organizations. Remarkably, they are often more efficient than corresponding State structures. We also come to conclusion that Islamic taxation is an important precondition to overcome social inequality.
Keywords: Islamic, finance, financial system, principles, taxes, taxation
References
1 . Bekkin R.I. Islamskaya model' besprotsentnoi ekonomiki i sovremennost' [The Islamic model of interest-free economy and modern times]. Available at: http://www.bekkin.ru/downloads/rb1336674339. pdf. (In Russ.)
2 . Bekkin R.I. Islamskaya ekonomika. Kratkii kurs [Islamic economy. A short course]. Moscow, AST, Vostok-Zapad Publ., 2008, 557 p.
3. Bekkin R.I. Islamskie nalogi v sisteme nalogoo-blozheniya musul'manskikh stran [Islamic taxes in the system of taxation of Muslim countries] . Nalogovaya politika i praktika = Tax policy andpractice, 2007, no. 6, pp. 42-47.
4. Bekkin R.I. Islamskie finansovye instituty i instrumenty v musul'manskikh i nemusul'manskikh stranakh: osobennosti i perspektivy razvitiya [Islamic
financial institutions and tools in Muslim and nonMuslim countries: features and development prospects]. Available at: http://netess.ru/3ekonomika/5306-1-islamskie-finansovie-instituti-instrumenti-musul-manskih-nemusulmanskih-stranah-osobennosti-per-spektivi-razvitiya.php. (In Russ.)
5. Bekkin R.I. Islamskoe fmansovoe pravo i ego rol ' v regulirovanii islamskikh finansov [The Islamic financial law and its role in Islamic finance regulation] . Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/islamskoe-finansovoe-pravo-i-ego-rol-v-regulirovanii-islamskih-finansov. (In Russ.)
6. Gordeeva O.E., L'vova N.A. Islamic financial system. Available at: http://www.library.univ.kiev.ua/ ukr/elcat/new/detail.php3?doc_id=1326503 .
7. Gurnak A.V., Vishnevskaya E.N., Gurnak A.Yu. Religiya i vlast' : poisk kompromissa v nalogooblozhe-nii musul'manskikh stran [Religion and power: search for a compromise in taxation of Muslim countries]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Law, 2014, no. 3, pp. 46-50.
8. Darushin I.A., L'vova N.A. Rossiiskie emitenty: vyzovy formiruyushchegosya rynka [Russian issuers: challenges of the emerging market]. Finansy i kredit = Finance and credit, 2014, no. 10, pp. 42-50.
9. Ivanov V.V., Kanaev A.V., Sokolov B.I., Toprover I . V. Teorii kredita [Theories of credit]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 2007, 410 p.
10. Kalimullina M.E., Bekkin R.I. Zakyat: Prak-ticheskoe rukovodstvo [Zakah: a practical guide]. Moscow, Islamskaya kniga Publ., 2009, 160 p.
11. Koveshnikova G.Kh., Abubekerov Sh.M. Raschet zakyata v Rossii po bukhgalterskomu balansu [Calculation of zakah in Russia based on the balance sheet]. Moscow, Izdatel'skii otdel Soveta muftiev Rossii Publ., 2008, 105 p.
12. Kuznetsov A.V. Institutsional'naya neadekvat-nost' global'noi finansovoi sistemy [Institutional inadequacy of the global financial system] . Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2014, no. 20, pp. 15-22.
13. Maiburov I.A., Sokolovskaya A.M. Teoriya nalogooblozheniya. Prodvinutyi kurs [The theory of taxation. An advanced course]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2011, 592 p.
14 . Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 528 p.
15. Sovremennye finansovye rynki: monografiya [Modern financial markets: a monograph]. Moscow, Prospekt Publ., 2014, 576 p.
16 . Finansy: uchebnik [Finance: a textbook]. Moscow, Prospekt Publ., 2010, 640 p.
17. Haron S., Azmi W.N.W. Islamskaya finansovaya i bankovskaya sistema: filosofiya, printsipy i praktika [Islamic Finance and Banking System]. Kazan, Linova-Media Publ., 2012.
18. Al-Qardawi Yu. Fiqh al Zakah. A Comparative Study of Zakah, Regulations and Philosophy in the Light of Quran and Sunnah. Scientific Publishing Centre King Abdulaziz University, Jeddah, 2000, vol. I.
19. Awad M.H. Adjusting Tax Structure to Accommodate of Zakah. Management of Zakah in Modern Muslim Society. Islamic Development Bank, Jeddah, 2000, pp. 77-100.
20. Bodie Z., Merton R.C. The Design of Financial Systems: Towards a Synthesis of Function and Structure. NBER Working Paper 10620, 2004. Available at: http://www.nber.org/papers/w10620.pdf.
21. Bodie Z., Merton R.C., Cleeton D.L. Financial Economics. 2nd ed. N.J., Prentice Hall, 2009.
22. Powell R. Zakat: Drawing Insights for Legal Theory and Economic Policy from Islamic Jurisprudence . University of Pittsburgh Tax Review, 2009, vol. 7, no. 43, pp. 43-101.
23. Saleem Sh . Islamic Concept of Taxation . Renaissance, 1992, vol. 2, iss. 10. Available at: http://www.monthly-renaissance.com/issue/content. aspx?id=1127.
24 . Shaikh S. An Alternate Approach to Theory of Taxation and Sources of Public Finance in an Interest Free Economy. MRPA Paper, 2009.
25. Van Greuning H., Iqbal Z. Risk Analysis for Islamic Banks. Washington, IBRD / WB, 2008.
Nadezhda A. L'VOVA
Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation lvova_n [email protected]
Natal'ya V. POKROVSKAYA
Saint Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation nvpokrovskaia@gmail . com
Acknowledgments
We express our deep appreciation to Doctor of Economics, Professor of the Saint Petersburg State University IVANOV Viktor Vladimirovich, for his detailed examination of the manuscripts and valuable recommendations .