Научная статья на тему 'Межбюджетные отношения с позиций принципов исламской экономики'

Межбюджетные отношения с позиций принципов исламской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / PUBLIC FINANCE / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ISLAMIC FINANCE / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ISLAMIC ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зулькарнай Ильдар Узбекович

В статье проводится анализ межбюджетных отношений в государствах, в которых следуют принципам современной концепции исламской экономики, а также в контексте их базовгх ценностей, реализовывавшихся в течение веков в мусульманских странах. Раскрывается суть современной исламской экономической модели, заключающаяся в запрете на взимание процента в финансовых операциях. Поставлены вопросы, которые возникают в этой связи в государственных финансах. Указано, что история исламских налогов, описанных в Коране и сунне, уходит в глубину веков. Наряду с такими налогами, как, например, закят, в практике исламских стран были и налоги, прямо не описанные в Коране. Проведена классификация исламских налогов, их аналоги в традиционной налоговой системе. Сделаны выводы, что функция перераспределения финансов между слоями населения, между территориями страны возложена в основном на исламские налоги, зачастую лежащие за пределами государственной системы финансов и осуществляемые через религиозные институты. Распределение средств нуждающимся, носящих характер субсидий, носит персонифицированный и адресный характер, что обеспечивает высокий уровень их эффективности. В частности, эта система не ложится на государственные расходы в части обеспечения контроля правильности оказания финансовой помощи. В силу этого между территориями одной страны наблюдается большое различие в бюджетной обеспеченности, что создает сильные стимулы для их экономического развития. Социальная составляющая философии исламских налогов оказывает влияние на всю государственную систему финансов, обеспечивая распределение природной ренты среди населения, а не присвоения их кучкой олигархов в тех странах, которые обладают значительными запасами таких ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS IN TERMS OF ISLAMIC ECONOMICS

The article analyses intergovernmental fiscal relations in a state where the modem conception of Islamic economics principles are being followed and also in the context of basic values that were implemented in Islamic countries. The essence of the modern Islamic economic model is shortly explained, which is a prohibition on interest. The article poses questions that we need to answer in public finance in this connection. Islamic taxes have a centuries-long history. Along with other taxes like zakat for example in the economic practice of Islamic countries there were taxes not directly described in the Quran and the Sunna. The author provides the classification of Islamic taxes and their analogues in the European taxation system. The article concludes that the equalization function of the intergovernmental fiscal relations, in particular equalization between subnational territories is implemented mostly through Islamic taxes that exist mostly outside of the public finance system. They are implemented by religious institutions like Islamic funds. Revenues from Islamic taxes are distributed as subsidies among people in a personal way who do not have enough income to support their life. Such a way of allocation provides that only people who do need receive this support. It means a high level of the Islamic allocation system's effectiveness. In particular, the government does not need to control these expenditures and save the budget money. As a result of the equalization function of Islamic taxes, there is a high difference in the fiscal capacity of regional governments that creates strong incentives for their economic development. The social part of Islamic finance philosophy affects the whole system of public finance forcing the state to distribute a natural resource rent among people avoiding its appropriation by a number of oligarchs in countries with significant reserves of natural resources.

Текст научной работы на тему «Межбюджетные отношения с позиций принципов исламской экономики»

И.У. Зулъкарнай УДК 336.1

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПРИНЦИПОВ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ*

В статье проводится анализ межбюджетных отношений в государствах, в которых следуют принципам современной концепции исламской экономики, а также в контексте их базовых ценностей, реализовывавшихся в течение веков в мусульманских странах. Раскрывается суть современной исламской экономической модели, заключающаяся в запрете на взимание процента в финансовых операциях. Поставлены вопросы, которые возникают в этой связи в государственных финансах. Указано, что история исламских налогов, описанных в Коране и сунне, уходит в глубину веков. Наряду с такими налогами, как, например, закят, в практике исламских стран были и налоги, прямо не описанные в Коране. Проведена классификация исламских налогов, их аналоги в традиционной налоговой системе.

Сделаны выводы, что функция перераспределения финансов между слоями населения, между территориями страны возложена в основном на исламские налоги, зачастую лежащие за пределами государственной системы финансов и осуществляемые через религиозные институты. Распределение средств нуждающимся, носящих характер субсидий, носит персонифицированный и адресный характер, что обеспечивает высокий уровень их эффективности. В частности, эта система не ложится на государственные расходы в части обеспечения контроля правильности оказания финансовой помощи. В силу этого между территориями одной страны наблюдается большое различие в бюджетной обеспеченности, что создает сильные стимулы для их экономического развития. Социальная составляющая философии исламских налогов оказывает влияние на всю государственную систему финансов, обеспечивая распределение природной ренты среди населения, а не присвоения их кучкой олигархов в тех странах, которые обладают значительными запасами таких ресурсов.

Ключевые слова: государственные финансы, межбюджетные отношения, исламские финансы, банковская система, исламская экономика

Ildar U. Zulkarnay

INTERGOVERNMENTAL FISCAL RELATIONS IN TERMS OF ISLAMIC ECONOMICS

The article analyses intergovernmental fiscal relations in a state where the modern conception of Islamic economics principles are being followed and also in the context of basic values that were implemented in Islamic countries. The essence of the modern Islamic economic model is shortly explained, which is a prohibition on interest.

The article poses questions that we need to answer in public finance in this connection. Islamic taxes have a centuries-long history. Along with other taxes like zakat for example in the economic practice of Islamic countries there were taxes not directly described in the Quran and the Sunna. The author provides the classification of Islamic taxes and their analogues in the European taxation system.

The article concludes that the equalization function of the intergovernmental fiscal relations, in particular equalization between subnational territories is implemented mostly through Islamic taxes that exist mostly outside of the public finance system. They are implemented by religious institutions like Islamic funds.

Revenues from Islamic taxes are distributed as subsidies among people in a personal way who do not have enough income to support their life. Such a way of allocation provides that only people who do need receive this support. It means a high level of the Islamic allocation system's effectiveness. In particular, the government does not need to control these expenditures and save the budget money.

* Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №13-06-00329 «Совершенствование межбюджетных отношений в системе «Федеральный бюджет-бюджеты субъектов федерации», направленное на усиление бюджетного стимулирования экономического развития субъектов Российской Федерации»

Зулъкарнай Илъдар Узбекович, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией социально-экономических исследований Уфимского государственного университета экономики и сервиса, e-mail: [email protected]

Ildar U. Zulkarnay, Prof. Dr.Sc. (Economics), Chief of Socioeconomic Research Laboratory, the Ufa State University of Service and Economics (Ufa, Russia), e-mail: [email protected]

©Зулькарнай И.У., 2014

As a result of the equalization function of Islamic taxes, there is a high difference in the fiscal capacity of regional governments that creates strong incentives for their economic development. The social part of Islamic finance philosophy affects the whole system of public finance forcing the state to distribute a natural resource rent among people avoiding its appropriation by a number of oligarchs in countries with significant reserves of natural resources.

Key words: public finance, intergovernmental fiscal relations, Islamic finance, banking system, Islamic economy

Межбюджетные отношения, как механизм перераспределения финансов между территориями страны, а также ее уровнями от муниципалитетов до центра, находятся в центре внимания общественных финансов любой страны. Для России эта проблематика особенно актуальна в свете ее огромной территории, разнообразия регионов и федеративного устройства государства [I].

В частности, остро дискутируемыми в нашей стране вопросами являются степень централизации/децентрализации государственных финансов, наполняемость субнациональных, особенно местных, бюджетов, проблемы их дотационности, соотношения перераспределительно-выравнивающей и стимулирующей функций межбюджетных отношений [2; 3; 4; 5].

В свете нарастающего интереса к исламской экономической модели, исламским финансам, к тому факту, что в ходе мирового финансового кризиса 2008 г. мусульманские государства пострадали меньше других стран, имеет смысл изучить их опыт в построении бюджетных систем в целом и межбюджетных отношений в частности.

Исламская финансовая модель получила развитие как особая модель финансовых отношений (отличная от традиционной) после Второй мировой войны, когда мусульманские страны Ближнего Востока одна за другой стали получать независимость от Британской короны. Необходимость возникновения такой финансовой модели в этих странах обусловлена сильным влиянием мусульманской религии (шариата), запрещающей в части финансовых отношений процент, а также ставящей еще ряд ограничений [6].

В основном, это требование касалось банковской системы, традиционная модель ко-

торой основана на проценте. В ходе работы исламских экономистов была разработана модель финансовых отношений в банковской сфере, позволяющая выполнять функции перераспределения финансовых фондов между отраслями, слоями населения, государством и рынком на основе требований шариата. Это потребовало значительных усилий, но в результате возникли принципиально другие экономические отношения между экономическими агентами, которые можно охарактеризовать как «этическая экономика» [6].

Запрет на рибу1 в финансовых отношениях в сочетании с естественной необходимостью прибыльности любого предприятия привел к возникновению принципиально новой концепции банковской деятельности, где банки получают свою прибыль не через процент, а через участие в разделении прибыли.

При этом исламские банки выполняют роль «кровеносных сосудов экономики», перераспределяя ресурсы от агентов экономической деятельности, имеющих свободные активы, к тем агентам, которые нуждаются в средствах для расширения своей деятельности, как это имеет место в традиционной экономике. Как показано в литературе, участие в прибыли вместо взимания процента кардинально меняет экономические отношения, исключая в них спекуляцию, искусственное раздувание различного рода финансовых пузырей, строительство «финансовых пирамид», и в конечном счете, возникновение финансовых кризисов [7; 8].

Кроме того, на протяжении всей истории исламской цивилизации, на протяжении веков, существовали независимые мусульманские страны, как, например, Хали-

1 Риба — рост, прирост, увеличение, ростовщичество. Незаконный прирост определенных товаров или получение с них цены, не соответствующей настоящей цене товара. Ростом называется такая торговая операция или обмен, когда одна сторона сделки приобретает прибыль, не затратив для этого никакого общественно-полезного труда.

фат и Османская империя, которые, естественно, имели налоговые системы и систему бюджетных расходов на поддержание жизнедеятельности государства. В части частных финансов, банковской системы эта сфера, как и во многих христианских странах, отдавалась иноверцам2, т.к. мусульмане не могли совершать финансовые операции за рибу, а система разделения кредитными организациями прибыли кредитуемого предприятия еще не была изобретена.

Межбюджетные отношения в сфере государственных, или другими словами, общественных финансов, на первый взгляд, изначально были свободны от упомянутых проблем, связанных с рибой, т.к. кроме процентного бюджетного кредита предпринимателям расходы бюджета носят беспроцентный характер, а упомянутые бюджетные расходы составляют ничтожную долю и могут быть опущены.

Однако существует ряд вопросов в части доходов бюджетной системы, организации расходов, перераспределения средств (в межбюджетных отношениях) и финансирования бюджетного дефицита.

Так, в части доходов бюджетной системы существует проблема, связанная с тем, что шариат прямо содержит перечень налогов, которые мусульмане должны платить. С этой точки зрения, любые налоги, не содержащиеся в шариате, являются незаконными с точки зрения мусульманского права.

Обсудим налоги, входящие в перечень одобренных шариатом. Прежде всего, это закят, представляющий собой пожертвование дееспособного мусульманина в пользу нуждающегося единоверца. Поскольку в мусульманских странах проживали также немусульмане, закят на них не распространялся, но с точки зрения справедливости они должны были также принимать участие в финансировании благ, получаемых от государства. Причем этот вклад должен быть равным закяту. Таким налогом для немусульман была алъ-джизъя. Интересно, что ставки налогообложения носили регрессивный характер: наиболее богатые платили 0,5% от

доходов, средний класс — 12%, а бедные — по еще большей ставке.

В использовании закята, как основы для налогов в традиционном понимании, например, как аналога налога на доходы физических лиц или на совокупный доход, существует ряд ограничений, связанных с его спецификацией в исламской религии.

Закят рассматривается исламскими богословами как инструмент перераспределения доходов между слоями населения с целью достижения социальной справедливости, другими словами, он символизирует солидарность в обществе. В этом отношении за-кят выполняет перераспределительную функцию налоговой системы. При этом перераспределение не должно быть равномерным, необходимо поднять уровень доходов малоимущих слоев лишь до некоего минимального уровня, называемого «нисаб», суть которого обеспечение минимальных условий для жизни. Тем самым перераспределительная функция закята не подрывает стимулы малоимущих слоев поднимать свое благосостояние путем собственных усилий, а также не подрывает интерес богатых сохранять и приумножать свое состояние.

Закят представляет собой добровольное пожертвование мусульман в пользу нуждающихся единоверцев. Государство, выступающее посредником в этом перераспределении от имущих к нуждающимся, ограничено этой целевой установкой и не может тратить средства по своему усмотрению. Это важный моральный ограничитель для излишних, экономически неэффективных расходов государства, в частности, ограничитель роста расходов государства на аппарат управления (хотя закят может тратиться в качестве компенсации работы тех, кто его собирает и распределяет).

Существуют два налога, связанных с землей: ушр — налог на продукты земледелия и харадж — пропорциональный поземельный налог. Первоначально, ушр представлял собой десятину (десятую часть доходов от сельскохозяйственной деятельности), которая существовала также в христианстве и иуда-

2 В христианстве и иудаизме процент запрещен для единоверцев, в исламе запрещен вообще (т.е. нельзя давать и брать взаймы под процент у иноверцев тоже). Однако в части иноверцев эта норма выдерживалась не так строго.

изме. В действительности, ставка варьировалась от 5 до 10% в зависимости от плодородности почвы и таким образом включала в себя часть земельной ренты.

Харадж первоначально был поземельным налогом, уплачиваемым немусульманами, и тем самым был аналогом ушра, но для немусульман. В настоящее время харадж стал общим как для тех, так и для других, и включает в себя два вида.

Один вид хараджа — это, по-существу, налог на землю и величина его зависит от плодородия почвы, количества насаждений, системы орошения, т.е. от его потенциальных экономических характеристик. Тем самым он стимулирует экономическую деятельность на этой земле, ее эффективное использование.

Второй вид — это налог с дохода от сельскохозяйственного производства. Во времена Халифата ставка была значительной — от 20 до 50% и зависела от рыночных цен, урожая. Такой налог стимулировал повышение эффективности производства, производительности труда, плодородия земли, т.к. прибыль после налогообложения сильно зависела от величины производственных затрат.

Особое место занимает хумс. Первоначально он представлял собой налог от военной добычи, по ставке 20%, но также относился к другой добыче, как, например, клады. Тем самым это налог на доходы, мало связанные с трудовой деятельностью. В этом контексте в настоящее время объектом обложения хумсом являются полезные ископаемые, как и избыточный доход, к которому относится как сверхприбыль, так и нормальная прибыль.

В отличие от хараджа и ушра, объект налогообложения закята не имеет четкого описания в Коране. В этой связи государство могло прилагать его к разным налоговым базам, по-существу, вводя различные налоги. Пошлина ушур, налагаемая на торговцев по ставке от 1/40 до 1/10 на ввозимые в страну товары, по существу, является импортной пошлиной, регулирующей, в частности, конкурентоспособность продукции. Халиф Умар II ввел практику обложения за-кятом полезных ископаемых, что является налогом на их добычу, а также формой изъя-

тия ренты в пользу государства, а если рассмотреть контекст этических основ закята, то этот налог изымал ренту в пользу всех граждан страны.

Во все времена возникала необходимость введения в мусульманских странах налогов, не описанных в Коране. В современности, когда появилось большое количество мусульманских государств, исламская экономика получила развитие в трудах исламских ученых как экономическая доктрина, позволяющая обеспечить эти страны эффективной финансовой системой. В этих трудах были выработаны принципы, позволяющие вводить налоги, не имеющие описания в Коране. Один из видных теоретиков исламского экономического права Йусуф ал-Карадави сформулировал четыре условия, при которых новые налоги могут признаваться не противоречащими мусульманскому праву [8]:

1) должна существовать действительная потребность общества в дополнительных средствах;

2) налоговое бремя этого налога должно быть распределено справедливо;

3) новый налог должен приносить пользу обществу;

4) введение нового налога должно быть возможно на основе консультаций с авторитетными исламскими правоведами.

При этом запретительными признаками, ограничивающими введение нового налога, являются следующие:

1) новый налог не должен дублировать существующие, например, если введен за-кят, то нельзя вводить налог на доходы физических лиц, являющийся ближайшим аналогом закята;

2) новый налог не должен противоречить базовым экономическим принципам закята, например, налог на инвестиции противоречит духу и смыслу закята;

3) если существуют другие способы финансирования общественной нужды, нельзя вводить новый налог.

Все страны с населением, преимущественно исповедующим ислам, можно разделить на две категории. Одна категория — это светские страны, в которых ислам не признан государственной религией. В них бюджетные системы не носят религиозный

характер, похожи на налоговую систему, присущую европейским странам. Другая категория стран — это государства, в которых ислам признан государственной религией.

В государствах первой категории мусульманские налоги находятся, как правило, за пределами государственной налоговой системы, их сбор и распределение осуществляют религиозные организации. Однако исламские налоги, их этическая подоплека оказывают влияние на философское восприятие роли государственных финансов и ограничивают злоупотребление в их применении, в частности, излишние траты.

Государства, признавшие ислам официальной религией, также не ограничиваются налогами, перечисленными в Коране и сунне. В одних странах исламские налоги включены в перечень государственных налогов, их сбор и распределение осуществляется государственными органами. Например, в Йеменской Арабской Республике закят является налогом, включенным в число государственных со времен возникновения ислама. Существует конкретный перечень расходов поступлений от этого налога. В Саудовской Аравии этот налог был введен лишь в 1950 году. Однако эти страны также практикуют налоги, известные в европейских налоговых системах.

В других странах исламские налоги остаются за пределами государственной налоговой системы по требованию самих религиозных организаций. Например, в Иране, даже после исламской революции, исламские налоги не были включены в состав государственных. Мусульмане вносят закят либо в мечети, либо в специальные мусульманские фонды, после чего они распределяются в соответствии с их целевым назначением, в частности поступают на поддержку нуждающихся.

Резюмируя, можно заключить, что исламская экономическая модель в основу формирования общественных финансов закладывает этические принципы, ограничивающие их от экономически неэффективных решений с точки зрения неоклассических экономических воззрений. В области доходов эти принципы ограждают от двойного налогообложения, излишнего налогового

бремени, несправедливого распределения налогового бремени между слоями населения, подрыва фискальных стимулов экономического роста. В области расходов бюджетных средств исламская экономика ограждает от необоснованных (неэффективных) с точки зрения общества расходов.

В части межбюджетных отношений функции выравнивания бюджетной достаточности территорий с точки зрения обеспечения минимального уровня жизни для всех граждан страны оставлены за исламскими налогами, в частности за закятом. Причем их распределение носит достаточно персонифицированный характер, что обеспечивает эффективность выполнения этой социальной функции. К тому же уровень поддержки нуждающихся ограничен поддержанием некоего минимума. В этой связи между различными частями страны могут наблюдаться большие различия в уровне жизни, как это имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах, где уровень жизни граждан различных эмиратов существенно отличается.

С другой стороны, идея социальной справедливости, заложенная в исламских налогах, оказывает мировоззренческое влияние на всю государственную налоговую систему, что выражается в достаточно щедром распределении нефтяной ренты между гражданами государства даже в монархиях и диктатурах Арабского Востока, как это имело место в Ливии во времена Муаммара Каддафи.

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить, что исламские представления о финансах оказывают следующее влияние на межбюджетные отношения:

1. Функция перераспределения между слоями населения, территориями страны возложена в основном на исламские налоги, зачастую лежащие за пределами государственной системы финансов, и осуществляется через религиозные институты.

2. Распределение средств нуждающимся, носящее характер выдачи субсидий, носит персонифицированный и адресный характер, что обеспечивает высокий уровень их эффективности. В частности, эта система не обременяет государственные расходы в части обеспечения контроля правильности оказания финансовой помощи.

3. В силу этого между территориями одной страны наблюдается большое различие в бюджетной обеспеченности, что создает сильные стимулы для их экономического развития.

4. Социальная составляющая философии исламских налогов оказывает влияние на всю государственную систему финансов, обеспечивая распределение природной ренты среди населения, а не присвоения их кучкой олигархов в тех странах, которые обладают значительными запасами таких ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тиссен У. Анализ современных моделей бюджетного федерализма на основе социально-экономической эффективности межбюджетных отношений. Теория, опыт стран ОЭСР, анализ ситуации в России. — Режим доступа: http:// www.recep.ru/files/documents/federalism_models_ru.pdf (дата обращения 17.11.2013).

2. Лавров А., Сазерлэнд Д., Литвак Дж. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. — 2001. — № 4. — С. 32—51.

3. Богачева О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов. — Режим доступа: http:// www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/1996/ 96-6bogacheva/96-6bogacheva000.htm (дата обращения 11.11.2013).

4. Зулъкарнай И.У. Конкурентный федерализм и экономический рост // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2009. — №1.— С. 44—50.

5. Зулъкарнай И.У, Бугера М.Е. Асимметрия Российской Федерации и совершенствование федеративной и региональной политики // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2000. —№ 6. — С. 9—14.

6. Зулъкарнай И.У. Оздоровление экономических отношений: исламская модель (этический аспект) // Проблемы востоковедения. — 2013. — № 1 (59). — С. 7—10.

7. Беккин Р.И. Исламская экономика. Краткий курс. — М.: АСТ, Восток-Запад, 2008. — 288 с.

8. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. — М.: Марджа-ни, 2009. — 344 с.

REFERENCES

1. Tissen U. Analiz sovremennykh modeley byudzhetnogo federalizma na osnove sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti mezhbyudzhetnykh otnosheniy. Teoriya, opyt stran OESR, analiz situatsii v Rossii [Analysis of Modern Models of Fiscal Federalism on the Base of Socioeconomic Effectiveness for Intergovernmental Fiscal Relations. Theory, Experience of the OECD Countries, Analysis of the Russian Situation]. Available at: http://www.recep.ru/ files/documents/federalismmodelsru.pdf (accessed 17 November 2013) (In Russ.).

2. Lavrov A., Sazerland D., Litvak Dz. Reforma mezhbyudzhetnykh otnosheniy v Rossii: "federalism, sozdayushchiy rynok" [Reform of Intergovernmental Fiscal Relations in Russia: "Federalism Creates a Market"]. Voprosy ekonomiki — Economic Issues, 2001, no. 4, pp. 32-51 (In Russ.).

3. Bogacheva O. Byudzhetnye mekhanizmy v mirovoy praktike razvitiya depressivnykh i otstalykh regionov [Fiscal Mechanisms in International Practice of the Development of Depressive Regions]. Available at: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ Ve/1996/96-6bogacheva/96-6bogacheva000.htm (accessed 11 November 2013) (In Russ.).

4. Zulkarnay I.U. Konkurentnyy federalism i ekonomicheskiy rost [Competitive Federalism and Economic Growth]. Ekonomika i upravlenie — Economics and Management: Scholarly and Practical Journal, 2009, no. 1, pp. 44-50 (In Russ.).

5. Zulkarnay I.U., Bugera M.E. Asimmetriya Rossiyskoy Federatsii i sovershenstvovanie federativnoy i regionalnoy politiki [Asymmetrical Federalism in Russia and Development of Federal and Regional Policies]. Ekonomika i upravlenie — Economics and Management: Scholarly and Practical Journal, 2000, no. 6, pp. 9-14 (In Russ.).

6. Zulkarnay I.U. Ozdorovlenie ekonomicheskikh otnosheniy: islamskaya model (eticheskiy aspect) [Normalization of Economic Relations: Islamic Model (Ethic Aspect)]. Problemy vostokovedeniya — Problems of Oreintal Studies, 2013, no. № 1 (59), pp. 7-10 (In Russ.).

7. Bekkin R.I. Islamskaya ekonomika. Kratkiy kurs [Islamic Economics. A Short Course]. Moscow, AST, Vostok-Zapad Publ., 2008. 288 p. (In Russ.).

8. Bekkin R.I. Islamskaya ekonomicheskaya model i sovremennost' [Islamic Economic Model and Modern Time]. Moscow, Mardzhani Publ., 2009, 344 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.