ЭКОНОМИКА
№ да ¿tii № i'i м да ¿ч л". № да.да м да да. № № ж л'А да да да да да м да да да да
^ t ^ ^ f * ' * * Т ш * * t ^ * Т * t * f ^ ^ Т ^ I ^ ( ^ ^ f ^ * t f ** f ^ ^ t" ^ 1 * t 4 ^ ^ t * * ^ V V ^ У 1 ' ^ I 1 ' ^ t ** т *
Ишмухаметов, А.Б. Абдуллин УДК 336
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАДИЦИЯХ ИСЛАМА*
Аннотация
В статье анализируется исламская модель финансовой деятельности, ее основные принципы, а также современная структура данной системы. Обсуждаются такие принципы, как разделение прибылей, рисков, запрет ссудного процента, концепция денег в терминах потенциального и реального капитала и др. Проводится сравнение исламской и традиционной финансовых моделей, внутренние проблемы развития первой, обсуждается вопрос о финансовой грамотности населения в разрезе понимания сути этой модели и ее отличия от традиционных финансов, обосновывается необходимость подготовки населения к ее использованию путем просвещения. На основе анализа отечественной практики исламских финансов, в частности в Республике Башкортостан, представлены проблемы и возможности использования указанной модели на территории РФ для дальнейшего развития финансовых услуг на принципах ислама.
Ключевые слова: исламские финансы, исламская модель финансовой деятельности, исламские финансовые инструменты, исламский банкинг
Nail S. Ishmukhametov, Almaz В. Abdullin
PECULIARITIES OF FINANCIAL ACTIVITY IN ISLAMIC TRADITIONS
Abstract
The article analyzes the Islamic model of financial activity, its basic principles, as well as the current structure ofthe Islamic financial system.
Such principles as the principle of profit sharing, the prohibition of loan interest, the principle of risk sharing, the concept of money in terms of potential and real capital, etc. are discussed. The Islamic and traditional models are compared, the internal problems of the development of the Islamic financial model are discussed, the issue
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-06-00728 «Сравнительный анализ исламской и традиционной финансовых моделей на основе мультиагентного моделирования»
Ишмухаметов Наиль Салаеатоеич, кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой общей экономической теории Института экономики, финансов и бизнеса Башкирского госу-дарственногоуниверситета (Уфа), e-mail: [email protected]
Абдуллин Алмаз Байрасоеич, мастер делового администрирования, доцент кафедры финансов и налогообложения Института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного 'университета (Уфа), e-mail: [email protected]
Nail S. Ishmukhametov, Cand.Sc. (Economics), Associate Professor, Deputy Head of the Department of General Economical Theory, Institute of Economics, Finance and Business, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
Almaz B. Abdullin, Master of Business Administration (MBA), Associate Professor, Department ofFinance and Taxation, Institute ofEconomics, Finance andBusiness, Bashkir State University (Ufa), e-mail: [email protected]
© Ишмухаметов H.C., Абдуллин А.Б., 2017
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/4 (78)
of the financial literacy of the population in the context of understanding the essence of this model and its difference from traditional finance is discussed, and the need to prepare the population for using this model through education is substantiated. Based on the analysis of the domestic practice of Islamic finance, problems and opportunities for using the Islamic model offinance on the territory ofthe Russian Federation are presented for the further development offinancial services on the principles oflslam.
Key words: Islamic finance, Islamic model of financial activity, Islamic financial instruments, Islamic banking
Сегодня в ряде регионов РФ и стран ближнего зарубежья привлекает внимание своей актуальностью тема исламских финансов как на уровне их руководства, так и среди мусульманского населения и делового сообщества.
Представляется целесообразным и продуктивным вести речь о специфике финансовой стороны исламской формы жизнедеятельности в общем ряду проблем востоковедения, которые в свою очередь не могут рассматриваться отдельно от проблем так называемого «западного общества», во многом действующего в противовес восточному. Как справедливо заметил A.A. Маслов, «востоковедение сегодня это не только «наука о Востоке», это в том числе и изучение менталитета и особенностей жизни восточных диаспор - арабских, китайских, индийских, турецких - в западных странах» [9].
тии реального сектора, расширению круга услуг, социально-экономическому развитию в целом [7, с. 23].
Вместе с тем есть мнение, что глобальная исламская финансовая индустрия (табл. 1) в ближайшие несколько лет столкнется с серьезными факторами давления, замедляющими рост, из-за спада цен на нефть и сохраняющейся неблагоприятной макроэкономической обстановки в развитых странах. Так, аналитики Standard & Poor's считают, что после многолетнего солидного роста отрасль достигла критической массы, позволяющей ей выдержать усиливающиеся препятствия, но наблюдающееся вместе с тем снижение нефтяной выручки может не лучшим образом отразиться на бюджетах правительств и рынках исламских финансов.
Таблица1
Активы исламских финансовых институтов в мире в 2017 г.1
Активы исламских финансовых институтов в мире (млн долл. США) $1 595 183
Количество исламских финансовых институтов 1 329
Стоимость выпущенных сукук (млн долл. США) $341 923
Количество выпущенных сукук 2 360
Стоимость исламских фондов (млн долл. США) $66 435
Количество исламских фондов 1 042
Из актуальных проблем сопоставления «западного» и «восточного» можно считать сравнительный анализ разных моделей экономического развития, в частности, традиционного («западного») и исламского (в известной степени «восточного») подходов к организации и осуществлению финансовой деятельности.
Институты исламских финансов - один из самых быстрорастущих сегментов в глобальном секторе экономики. Мировая практика показывает, что успешная деятельность исламских банков и финансовых компаний способствует развитию не только финансовых рынков, но и предприя-
Подробный анализ исламской модели финансовой деятельности проводится в ряде работ зарубежных ученых, а также отечественных исследователей. Одними из недавних зарубежных работ, переведенных на русский язык, были труды муфтия Мухаммада Таки Усмани [11] и Рафика аль-Мисри [1].
В работах Р.И. Беккина подробно анализируется исламская экономическая модель в целом, перспективы ее реализации в мусульманском и немусульманском сообществах, опыт применения ее в разных странах, в первую очередь в тех, где государственная финансовая система
1 Источник: Global Islamic Economy Indicator (Индикатор глобальной исламской экономики). URL: http://www. zawya.eom/giei/# (датаобращения: 12.06.2017).
построена в соответствии с правовыми нормами ислама [2]. В трудах А.Ю. Журавлева рассматриваются проблемы становления исламского банкинга, вопросы построения моральной экономики в контексте исламской экономической доктрины и практики, преподавания исламских финансов как академической дисциплины [3].
венных исламской модели финансовой деятельности, наблюдаются уже достаточно давно, в т.ч. на мировых тематических площадках2. Это позволяет выделить ряд принципов построения исламской модели финансовой деятельности (рис. 1), важнейшими из которых выступают:
Рис. 1. Принципы построения исламской модели финансовой деятельности
Вопросам реализации данной модели в России посвящена серия статей И.У. Зулькарная [4; 5; 6]. Институциональные особенности исламского бизнеса, а также специфические черты исламского банкинга в России и странах СНГ в условиях мирового кризиса нашли отражение в трудах М.Э. Ка-лимуллиной [8]. В работах P.A. Мусаева изучены характерные тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации [10].
Научная активность и обсуждение в практической плоскости специфических черт, свойст-
1. Принцип разделения прибылей и убытков, известный в англоязычных источниках как "Profit and Loss Sharing", при котором рассматриваются строящиеся отношения: в одних случаях между партнерами (партнерство в совместном бизнесе, чему соответствует «мушарака» в исламской модели финансовой деятельности), в других - между инвестором и предпринимателем (партнерство в рамках проектного финансирования или доверительного управления, которому соответствует «мудараба»)3;
2 Среди таких площадок следует назвать ежегодные конференции Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI, Королевство Бахрейн), The World Islamic Banking Conference (Всемирная конференция исламских банков, WIBC, Королевство Бахрейн, проводится ежегодно на протяжении 23 лет), IFSB Summit (ежегодные саммиты Исламского комитета по финансовым услугам), The World Islamic Economic Forum (Всемирный исламский экономический форум, WIEF, ежегодно проводится с 2005 г., охватывая географию таких городов, как Куала-Лумпур, Исламабад, Джакарта, Астана, Лондон, Дубай и др.), ежегодная Всемирная конференция по такафулу (WTC), The Global Islamic Economy Summit (Всемирный саммит исламской экономики, GIES, Дубай, ОАЭ), Международный форум по исламским финансам( IFN Forum, организуемый REDmoney group), в т.ч. проведенный в России IFN CIS & Russia Forum (Форум стран СНГ и России, Москва, 2016). В числе значимых мероприятий по данной тематике, проводившихся в России, также можно назвать Международный экономический саммит России и стран-участниц Организации исламского сотрудничества Kazan Summit (ежегодное международное мероприятие, проводимое в Казани с 2009 г.), Международный круглый стол «Развитие исламских финансов в регионе: роль в привлечении инвестиций» (Уфа, 2014), Экспертная дискуссия по исламским финансам в рамках Гайдаровского форума (Москва, 2015-2017), форумы по исламским финансам в рамках ежегодной Московской международной выставки халяль-индустрии Moscow Halal Expo (Москва).
3 Этот и все остальные принципы исламской модели финансов основываются на установлениях в отношении морали, справедливости, равенства и объективности. Первостепенное внимание этическим аспектам должно уделяться на всех этапах ведения бизнеса. Этические ограничения действуют для всех видов коммерческой деятельности, носящих антисоциальный характер и наносящих вред обществу. Предприниматель должен осуществлять свою деятельность в согласии с нормами морали, т.е. с соблюдением принципа справедливости в экономических отношениях между людьми, поскольку обратное неизбежно приведет к неудовлетворенности партнеров по бизнесу, сотрудников компании, общества в целом и, отсюда, к социальной напряженности.
2. Принцип разделения риска логично вытекает из требований первого, подразумевающих необходимость достижения договоренностей о распределении возможных рисков как неотъемлемого элемента предпринимательской деятельности, которая по своей природе является рисковой.4 Вопросы рисков в исламском финансировании представляют собой большую тему, которая касается и проблемы взаимного их страхования (чему соответствует «такафул» в исламской модели финансов);
3. Принцип признания денег в качестве «потенциального» капитала, т.е. деньги становятся реальным капиталом лишь тогда, когда инвестируются в производственную деятельность, причем для их преобразования в капитал требуется участие их обладателя. Владелец денег получает моральное право на доход, если он ставится в равные условия с владельцами прочих ресурсов, т.е. он должен выступать партнёром;
4. Запрет спекуляций, т.е. использования в своих интересах каких-либо обстоятельств, чьих-либо затруднений.5 Это во многом связано с запретом азартных игр (мейсир), который также подразумевает отказ от принятия избыточных рисков и случайного дохода, полученного не в результате производительного приложения ресурсов, т.е. без производства реального богатства (например, игра в казино).6
5. Запрет взимания ссудного процента7 часто выдвигается в число первых принципиально важных моментов для понимания исламской модели финансов. Однако нам представляется более целесообразным изложение ее сущности, начиная с тех вышеперечисленных принципов, которые лежат в обосновании запрета «риба» (довольно широкое понятие, означающее среди прочего ссудный процент).8 Деньги не могут
возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды без принятия риска, без участия владельца денег в прибылях и убытках. Таким образом, в исламских финансах деньги - это лишь средство платежа и они не являются товаром, который можно продать, получив доход от продажи.
Современная структура исламской финансовой системы включает в себя:
- «банковские» кредитно-финансовые институты;
- инвестиционные фонды (институт ценных бумаг, выпуск сукук);
- страховые компании (такафул);
- небанковские финансовые институты (в т.ч. микрофинансовые).
Многими экспертами в настоящее время отмечается узкий перечень финансовых инструментов, соответствующих исламской модели деятельности. Так, по мнению специалистов МВФ, долгое время проблемой для исламской финансовой индустрии являлось управление ликвидностью, прежде всего, в силу дефицита соответствующих исламу инструментов, способных служить высококачественными краткосрочными ликвидными активами. Неразвитость финансовых инструментов, соответствующих шариату, вынуждает исламские банки откладывать значительные объемы резервов в форме наличности, что, по сути, является омертвлением капитала. Поэтому ключевой проблемой остается расширение спектра исламских финансовых инструментов, в т.ч. путем создания ликвидного межбанковского рынка, расширения рынка государственных ценных бумаг.
Несмотря на активное, многолетнее обсуждение различных аспектов исламской формы финансов применительно к отечественной практике,
4 Типология рисков и принципы разделения рисков между основными участниками проектного финансирования подробно описаны в специализированной экономической литературе.
5 Так, на товарных рынках запрещена спекуляция за счет манипуляции ценами, манипулирования рынком путем, например, укрытия товара для создания искусственного дефицита, в результате чего может меняться спрос, предложение, цена, объем продаж товара.
6 Мейсир можно в известной степени трактовать как частный случай более широкого понятия неопределенности. В исламских финансах существует запрет излишней неопределенности сделки (такая степень неопределенности подпадает под понятие «гарар», означающее не просто факт неопределенности, а связанные с этим двусмысленность, неоднозначность, чрезмерный риск, а также опасность, угроза, граничащие с обманом и мошенничеством).
7 Ислам, как известно, не первая и не единственная религия, осуждающая явление ссудного процента.
8 Важно, что нет запрета на процент как таковой, когда он выражает наценку на реализуемый товар или долю в прибыли компании, т.е. используется в финансово-экономических расчетах для обозначения доли чего-либо по отношению к целому. Опыт лекций по основам исламских финансов, регулярно проводимых авторами, показывает неполное, зачастую ошибочное понимание сущности запрета «риба» и запрета спекуляций в исламской экономике. Прежде всего, это касается приравнивания любой торговой деятельности к спекуляции либо отождествление торговой наценки и «риба».
Россия не может похвастаться серьезным развитием данного сегмента, кроме нескольких небольших проектов, оказывающих услуги в незначительном масштабе.
Тем не менее такой первичный элемент исламской модели финансовой деятельности, как проекты мусульманских банковских карт, получившие первое применение на территории Республики Башкортостан (платежная карта «АФ Банк» - мусульманская дебетовая карта на базе международной платежной системы MasterCard), продолжают свое развитие в России. Так, в августе 2015 г. Московский индустриальный банк презентовал специальную банковскую карту паломника для российских мусульман, которая соответствует требованиям шариата, следовательно, отсутствует процентная система и вложенные средства не идут на финансирование деятельности, запрещенной исламом. Однако опыт выпуска мусульманской дебетовой карты «АФ Банк» говорит о сложностях, возникающих в этом деле:
- потребительский спрос на данный продукт, как правило, невысокий. Потенциальные держатели этой карты не видят особых отличий от карт традиционных банков. Не все клиенты придерживаются строгих религиозных норм;
- ограниченная сеть собственных банкоматов банка, дополнительные комиссии в партнерских банкоматах ограничивают территорию распространения карт;
- продукт не имеет международной халяль-сертификации.
На сегодняшний день в России есть несколько региональных компаний, которые предоставляют финансовые продукты и услуги, соответствующие нормам ислама (мурабаха - рассрочка, иджара -лизинг, мудараба и др.): Финансовый дом «Амаль» (г. Казань), который начал работать в 2010 г. с публичным открытием в феврале 2011 г.; ТНВ «Ля Риба-Финанс» (г. Махачкала), работающее с 2011 г. Для Республики Башкортостан это был операционный офис филиала «Восток-Капитал» ОАО КБ «Эллипс-Банк» в г. Уфа (ноябрь 2011 г. - март 2014 г.), для Республики Татарстан - филиал «Центр партнерского банкинга» ООО «Татагропромбанк» в г. Казань (март 2016г.- апрель 2017 г.).9
Следует отметить, что у большинства российских проектов в рамках исламской модели финансовой деятельности сложности лежат, прежде всего, в плоскости потребительского спроса: ограниченный складочный капитал не позволяет удовлетворить большое количество заявок на финансирование от клиентов, сроки рассрочки короткие во времени. Кроме того, наблюдается нехватка специалистов со знаниями основ шариата и исламских финансов, отсутствие полноценной системы контроля, общий негативный фон по отношению к компаниям без специальных лицензий регулятора.
О нехватке в России квалифицированных кадров в области исламских финансов следует упомянуть отдельно. В вузах до сих пор не готовят специалистов для исламской финансовой системы, только для традиционной. Более того, в вузах, как правило, даже в теории не упоминают о наличии исламских финансов. Необходимо формировать комплексную систему подготовки квалифицированных кадров. Во всех странах, где активно развивается исламское финансирование, на первый план выходит обучение и подготовка квалифицированных специалистов в этой области.
В то же время опыт функционирования подобных компаний приводит к определенным результатам в вопросах информирования потребителей о принципах и правилах работы исламской экономики и в дальнейшем формирования спроса на ее продукты. Немаловажен и тот факт, что появляется возможность получать доход от размещения свободных денежных средств в инвестиционные продукты, в исламские финансовые инструменты.
Рынок финансовых услуг постоянно растет, появляются новые институты, инструменты. Однако положительного эффекта от такого изобилия в настоящий момент мало. Население и предприниматели часто не знают ключевых финансовых понятий, не умеют пользоваться ими на практике с целью грамотного управления денежными средствами. Обильная и недостоверная, часто откровенно лживая реклама псевдо-фи-нансовых организаций (прежде всего, построенных по принципу пирамид) вносит еще большую
9 Примечателен тот факт, что оба проекта были запущены в формате «исламского окна» в виде филиала банка. Преимущества такого формата деятельности над иными возможными (инвестиционные компании, общества взаимного кредитования и т.п.) заключаются в том, что филиал работает в рамках банковской лицензии головного банка, исполнение филиалом всех обязательств перед клиентом гарантируется наличием банковской лицензии и обеспечивается собственным капиталом банка.
смуту в умы потребителей. Исламские финансы и их инструменты нуждаются в популяризации, чтобы широкий круг людей знал об их существовании и мог использовать в своей жизни, не ошибаясь в базовых принципах - «халяль вовсе не означает халяву».
К сожалению, практика работы компаний в рамках исламской модели финансовой деятельности показывает, что существуют серьезные институциональные и организационные ограничения для их работы в РФ. Настало время внести серьезные изменения в российское законодательство. Сегодня надо начинать хотя бы с малого - внесения точечных изменений в законодательство для снижения существенных ограничений (например, запрет на торговую деятельность для банков) и дополнительных издержек (прежде всего, в виде двойного налогообложения). Работа в таких условиях приводит к снижению конкурентоспособности исламских финансов, которое выражается в завышенной стоимости услуг (превышающей стоимость аналогичных банковских услуг в 1,5-2 раза); ограниченном охвате сегментов внутри целевой аудитории (отсутствии продуктов для среднего и крупного бизнеса), отсутствии жилищного финансирования на приемлемых условиях, а также долгосрочного финансирования (сроком более 3-х лет).
В заключение отметим, что исламские финансы - это финансово-экономические отношения, основанные на принципе долевого участия, обеспеченности бизнеса реальными активами. Моральные ограничения действуют на всех этапах ведения бизнеса, построенного с соблюдением этики исламского финансирования, что говорит в пользу устойчивости его институтов, их социально-ответственной направленности. Об актуальности представленного исследования свидетельствует тот факт, что исламская модель финансовой деятельности основана на принципе разделения рисков, концепции участия владельца денег не только в прибылях, но и в убытках. Запрет на хищническое поведение участников финансово-экономических отношений позволяет нивелировать диспропорции в развитии финансового и реального секторов экономики. Ценность данной модели для современной России видится в потенциале исламских финансов для оздоровления экономических отношений и расширения доступа экономических агентов к финансовым услугам. Вместе с тем ряд этических ограничений, накладываемых на участников
подобных отношений, обусловливает узкий перечень инструментов, соответствующих исламской модели финансов. Реализации данной модели на практике препятствуют и другие специфичные проблемы развития: недостоверная информация о сущности исламских финансов среди населения, нехватка кадров, неразвитая инфраструктура финансового рынка, значительные законодательные ограничения, что объективно снижает конкурентоспособность исламской модели финансов.
ЛИТЕРАТУРА
1. алъ-Мисри, Рафик Юнус. Фикх имущественных отношений / Рафик Юнус аль-Мисри; пер. с араб.: Д. Аджи; редсовет: Б.Ф. Мулюков [и др.]. М.: Исламская кн., 2014. С. 70-71.
2. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Марджани, 2010. 367 с.
3. Журавлёв А.Ю. Исламские финансы и их преподавание как академической дисциплины // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 1. С. 108-115.
4. Зулькарнай И.У. Исламская финансовая модель и первые ее шаги в России // Проблемы востоковедения. 2010. № 4 (50). С. 51-55.
5. Зулькарнай И.У. Оздоровление экономических отношений: исламская модель (этический аспект) // Проблемы востоковедения. 2013.№ 1 (59). С. 7-10.
6. Зулькарнай И.У. Межбюджетные отношения с позиций принципов исламской экономики // Проблемы востоковедения. 2014. № 1 (63). С. 20-25.
7. Ишмухаметов Н.С. О развитии исламских финансов в регионе и их роли в привлечении инвестиций // Финансы Башкортостана. 2014. № 1 (062). С. 23-28.
8. Калимуллина М.Э. Исламский банкинг в России и странах СНГ в условиях мирового финансового кризиса: теория и практика // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 266-270.
9. Маслов A.A. «Поворот на Восток» нуждается в специалистах / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. Экспертиза. 24 мая 2016. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/ 182693477.html (датаобращения: 12.06.2017).
10. Мусаев P.A., Магомедова Ю.Д. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2015. №11. С. 39-48.
11. Усмани, Мухаммад Таки. Введение в исламские финансы / муфтий Мухаммад Таки Усмани; [пер. с англ.]. М.: Исламская кн., 2013. 140 с.
REFERENCES
1. al-Misri, Rafik Yunus. Fikkh imushchestven-nykh otnoshenij [Fiqh of Property Relations]. Moscow: Islamskayakn. press, 2014. P. 70-71 (inRuss.).
2. Bekkin, R.I. Islamskaya ekonomicheskaya model' i sovremennost' [Islamic Economic Model and Modern Time]. Moscow: Mardzhani Publ., 2010, 367 p. (in Russ.).
3. Zhuravlyov, A.Yu. Islamskie finansy i ikh prepodavanie kak akademicheskoj distsipliny [Islamic Finance and Their Teaching as an Academic Discipline]. Vestnik Moskovskogo universiteta - Moscow University Economics Bulletin. 2014, no. 1, pp. 108— 115 (inRuss.).
4. Zulkarnay, I.U. Islamskayafinansovaya model' i pervye jejo shagi v Rossii [Islamic Financial Model and Its First Steps in Russia]. Problemy vostokove-deniya - Problems of Oriental Studies, 2010, no. 4 (50), pp. 51-55 (in Russ.).
5. Zulkarnay, I.U. Ozdorovlenie ekonomicheskikh otnoshenij: islamskaya model' (eticheskij aspekt) [Improvement of Economic Relations: Islamic Model (Ethical Aspect)]. Problemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies, 2013, no. 1 (59), pp. 7-10 (in Russ.).
6. Zulkarnay, I.U. Mezhbyudzhetnye otnosheniya s pozitsij printsipov islamskoj ekonomiki [Interbudge-tary Relations from Positions of Principles of the Is-
lamic Economy]. Problemy vostokovedeniya - Problems of Oriental Studies, 2014, no. 1 (63), pp. 20-25 (in Russ.).
7. Ishmukhametov, N.S. O razvitii islamskikh finansov v regione i ikh roli v privlechenii investitsij [On the Development of Islamic Finance in the Region and Their Role in Attracting Investment]. Finansy Bashkortostana - Finances of Bashkortostan, 2014, no. 1 (062), pp. 23-28 (in Russ.).
8. Kalimullina, M.E. Islamskij banking v Rossii i stranakh SNG v usloviyakh mirovogo finansovogo kri-zisa: teoriya i praktika [Islamic Banking in Russia and CIS Countries under Conditions of the World Financial Crisis: Theory and Practice]. Problemy sovremennoj ekonomiki - Problems of the Modern Economy, 2009, no. 4, pp. 266-270 (in Russ.).
9. Maslov,A.A. "Povorot na Vostok" nuzhdaetsya v spetsialistakh ["The Turn to the East" Needs Specialists]. Natsional'nyj issledovatel'skij universitet Vys-shaya shkola ekonomiki - National Research University Higher School of Economics. Expertise. May 24, 2016. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/182693477.html (Accessed June 12, 2017) (in Russ.).
10. Musaev, R.A., Magomedova, Yu.D. Tenden-tsii razvitiya islamskikh finansovykh institutov v usloviyakh globalizatsii [Trends in the Development of Islamic Financial Institutions in the Context of Globalization]. Problemy teorii i praktiki upravleniya - Problems of Management Theory and Practice, 2015, no. 11, pp. 39-48 (inRuss.).
11. Usmani, Muhammad Taki. Vvedenie v islamskie finansy [Introduction to Islamic Finance]. Moscow: Islamskaya kn., 2013. 140 p. (in Russ.).